Научная статья на тему 'Система высшего профессионального образования в обеспечении национальной безопасности и национальных интересов'

Система высшего профессионального образования в обеспечении национальной безопасности и национальных интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ВПО) / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION (HPE) / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / ECONOMIC SECURITY OF HPE / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВПО / MECHANISM FOR PROVIDING FOR HPE / ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВПО / DIAGNOSTICS OF HPE ECONOMIC SECURITY / МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВПО / MONITORING ECONOMIC SECURITY OF HPE / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВПО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников Николай Владимирович

Россия с конца 2014 года переживает ряд отрицательных воздействий, которые требуют пересмотра и корректировки не только экономических параметров, но и концепций обеспечения национальной безопасности. Цель. Теоретически обосновать роль системы высшего профессионального образования (ВПО) в обеспечении национальной безопасности и национальных интересов. Результаты. Под национальными интересами в сфере ВПО предлагается понимать комплекс представлений о роли и месте ВПО страны в международном разделении труда и национальной социальноэкономической системе, обусловленный сложившимися экономическими отношениями, идеологическими и культурными воззрениями, нашедшими отражение в различных концепциях и теориях. Предлагается механизма обеспечения экономической безопасности ВПО. Разработаны методические положения по диагностике и мониторингу экономической безопасности ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Плотников Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education and its link to National Security

Since the end of 2014, Russia has been experiencing problems that necessitate a review and adjustment of not just its economic parameters, but also of the concept of national security. Aim. The purpose of this paper is to provide theoretical explanation of the role of higher professional education (HPE) in national security and in protecting national interests. Results. This study proposes that HPE, as much as it is concerned with national interests, should be seen as a system of concepts regarding role and place of the nation in international labor division and in the national social and economic systems defined by existing economic relations. It should also be seen from the viewpoint of ideologies and culture, and should be reflected in a variety of concepts and theories. The author proposes a mechanism to ensure the economic security of higher education and develops methods to analyze and monitor the economic security of higher education.

Текст научной работы на тему «Система высшего профессионального образования в обеспечении национальной безопасности и национальных интересов»

ш s

I <

со

о

со <

0. LD

О

Система высшего профессионального образования в обеспечении национальной безопасности и национальных интересов

Higher Education and its Link to National Security

УДК 378

Плотников Николай Владимирович

докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Plotnikov Nikolay Vladimirovich

St. Petersburg State University of Economics

Sadovayа Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

Россия с конца 2014 года переживает ряд отрицательных воздействий, которые требуют пересмотра и корректировки не только экономических параметров, но и концепций обеспечения национальной безопасности.

Цель. Теоретически обосновать роль системы высшего профессионального образования (ВПО) в обеспечении национальной безопасности и национальных интересов.

Результаты. Под национальными интересами в сфере ВПО предлагается понимать комплекс представлений о роли и месте ВПО страны в международном разделении труда и национальной социально-экономической системе, обусловленный сложившимися экономическими отношениями, идеологическими и культурными воззрениями, нашедшими отражение в различных концепциях и теориях. Предлагается механизма обеспечения экономической безопасности ВПО.

Разработаны методические положения по диагностике и мониторингу экономической безопасности ВПО.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование (ВПО), национальная безопасность, национальные интересы, экономическая безопасность ВПО, механизм обеспечения ВПО, диагностика экономической безопасности ВПО, мониторинг экономической безопасности ВПО

Since the end of 2014, Russia has been experiencing problems that necessitate a review and adjustment of not just its economic parameters, but also of the concept of national security.

Aim. The purpose of this paper is to provide theoretical explanation of the role of higher professional education (HPE) in national security and in protecting national interests.

Results. This study proposes that HPE, as much as it is concerned with national interests, should be seen as a system of concepts regarding role and place of the nation in international labor division and in the national social and economic systems defined by existing economic relations. It should also be seen from the viewpoint of ideologies and culture, and should be reflected in a variety of concepts and theories. The author proposes a mechanism to ensure the economic security of higher education and develops methods to analyze and monitor the economic security of higher education.

