Научная статья на тему 'Экономическая безопасность города выходит на качественно новый уровень'

Экономическая безопасность города выходит на качественно новый уровень Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корсак А.Б.

В 2006 г. Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы работало одновременно по нескольким важным направлениям. Одно из них противодействие угрозам экономической безопасности, незаконному переделу собственности, корпоративным конфликтам. Одной из основных задач остается предупреждение захватов предприятий через механизм скупки акций, поскольку нелегитимная смена собственника ведет к разрушению реального сектора экономики, угрозе экономической безопасности города. Этот процесс в Москве имеет тенденцию к снижению, о чем красноречиво говорят цифры. Так, в 2003 г. в Управление поступило 151 обращение, в 2004 г. 177, в 2005 г. 117, в 2006 г. 84. Удалось остановить и процесс силовых захватов предприятий. В 2003 г. их было 8, в 2004 г. 35, в 2005 г. 5, в 2006 г. 1. Эти позитивные тенденции объясняются созданием механизма упреждения. Когда в Управление обращаются акционеры или собственники с заявлением о том, что может быть осуществлен силовой захват, информация об этом немедленно отправляется прокурору города, начальнику ГУВД, информационные письма направляются в налоговые и регистрационные органы, главному судебному приставу и в арбитраж. В прошлом году было направлено на рассмотрение 11 материалов, возбуждено 4 уголовных дела. А всего за период, в течение которого Управление занимается этой проблемой, в правоохранительные органы было направлено 80 материалов, по ним было возбуждено 49 уголовных дел. Для кардинального решения вопроса необходимо существенное изменение законодательства…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность города выходит на качественно новый уровень»

предыдущее. Магистраль идет по «живому месту» с огромным количеством перекладок, переселений, сносов, строительством тоннелей, эстакад и других специальных сооружений.

Власти города прилагают усилия для минимизации такой острой для столицы проблемы, как автомобильные пробки. Для этого предпринимаются меры по реконструкции и строительству дорог, увеличению объемов строительства мостов и тоннелей. Продолжится реконструкция Ленинградского проспекта, завершится строительство Звенигородского проспекта. Ожидают, что положительно повлияет на ситуацию на дорогах решение федерального руководства об отмене «мигалок» и спецномеров для автомашин. Следует отметить, что, по решению мэра Москвы, руководство города еще раньше отказалось от подобных льгот на дорогах.

Основательную реконструкцию претерпит Пушкинская площадь. Ее подземное пространство будет использовано для удобства жителей, там появятся магазины, торговые центры, стоянки, кинотеатры. Закончится реконструкция Царицыно, «Военторга», гостиницы «Москва» и многих других значимых объектов. Продолжится снос ветхих домов и пятиэтажек, строительство высоток. По межрегиональной программе, за пределами столицы московские строители возведут около 1 млн 300 тыс. кв. м жилья и других объектов (без учета Московской области).

Согласно Генеральному плану развития суммарный жилищный фонд столицы к 2020 г. предстоит увеличить до 220 — 230 млн кв. м. Задача эта непростая с учетом того, что Москва больше расширяться не будет и может развиваться только в своих границах. Теперь столице приходится отстаивать свои права на землю в Подмосковье. Например, в Щербинке возник серьезный конфликт с Московской областью, которая захватила себе целый участок земли, принадлежащий Москве, и отдала в бессрочное пользование одной из коммерческих структур. Вместо того чтобы строить там жилье, в том числе дома для военных, городские власти вынуждены вести судебное разбирательство.

Касаясь стоимости жилья, следует отметить, что ожидать каких-то резких повышений или снижений цен не приходится. Не забудем о том, что цены на жилье определяет рынок. Стабилизировать их или снизить можно только с увеличением объемов строительства, причем не только в Москве, но и во всех регионах России.

В заключение необходимо отметить те позитивные изменения, которые принесли в отрасль Закон «Об участии в долевом строительстве» и Строительный кодекс РФ. Благодаря этим документам сегодня органы власти могут следить за происходящими процессами, влиять на них, контролировать и нести ответственность за то, чтобы там не возникало непредвиденных ситуаций, которые случались ранее.

