Научная статья на тему 'Роль высшего образования в системе национальной безопасности'

Роль высшего образования в системе национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT REGULARITIES / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT VECTOR / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимцев Игорь Анатольевич, Плотников Николай Владимирович

Цель. Рассмотреть систему высшего образования как элемент функционирования и развития социально-экономической системы в целом. Задачи. Обосновать необходимость использования высшего образования в целях обеспечения национальной безопасности и повышения конкурентных преимуществ отдельных отраслей страны. Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания выделены закономерности в развитии системы высшего образования, которые связаны с кризисным состоянием социально-экономического развития отдельных стран. Результаты. Раскрыты вопросы развития высшего образования как части общей системы национальной безопасности страны и выделены закономерности развития системы высшего образования. Обосновывается положение системы высшего образования как основополагающего элемента системы национальной безопасности. Предлагается использование авторского определения понятия «национальные интересы в сфере высшего образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Higher Education in the National Security System

Aim. Consider higher education system as an element of the socioeconomic system as well overall functioning and development. Tasks. Justify the need to use higher education to ensure national security and increase the competitive advantages of the country’s individual branches. Methodology. This study employs general scientific cognition methods and emphasizes regularities in the development of the higher education system related to a crisis state in individual countries’ socioeconomic development. Results. Higher education development issues are disclosed as part of the common national security system, and regularities of higher education system development are emphasized. The position of the higher education system as part of a national security system is justified. We use the author’s definition of “national interests in the higher education sphere.”

Текст научной работы на тему «Роль высшего образования в системе национальной безопасности»

Роль высшего образования в системе национальной безопасности

о

о

о о;

Role of Higher Education in the National Security System

УДК 338.2:378

Максимцев Игорь Анатольевич

ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул.,

д. 21

Maksimtsev Igor' Anatol'evich

St. Petersburg State University of Economics Sadovayа Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

Плотников Николай Владимирович

докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул.,

д. 21

Plotnikov Nikolay Vladimirovich

St. Petersburg State University of Economics Sadovayа Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

Цель. Рассмотреть систему высшего образования как элемент функционирования и развития социально-экономической системы в целом.

Задачи. Обосновать необходимость использования высшего образования в целях обеспечения национальной безопасности и повышения конкурентных преимуществ отдельных отраслей страны.

Методология. В настоящей работе с помощью общих методов научного познания выделены закономерности в развитии системы высшего образования, которые связаны с кризисным состоянием социально-экономического развития отдельных стран.

Результаты. Раскрыты вопросы развития высшего образования как части общей системы национальной безопасности страны и выделены закономерности развития системы высшего образования. Обосновывается положение системы высшего образования как основополагающего элемента системы национальной безопасности. Предлагается использование авторского определения понятия «национальные интересы в сфере высшего образования».

Ключевые слова: высшее образование, развитие высшего образования, закономерности развития, вектор развития, национальная безопасность, национальные интересы

Aim. Consider higher education system as an element of the socioeconomic system as well overall functioning and development.

Tasks. Justify the need to use higher education to ensure national security and increase the competitive advantages of the country's individual branches.

Methodology. This study employs general scientific cognition methods and emphasizes regularities in the development of the higher education system related to a crisis state in individual countries' socioeconomic development.

Results. Higher education development issues are disclosed as part of the common national security system, and regularities of higher education system development are emphasized. The position of the higher education system as part of a national security system is justified. We use the author's definition of "national interests in the higher education sphere."

Keywords: higher education, higher education development, development regularities, development vector, national security, national interests

Вопросы экономической безопасности — новое активно развивающееся направление в российской науке. Довольно длительное время вопросы национальной

безопасности были монополизированы государством, что привело к ситуации, когда:

• с точки зрения населения вопросы безопасности лежат исключительно в плоскости физической безопасности;

• с точки зрения субъектов хозяйствования вопросы экономической безопасности носили абстрактный характер и были связаны в первую очередь с реформированием тех или иных организаций, т. е. носили локальный характер и были нацелены на оптимизацию;

• для государства первоочередной задачей была реализация системы мер по восстановлению производственных комплексов и личных хозяйств. Трансформация экономического базиса и политической системы привела к системному преобразованию целей управления на всех уровнях социально-экономической системы, что изменило понимание экономической безопасности и открыло возможность применения комплексного аналитического подхода [1-2].