Keywords: higher professional education (HPE), national security, national interests, economic security of HPE, mechanism for providing for HPE, diagnostics of HPE economic security, monitoring economic security of HPE

В настоящее время функционирование социально-экономической системы России характеризуется повышенным уровнем напряженности практически во всех сферах и отраслей экономики, прежде всего в тех, развитие которых основывается на бюджетном финансировании либо существенным образом зависит от него. Сложность управления социально ориентированными отраслями на макроэкономическом уровне определяется также и тем, что системный финансово-экономический кризис 2008-2012 гг. по существу так и не был преодолен. Более того, в конце 2014 г. экономика России столкнулась с рядом отрицательных внешних воздействий, таких как снижение мировых цен на нефть и продолжение внешнеполитических санкций, что привело к девальвации рубля и росту цен.

В этих условиях очевидно, что корректировка финансово-экономических параметров должна рассматриваться с позиций обеспечения национальной безопасности, что, в свою очередь, определяет необходимость изменений концепций и параметров развития широкого круга отраслей и сфер, в том числе высшего профессионального образования (ВПО).

С одной стороны, Россия способна самостоятельно удовлетворять практически любые возникающие потребности во всех отраслях и сферах, включая ВПО, что позволяет обеспечивать интегральную национальную безопасность страны. С другой стороны, принципы международного разделения труда определяют специализацию каждой страны в мировом социально-экономическом пространстве как элемент ее конкурентных преимуществ, позволяющих получать дополнительные доходы, наращивая свой экономический потенциал. Следовательно, наши национальные интересы заключаются в полномасштабном развитии внешнеэкономических и внешнеполитических связей.

Конкурентные преимущества того или иного государства мира с обыденной точки зрения представляют собой предмет «зависти» стран-партнеров и стран-конкурентов и определяют направление экономического и, в определенной степени, политического соперничества. Неравномерность развития государств, отраслей, технологий ведет к изменению конкурентных преимуществ и, соответственно, национальных интересов. Последние включают в себя достаточно большой спектр видов и направлений деятельности и ожидаемых результатов, которые находятся в диалектическом взаимодействии с национальной

безопасностью. С одной стороны, она предполагает определенный уровень замкнутости государства как условия его устойчивого развития. С другой стороны, национальные интересы предполагают активизацию международного сотрудничества для использования внутреннего потенциала.

Вместе с тем концентрация на экспортных направлениях в условиях ограниченности инвестиционного и инновационного потенциала приводит к ослаблению внутреннего экономического потенциала. Наличие конкурентных преимуществ в одной или нескольких отраслях может привести к потере как конкурентоспособности, так и национальной безопасности страны не только в отраслевом, но и в широком смысле.

Очевидно, что система ВПО является одним из основополагающих элементов системы национальной безопасности, так как она обеспечивает простое и расширенное воспроизводство не только кадров государства, но и развитие социально-экономической системы страны в целом. Для того чтобы система ВПО соответствовала потребностям обеспечения национальной безопасности, выделяется блок профессий (специальностей), по которым обеспечивается бюджетное финансирование. Это касается в первую очередь военных специальностей и вузов, которые готовят специалистов в области внутренней безопасности, специалистов по критическим технологиям и обеспечению социальной сферы.

С позиций национальных интересов ВПО представляет собой не только сферу обеспечения национальной безопасности. Ее отличают мощные социальная, экономическая и политическая составляющие, в рамках которых реализуются текущие конкурентные преимущества отдельных отраслей, а также формируются перспективные конкурентные преимущества на всех (мега-, макро-, мезо- и локальных) уровнях социально-экономической системы. Если национальная безопасность — это относительно устойчивая система взглядов, концепций, учреждений, механизмов и инструментов, то национальные интересы являются более подвижными как с позиций представлений, так и с точки зрений учреждений, механизмов и инструментов. Поэтому чем более конкурентоспособной является социально-экономическая система любой страны, тем больше специалистов различного профиля в ней подготовлено. Наличие специалистов различных профессий предполагает появление конкурентных преимуществ и их развитие. При этом национальные интересы в сфере высшего образования следует рассматривать с двух позиций: с позиций влияния ВПО на реализацию национальных интересов, так и с позиций позиционирования ВПО как самостоятельной сферы национальных интересов.

