Научная статья на тему 'Экономическая безопасность как потребность конкурирующих предприятий в ЖКХ'

Экономическая безопасность как потребность конкурирующих предприятий в ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1111
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ / ECONOMIC SAFETY / NEED OF ECONOMIC SAFETY / THE ECONOMIC-SAFETY SYSTEM OF HCS ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов И. А.

Основополагающей целью данной статьи является изучение особенностей экономической безопасности как насущной потребности участников современного жилищнокоммунального рынка. Также исследуется современная структура системы экономической безопасности предприятий ЖКХ. Исследование сфер формирования потребностей в экономической безопасности субъектов ЖКХ позволяет выявить причины противодействий реформенному процессу в ЖКХ, а также источник конфликтов в экономических взаимоотношениях между субъектами ЖКХ. Предложенная организационная структура системы экономической безопасности предприятий ЖКХ позволяет улучшить данным предприятиям логическую схему построения системы экономической безопасности с ее адаптацией к внутренней и внешней конкурентной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SAFETY AS NEED OF COMPETITIVE ENTERPRISES OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES (HCS)

The fundamental purpose of this paper is to study features of the economic safety, considering it as a vital necessity of participants of the current housing and communal market and examine the current structure of the economic-safety system of HCS enterprises. Investigation of spheres of need formation within the economic safety of HCS parties allows to reveal the causes of counteractions to the process of HCS reform, as well as a source of conflicts in economic interactions among HCS parties. The proposed organizational structure of the economic-safety system of HCS enterprises does it possible to improve the logical economic-safety system building scheme of these enterprises and adapt it to internal and external competitive environments.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность как потребность конкурирующих предприятий в ЖКХ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПОТРЕБНОСТЬ КОНКУРИРУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЖКХ

И. А. КУЗНЕЦОВ

Основополагающей целью данной статьи является изучение особенностей экономической безопасности как насущной потребности участников современного жилищнокоммунального рынка. Также исследуется современная структура системы экономической безопасности предприятий ЖКХ.

Исследование сфер формирования потребностей в экономической безопасности субъектов ЖКХ позволяет выявить причины противодействий реформенному процессу в ЖКХ, а также источник конфликтов в экономических взаимоотношениях между субъектами ЖКХ.

Предложенная организационная структура системы экономической безопасности предприятий ЖКХ позволяет улучшить данным предприятиям логическую схему построения системы экономической безопасности с ее адаптацией к внутренней и внешней конкурентной среде.

Ключевые слова: экономическая безопасность, потребность в экономической безопасности, система экономической безопасности предприятий ЖКХ.

В современных условиях развития конкурентноспособности предприятий и фирм потребность в экономической безопасности обусловлена меняющимися условиями функционирования экономических субъектов ЖКХ, которые постоянно предъявляют новые требования к количественным и качественным параметрам конкурентной среды на данном рынке.

Эволюция социально-экономических отношений на жилищно-коммунальном рынке видоизменила как саму экономическую безопасность, так и те функции и методы, которые позволяют ее обеспечивать как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.

Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов в ЖКХ является важной основой рационального поведения данных субъектов в условиях рыночной конкуренции, а также непременным условием удовлетворения экономических потребностей всех членов общества, что и определяет актуальность данного направления исследований.

Теоретико-методологические аспекты экономической безопасности исследованы в научных работах таких российских ученых, как: Л. Абалкин, С. Глазьев, С. Загашвили, А. Илларионова, А. Куклин, В. Медведев, Е. Олейников, И. Петренко, Т. Ромащенко, В. Сенчагов, А. Скопин, А. Татаркин, В. Яковлев.

С позиции степени разработанности проблемы хочется отметить, что над вопросами управле-

ния и организационно-экономическим развитием предприятий ЖКХ работали такие отечественные экономисты, как А. Безлюдов, П. Бирюков, Е. Егоров, Д. Жуков, В. Зотов, А. Козлюк, В. Поляков, А. Ряховская, Ф. Таги-Заде и другие.

