Научная статья на тему 'Экономическая безопасность - прежде всего'

Экономическая безопасность - прежде всего Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корсак А.Б.

Нетрудно представить, скольких проблем в проведении экономических реформ удалось бы избежать, скольких финансовых потерь не допустить, если бы экономической безопасности уделялось должное внимание не от случая к случаю, а постоянно. Подобное возможно, если есть специальное подразделение, отслеживающее изменения в экономической деятельности. Такое, которое создано в Правительстве Москвы. Как организована работа Управления, каких результатов оно добивается, какие у него складываются перспективы обо всем этом Александр Борисович Корсак рассказал на пресс-конференции в Информационном центре Правительства Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность - прежде всего»

Экономика

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ПРЕЖДЕ ВСЕГО

А.Б. КОРСАК,

Начальник Управления Правительста Москвы по экономической безопасности города Москвы

Нетрудно представить, скольких проблем в проведении экономических реформ удалось бы избежать, скольких финансовых потерь не допустить, если бы экономической безопасности уделялось должное внимание не от случая к случаю, а постоянно. Подобное возможно, если есть специальное подразделение, отслеживающее изменения в экономической деятельности. Такое, которое создано в Правительстве Москвы. Как организована работа Управления, каких результатов оно добивается, какие у него складываются перспективы — обо свем этом Александр Борисович Корсак рассказал на пресс-конференции в Информационном центре Правительства Москвы.

КОРСАК А.Б.: Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы было создано постановлением Правительства Москвы № 465 от 18 июня 2002 г. Чем было обусловлено появление нового управления в структуре Правительства Москвы? Мы — первый субъект Российской Федерации, создавший специализированное Управление. Сейчас по нашему пути уже пошли несколько субъектов Федерации.

Когда мы жили в условиях единой общегосударственной собственности, то государство обеспечивало экономическую безопасность, защиту собственности и экономических интересов. Сейчас, когда мы живем в условиях многообразия форм собственности и собственников, забота о защите собственности, экономических интересов ложится на конкретных собственников. Москва, как известно, является крупнейшим собственником. Это земля, недвижимость, акции в акционерных обществах, государственные унитарные предприятия и т.д.

Каковы основные итоги нашей работы? Я хотел бы выделить две позиции. Первое — это общее понимание того, что обеспечение экономической безопасности — это дело всех участников экономической деятельности, это затрагивает интересы

каждого хозяйствующего субъекта, и роль управления сводится к организующей и координирующей. У нас сложилась устойчивая практика взаимодействия с органами исполнительный власти города и городскими структурами. Я хочу отметить совместную работу с Департаментом продовольственных ресурсов, Департаментом потребительского рынка и услуг (нам пришлось урегулировать достаточно непростую ситуацию, сложившуюся вокруг универмага "Москва" в конце прошлого года), с Департаментом науки и промышленной политики по сохранению реального сектора экономики, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, Департаментом экономической политики и развития, Департаментом финансов, префектурами. Нам удалось наладить очень плотную совместную работу с Контрольно-ревизионным управлением и Контрольно-счетной палатой. Эти два органа накопили большой опыт работы, у них мощная информационная система. Мы увидели, что, объединив усилия, мы можем получать очень важные совместные результаты.

Расширяется информационный обмен с Управлением ФСБ по Москве и Московской области и УБЭП ГУВД. Например, сегодня мы получили информацию из УБЭП ГУВД. В свое время мы направили им данные о выявленных 301 точках, торгующих контрафактной продукцией на территории Москвы. С января была осуществлена 81 проверка, в ходе которых были выявлены многочисленные нарушения, возбуждено 29 уголовныхдел, привлечены к уголовной ответственности 34 человека, к административной ответственности — 32. Изъято свыше 150 тысяч единиц контрафактной продукции, в том числе более 50 тысяч компакт-дисков, значительное количество видео- и аудиокассет. Вы знаете, это серьезная проблема, здесь мы установили плотное взаимодействие, работа продолжается, я думаю, она даст нам результат.

Особо хочу подчеркнуть совместную работу с депутатами и рядом комиссий Мосгордумы. И здесь надо повышать эффективность деятельности по нашему участию в совершенствовании и развитии законодательной базы в сфере экономической безопасности. У нас сложились хорошие деловые отношения с Московской торгово-промышленной палатой, руководством Гильдии.

