Научная статья на тему 'Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности высшего образования в условиях его развития и реформирования'

Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности высшего образования в условиях его развития и реформирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / METHODOLOGICAL FOUNDATIONS / REFORM / DEVELOPMENT / HIGHER EDUCATION / ECONOMIC SECURITY / RISKS OF REFORM / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников Николай Владимирович

Дается обоснование принципиальных различий процессов развития и реформирования системы высшего образования и их влияния на экономическую безопасность высшего образования. Автор определяет развитие системы высшего образования как пошаговый процесс, выделяет его характеристики. Особое внимание уделяется анализу процесса реформирования системы высшего образования. Дается системный анализ закономерностей развития социально-экономических систем, где рассмотрены пути повышения уровня экономической безопасности высшего образования в ходе его развития и реформирования. Описано фактическое влияние на уровень экономической безопасности процессов развития, реформирования и модернизации высшего образования. Установлено, каким образом на указанные процессы воздействует внешняя среда и выработаны рекомендации в совершенствовании системы менеджмента. Ход развития и реформирования связывается с диагностикой всей системы высшего образования.Сделаны основополагающие выводы эффективного управления развитием системы высшего образования. Рассмотрена необходимость создания эталонных моделей образовательной организации, связанной с пороговыми значениями, где критериями должны выступать показатели образовательной деятельности вузов.Определены подходы к реформированию сложных систем в целом и системы высшего образования, в частности. Указано, что в условиях реформирования высшего образования необходимо учитывать проблему оценки рисков для экономической безопасности. Автором сделан вывод о необходимости рассмотрения региональной и отраслевой составляющих, которые включают в себя различные уровни воздействия на процессы реформирования системы экономической безопасности высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASES OF ECONOMIC SECURITY OF HIGHER EDUCATION UNDER ITS DEVELOPMENT AND REFORM

The article describes the rationale of the fundamental differences of the development processes and reform of higher education and their impact on the economic security of higher education. The author defines the development of the system of higher professional education as a step by step process, identifies its characteristics. Special attention is paid to the analysis of the process of reforming the system of higher professional education. Systematic analysis of the pattern of social-economic systems development with the ways of increase of economic security level of higher education in its development and restructuring were given. Factual influence on the economic security level of development process and higher education modernization and restructuring were reported. The way of environment influence on the above mentioned processes was defined and guidelines of management system improvement were worked out. The way of development and restructuring is connected with the whole system of higher education diagnostics.Foundational conclusions of higher education development effective management were given. The necessity of perfect models of educational institution connected with the data where the criteria are the measurements of higher institution educational activity was considered.The ways to complex systems restructuring at large and higher education system in particular were defined. It is stated that in the conditions of higher education restructuring and the problem of risks estimation to the economic security is necessary to take into account. The conclusion of the necessity to study regional and branch components with different levels of influence on the processes of higher education system economic security system restructuring was made by the author

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы обеспечения экономической безопасности высшего образования в условиях его развития и реформирования»

УДК 334

Плотников Николай Владимирович Nikolay Plotnikov

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ

CONCEPTUAL BASES OF ECONOMIC SECURITY OF HIGHER EDUCATION UNDER ITS DEVELOPMENT AND REFORM

Дается обоснование принципиальных различий процессов развития и реформирования системы высшего образования и их влияния на экономическую безопасность высшего образования. Автор определяет развитие системы высшего образования как пошаговый процесс, выделяет его характеристики. Особое внимание уделяется анализу процесса реформирования системы высшего образования. Дается системный анализ закономерностей развития социально-экономических систем, где рассмотрены пути повышения уровня экономической безопасности высшего образования в ходе его развития и реформирования. Описано фактическое влияние на уровень экономической безопасности процессов развития, реформирования и модернизации высшего образования. Установлено, каким образом на указанные процессы воздействует внешняя среда и выработаны рекомендации в совершенствовании системы менеджмента. Ход развития и реформирования связывается с диагностикой всей системы высшего образования.