Если рассмотреть ВПО как самостоятельную сферу с позиций конкурентных преимуществ, очевидно, что она может быть конкурентным преимуществом страны (мегауровень), региона (макроуровень) или отдельного муниципалитета (мезоуровень), поскольку приток студентов существенным образом повышает валовой продукт за счет роста потребления, создания новых рабочих мест и т. п. Следовательно, система ВПО должна рассматриваться как сфера национальных интересов не только потому, что благодаря ей в значительной степени формируются конкурентные преимущества страны, но и потому, что отраслевые особенности ВПО позволяют ей стать самостоятельной сферой национальных интересов.

Таким образом, мы понимаем под национальными интересами в сфере ВПО является комплекс пред-

ставлений о роли и месте ВПО страны в междуна- ^ родном разделении труда и национальной социально- ^ экономической системе, обусловленный сложившими- ^ ся экономическими отношениями, идеологическими ™ и культурными воззрениями, нашедшими отражение ^ в различных концепциях и теориях. о

Предлагаемое понимание системы ВПО предопределяет исследование вопросов, связанных с условиями и особенностями развития рассматриваемой сферы. Поскольку ВПО — это сфера государственных интересов, необходимость обеспечения, с одной стороны, национальной безопасности, с другой стороны — национальных интересов ставит задачу определения эффективных механизмов и инструментов решения данной глобальной задачи.

С позиций выбора и обоснования механизмов обеспечения национальной безопасности в сфере ВПО теоретически обоснованным, на наш взгляд, является определение сектора национальной безопасности, в котором концентрируются проблемы ВПО. Таким сектором, по нашему мнению, является сектор экономической безопасности (ЭБ).

Под ЭБ ВПО мы понимаем такое состояние системы ВПО, при котором осуществляется гарантированная защита национальных интересов в этой сфере и обеспечивается ее развитие в соответствии со средне- и долгосрочными потребностями социально-экономического развития страны.

Следовательно, ЭБ ВПО концентрирует в себе совокупность механизмов и инструментов обеспечения национальных безопасности и интересов. Для описания этого сектора национальной безопасности применительно к специфике ВПО нами реализован системный подход к раскрытию сущности и особенностей ЭБ ВПО, что позволило сформулировать понятия системы и механизма ее обеспечения. Так, проведенный анализ подходов к раскрытию сущности и особенностей ЭБ ВПО позволил сделать вывод, что с функциональных позиций она представляет собой совокупность видов ЭБ ВПО, которые взаимоувязаны в один комплекс посредством целевых установок, реализуемых в концептуальном и количественном измерении посредством установления индикаторов и пороговых значений в соответствии с уровнем их реализации. С институциональных позиций система ЭБ ВПО рассматривается нами как комплекс институтов и механизмов, обеспечивающих формирование и развитие ВПО России в соответствии с национальными интересами.

Система ЭБ ВПО, таким образом, непосредственно связана с системой экономической безопасности страны и опосредованно — с системой национальной безопасности через установление национальных интересов в сфере ВПО, согласующихся с общими целями развития российского государства и реализуемых на федеральном уровне с учетом региональной специфики и потребностей отдельных регионов.

Механизм обеспечения экономической безопасности государства представляет собой иерархическую сложную структуру, преимущественно ориентированную на приоритетные для него отрасли и сферы: финансы, оборону, энергетику и сельское хозяйство. Вместе с тем, рассматривая их как сферы обеспечения безопасности первого уровня, к числу отраслей и сфер второго уровня следует, по нашему мнению, отнести высшее образование. Механизм обеспечения ЭБ является составной частью механизма обеспечения национальной безопасности. Механизм обеспечения ЭБ ВПО, в свою очередь, является со-

^ ставной частью механизма ЭБ, с одной стороны, и ^ механизма национальной безопасности, с другой. По ^ отношению к механизму национальной безопасности ™ механизм ЭБ ВПО определяет условия кадрового ^ обеспечения всех основных отраслей и сфер жизне-о деятельности российского общества. По отношению к механизму обеспечения ЭБ механизм обеспечения ЭБ ВПО определяет условия кадрового обеспечения социально-экономического развития страны.

Таким образом, роль механизма обеспечения ЭБ ВПО заключается в подготовке кадров соответствующей квалификации для отраслей и предприятий, обеспечивающих национальную безопасность в целом и ЭБ в частности для органов власти и управления, ответственных за разработку и реализацию концепции социально-экономического развития России в целом и ее ЭБ в частности, а для воспроизводства и реформирования системы ВПО в соответствии с целями социально-экономического развития страны при соблюдении приоритета национальной безопасности.

