Библиографический список (References)
1. Реклама в коммуникационном процессе : учеб. пособие. СПб.: Питер, 2014. 304 с.
Reklama vkommunikatsionnom protsesse : ucheb. posobiye (2014) [Advertising in the communication process: textbook]. St. Petersburg: Piter. 304 p.
2. Психология массовой коммуникации : учеб. пособие / [Е.В. Строгецкая [и др.]]; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет им. В.И. Ульянова (Ленина) «ЛЭТИ». СПб. : Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005. 72 с.
Psikhologiya massovoy kommimikatsii : ucheb. posobiye / [Ye.V. Strogetskaya [i dr.]] ; Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy elektrotekhnicheskiy universitet im. V.I. Ul'yanova (Lenina) «LETI» (2005) [Psychology of mass communication: textbook / ed. by E.V. Strogetskaya et al.; Saint-Petersburg State Electrotechnical University]* St. Petersburg: Izd-vo SPbGETU «LETI». 72 p.
3. [Электронный ресурс]. URL: http://adindex.ru/publication/anahtics/forecasts/ 20l5/07/6/l25538.phtml.
4. [Электронный ресурс]. URL: https://tastethefeeling.coca-cola.com/ru.
5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russlav.ru/stat/vliyanie_tv.html.
6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sostav.ru/publication/rossiyane-ne-lyubyat-bannery-i-tv-reklamu-l86l6.html.
7. [Электронный ресурс]. URL: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/MEN/REKLAMAl.HTM.
8. [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/mr-recl2.htm.
д. [Электронныйресурс]. URL: http://www.sostav.ru/columns/mmfr20/nominantCard.php?IDNominant=55.
10. [Электронный ресурс]. URL: http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama.
11. [Электронный ресурс]. URL: http://psylist.net/reklam/00045.htm.
12. [Электронный ресурс]. URL: http://moscow.fas.gov.ru/page/627i.
13- [Электронный ресурс]. URL: http://www.advesti.ru/publish/video/25kadr/.
14. [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru/1n/melxnik_anatolij_antonowich/reklama-25-idoc.shtml.
15. [Электронный ресурс]. URL: https://atonua.wordpress.com/20il/i2/i3.
16. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/effekt_25-go_kadra.
17. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/doc1m1ent/cons_doc_LAW_i5il/285787630b4i d4963964c4c89fadall96a65cf3e/.
УДК 378(510)
ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
SOME ASPECTS OF CHINESE HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF CURRENT ECONOMIC PROBLEMS
Гугелев Александр Владимирович
Gugelev Alexander Vladimirovich
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента ССЭИ (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов
PhD (Economics), professor, head of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
Семченко Анжелика Ахмеджановна
Semchenko Anzhelica Ahmedzhanovna
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления качеством, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of economics and quality management, Saint Petersburg State University of Economics, St. Petersburg
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены особенности китайского образования на фоне сложных современных экономических и политических реалий, в частности, растущей безработицы. Авторы сосредоточили внимание на анализе ретроспективного развития китайской системы высшего образования. Рассмотрены вопросы сертификации и стандартизации китайского образования, проанализированы основные тенденции развития образования в современном Китае.
Ключевые слова: высшее образование, Китай, стандартизация, вуз.
The paper considers some characteristic features of Chinese education in the context of current complex economic and political realities and rising unemployment in particular. The authors focus on an analysis of retrospective development of China's higher education system. Problems of certification and standardization of Chinese education are identified, main trends in the development of education in China are analyzed.
Keywords: higher education, China, standardization, institutions of higher education.
В настоящее время интерес к системе высшего образования как интеллектуальной составляющей любого процесса экономики страны приобрел первостепенное значение при исследовании вопросов эффективности высшего образования в целом. Это, на наш взгляд, обусловлено не только необходимостью поиска путей повышения эффективности в сложных экономических и политических условиях, но и системным кризисом высшего образования нашей страны, выход из которого до сих пор конкретно не определен. Так, в последние годы сложилась тенденция к повышению меры ответственности, возложенной на вузы, в частности, переход их на автономное существование, как, например, в Финляндии и Швеции [3]. По нашему мнению, несмотря на преимущества данного процесса, например, наличие здоровой свободной конкуренции между вузами как хозяйствующими единицами, постоянное вынужденное самосовершенствование и др., нельзя сделать однозначного вывода без оценки другой точки зрения, основанной на необходимости всемерной поддержки и контроля такого социально значимого направления развития страны, как сфера высшего образования.
