Научная статья на тему 'Определение векторов развития высшего профессионального образования в системе национальной безопасности'

Определение векторов развития высшего профессионального образования в системе национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION / ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ / PATTERNS OF DEVELOPMENT / ВЕКТОР РАЗВИТИЯ / VECTOR OF DEVELOPMENT / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотников Николай Владимирович

В статье раскрываются вопросы развития высшего профессионального образования как части и основополагающего элемента общей системы национальной безопасности страны, выделяются закономерности его развития. В статье дано определение понятию «национальные интересы в сфере высшего профессионального образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотников Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINDING PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE SYSTEM OF NATIONAL SECURITY

The paper deals with the challenges of development of higher education as a part and fundamental element of the overall system of national security, identifies the patterns of its development, and presents an original definition of the concept of “national interests in the field of higher education”.

Текст научной работы на тему «Определение векторов развития высшего профессионального образования в системе национальной безопасности»

УДК 378

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕКТОРОВ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

FINDING PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE SYSTEM OF NATIONAL SECURITY

Плотников Николай Владимирович

Plotnikov Nikolay Vladimirovich

кандидат экономических наук, доцент, докторант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Cand. Sc. (Economics), associate professor, doctoral student, Saint-Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

e-mail: 9843039@mail.ru

В статье раскрываются вопросы развития высшего профессионального образования как части и основополагающего элемента общей системы национальной безопасности страны, выделяются закономерности его развития. В статье дано определение понятию «национальные интересы в сфере высшего профессионального образования».

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, развитие высшего профессионального образования, закономерности развития, вектор развития, национальная безопасность, национальные интересы.

The paper deals with the challenges of development of higher education as a part and fundamental element of the overall system of national security, identifies the patterns of its development, and presents an original definition of the concept of "national interests in the field of higher education".

Keywords: higher education, development of higher education, patterns of development, vector of development, national security, national interests.

Современный этап функционирования социально-экономической системы Российской Федерации характеризуется повышенным уровнем напряженности практически во всех сферах и отраслях народного хозяйства. Особенно эта напряженность характерна для тех отраслей, основа развития которых строится на бюджетном финансировании либо существенным образом от него зависит. Кроме того, сложность управления социально ориентированными отраслями народного хозяйства на макроэкономическом уровне определяется в том числе тем, что системный финансово-экономический кризис 2008 - 2012 г. по существу страной преодолен не был, конец 2014 г. ознаменовался углублением его основных параметров: снижением мировых цен на нефть, девальвацией рубля, скачком инфляции и ростом цен, продолжением внешнеполитических санкций, усугубляющих нестабильность как на мировом валютном рынке, так и на внутреннем рынке. В этих условиях становится очевидно, что корректировка финансово-экономических параметров должна рассматри-

ваться с позиций обеспечения национальной безопасности страны в целом, что определяет необходимость корректировки концепций и параметров по широкому кругу отраслей и сфер, обеспечивающих национальную безопасность страны, в том числе высшего профессионального образования.

С одной стороны, Россия практически способна к самообеспечению по всем отраслям и сферам экономики, включая высшее профессиональное образование, и это позволяет обеспечивать интегральную национальную безопасность страны. С другой стороны, принципы международного разделения труда определяют специализацию каждой страны в мировом социально-экономическом пространстве как элемент ее конкурентных преимуществ, позволяющих получать дополнительные доходы и тем самым наращивать свой экономический потенциал, что говорит о наличии национальных интересов в полномасштабном развитии внешнеэкономических и внешнеполитических связей. Конкурентные преимущества с обыденной точки зрения есть

предмет зависти стран-партнеров и стран-конкурентов, и, следовательно, направление экономического и политического соперничества. Неравномерность развития государств, отраслей, технологий, связанная на современном этапе в первую очередь с технологическими различиями, определяет изменение конкурентных преимуществ, что может изменять как систему построения национальной экономики, так и национальные интересы. Национальные интересы включают в себя достаточно большой спектр видов и направлений деятельности и ожидаемых результатов, которые находятся по отношению к национальной безопасности в определенном диалектическом взаимодействии: с одной стороны, национальная безопасность предполагает определенный уровень замкнутости для обеспечения своего устойчивого развития, с другой - национальные интересы предполагают активизацию международного сотрудничества для использования внутреннего потенциала.

