Научная статья на тему 'Подходы к определению понятия «Экономическая безопас& ность территории»'

Подходы к определению понятия «Экономическая безопас& ность территории» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мингалева Жанна Аркадьевна, Наумов Алексей Васильевич

Анализируется широкий спектр научных подходов к определению понятия «экономическая безопасность» применительно к территориальным образованиям различного иерархического уровня. Дается авторское определение понятий «национальная экономическая безопасность» и «экономическая безопасность муниципального образования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of a wide range of scientific approaches to the definition of «economic security» of territorial subjects of different hierarchical level. The author gives definitions of «national economic security» and «economic security of the municipality».

Текст научной работы на тему «Подходы к определению понятия «Экономическая безопас& ность территории»»

УДК 33(075.8)

Ж.А. Мингалева, А.В. Наумов

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ»

Мировой финансовый кризис породил череду сложных и противоречивых процессов и явлений, поставивших экономику Российской Федерации на грань выживания. В первую очередь это выразилось в появлении большого числа угроз национальной экономической безопасности, многие из которых достигли своего критического уровня.

Понятие «экономическая безопасность» прочно вошло в научный оборот отечественных ученых и практиков, работающих в области управления экономикой, с начала 90-х гг. прошлого века. Интерес к данной проблематике был во многом обусловлен переходом к рыночной системе хозяйствования, в процессе которого возникли и серьезно обострились такие негативные явления, как спад производства, резкий скачок в дифференциации доходов населения, рост уровня безработицы, криминализация экономики и др. Примечательно, что категория «экономическая безопасность» впервые была введена в употребление в США в период Великой депрессии, когда Т. Рузвельт в президентском послании к нации использовал словосочетание national economic security (национальная экономическая безопасность).

Сегодня существует широкий спектр подходов к определению содержания понятия «экономическая безопасность» применительно к территориальным образованиям различного иерархического уровня. Однако до настоящего времени так и не удалось выработать единое толкование.

По мнению канадских специалистов, «экономическая безопасность - это совокупность условий, необходимых для долгосрочного устойчивого повышения производительности труда и капитала в целях достижения справедливости, безопасности и динамичности развития деловой среды, инновационной активности, при-

тока внешних и внутренних инвестиций, а также обеспечения постоянно растущего уровня жизни граждан страны» [1]. B. Busan считает, что экономическая безопасность характеризует такое состояние экономики, когда экономическое благополучие общественных отношений и стабильность внутреннего рынка страны хотя и зависят от действия внешних угроз, но негативное влияние последних нейтрализуется имеющимися резервами, позволяющими сохранить стабильность [2, с. 432-433]. С точки зрения С. Murdoch, угроза экономической безопасности государства возникает в том случае, когда происходят негативные изменения в объеме и распределении доходов и богатства, уровне занятости, инфляции, доступе на рынок, снабжении сырьем, экономическом суверенитете, т. е. в возможности контролировать широкий круг инструментов политики и ресурсов [3, с. 68]. Обобщая взгляды большинства зарубежных специалистов на содержание понятия «экономическая безопасность», следует отметить, что, по их мнению, основной характеристикой национальной экономической безопасности является экономическая независимость.

Анализ определений экономической безопасности, используемых в отечественной науке, позволяет, по мнению С.А. Афонцева, классифицировать их по четырем основным критериям [4, с. 48]:

1) интересы (общественные, государственные, личностные и т. д.);

2) устойчивость (социально-экономических систем и т. д.);

3) независимость (экономики от внешних рынков и т. д.);

4) различные комбинации указанных подходов.

Первый подход пользуется наибольшей популярностью. По мнению В.К. Сенчагова, «эко-

Экономическая безопасность -►

номическая безопасность - это состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал, даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов» [5, с. 99]. Однако такая трактовка вызывает ряд вопросов. Например, согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. национальные интересы представляют «совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства» [6]. Из данной формулировки следует, что национальные интересы отражают в первую очередь потребность государства в защищенности и устойчивом развитии, при этом конкретные нужды общества и личности остаются в тени. Подобное толкование целесообразно в сложной экономической и социальной ситуации, но необходимо помнить, что именно разногласия в интересах общества и государства ведут к политической, социальной и экономической нестабильности.