экономическая безопасность города выходит на качественно новый уровень

А. Б. КОРСАК,

начальник Управления Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы

В 2006 г. Управление Правительства Москвы предупреждение захватов предприятий через меха-

по экономической безопасности города Москвы низм скупки акций, поскольку нелегитимная смена

работало одновременно по нескольким важным собственника ведет к разрушению реального секто-

направлениям. Одно из них — противодействие ра экономики, угрозе экономической безопасности

угрозам экономической безопасности, незакон- города. Этот процесс в Москве имеет тенденцию

ному переделу собственности, корпоративным к снижению, о чем красноречиво говорят цифры.

конфликтам. Одной из основных задач остается Так, в 2003 г. в Управление поступило 151 обраще-

70 -

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

4 (13) - 2007

Проблемы развития мегаполиса

ние, в 2004 г. - 177, в 2005 г. - 117, в 2006 г. - 84. Удалось остановить и процесс силовых захватов предприятий. В 2003 г. их было 8, в 2004 г. — 35, в 2005 г. — 5, в 2006 г. — 1. Эти позитивные тенденции объясняются созданием механизма упреждения. Когда в Управление обращаются акционеры или собственники с заявлением о том, что может быть осуществлен силовой захват, информация об этом немедленно отправляется прокурору города, начальнику ГУВД, информационные письма направляются в налоговые и регистрационные органы, главному судебному приставу и в арбитраж. В прошлом году было направлено на рассмотрение 11 материалов, возбуждено 4 уголовных дела. А всего за период, в течение которого Управление занимается этой проблемой, в правоохранительные органы было направлено 80 материалов, по ним было возбуждено 49 уголовных дел.

Для кардинального решения вопроса необходимо существенное изменение законодательства. Правительство России внесло на рассмотрение Госдумы целый пакет изменений, причем в них учтено абсолютное большинство поправок, предложенных городом еще в 2004 г. Кроме того, мэром Москвы была поставлена задача создать городской Аналитический центр защиты предпринимателей. Сейчас документы о создании такого государственного учреждения находятся в стадии согласования. В рамках создания центра Правительство Москвы намерено заключить соглашение об информационном взаимодействии со всеми основными городскими контрольными, регистрационными, правоохранительными и разрешительными органами и органами юстиции с целью выявления, предупреждения и пресечению преступных посягательств на предпринимательскую деятельность. Центр позволит концентрировать всю необходимую информацию и решать проблему на качественно новом уровне.

Еще одна проблема, которой в прошлом году Управление активно занималось, это обманутые дольщики в строительстве. Созданная в ноябре 2005 г. комиссия по проверке выполнения контрактов на реализацию инвестиционных проектов по строительству жилых домов в г. Москве на сегодняшний день провела 61 заседание под руководством главы столичного стройкомплекса В. И. Ресина. По 6 объектам выявлены факты мошенничества, 7 объектов оказались в юрисдикции федеральных органов, 42 объекта сданы или идет активное строительство, 15 объектов сняты с контроля комиссии. На контроле комиссии сегодня осталось 7 адресов, в ближайшее время ожидается

полное решение этой задачи. Всего по проблемным объектам выявлено 3 136 граждан-соинвесторов.

Для защиты в будущем прав соинвесторов принят федеральный закон и ряд важных распорядительных документов городского уровня о порядке финансового обеспечения реализации инвестиционного проекта на территории Москвы. В частности, предусматривается представление инвесторами банковской гарантии на 30 % от объема инвестиций, предоставление победителю конкурса-аукциона права на реализацию квартир и нежилых помещений по договорам долевого участия только при наличии утвержденной документации на строительство, а также ограничение на реализацию 15 % жилой площади до полного завершения строительства дома (это своего рода резервирование предусмотрено на случай возникновения форсмажорных обстоятельств). Кроме того, предусмотрено применение типового договора долевого участия в строительстве. Эти меры позволяют выстроить систему защиты и исключить повторение подобных ситуаций.