В этой связи наиболее ярким примером нам представляется высшее образование Китая, которое служит образцом государственного контроля и обеспечения, показывает преимущества и выявляет недостатки закрытости и отсутствия свободы в системе высшего образования крупного развитого государства. Целью
данной научной статьи мы ставим исследование вопросов обеспечения качества высшего образования в Китае для определения перспектив развития отечественной системы ВПО.
Особенностью китайского высшего образования является то, что все вузы, которых сегодня насчитывается более юо, являются государственными. В тоже время они не имеют единой программы, а различаются направленностью и спецификой преподавания. Китайские университеты, в отличие от российских или европейских, имеют жесткую специализацию и работают только в соответствии с ней, например, техническую, педагогическую или лингвистическую. Каждый университет Китая имеет свои отличительные особенности, при этом в Пекине находится самый крупный университет с множеством факультетов и богатой технической базой. Так, в Пекинском университете, включающем 30 колледжей и 12 факультетов, помимо обучения по 93 программам бакалавриата, есть 199 программ магистратуры и 173 программ докторантуры. При университете действует 216 исследовательских институтов, два инженерных научных центра имеют статус общенациональных [7]. Стоимость обучения в Китае в зависимости от бакалаврской программы составляет от 2 до 3 тыс. долларов в год.
В результате 6о лет развития и реформирования высшее образование в КНР достигло значительных успехов и продолжает активно развиваться и изменяться. На фоне общей тенденции стремительного роста грамотности на-
селения высшее образование получило особенно устойчивое развитие. Так в 1949 г. в Китае было 205 вузов, а в 1999 г. их число составило 1 942, при этом в них обучалось 7,2 млн студентов. В 2007 г. в КНР был уже 2 321 вуз. По направлениям бакалавриата и спецкурсов в 2007 г. обучалось 18,85 млн студентов. На начало 2008 г. в китайских вузах обучалось 222,5 тыс. будущих докторов наук и 972,5 тыс. будущих магистров [4]. По данным ЮНЕСКО, Китай уже в 2003 г. занимал первое место в мире по масштабам высшего образования. Высокий уровень образования в ведущих вузах КНР признает и международное сообщество, в частности, они часто попадают в ведущие международные рейтинги [6]. По оценке международных рейтинговых агентств, пока только 23 китайских университета входят в рейтинг 500 лучших вузов мира, что по сравнению с Россией уже является хорошим результатом, но для мирового сравнения этот результат не удовлетворителен.
Многие десятилетия основной особенностью системы высшего образования Китая является доминирование естественно-технических и прикладных курсов в вузовской программе. Следовательно, в Китае учится достаточно малый процент гуманитариев, что объясняется спецификой национальной экономики. Кроме этого, в большинстве вузов учатся на специалистов в области сельского хозяйства, чем, по нашему мнению, объясняются успехи Китая в агарном производстве.
Гармоничное соотношение между вузами разного направления и вышеуказанные особенности способствуют быстрому и успешному развитию высшего образования в Китае. Во многих вузах, особенно ведущих, в настоящее время действует схема обучения «2+2» и «3+2», когда первые два-три года студенты бакалавриата учатся в китайском университете, а затем продолжают свое обучение в университетах других стран. Например, в Столичном университете экономики и бизнеса (г. Пекин) есть специальное подразделение - Колледж обучения в КНР и за рубежом» (Overseas Chinese College), в котором студенты специальностей «Экономика и бизнес» и «Информационные технологии» обучаются первые два года на базе колледжа, а затем продолжают учебу в университетах США, Великобритании или Австралии. Уже на первых курсах колледжа студентов частично обучают преподаватели из вышеуказанных и других англоязычных стран для облегчения процесса адаптации к обучению за рубежом.
Главным фактором, привлекающим иностранных студентов в университеты КНР, яв-
ляется высокое качество образования в сочетании с относительно невысокой по сравнению с американскими или британскими вузами стоимостью обучения и проживания в стране. Также значительным фактором является и стремление будущих студентов к расширению кругозора и познанию богатого культурно-исторического наследия Китая. Сегодня в Китае учится более 240 тыс. зарубежных студентов.
Интересным, на наш взгляд, является то, что при поступлении конкурсы в веду щие вузы достигают 200-300 человек на место. Талантливые абитуриенты в Китае получают различные возможности использования государственных стипендий и субсидий организаций. Платное образование преобладает, но и туда абитуриенты поступают на общих основаниях.
