Научная статья на тему 'Система экономической безопасности предприятия в условиях глобализации экономики'

Система экономической безопасности предприятия в условиях глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7296
625
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОНЯТИЯ И ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуреева Марина Алексеевна

В статье отражены основные факторы, отрицательно влияющие на безопасность предпринимательской деятельности в России, выделены функции системы обеспечения безопасности современного предприятия с учетом развития экономики, сделаны выводы по направлениям разработки комплекса обеспечения безопасности предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система экономической безопасности предприятия в условиях глобализации экономики»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

УДК 338.23(075.8)

Гуреева Марина Алексеевна

канд. техн. наук, доцент НОУ ВПО РосНОУ, г. Москва, РФ

E-mail: vikov1956@mail.ru

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ

ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье отражены основные факторы, отрицательно влияющие на безопасность предпринимательской деятельности в России, выделены функции системы обеспечения безопасности современного предприятия с учетом развития экономики, сделаны выводы по направлениям разработки комплекса обеспечения безопасности предпринимательства.

Ключевые слова

Понятия и факторы безопасности, экономическая безопасность, комплексные меры экономической безопасности предприятия, информационная безопасность, системный подход.

В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. В качестве основных факторов, отрицательно влияющих на экономическую безопасность предприятий в России, можно выделить следующие:

1) активное участие представителей власти в процессе управления коммерческой деятельности;

2) использование криминальных структур для воздействия на конкурентов;

3) несовершенство законодательства, позволяющего в полном объеме противодействовать недобросовестной конкуренции;

4) отсутствие в стране благоприятных условий для проведения научно-технических исследований;

5) отсутствие подробной и достоверной информации о субъектах предпринимательской деятельности и об их финансовом положении;

6) отсутствие должной и устоявшейся культуры ведения дел в предпринимательской среде;

7) применение оперативных и технических методов с целью получения нужной информации о конкурентах.

Главными стратегическими рисками и угрозами национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции [1].

Недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета могут привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономической сфере могут оказать дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов, принятие дискриминационных мер и усиление недобросовестной конкуренции в отношении России, а также кризисные явления в мировой финансово-банковской системе.

Для обеспечения национальной безопасности за счет экономического роста Российская Федерация основные усилия сосредоточивает на развитии науки, технологий и образования, совершенствовании

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

национальных инвестиционных и финансовых институтов в интересах достижения необходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах.

Укреплению экономической безопасности будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.

Предприятие, существующее в условиях жесткой конкуренции рынка, а с учетом российских реалий -и при высокой степени выраженности политических, инвестиционных, валютных, технологических и прочих средовых рисков, вынуждено заботиться о создании надежной системы экономической безопасности.

Следует отметить, что сегодня не все руководители предприятий готовы в полной мере оценить необходимость создания надежной системы экономической безопасности. В ст. 1 Закона РФ «О безопасности» № 2446-1 от 05.03.1992 г. понятие «безопасность» было определено как состояние защищенности жизненно важных интересов [2]. Однако Закон № 390-ФЗ от 28.12.2010 г., принятый Государственной думой, не содержит данного понятия вообще [3].

Возникает вопрос: по какой причине государство в лице законотворческих структур обошло такой сущностный момент, как само понятийное содержание безопасности? Ведь это может означать также и попытку нивелировать ключевые точки безопасности в макроэкономическом масштабе, уйти от необходимости решать проблему обеспечения, поскольку сам предмет не обозначен.

Вместе с тем, в общественном сознании все еще прочнее стереотипы, согласно которым данная область относится многими к сфере компетенции государства и специальных органов. Именно в этом таятся корни «слабого» понимания специфики этих проблем, прежде всего, первыми руководителями предприятий и организаций, отнесение их к неосновной деятельности.

Сравнение принятых в российской академической литературе определений экономической безопасности представлено в Таблице 1.

Таблица 1

Понятие экономической безопасности

Автор, источник информации Определение экономической безопасности Ключевые структурные элементы

В.И. Ярочкин [4] Организованная совокупность специальных органов, служб, средств, методов, и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, предприятия, государства от внутренних и внешних угроз. Организованность в систему; защита от внутренних и внешних угроз.

Г.Б. Клейнер [5] Состояние данного хозяйственного субъекта, при котором жизненно важные компоненты структуры и деятельности предприятия характеризуются высокой степенью защищенности от нежелательных изменений. Состояние субъекта; защита от нежелательных изменений.

