Научная статья на тему 'Теоретические аспекты обоснования принципов формирования и развития системы экономической безопасности высшего образования'

Теоретические аспекты обоснования принципов формирования и развития системы экономической безопасности высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY OF HIGHER EDUCATION / СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF HIGHER EDUCATION / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / PRINCIPLES FOR THE SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников Николай Владимирович

На основе анализа нормативных документов и научных работ рассматриваются вопросы обоснования принципов формирования и развития системы экономической безопасности высшего образования. Приводится авторское определение экономической безопасности высшего образования, изложены и кратко охарактеризованы принципы формирования и развития системы экономической безопасности высшего образования; определена приоритетность учета принципов для различных стадий жизненного цикла системы экономической безопасности высшего образования: формирование, функционирование, развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical Aspects of the Principles of Formation Study and Development of the Economic Security of Higher Education

The higher education is one of the most important sectors of national and economic security of the country. This defines special attention of the state and civil society to this problem. The article analyzes the theoretic problems of development of the system of economic security of higher education of Russia. The author defines the original concept of principles of formation, functioning and development of the system of economic security, the approach of accounting principles, depending on the stage of formation of the economic security system.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты обоснования принципов формирования и развития системы экономической безопасности высшего образования»

УДК 33

DOI 10.18522/0321-3056-2015-3-93-97

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

На основе анализа нормативных документов и научных работ рассматриваются вопросы обоснования принципов формирования и развития системы экономической безопасности высшего образования. Приводится авторское определение экономической безопасности высшего образования, изложены и кратко охарактеризованы принципы формирования и развития системы экономической безопасности высшего образования; определена приоритетность учета принципов для различных стадий жизненного цикла системы экономической безопасности высшего образования: формирование, функционирование, развитие.

© 2015 г. Н.В. Плотников

Плотников Николай Владимирович -кандидат социологических наук, докторант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, ул. Садовая, 21, г. Санкт-Петербург, 191023. E-mail: [email protected]

Plotnikov Nikolai Vladimirovich -

Candidate of Sociological Sciences,

St. Petersburg State

University of Economics,

Sadovaya St., 21, St. Petersburg, 191023, Russia.

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: высшее образование, национальная безопасность, экономическая безопасность, система экономической безопасности высшего образования, принципы формирования и развития системы экономической безопасности.

The higher education is one of the most important sectors of national and economic security of the country. This defines special attention of the state and civil society to this problem. The article analyzes the theoretic problems of development of the system of economic security of higher education of Russia. The author defines the original concept ofprinciples offor-mation, functioning and development of the system of economic security, the approach of accounting principles, depending on the stage offormation of the economic security system.

Ключевые слова: higher education, economic security, economic security of higher education, the system of economic security of higher education, principles for the system of economic security.

Экономическая безопасность высшего образования, цели и задачи ее обеспечения. Высшее образование как отрасль - объективно необходимая составная часть обеспечения развития современной социально-экономической системы, ориентированной на инновационное развитие. Для любой социально-экономической системы основополагающим фактором ее формирования и эффективного развития является наличие целей, для достижения которых она создается. Вместе с тем, как показал проведенный анализ [1], для ряда подсистем важно определение не только путей обеспечения их функционирования, но и механизмов обеспечения их безопасности. Это справедливо и для высшего образования, поэтому нами предлагается следующее определение: экономическая безопасность высшего образования - это такое состояние системы высшего образования, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов в сфере высшего образования и развитие этой сферы в соответствии с долгосрочными и среднесрочными потребностями социально-экономического развития страны.

Определение целей национальной и экономической безопасности высшего образования является сложной теоретико-практической проблемой, которой посвящен ряд фундаментальных работ [2, 3], обусловленной в том числе недостаточностью ее проработанности в научных исследованиях современных авторов в связи с процессами реформирования и модернизации, которые активно осуществляются в этой сфере.

Важное место в комплексе элементов системы национальной безопасности наряду с основополагающими нормативными правовыми документами [4-9], отводится ежегодным посланиям Президента РФ Федеральному Собранию.

Сформулированные в них цели и задачи в сфере экономической безопасности высшего образования в целом отражают болевые точки и предлагают отдельные пути и механизмы обеспечения современного уровня российского высшего образования, которые должны быть, несомненно, учтены и конкретизированы.

