Научная статья на тему 'Экономическая безопасность региона: проблемы и перспективы решения'

Экономическая безопасность региона: проблемы и перспективы решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1429
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность региона: проблемы и перспективы решения»

О. В. Горшенева

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ

В настоящее время сложилась ситуация, когда традиционный тип развития общества существенно умножал различные опасности, и защита от них оказывалась все менее и менее эффективной. В развитии цивилизации стали более явственно проявляться черты, которые уже нельзя было считать прогрессивными, и появились проблемы, от решения которых зависит развитие либо даже существование цивилизации. Они получили наименование глобальных проблем, и, по сути, именно их возникновение привело к осознанию необходимости изменения типа развития.

Глобальные проблемы — это комплекс общечеловеческих проблем современности, проявляющихся как на глобальном, так и на региональном и национальном уровнях, от решения которых зависит обеспечение всеобщей безопасности и создание условий устойчивого развития цивилизации.

В условиях неустойчивого развития общества происходит обострение всех проблем и в том числе экономических. Поэтому переход к устойчивому развитию видится как единственно возможный вариант дальнейшего существования мирового сообщества и России как его части.

Идея устойчивого развития напрямую связана с идеей, концепцией безопасного развития, выступает в качестве ее неотъемлемой части и одновременно условия ее реализации. Однако обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз, но и на осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства.

Речь идет о долгосрочной государственной политике, т.е. стратегии устойчивого развития.

Разработка и реализация стратегии в зависимости от глубины исследования проблем устойчивого развития может осуществляться на следующих уровнях:

1. Общероссийском - предусматривается обеспечение оптимальной специализации регионов в интересах национальной экономики, сохранение экономической целостности страны, сглаживание противоречий между Центром и регионами и между группами регионов.

2. Межрегиональном - выделяются приоритетные проблемы территориального развития и определяются возможные последствия для различных групп субъектов Федерации при выбранных вариантах решения межрегиональных проблем.

3. Региональном - разрабатываются меры по стабилизации социально -экономического положения и усилению комплексного развития хозяйства регионов на базе рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов.

4. Внутрирегиональном - важнейшим направлением является обеспечение финансово-экономической базы городов и муниципальных образований, достаточной для поддержания и развития социальной инфраструктуры и бюджетного обеспечения сферы обслуживания и неработающего населения.

Региональные комплексы России отличаются исключительным разнообразием: на разнообразие природных условий и ресурсов наложились исторически сложившиеся различия в населении и хозяйстве, резко усилившиеся в последние годы и пока не обнаруживающие тенденций к сглаживанию.

Практически каждый регион представляет собой неповторимое сочетание природных, экономических и социальных комплексов, что не исключает объединения различных регионов в группы (типы) по сходству наиболее существенных признаков.

Такое разнообразие регионов требует учета их специфики в выработке и проведении в жизнь стратегии устойчивого развития. При единой методологической основе и единых глобальных критериях конкретные механизмы достижения целей устойчивого развития в каждом регионе (или, по крайней мере, в каждом типе регионов) должны иметь существенные отличия, учитывающие специфику региона и решаемых в нем проблем.

Иными словами, каждому региону предстоит выработать на основе общей стратегии устойчивого развития свою конкретную стратегию регионального устойчивого развития.

Таким образом, успешность выработки и реализации общероссийской стратегии устойчивого развития в сильнейшей степени зависит от ее региональной конкретизации и непосредственно связана со стратегией территориального социальноэкономического развития России.

В силу сложившейся системы управления регионам длительный период времени отводилась малая роль в решении вопросов их экономического развития.

В результате в региональной науке возникли определенные кризисные явления и серьезные недостатки. Они проявились в следующем:

во-первых, недооценивался объективный и многоаспектный противоречивый характер размещения производительных сил и расселения населения;

во-вторых, в исследованиях различных регионов слабо учитывались региональные и местные особенности экономического и социального развития, экологической ситуации; национальные, исторические, демографические, природноресурсные факторы;

в-третьих, господствовали идеи равномерного и пропорционального размещения производства и расселения и «уравниловки» в территориальном развитии: не было обеспечено реальное сочетание отраслевого и территориального подхода к развитию народного хозяйства; преобладал технократический принцип: предпочтение отдавалось интересам производства, а не человека; ухудшился кадровый состав ученых-регионалистов, свернуты многие фундаментальные региональные исследования.

