_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
5. Региональные особенности социально-экономического развития / Ершова И.Г. / Современная наука. 2010. №1. С. 99-108.
6. Совершенствование системы управления региональной социально-экономической системой / Кузьбожев Э.Н., Евченко А.В., Ершова И.Г., Вертакова Ю.В., Белоусова М.А. / Под редакцией Э.Н. Кузьбожева, А.В. Евченко. Курск, 2003.
© Горелова А.Ю., 2016
УДК 338.1
Гуреева Марина Алексеевна
канд. техн. наук, доцент АНО ВО "РосНОУ",
г. Москва, РФ E-mail: vikov1956@mail.ru
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация
В статье представлен анализ состояния экономической безопасности личности в современной России. Объективный критерий экономической безопасности личности - это экономическое обеспечение ее способности продолжать свою жизнедеятельность на уровне здорового образа жизни как в физическом, так и духовно-психологическом смысле вопреки разного вида угрозам.
Ключевые слова
Личность, личная безопасность, экономическая безопасность, государство, экологическая безопасность,
формы собственности, общественное воспроизводство.
Личная безопасность имеет множество разновидностей. Это связано уже с тем, что личность является биосоциальной системой и выступает одновременно в роли и человека как члена общества, и человека как живого организма, существующего в ограниченных параметрах окружающей среды.
В первом случае речь идет о правовой безопасности личности, т.е. защищенности человека-гражданина системой общеобязательных социальных норм, охраняемых традициями общества и правовой деятельностью государства; о материальной безопасности, т.е. защищенности его собственности, хозяйственных, имущественных, трудовых и семейных отношений; о бытовой безопасности, т.е. защищенности сооружений и систем жизнеобеспечения, жилища, инженерно-коммунальных сетей и т.д.
Во втором случае личная безопасность обеспечивается по классу параметров среды обитания личности (по форме движения энергии: физическая, химическая, биологическая, радиационная и др.), а также по характеру воздействия: соматическая безопасность, или защищенность тела от травм, ран и прочих поражений; психическая - защищенность психики, т.е. нормальной деятельности мозговых факторов мышления, нервной системы; духовная - защищенность сознания, морального состояния, воли и способности к действию; физиологическая - защищенность физиологических систем организма, поддерживающих его жизнь и работоспособность; энергетическая - защищенность от охлаждения организма, голодной смерти или потери работоспособности от истощения.
Основным и наиболее комплексным универсальным инструментом обеспечения безопасности призвано быть государство, которое должно дополнять усилия граждан и общественных организаций, защищать всех индивидуумов, все социальные группы, все общество (нацию) в целом.
В любом государстве в законодательном порядке регламентируются правовые отношения граждан. В Российской Федерации основными документами в данной сфере являются Конституция РФ, ГК РФ.
С позиций философии задачей законодательных органов государства является создание совокупности
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
правил (законов, подзаконных актов), регулирующих человеческие отношения и, соответственно, отношения «личность - государство», не противоречащие основам правового государства.
В зарубежных публикациях экономическую безопасность личности принято толковать как отсутствие острой угрозы минимально приемлемому уровню основных ценностей, которые в стране считаются жизненно необходимыми. Эта угроза возникает в том случае, когда внешние экономические параметры изменяются настолько, что появляются условия, способные разрушить существующую социально-политическую систему.
Каково же состояние дел в области правового обеспечения экономической безопасности в целом и экономической безопасности личности в частности в России на современном этапе?
Сложность обеспечения экономической безопасности усугубляется отсутствием целостного правового подхода к осуществлению экономических реформ и к решению указанной проблемы, в частности. Совершенно очевидно, что при таком подходе обеспечение экономической безопасности должно предусматривать комплекс политических, собственно экономических, социальных, правовых, специальных и пропагандистских мер, объединенных в одну программу на основе единого концептуального подхода, единства цели и задач [1, 2].
Только объединив усилия законодательной и исполнительной ветвей власти, сделав членов общества реальными участниками процесса осуществления программы, можно будет эффективно и в достаточно сжатые сроки сформировать основу обеспечения экономической безопасности России. При этом основополагающим фактором является, как показала практика последних лет, решение вопроса о собственности.