Эта двойственная роль механизма обеспечения ЭБ ВПО, которая заключается, с одной стороны, в обеспечении текущих потребностей в специалистах и, с другой стороны, в сохранении потенциала ВПО для ответа на самые, казалось бы, неожиданные и непредсказуемые промышленные и интеллектуальные вызовы при оптимизации ограниченных затрат государства на обеспечение подготовки таких специалистов определяет его место в системе экономической и национальной безопасности в целом. Таким образом, механизм обеспечения ЭБ ВПО является необходимой и неотъемлемой составной частью общего механизма обеспечения национальной и экономической безопасности в части кадрового обеспечения. При разработке общей концепции национальной безопасности государства, отдельных регионов, отраслей и предприятий необходимо отдельно рассматривать фактор ВПО.

ЭБ ВПО как процессное состояние определяется через совокупность показателей, которые количественно и качественно, непосредственно или через экспертные оценки определяют:

• состояние системы ВПО на определенных этапах;

• траекторию ее развития;

• степень соответствия национальным интересам и

интересам национальной безопасности.

Для оценки состояния системы уровня ЭБ ВПО рекомендуется использовать два взаимосвязанных инструмента, которые составляют контрольную функцию управления, — диагностику и мониторинг. Существуют различные подходы к определению понятия диагностики и мониторинга ЭБ. Большинство из них строятся на основе общих понятий диагностики и мониторинга, но конкретизируют их с позиций специфики объекта. Так, например, в теории экономической безопасности превалирует точка зрения, согласно которой «диагностика экономической безопасности — это оценка социально-экономической ситуации в стране с позиции экономической безопасности и уровня угроз национальным интересам России в области экономики» [3, с. 765]. Методологическая ценность этого определения заключается, на наш взгляд, в акценте на необходимости учета национальных интересов при анализе социально-экономической ситуации.

В целом следует иметь в виду, что понятие диагностики не является исключительно экономическим, а широко используется в других сферах. Мы предлагаем следующее определение диагностики ЭБ. Диагности-

ка ЭБ ВПО (подсистем, секторов, отдельных вузов) предполагает определение экономических параметров (функционирования) объекта с целью выявления основных проблем его развития и отклонения соответствующих параметров от установленных (нормативных) с целью определения траектории развития объекта и минимизации отклонений от него.

На основе данного подхода нами разработан комплекс методических положений по диагностике ЭБ ВПО, включающий в себя следующие блоки:

• определение особенностей диагностики ЭБ в сфере ВПО;

• определение подсистем и блоков для диагностики;

• определение целей и задач диагностики;

• определение процессов, которые реализуют цели и задачи ВПО, ЭБ ВПО, диагностики как непротиворечивые;

• определение показателей, характеризующих процессы в ВПО и ЭБ ВПО;

• проецирование показателей на иерархические уровни и на подсистемы ЭБ ВПО;

• определение нормативных показателей, характеризующих пороговые значения уровня ЭБ ВПО;

• разработка показателей оценки ВПО и уровня ЭБ ВПО;

• сравнение расчетных и нормативных показателей;

• разработка методики анализа отклонений;

• эмпирическая и экспертная проверка методики;

• оценка уровня безопасности ВПО в целом, по блокам и подсистемам.

Вторым инструментом, который непосредственно связан с диагностикой, является мониторинг. По отношению к системе ВПО в целом и отдельного вуза в частности процесс мониторинга является условным. Конечно, современные информационные комплексы позволяют отслеживать все процессы и показатели функционирования ВПО в режиме реального времени. Но необходимо учитывать, что процесс обновления информации по каждому параметру может иметь свою периодичность, а степень влияния изменчивости отдельных параметров на уровень ЭБ ВПО имеет специфические временные рамки, что определяет необходимость обоснования границ и глубины мониторинга с целью управления отдельным вузом, системой ВПО в целом и системой обеспечения ЭБ ВПО. Целью мониторинга ЭБ ВПО, как мы полагаем, является не только оценка качественных и количественных изменений в самой системе, но и определение степени ее соответствия потребностям в обеспечении национальной безопасности и национальных интересов.