И второе — мы стали лучше понимать те процессы и явления, проблемы, которые происходят среди предпринимателей, коммерческих структур, рядовых акционеров и граждан. За прошлый год в Управление поступило около 500 обращений, было принято более 3 ООО посетителей. Причем динамика этого года свидетельствует, что увеличивается количество обращений, сегодня мы имеем их уже 158. При Управлении с 12 мая прошлого года действует "горячая линия". Я напомню ее телефоны: 631-11-77,234-04-00. За это время мы получили 251 звонок, причем интересны тематика и тенденции, которые прослеживаются.

Сегодня на первом месте наибольшее количество обращений граждан — по вопросам невыплат заработной платы, опасения за будущее предприятия, жалобы на неисполнение решения суда судебными приставами, закрытие предприятий, в том числе продовольственных магазинов. То есть такие проблемы носят, может быть, более частный характер, но они свидетельствуют о том, что люди знают, что появилось специализированное Управление, и обращаются. На втором месте — обращения, связанные непосредственно с деятельностью акционерных обществ: просьба помочь продать акции предприятий, узнать их реальную рыночную стоимость, получить информацию о дивидендах или что делать с акциями. На третьем месте — обращения акционеров с информацией о скупке акций. До какого-то времени эта позиция была на первом месте, но сегодня эта проблема несколько смягчилась. Но, тем не менее, она остается серьезной проблемой, и я о ней сегодня расскажу. Четвертое — это обращения граждан по поводу законности проведенной скупки акций, перепрофилирования предприятия, увольнения сотрудников. Пятая позиция - это корпоративные конфликты в акционерных обществах. По каждому обращению проводится серьезная работа, и мы стараемся, чтобы все, кто обращается, получили ответы. Естественно, что не во всех случаях мы можем оказать помощь, так как ситуации бывают достаточно сложные. Но, тем не менее, наш принцип — ни один вопрос не оставить без ответа. В последнее время нас стало беспоко-

ить большое количество различных проявлений мошенничества. Это и финансовые пирамиды, и мошеннические действия при продаже-покупке квартир и недвижимости, при оформлении арендных отношений на землю, при сбыте товаров. Причем можно отметить что, несмотря на то, что казалось бы, уже учили людей и "АВВА" и "МММ", -но люди продолжают страдать из-за своей доверчивости, которая, наверное, объясняется привлекательностью условий. Потому что совершенно понятно, что когда предлагается квартира в элитном доме по цене 300-400 дол. за кв. м., что в несколько раз меньше рыночной, то за этим что-то кроется, то есть это сигнал, чтобы отнестись с определенной опаской, чтобы внимательно посмотреть с точки зрения оформления документов, с точки зрения тех фирм, которые это предлагают. Здесь очень важно, чтобы средства массовой информации давали своевременную информацию, чтобы ее было больше, и надо здесь более активно нам сотрудничать.

Одним из самых важных направлений в работе Управления за истекший год оставалась проблема скупки акций и поглощения предприятий. Я должен сказать, что в целом это явление наиболее массовое. Нужно сказать, что удалось в целом ситуацию по Москве нормализовать, взять ее под контроль. Это, конечно, результат объединения усилий многих городских структур, твердой и последовательной позиции мэра, Правительства Москвы и Мосгордумы. Принят целый ряд нормативных документов, что, на мой взгляд, создало очень серьезные барьеры. Я их назову, потому что это очень важно. Постановление Правительства Москвы № 188 от 25.03.2003 "О принятии решений о перебазировании, реформировании, ликвидации предприятий и организаций на территории Москвы". Постановление № 184 от того же числа "О порядке взимания двукратной ставки земельного налога за неиспользуемые либо используемые не по целевому назначения земельные участки". Закон города Москвы № 27 от 14 мая 2003 "О землепользовании и застройке в г. Москве". Постановление Правительства Москвы № 371 от 20 мая 2003 г. "О защите имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе". Постановление Правительства Москвы № 599 от 29 июля 2003 г. "О мерах по сохранению промышленного потенциала города". И очень важное постановление Правительства Москвы № 768 от 16 сентября 2003 п "О проекте закона г. Москвы о сохранении имущественных комплексов, организа-

ций промышленности в г. Москве". Этот законопроект прошел второе чтение и в ближайшее время, наверное, должен быть принят. Мы считаем, что это очень важный закон, который позволит создать серьезные правовые барьеры для недружественных поглощений.

