Научная статья на тему 'Экрномическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность'

Экрномическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5756
863
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыскова Н.А.

В статье рассматриваются различные точки зрения дефиниций «экономическая безопасность», представлены различные уровни экономической безопасности, дано авторское определение понятия «экономическая безопасность муниципального образования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экрномическая безопасность муниципального образования: понятие и сущность»

4) провести вариантные расчеты при изменении значений показателей информационного массива для формирования балансовой модели обеспечения материальными ресурсами;

5) подготовить данные для принятия управленческих решений;

6) создать основу для автоматизации процесса принятия решений по управлению процессом обеспечения материальными ресурсами;

7) сконцентрировать управленческие усилия на недопущении дисбалансов в обеспечении материальными ресурсами;

8) сформировать стратегические планы обеспечения материальными ресурсами.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что управление обеспечением материальными ресурсами опирается на организационно-экономические методы управления. Список использованной литературы:

1. Щенятская М.А., Наумов А.Е. Совершенствование методологии сравнительной оценки эффективности альтернативных инвестиционных проектов в жилищном строительстве // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015.№ 6. С. 264-268.

2. Авилова И.П., Жариков И.С. Методика оценки экономической эффективности реконструкции действующего производственного предприятия, расположенного в черте города, посредством его перепрофилирования в здание коммерческого назначения// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015.№ 3. С. 138-141.

3. Абакумов Р.Г. Методология системного исследования управления воспроизводством основных средств // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015.№ 4. С. 120-123.

© Линкова А.П., Абакумов Р.Г.,2016

УДК 338

Н.А. Лыскова

К.э.н.

ВИЭПП

г. Волжский, Волгоградская область Российская Федерация

ЭКРНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И

СУЩНОСТЬ

Аннотация

В статье рассматриваются различные точки зрения дефиниций «экономическая безопасность», представлены различные уровни экономической безопасности, дано авторское определение понятия «экономическая безопасность муниципального образования»

Ключевые слова

Экономическая безопасность, муниципальное образование, экономическая безопасность муниципального

образования, местное самоуправление

Проблема обеспечения экономической безопасности муниципального образования, региона и государства в целом в настоящее время являются предметом пристального изучения и исследований многих ученых и экономистов. Уязвимость национальных экономик перед глобальными катастрофами и катаклизмами поднимает вопросы минимизации их негативных последствий для каждой страны. Неустойчивость мирового сырьевого рынка и мировой финансовой системы, сложная политическая

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

ситуация, экологические проблемы выступают главными угрозами для всех стран, придавая новую актуальность понятию «экономическая безопасность».

Важность темы исследования состоит в том, что проблемы обеспечения экономической безопасности муниципального образования (при относительно хорошей проработке данного вопроса на других уровнях экономических отношений: федеральном и региональном) практически не затрагиваются, несмотря на тот факт, что население на территории муниципального образования в своей повседневной жизни сталкивается со множеством угроз, имеющих именно локальный характер.

Экономическая безопасность муниципального образования является весьма сложной категорией, требующей изучения каждой составляющей. В современной научной литературе понятие «экономическая безопасность муниципального образования» достаточно часто выводят непосредственно из более общей категории «экономическая безопасность». И прежде, чем дать определение экономической безопасности муниципального образования, необходимо разобраться с категориями «безопасность», «экономическая безопасность», «муниципальное образование».

В России термин «безопасность» впервые был употреблен еще в 1881 г. в Положении «О мерах к охранению государственного порядка и общественного покоя». Позднее данный термин в России связывался с охраной общественной безопасности, с борьбой контрреволюцией и установлением порядка в обществе.

Современная трактовка понятия «безопасность» берет начало в XVII-XVIII веках, когда практически во всех странах появляется точка зрения, что главной целью любого государства является общее благосостояние и безопасность. Поэтому термин «безопасность» получает в это время следующее толкование: «состояние, ситуация спокойствия, появляющаяся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические, политические условия, соответствующие органы и организации, способствующие созданию данной ситуации» [9, с. 38].