Принципы формирования и развития системы. Экономическая безопасность высшего образования как особая характеристика предполагает необходимость соответствующих управленческих воздействий, что в свою очередь в силу многоаспектности сферы высшего образования определяет целесообразность и необходимость рассмотрения ее, с одной стороны, как системы [2], а с другой - с учетом ее жизненных стадий: формирования, функционирования и развития. Формирование и развитие должно соответствовать определенным принципам, так как процесс обеспечения экономической безопасности высшего образования по сути не является стихийным и должен осуществляться на основании комплекса решений на разных уровнях управления с учетом как организационно-правовой формы вузов, так и общей системы оценки деятельности отдельных вузов. При разработке и обосновании совокупности принципов формирования и развития системы экономической безопасности высшего образования сначала сформулируем общую совокупность принципов, а затем определим роль каждого из них в процессе формирования и развития системы экономической безопасности высшего образования [10].

Существуют различные подходы к определению принципов формирования и развития отдельных институтов и сфер социально-экономических систем. По нашему мнению, совокупность принципов экономической безопасности, с одной стороны, отражает закономерности, которые должны учитываться при формировании системы, с другой - определяет ориентиры, которые являются обязательными при формировании ее траекторий развития. Анализ научных разработок позволил нам сформулировать совокупность основных принципов системы экономической безопасности высшего образования:

- принцип приоритета национальных интересов в системе экономической безопасности высшего образования означает, что в качестве приоритета должно рассматриваться развитие отечественной системы высшего образования. При

этом не отрицается и адаптация учета мирового опыта, взаимодействие с зарубежными системами высшего образования, но последнее должно носить такой характер, при котором слабые стороны отечественного высшего образования диагностируются и траектории их устранения формируются таким образом, что отечественное высшее профессиональное образование не ослабляется или подстраивается под международную систему, а усиливается благодаря общему регулированию его развития с позиций обеспечения национальных интересов;

- принцип научной обоснованности системы экономической безопасности высшего образования предполагает в данном контексте, что формирование системы основывается на закономерностях развития высшего образования как ее базового элемента. При этом экономические, социальные, политические реалии или перспективы учитываются как внешние факторы в соответствии с принятой концепцией развития высшего образования;

- принцип комплексности системы экономической безопасности высшего образования означает, что, во-первых, в системе должны быть учтены особенности всех ее элементов и обеспечение их безопасности с общесистемных позиций; во-вторых, система должна формироваться, функционировать и развиваться на системных принципах, т. е. оценка целесообразности включения в систему или исключения из нее каждого блока и элемента должна в первую очередь учитывать особенности системы в целом;

- принцип информационной открытости системы экономической безопасности определяет необходимость обсуждения вопросов, связанных со всем комплексом проблем и тенденций обеспечения траекторий развития высшего образования и соответствия системы высшего образования текущим и стратегическим потребностям социально-экономического развития страны с позиций наличия угроз и оценки степени экономической безопасности высшего образования, на различных уровнях принятия решений. При этом содержание дискуссий и их результатов должны быть в открытом информационном доступе, а к обсуждению необходимо привлекать экспертов из разных смежных областей;

- принцип динамичного развития системы экономической безопасности высшего образования означает, что возникновение новых внешних и/или внутренних по отношению к системе или ее отдельным блокам и/или элементам угроз или исчезновение существовавших угроз предполагает

пересмотр основных элементов системы высшего образования и характера их взаимодействия. Это может выражаться в упразднении отдельных блоков и/или элементов или наоборот, в создании новых блоков, элементов, связей, стимулов, обосновании необходимости выделения дополнительных ресурсов на поддержание функционирования и/или развития всей системы экономической безопасности высшего образования;

- принцип эффективности системы экономической безопасности высшего образования. Создание, функционирование и развитие любой системы требует соответствующего ресурсного обеспечения. Чтобы затраты (временные, интеллектуальные, финансовые, материальные) были социально и экономически оправданы, необходимо наличие результатов, по которым можно судить об эффективности системы в соответствии с возложенными на нее целями и задачами, о соотношении достигнутых эффектов с затраченными ресурсами;

- принцип плюрализма форм собственности в системе высшего образования означает, что по отношению к новым государственным или частным вузам должен быть сформирован механизм включения их в систему экономической безопасности высшего образования на паритетных началах в соответствии с общей концепцией его развития и обеспечения экономической безопасности всей системы высшего образования в целом.

Актуализация принципов системы экономической безопасности. Выделенные принципы имеют различное значение в зависимости от того, на каком этапе своего жизненного цикла находится система. Каждый из принципов необходимо учитывать в соответствии с теми целями и задачами, которые являются приоритетными для каждой из стадий: формирования, функционирования, развития. Сведем выделенные принципы с целью систематизации в таблицу и определим особенности их учета на каждом этапе системы.

Поскольку современный этап для высшего образования определяется как этап его модернизации, то полагаем, что развитие с учетом выделенных принципов системы экономической безопасности высшего образования позволит оценивать траектории развития высшего образования, корректировать их с учетом интересов национальной безопасности в целях как сохранения и развития накопленного интеллектуального потенциала высшего образования, так и активизации его включения в реализацию новых целей и задач, которые ставятся перед российской экономикой.