За этот период по вопросам, связанным с корпоративными конфликтами, фактами скупки акций, было рассмотрено 175 случаев по 140 предприятиям города Москвы. В 83 случаях конфликты разрешены на условиях, которые удовлетворили конфликтующие стороны. В 10 случаях помощь оказать не удалось, более чем в 70 случаях была оказана юридическая, консультационная помощь, и последующих обращений не последовало.

Вот как это распределяется по отраслям. Самое большое количество — предприятия сферы услуг, затем легкой промышленности, предприятия торговой сферы, малого бизнеса, финансовой сферы, НИИ и проектные институты, транспортные предприятия, предприятия тяжелой промышленности, предприятия строительной сферы и предприятия пищевой промышленности.

Я должен сказать, что и сегодня у нас в работе целый ряд обращений по проблеме корпоративных конфликтов. Здесь я могу назвать такие организации, как ЗАО "Зарубежстрой", ОАО "Мостранса-гентство", ООО "СПС Светлана", "Аптека 98", ООО "Москворецкий рынок". Анализ обращений свидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев эти общества акционировались в свое время по форме трудовых коллективов с так называемыми распыленными пакетами акций. Фактически на этих предприятиях не было реального собственника. Приведу в пример Москворецкий рынок. Там в ООО - 26 участников. Самый большой пакет — 10% - у бывшего гендиректора, который сейчас находится в заключении, 7% еще у одного участника, и у остальных — по 3%. Начался обзвон, обращения к акционерам, им предлагаются достаточно серьезные средства, и несколько участников пошли на то, что свои доли продали. Директор обратился к мэру с просьбой помочь, защитить в этой ситуации. Когда мы повстречались, получили первичную информацию, высказали целый ряд рекомендаций, что нужно делать. Первое — сконсоли-дировать пакет или получить доверенность от всех участников на управление контрольным пакетом. Принять меры, связанные с защитой документации, с защитой интересов всех участников и т.д. Тем не менее директор по непонятным пока причинам не среагировал, и в итоге — второе письмо, что, как

же так, вы нас не защищаете. Мы говорим, что это собственность каждого, добровольное решение каждого - ее продать, подарить, передать по наследству. По закону порой мы не имеем права вмешиваться. Поясню, чтобы было понимание, когда мы вмешиваемся. Первое — когда есть доля города, второе — когда есть доля государства, третье — когда есть обращение акционеров и участников, и объект для Москвы значимый. В данном случае Москворецкий рынок для Москвы объект, конечно, социально значимый. Потому что это 2 000 рабочих мест, это снабжение большого жилого массива продовольственными и промышленными товарами. Для города исключительно важно, чтоб он функционировал нормально.

Мы уже не раз обращались с разъяснением, что или вам нужно организовывать консолидацию, самим у себя внутри проводить скупку, не дожидаясь, пока кто-то придет. Или находить эффективных партнеров, инвесторов, которые бы вкладывались, развивались. У нас есть такой уже классический пример - в свое время была такая Тимирязевская плодоовощная база, очень крупное оптовое звено в продовольственном секторе, она находится в Шереметьеве. Там 678 акционеров. Это сейчас ОАО " Вегетта". Совершенно понятно, что большая часть акционеров уже не работала. Понятно, что там не было реального собственника. Поэтому, когда было предложено акционерам продать акции, они, конечно, их продали, там появился реальный собственник, который навел порядок и сохранил профиль предприятия, что очень важно для города. У нас две позиции. Все те действия, которые происходят при смене собственности, скупке акций, во-первых, должны осуществляться в правовом поле, го есть не нарушать закона, и во-вторых - не должны вступать в противоречие с социально-экономическим развитием города. То есть сектор реальной экономики не должен сокращаться. Потому что это решение проблемы занятости, сохранение налогооблагаемой базы, — это гарант стабильности. Ведь более 40% бюджета идет в социальную сферу, и от этого будет зависеть, как будет развиваться город.