Определение экономической безопасности через «устойчивость» акцентирует внимание на поддержании определенных характеристик функционирования экономики перед лицом негативных факторов. Так, С.Ю. Глазьев трактует понятие «экономическая безопасность» как «состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому существованию государства» [7, с. 4].

Третий подход к определению экономической безопасности (через «независимость») во многом схож с четвертым, в чистом виде практически не используется, а входит в состав определений, использующих понятия «интересы» и «устойчивость». Согласно данному подходу Л.И. Абалкин определяет экономическую безопасность как «совокупность условий и факто-

ров, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному совершенствованию и обновлению» [8, с. 4]. При этом указывается, что в условиях глобализации независимость означает не обособленность существования национальной экономики, а возможность достижения таких уровней развития производства, эффективности и качества продукции, которые обеспечивают ее конкурентоспособность на мировой арене.

Очевидно, что некоторые определения не могут быть включены в классификацию С.А. Афонцева. Так, В.Л. Тамбовцев предлагает понимать под экономической безопасностью той или иной системы «совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» [9, с. 45]. Однако, отдавая приоритет производственному аспекту проблемы, в этом случае из виду упускаются финансовые, социальные, экологические и другие факторы.

Анализ представленных определений позволяет дать следующее обобщенное толкование категории «национальная экономическая безопасность»: это долгосрочное состояние устойчивости национальной экономики к проявлению внешних и внутренних угроз социально-экономическому развитию, которое обеспечивает возможность защиты, согласования, удовлетворения и расширения интересов индивидов, хозяйствующих субъектов, государства, общества.

К сожалению, в отечественной литературе, посвященной экономической безопасности, практически отсутствуют работы, исследующие экономическую безопасность на региональном и муниципальном уровнях. Исключение составляют исследования, проводимые уже два десятилетия группой ученых Института экономики УрО РАН под руководством А.И. Татаркина и А.А. Куклина. Именно этим научным коллективом дано наиболее обобщенное и комплексное определение экономической безопасности региона как совокупности условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступатель-

ность ее развития, степень ее независимости и интеграции с экономикой Российской Федерации и позволяющих:

- проводить собственную экономическую политику, а также «безобвально» реагировать на резкие геополитические изменения в федерации;

- оказывать на договорной основе помощь сопредельным субъектам федерации, где существующая несбалансированная экономическая ситуация может негативно отразиться на экономических интересах территории;

- осуществлять (или, по крайней мере, начать осуществление) крупные экономические мероприятия (не ожидая помощи от федеральных органов власти) по неотложным социально-взрывным ситуациям, связанным с локальными экономическими бедствиями или экономическими просчетами;

- поддерживать соответствие действующих на территории региона экономических нормативов принятым в мировой практике (директивно утвержденным), с целью сохранения (или восстановления) достойного уровня жизни населения [10, с. 77-78].

Переходя к следующему иерархическому уровню - муниципальным образованиям, отметим, что именно стабильность функционирования отдельных муниципальных образований определяет экономическую безопасность отдельных регионов, от которой, в свою очередь, зависит национальная экономическая безопасность. Поэтому для комплексного исследования вопроса сущности экономической безопасности недостаточно анализировать экономическую безопасность региона. Более того, невнимание к региональному и особенно муниципальному аспектам проблемы экономической безопасности является существенным пробелом в современном механизме управления, так как сегодня в России учет вопросов экономической безопасности только на уровне государства не дает полной картины ее состояния и тенденций изменения, а главное - повышения уровня защищенности общества и бизнеса [11, с. 49].

Исследования в области экономической безопасности муниципального образования немногочисленны и недостаточно глубоки. Так, Д.С. Цыбин определяет экономическую безо-

пасность муниципального образования как «совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих экономическому росту муниципальной экономики и ее способности удовлетворять потребности населения, обеспечивающих конкурентоспособность муниципального образования на внешних рынках, гарантирующих защиту его экономической сферы от различных угроз и потерь» [12, с. 14]. По мнению А.И. Татаркина и А.А. Куклина, экономическая безопасность территории муниципального уровня - «это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики и предприятий, от которых зависит уровень жизни населения на данной территории» [10, с. 78].

