Научная статья на тему 'Экономическая безопасность региона: сущностная характеристика, механизм формирования и специфика реализации'

Экономическая безопасность региона: сущностная характеристика, механизм формирования и специфика реализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
4457
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗЫ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА / ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY OF A REGION / THRESHOLD QUANTITIES OF ECONOMIC SAFETY / RISKS IN THE SPHERE OF ECONOMY OF A REGION / ORGANIZATION OF ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чернова Вероника Валерьевна

Рассмотрены сущностные характеристики категории «экономическая безопасность региона», особенности формирования региональной системы экономической безопасности, проанализированы потенциальные угрозы в сфере экономики, приведена система показателей экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security of a region: intrinsic characteristics, the mechanisms of formation and specificity of realization

The article is focused on the intrinsic characteristics of a category economic security of a region, peculiar features of formation of the regional system of economic security. Potential risks in the economy sphere are analyzed, and the system of indicators of economic security is revealed.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность региона: сущностная характеристика, механизм формирования и специфика реализации»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА: СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ

В.В. Чернова

Рассмотрены сущностные характеристики категории «экономическая безопасность региона», особенности формирования региональной системы экономической безопасности, проанализированы потенциальные угрозы в сфере экономики, приведена система показателей экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность региона, пороговые значения экономической безопасности, угрозы в сфере экономики региона, организация экономической безопасности.

Современное социально-экономическое положение Российской Федерации определяет особую актуальность постоянной государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности ее регионов. Экономическая безопасность каждого региона и всех регионов России в совокупности призвана обеспечить безопасность страны в целом. При этом экономические успехи и повышение качества жизни населения должны нейтрализовать сепаратистские тенденции в ряде регионов и создать реальную экономическую заинтересованность всех членов общества в эффективном функционировании интегрированного экономического пространства в рамках единого государства [1].

Экономическая безопасность региона может рассматриваться как совокупность текущего состояния, условий и факторов, характеризующих стабильность и поступательность развития региональной экономики, определенной независимости и интеграции с экономикой Российской Федерации, что выражается в следующих проявлениях [2]:

- в возможности проводить собственную экономическую политику в рамках федерации за счет формирования собственной дееспособной экономической базы;

- способности своевременно реагировать на возникающие угрозы регионального и страхового характера;

- возможности осуществлять (или, по крайней мере, начать осуществление до поступления помощи от федерации) крупные экономические мероприятия по неотложным социально-опасным ситуациям на территории, связанным с локальными экономическими бедствиями или экономическими просчетами на федеральном уровне;

- способности на договорной основе оказывать помощь сопредельным территори-

ям, где несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах региона;

- возможности стабильно поддерживать соответствие действующих на территории экономических нормативов общепринятым в мировой практике (или директивно утвержденным для данного региона на короткий период времени), что позволило бы обеспечить достойный уровень жизни населения.

Формирование региональной системы экономической безопасности предполагает учет специфических черт экономического развития региона [3]. Во-первых, различаются объекты исследования. В регионах функционирует сложная динамическая система объектов, принадлежащих различным собственникам, т. е. структура и содержание форм собственности и хозяйствования в регионах неодинаковы. Во-вторых, неодинаковы субъекты исследования, поскольку структура управления экономики региона включает различные уровни влияния, не решен вопрос о разграничении полномочий между центром и регионами. Все это свидетельствует о неурегулированности взаимоотношений между органами управленческой иерархии, в первую очередь по предметам совместного ведения, что сказывается на особенностях взаимосвязи между ними по поводу отношений безопасности и вызывает необходимость координации деятельности в этой области. Кроме того, существенные различия в экономическом потенциале регионов обусловливают неравномерность их социальноэкономического развития, что является неизбежным свойством любого организованного экономического пространства, следствием территориального разделения труда, концентрации и специализации производства, не-

одинакового природно-ресурсного потенциала регионов и размещения производительных сил, различного квалификационного потенциала трудовых ресурсов, территориальных различий.