Однако для устойчивого развития России в целом необходимо учитывать ряд особенностей [1]:

- огромные размеры территории России;

- сложные природные условия;

- неравномерность расселения;

- неравномерность экономического развития регионов России: наличие высокоразвитых, многоотраслевых регионов наряду с депрессивными, узкоспециализированными.

К этому можно добавить и существенную разницу в территориальных размерах регионов, в численности населения.

К числу причин пространственного неравенства можно отнести и такие, как [2]:

- разные темпы экономических преобразований, например процессов приватизации, конверсии;

- незавершенность процесса разграничения прав и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти;

- предоставление отдельным субъектам Федерации больших экономических и социальных льгот по сравнению с другими;

- недоучет региональных последствий проведения федеральной макроэкономической политики;

- неравномерность в пространственном отношении, в скорости распространения и в глубине экономического спада.

Экспертами Совета Федерации российского парламента была предложена классификация регионов, исходя из перспектив устойчивого развития. Ведущие субъекты Северо-Кавказского района - Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края выделены в пятую группу.

Особенность этой группы состоит в том, что в первой половине 90-х гг. ХХ в. здесь наблюдался существенный спад сельскохозяйственного производства и ряда отраслей машиностроения (в частности, сельскохозяйственного) [3]. Пожалуй, более устойчивой в этих регионах оказалась пищевая промышленность.

Стратегически важным направлением обеспечения устойчивого регионального развития является проведение сильной государственной политики, направленной на сглаживание чрезмерной дифференциации в уровне социально-экономического развития регионов, прежде всего отличающихся особой остротой кризисных процессов.

Формируя систему эффективного обеспечения экономической безопасности в регионе, следует основываться на системном подходе к управлению данным процессом.

Системой можно назвать совокупность политических, правовых, экономических и административных воздействий с целью разрешения противоречий и обеспечения на этой основе воспроизводства территориального потенциала как системы.

Исходя из данного определения можно выделить основные свойства системы: система представляет собой совокупность некоторых частей, элементов, находящихся во взаимосвязи и образующих единой целое; система обладает целостностью; элементы, образующие систему, упорядочены.

При формировании рационального механизма регулирования системы экономической безопасности региона следует рассмотреть систему государственноорганизационного регулирования и регионально-организационного регулирования через организационную структуру управления и обеспечения экономической безопасности на федеральном и региональном уровнях.

Федеральные и региональные органы управления и обеспечения экономической безопасности должны организовывать и контролировать разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности, обеспечивать реализацию федеральных и региональных программ защиты важнейших объектов экономической безопасности, разрабатывать ведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности, вырабатывать предложения по координации деятельности органов исполнительной власти и управления в процессе реализации принятых решений.

Совет безопасности Российской Федерации образует постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться, в том числе и на региональной основе, в целях решения следующих задач: оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности; научно обоснованное прогнозирование изменения подготовки внутренних и внешних условий и факторов, влияющих на состояние безопасности; разработка и координация федеральных программ обеспечения безопасности и оценки их эффективности; накопление, анализ и обработка информации о функционировании систем обеспечения безопасности; организация научных исследований в области обеспечения безопасности.

В результате для обеспечения экономической безопасности в регионе можно предложить алгоритм системного подхода к выработке органами власти и управления комплекса мер, обеспечивающих регулирующие воздействия на систему показателей экономической безопасности. Представляется, что данный алгоритм имеет следующую последовательность операций:

1. Определение структуры негативных воздействий по каждому показателю экономической безопасности региона; разделение негативных возмущающих воздействий в соответствии с их объективной или субъективной природой.

2. Формирование системы мер, принятых федеральными и региональными органами власти и управления на момент оценки уровня экономической безопасности, для устранения влияния негативных воздействий. Такая система мер должна формироваться по каждому из показателей экономической безопасности и по каждому негативному воздействию. Если ранее принимались меры по предупреждению определенных негативных воздействий, их также необходимо включить в формируемую систему мер, даже если ожидавшиеся негативные воздействия не имели места.

3. Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации негативных воздействий по каждому показателю системы экономической безопасности региона. Оценка эффективности принятых мер может проводиться специальными организациями или комиссиями, определяющими общую оценку экономической безопасности региона на основании отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер или предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба, к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного системой ущерба.

4. Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся и предотвращения потенциальных негативных воздействий.