Теоретико-методологические основы вопросов взаимосвязи потребностей и интересов заложены в классических трудах таких экономистов, как Л. Абалкин, С. Булгакова, Г. Булгаков, А. Здравомыслов, В. Каманкин, И. Саяпин, А. Сергеева, В. Юрьев.

В условиях становления рыночных отношений отдельные стороны проблемы реформирования ЖКХ исследуют Е. Гутник, А. Дронов, Е. Крылов, Л. Чернышов и др.

Предметом изучения выступает экономическая безопасность как потребность, формирующаяся вследствие трансформации сущностных характеристик взаимоотношений в ЖКХ.

Объектом исследования определяется сфера жилищно-коммунального хозяйства.

В условиях рыночных отношений при обостряющейся конкуренции на различных типах рынка, вопросы экономической безопасности будут жизненно важными всегда. Об этом пишет Л. Абалкин: «Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха» [1].

Обеспечение экономической безопасности на сегодняшний момент - это компетенция не только государства, а также и предприятий, фирм, организаций, и отдельного конкретного человека. Для каждого экономического субъекта, действующего рационально, экономическая безопасность выступает как потребность, реализация которой не противоречит нормам морали и нравственности, действующему законодательству, и не являющаяся помехой для деятельности иных экономических субъектов.

В жизненном цикле человека, организации, предприятия, государства потребности играют огромную роль. В основе своей они выступают как непременное условие экономических взаимосвязей во внутренних и внешних условиях функционирования. Оценивая роль потребностей в жизни людей, К. Маркс совершенно справедливо отметил: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности» [3].

Как известно, А. Маслоу, рассматривая иерархичность потребностей в плане насущности их удовлетворения, вслед за физиологическими потребностями определил потребность субъекта в безопасности.

Экономическая безопасность является разновидностью безопасности вообще на основе понимания потребностей человека как «человека экономического» или, в другой трактовке, - субъекта экономики. Но сегодня под субъектом экономики мы понимаем не только человека экономического, а также хозяйственные объединения людей: организации, фирмы, предприятия и т. п., в зависимости от «микро» или «макро» уровня исследования.

Таким образом, суть экономической безопасности во многом универсальна, так как стремление к индивидуальной или коллективной экономической защите является одним из базовых потребностей любого субъекта экономики, который не только стремится обезопасить себя от возможных рисков, но и по возможности максимизировать свою экономическую безопасность в данный конкретный период времени.

Создание новой системы экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает концептуальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия, а также возрастание потребности в экономической безопасности.

Развитие жилищно-коммунального рынка и обострение на нем конкурентных отношений, с нашей точки зрения, предопределяет четыре сферы (источника) формирования потребностей в экономической безопасности:

- Первая сфера - это сфера экономических взаимоотношений между потребителями жилищно-коммунальных услуг за более выгодные условия и качество поставки.

- Вторая сфера - это сфера экономических взаимоотношений конкурентной среды уже между самими поставщиками жилищно-коммунальных услуг и управляющими компаниями (УК) по жилому и нежилому фонду строений и помещений.

- Третья сфера - это сфера экономических взаимоотношений между поставщиками (предприятиями ТЭК и ЖКХ) жилищно-коммунальных услуг и потребителями (как физическими, так и юридическими лицами).

- Четвертая сфера - это сфера экономических взаимоотношений между потребителями жилищно-коммунальных услуг, предприятиями ТЭК и ЖКХ отрасли и государством.

Сферы (источник) формирования потребностей в экономической безопасности субъектов ЖКХ представлены на рисунке 1.

Стратегически, по мнению Ю. В. Котлярова, основная задача рыночных реформ в ЖКХ - уход от административной экономики [2].

С одной стороны, развитие реальных конкурентных отношений - одна из ключевых задач реформы жилищно-коммунального комплекса, решение которой позволит повысить качество предоставляемых услуг, снизить непроизводительные издержки, повысить привлекательность комплекса для частного бизнеса.