В. Забродский [6] Количественная и качественная характеристика свойств фирмы, отражающее способность «самовыживания» и развития в условиях возникновения внешней и внутренней экономической угрозы. Определяется совокупностью факторов, отражающих независимость, устойчивость, возможности роста, обеспечения экономических интересов и т.д. Характеристика свойств; выживание, стабильность, возможность достижения целей системы.

В. Шлыков [6] Состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от реальных и потенциальных источников опасности или экономических угроз. Состояние системы; защищенность интересов; реальные и потенциальные угрозы.

В.Л. Тамбовцев [7] Под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы Организованность в систему; возможность достижения целей системы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х

Продолжение таблицы

Е.А. Олейников [6] Состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем. Состояние системы; эффективное использование ресурсов; стабильность.

И.Н. Петренко [8] "...качественным состоянием основных факторов производства - рабочей силы, средств производства и капитала в денежной форме - в сочетании со способностью фирмы обеспечить их наиболее эффективное использование и адаптироваться к меняющимся условиям и границам ее экономического пространства в целях получения максимальной прибыли." Состояние системы; отсутствует указание на необходимость превалирования факторов экономической безопасности над факторами угроз.

М.А. Гуреева [9] Экономическая безопасность субъекта общественного воспроизпроизводства любого уровня (предприятия, корпорации, региона, национальной экономики, мирового хозяйства) всегда выражается в противодействии внутренним и внешним угрозам процессу воспроизводства жизнесуществования этого субъекта Состояние системы; защищенность интересов; реальные и потенциальные угрозы.

В рамках современных научных концепций под экономической безопасностью предприятия понимают такое состояние хозяйствующего субъекта, которое характеризуется организованной совокупностью концептуальных и прагматических факторов, обеспечивающих данной системе:

1) защиту от нежелательных воздействий;

2) динамичное развитие;

3) эффективность жизненно важных процессов;

4) независимость;

5) возможность достижения целей.

По видам объектов, т.е. входящих и исходящих ресурсов и основных потоков ресурсов внутри системы, а также по локализации источника угрозы и субъекта системы безопасности, экономическую безопасность можно классифицировать следующим образом:

1. Безопасность в зависимости от локализации источника угрозы и/или субъекта системы безопасности.

1.1. Внешняя (институциональная).

К внешним субъектам системы экономической безопасности относятся институты власти, правозащитные органы, органы таможенного и налогового контроля. Внешние институты обеспечивают регулирующее воздействие макроэкономического и социально-политического контекста осуществления хозяйственной деятельности, задают рамки возможных вариантов взаимодействия хозяйствующих субъектов, снимают некоторую часть потенциальных угроз. Институты исполнительной и законодательной власти ограничивают конкурентные позиции импортируемых в страну иностранных товаров за счет таможенных пошлин и систем квотирования; стимулируют отдельные виды деловой активности -обеспечивают ссудами сельхозпроизводителей, снижают налоговое бремя в отношении малого бизнеса и пр.

Наряду с регулирующим и защитным воздействием внешние субъекты могут оказывать (и оказывают) многоплановое негативное влияние, становясь, таким образом, источниками угроз экономической безопасности фирмы. Институты власти - источники политической нестабильности, непоследовательности государственной политики, что затрудняет нормальное ведение бизнеса и ставит под вопрос целесообразность инвестирования в наиболее перспективные, инновационные, проекты, по определению являющиеся венчурными.

1.2. Внутренняя (организационная). Внутренними субъектами обеспечения экономической безопасности являются специалисты специально организованной службы безопасности, специалисты других отделов, выполняющие отдельные функции по обеспечению безопасности, руководители организации (лица, принимающие решения). Фирма может привлекать помощь внешних субъектов обеспечения экономической безопасности. При внутрифирменной организации системы экономической безопасности, субъектами могут быть сотрудники отдела исследований и разработок, отдела продаж, стратегического планирования,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

маркетинга. В крупных корпорациях вопросами экономической безопасности могут заниматься сотрудники разных отделов одновременно при наличии контролирующего центра (службы безопасности).