Сделаны основополагающие выводы эффективного управления развитием системы высшего образования. Рассмотрена необходимость создания эталонных моделей образовательной организации, связанной с пороговыми значениями, где критериями должны выступать показатели образовательной деятельности вузов.

Определены подходы к реформированию сложных систем в целом и системы высшего образования, в частности. Указано, что в условиях реформирования высшего образования необходимо учитывать

The article describes the rationale of the fundamental differences of the development processes and reform of higher education and their impact on the economic security of higher education. The author defines the development of the system of higher professional education as a step by step process, identifies its characteristics. Special attention is paid to the analysis of the process of reforming the system of higher professional education. Systematic analysis of the pattern of social-economic systems development with the ways of increase of economic security level of higher education in its development and restructuring were given. Factual influence on the economic security level of development process and higher education modernization and restructuring were reported. The way of environment influence on the above mentioned processes was defined and guidelines of management system improvement were worked out. The way of development and restructuring is connected with the whole system of higher education diagnostics.

Foundational conclusions of higher education development effective management were given. The necessity of perfect models of educational institution connected with the data where the criteria are the measurements of higher institution educational activity was considered.

The ways to complex systems restructuring at large and higher education system in particular were defined. It is stated that in the conditions of higher education restructuring and the problem of risks estimation to the economic security is necessary to take into account. The conclusion of the necessity to study regional and

проблему оценки рисков для экономической безопасности. Автором сделан вывод о необходимости рассмотрения региональной и отраслевой составляющих, которые включают в себя различные уровни воздействия на процессы реформирования системы экономической безопасности высшего образования

Ключевые слова: методические основы, реформирование, развитие, высшее образование, экономическая безопасность, риски реформирования, социально-экономическая система

branch components with different levels of influence on the processes of higher education system economic security system restructuring was made by the author

Key words: methodological foundations, reform, development, higher education, economic security, risks of reform, socio-economic system

Современный этап функционирования российского высшего образования характеризуется тенденциями, которые, по сути, образуют сочетание таких процессов, как развитие, реформирование и модернизация, и соответственно по-разному влияют на его содержание и качество. В связи с чем возникает проблема необходимости оценки влияния указанных процессов на уровень экономической безопасности высшего образования. При этом мы считаем, что любая социально-экономическая система нуждается в развитии. С позиций системного анализа развитие социально-экономической системы предполагает, что реализуются следующие закономерности :

— усложнение организационной структуры системы за счет появления новых элементов и подсистем;

— появление новых методов управления и регулирования в соответствии с внутренними потребностями и внешними условиями;

— разработка методического инструментария оценки и обеспечения устойчивого и безопасного развития.

Тенденции, наблюдаемые в системе высшего образования, необходимо оценивать со следующих позиций: функционирование (простое воспроизводство), развитие, реформирование, модернизация. Под функционированием в данном случае понимается такое состояние системы высшего образования, когда в ней не наблюдается значимых изменений, обусловленных воздействием внутренних и внешних фак-

торов, что позволяет поддерживать систему обеспечения экономической безопасности высшего образования на существующем уровне. Если система высшего образования характеризуется процессами развития, реформирования, модернизации, то в этом случае необходим комплекс оценочных мероприятий по определению соответствия системы экономической безопасности высшего образования новым качественным и количественным характеристикам, которые система приобретает в процессе осуществления внутренних изменений.

Рассмотрим процессы развития и реформирования системы высшего образования и обусловленные этими процессами пути повышения уровня экономической безопасности высшего образования.

Реформирование социально-экономической системы и ее развитие являются диалектически взаимодействующими понятиями, которые существуют в единстве и противоположности. Единство понятий заключается в том, что реформирование и развитие направлено на:

— повышение эффективности системы;

— появление новых задач;

— обеспечение результатов в соответствии с критериями существования системы.