5. Определение перечня ожидаемых негативных воздействий. В этот список включаются негативные воздействия, которые не удалось устранить на данное время и чье влияние будет продолжаться в будущем, а также те воздействия, которые пока не существуют, но могут появиться через некоторое время.

6. Выработка рекомендаций по устранению существующих негативных воздействий и предупреждению возможных.

7. Оценка каждой из предполагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер.

Системный анализ обеспечения экономической безопасности в регионе позволяет сделать следующие выводы:

- формирование эффективно функционирующей системы экономической безопасности в регионе должно быть основано на всестороннем и комплексном анализе внешней окружающей среды, учете объективных рыночных законов, разработке прогнозных оценок факторов, определяющих негативные воздействия на развитие региональной системы экономической безопасности;

- система регулирования развития региональной системы экономической безопасности должна включать в себя взаимодействие мер и методов нормативноправового, финансово-инвестиционного, организационного, социального и иного характера со стороны государства, региональных органов власти и управления и систему саморегулирующих воздействий, направленную на повышение эффективности функционирования объектов экономики и инфраструктуры регионального рынка;

- последовательная поэтапность достижения результатов экономической безопасности реализуется в алгоритме системного подхода выработки управленческих решений по выявлению недостатков и резервов в обеспечении экономической безопасности региона, а также реализуемого органами власти и управления комплекса мер, обеспечивающих регулирование системы показателей экономической безопасности.

Особое место в Государственной стратегии экономической безопасности занимает обеспечение экономической безопасности регионов Российской

Федерации.

Сущность экономической безопасности Ростовской области состоит в возможности и способности ее экономики поэтапно улучшать качество жизни населения, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона [4].

По уровню развития и разнообразию отраслей промышленности Ростовская область относится к ведущим в Российской Федерации. Наибольший удельный вес занимают машиностроение, пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика. Многие предприятия области имеют общероссийское значение, являясь единственными или крупнейшими производителями отдельных видов продукции в стране.

Ведущее место в России принадлежит тяжелому вертолетостроению, производству навигационных систем для судов, котельного теплообменного и водонагревательного оборудования, нефтеаппаратуры, культиваторов тракторных. Продукция ведущих предприятий пищевой промышленности ОАО «Юг Руси», ОАО «Балтика-Дон», ОАО «Донской табак» обеспечивает 11-18% потребительского рынка страны [5].

Основной целью региональной инвестиционной политики является создание условий для привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала области и содействовать адаптации других отраслей и производств к рыночным условиям.

Существующая социально-экономическая ситуации в Ростовской области с проблемами и недостатками в ее развитии, говорят о необходимости обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность Ростовской области выражается в следующем:

- возможности поддерживать основные показатели экономической безопасности в специально установленных научно обоснованных пределах;

- возможности проводить самостоятельную экономическую политику в регионе;

- возможности самостоятельно принимать меры по локализации кризисных экономических явлений в регионе, которые могут вызвать негативные социальнополитические последствия.

При исследовании проблем экономической безопасности Ростовской области должны учитываться многочисленные региональные особенности, важнейшими из которых являются [6]:

- географическое местоположение региона как транзитного пути для части российского экспорта и импорта;

- положение Ростовской области как крупного экономического, научного и культурного центра юга России, а также транспортного узла общефедерального значения;

- проживание на территории Ростовской области многонационального населения; сосредоточение в области крупных промышленных предприятий, а также объектов оборонно-промышленного комплекса;

- наличие в регионе объектов атомного топливно-энергетического комплекса;

- относительная близость области к территории военного конфликта в Чеченской республике;

- функционирование на территории региона пунктов таможенного контроля;

- наличие в Ростовской области речных и морских торговых портов;

- учет особенностей региона как крупного агропромышленного производителя общефедерального значения;

- сложная криминогенная обстановка в области.

- функционирование на территории региона пунктов таможенного контроля и

т.д.

С учётом особенностей региона для Ростовской области должны рассматриваться в качестве приоритетных следующие объекты экономической безопасности:

- военно-промышленного комплекса;

- топливно-энергетического комплекса;

- транспорта и связи;

- кредитно-финансовой сферы;

- аграрно-промышленного комплекса;

- социальной сферы.

Предметом деятельности региональных законодательных и исполнительных органов власти во взаимодействии с федеральным Центром в сфере обеспечения экономической безопасности региона являются: выявление и мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности региона; разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона; выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического и социального развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности [7].