Очень важно законодательное регулирование этой проблемы на федеральном уровне. Хочу в качестве примера привести ситуацию, которая сложилась в свое время с законом о банкротстве. Российская торгово-промышленная палата провела очень важную конференцию, которая называлась "Первый год действия закона "О несостоятельности, банкротстве" № 127 от 26 октября 2002 г. Первые результаты, перспективы, финансовое оздоров-

ление предприятий в рамках процедур банкротства". Нужно сказать, что закон о банкротстве, принятый в 1998 г., позволял осуществлять передел собственности, захват чужой собственности за бесценок, используя этот закон как механизм.

Таким образом сменили собственника 23 крупнейших универмага и торговых предприятий в городе Москве. Новый закон ввел новые положения, которые поставили преграду его использованию как механизма передела собственности. Объективным показателем этого является следующий факт — если год назад количество дел в арбитражных судах по этой проблеме было 1100, то сегодня это менее 470, то есть сократилось в два с половиной раза, и в основном это так называемые отсутствующие должники, то есть фирмы, которые практически не существуют. Мы увидели, что введение нового правового механизма регулирования существенно повлияло на процесс. И сегодня фактически через процесс банкротства уже захватить предприятие практически невозможно. Поэтому произошло резкое увеличение количества захватов предприятий через скупку акций. То есть рынок здесь сразу отреагировал.

Сегодня мы уже знаем все скрытые приемы, механизмы поглощения. И мы готовим законодательную инициативу о внесении изменений в основной регулятор — закон об акционерных обществах. И есть, видимо, необходимость вносить изменения в Гражданский кодекс, чтобы создать правовые барьеры, остановить нанесение ущерба. Потому что если в Москве нам удалось нормализовать ситуацию, взять ее под контроль, уйти от стихийности, то по России эта проблема становится очень острой. Явление это очень опасное с точки зрения экономической безопасности. Несмотря на некоторые недостатки, новый закон о банкротстве носит позитивный характер. Он вводит понятие финансового оздоровления. Есть две стадии - стадия финансового оздоровления и стадия банкротства.

Я хочу привести один очень показательный пример — это производственно-коммерческое предприятие "Меридиан" — один из основных поставщиков рыбной продукции в Москву. Какое-то время назад руководство предприятия через векселя берет большие кредиты, и практически предприятие оказывается в состоянии банкротства. Когда начали разбираться, то выяснилось, что они серьезные инвестиции вкладывают в значительное расширение производства, а состояние банкротства дает им возможность полгода не выплачивать кредиты и тем самым консолидировать

финансы для расширения производственной базы. С одной стороны, налицо признаки состава преступления, то есть умышленного, искусственного банкротства, а с другой стороны, мы видим, что этот механизм используется, чтобы финансово оздоровить и модернизировать предприятие. Мы на этой конференции выступили с предложением, что, наверное, должно быть два закона: о финансовом оздоровлении и о банкротстве, так как они имеют совершенно разные цели. Оздоровить — это значит поднять, реанимировать, а банкротство — это практически прекращение деятельности. Поэтому вопрос совершенствования нормативно-правовой законодательной базы является исключительно важным, и мы этому вопросу уделяем очень большое внимание.

Я хотел сказать несколько слов о нашем ГУПе "Центр информационно-аналитических технологий". Для нас это предприятие является базовым для всей информационно-аналитической работы. Оно находится непосредственно под нашим оперативным началом и решает следующие задачи: информационно-аналитические исследования, оценка деловой репутации, надежности юридических лиц, проведение экспертиз инвестиционных контрактов на стадии их заключения, предквали-фикационная проверка претендентов на участие в инвестиционных конкурсах, аукционах, мониторинг финансового и имущественного состояния уполномоченных банков Правительства Москвы и предприятий городского значения, оценка и анализ показателей финансового состояния предприятий, оценочная деятельность, организация и проведение работ по возврату дебиторской задолженности, проведение работ по созданию Московского бюро кредитных историй. Наш ГУП имеет очень большое количество лицензий на очень разные виды деятельности, поэтому мы развиваем и увеличиваем задачи, которые на базе этого ГУПа необходимо решать.