В России до недавнего времени понятию «безопасность», «экономическая безопасность», методологическим проблемам экономической безопасности государства и регионов уделялось крайне мало внимания, что объяснялось закрытостью темы безопасности как монопольной сферы высшего политического руководства страны, рассматривающего это как понятие, как уже было сказано, в связи с военными проблемами страны. В Большой Советской энциклопедии раскрывается лишь понятие «безопасность международная», которое трактуется как «система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы» [7]. Этим понятие «безопасность» сводилось только к противодействию внешним опасностям и угрозам, утверждая тем самым официальную позицию того времени об отсутствии внутренних угроз для безопасности государства.

В. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [8, с. 200]. По Словарю С. Ожегова "безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-либо" [12, с. 40].

Лишь к концу 1990-х сформировались «наиболее авторитетные» дефиниций экономической безопасности, на которые ссылаются авторы, ограничивающие свои цели разработкой прикладных вопросов экономической безопасности. Однако и между этими дефинициями сохраняются расхождения и разногласия, так как экономическая безопасность представляет собой сложную и многоплановую конструкцию, систему которой можно рассматривать в различных аспектах. В результате этого до сих пор не выработан единый подход к ее пониманию.

Например, Т.Д. Ромащенко отмечает, что «экономическая безопасность - многоярусная система, концептуализируемая с различных позиций:

- как потребность всех экономических субъектов, определяемая в то же время степенью удовлетворения других социально-экономических потребностей;

- как свойство экономической системы, пронизывающее все производственные отношения и детерминированное родовым признаком, «матрицей безопасности;

- как состояние экономики, характеризуемое оптимальным соотношением продуктивности, эффективности, гибкости, адаптогенности;

- как функция по обеспечению необходимого и достаточного уровня безопасности» [16, с. 103].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

Л.И. Абалкин выделяет составные элементы системы экономической безопасности, исходя из ее понимания как совокупности условий и факторов, обеспечивающих независимость и устойчивость экономики. По мнению Л.И. Абалкина, «экономическая безопасность включает в себя следующие элементы:

- экономическую независимость, которая сейчас не носит абсолютный характер.

- стабильность и устойчивость экономики, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию;

- способность к саморазвитию и прогрессу: создание благоприятных условий для инвестиций и инноваций, повышение образовательного, культурного и профессионального уровня работников» [5, с. 10].

Различные определения понятия «экономическая безопасность» представлены в таблице 1.1 [14, с. 11; 10, с. 22; 15, с. 5; 13, с. 24; 6, с. 39].

Таблица 1.1

Определения понятия «экономическая безопасность»

Содержание понятия «экономическая безопасность» Автор

«состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность выравнивать и проводить в жизнь независимою экономическую политику» Л.И.Абалкин

«составная часть обшей системы безопасности страны, основанная на педантичности, эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами (сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики, направленной на удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях» М. Арсентьев

«такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает в долгосрочной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом» А.И.Илларионов

«это состояние защищенности жизненно важных интересов людей, организаций общества и государства от внутренних и внешних угроз и опасностей» Б.А. Райзберг

«это состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранению социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного при повышении благосостояния его населения» В.К.Сенчагов

«это совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь» Л.Н.Терехов

«такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства» В.С. Паньков

«такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов» Е.А. Олейников

«достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны, баланс и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз» С.В. Блохин

«равновесное состояние, которое характеризуется поддержанием со стороны государственных управленческих и властных структур, общественных организаций и Н.С. Гуськов, В.Е. Зенякин,

конкретных граждан регулирующими, организационными и иными мерами, способами экономической, финансовой, социальной, инвестиционной, правовой, информационной направленности на обоснованно приемлемых, рациональных размерах и уровнях эффективности ресурсного потребления, конкурентоспособность экономики и ее наукоемких отраслей, целостность экономического пространства, предотвращение вероятности возникновения социальных конфликтов»_

В.В. Крюков

Экономическая безопасность может быть достигнута лишь в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной, экономической, экологической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Уровни экономической безопасности можно определить следующими факторами:

1. Геополитическим и экономико - географическим положением государства и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, доступом к зарубежным и отечественным ресурсам.

2. Экономическая и военно - политическая мощь страны и ее конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития.

3. Ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики, от которой зависит уровень национальной безопасности.

4. Приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей и предприятий, обеспечивающих конкурентное преимущество национальной экономики перед другими государствами.