Дальнейшее социально-экономическое развитие государства напрямую зависит от его правильной региональной политики, которая должна принимать во внимание национально-культурные, социально-демографические, природно-климатические, хозяйственные различия и исторические особенности развития субъектов РФ [4]. Государственная региональная политика призвана решить двойную задачу. С одной стороны, она должна способствовать развитию интеграционных процессов, направленных на укрепление российской государственности, особенно экономики, а с другой - обеспечивать региональную самостоятельность, локализовать региональные угрозы, сохранять социальноэкономическую стабильность в регионе.

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области экономической безопасности и отвечающим главным направлениям региональной экономической политики, относятся [1]:

- способность экономики региона функционировать в режиме расширенного воспроизводства;

- величина границы критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, энергии, топлива, сырья, производство которых не может быть организовано в стране на необходимом уровне;

- государственный контроль за ресурсами территории;

- устойчивость финансовой системы территории, поддержка и развитие инновационного и инвестиционного потенциала;

- сохранение экономического единства в регионе;

- обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических отношений с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

Состояние экономической безопасности регионов зависит от объективных причин -сложившегося в государстве и регионе распределения производительных сил и ресур-соемкости территории, а также субъектив-

ных - качества управления социально-экономическими процессами.

Для достижения стабилизации и роста экономического потенциала субъектов РФ нужно использовать все многообразие экономических, организационных, социальных, технических, экологических средств. В самой государственной региональной политике заложены основы реализации государственной стратегии экономической безопасности, позволяющей путем существенной дифференциации целей, форм, методов и ресурсов регионального хозяйствования обеспечивать единство экономического пространства России, сдерживать в некоторых регионах проявления экономического сепаратизма. Это верхний уровень региональной политики и стратегии. Есть и другой их уровень, реализуемый самими регионами, определяющий, что должно делаться для согласования и сбалансирования интересов развития всех экономических субъектов на конкретной территории.

Формирование системы экономической безопасности региона включает следующие семь блоков: 1) концепция экономической безопасности; 2) региональные интересы в сфере экономики; 3) показатели экономической безопасности; 4) пороговые значения экономической безопасности; 5) угрозы в сфере экономики региона; 6) организация экономической безопасности; 7) правовое и организационное обеспечение экономической безопасности [5].

Под концепцией экономической безопасности региона подразумевается политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на приоритетные цели и стратегию его устойчивого и безопасного развития в условиях угроз социально-экономического, экологического, информационного, технического и иного характера [6]. Концепция экономической безопасности региона должна содержать анализ текущего социально-экономического положения региона; анализ его социальноэкономического положения по сравнению с другими регионами; определение целей, принципов и критериев устойчивого и безопасного развития; основные параметры стратегии экономической безопасности региона и меры по ее реализации.

Концепция и стратегия экономической безопасности региона должны исходить из следующих теоретических посылок. Во-первых, регионы являются неотъемлемой частью экономического пространства государства, а значит, от его развития зависит их безопасность. Во-вторых, в качестве равноправных субъектов федерации регионы располагают необходимым потенциалом для реализации собственных экономических интересов и проведения прогрессивных социально-экономических преобразований. В-третьих, экономическая безопасность региона обеспечивается как экономическими методами, так и средствами неэкономического характера, прежде всего политическими и административными.

Приоритетными направлениями устойчивого и безопасного развития следует признать:

- реструктуризацию региональной экономики с преимущественным развитием, с одной стороны, производств, наиболее прибыльных и перспективных на данный период, с другой стороны, производств - точек экономического роста, обеспечивающих выход на межрегиональные и внешние рынки и имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда;

- реализацию и активизацию собственных источников развития, особенно в обеспечении бесперебойного и безаварийного режима функционирования основных систем жизнеобеспечения (энергетический комплекс, тепловодоснабжение, продовольственная и экологическая безопасность);