Преодоление пробелов и недостатков в сфере обеспечения экономической безопасности видится прежде всего в необходимости иметь четкую концептуальную основу, призванную обеспечить подготовку пакета законов, взаимосвязанных единой идеей. Необходимо принятие новых и обновление уже существующих законов.
Основными документами, регулирующими вопросы обеспечения экономической безопасности личности является Конституция РФ (гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина») и ГК РФ - свод законов, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.
В последние годы государство утрачивает контроль над производством и распределением результатов труда, выпускает из рук базовые экономические и правовые рычаги воздействия на экономику. Финальными результатами потери управляемости экономикой являются: падение темпов роста валового национального продукта; ослабление экономических позиций страны на мировых рынках; свертывание социальных программ и снижение уровня жизни населения.
В соответствии с определением социальная политика наряду с другими является составляющей государственной экономической политики, которая есть генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Она складывается из структурной, инвестиционной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеэкономической, социальной политики, а также политики в области труда и занятости.
Институциональная политика - государственные меры, действия по формированию старых или трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов (экономических элементов социальной структуры, характеризующих устройство, формы организации и регулирования экономической жизни). Преобразования экономических институтов имеют место в процессе проведения экономических реформ, например, при переходе от централизованной экономики к рыночной.
Инвестиционная политика - составное звено экономической политики, система мер, определяющих объем, структуру и направления капитальных вложений, рост основных фондов и их обновление на основе важнейших достижений науки и техники.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
Ценовая политика - концепция стратегии государства и отдельных фирм по изменению уровней цен с учетом динамики предложения и спроса. Ценовая политика государства основывается на участии ресурсов госбюджета в регулировании экономики. В условиях развитого рынка и эффективной экономики ценовой политикой фирм становится стратегия низких издержек, которая связывает достижение конкурентных преимуществ с более низкими затратами на производство и сбыт продукции.
Бюджетно-финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства (в лице органов государственной власти и местного самоуправления) по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации задач экономической политики.
Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.
Налоговая политика - система мероприятий, проводимых государством в области налогов.
Валютная политика - совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемых в области валютных отношений. В рамках текущей валютной политики осуществляют оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов и т.д.
Внешнеэкономическая политика - политика, проводимая правительством страны, государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала в рамках экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.
Аграрная политика - деятельность государства в области аграрных отношений, часть экономической политики, направленная на решение вопросов о путях развития сельского хозяйства, о собственности на землю и другие средства производства.
Социальная политика - совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и управления в области общественного развития и направленных на улучшение качества и уровня жизни, духовной и материальной сфер жизнеобеспечения личности, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты.
Политика в области труда и занятости - целенаправленная деятельность ответственных за эту сферу государственных органов управления в целях регулирования рынка труда, основанная на базовых законах РФ.
Основу любых производственных отношений составляют отношения собственности на средства производства. Это базисные отношения, на которых строится будущий рынок и которые в конечном итоге приобретут решающее значение для формирования социальной структуры России, гражданского общества, политической системы, включая характеристику политического режима государства, формирование политических партий и отношений между ними.
В настоящее время Россия постепенно, с большими издержками, но неуклонно входит в рынок, который предполагает многообразие форм собственности: государственной, частной, коллективной.
Совершенно очевидно, что государство не может взять на себя такие секторы, как торговля, сфера обслуживания (сервис), мелкое производство и значительный объем среднего производства. Это объясняется тем, что, во-первых, на их нормальное функционирование не хватает финансовых и материальных ресурсов; во-вторых, эти секторы связаны непосредственно с «живыми» деньгами, что вызывает стремление со стороны различных представителей этих сфер деятельности использовать их непосредственно для себя, в ущерб обществу и государству.
В целях поддержания соответствующего порядка государство вынуждено создавать громоздкий управленческий аппарат, который, как правило, плохо справляется со своими функциями и в конечном итоге теряет управление этими секторами.