Анализ существующих дефиниций экономической безопасности муниципального образования показывает, что во многих из них упускается из внимания процесс функционирования на территории муниципального образования института местного самоуправления, что является важным в законодательном выделении территории данного иерархического уровня. В юридической литературе под местным самоуправлением понимают «систему организации и деятельности граждан, обеспечивающую самостоятельное решение населением вопросов местного значения исходя из интересов всех жителей данной территории» [13, с. 33]. Аналогичное толкование содержится в соответствующем отечественном законодательстве, в том числе в Федеральном законе № 131-ФЗ от 12.05.2009 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [14].

На наш взгляд, при формулировании понятия «экономическая безопасность» на уровне муниципалитетов необходимо учитывать положения законодательства. Таким образом, можно дать следующее определение экономической безопасности муниципального образования: это состояние хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления, а также экономических и управленческих отношений между ними, при котором отсутствуют какие-либо угрозы (или эти угрозы могут быть ликвидированы без серьезных последствий, в рамках имеющихся полномочий) устойчивому развитию муници-

Экономическая безопасность -►

пальной экономики, обеспечивающему защиту социально-экономических интересов населения и основ функционирования местного самоуправления.

В заключение следует подчеркнуть, что помимо отмеченных в настоящей статье иерархических уровней экономической безопасности (экономическая безопасность государства, экономическая безопасность региона и экономиче-

ская безопасность муниципального образования) также особо выделяется уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта (фирмы). На каждом из этих уровней решаются как общие задачи, так и специфичные проблемы, присущие каждому конкретному уровню.

Работа выполнена в рамках Темплана-2010 ГОУ ВПО ПГУ по заказу Федерального агентства по образованию (тема № 1.5.10).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Backgrounder No. 6 - Economic Security [Электронный источник] // Canadian Security Intelligence Service. - Режим доступа: http://www.csis.gc.ca/nwsrm/ bckgrndrs/bckgrndr06-eng.asp (дата обращения: 30.03.2011).

2. Buzan, B. New Patterns of Global Security in the Twenty-first Century [Text] / B. Buzan. - International Affairs, 1991. - P. 432-433.

3. Murdoch, С. Economic factors as objects of security: economic security and vulnerability [Text] // K. Knorr, F. Trager. Economic issues and national security. - L., 1977. - P. 68.

4. Афонцев, С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу [Текст] / С.А. Афонцев // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 10. - С. 48.

5. Сенчагов, В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России [Текст] /

B.К. Сенчагов // Вопросы экономики. - 1995. - № 1. -

C. 99.

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Указ Президента РФ № 537 от 12.05.2009 г. / СПС «Консультант плюс».

7. Глазьев, С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный рефор-

мационный курс [Текст] / С.Ю. Глазьев // Российский экономический журнал. - 1997. - № 1.

8. Абалкин, Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение [Текст] / Л.И. Абалкин // Вопросы экономики. - 1994. - № 12.

9. Тамбовцев, В.Л. Объект экономической безопасности [Текст] / В.Л. Тамбовцев // Вопросы экономики. - 1994. - № 12.

10. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики [Текст] / А.И. Татаркин, А.А. Куклин и др. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997.

11. Козицын, А.А. Экономическая безопасность как основа комплексной оценки состояния экономики территорий [Текст] / А.А. Козицын // Известия УрГЭУ. - 2006. - № 3 (15). - С. 49.

12. Цыбин, Д.С. Концептуальные основы экономической безопасности муниципального образования [Текст] / Д.С. Цыбин // Вологдинские чтения. - 2002. -№ 26. - С. 14.

13. Фадеев, В.И. Муниципальное право России [Текст] / В.И. Фадеев. - М., 1994.

14. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : Федер. закон № 131-ФЗ от 12.05.2009 г. / СПС «Консультант-плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.