Вместе с тем, действующая в настоящий момент в Российской Федерации концентрация на экспортных направлениях в условиях ограниченности инвестиционного и инновационного потенциала приводит к тому, что происходит ослабление внутреннего экономического потенциала, а конкурентные преимущества в одной или нескольких отраслях (в ситуации экспорта природных ископаемых) могут привести как к общей потере национальной экономикой конкурентоспособности, так и к угрозам национальной безопасности страны не только в отраслевом, но и в широком смысле.

Очевидно, что в этой ситуации система высшего профессионального образования является одним из основополагающих элементов системы национальной безопасности, обеспечивая не только воспроизводство, простое и расширенное, кадров государства, но и функционирование и развитие социально-экономической системы страны в целом. Чтобы система высшего профессионального образования соответствовала потребностям обеспечения национальной безопасности на современном этапе, руководством страны выделяется блок профессий (специальностей) и определяются требования к ним. По этому блоку обеспечивается приоритетное бюджетное финансирование. Это касается в первую очередь военных специальностей и вузов, которые готовят специалистов в области внутренней безопасности, специалистов по критическим технологиям, специалистов по специальностям, обеспечивающим социальную сферу.

С позиций национальных интересов, высшее профессиональное образование есть не

только сфера обеспечения национальной безопасности, но и мощная социальная, экономическая и политическая составляющая, в рамках которой реализуются текущие конкурентные преимущества отдельных отраслей и формируются перспективные конкурентные преимущества на мега-, макро-, мезо- и локальных уровнях социально-экономических систем. Если национальная безопасность представляет собой относительно устойчивую систему взглядов, концепций, учреждений, механизмов и инструментов, то национальные интересы являются более подвижными как с позиций представлений, так и по учреждениям, механизмам, инструментам их реализации, в связи с чем социально-экономическая система любой страны тем конкурентоспособнее, чем больше специалистов различного профиля в ней подготовлено, чем выше квалификация этих специалистов, чем больше этих специалистов занято в наукоемких отраслях экономики. Таким образом, наличие специалистов различных профессий предполагает как появление конкурентных преимуществ, так и дополнительное стимулирование их развития, что создает цикличность самовоспроизводства системы при наличии внутренних ресурсов.

Важно отметить, что национальные интересы в сфере высшего образования следует рассматривать с двух позиций:

- с позиций влияния высшего профессионального образования на реализацию национальных интересов;

- с позиций определения высшего профессионального образования как самостоятельной сферы национальных интересов.

Если рассмотреть высшее профессиональное образование как самостоятельную сферу с позиций конкурентных преимуществ, очевидно, что развитая система высшего профессионального образования может быть конкурентным преимуществом страны (мега-уровень), региона (макро-уровень), отдельного муниципалитета (мезо-уровень), поскольку приток студентов существенным образом повышает валовой продукт соответственно страны, региона, в том числе за счет роста потребления, создания новых рабочих мест, увеличения количества трудовых ресурсов и т. п. Следовательно, система высшего профессионального образования должна позиционироваться как сфера национальных интересов не только потому, что за счет нее в значительной степени формируются конкурентные преимущества страны, но и потому, что высшее профессиональное образование является той сферой, которая может стать самостоятельной сферой

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

национальных интересов за счет ее отраслевых особенностей.

Национальные интересы в сфере высшего профессионального образования - это комплекс представлений о роли и месте высшего профессионального образования страны в международном разделении труда и национальной социально-экономической системе, обусловленный сложившимися экономическими отношениями и идеологическими и культурными взглядами, отраженными в концепциях и теориях.

Высшее профессиональное образование является необходимым элементом современной социальной сферы, поскольку:

- позволяет реализовать стремление индивидов к получению фундаментальных и прикладных знаний;

- является сферой, где формируется система взглядов и ценностей будущих руководителей;

- обеспечивает среду, где в течение относительно длительного времени (4 - 6 лет) осуществляется социализация молодых граждан страны, их подготовка к трудовой деятельности;

- сферой, в рамках которой осуществляется передача знаний, сформированных в достаточно длительный период наиболее профессиональной частью педагогических, научных и практических работников.

С другой стороны, высшее профессиональное образование является экономической сферой, в которой осуществляется движение значительных финансовых потоков, формируются материальные ценности, создаются и используются нематериальные активы.