- формирование территориально-производственных комплексов, ориентированных на требования рынка и гибко реагирующих на конъюнктурные изменения;

- государственную поддержку развития производственной и рыночной инфраструктуры, развитие межрегиональных инфраструктурных систем с достойным представительством территории;

- осуществление мер по оказанию временной помощи действующим малоэффективным, но социально значимым производствам;

- сохранение и диверсификацию инфраструктуры по направлениям и в объемах, обеспечивающих реализацию минимальных

норм социальных стандартов, гарантированных государством;

- локализацию и преодоление критического состояния отдельных районов, а в случае необходимости придание им статуса районов (территорий) экономического бедствия;

- сохранение и благоустройство исторического, культурного и природного ландшафтов региона.

Концепция экономической безопасности региона должна строиться на основе долгосрочных и перспективных интересов региона. Формулируя важнейшие направления и принципы региональной (территориальной) политики, концепция тем самым создает основу для разработки конкретных программ и организационных документов, среди которых особое место должна занять стратегия экономической безопасности.

Стратегия экономической безопасности региона представляет собой нормативноправовой и организационно-методический документ, отражающий действия субъектов управления региона по достижению стратегических и тактических целей его экономической безопасности [7]. На этапе разработки стратегии экономической безопасности региона, являющемся этапом упреждения критической ситуации (превентивной фазой управления критической ситуацией), фактически реализуется аналитико-прогности-

ческая функция управления. В этом документе целесообразно указать следующие параметры:

- объекты и субъекты экономической безопасности региона;

- угрозы экономической безопасности в важнейших сферах жизнедеятельности региона, источники угроз и каналы их проникновения;

- критерии и параметры состояния региональной экономики, отвечающие требованиям безопасного развития региона;

- критерии и индикаторы экономической безопасности региона;

- потенциальный ущерб;

- конкретные меры и механизмы региональной экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности региона.

Нормативно-правовой статус стратегии экономической безопасности региона обретается в результате процедуры ее разработки,

утверждения и реализации. Этот статус должен гарантировать наступление ответственности за действия, противоречащие выработанной стратегии. При ее формировании и реализации необходим тщательный учет условий конкретного временного периода, финансовых и социальных ограничений, нестабильности и неоднородности интересов субъектов хозяйствования.

Объектом обеспечения экономической безопасности на региональном уровне выступает система интересов территории в сфере экономики, которые являются неотъемлемой частью национальных интересов России. Их реализация возможна только на основе устойчивого развития экономики региона и призвана обеспечить ее функционирование в рамках расширенного воспроизводства, создавать условия для достижения высокого уровня и качества жизни населения, гарантирующих социальный мир в стране, способствовать сохранению и эффективному использованию всех видов ресурсов (трудовых, природных, интеллектуальных, информационных, финансовых и др.), повышению конкурентоспособности продукции. При этом в условиях роста открытости российской экономики, вступления России во Всемирную торговую организацию наращивание конкурентоспособности является важнейшим фактором укрепления и преумножения экономического потенциала региона, решения стоящей перед ним стратегической задачи обеспечения устойчивого экономического роста.

Исходя из значения и целей стратегического развития региона основными региональными интересами в области экономики являются следующие.

1. В области производства, инвестиционной, научно-технической и инновационной деятельности региональные интересы заключаются в формировании социально ориентированного типа рыночной экономики, основанного на учете интересов и возможностей развития гражданского общества, в целенаправленной поддержке тех отраслей экономики (наукоемкие производства, промышленность строительных материалов, производство и переработка сельскохозяйственной продукции), которые определяют направления экономического развития региона на ос-

нове становления нового технологического уклада.

2. В социальной сфере главным региональным интересом является повышение уровня и качества жизни населения как основное условие обеспечения долговременного экономического роста территории.

3. В сфере финансов и денежного обращения региональные интересы заключаются в обеспечении достаточности бюджетных ресурсов для полноценного выполнения государством своих функций, в наращивании бюджетного потенциала в условиях его сбалансированности и нормализации финансов.