С начала политики реформ и открытости в Китае произошло много изменений в качестве высшего образования. С 1970 г. задачей государства было увеличить количество студентов, пренебрегая при этом качеством образования. Вследствие этого увеличилось число студентов: в 1978 г. их было 2,3 млн, а в 2004 г. уже 21 млн. Однако при сохранении сегодня уровня количества студентов в стране назрела проблема трудоустройства. Так, согласно официальной статистике, уровень безработицы в Китае остается стабильным на протяжении последних четырех лет - около 4 %. Экономический рост Китая существенно замедлился, показав в 2014 г. самые низкие результаты за последние шесть лет. Вместе с тем китайскому правительству удается удерживать безработицу в стране на уровне, который был определен как оптимальный еще несколько лет назад -не выше 4,5 %. Если в конце 2014 г. уровень безработицы в городах Китая был 4,1 %, то за первые три месяца 2015 г. он снизился на полпроцента и составил 4,05 %. Отметим, что этот показатель существенно ниже уровня безработицы в странах Еврозоны (11,3 %), но выше, чем в Японии (3,4 %).
Тревожным сигналом является то, что количество новых рабочих мест, созданных за период с января по март 2015 г., оказалось на 200 тыс. ниже, чем за тот же период годом раньше: 3,24 млн против 3,44 млн. Плановый показатель по количеству новых рабочих мест на 2015 г. составляет ю млн, но остается открытым вопрос, сможет ли рынок обеспечить работой всех выпускников.
В КНР существуют значительные меж- и внутрирегиональные различия, связанные с возможностью и доступностью получения высшего образования и уровнем образования. Но именно качество образования требует ра-
венства возможностей между различными слоями и группами населения в получении образования [5]. Так, в 2004 г. только 0,02 % людей сельского населения и 5,63 % городских жителей имели высшее образование. Между восточными и западными провинциями можно так же наблюдать разницу. Недостаточное и неравное финансирование образования также отрицательно влияют на качество образования в китайских университетах. В абсолютном выражении государственные расходы на образование за последние годы увеличились, но расходы на одного студента, в связи с огромным ростом числа студентов, понизились. Во многих китайских вузах для улучшения качества преподавания увеличивают количество учителей с высшим образованием.
С точки зрения обеспечения качества и управления качеством стоит подчеркнуть, что образовательный инструментарий ориентирован прежде всего на процесс. Все внимание отдается факторам Input, таким как аккредитация, стандартизированные учебные программы и учебные материалы, квалификация учителей, соотношение учитель - ученик и т. д. Важными являются и количественные факторы Output, такие как количество выпускников в год, число опубликованных научных статей, диссертаций и дипломных работ. Слишком мало внимания уделяется результату образования: успехам выпускников на рынке труда.
По результатам исследования системы высшего образования в Китае можно сделать вывод, что эта отрасль целиком контролируется и финансируется государством. Вследствие глобализации у КНР появилась возможность изучить опыт других стран и использовать его в интересах реформирования и развития отечественной системы образования. В последнее время качество высшего образования динамично развивалось и улучшалось. Оно постоянно являлось важным аспектом в реформах высшего образования.
Система менеджмента качества (далее -СМК) образования в вузах Китая функционирует на национальном и региональном уровнях специально созданными организациями -агентствами оценки качества. Центр оценки высшего образования при Министерстве образования КНР - независимая организация, главная задача которой - организация и проведение первого цикла оценки на основе руководств, положений и критериев оценки Министерства образования и других образовательных учреждений, В настоящее время создано более 20 подобных агентств регионального уровня.
Исследуем вопрос организации стандартизации в КНР, поскольку именно они выступа-
ют основой построения СМК вузов, а, следовательно, обеспечения высокого качества образовательного процесса. Китайские стандарты бывают обязательными и добровольными. При этом обязательные стандарты в Китае имеют силу закона, равно как и других технических регламентов. Это законы и административные правила охраны здоровья человека, личной собственности и безопасности. Все стандарты, которые не подходят под эти характеристики, считаются добровольными стандартами.
В Китае многие технические регламенты, разработанные в рамках китайской системы стандартов, называются «обязательные стандарты». В дополнение к китайским обязательным стандартам индивидуальные китайские учреждения также разрабатывают нормативные требования за пределами китайской системы стандартов. Существует четыре уровня китайских стандартов: национальные стандарты, профессиональные стандарты, местные стандарты и стандарты предприятий. Эти уровни имеют иерархическую структуру, так что местные стандарты заменяют стандарты предприятия, профессиональные стандарты заменяют местным стандартам и т. д.