На рис. 1 приводится структура национальной безопасности, которая в полной мере отражает всю сложность этого понятия. Таким образом, национальная безопасность делится на три основных вида — оборонную, экономическую и социальную, охватывающие все сферы функционирования государства.

В процессе проведения исследований мы пришли к выводу, что безопасность высшего образования является одним из основополагающих элементов не только системы экономической, но и национальной безопасности в целом. Это обусловлено тем, что высшее образование обеспечивает воспроизводство (простое и расширенное) кадров, обеспечивающих функционирование всей системы, и в целом функционирование и развитие социально-экономической системы страны.

С позиций национальных интересов высшее образование представляет собой не только сферу обеспечения национальной безопасности, но и мощную социальную, экономическую и политическую составляющую, в рамках которой реализуются текущие и формируются перспективные конкурентные преимущества отдельных стран как на мега-, так и на макро-, мезо- и локальных уровнях социально-экономических систем [3].

Современный этап функционирования социально-экономической системы Российской Федерации ха-

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Оборонная безопасность Экономическая безопасность Социальная безопасность

Геополитическая безопасность Продовольственная безопасность Культурная безопасность

Внутриполитическая безопасность Фармацевтическая безопасность Экологическая безопасность

Технологическая безопасность Жилищно-коммунальная безопасность Безопасность материнства и детства

Энергетическая безопасность Безопасность ВПО Дорожная безопасность

Информационная безопасность

о

:Х>

<

Рис. 1. Отдельные виды безопасности в рамках национальной безопасности

рактеризуется повышенным уровнем напряженности практически во всех сферах и отраслях народного хозяйства, прежде всего в тех, основа развития которых строится на бюджетном финансировании либо существенным образом от него зависит. Кроме того, сложность управления социально-ориентированными отраслями народного хозяйства на макроэкономическом уровне определяется в том числе тем, что Россия так и не преодолела системный финансово-экономический кризис 2008-2012 гг. Конец 2014 г. ознаменовался углублением его основных параметров: снижением мировых цен на нефть, девальвацией рубля, скачком инфляции и ростом цен, продолжением внешнеполитических санкций, усугубляющих нестабильность как на мировом валютном, так и на внутреннем рынках. В этих условиях очевидно, что корректировка финансово-экономических параметров должна рассматриваться с позиций обеспечения национальной безопасности страны в целом, что в свою очередь определяет необходимость корректировки концепций и параметров по широкому кругу отраслей и сфер, обеспечивающих национальную безопасность страны.

С одной стороны, Россия способна к самообеспечению по всем отраслям и сферам экономики, включая высшее профессиональное образование, что позволяет обеспечивать интегральную национальную безопасность страны. С другой стороны, принципы международного разделения труда определяют специализацию каждой страны в мировом социально-экономическом пространстве как элемент ее конкурентных преимуществ, позволяющих получать дополнительные доходы и тем самым наращивать свой экономический потенциал, что позволяет констатировать наличие национальных интересов в полномасштабном развитии внешнеэкономических и внешнеполитических связей [4]. Конкурентные преимущества с обыденной точки

зрения представляют собой предмет зависти стран-партнеров и стран-конкурентов и, следовательно, область экономического и в определенной степени политического соперничества.

Неравномерность развития государств, отраслей и технологий, связанная на современном этапе в первую очередь с технологическими различиями, определяет изменение конкурентных преимуществ, что в свою очередь может изменять как систему построения национальной экономики, так и национальные интересы. Последние включают в себя достаточно большой спектр видов и направлений деятельности и ожидаемых результатов, которые находятся по отношению к национальной безопасности в определенном диалектическом взаимодействии. С одной стороны, национальная безопасность предполагает определенный уровень замкнутости, позволяющий обеспечить устойчивое развитие страны. С другой стороны, национальные интересы предполагают активизацию международного сотрудничества, что открывает возможность более полного использования внутреннего потенциала.

В то же время сосредоточение внимания на экспортных направлениях в условиях ограниченности инвестиционного и инновационного потенциала предприятий приводит к тому, что происходит ослабление внутреннего экономического потенциала, а конкурентные преимущества в одной или нескольких добывающих отраслях могут привести к потере национальной экономикой конкурентоспособности, что отрицательно отразится на национальной безопасности страны не только в отраслевом, но и в широком смысле.