При определении потребностей в действиях, обеспечивающих национальную безопасность, важной задачей является определение закономерностей развития высшего профессионального образования во взаимосвязи с сопровождающими его проблемами.

Для выявления закономерностей развития системы высшего профессионального образования необходимо в первую очередь задать временной горизонт этого анализа. Мы полагаем, что при определении закономерностей развития высшего профессионального образования важную роль играет выбор периода исследования, поскольку высшее профессиональное образование, как и любая другая сфера деятельности, является частью общей социально-экономической системы, отражает комплекс производственных отношений, складывающихся в сфере, является проекцией общего комплекса производственных отношений на конкретную отрасль (сферу). Базисным элементом в этом случае являются отношения собственности, трансформация которых опре-

деляет новые закономерности развития как экономики в целом, так и сферы высшего профессионального образования в частности.

Для определения закономерностей развития сферы высшего профессионального образования с целью формирования концепции, стратегии и механизмов обеспечения экономической безопасности высшего профессионального образования необходимо определить закономерности, свойственные развитию высшего профессионального образования в условиях рыночной экономики.

Поскольку для современных экономик характерен циклический характер развития, следует отдельно выделять закономерности в развитии высшего профессионального образования, которые связаны с кризисным состоянием социально-экономического развития отдельных стран, т. к. финансово-экономические и организационно-управленческие решения существенно трансформируются в трансграничных условиях функционирования экономических систем.

Проведенный анализ развития системы высшего профессионального образования на современном этапе в России и в ряде зарубежных стран позволил сделать вывод о том, что к числу закономерностей развития высшего профессионального образования следует отнести:

- сокращение границ самостоятельности вузов за счет повышения роли общественности в контроле за деятельностью вуза;

- диверсификация источников финансирования государственных и негосударственных вузов (государственное финансирование, финансирование за счет личных средств студентов (их семей), правительственные и частные гранты; создание эндаумент-фондов, целевое финансирование отдельных студентов);

- диверсификация направлений подготовки в рамках высшего профессионального образования за счет усложнения социально-экономической структуры общества, производства, знаний, структуры;

- повышение уровня и степени транспарентности образовательных программ и образовательного процесса;

- повышение степени доступности высшего образования для населения за счет расширения бесплатных программ и формирования системы грантов для наиболее способных студентов;

- глобализация системы высшего профессионального образования;

- формирование мировых образовательных центров, имеющих повышенный уровень престижности образования;

- снижение качества профессорско-преподавательского состава как реакция на расширение образовательного пространства и относительно более низкий уровень оплаты труда;

- унификация образовательных программ в масштабах страны и мировом образовательном пространстве, связанная с глобализацией образования;

- упрощение и удешевление массового высшего образования на основе современных информационных технологий, активное внедрение систем дистанционного обучения;

- позиционирование высшего образования как бизнеса;

- относительное снижение престижности высшего профессионального образования, связанное с расширением количества граждан, которые его имеют, и с тем, что уровень заработной платы относительно снизился по сравнению с заработной платой специалистов без высшего профессионального образования;

- неравномерность развития отдельных вузов (университетов) и образовательных систем в сфере высшего профессионального образования.

Указанные закономерности позволяют по-другому определить проблемы развития, которые свойственны российскому высшему образованию. Одной из основных проблем является то, что на протяжении долгого времени оно сохраняло контуры системы высшего образования, сложившегося и развитого в эпоху социалистических экономических отношений. В настоящее время рыночная система хозяйствования определяет качественно иные условия функционирования системы высшего профессионального образования, часть из которых постепенно внедряется в систему высшего профессионального образования, вытесняя принципы, заложенные в системе при ее создании, а часть обусловлена специфичными

российскими условиями и уже присуща системе. Таким образом, часть закономерностей носит особенный характер, обусловленный особенностями управления и регулирования всей системы высшего профессионального образования, включая регулирование всей социально-экономической системы.