Для анализа угроз экономической безопасности важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, т.е. предельные величины, критическая масса которых может представлять реальную угрозу для экономической безопасности. Иными словами, пороговые значения индикаторов экономической безопасности придают национальным интересам страны в области экономики количественную определенность.

Пороговым значениям нужно придать статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных экономических программ.

По большинству пороговых значений индикаторов и, как следствие, по важнейшим социальным индикаторам экономика продолжает находиться в зоне опасности, что при резких колебаниях курса рубля, снижении мировых цен на сырьевые товары отечественного экспорта означает опасность нового витка кризиса. Вместе с тем по ряду индикаторов (сбор зерна, внутренний долг, дефицит бюджета, объем золотовалютных резервов и др.) наметился положительный сдвиг.

Стратегия экономической безопасности Ростовской области заключается в определении характера внешних (по отношению к региону) и внутренних угроз ее экономическому благополучию, в формировании банка данных об условиях и факторах, представляющих опасность для жизненно важных экономических интересов населения региона, субъектов рынка и создании действенного механизма реагирования органов власти на выявление угрозы экономической безопасности.

Представляется, что экспертный прогноз социально-экономической ситуации в регионе в форме сценарных представлений о развитии объекта исследования расширит возможности по выработке мер сценариев, направленных на повышение уровня региональной экономической безопасности [8].

Возможны следующие варианты сценариев:

1. Инерционный. Данный вариант сценария основан на том, что направления экономической политики, а вместе с ней и обеспечения экономической безопасности в регионе, останутся неизменными. Это касается макроэкономической и институциональной политики, а также основных экономических и социальных параметров, при которых обеспечивается минимальный уровень экономической безопасности. При этом в существенной мере ограничивается активная промышленная, научно-техническая, социальная политика.

2. Мобилизационный. Данный сценарий основывается на предположении, что под влиянием растущего социального напряжения властные структуры будут вынуждены принять административные меры по распределению жизнеобеспечивающих ресурсов, а также установить в целях предотвращения массового обнищания населения в регионе административный контроль над монополизированными секторами экономики.

3. Реанимационный. В соответствии с реанимационным сценарием должен предусматриваться комплекс мер, ориентированный на подъем инвестиционной активности и экономический рост, на повышение конкурентоспособности региональной экономики.

Представляется, что именно последний вариант отвечает долгосрочным интересам развития региона и большей части его населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Данеев О. Моделирование отраслевой структуры региональной экономики // Консультант директора. - 2004. - № 11. - С. 20 - 21.

2. Гранберг А. Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя // Регион: экономика и социология. - 2005. - № 1. -С. 57 - 82.

3. Суспицин С. А. Сводные индексы положения регионов Российской федеации по федеральным округам в 2005 г. // Регион: экономика и социология. - 2006. -№ 1. - С. 213-221.

4. Сенчагов В. К. Укрупнение регионов: цели и реальность // Федерализм. - 2005.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 3. - С. 5 - 36.

5. Статистический ежегодник Ростовская область 2005: Стат. сб./ Ростоблком-стат - Ростов-на-Дону, 2005. - 864 с.

6. Павлов К. В. Управление экономикой региона с учетом оценки воспроизводственных диспропорций // Ресурсы регионов России. - 2005. - № 4. - С. 2 - 16.

7.Думова И. И. Стратегическое управление регионом на основе региональной программы развития // Федеративные отношения и региональная социальноэкономическая политика. - 2005. - № 7. - С. 24 - 25.

8. Глущенко К. П. Регионы России в первом полугодии 2005 // Регион: экономика и социология. - 2005. - № 6. - С. 212 - 224.

Т. Н. Григоренко

ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНОВ

Быстрое экономическое развитие человеческого общества без учета экологических факторов привело к возникновению глобальных экологических проблем. Устранение возникших противоречий возможно только при переходе общества к новой концепции развития, к устойчивому развитию, основу которого составляет нахождение рационального соотношения между экономикой, социальной сферой и экологией.

Устойчивая экономика - это экономика, в которой энергия, вода, земля и другие ресурсы будут использоваться гораздо более эффективно и рационально, чем в настоящее время. Общая проблема в этом плане, требующая своего решения в сфере производства, заключается в переходе к новому принципу его организации,

*

суть которого в сосредоточении внимания скорее на услугах, чем на товарах .

* Состояние мира. М.: Весь мир. - С.19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.