В силу указанных выше причин деятельность в этой сфере порождает волну преступлений, коррупцию, питает теневую экономику, на борьбу с которыми приходится отвлекать значительные силы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
правоохранительных органов. Для государства и общества выгоднее, нравственнее передать эти секторы в частные руки, создав при этом систему финансовой и налоговой инспекции за их деятельностью.
Особое место в экономике занимает коллективная собственность, являющаяся, по существу, народной. Именно она, будучи коллективной собственностью работников, трудящихся на конкретных предприятиях, обеспечивает материальную и социальную базу благосостояния ее владельцев (а не отдельного лица) и одновременно с этим дает основную продукцию и финансовые средства в интересах всех членов общества, обеспечивает функционирование большей части государственных и общественных структур в политической, экономической, военной, социальной и духовной областях жизни.
Государственная собственность обеспечивает единую экономическую инфраструктуру, основу научно-технического прогресса, обороноспособность и безопасность страны, жизнедеятельность государства. Мировой опыт свидетельствует, что государственный сектор необходим и включает в себя как наиболее оптимальный вариант три крупные категории промышленности:
1) отрасли, которые являются малорентабельными или нерентабельными, но без которых страна не может существовать;
2) наукоемкое и капиталоемкое производство, которое требует значительных финансовых затрат и прибыль от которого может быть получена, как правило, в отдаленной перспективе. Без этих отраслей невозможен научно-технический прогресс, создание новейших технологий, а значит, и прогрессирующее экономическое развитие;
3) оборонную промышленность.
Проведение государством социально-экономической политики в национально-государственных интересах, с охватом этой политикой внутренней и внешней экономической безопасности, формирования прогрессивной структуры народного хозяйства, поддержки национальных производителей, развития научно-технического прогресса, обеспечения высокого уровня жизни населения и социальной защиты, стратегического планирования и программирования, государственного регулирования экономики с применением всего спектра его мер и т.д.
Все названные выше условия обеспечивают устойчивое и эффективное общественное воспроизводство в его основных ракурсах, включающих в себя: воспроизводство народонаселения; воспроизводство экономического, научно-технического, культурного, образовательного, материально-технического потенциалов развития; воспроизводство благ, обеспечивающих жизнедеятельность общества; воспроизводство социально-экономических отношений.
При этом общественное воспроизводство служит фундаментом и источником воспроизводства личности, предопределяет условия экономической безопасности личности.
С другой стороны, лишь воспроизводство здоровых духовно и физически, всесторонне развитых личностей, обладающих высокой профессиональной подготовкой способно обеспечить устойчивость и эффективность общественного воспроизводства, гарантировать его экономическую безопасность изнутри.
При наличии разных форм собственности взаимодействия между ними в условиях рыночных отношений радикально меняются; в частности, меняются принципы государственного управления -наблюдается переход от директивных методов управления народным хозяйством к экономическим [3].
Отсутствие взвешенного и просчитанного подхода в осуществлении стратегии реформ вызвало тяжелые экономические и социальные последствия для России в целом и для существа проводимых реформ.
Природа, окружающая среда - тонко сбалансированная система. Нарушение одного звена ведет неизбежно к изменениям в других звеньях, зачастую необратимым. Экологическая безопасность личности зависит от ряда глобальных причин, таких как перенаселение Земли, деградация почвы, уничтожение лесов, нехватка пресной воды, радиоактивное загрязнение воздуха, воды, наличие на рынках сбыта экологически опасных потребительских продуктов и других причин.
В международной природоохранной законодательной практике наряду с экономическими регуляторами при решении национальных вопросов охраны окружающей среды и здоровья населения применяются различные инструменты экологической политики в зависимости от местных условий и приоритетных задач.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
В мировой практике введено обязательство по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов. Эта мера предполагает усиление ответственности производителя в отношении продукции, в частности, в отношении ее утилизации, рециркуляции и конечного удаления.
К «инструментам экологической политики» относятся также экологические налоги и сборы, дифференцированное применение которых зависит от экологической благоприятности продукции.
