Научная статья на тему 'Экономическая безопасность регионов как основная компонента экономической безопасности России (на примере Ростовской области)'

Экономическая безопасность регионов как основная компонента экономической безопасности России (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1483
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность регионов как основная компонента экономической безопасности России (на примере Ростовской области)»

Посуконько М.С., ЮРИУ РАНХиГС Науч. рук.: преподаватель Куц А.Н.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ КАК ОСНОВНАЯ КОМПОНЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Вопросы, связанные с экономической безопасностью России, привлекают все больше внимания ученых, политиков, общества. Такой интерес не случаен, так как негативные последствия неэффективно осуществляемой политики в сфере экономической безопасности, напрямую влияют на развитие страны и это делает их одними из самых значимых. В законе Российской Федерации "О безопасности" экономическая безопасность определяется как защита жизненно важных интересов граждан страны, российского общества и государства в целом от внутренних и внешних экономических угроз и представляет собой важную составляющую национальной безопасности.402 Таким образом, экономическая безопасность - это необходимое условие стабильности развития национальной экономики. В свою очередь, российские регионы являются целостными экономическими системами, со своими особенностями и самостоятельностью в проведении экономической политики, в том числе и политики в сфере экономической безопасности. Экономическая безопасность региона представляет собой совокупность условий и факторов, определяющих состояние экономики региона, устойчивость ее развития, которые формируются в экономическо-правовой системе, то есть во взаимосвязи с комплексом экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий.

В Ростовской области существуют внешние, а также внутренние угрозы ее экономического благополучия, опасные для экономики региона условия и факторы,

402 Официальный сайт компании «Консультант Плюс» URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW 108546/ (дата обращения: 11.10.2015)

субъекты рынка. Таким образом, возникла необходимость формирования эффективного механизма реагирования властных органов для обнаружения внешних и внутренних угроз экономической безопасности, что необходимо для установления критериев и приоритетов экономической безопасности региона, отражения остроты реальных проблем, оценки их значения.

Определенные для Ростовской области экономические угрозы подразделяются на внешние (угрозы мегауровня, связанные с внешнеэкономической позицией региона или России), а именно: увеличение внешнего долга; дефицит валютных средств; нерациональность при использовании валютных ресурсов для импорта; сокращение золотого запаса; потеря связей с внешними рынками; негативные процессы и явления, препятствующие осуществлению курса экономики; негативные тенденции при пополнении государственного бюджета (нецелевое использование и др.); негативные явления, осложняющие осуществление мер госрегулирования в сфере производства и оборота различной продукции; кризисная ситуация в бюджетной, банковской, валютной, кредитной, налоговой, финансовой, инвестиционной сферах. К макроэкономическим внешним угрозам безопасности можно отнести: отсутствие единой региональной политики центра; неэффективная реализация федеральных, региональных экономических программ и проектов; проблемы с финансовой помощью регионам; снижение уровня жизни населения; криминализация экономики, в том числе рост теневой экономики; деградирующая природная среда;

403

потеря позиций на межрегиональных рынках .

Угрозами внутреннего характера (мезоуровнь экономики) для Ростовской области являются: ослабление внутреннего рынка, утрата воспроизводственной самостоятельности, снижение уровня продовольственной обеспеченности, неэффективность исполнения бюджета региона. Снижение уровня продовольственной обеспеченности и ослабление внутреннего рынка, являются результатом ошибок во внешнеэкономической политике: увеличение импорта на

403 Официальный сайт Правительства Ростовской области. URL:http://www.donland.шDefault.aspx?pageid=76219

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 2 (январь-март) 2015

внутренних рынках, отказ от поддержки собственных производителей, обострение диспаритета цен промышленности и сельского хозяйства и др. Что касается утраты воспроизводственной самостоятельности, то она обоснована снижением уровня производства и объема удельного веса производительных сил, деиндустриализацией важнейших отраслей, снижением научно-технического потенциала региона и как следствие оттоку высококвалифицированных специалистов из наукоемких отраслей, региона, страны.

Для проведения оценки экономической безопасности Ростовской области осуществляется: анализ ее основных показателей; оценка темпов экономического роста; прогнозируется динамика изменения основных показателей, составляются сценарии развития; проводится экспертная оценка исследуемых процессов; применяются различные методы оптимизации, статистического анализа и др. В большинстве случаев для данных целей используется анализ основных социально-экономических показателей безопасности региона в сравнении с их пороговыми значениями.

Отрицательную динамику показали следующие показатели Ростовской области: -1,7 % среднесписочная численность работников; - 6,9 % оборот розничной торговли; - 0,7 % показатель ввода в действие жилых домов, -7,2 % оборот общественного питания. О нестабильности экономического положения в Ростовской области также можно судить по устойчивому росту цен на товары и услуги, который по сравнению с таким же периодом прошлого года (январь-сентябрь) увеличился на 14,5 %, незначительному росту уровня заработной платы на 4,3 %, уровню безработицы, продуктовая корзина с начала года подорожала на 7,3 %404. В наиболее глубоком кризисном состоянии оказались следующие отрасли: угледобывающая промышленность, сельхозмашиностроение, сельское хозяйство.