4. В сфере внешнеэкономической деятельности региональные интересы заключаются в создании благоприятных условий для эффективного использования потенциала внешнеэкономических связей региона для целей устойчивого роста, повышения уровня жизни населения, научно-технического прогресса и финансовой стабильности.

5. В экологической сфере региональные интересы заключаются в обеспечении экологически безопасного устойчивого развития, соответствия среды обитания действующим нормативам, в совершенствовании управления в области природопользования и охраны окружающей среды, предупреждении техногенных катастроф и минимизации их негативных последствий, в проведении комплекса мер по реабилитации нарушенных экосистем.

6. В сфере межрегиональных отношений региональные интересы заключаются в формировании единого экономического пространства, преодолении сепаратистских и автаркических тенденций на местах, развитии интеграционных экономических процессов внутри страны.

7. В сфере управления региональные интересы связаны, прежде всего, со способностью вырабатывать и реализовать эффективную социально ориентированную экономическую политику, основанную на контроле за региональными ресурсами и углублением системы социального партнерства на основе внедрения более эффективных форм менеджмента, позволяющих добиться резкого повышения качества и производительности труда; создания законодательных и экономических предпосылок снижения криминализации общества, экспертизы принятия решений по важнейшим вопросам хозяйственно-

финансовой деятельности; создания принципиально иной этики конкуренции хозяйствующих субъектов, утверждения духовнонравственных ценностей в сфере управления, преодоления бюрократизации; сохранения экономического суверенитета относительно основных жизнеобеспечивающих систем и ресурсов региона.

Содержание экономической безопасности нельзя отделить от угроз, которые препятствуют развитию экономики [3]. Угроза -это фактор, создающий значительную опасность, т. е. наносящий существенный ущерб, разрушающий экономику как систему. Следовательно, опасность и угроза - однопорядковые, но количественно различные феномены. Проявление опасности в виде реальных потерь следует рассматривать как сигнал возможного перерастания ее в угрозу, если не будут приняты адекватные меры. В этой связи разработана классификация угроз экономической безопасности (рис. 1).

В основу классификации угроз положены не только распределение их по группам в зависимости от различных признаков, но и

роль этих групп по их значимости для развития экономики. Такой подход позволяет выделить угрозы, представляющие наибольшую опасность для любой экономической системы. К ним относятся глобальные и общенациональные, прямые, первичные угрозы реального характера. Ранжирование угроз имеет большое практическое значение для субъектов экономической безопасности и органов управления.

Разработка первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности как отдельного региона, так и государства в целом и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз. Среди многообразия угроз на различных этапах развития экономики можно выделить: структурную деформацию экономики, наличие кризисных явлений, разрушение научно -технического потенциала, чрезмерную открытость экономики, углубление имущественного расслоения общества, криминализацию экономики.

Угрозы экономической безопасности

Прямые Косвенные

Первичные ’ г Вторичные

Рис. 1. Классификация угроз экономической безопасности

В процессе решения проблем экономической безопасности нашей страны в соответствии со стратегией экономической безопасности РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ в 1996 г. [8], в ряде исследований определялись показатели (пороговые значения) экономической безопасности [3]. Однако они были нацелены в основном на оценку экономической безопасности на федеральном уровне.

В настоящее время возникла необходимость в разработке системы параметров экономической безопасности, ориентированной на регионы для оценки кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере субъекта Российской Федерации, влияния региональных кризисных ситуаций на экономическую безопасность России, выделения приоритетов социально-экономического развития, разработки и обоснования программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона [9].

Система показателей экономической безопасности должна обеспечивать качественный анализ национальных интересов страны в экономической сфере, а также выработку мер по устранению этих угроз, опираться на действующие нормы статистики и учета, подразумевать возможность межрегиональных сопоставлений, обеспечивать достаточную степень конкретности и определенности экономической безопасности региона, поддаваться количественной оценке, содержать только необходимые общеэкономические характеристики.