Принципы формирования, функционирования и развития системы экономической безопасности высшего образования

Принцип Формирование Функционирование Развитие

Приоритет национальных интересов + + +

Научная обоснованность + + +

Комплексность + + +

Динамичность + +

Информационная транспарентность + +

Эффективность + +

Плюрализм форм собственности + + +

Примечание. Знак «+» обозначает необходимость учета указанных принципов, отсутствие его - принцип может учитываться факультативно.

Система экономической безопасности высшего образования непосредственно связана с системой экономической безопасности страны в целом и опосредованно с системой национальной безопасности через установление национальных интересов в сфере высшего образования, не противоречащих общим целям развития российского государства и реализуемых в целом на федеральном уровне с учетом региональной специфики и потребностей отдельных регионов.

Литература

1. Экономическая безопасность России: Общий курс / под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009. 815 с.

2. Малолетко А.Н. Оценка современного состояния и прогнозов обеспечения экономической безопасности системы высшего и послевузовского профессионального образования. М., 2009. 361 с.

3. Шматков Р.Н. Качество высшего образования в России: системный анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 74-83.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537. URL: http:// www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения: 11.08.2014).

5. Вопросы Совета Безопасности РФ: Указ Президента РФ от 06.05.2011 г. № 590 (ред. от 25.07.2014). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 113807/ (дата обращения: 11.08.2014).

6. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 599. URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/15236 (дата обращения: 11.08.2014).

7. О безопасности: Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ. URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/1/111.html (дата обращения: 09.06.2013).

8. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL: http://base.garant.ru/70265348/ (дата обращения: 09.06.2013).

9. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 20.08.2015).

10. Плотников Н.В. Теоретические основы формирования и развития системы экономической безопасности высшего профессионального образования // Экономическая безопасность и экономическая устойчивость: Горный информационно-аналитический бюллетень. 2014. № 12. С. 12-21.

References

1. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obshchii kurs [Economic Security of Russia: General Course]. Ed. V.K. Senchagov. 3rd edition. Moscow, 2009, 815 p.

2. Maloletko A.N. Otsenka sovremennogo sostoyaniya i prognozov obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti sistemy vysshego i poslevuzovskogo professional'nogo obrazovaniya [Assessment of Current Status and Projections of Economic Security of Higher and Postgraduate Education]. Moscow, 2009, 361 p.

3. Shmatkov R.N. Kachestvo vysshego obrazovaniya v Rossii: sistemnyi analiz [The Quality of Higher Education in Russia: Systematic Analysis]. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire, 2014, no 1 (12), pp. 74-83.

4. Strategiya natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda, utverzhdennaya Ukazom Preziden-ta RF ot 12.05.2009 g. N 537 [The National Security Strategy of the Russian Federation till 2020 approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated 12.05.2009 No 537]. Available at: www.scrf.gov.ru/ docu-ments/99.html (accessed 11.08.2014).

5. Voprosy Soveta Bezopasnosti RF: Ukaz Prezidenta RF ot 06.05.2011 g. N 590 (red. ot 25.07.2014) [Decree of the President of the Russian Federation dated 06.05.2011 No 590

(ed. 07.25.2014) "Issues of the Security Council of the Russian Federation"]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_113807/ (accessed 11.08.2014).

6. O merakh po realizatsii gosudarstvennoi politiki v oblasti obrazovaniya i nauki: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 g. N 599 [Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2012 No 599 "On Measures to Implement the State Policy in the Field of Education and Science"]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/15236 (accessed 11.08.2014).

7. O bezopasnosti: Federal'nyi zakon RF ot 28.12.2010 g. N 390-FZ [Federal Law dated 28.12.2010 № 390-FZ "On Security"]. Available at: http://www.scrf.gov.ru/ documents/ 1/111.html (accessed 09.06.2013).

8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22.11.2012 N 2148-r ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy Rossi-

iskoi Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody [Order of the Government of the Russian Federation dated 22.11.2012 No. 2148-r on the approval of the State program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020]. Available at: http://base.garant.ru/ 70265348/ (accessed 09.06.2013).

9. Ofitsial'nyi sait Prezidenta RF [Official site of the President of the Russian Federation]. Available at: http://kremlin.ru (accessed 20.08.2015).

10. Plotnikov N.V. Teoreticheskie osnovy formirovani-ya i razvitiya sistemy ekonomicheskoi bezopasnosti vysshego professional'nogo obrazovaniya [Theoretical bases of formation and development of the economic security of higher education]. Ekonomicheskaya bezopasnost' i ekonomicheskaya ustoichivost': Gornyi informatsionno-analiticheskii byulleten', 2014, no 12, pp. 12-21.

Поступила в редакцию 31 августа 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.