Высшее профессиональное образование, являясь частью системы национальной безопасности страны, характеризуется необходимостью развития и трансформирования в зависимости от изменения социально-экономической ситуации. По своей сути высшее образование является базисом для построения всей национальной экономики и поэтому его реформирование должно соответствовать целям развития страны в целом. Национальные интересы в сфере высшего профессионального образования определяют основные векторы развития, которое происходит на основе внутренних характеристик системы высшего профессионального образования. В условиях глобализации невозможно отделять национальную систему высшего профессионального образования от систем, развивающихся в других странах. Выделяются общие векторы развития системы высшего профессионального образования, которые характерны для всей глобальной системы, но отличаются в зависимости от внутренних характеристик, заложенных в систему экономическими характеристиками внешней среды, в которой она функционирует. При этом, несмотря на активную глобализацию системы высшего профессионального образования, в условиях, когда высшее профессиональное образование является частью системы обеспечения национальной безопасности и национальных интересов, страна (в частности экономика страны) должна сохранять ее конкурентоспособность и высокое качество развития.

Библиографический список (References)

1. Колесников А.М., Вешев Н.А., Мичурин С.В. Формирование организационной структуры и внутренней инновационной среды технического вуза с целью повышения качества подготовки инженеров : учеб.-практическое пособие. СПб.: ГУАП, 2014.

Kolesnikov A.M., Veshev N.A., Michurin S.V. (2014) Formirovaniye organizatsionnoy struktury i vnutrenney innovatsionnoy sredy tekhnicheskogo vuza s tsel'yu povysheniya kachestva podgotovki inzhenerov : ucheb.-prakticheskoye posobiye [Developing organizational structure and internal innovative environment of a technical college to improve the quality of training for engineers: practical manual.]. St. Petersburg, GUAP.

2. Экономическая безопасность России: Общий курс / под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obshchiy kurs / pod red. V.K. Senchagova. 3-ye izd., pererab. i dop (2009) [Economic security of Russia: an Overview / ed. by V.K. Senchagova, 3rd edition., revised and added]. Moscos.: BINOM. Laboratoriya znaniy.

3. Малолетко А.Н. Оценка современного состояния и прогнозов обеспечения экономической безопасности системы высшего и послевузовского профессионального образования: монография. М.: Российский государственный университет туризма и сервиса, 2009.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Maloletko A.N. (2009) Otsenka sovremennogo sostoyaniya i prognozov obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti sistemy vysshego i poslevuzovskogo professional'nogo obrazovaniya: monografiya [Assessment of the current status and future prospects of economic security of higher and postgraduate education]. Mosocw: Rossiyskiy gosudarstvennyy universitet turizma i servisa.

4. Човган И.В. Анализ влияния процесса глобализации на обеспечение национальной безопасности государства в сфере высшего образования // NB: Вопросы права и политики. 2013. № 5. С. 135 - 149.

Chovgan I.V. (2013) Analiz vliyaniya protsessa globalizatsii na obespecheniye natsional'noy bezopasnosti gosudarstva v sfere vysshego obrazovaniya [Analysis of the impact of globalization on national security in higher education]// NB: Voprosy prava i politiki. № 5. P. 135 - 149.

5. Шматков Р.Н. Качество высшего профессионального образования в России: системный анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 74 - 83.

Shmatkov R.N. (2014) Kachestvo vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii: sistemnyy analiz [Quality of higher education in Russia: a systemic analysis] // Professional'noye obrazovaniye v sovremennom mire. № 1 (12). P. 74 - 83.

УДК 001

ЦИТИРУЕМОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

CITATIONS AS A WAY TO ASSESS QUALITY OF SCIENTIFIC RESEARCH

Гугелев Александр Владимирович

Gugelev Alexandr Vladimirovich

доктор экономических наук, завкафедрой менеджмента, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов

PhD (Economics), head of the department of management, Saratov socioeconomic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: Gugelev@ssea.runnet.ru

Семченко Анжелика Ахмеджановна

Semchenko Anzhelika Ahmedzhanovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of economics and quality management, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg

e-mail: seangelika@yandex.ru

В научной статье рассмотрены взаимосвязь между цитируемостью научных публикаций и качеством научных исследований отдельных авторов и научных объединений, современные направления развития основных электронных отечественных и международных баз научного цитирования, проанализирован понятийный аппарат, приведены мнения наиболее авторитетных ученых. Авторами исследованы основные базы данных наукометрической информации, популярные в России, такие как Web of Science, Scopus, Elibrary.ru, Google Scholar. В научной статье рассмотрены такие интересные парадоксы расчета показателей наукометрической информации, как, например, низкий индекс Хирша А. Эйнштейна.

Ключевые слова: цитируемость, научные исследования, Скопус, импакт-фактор, индекс Хирша.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.