С другой стороны, дифференциация услуг множественными частными поставщиками ведет к порождению и обострению борьбы между ними в этих сферах.

К примеру (по сфере 1), установка теплового счетчика в многоквартирном доме при естественной (рыночной) дифференциации в уровне жизни приводит к тому, что низкодоходные семьи и психолого-экономические иждивенцы возражают против его установки, так как это ведет к дополнительным затратам, т. е. уменьшению бюджета семьи и угрозе их экономической безопасности в настоящем. В свою очередь, семьи со средним и высоким уровнем дохода (допустим, имеющие большее количество м2 площади жилья и выше его качество) считают, что отсутствие теплового счетчика ведет к прямым экономическим потерям (за счет отсутствия учета и возможности экономии), а также к угрозе их экономической безопасности в настоящем, и в будущем. Данное противостояние есть борьба противоположностей в экономической безопасности потребителей.

Что касается сферы 2, то хотелось бы отметить, что в современных условиях после принятия Жилищного кодекса и ряда нормативно-правовых постановлений Правительством РФ стал широко развиваться частный сектор на данном рынке, что привело, в свою очередь, к обострению конкурентной борьбы и, как следствие, к возрастанию потребности в экономической безопасности.

В предыдущие годы в России управление жилищным фондом осуществлялось монопольно государственными, ведомственными и муниципальными организациями. Изменившиеся политические и организационно-экономические условия приводят к образованию частных компаний, управляющих как новым, так и частично амортизированным жилым и нежилым фондом.

Из-за разных возможностей создания конкурентной среды и подходов к демонополизации при изучении экономических отношений между субъектами отрасли ЖКХ следует четко различать специфику функционирования управляющих организаций, подрядчиков-поставщиков коммунальных услуг и подрядчиков, выполняющих работы по обслуживанию жилищного фонда и благоустройству придомовых территорий. Между ними сегодня разворачивается жесткая конкуренция, доходящая до моментов откровенного «рейдерства».

В силу того, что на жилищно-коммунальном рынке конкурентные отношения имели «поздний»

характер (большое число государственных, ведомственных и муниципальных предприятий), то предприятия ЖКХ не имели своей системы экономической безопасности.

С нашей точки зрения, организационная структура системы экономической безопасности предприятий ЖКХ - это совокупность подразделений и специалистов, использующих специальные методы и средства по обеспечению защиты потребностей и интересов предприятия, а также их клиентов от внутренних и внешних угроз экономической безопасности, и должна выглядеть следующим образом (рис. 2).

Касаемо сферы 3, с нашей точки зрения, в процессе реформ на жилищно-коммунальном рынке не был выстроены свои «институты экономической безопасности».

Действующий сегодня Жилищный кодекс не в полной мере регулирует экономические отношения между поставщиками и потребителями продуктов ТЭК и ЖКХ, что усугубляет аспекты экономической безопасности данных субъектов.

Сегодня приходит осознание того, что создание «институтов экономической безопасности» на жилищно-коммунальном рынке, при участии всех заинтересованных сторон: федеральных, региональных, муниципальных органов власти, общественности как потребителей, предприятий ТЭК и ЖКХ, общественно-политических организаций, стало насущной необходимостью.

г 'Ч

Мониторинг Г \ Мониторинг

параметров внут- параметров внешней

ренней среды среды

V А. Ч. А

Г ~\ Разработка и осуществление целей, задач, планов, мер, мероприятий по защите потребностей и интересов предприятия и его клиентов

1 г

< Формирование, обеспечение и развитие те средств обеспечения эко! хнических и информационных структур и юмической безопасности \

с N

Управление

рисками

к.