Несколько слов о задачах, которые стоят перед нами. Первое — это продолжить работу по созданию системы экономической безопасности, объединив усилия всех участников экономического поля Москвы. По поручению мэра — это организация работы по борьбе с коррупцией. Мэром принято решение о создании Совета по борьбе с коррупцией, на нас возложено организационное обеспечение, что повлечет расширение функций Управления. Совет создается в целях совершенствования правовых, экономических, организационных механизмов функционирования органов

исполнительной власти города Москвы для предупреждения и устранения причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, а также обеспечения эффективного развития экономики, улучшения социальных условий и повышения качества жизни населения в г. Москве. Главная задача — это работа не по отдельным конфликтам, а по проблемам, по совершенствованию механизмов.

Исключительно важная задача — это реализация внедрения принципа "одного окна". Это тема известная, но, тем не менее, принято базисное постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2004 г. № 101 "Об организации работы органов исполнительной власти г. Москвы, городских организаций в режиме одного окна". Это исключительно важная работа, она проводится по инициативе мэра. А перед нами задача — осуществление контроля за реализацией этого принципа, потому что он нам должен дать некое новое качество отношений предпринимателя и власти, власти и граждан, упростить все эти сложнейшие процедуры, которые имели место, связанные с различными согласованиями при получении документов, справок из органов власти. Эта мера должна существенно повлиять и на состояние коррупции.

Второе — это взаимодействие и обеспечение работы Комитета г. Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов. Вы знаете, что был создан новый специализированный Комитет. Когда нами проводился анализ проведения конкурсов и аукционов по отраслям, было выявлено много нарушений и злоупотреблений. Поэтому было принято очень важное принципиальное решение — создать этот комитет и вывести его из отраслевого подчинения. Сейчас завершается принятие Положения о конкурсах, они должны быть открытыми, прозрачными, справедливыми, когда обеспечено равенство всех участников. Я считаю, что задача это сложная, но реальная.

Следующая задача — это серьезное усиление аналитической работы. Это одно из важнейших наших направлений. В прошедшем году нам не удалось существенно продвинуться в этом направлении, был подготовлен ряд аналитических документов, но мы считаем, что это должна быть системная работа, влияющая на решение имеющихся проблем в сфере экономической безопасности. И последнее, что я хотел бы сказать. Решая проблемы экономической безопасности, мы всерьез занимаемся обеспечением информационной безопасности. Это новое направление. В

прошлом у нас было понятие защиты информации, была мощная система защиты информации, государственной тайны, военной тайны. Если мы в прошлом смотрели на информацию как на технологическую составляющую, то сегодня, на информацию, на информационный ресурс мы уже должны смотреть, как на новый вид собственности. Москва обладает колоссальным информационным ресурсом, у нас более 400 информационных автоматизированных систем. Вы знаете, что реализуется целевая городская программа "Электронная Москва". И конечно, проблема информационной безопасности сегодня является исключительно важной. То есть, если не обеспечить ее, то невозможно обеспечить экономическую безопасность в целом. Это взаимосвязанные составляющие. Сегодня мы с вами оказались информационно незащищенными, ведь базы данных ГИБДД, МТС, паспортных столов, ЗАГСов находятся в широкой продаже, а это наши конфиденциальные данные. Здесь нет законодательной базы, это направление очень важное и новое, и мы будем ему также уделять значительное внимание. Вот, пожалуй, основные вопросы общего порядка, которые я хотел бы осветить, поэтому переходим к вашим вопросам.

Вопрос: Должны ли такие сделки, как куп-ля-продажа акций, проходить госрегистрацию?Если да, то во всех ли случаях, а если нет, то хорошо ли, что она не проводится?

КОРСАК А.Б.: Они, как любые ценные бумаги, являются собственностью каждого гражданина, он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Мы считаем, что в переходный период основные проблемы связаны с вопросами собственности, но сегодня нет основополагающего закона о собственности.