За последние годы в Российской Федерации принято значительное количество законодательных документов в области обеспечения экологической безопасности государства, личности. Вместе с тем решение проблемы экологической безопасности требует постоянной, длительной, дорогостоящей работы.
Во многих странах поставлена задача перехода от технологий, эксплуатирующих природу, к технологиям, взаимодействующим с природой, с целью достижения полной гармонии человека, природы и производства.
Вместе с тем требует серьезного внимания внешнеторговая политика Российской Федерации в упорядочении экспорта ресурсов особого экологического значения: леса, редких видов растений и животных. Кроме того, требуется более строгий контроль за экологическими характеристиками импортируемой продукции в соответствии с общепринятой практикой применения инструментов экологической политики, ее экономических регуляторов, экологических стандартов, системы экологической экспертизы проектов, а также необходимая реорганизация административного аппарата на всех уровнях.
В России существуют очень сложные ключевые проблемы на рынке труда: несоответствие между экономической динамикой и динамикой занятости трудоспособного населения; ограниченность инвестиционных ресурсов; задолженность госбюджета по выполненным госзаказам; обострение проблем трудоустройства отдельных социально-демографических групп населения; значительный масштаб скрытой безработицы; недостатки системы государственного профессионального образования; увеличение разрыва между требуемым качеством и квалификацией претендентов на рабочие места; ухудшение качества рабочих мест, что приводит к увеличению травматизма; дефицит опытных квалифицированных кадров; концентрация безработицы в экономически депрессивных зонах.
Значительную роль в обеспечении экономической безопасности личности играет проведение государственной социальной политики, затрагивающей основы жизни каждого гражданина. Низкий уровень жизни напрямую затрагивает экономическую безопасность личности, и выход из этой ситуации возможен при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Затягивание решения вопроса о создании механизма, позволяющего обеспечить сохранность вкладов граждан, имеет острый социальный характер, способный накалить и так нестабильную ситуацию в стране в связи с хроническими невыплатами заработной платы.
Потребность экономики России во внутренних и внешних займах, рост недоверия населения к финансовым институтам (государственным и негосударственным), а также наличие у физических лиц свободных денежных сбережений (по разным оценкам, до 70 млрд. долл. США) делает проблему гарантированности сбережений населения одной из важнейших, требующей незамедлительного и продуманного решения.
Важнейшая составляющая при реализации любого проекта - эффективная работа кадров. Особенно это важно для тех проектов, которые подразумевают исследования и разработки.
Успех любых НИОКР зависит от двух важнейших составляющих: материально-технической базы и кадрового обеспечения научных исследований. Для прорывного развития фундаментальных и прикладных исследований, формирования инновационной инфраструктуры и перехода к экономике знаний помимо увеличения общих затрат на НИОКР не менее важна система подготовки и воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и последующего привлечения их на рынок труда в сфере российской науки.
На рынке научных и научно-педагогических кадров можно выделить нескольких основных участников - это кандидаты и доктора наук (подготовка которых осуществляется аспирантурой и докторантурой); доценты и профессора (соответственно ученым званиям как уровням педагогической квалификации); академики и члены-корреспонденты академий наук (академические ученые).
Российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.
Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.
На данный момент одной из основных системных проблем, требующих решения в самые ближайшие сроки, является то, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают не только условиям перехода к инновационному пути развития, но и требованиям национальной безопасности и спросу на НИОКР со стороны предпринимательского сектора как на национальном, так и на международном уровне. Несбалансированность и зачаточная стадия национальной инновационной системы ведут к тому, что даже передовые результаты исследований и разработок не находят применения в отраслях народного хозяйства, а предпринимательский сектор в принципе остается невосприимчивым к инновациям и высоким технологиям.
В настоящее время невозможно эффективно решить проблемы воспроизводства и привлечения научных кадров в сферы науки, образования и высоких технологий с помощью рыночных механизмов. Структурные преобразования в секторе науки и образования, обеспечивающие приток молодых ученых, могут быть реализованы только на основе программно-целевого метода. Эффективность данного метода объясняется его системным, интегрирующим характером. В отличие от рыночных механизмов воздействия программно-целевой метод позволяет сконцентрировать все имеющиеся ресурсы на выбранных приоритетных направлениях и достичь поставленные цели в сжатые сроки.