Таблица 1

Официальный сайт Ростовстата. Индекс потребительских цен. URL: http://rostov.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts /rostov/ru/statistics/prices/ (дата обращения: 11.10.2015).

Основные социально-экономические показатели Ростовской области в январе-сентябре 2014 и 2015 годов (по данным Ростовстата)405

Январь-сентябрь 2014 Январь-сентябрь 2015

всего в % к январю -сентябрю 20131 всего в % к январю-сентябрю 20141

Индекс промышленного производства, % X 108,52 X 128,72

Ввод в действие жилых домов, тыс.кв. м 1588, 2 116,1 1576, 7 99,3

Объем продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий), млрд. рублей 151,8 116,8 178,2 103,2

Оборот розничной торговли по всем каналам реализации, млрд. рублей 541,4 102,33 592,7 93,13

Оборот общественного питания, млрд. рублей 23,2 103,03 24,1 92,83

Среднесписочная численность работников за январь-август, тыс. 4 человек 1119, 0 98,5 1100, 2 98,3

Среднемесячная начисленная заработная плата работников за январь-август, рублей4 2295 3,3 108,6 2393 2,0 104,3

Индекс потребительских цен в %:

сентябрь к декабрю предыдущего года X 107,1 X 109,7

сентябрь к сентябрю предыдущего года X 108,8 X 114,5

Таким образом, социально-экономическим интересам и развитию потенциала экономики Ростовской области отвечает вариант экономического развития, в процессе осуществления которого достигается совокупное повышение конкурентоспособности. Реализация данного варианта предполагает разрешение следующих этапных задач: перераспределение каналов и объемов финансирования между эффективными и кризисными отраслями, территориями в пользу последних;

405 Министерство экономического развития Ростовской области http://mineconomikiro.ru/m53.php#tab2

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 2 (январь-март) 2015

концентрация инвестиций в отраслях (районах) повышенной конкурентоспособности; вывод кризисных отраслей (территорий) из состояния стагнации; вовлечение кризисных отраслей и территорий в те отрасли и районы, обладающие значительным потенциалом развития.

Для решения данных задач необходимо предпринять следующие поэтапные меры: наладить процесс создания новых корпоративных структур в конкурентоспособных отраслях; содействовать межрегиональному обмену и стимулированию экспорта; осуществлять реализацию региональных целевых отраслевых антикризисных программ; содействовать реструктуризации товарных рынков; создавать благоприятный инвестиционный климат; развивать систему государственных и муниципальных займов; усиливать борьбу с "теневой" экономикой, коррупцией, налоговыми, должностными и экономическими правонарушениями; содействовать профессиональной переподготовке, освоению смежных специальностей, повышению квалификации, мобильности работников.

Необходимо помнить, что Ростовская область не может быть конкурентоспособным регионом во всех областях и сферах экономики, поэтому, чтобы быть конкурентоспособной областью ей необходимо развивать те виды деятельности, которые имеют наиболее конкурентные преимущества или самый высокий потенциал для их создания и развития. Таким образом, необходимо обратить внимание на промышленный сектор экономики: создавать новые предприятия и осуществлять поддержку малого и среднего бизнеса, найти те ниши, те сферы деятельности, в которых будет минимум конкурентов вследствие региональных особенностей, при этом должно быть инновационным, высокотехнологичным, связанным с НИОКР.

Таким образом, в рыночном пространстве страны приток капитала в тот или иной регион определяется конкурентными возможностями региона и перспективами их наращивания. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 2 (январь-март) 2015

производительных сил и способствовать укреплению его экономической безопасности.

Харченко О.К., ЮРИУ РАНХиГС, г.Ростов-на-Дону Науч. рук.: к.э.н., доцент Литвинова Светлана Алексеевна

ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ

Обеспечение финансовой стабильности входит в число приоритетных задач экономической политики. Конечную ответственность за состояние финансовых рынков несут монетарные власти. И, если кризис 1998 г. имел «очищающее» значение, приведшее к падению неэффективной модели экономики, то в настоящее время финансовая стабильность нужна как никогда - ибо на карту поставлены все результаты развития страны за последнее десятилетие.

Наряду с качественной оценкой финансовой стабильности, применяется методика, где критерием выступают количественные показатели какого-либо параметра. Например, установление центральным банком количественного показателя допустимой инфляции и обеспечение роста цен в пределах установленного диапазона при проведении стратегии инфляционного таргетирования или характеристика банковской ликвидности ( табл. 1).

Анализируя наиболее ликвидный показатель денежный агрегат МО в период с 2003 по 2014 год, можно достаточно четко сказать об увеличении объема наличных денег в обращении с 2003 по 2007 гг. примерно в среднем на 38%, с 2007 по 2009 гг. процент снизился до 6% ежегодно, с 2010 по 2014 гг. - с 19% до 11% соответственно.

Резкое уменьшение сумм обязательных резервов в 2008 г. связан с влиянием мирового финансового кризиса, который привел к уменьшению

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 2 (январь-март) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.