Важное направление работы — контроль в сфере размещения государственного заказа в городе Москве. Новый федеральный закон ввел на всей территории РФ единый порядок закупки на конкурсной основе товаров и услуг. Несмотря на то, что сам по себе закон весьма прогрессивен, он высветил много слабых мест. Москва внесла соответствующие поправки, сейчас они прошли третье чтение в Госдуме, и в ближайшее время будет принят закон, учитывающий эти поправки.

Из 22 тыс. торгов и запросов котировок в прошлом году Управление рассмотрело около 6 тыс. извещений о конкурсной документации. 61-му государственному заказчику было направлено 76 предложений об устранении допущенных нарушений. Проводились плановые и внеплановые проверки, за указанный период было рассмотрено 847 обращений и уведомлений заказчиков о возможности заключения ими контрактов на бесконкурсной основе. В ходе этой работы выявлен целый ряд проблем, которые требуют решения.

Следует отметить также, что Москва первой из субъектов Федерации добилась весомых результатов в деле защиты информации и информационной безопасности. Создана Комиссия по информационной безопасности при мэре Москвы, которая совместно с Управлением информатизации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти. Было отмечено, что Москва первой разработала Концепцию информационной безопасности, в конце 2006 г приняты основные направления инфор-

- 71

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

мационной безопасности до 2010 г. Ожидается, что в апреле в автоматизированным режиме заработает Реестр деловой репутации партнеров Правительства Москвы, на который возложена задача накопления объективной, документально подтвержденной информации по всем хозяйствующим субъектам, которые вступают в контакт с городом.

Большая работа проводилась по мониторингу инвестиционного рынка. Через Управление прошло около 3 тыс. инвестиционных проектов и контрактов, дополнительных соглашений, проектов распорядительных документов, актов, протоколов, при этом около 18 % отправлены на доработку с теми или иными замечаниями.

Большое внимание в 2006 г. уделялось работе с обращениями организаций и граждан. В Управлении рассмотрели 7,5 тыс. различных обращений, это в полтора раза больше, чем в 2005 г. Продолжал

функционировать телефон «горячей линии», на который поступило около 1 000 обращений. Больше всего обращений связано с имущественными спорами, нарушениями правил торговли, признаками мошенничества, обоснованностью проверки предприятий, недоделками в строительстве, проведением конкурсов. Граждан интересует также информация по различным организациям, особенно строительным, вопросы долевого участия.

В 2007 г. продолжится работа по всем направлениям обеспечения экономической безопасности. Есть уверенность, что налаживание аналитической работы, координация работы всех структур, которые занимаются вопросами экономической безопасности, позволит Управлению Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы выйти на качественно новый уровень деятельности.

внешнеэкономическая деятельность отмечена увеличением товарооборота и инвестиций

Г. Л. МУРАДОВ,

руководитель Департамента международных связей города Москвы

Цифры, с которыми завершен 2006 г. в сфере внешнеэкономической деятельности Москвы, весьма позитивны. Эта деятельность внесла свой весомый вклад в экономический рост города. В 2006 г. товарооборот Москвы с зарубежными партнерами составил, по предварительным данным, 55 млрд долл., отсюда на долю импорта приходится 42 млрд долл., на экспорт — 13 млрд долл. Такая диспропорция вызвана рядом обстоятельств, в частности тем, что Москва выполняет функции внешнеторгового центра, и большое количество товаров ввозится через московские организации.

В прошлом году имело место существенное повышение объема экспорта продукции: если в предыдущие годы он составлял 10 млрд долл., то за прошедший год вырос почти на 25 %, став серьезной добавкой к доходам московских предприятий.

72 -

Отрадные показатели демонстрирует столица и по привлеченным инвестициям, общий объем которых составляет около 20 млрд долл. Если бы общий объем инвестиций оценивался, как в предыдущие годы, с показателями поступлений от Газпрома, то к названной цифре можно было бы добавить еще 7,3 млрд долл. Инвестиции в московскую экономику поступили из 120 стран. Порядка 30 % приходится на Великобританию, которая прочно заняла первое место по этому показателю, около 18 % — Нидерланды, 11 % — Кипр, 10 % — Люксембург. Эти четыре государства лидируют в списке инвесторов, превысив две трети в общем объеме инвестиций.

Структура вложения инвестиций сохранилась той же, что была и в предыдущие годы: оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, операции

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.