Рис. 2. Организационная структура системы экономической безопасности предприятий ЖКХ

Многие специалисты сферы ЖКХ и ученые сходятся во мнение, что таким институтами могут стать саморегулируемые организации (СРО). Данные организации на сегодняшний день объединяют: управляющие компании (УК), товарищества собственников жилья (ТСЖ). Однако, на наш взгляд, в ближайшем будущем данные организации не будут иметь достаточного влияния на данном рынке, так как прямо не вовлечены предприятия топливно-энергитического комплекса ТЭК, исполнительная и законодательная власть местного и регионального уровня, общественно-политические силы.

Мы считаем, что действенным общественным коммунальным институтом по обеспечению эко-

номической безопасности будет выступать Муниципальная жилищно-коммунальная корпорация (МЖКК). Данная корпорация должна включать в свой состав представителей всех заинтересованных участников рынка ЖКХ муниципального уровня. Ведь с рынком ЖКХ непосредственно связаны такие важные функции местного управления и самоуправления, как:

- планирование территории;

- зонирование;

- оценка жилищного фонда;

- правовое оформление движения жилищного фонда (дарение, наследование, купля-продажа);

- обеспечение коммунальными услугами;

- защита от преступной деятельности;

- стихийных бедствий (пожарная служба, страхование домовладений) и др.

Опыт современного состояния экономики показывает, что без государственного присутствия (сфера 4), в частности в системе экономической безопасности, невозможно обойтись. Экономическая безопасность субъекта экономических отношений выступает его основополагающей потребностью, если мы рассматриваем национальный уровень, то на этом уровне экономическая безопасность выступает интегрированной потребностью всех включенных в него субъектов более низкого порядка.

Особенно это актуально в свете политики частного - государственного партнерства, когда государство осуществляет свое присутствие в том или ином бизнесе своим капиталом. А значит, имеет право и силу на обеспечение экономической безопасности субъектов данного рынка.

Проведенный анализ экономической безопасности как потребности субъектов жилищнокоммунального рынка в России показал, что необходимы:

- изменения социально-экономической среды и институциональных параметров муниципального образования, в которых происходит жилищно-коммунальная деятельность;

- создание общественных институтов по обеспечению экономической безопасности субъектов жилищно-коммунального рынка;

- реструктуризация жилищно-коммунальных предприятий;

- изменение осуществляемых проектов, программ, состава их участников;

- изменение системы и структуры муниципального управления;

- изменение требований к трудовому и кадровому потенциалу;

- изменения законодательной и нормативно-правовой среды деятельности жилищнокоммунальных предприятий;

- создание институциональных субъектов жилищного рынка;

- создание союзов собственников-домовла-дельцев и управляющих жилищных организаций;

- переход от объективного субсидирования жилищной сферы к субъективному;

- создание конкурентной среды в секторе жилищных услуг;

- системы адресной поддержки малоимущих слоев населения;

- передача экономических прав от органов власти к жилищно-коммунальным предприятиям.

Проблема экономической безопасности как потребности на жилищно-коммунальном рынке имеет сложный характер, определяется множеством факторов как внутренней среды субъекта экономической безопасности, так и внешних обстоятельств, а также возможностями самого субъекта к анализу состояния своей экономической безопасности.

Литература

1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.

2. Котляров Ю.В. Реформирование ЖКХ: практика и проблемы региона // Жилищное и коммунальное хозяйство. М., 2000. № 4. С. 6-14.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 245.

* * *

ECONOMIC SAFETY AS NEED OF COMPETITIVE ENTERPRISES OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES (HCS)

I. A. Kuznetsov

The fundamental purpose of this paper is to study features of the economic safety, considering it as a vital necessity of participants of the current housing and communal market and examine the current structure of the economic-safety system of HCS enterprises.

Investigation of spheres of need formation within the economic safety of HCS parties allows to reveal the causes of counteractions to the process of HCS reform, as well as a source of conflicts in economic interactions among HCS parties.

The proposed organizational structure of the economic-safety system of HCS enterprises does it possible to improve the logical economic-safety system building scheme of these enterprises and adapt it to internal and external competitive environments.

Key words: economic safety, need of economic safety, the economic-safety system of HCS enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.