Противоположность понятий заключается в том, что развитие понимается как непрерывный процесс постепенного изменения отдельных элементов с целью наращивания потенциала системы, а реформирование — как существенное изменение параметров системы в относительно короткие сроки.

Если развитие системы предполагает повышение ее эффективности при обеспечении определенной устойчивости с учетом воздействия внешних факторов, то реформирование является процессом, результаты которого трудно поддаются предварительной оценке в связи со многими факторами.

Таким образом, применительно к высшему профессиональному образованию на каждом временном отрезке необходимо определить:

— развивается или реформируется система высшего образования;

— с какой скоростью и глубиной осуществляются изменения в случае ее реформирования или развития;

— как эти процессы влияют на уровень экономической безопасности высшего образования.

По своей сути развитие системы высшего образования есть пошаговый (постепенный) переход из одного состояния в другое, которое характеризуется:

— улучшением параметров учебного процесса;

— повышением квалификации и профессиональных навыков преподавателей;

— развитием научной работы студентов и преподавателей;

— развитием академической мобильности;

— активным вовлечением в учебный процесс практических работников;

— созданием системы качества управления вузом и сертификацией этих систем, и пр.

Указанные процессы предполагают активное участие в рамках их компетенции учредителей и собственников в выборе и обосновании целей и задач развития вузов, в частности и системы высшего образования в целом. Кроме того, внешняя среда должна максимально способствовать реализации указанных процессов, поскольку особенностями системы высшего образования является то, что ее результат — выпускники — востребован именно внешней средой. При этом необходимо иметь в виду, что в системе высшего образования, как и в

любой сложной социально-экономической системе, развитие осуществляется не одновременно, а постепенно, когда опыт отдельных вузов в развитии своей деятельности становится общей практикой. Если в течение определенного срока не все вузы осваивают инновационные технологии совершенствования образовательного процесса, представляющего собой единство учебного, научного, воспитательного и управленческого процесса, то диагностика вуза позволяет выработать рекомендации, которые заключаются, как правило, в совершенствовании системы менеджмента.

Таким образом, мы приходим к двум основополагающим выводам:

1) для обеспечения эффективного управления развитием системы высшего образования должны быть спроектированы эталонные модели вузов, соответствующие профилю подготовки, поставленным задачам, роли в системе высшего образования и внешним условиям их функционирования (отраслевые, региональные). В данном контексте эталонная модель понимается как совокупность пороговых значений для вуза определенной категории;

2) в качестве критериев экономической безопасности высшего образования в целом и отдельных пороговых значений индикаторов экономической безопасности высшего образования должны быть показатели количества вузов, которые в целом соответствуют эталонным моделям, критериям образовательного процесса.

В этом случае развитие понимается как регулярное повышение пороговых значений в интересах повышения качества системы высшего образования по всем основным направлениям.

Как отмечалось ранее, реформирование в отличие от развития означает изменение существенных параметров деятельности в рамках относительно короткого временного промежутка. Процесс реформирования может быть единовременным, как, например, введение критериев, обязательных к исполнению в указанные сроки, так и осуществляемым с известной степенью периодичности.

Следовательно, реформирование социально-экономической системы в целом и системы высшего образования, в частности, есть процесс:

— преодоления отставания в развитии системы в результате действия различных объективных и субъективных факторов;

— преодоления негативных тенденций в развитии системы;

— реализации концепции ускоренного развития системы в результате изменения целевых установок, параметров внешней и внутренней среды;

— формирования качественно новой концепции системы.

Применительно к проблеме обеспечения экономической безопасности высшего образования реформирование высшего образования есть процесс:

— обеспечения экономической безопасности высшего образования, если система находилась в критическом состоянии, когда значения индикаторов по отдельным или ряду показателей были ниже пороговых значений;

— повышения уровня экономической безопасности высшего образования в связи с прогнозированием новых факторов, к которым система высшего образования в значительной степени чувствительна.