Очевидно, что в этой ситуации система высшего образования является одним из основополагающих элементов системы национальной безопасности, поскольку она обеспечивает не только воспроизводство (простое и расширенное) кадров государства, но и

^ функционирование и развитие социально-экономиче-^ ской системы страны в целом. Для того чтобы система о высшего образования соответствовала потребностям ^ обеспечения национальной безопасности на совре-^ менном этапе, руководство страны выделяет блок к профессий (специальностей), определяет требования ¡Е к ним и обеспечивает их приоритетное бюджетное ^ финансирование. Это касается в первую очередь « военных специальностей и вузов, которые готовят специалистов в области внутренней безопасности, ^ специалистов по критическим технологиям и специ-ш алистов по обеспечению социальной сферы. из С позиций национальных интересов высшее про-

2 фессиональное образование есть не только сфера ~ обеспечения национальной безопасности, но и мощ-

3 ная социальная, экономическая и политическая со-^ ставляющая, в рамках которой реализуются текущие

< конкурентные преимущества отдельных отраслей и н формируются перспективные конкурентные преиму-

< щества на всех уровнях социально-экономических систем [5-6]. Если национальная безопасность представляет собой относительно устойчивую систему взглядов, концепций, учреждений, механизмов и инструментов, то национальные интересы являются более подвижными как с позиций представлений, так и по учреждениям, механизмам, инструментам их реализации. Поэтому социально-экономическая система любой страны тем конкурентоспособнее, чем больше специалистов различного профиля в ней подготовлено, чем выше их квалификация и чем больше этих специалистов занято в наукоемких отраслях экономики. Таким образом, наличие специалистов различных профессий предполагает как появление конкурентных преимуществ, так и дополнительное стимулирование их развития, что создает цикличность самовоспроизводства системы при наличии внутренних ресурсов.

Важно отметить, что национальные интересы в сфере высшего образования следует рассматривать с двух позиций:

• с позиций влияния высшего образования на реализацию национальных интересов,

• с позиций определения высшего образования как самостоятельной сферы национальных интересов. Если мы рассматриваем высшее профессиональное

образование как самостоятельную сферу с позиций конкурентных преимуществ, становится очевидным, что развитая система высшего образования может быть конкурентным преимуществом страны (мегауро-вень), региона (макроуровень) и отдельного муниципалитета (мезоуровень), поскольку приток студентов существенным образом повышает валовой продукт соответственно страны, региона, в том числе за счет роста потребления, создания новых рабочих мест, увеличения количества трудовых ресурсов и т. п. Следовательно, система высшего образования должна позиционироваться как сфера национальных интересов не только потому, что благодаря ей в значительной степени формируются конкурентные преимущества страны, но и потому, что высшее образование является той сферой, которая может стать самостоятельной областью национальных интересов за счет отраслевых особенностей.

Таким образом, национальные интересы в сфере высшего образования — это комплекс представлений о роли и месте высшего образования страны в международном разделении труда и о роли и месте высшего профессионального образования в национальной социально-экономической системе, обусловленный сложившимися экономическими отношениями и идео-

логическими и культурными взглядами, отраженными в концепциях и теориях.

Высшее образование является необходимым элементом современной социальной сферы, поскольку:

• позволяет реализовать устремления индивидов к получению фундаментальных и прикладных знаний;

• является сферой, где формируется система взглядов и ценностей будущих руководителей;

• обеспечивает среду, где в течение относительно длительного времени (4-6 лет) осуществляется социализация молодых граждан страны, их подготовка к трудовой деятельности;

• является сферой, в рамках которой осуществляется передача знаний, сформированных в достаточно длительный период наиболее профессиональной частью педагогических, научных и практических работников.

В то же время высшее образование является экономической сферой, в которой осуществляется движение значительных финансовых потоков, формируются материальные ценности, создаются и используются нематериальные активы [7].

При определении потребностей в действиях, обеспечивающих национальную безопасность, важной задачей является определение закономерностей развития высшего образования во взаимосвязи с проблемами, его сопровождающими. Для выявления закономерностей развития системы высшего образования необходимо в первую очередь задать временной горизонт анализа. Мы полагаем, что при определении закономерностей развития высшего образования важную роль играет выбор периода исследования, поскольку высшее образование, как и любая другая сфера деятельности, является частью общей социально-экономической системы, отражает комплекс производственных отношений, складывающихся в сфере, и является проекцией общего комплекса производственных отношений на конкретную отрасль (сферу). Базисным элементом в этом случае являются отношения собственности, трансформация которых определяет новые закономерности развития экономики в целом и сферы высшего образования в частности.