Внутренние субъекты осуществляют контроль над рисками, мониторинг рыночных изменений, которые могут благоприятно или неблагоприятно сказаться на результатах хозяйственной деятельности предприятия, выполняют весь комплекс профилактических и реакционных мер, связанных с рисками и новыми возможностями для повышения уровня экономической безопасности.

Внутренняя безопасность предполагает, помимо прочего, отлаженную управленческую систему, эффективное взаимодействие структурных подразделений для достижения общекорпоративных целей.

2. Безопасность ресурсов

2.1. Кадровая. Включает защиту качества человеческих ресурсов (по параметрам здоровья, профессионализма и пр.) посредством комплекса мер, направленных на повышение образовательного уровня персонала, поощрение здорового образа жизни, работа по укреплению «корпоративного духа» для создания комфортных психологических условий. В связи с человеческим фактором рассматривается и безопасность, связанная с защитой от мошенничества (воровства, шпионажа в пользу конкурентов, использования собственности компании в личных целях).

В качестве профилактических мер традиционными считаются четкое формулирование должностных инструкций с очерченным кругом прав и обязанностей, периодическое объединение работников разных служб в команды для выполнения отдельных проектов, организация контроля изменений в межличностном общении сотрудников и пр.

2.2. Технико-технологическая. Связана с защитой технических и технологических ресурсов предприятия от потенциального ущерба, аварийных состояний и отказов оборудования, повреждений (преднамеренных и случайных), пожаров и прочих обстоятельств форс-мажора, а также от угрозы морального износа. Эта категория ущерба, как правило, может привести к наиболее ощутимым финансовым потерям.

2.3. Сырьевая. Подразумевает обеспечение надежных, стабильных поставок, контроль качества получаемого от поставщиков сырья. Помимо тактической работы обеспечение сырьевой безопасности предполагает также постоянный стратегический поиск возможностей удешевления сырьевой статьи расходов, поскольку она оказывает непосредственное влияние на себестоимость (и прибыль) предприятия. В данном случае большое значение приобретает инновационная деятельность, направленная, в частности, на повышении экономичности используемых энергетических ресурсов.

2.4. Товарная. Направлена на то, чтобы произведенная предприятием продукция была своевременно и эффективно реализована на рынке или должным образом сохранена (защита от потери качества, краж, мошенничества). Предполагает постоянную верификацию ассортиментной линейки и повышение качественных характеристик. В интересах обеспечения товарной безопасности фирма может предпринимать такие меры, как ведение активного лоббирования факторов, препятствующих выпуску заменяющих товаров (например, выставление исков и претензий производителю, поддержка его конкурентов и пр.). Другой распространенный вариант - наращивание производства тех позиций ассортиментной линейки, которые менее других подвержены фактору заменяемости.

3. Безопасность потоков.

3.1. Финансовая. Финансовая безопасность включает обеспечение своевременности расчетов с поставщиками и клиентами, погашение кредиторских задолженностей, планирование и контроль финансирования производственных процессов. Анализ, количественная и качественная оценка всех видов финансовых рисков, включая инвестиционный, валютный, кредитный (неполучения, непогашения займов и пр.), в зависимости от специфики сферы хозяйствования субъекта, являются неотъемлемыми условиями формирования надежной системы защиты финансовой безопасности.

3.2. Транспортная. Транспортная безопасность подразумевает не только защиту перевозимого сырья и продукции, но и безопасность всех транспортных потоков в компании, их надежность, защиту от мошенничества и повреждений.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

3.3. Информационная. Этот вид безопасности послужил основой для формирования целого направления в исследованиях западных ученых и формирования концепций управления знаниями, исследования рынков и пр. Наиболее активно в последнее время разрабатывается идея так называемой «конкурентной разведки». Конкурентная разведка, по сути, представляет собой систему обеспечения экономической безопасности и конкурентоспособности предприятия.

Меры обеспечения сохранности информации на отдельном предприятии могут быть различны по масштабам и формам и зависеть от производственных, финансовых и иных возможностей предприятия, от количества и качества охраняемых секретов. При этом выбор таких мер необходимо осуществлять, исходя их принципа разумной достаточности, придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», так как чрезмерное закрытие информации, так же, как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю доли прибыли или привести к серьезным убыткам.