Многие китайские национальные стандарты соответствуют 180/1 ЕС и другим международным стандартам. Профессиональные стандарты часто называют «промышленными стандартами». Они разработаны и применяются при отсутствии национального стандарта там, где единых технических требований недостаточно для конкретной отрасли области китайской промышленности. Профессиональные стандарты кодируются в зависимости от отрасли.
Местные стандарты часто называют «провинциальными стандартами». Они развиваются, когда ни национальных стандартов, ни профессиональных стандартов нет, но необходимы единые требования к безопасности и гигиены промышленной продукции в регионе. Для организаций, ведущих бизнес в Китае, рекомендуется использовать имеющиеся национальные стандарты, профессиональные стандарты и местные стандарты.
В России сертифицированные СМК имеют более 1,5 тыс. предприятий, что составляет 0,3 % от общего числа СМК, внедренных в мире. Это значительно меньше, чем во многих других странах с рыночной экономикой. Например, в Великобритании выдано более 8,5 тыс. сертификатов на СМК, в Китае -7,5 тыс. [1]. Несмотря на еще недостаточное количество российских предприятий, имеющих сертифицированные СМК, следует отме-
тить положительную динамику их роста. С 1996 по 2001 гг. число сертификатов на СМК, соответствующих ISO 9000, в мире возросло в 4 раза, в России за этот же период в 70 раз, а в Китае - в 114 раз. Говоря о темпах роста, необходимо учитывать стартовые условия. В этой связи следует отметить, что, несмотря на высокие темпы роста, Россия занимает в настоящее время 40-е место по числу выданных сертификатов на СМК соответств\тощих ISO 9000, тогда как Китай - 2-е место после Великобритании.
Такая активизация внедрения СМК на китайских предприятиях не случайна. Китай стал членом ВТО в 2001 г., и внедрение СМК в значительной степени было продиктовано желанием повысить качество продукции, а также обеспечить конкурентные преимущества китайским предприятиям на мировом рынке.
Необходимо документирование китайской правовой системы с тем, чтобы международные требования соблюдались в рамках национальных принципов и традиций.
Рассмотрим основные органы государственной власти, занятые процессом обеспечения качества. Национальный народный конгресс, верховный орган законодательной власти Китая, наделен полномочиями по внесению поправок в Конституцию, а также по изменению базовых законов, включая утоловное и гражданское право. Государственный совет, верховный орган административной власти в Китае, наделен полномочиями в соответствии с Конституцией и законами по выработке административных мер и законов и нормативно-правовых актов, а также вынесению решений и распоряжений. Министры, комиссии и администрации под руководством Государственного совета Китая в соответствии административными законами и нормативно-правовыми актами, решениями и распоряжениями Государственного совета наделены полномочиями на вынесение приказов и указаний, а также выработку нормативно-правовых актов в пределах своей ответственности.
В Китае законодательный процесс включает следующие основные процедуры: выдвижение законопроекта; обсуждение законопроекта; принятие решения по законопроекту и обнародование.
Приведем ниже законы и нормативно-правовые акты касательно управления качеством:
- Закон Китайской Народной Республики о качестве продукции;
- Закон Китайской Народной Республики о стандартизации;
- Положение Китайской Народной Республики о сертификации и аккредитации;
- Положение Китайской Народной Республики о сертификации качества продукции.
Служба по сертификации и аккредитации Китайской Народной Республики представляет собой орган государственной власти, уполномоченный Государственным советом на осуществление сертификации и аккредитации в стране. Основные обязанности Службы включают: надзор и управление аккредитацией органов сертификации, управление лабораториями и продукцией, подлежащей обязательной сертификации; разработка, корректировка и обнародование каталога продукции, подлежащей обязательной сертификации при содействии Общего управления надзором за качеством, инспекцией и карантином Китайской Народной Республики; составление и опубликование положений о реализации сертификации продукции, перечисленной в каталоге; определение модели сертификации, подходящей для сертификации продукции; разработка и опубликование сертификационных знаков; определение стиля сертификата; объявление наименования сертифицированной продукции и производящих ее предприятий.
В связи с тем, что Национальная система качества не рассматривалась как отдельная область политики, отсутствует какой-либо официальный обзор области политики, например, в отношении того, какие виды деятельности включены или какие организации несут ответственность за них. В связи с этим потребовалось обозначить все государственные роли и обязанности, связанные с Национальной системой качества.