В настоящее время делаются попытки выработать различные классификационные схемы показателей экономической безопасности. Так, эксперты Совета безопасности РФ на основе аналитических разработок экономических институтов и государственных органов управления предложили классификационную схему, которая включает показатели, характеризующие: экономический потенциал страны и региона; способность экономики к самостоятельному развитию; уровень жизни населения; безопасность финансовой системы; внешнеэкономическую деятельность; дифференциацию регионов по уровню социально-экономического развития; управленческие аспекты экономической безопасности.

Также можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности региона:

а) макроэкономические показатели состояния экономики (общий объем производства, ВРП на душу населения и др.);

б) демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость, средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом, различие в уровне доходов между различными слоями населения, потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования);

в) динамика занятости, в т. ч. по районам, половозрастным и социальным группам населения;

г) динамика производства, обеспеченность ресурсами, работоспособность и степень изношенности важнейших производственных мощностей, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающих систем, техническая аварийность;

д) состояние финансово-бюджетной, кредитной и платежно-расчетной систем, обеспеченность финансовыми ресурсами важнейших государственных нужд, дотации, убыточность;

е) развитие рыночных структур, структур собственности, доля собственников в общей численности населения, его социальная активность;

ж) состояние отраслей инфраструктуры -энергетики, транспорта, газоснабжения, связи, объектов индивидуального хозяйства;

з) действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования;

и) оценка сепаратистских тенденций и устремление региональных элит.

В этой связи важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер политики экономической безопасности по предупреждению и компенсации ущерба, является определение системы общих пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. В экономической литературе общие пороговые значения безопасности характеризуются системой критериальных оценок общехозяйственного, социально-экономического и финансово-эконо-

мического плана, отражающих предельно допустимые уровни снижения (экономической активности, объемов производства, инвестирования, без сохранения которого невозможно самостоятельное экономическое развитие региона; уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; затрат на сохранение и воспроизводство природно-экологического потенциала, за границами которого лежит опасность разрушения элементов природной среды, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущих поколений и др.) [1].

В системе показателей экономической безопасности региона задаются 3 набора значений индикаторов. Первый набор характеризует значение показателя, не превышающего предкризисный уровень, и ниже порогового значения или соответствует 75-80 % значению среднероссийской величины данного показателя. Второй набор характеризует такое значение показателя, которое, как правило, соответствует пороговому значению или составляет до 75 % значения соответствующего среднероссийского значения. Третий набор характеризует такое значение показателя, которое превышает пороговое значение или ниже 50 % среднероссийского аналога. Каждому набору может быть дана балльная оценка: 1 балл - первому набору; 2 балла - второму набору; 3 балла - третьему набору. Таким образом, производится оценка региона по степени угрозы национальной безопасности Российской Федерации для каждой из сфер региональной экономики. В процессе анализа показателей выделяются три набора оценки кризисности конкретной сферы и региона в целом.

Влияние региона с высоким уровнем угроз экономической безопасности (очага кризиса) на национальную безопасность страны определяется на основе комплексного анализа, учитывающего размеры кризисного очага, роли его в процентах от федерального уровня, а также объемов ресурсов, необходимых для локализации и централизации последствий кризисных явлений.

Система показателей, охватывая основные сферы экономики региона, позволяет сравнить их фактическое состояние с поро-

говыми значениями, с аналогичными среднероссийскими величинами, выявить конкретное место региона в ряду других субъектов Российской Федерации, а также дать интегральную оценку факторов дестабилизации в экономике региона.

С помощью данной системы индикаторов становится возможным осуществление мониторинга факторов, определяющих угрозы экономической безопасности региона. Мониторинг является составной и неотъемлемой частью обеспечения экономической безопасности и представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой ее показателей.

В «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1996 г., среди мер, направленных на обеспечение экономической безопасности, назван мониторинг факторов, определяющих угрозу. Оценкой состояния показателей экономической безопасности территории призвана заниматься служба мониторинга.