Потребность в научных инновационных кадрах постоянно присутствует в экономике и динамично растет. Формирование экономики знаний, переход России на инновационный социально ориентированный путь развития, формирование национальной инновационной системы невозможны без наличия высококвалифицированных специалистов, в особенности специалистов инновационной направленности, способных эффективно осуществлять научные исследования и разработки и ориентированных на самый высокий результат.
Учитывая тот факт, что инновационные научные кадры составляют научные кадры организаций, ведущих НИОКР и профессорско-преподавательский состав вузов, общая модель мониторинга потребности в научных инновационных кадрах будет состоять из модели мониторинга потребности количества сотрудников, входящих в профессорско-преподавательский состав вуза, и модели мониторинга научных сотрудников организаций государственного и предпринимательского секторов экономики, а также некоммерческих организаций.
Общую модель мониторинга научных кадров предполагается организовать на ресурсной базе (материально-технической и кадровой) Росстата, отвечающего за формирование официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических процессах в Российской Федерации.
В представленных моделях можно выделить следующие центры ответственности: Росстат; прочие федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.
Экономическая безопасность личности в нашей стране может быть обеспечена на должном уровне только в условиях соответствующего повышения экономической безопасности общества и государства, а это, в свою очередь, требует изменения социально-экономического курса страны к последовательному осуществлению национально-государственных интересов России.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700X_
Повысить уровень экономической безопасности личности невозможно в отрыве от укрепления экономической безопасности общества и государства, и обратно, усиление их экономической безопасности может быть достигнуто только на фундаменте достаточно обеспеченной экономической безопасности личности. Следовательно, усиление экономической безопасности и личности, и общества, и государства необходимо осуществлять только в качестве совместного процесса, в виде комплекса совместных целенаправленных мер, нацеленных на взаимное проникновение всех этих видов безопасности.
Ключевым моментом такого комплекса мер является разрешение основного противоречия экономической безопасности современной России, состоящего в том, что в настоящее время существенное повышение экономической безопасности личности возможно лишь путем действий, значительно подрывающих экономическую безопасность общества и государства. Для этого необходимо демонтировать социальный механизм генерирования данного противоречия, заменив его механизмом взаимного усиления экономической безопасности личности, общества и государства. Что касается конкретных мер повышения экономической безопасности личности в современной России, то исходя из охарактеризованной выше логики, эти меры рассматриваются совместно, в органической взаимосвязи с мерами повышения экономической безопасности общества и государства.
Исходя из всего вышесказанного ранее в данной работе, автор пришел к следующему выводу: объективный критерий экономической безопасности личности - это экономическое обеспечение ее способности продолжать свою жизнедеятельность на уровне здорового образа жизни как в физическом, так и духовно-психологическом смысле вопреки разного вида угрозам.
Данная способность является результатом взаимодействия: а) источников обеспечения экономической безопасности личности; б) угроз этой безопасности; в) усилий личности по обеспечению своей безопасности.
Список использованной литературы:
1. Гуреева М.А. Экономическая безопасность системы многоуровневого общественного воспроизводства в период глобальных трансформационных процессов: монография. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010 - 335 с.
2. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций: учеб.-метод. пособие. -М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012. - 224 с.
3. Гуреева М.А. Экономическая безопасность России в период либеральных рыночных реформ. // Экономические системы. 2012. - №4. - С.35-41.
© Гуреева М.А., 2016
УДК 2964
Дидус Дарья Витальевна
Студент, 3 курса
ВлГУ им. А.Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, РФ Хваталова Юлия Сергеевна
Студент, 3 курса
ВлГУ им. А.Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, РФ Щепина Наталья Павловна
Студент, 3 курса
ВлГУ им. А.Г. и Н. Г. Столетовых, г. Владимир, РФ E-mail: p.ermolina2015@yandex.ru
АКТУАЛЬНОСТЬ РАСЧЕТА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В условиях современной рыночной экономики регионов всё большее значение начинает играть