Методические положения по мониторингу уровня ЭБ ВПО в интересах национальной безопасности и национальных интересов, по нашему мнению, основываются на следующих методологических положениях.

Во-первых, мониторинг является составной частью механизма обеспечения ЭБ ВПО и, следовательно, самой этой системы.

Во-вторых, мониторинг является сложным управленческим процессом, который включает в себя диагностику состояния системы ВПО и уровня ее безопасности в разрезе иерархических уровней и подсистем ЭБ.

В-третьих, мониторинг позволяет определить траектории развития системы ВПО с позиций ее ЭБ.

В-четвертых, на основании выявленных траекторий развития ВПО оценивается уровень ЭБ ВПО («выше», «ниже», «не изменился»).

В-пятых, определяются факторы, детерминирующие характер траектории развития системы ВПО, обусловивший снижение и повышение уровня ЭБ ВПО с учетом федерального уровня, региональной, отраслевой и вузовской подсистем.

В-шестых, определяются необходимые изменения в рамках механизма обеспечения ЭБ ВПО с целью корректировки или сохранения траектории развития ВПО.

В-седьмых, важным элементом мониторинга является определение периодичности мониторинга. В целом информационные возможности позволяют создавать информационные системы, оценивающие текущее состояние системы ВПО в целом, ее отдельных подсистем и секторов в режиме реального времени. Вопрос заключается в том, кто является пользователем этой информации, с каким временным интервалом целесообразно анализировать массивы и каким образом принимать управленческие решения.

В-восьмых, показатели, используемые в системе мониторинга, отражают как позитивные, так и проблемные процессы в развитии системы ВПО.

ВПО является важной составной частью национальной безопасности и национальных интересов страны. Следовательно, необходимо сформировать систему и механизма обеспечения его ЭБ. Использование диа-

гностики и мониторинга как инструментов контроля ^ позволяют определять уровень ЭБ ВПО с целью кор- ^ ректировки траектории его развития. g

Литература о

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / Утв. указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/195521/.

2. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru/12181538/.

3. Экономическая безопасность России: Общий курс / Под ред. В. К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 815 с.

References

1. The National Security Strategy of the Russian Federation up to 2020. Approved by Decree of the President of the Russian Federation dated May 12, 2009 № 537. Available at: http:// base.garant.ru/195521/. (in Russ.).

2. On Security. Federal law of December 28, 2010 № 390-FZ. Available at: http://base.garant.ru/12181538/. (in Russ.).

3. Senchagov V. K., ed. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: Obshchiy kurs [The economic security of Russia: General course]. Moscow, BINOM Publ., 2009. 815 p.

Издания СПбУУиЭ

Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики ежеквартально выпускает в свет журнал «Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики»

В номерах журнала представлены работы и исследования сотрудников, аспирантов и студентов как Университета, так и других вузов и организаций Санкт-Петербурга, Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. В журналах опубликованы статьи, посвященные как экономическим, так и социально-правовым проблемам.

С 2013 г. журнал включен в перечень рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ.

Существенно расширен состав редакционного совета и редакционной коллегии журнала, что, несомненно, сказывается на качестве публикуемых материалов. К публикации принимаются прошедшие отбор научной редакцией статьи, рассматривающие наиболее актуальные проблемы основных аспектов жизни современного общества — экономической теории и практики, правоведения, социологии и управления.

Территория распространения издания увеличена с регионального масштаба до общефедерального. Журнал зарегистрирован в Международном центре ISSN, расположенном в Париже и функционирующем при поддержке ЮНЕСКО, где ему присвоен международный стандартный серийный номер (International Standard Serial Numbering — ISSN) 2075-4515.

Содержание и оформление «Ученых записок СПбУУиЭ» приведены в соответствие с требованиями Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ. Согласно указанным положениям и современному формату научных периодических изданий все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык. Публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интеренет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. Теперь материалы «Ученых записок СПбУУиЭ» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.

По вопросам публикации просьба обращаться по телефону: (812) 448-82-50.

Подписка принимается во всех отделениях связи. Индекс в каталогах: «Пресса России» — 82147, ОАО «Роспечать» — 32773, ООО «Северо-Западное Агентство „Прессинформ"» — 29969.

Принимается также редакционная подписка на издание: телефон: (812) 363-11-69, izdat-ime@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.