Реализация экономической безопасности региона невозможна без создания соответствующего организационно-методологического механизма, т. е. системы процедур и экономических инструментов, позволяющих субъекту федерации своевременно выявлять факторы, влияющие на неустойчивое развитие территории в текущей ситуации и перспективе, формировать экономическую политику и институциональные преобразования в рамках общегосударственной стратегии экономической реформы, не допускать дискриминации со стороны федеральных органов по отношению к территории и т. д. [10].

В целях формирования такого механизма должны быть четко установлены обязанности законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации по защите экономической безопасности не только самого субъекта, но и страны в целом и действовать на всех стадиях экономической деятельности этих органов: при анализе и прогнозировании социально-экономического развития региона, при разработке и утверждении бюджетов субъектов федерации, при принятии важнейших нормативных актов и правительственных решений по вопросам экономики и др.

Важным средством обеспечения экономической безопасности региона должны стать периодический анализ вероятных угроз региональным интересам в области экономики и разработка мер по их предотвращению, а также смягчению их негативных последствий.

Итак, ослабление целостности производственно-экономического пространства России угрожает ее экономической безопасности, поскольку снижает уровень развития природно-ресурсного потенциала страны, нарушает социально-экономическую и военно-политическую стабильность, подрывает неуязвимость российского воспроизводственного цикла от внутренних и внешних негативных воздействий, резко ухудшает суверенную и независимую внешнеэкономическую позицию России. В основе ослабления целостности российского производственного пространства лежит сокращение хозяйственных связей между регионами под воздействием двух тенденций - спада производства и роста экспорта производственных ресурсов. Чтобы остановить действие этих тенденций, необходимо полнее учитывать реальные исторически сложившиеся свойства российской экономики, важнейшим из которых является целостность ее производственно-экономического пространства, порожденная взаимосвязью и взаимодополнением производства всех российских регионов в рамках единого воспроизводственного процесса, слабо связанного с мировым рынком.

Формирование региональных систем экономической безопасности в увязке со стратегией экономической безопасности страны должны решить указанные проблемы.

Несмотря на проведение указанных работ в ряде регионов, очевидно, что разработка региональных программ обеспечения экономической безопасности нуждается в серьезной поддержке как в научно-методологическом плане, так и в практической реализации.

1. Экономическая безопасность России (тенденции, методология, организация) / Институт экономики РАН; рук. авт. кол. В. К. Сен-чагов. М., 2000. Кн. 3.

2. Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопр. экономики. 1995. № 1.

3. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопр. экономики. 1994. № 12.

4. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность. Геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. М., 2002.

5. Медведев В. Проблемы экономической безопасности России // Вопр. экономики. 1997. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Концепция национальной безопасности РФ: Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300, доп. от 10.01.2000 г.

7. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения): Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608.

8. О первоочередных мерах по реализации государственной стратегии экономической безопасности РФ: постановление Правительства РФ от 27.12.1996 г. № 1563.

9. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М., 2001.

10. Глазьев С. Основы обеспечения экономической безопасности страны // Рос. экономический журн. 1997. № 1, 2.

Поступила в редакцию 19.10.2008 г.

Chernova V.V. Economic security of a region: intrinsic characteristics, the mechanisms of formation and specificity of realization. The article is focused on the intrinsic characteristics of a category “economic security of a region”, peculiar features of formation of the regional system of economic security. Potential risks in the economy sphere are analyzed, and the system of indicators of economic security is revealed.

Key words: economic security of a region, threshold quantities of economic safety, risks in the sphere of economy of a region, organization of economic security.

Literature

1. Russian Economic Security (tendencies, methodology, organization) / Institute of Economics of the Russian Academy of Science; head of authors collective В.К. Senchagov. Moscow, 2000. Book 3.