И совершенно понятно, что надо вносить изменения в законодательство, чтобы остановить имеющиеся негативные явления. Когда мы общаемся с так называемыми захватчиками, они говорят: "А в чем мы нарушаем закон? Гражданин сам изъявил желание, цена его устроила, мы ему сделали доброе вроде дело, он не знает, что с акциями делать". Вот, возвращаясь к "Вегетте", там каждый акционер получил за свои акции в среднем 5 тысяч долларов, в то время как ежегодные дивиденды были 3 дол., большая часть акционеров уже не работающие пенсионеры. Поэтому сегодня необходимо приведение в соответствие законодательства

с реальной практикой, которая есть. Сегодня самым незащищенным по нашему законодательству оказался акционер. Это вопрос назревший, думаю, что Государственная Дума должна обратить внимание на эту проблему. РуководительТПГТ Е.М.Примаков обращался по этому вопросу к Президенту РФ и в Госдуму. И в Правительство, потому что в целом по России это явление очень опасное. Государство должно принимать законы и строго следить за их выполнением, а уже забота собственника -защитить свою собственность. Когда мы спрашиваем обратившихся к нам за помощью руководителей предприятий, есть ли у них люди, которые занимаются обеспечением экономической безопасности их предприятий, то получаем отрицательный ответ. Когда мы говорим с крупным бизнесом, спрашиваем их, сколько примерно вы тратите на экономическую безопасность своих структур, они говорят, что где-то порядка 15-20% вынуждены тратить на то, чтобы себя экономически защищать. Это совершенно понятно, это новые условия.

Вопрос: Как ваше Управление может обеспечить экономическую безопасность Москвы при проведении земельных, имущественных тендеров?

КОРСАК А.Б.: Я уже говорил, что мы смотрим деловую репутацию партнеров, фирм, которые участвуют в таких тендерах. За прошлый год у нас было проверено 230 юридических и физических лиц, 257 претендентов на участие в 7 конкурсах и 2 аукционах. С другой стороны, очень важно, чтобы строго выполнялись условия конкурса. Мы разбирали несколько ситуаций, когда формально конкурс состоялся, а потом выяснялось, что победителем оказался не тот, у кого выгодные предложения. Пришлось отменять решения некоторых конкурсов.

Вопрос: Пример можете привести?

КОРСАК А.Б: У нас достаточно сложной была ситуация — конкурс по ООО "Тишинка", конкурс по ОАО "Садовод".

Вопрос: Уточните, пожалуйста, еще раз статистические итоги прошлого года. Сколько уголовных дел было возбуждено ?

КОРСАК А.Б.: Хочу напомнить наши границы. У нас есть ФСБ, есть МВД, которые работают в сфере борьбы с экономическими преступлениями. Мы работаем в сфере недопущения, то есть выяв-

ления условий, причин, предпосылок к тому, чтобы этого не происходило. И если мы получаем материалы, свидетельствующие о том, что есть признаки состава преступления, то они передаются для рассмотрения или в УБЭП, или УФСБ, по принадлежности, и наоборот, та информация, которая находится в нашей юрисдикции, мы ее оттуда получаем. Мы рассмотрели 175 случаев корпоративных конфликтов по 140 предприятиям, в 83 случаях конфликты были разрешены, в 10 случаях помощь оказать не удалось, и более чем в 70 случаях была оказана юридическая, консультативная помощь, и повторных обращений не было, что свидетельствует, что вопрос они, наверное, разрешили.

Здесь важно обращаться на ранних стадиях, потому что трудно помочь, когда ситуация зашла уже очень далеко. Обращайтесь, когда есть предпосылки, а когда предприятие захвачено, поздно. Например, универмаг "Москва". Крупнейшее наше торговое предприятие на Ленинском проспекте, около 1 000 работающих. В конце октября - начале ноября, предприятие было закрыто. Москва лишилась этого торгового предприятия, люди не получали зарплату, возник конфликт. А суть его в чем? Собственник там некто Захаров, который сейчас находится в заключении. И один банк оформлял ему кредит, который не был возвращен. И тогда банк решил свои экономические претензии реализовать путем взятия под контроль этого универмага. Ввели свой ЧОП, универмаг оказался закрыт. Понимая, что эта проблема острая, одна из сторон спровоцировала людей перекрыть Ленинский проспект. Тогда было предложено создать согласительную комиссию и мы поставили две задачи: предприятие должно работать, люди получать зарплату, а вы, собственники, между собой договаривайтесь. Не должны страдать ни коллектив, ни город. Но если бы на ранней стадии удалось подключиться, наверное, по-другому могли бы события развиваться.