5. Параметры отраслевой и региональной структуры ВВП, стратегической значимости отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения национальной безопасности.

6. Наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.

Одним из первых важных документов, раскрывающих содержание и характер проблем национальной безопасности государства, был Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации». Экономическая безопасность, по определению Указа Президента РФ, «это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны». Стратегия экономического безопасности - составная часть национальной безопасности страны в целом, и без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане [3].

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", где экономическая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности [4]. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Экономическая безопасность - фундамент и материальная основа национальной безопасности в целом. Можно выделить несколько составляющих экономической безопасности по типу федеративного устройства государства:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

- обеспечение экономической безопасности государства;

- обеспечение экономической безопасности регионов России как федеративного государства;

- обеспечение экономической безопасности муниципальных образований РФ;

- обеспечение экономической безопасности общественных организаций, предпринимательских структур;

- обеспечение экономической безопасности отдельных категорий граждан.

Экономическая безопасность муниципального образования является одной из составляющих экономической безопасности государства.

«Потребность в муниципальной экономической безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. Высшей целью обеспечения безопасности становится человек, его физическое и духовное становление, проживание в благоприятной и безопасной среде. Безопасность выступает в качестве главного условия жизни людей, проявляющаяся в социальной справедливости, экономической эффективности, социально-экономической стабильности и защищенности» [17].

Гарантом безопасности является государство, способное обеспечить защищенность и территории, и проживающего на ней населения. Но невозможно обеспечить безопасность на отдельной территории муниципального образования в отрыве от региона, страны и мирового сообщества.

Надежная, эффективная система обеспечения муниципальной экономической безопасности может служить гарантом стабильного и устойчивого социально-экономического развития отдельного региона и государства в целом. В свою очередь, государственная идеология в области обеспечения муниципальной экономической безопасности должна разрабатываться и реализовываться в рамках проводимой экономической политики. Основными приоритетами государственной политики в обеспечении муниципальной безопасности должны быть достижение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической стабильности общества, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех субъектов хозяйствования и управления. Государство должно быть способным взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы, критерии или условия государственного вмешательства в экономику и вопросы компетенции муниципального образования, в частности границы государственного и муниципального секторов, а также обеспечить развитие эффективных методов государственного регулирования и контроля.

В данной статье, под муниципальным образованием понимается «сложная территориальная социально-экономическая структура, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, к которым относятся общая территория, население, проживающее на этой территории, хозяйствующие субъекты (предприятия и организации разных форм собственности), работающие на этой территории, местные органы власти, которые обеспечивают функционирование и развитие конкретного муниципального образования с помощью различных видов ресурсов (материальных, природных, человеческих, финансовых, информационных и др.) и условий (экономических, политических, климатических, правовых, культурных, экологических)» [11, с. 20].

Муниципальные образования как «сложные социально-экономические системы должны одновременно обладать устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на устойчивое социально-экономическое развитие. Управление развитием направлено на повышение этого уровня исходя из генеральной цели муниципальной деятельности - повышение качества жизни населения» [18, с. 419]. Под качеством жизни следует понимать: охрану здоровья населения, защиту социально уязвимых групп населения, благоустройство и озеленение территории, обеспечение общественного порядка и пожарной безопасности, образование, культуру и искусство, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетику и транспортное обслуживание, связь, торговлю и бытовое обслуживание, экологическую ситуация и природоохранную деятельность.

Рассматривая вопрос о взаимосвязи местного самоуправления и системы государственного управления, некоторые ученые подчеркивают, что «власть органов местного самоуправления производна от

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

государственной власти и в этом смысле является ее продолжением. Очевидно и то, что как публичная власть местное самоуправление учреждено для решения тех дел, которыми ранее занимались государственные органы, но это не означает, что эти дела перестали считаться государственными: они по-прежнему находятся в сфере интересов и политики государства» [19, с. 15].

Местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации (ст. 12) самостоятельная под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» [1]. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Этой формулировкой даны важнейшие характеристики статуса местного самоуправления в государстве федеративного типа, а также экономические и финансово -бюджетные основы осуществления функций местного самоуправления.

В современных условиях местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие муниципальных образований, производственной и непроизводственной сфер, координировать экономическое и социальное развитие подведомственной им территории.