Глобализация рынка оказывает значительное воздействие на все страны мира. В частности, наблюдаются изменения в процессе потока товаров и услуг. Что касается вопроса вступления Китая в ВТО, то напомним, что ВТО -единственная общемировая международная организация была учреждена в целях регулирования правил торговли между странами. Ее цель заключается в оказании помощи производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в осуществлении их деятельности, и их задача состоит в как можно более свободном перемещении товаров.
Большая часть намерений Китая, декларируемых при вступлении в ВТО, уже исполнена. Работа, проведенная Китаем, заслужила высокие похвалы со стороны других членов ВТО. Китай внес поправки в 2,3 тыс. и отменил 700 законов и нормативно-правовых актов в соответствии с положениями. В результате присоединения Китая к ВТО таможенные пошлины сократились на одну треть, что открыло китайские рынки миру. Благодаря вслупле-
нию Китая в ВТО, страна уже выполнила свои обещания в отношении предоставления другим странам свободы в области торгового обслуживания, включая финансовые, страховые, телекоммуникационные и юридические услуги. Присоединение к ВТО является важным стратегическим шагом для участия Китая в экономической глобализации. После присоединения к ВТО Китай значительно изменился в различных областях, в том числе, в области системы качества. Китай изменил большое количество законов и нормативно-правовых актов в целях соблюдения положений ВТО. Китай выполнил свои обязательства, принятые в процессе вступления в ВТО в таких отношениях, как стандарты, процедуры оценки соответствия, регулирование организаций оценки соответствия с зарубежными инвестициями, а также технические положения .
После его открытия внешнему миру, особенно после присоединения к ВТО, в системе качества были достигнуты значительные результаты. Китай прилагает усилия, направленные на совершенствование своей системы качества посредством внедрения опыта развитых стран.
Так как Китай является развивающейся страной и молодым участником ВТО, имеются некоторые аспекты, требующие улучшения. В связи с этим ниже представлены основные предложения.
По нашему мнению, система стандартов и технического регулирования в Китае нуждается в реформировании, в частности, необходимо изменение сложившейся ситуации и имеющихся проблем в системах стандартов и технического регулирования. Система стандартов в Китае основана на моделях бывшего Советского Союза. До принятия Закона о стандартизации все стандарты в Китае носили обязательный характер.
В соответствии с Законом о стандартизации, стандарты подразделяются на два вида: обязательные и добровольные. В настоящее время, лишь несколько стран применяют данную модель, среди них Вьетнам, Куба и Северная Корея [5].
В настоящее время в Китае технические положения действуют в форме постановления, приказа и обязательного стандарта, причем обязательный стандарт - это главная форма. В настоящее время в Китае мы рассматриваем обязательный стандарт как техническое положение. В рамках переговоров о вступлении Китая в ВТО, а также в уведомлении, направленном членам ВТО после вступления Китая в ВТО, наблюдается аналогичная ситуация. Обязательные стандарты охватывают такие
сферы, как защита здоровья и безопасность человека, безопасность животных и растений, охрана окружающей среды, однако это вызывает и проблемы, так как стандарт и техническое положение различаются с точки зрения правого характера, принципа разработки, содержания и защиты авторских прав.
Китай провел чистку национальных стандартов, сократив количество обязательных стандартов. Однако организация, порядок и принцип разработки, содержание и охрана авторских прав стандарта отличаются от указанных положений. В настоящее время мы рассматривает обязательные стандарты в качестве технических положений. В данном случае система стандартов становится частью правовой системы нации. Организации, такие как технический комитет, институт и ассоциация стандартизации, представляющие интересы только некоторых лиц, становятся организациями по разработке законодательства. Кроме того, технические положения должны доводиться до сведения общества, и люди должны иметь возможность ознакомиться с ними на веб-сайте правительства или средств массовой информации. Однако стандарты защищены авторскими правами, и люди вынуждены платить, чтобы получить их.
Также для реформирования системы стандартизации Китая, на наш взгляд, необходимо изменить систему стандартов и технического регулирования в соответствии с принятыми в ЕС нормами. В Европе стандарты носят добровольный характер. Организациями по разработке стандартов являются институт, организация по сертификации и т. д.
Технические положения разрабатываются органом государственной власти в соответствии с правовым порядком, в котором может указываться стандарт, то есть номер стандарта, а содержание стандарта или его часть могут быть непосредственно вписаны в техническое положение. Более того, содержание, мера или метод также могут указываться в техническом положении.