Таким образом, реформирование системы высшего образования есть многогранный процесс, который инициируется, направляется, реализуется, контролируется соответствующими органами управления.

Представляется, что существует несколько подходов к реформированию сложных систем в целом и системы высшего образования, в частности:

— принципиальное перепроектирование внутренней организационной структуры системы;

— замена существенных элементов системы;

— изменение процессов в системе на основе изменения элементов, параметров процессов, критериев, оценочных результатов.

Таким образом, возникает необходимость оценки того, насколько:

— реформы соответствуют общим закономерностям развития высшего образования;

— повысила или понизила система высшего образования уровень своей экономической безопасности в результате реформ;

— каким образом конкретно реализуются целевые установки системой экономической безопасности высшего образования в результате или процессе его реформирования;

— эффективен механизм экономической безопасности высшего образования с точки зрения обеспечения экономической безопасности высшего образования в условиях реформирования высшего образования.

Важным элементом обеспечения экономической безопасности высшего образования является оценка эффективности реформ в системе высшего образования, поскольку преодоление пороговых значений экономической безопасности высшего образования приводит к необходимости дополнительных ресурсов на обеспечение этой безопасности.

В целом, как мы полагаем, реформирование как процесс предполагает, что из одного состояния Х1 система переходит в состояние Х2, при этом очевидно, что любое состояние сложной системы характеризуется многими параметрами, изменения при этом касаются части этих параметров, которые можно определить как соотношение «меньше или равно», а глубина изменения этих параметров также может определяться как частичное или полное изменение параметров.

Рассматривая проблему обеспечения экономической безопасности высшего образования в условиях реформирования высшего образования, прежде всего, необходимо остановиться на проблеме оценки рисков реформирования для экономической безопасности, поскольку реформирование может:

— снижать риски за счет их устранения либо уменьшения отрицательных последствий вследствие использования механизма обеспечения экономической безопасности высшего образования;

— увеличивать риски за счет создания новых проблемных ситуаций или повышения чувствительности системы высшего образования к внешним и внутренним факторам, которые не компенсируются механизмом обеспечения экономической безопасности высшего образования, и, следовательно, необходимо изменение системы или механизма экономической безопасности высшего образования для смягчения последствий реформ.

Рассмотрим взаимосвязь реформирования и экономической безопасности.

Во-первых, реформирование может быть составляющей частью концепции догоняющего развития. С этой точки зрения реформирование, ориентированное на развитие, соответствует основным направлениям развития системы высшего образования. В этом случае реформирование повышает уровень экономической безопасности высшего образования.

Во-вторых, реформирование может иметь целью приведение в соответствие основных элементов высшего образования текущим и перспективным потребностям. В этом смысле реформирование может рассматриваться как своего рода аудит системы высшего образования на предмет соответствия определенной обоснованной эталонной модели.

В-третьих, реформирование может заключаться в существенном изменении основных параметров системы высшего образования.

Следует отметить, что все рассмотренные пути реформирования существенно затрагивают уровень экономической безопасности высшего образования с позиций не столько краткосрочного, сколько среднесрочного и долгосрочного функционирования как самой системы высшего образования, так и экономики страны в целом.

Таким образом, в условиях реформирования высшего образования в систему экономической безопасности высшего об-

разования обязательно должен включаться региональный и отраслевой составляющие, которые могут представлять собой:

— законодательные и исполнительные органы власти субъекта федерации в составе профильных комиссий и комитетов;

— региональные торгово-промышленные палаты, саморегулирующиеся отраслевые организации или их региональные секции;

— регионально ориентированные отраслевые корпорации;

— региональные советы ректоров.

Механизм обеспечения экономической безопасности в данном случае должен включать:

— Совет по экономической безопасности высшего образования региона как управленческий орган;

— методическое обеспечение, определяющие цели, задачи, состав Совета по экономической безопасности высшего образования региона, полномочия его участников;

— информационно-статистическое обеспечение по вопросам потребности в кадровом обеспечении региональной экономики и по выпуску специалистов требуемой квалификации, а также кадровое обеспечение такой подготовки;

— нормативное правовое обеспечение, которое формируется в рамках полномочий каждого из элементов системы экономической безопасности высшего образования и которое конкретизировано с учетом региональных и отраслевых интересов.