Вопрос: От чего бы вы хотели предостеречь москвичей? Что происходит сейчас?Какие опасные процессы происходят в городе?

КОРСАК А.Б.: Я повторюсь, нас, конечно, беспокоит тенденция к увеличению мошеннических действий по вопросам предоставления в наем квартир, продажи-покупки, обмена квартир. Квартирная проблема, к сожалению, обостренная сегодня. Вопрос земельных отношений тоже крайне важ-

ный. Я приведу пример. У нас есть так называемый вторичный рынок. Я получаю землю в аренду и могу ее кому-то передать в субаренду, то есть свои права. Фирма подготовила абсолютно поддельные документы на большой участок земли в районе Останкино по северо-востоку. И оказались в проигрыше даже крупные строительные организации, которые пошли с ними на отношения, уже проплатили большие авансы. Потому что не требовалось первичного документа, подтверждающего, что то, что предлагается на вторичном рынке, подтверждается первичным документом, то есть, что не обременен долгами и т.д. Мы вышли с предложением, чтобы при совершении сделок на вторичном рынке было подтверждено Департаментом земельных отношений, что земельный участок действительно дан этой структуре в аренду и не обременен. И таких фактов мошеннических действий было несколько. Мы сейчас ведем мониторинг прессы для выявления таких признаков, фактов, событий, которые имеют отношение к проблемам экономической безопасности. Мы их все исследуем, считаем, что это важно. Так как обеспечение экономической безопасности затрагивает интересы каждого, так как каждый из нас находится в тех или иных экономических взаимоотношениях.

Что касается проблем, связанных с ценными бумагами, то сейчас мы работаем над проектом создания "Фондовой палаты". Пытаемся создать структуру, которая занималась бы помощью акционерам, желающим продать свои акции.. Сейчас нет структуры, которая бы этим занималась. Мы в этом направлении работаем. В ближайшее время должны запустить. Вообще доверчивость наших людей безгранична. Исключительно важно перепроверять информацию! Много фирм-однодневок создается: создали, раскрутили, потом эта однодневка исчезла — и спросить не с кого!

Вопрос: Кроме мониторинга прессы, как вы получаете информацию? Есть вас службы, которые могут следить за ситуацией ?

КОРСАК А.Б.: Мы сегодня имеем сотрудников во всех органах исполнительной власти, ответственных за обеспечение экономической безопасности, порядка 120 человек. Активно работает наш Центр информационно-аналитических технологий. Мы сегодня налаживаем контакты с коммерческими структурами. В этом, наверное, все заинтересованы, чтобы мы двигались по пути цивилизованных рыночных отношений. Есть у нас и свои источники информации. Исходим, конечно, из тенденций. Мы тщательно анализируем обращения, поступающие на горячую линию".

Вопрос: Еще раз, пожалуйста, сформулируйте задачи на ближайшее время?

КОРСАК А.Б.: Мы должны продолжать создание системы экономической безопасности Москвы как мегаполиса и столицы. Дело в том, что пока нет ни доктрины, ни концепции экономической безопасности России. Такой документ был, он принимался в 1997 г. на пять лет, в 2002 г. он был исчерпан. В Совете безопасности, как известно, есть проект. Второе — это борьба с коррупцией. Это серьезная задача, которая поставлена президентом. Следующая задача - существенное усиление аналитической работы по вопросам и проблемам экономической безопасности, чтобы мы могли работать на упреждение. Это совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей те или иные процессы и явления, в которых есть проявления негативного характера.

ОТ РЕДАКЦИИ. Кому-то из наших читателей обязательно захочется что-то уточнить относительно фактов, приведенных в интервью, или задать вопрос, или сообщить важную информацию — это можно сделать по телефонам «горячей линии» Управления по экономической безопасности города Москвы: 631-11-77, 234-04-00. Будущее как отдельного предприятия, так и города в целом может зависеть от своевременности принятых мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.