В соответствии с федеральным законом № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» [2] реализовывать вышеназванные функции призваны органы местного самоуправления соответствующей территории, а для этого им необходима прочная материальная и финансовая база. Федеральным законом № 131-ФЗ установлены виды материальных ресурсов и финансовые средства, составляющие экономическую основу местного самоуправления - находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Таким образом, изучив различные точки зрения дефиниций «экономическая безопасность», дав определение понятию «муниципальное образование», необходимо сформулировать понятие «экономическая безопасность муниципального образования».

Экономическая безопасность муниципального образования - состояние экономической системы муниципального образования, при котором сведены к минимуму внешние и внутренние угрозы, которое благоприятствует эффективному динамическому росту муниципальной экономики и ее способности удовлетворять растущие потребности населения, проживающего на данной территории, обеспечивает конкурентоспособность муниципального образования на внешних рынках, а также стабильность, устойчивость и способность к обновлению и развитию.

Система безопасности муниципального уровня призвана обеспечить защиту интересов всех компонентов (социума, рынка, экономики, власти) муниципального образования. Без обеспечения экономической безопасности муниципального образования практически невозможно решить ни одну из проблем, стоящих перед органами местного самоуправления, перед органами власти субъектов РФ.

Список использованной литературы:

1. Конституция российской Федерации гл 8, ст. 130. Режим доступа - http://constitution.garant.ru/rf/chapter/8/

2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". - Режим доступа-//www .consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571

3. Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации».

4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483) Система Гарант. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/195521.

5. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: Угрозы и их отражение / Л. Абалкин // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 4-13.

6. Блохин С.В. Общая теория национальной безопасности: учебник, под об. ред. Прохожева А.А., М.,РАГС, 2002.

7. Большая Советская энциклопедия. Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-33897.htm

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 12 т. Т.1. Аба - Вар. М.: Мир книги, 2003. С. 200.

9. Емельянов Г.В. Проблемы обеспечения информационной безопасности субъектов Российской Федерации// Информационное общество - 2011. - №1. - С. 35-47.

10. Криворотов А.В. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. пос. для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» [Текст] / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 351 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Лыскова Н.А. Условия функционирования и особенности социально-экономического развития муниципальных образований. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Волгоградский государственный университет. Волгоград, 2011, 211 с.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1981. С. 40.

13. Олейников Е.А. Экономическая и национальная безопасность: учебник. - М.: Экзамен, 2005. - 767 с.

14. Орлова А.В. Эволюция понятия «экономическая безопасность»// Экономические науки - 2012. - №19 (138) Выпуск 24/1. - С 9-12.

15. Паньков В. С. Международная и национальная экономическая безопасность: сущность, факторы, угрозы и вызовы для мира и России // Международная экономика . - 2010. - № 11. - С. 5-11.

16. Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: Теория, методология, формирование в России: монография / Т.Д. Ромащенко. - Воронеж, Изд-во Воронеж. гос. ун-та., 2003. - 216 с.

17. Силина Т.Л. Сущность проблемы обеспечения муниципальной экономической безопасности// Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-5. - С. 1077-1081.

18. Система муниципального управления./ Под ред.В.Б. Зотова. - М., 2006. — С. 419.

19.Уваров А. А. Местное самоуправление в России.- М.: Норма, 2005. — С. 15.

© Лыскова Н А., 2016

УДК 339.5

О.А. Майорова

Студентка 1 курса магистратуры факультета экономики и управления

Нанкинский технологический университет Научный руководитель Ли Лингчжи к.э.н., доцент кафедры «Международная торговля» Нанкинский технологический университет

г. Нанкин, КНР

АНАЛИЗ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ЭКСПОРТА

МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ)

Аннотация

В данной статье дана оценка экспортной деятельности России, освещается проблема сырьевой ориентации российского экспорта и ее негативного влияния на экономику страны, произведен анализ влияния современной политической ситуации и экономических санкций на состояние экспорта России, а также рассмотрены основные направления оптимизации экспортной деятельности России путем рационального использования уже имеющихся сравнительных преимуществ, диверсификации товарной структуры национального экспорта, а также углубления международного торгово-экономического сотрудничества во всех направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.