Таким образом, уровень экономической безопасности высшего образования напрямую зависит от процессов его развития и реформирования, поскольку каждое направление развития и реформирования оказывает отдельное влияние на всю систему экономической безопасности высшего образования в зависимости от рисков, которые характерны для этого направления развития, и условий, в которых процесс развития или реформирования происходит.

Литература-

1. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки.

3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 20112015 годы».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2014 № 295 «»Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

6. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

7. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

8. Экономическая безопасность России. М.: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2009. 815 с.

9. Гончарук О.В. Об основных направлениях совершенствования организации учебной работы в университете. Методическое обеспечение учебного процесса в связи с современными тенденциями развития образования: материалы учеб.-метод. конф. проф.-преп. состава. СПб.: СПбГИЭУ, 2006. 168 с.

_References

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 12.05.2009 № 537 «O Strategii natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda» (Decree of the President of the Russian Federation dated by 12.05.2009 no. 537 «On National Security Strategy of the Russian Federation until 2020»).

2. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2012 № 597 «O merah po realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki» (Decree of the President of the Russian Federation dated by 07.05.2012 no. 597 «On measures to implement the state policy in the field of education and science»).

3. Federalny zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ «O bezopasnosti» (Federal Law dated by 28.12.2010 no. 390-FZ «On security»).

4. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 07.02.2011 № 61 «O Federalnoy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2011 -2015 gody» (The decision of the Government of the Russian Federation dated by 07.02.2011 no. 61 «On the Federal target program of education development for 2011-2015»).

5. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 15.05.2014 № 295 «»Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody» (Resolution of the Government of the Russian Federation dated by 15.05.2014 no. 295 «On approval of the state program of the Russian Federation «Development of Education» for 2013-2020»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 30.12.2012 № 2620-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatiy («dorozhnoy karty») «Izmeneniya v otraslyah sotsialnoy sfery, napravlennye na povyshenie effektivnosti obrazovaniya i nauki» (The Order of the Government of the Russian Federation dated by 30.12.2012 no. 2620-r «On approval of the action plan («Roadmap») Changes in the social sphere, aimed at improving the efficiency of education and science»).

7. Prikaz Minobrazovaniya RF ot 11.02.2002 № 393 «O Kontseptsii modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda» (Order of the Ministry of Education dated by 11.02.2002 no. 393 «On the Concept of modernization of Russian education for the period up to 2010»).

8. Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii [The economic security of Russia]: General course; ed. V.C. Senchagova. Moscow: BINOM. Knowledge Laboratory, 2009. 815 p.

9. Goncharuk O.V. Materialy ucheb.-metod. konf. prof.-prep. sostava (Materials of educ.- method. conf. prof.-teachers staff). St. Petersburg: SPbGIEU, 2006.168 p.

10. Горбашко Е.А., Бонюшко H.A., Семченко A.A. Гарантии качества высшего образования в условиях международной интеграции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 91 с.

Коротко об авторе _

Плотников Н.В., канд. социол. наук, докторант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия mk-plo@maLl.ru

Научные интересы: система высшего образования, экономическая безопасность

10. Gorbashko E.A., Bonyushko N.A., Semchenko A.A. Garantii kachestva vysshego obrazovaniya v usloviyah mezhdunarodnoy integratsii [Quality assurance in higher education in the context of international integration]. St. Petersburg: Publishing house SPSUEF, 2011. 91 p.

_ Briefly about the author

N. Plotnikov, candidate of sociological sciences, applicant for doctor's degree, State University of Economics and Finance, St. Petersburg, Russia

Scientific interests: higher education, economic security

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.