Таким образом, можно установить два набора систем в Китае:
1. Система стандартов. Отдел, ответственный за стандартизацию, разрабатывает стандарты, включая национальные, отраслевые и местные стандарты в соответствии с руководством правилом, порядком, принципом и т. д. Все данные стандарты носят добровольный характер, с защитой авторских прав.
2. Система технического регулирования. Орган государственной власти, включая местное правительство, наделяется полномочиями по разработке технических положений. Разра-
ботка технических положений должна соответствовать требования Закона по разработке законодательства. Принципы разработки технического положения защищают национальную безопасность, здоровье и безопасность человека, животных и растений, окружающей среды и предупреждают разрушающие практики. В отношении технических положений предусмотрена защита авторских прав.
Китай должен установить и совершенствовать систему оперативного противодействия международным барьерам торговли
Наряду с сокращением тарифов во всем мире все большее число стран переходит к нетарифным барьерам, таким как антидемпинг, антисубсидирование и технические барьеры торговли в целях защиты внутренних отраслей. Среди указанных нетарифных барьеров технические барьеры торговли стали наиболее существенным препятствием для экспорта Китая на протяжении многих лет. В связи с этим необходимо как можно скорее разобраться с техническими барьерами торговли, которые оказывают существенное влияние на развитие
торговли, разработать и улучшать систему противодействия техническим барьерам торговли, используемым зарубежными государствами.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о наличии прямой взаимосвязи между жестко контролируемой государством системой качества в сфере высшего образования, основанной на аккредитации и непрерывной оценке со стороны органов власти, и успехом китайского высшего образования на мировом рынке образовательных услуг.
Однако в целях объективности сделанных выводов отметим, что сам по себе образовательный процесс очень сложный и неоднозначный, а его оценка должна быть основана на многофакторном анализе. Он регулируется социальной, политической и экономической сферами развития страны. Несмотря на то, что стабильная система высшего образования является одним из условий эффективного развития, образовательный процесс включает в себя традиции и национальные особенности, что служит основой уникальности системы образования в каждой стране.
Библиографический список (References)
1. Бонюшко H.A., Семченко A.A. Инновационные аспекты развития системы высшего образования // Научное обозрение. 2015. № 12. С. 373~377-
Bonyushko N.A., Semchenko A.A. (2015) Iimovatsioimyye aspekty razvitiya sistemy vysshego obrazovani-ya [Innovative aspects of the development of higher education system] // Nauchnoye obozreniye. № 12. P. 373-377.
2. Бонюшко H.A., Семченко A.A. Стратегические основы управления качеством в вузах : монография для аспирантов всех форм. СПб. : Культ-информ-пресс, 2015.
Bonyushko N.A., Semchenko A.A. (2015) Strategicheskiye osnovy upravleniya kachestvom V vuzakh : monografiya dlya aspirantev vsekh form [Strategic foundations of quality management in higher education: monograph for postgraduate students], SPb. : Kurt-inform-press.
3. Гугелев A.B., Семченко A.A. Бенчмаркинг конкурентоспособности отечественных вузов в контексте современных интеграционных процессов : монография. Саратов : Изд-во ССЭИ (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015.
Gugelev A.V., Semchenko A.A. (2015) Benchmarking konkurentosposobnosti otechestvennykh vuzov V kontekste sovremennykh integratsionnykh protsessov : monografiya [Benchmarking of the competitiveness of Russian universities in the context of modern integration processes: monograph], Saratov : Izd-Vo SSEI (filiala) REU im. G.V. Plekhanova, 2015.
4. Гугелев A.B., Семченко A.A. Опыт участия отечественных вузов в международных рейтингах как стимул к повышению конкурентоспособности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2 (56). С. 29-35.
Gugelev A.V., Semchenko A.A. (2015) Opyt uchastiya otechestvennykh vuzov v mezhdunarodnykh reytin-gakh kak stimul k povysheniyu konkurentosposobnosti [Results of participation of Russian universities in international rankings as an incentive to improve competitiveness] f / Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. 2015. № 2 (56). P. 29-35.
5. Семченко A.A. Организационно-экономические механизмы управления качеством в образовательных учреждениях : монография. СПб. : Культ-информ-пресс, 2014.
Semchenko A.A. (2014) Organizatsionno-ekonomicheskiye mekhanizmy upravleniya kachestvom v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh : monografiya [Organizational and economic mechanisms of quality management in educational institutions: monograph]. St Petersburg: Kul't-inform-press.
6. [Электронный ресурс]. URL: http://5topi00.ru/news/20053/.
7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bfinap.ru/content/oms_publ6.