Современный бизнес характеризуется условиями нарастающей конкуренции, что требует постоянного мониторинга изменений среды, проведения сопоставления позиции фирмы с позициями других участников рынка. Необходимо иметь возможность своевременно реагировать на благоприятные перемены и предупреждать угрозы. Экономическая информационная безопасность, в современном понимании, - это искусство опережать на шаг своих конкурентов.

Система обеспечения экономической информационной безопасности не синонимична «промышленному шпионажу» или слежке за сотрудниками. В отличие от шпионажа деятельность по обеспечению экономической безопасности, в первую очередь, этична и легальна.

Цель системы обеспечения экономической информационной безопасности состоит в формировании комплексного подхода, основанного на знании конкурентной среды и рыночного статуса предприятия, что необходимо в процессе принятия управленческих решений в условиях конкурентной борьбы. К задачам такой системы следует отнести оценку всех факторов, влияющих на конкурентоспособность компании.

В частности, функцией информационной системы является сравнение уровня устойчивости предприятия на рынке с конкурентными компаниями, или сравнение отдельных показателей хозяйственной деятельности с уровнями, принимаемыми в качестве ориентира. В этом смысле система обеспечения экономической безопасности не ставит своей задачей только анализ конкурентов: анализируется вся внешняя среда, включая клиентов, конкурентов, дилерские сети, технологическое и макроэкономическое информационное поле.

Разработка системы экономической безопасности не только предполагает получение наиболее полной информации о конкурентах, но и защиту от потенциальных утечек информации.

Проект обеспечения экономической безопасности предприятия представляет собой единый организационно-технический комплекс, в ходе формирования, которого разрабатывается концепция обеспечения безопасности объекта или политика безопасности. Ее основу составляет перечень обязательных мероприятий, направленных на выработку плана действий по защите объекта: определение состава службы безопасности (СБ), ее место в организационной структуре предприятия, сфера ее компетенции, права и полномочия, варианты действий в различных ситуациях во избежание конфликтов между подразделениями.

Политика экономической безопасности определяет правильный с точки зрения организации способ использования коммуникационных и вычислительных ресурсов, правила доступа на объект, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности и реагирования на них.

Объектом системы обеспечения экономической безопасности выступает стабильное состояние субъекта предпринимательской деятельности в текущем и перспективном периодах. Именно от объекта защиты во многом зависят основные характеристики системы обеспечения экономической безопасности. Поскольку объект защиты является сложным, многоаспектным, то эффективное обеспечение экономической безопасности должно основываться на комплексном подходе к управлению этим процессом. Комплексный подход предполагает учет в управлении объектом всех основных его аспектов, и все элементы управляемой системы рассматриваются только в совокупности, целостности, единстве.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Таким образом, необходимо создание комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия [10].

Комплексная система обеспечения экономической безопасности предприятия - это совокупность взаимосвязанных мероприятий организационно-правового характера, осуществляемых в целях защиты предпринимательской деятельности от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям.

Следует отметить, что эффективность политики безопасности только тогда будет находиться на должной высоте, когда ее реализация будет представлять собой результат совместной деятельности сотрудников организации, способных понять все ее аспекты, и руководителей, способных влиять на ее претворение в жизнь.

Не менее важным фактором, влияющим на действенность политики безопасности, представляется готовность персонала к выполнению ее требований, доведение до каждого его обязанностей по поддержанию режима безопасности. Соблюдение политики безопасности должно гарантироваться наличием ответственного по каждому виду проблем.

Все основные положения политики безопасности должны быть закреплены в соответствующих распорядительных документах, состав и содержание которых определяются спецификой объекта. Однако, как правило, ни одна организация не сможет обойтись без положений о коммерческой тайне, о защите информации, об администраторе безопасности сети, правил, разграничивающих доступ к информации, содержащейся в автоматизированных системах, правил допуска персонала и посетителей в помещения, где производится обработка критичной информации, порядка проведения служебного расследования по факту нарушения правил экономической безопасности.