Таким образом, представляется, что для определения закономерностей развития сферы высшего образования с целью формирования концепции, стратегии и механизмов обеспечения национальной и экономической безопасности высшего образования необходимо определить закономерности, свойственные развитию высшего образования в условиях рыночной экономики.

Поскольку для современных экономик характерен циклический характер развития, отдельно следует выделять закономерности в развитии высшего образования, которые связаны с кризисным состоянием социально-экономического развития отдельных стран, поскольку финансово-экономические и организационно-управленческие решения существенно трансформируются в трансграничных условиях функционирования экономических систем.

Высшее профессиональное образование, являясь частью системы национальной безопасности страны, предполагает развитие и трансформацию данной сферы в зависимости от изменения социально-экономической ситуации. Высшее образование образует базис для построения всей национальной экономики, поэтому его реформирование должно соответствовать целям развития страны в целом. Национальные интересы в сфере высшего образо-

вания определяют основные векторы развития на основе внутренних характеристик системы высшего образования. При этом в условиях глобализации невозможно отделять национальную систему высшего образования от систем других стран. Таким образом, выделяются общие векторы развития системы высшего образования, которые характерны для всей глобальной системы, но отличаются в зависимости от внутренних характеристик, заложенных в систему экономическими характеристиками внешней среды, в которой она функционирует. Несмотря на активную глобализацию системы высшего образования, в условиях, когда высшее образование является частью системы обеспечения национальной безопасности и национальных интересов, государство должно сохранять ее конкурентоспособность и высокое качество.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утв. указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/195521/.

2. О безопасности (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant. ги/12181538/.

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uristu.com/library/pravitelstvo-rf/ pravrasp_2197/.

4. Экономическая безопасность России. Общий курс: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 815 с.

5. Малолетко А. Н. Оценка современного состояния и прогнозов обеспечения экономической безопасности системы высшего профессионального образования. Самара: Филиал ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2009. 361 с.

6. Човган И. В. Анализ влияния процесса глобализации на

Издания СПбУУиЭ

Журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.

С 2013 г. журнал включен в перечень рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.

Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.

Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.

Все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык.

С 2011 г. публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интернет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. И теперь материалы журнала «Социология и право» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также приста-тейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.

По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство СПбУУиЭ по телефонам: (812) 448-82-50, 363-11-69, e-mail: izdat-ime@yandex.ru. Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

обеспечение национальной безопасности государства в ^

сфере высшего образования // N13: Вопросы права и по- х

литики. 2013. № 5. С. 135-149. 5 Шматков Р. Н. Качество высшего профессионального °

образования в России: системный анализ // Профессио- о

нальное образование в современном мире. 2014. № 1. го

С. 74-83. ^

References «

<

1. The National Security Strategy of the Russian Federation up

to 2020, approved by Presidential Decree dated May 12, 5 2009 № 537. Available at: http://base.garant.ru/195521/. (in ^ Russ.). lo

2. The Federal Law of December 28, 2010 № 390-FZ "On secu- ° rity" (as amended). Available at: http://base.garant.ru/12181538/. 1= (in Russ.). ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Order of the Government of the Russian Federation of m November 22, 2012 № 2148-r "On approval of the State ^ program of the Russian Federation "Development of < Education" for 2013-2020". Available at: http://uristu.com/ 1-library/pravitelstvo-rf/pravrasp_2197/. (in Russ.). <

4. Senchagov V. K., ed. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii. Obshchiy kurs [The economic security of Russia. General course]. Moscow, BINOM Publ., 2009. 815 p.

5. Maloletko A. N. Otsenka sovremennogo sostoyaniya i prog-nozov obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya [Assessment of current status and predictions of economic security of higher vocational education]. Samara, Branch of Russian State University of Tourism and Service Publ., 2009. 361 p.

6. Chovgan I. V. Analiz vliyaniya protsessa globalizatsii na obespechenie natsional'noy bezopasnosti gosudarstva v sfere vysshego obrazovaniya [Analysis of the impact of globalization on the national security of the state in higher education]. NB: Voprosy prava i politiki, 2013, no. 5, pp. 135-149.

7. Shmatkov R. N. Kachestvo vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii: sistemnyy analiz [The quality of higher education in Russia: A systematic analysis]. Profes-sional'noe obrazovanie v sovremennom mire, 2014, no. 1, pp. 74-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.