2. Senchagov V. Essence and strategic basics of Russian economic security // Issues of Economics. 1995. # 1.

3. Bukhvald Е., Glovatskaya N., Lazurenko S. Macroaspects of economic security: factors, criteria and indices // Issues of Economics. 1994. # 12.

4. Senchagov V.K. Economic Security. Geopolitics, globalization, self-protection and development. Moscow, 2002.

5. Medvedev V. Problems of Economic Security of Russia // Issues of Economics. 1997. # 3.

6. Conception of National Security of the RF: RF Presidential Edict No 1300 as of 17.12.1997, additional as of 10.01.2000.

7. State strategy of Economic Security of the Russian Federation (main provisions): RF Presidential Edict No 608 as of 29.04.1996.

High priority measures of realization of state strategy of economic security of the Russian Federation: RF Government Decree No 1563 as of 27.12.1996.

9. Bogdanov I.Ya. Economic Security in Russia: theory and practice. Moscow, 2001.

10. Glaziev S. Principles for the National Economic Security // Russian Economics Journal. 1997. # 1, 2.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ В СТАБИЛЬНО-ДИНАМИЧНЫХ РЕГИОНАХ-ДОНОРАХ

А.В. Александрова

В статье рассмотрены вопросы изменения структуры экономики в стабильно-динамичных регионах-донорах через диверсификацию. Создание на базе основного предприятия новых производств, использование действующих мощностей для выпуска новой, востребованной на рынке номенклатуры изделий, отказ от производства продукции, выпуск которой убыточен сейчас, позволяют повысить эффективность экономики регионов с монопродуктивной структурой хозяйства. Диверсификационная деятельность, в силу ее малоизученности, представляет собой широкое поле для научных исследований.

Ключевые слова: диверсификация, регион-донор, стабильно-динамичный регион.

Одна из важнейших задач, стоящих перед экономикой страны в период общемирового финансового кризиса, - минимизация его последствий как для всего финансово-промышленного комплекса, так и для регионов страны. Для этого необходим анализ объективной информации о проблемах социально-экономического развития регионов. Одни из сложнейших в Липецкой области - это экономические структурные проблемы [1].

В числе экономических структурных проблем главная - моноотраслевая структура экономики, зависимость бюджета от одного крупного налогоплательщика.

Ухудшение мировой конъюнктуры рынка черных металлов, снижение деловой активности основных потребителей металлопродукции на внутреннем рынке оказало влияние на снижение внешнеторгового оборота.

В структуре промышленного производства регион остается значительной доля продукции с низкой добавленной стоимостью.

Несмотря на то, что промышленность формирует около 60 % (внутреннего регионального продукта ВРП), всего 10 % предприятий производят 90 % общего объема выпускаемой продукции. Инновационно активными являются около 6 % промышленных предприятий.

В развитии регионов-доноров, имеющих монопродуктовую структуру хозяйства, остро проявляются проблемы, т. к. зависимость бюджета от одного крупного налогопла-

тельщика порождает серьезные риски при изменении как внешних, так и внутренних экономических условий. В то же время диверсифицированные регионы оказываются более устойчивыми и конкурентоспособными, а создание в монорегионах многопрофильных производств позволяет повысить эффективность регионального производственного комплекса. Диверсификация экономики - сложный, неоднозначный процесс, разные типы регионов имеют свой предел диверсификации, превышение которого может вести к росту издержек, снижению эффективности производства, поэтому определение ее оптимального уровня и является одной из актуальных задач.

Пристальное внимание исследователей к социально-экономическому развитию региона, высокий теоретический и методический уровень разработанности проблемы тем не менее оставляет малоизученными ряд вопросов. В недостаточной мере учитывается специфика регионов-доноров, имеющих монопродуктовую структуру экономики. Отсутствует методика оценки воздействия диверсификации на эффективность региональной экономики, отвечающая реальным потребностям сегодняшней практики.

Переход от односторонней, часто базирующейся лишь на производстве одного или нескольких продуктов производственной структуры региона к многопрофильному производству с широкой номенклатурой вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.