Разработанные документы определяют функции, необходимые для организации работы службы безопасности, а также контрольно-проверочные и другие специальные функции, осуществляемые ею в процессе деятельности. Основными функциями являются:

• административно-распорядительная - подготовка решений по поддержанию режимов безопасности и конфиденциальности, определению положений, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц по вопросам безопасности, а также по осуществлению представительских функций предприятия в данной области ее деятельности;

• хозяйственно-распорядительная - определение (совместно с другими подразделениями предприятия) ресурсов, необходимых для решения задач по обеспечению безопасности предприятия, подготовка и проведение мероприятий организационно-технического и правового характера, направленных на сохранность его собственности, в том числе интеллектуальной;

• учетно-контрольная - определение критически важных направлений финансово-экономической, производственно-коммерческой и других видов деятельности, подлежащих защите, а также возможных каналов утечки информации и других угроз финансовой стабильности и устойчивости предприятия, оценка источников их возникновения; налаживание действенного контроля;

• организационно-техническая - создание организационной структуры СБ, а также других структур по отдельным направлениям работы (защита информации, экономическая безопасность);

• организация взаимодействия между отдельными структурными подразделениями предприятия, способствующими достижению целей политики безопасности;

• планово-производственная - разработка комплексных программ и отдельных планов обеспечения безопасности предприятия, подготовка и проведение соответствующих мероприятий;

• материально-техническая - направляемая на материально-техническое и технологическое обеспечение деятельности службы безопасности, оснащение ее специальной техникой;

• научно-методическая - накопление и распространение передового опыта в области обеспечения безопасности; организация обучения сотрудников других подразделений (в необходимом им объеме);

• информационно-аналитическая - сбор, накопление и обработка данных, относящихся к сфере безопасности, создание и использование необходимых для этого технических и методических средств.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Тем не менее, следует иметь в виду, что обеспечение системы безопасности надежным инструментарием, грамотная расстановка приоритетов ее деятельности, как и всякая квалифицированная работа, требует участия в ней специалистов, имеющих соответствующую профессиональную подготовку и, что не менее важно, обладающих достаточно большим практическим опытом в этой области. Систему безопасности предприятия должны создавать профессионалы, а сотрудничество с ними может быть плодотворным, только если оно долгосрочное.

Развитие экономических отношений требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии безопасности, обязательно включающей специальные программы по защите интеллектуальной собственности и экономической безопасности. Соответственно, роль подразделения, ответственного за проведение данной работы на предприятии, выполняющего функции соблюдения правил политики безопасности и плана защиты, управления средствами защиты, контроля за правильностью их эксплуатации, выявления попыток и фактов нарушений и принятия мер по их нейтрализации, также выходит на первый план. Ослабление практически любой составляющей инфраструктуры предприятия непосредственно отражается на его безопасности, поэтому процесс управления предприятием находится в тесной взаимосвязи с вопросами безопасности.

Таким образом, деятельность предприятий в современных условиях хозяйствования в России является весьма сложной. И это связано не только с общим практически кризисным состоянием российской экономики, сохраняющейся инфляцией, низким курсом рубля и прочими макроэкономическими деформациями, но и с рядом специфических факторов, усиливающих активизацию угроз безопасности предприятий. Среди этих факторов наибольшее значение имеют следующие:

1. Значительная степень монополизации рынка, частично сохранившаяся от прежней административно-командной системы, частично - вновь возникшая. Одновременно нарастает уровень конкурентной борьбы за российские рынки со стороны как отечественных, так и зарубежных производителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Установление контроля криминальных структур над рядом секторов экономики и субъектами хозяйственной деятельности.

3. Сохранение значительного давления на субъекты предпринимательской деятельности со стороны государственных органов (например, в сферах лицензирования, налогообложения).

4. Рост криминализации российского бизнеса вообще и учащающееся использование криминальными структурами сделок в целях отмывания «грязных» денег, вывоза их за рубеж и пр.

5. Наличие ряда социальных проблем - низкий уровень доходов населения, безработица, текучесть кадров, что снижает степень ответственности и увеличивает вероятность склонности работника к продаже секретов фирмы и прочим не законным действиям.

6. Несовершенство законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательства (выражающееся, например, в ориентации правовых норм на борьбу с последствиями правонарушений, а не с причинами, в несоответствии причиненного ущерба и применяемых санкций).

7. Отсутствие единства и взаимной согласованности действий различных правоохранительных органов.

8. Активизация шпионской и разрушительной деятельности со стороны спецслужб развитых стран и крупных компаний, имеющих большой опыт в данной сфере деятельности.

9. Относительная «молодость» российского бизнеса и неотработанность средств и методов обеспечения собственной экономической безопасности, отсутствие опытных специалистов.

Кроме того, предпринимательская деятельность по своей сути является весьма разносторонней. Она связана с решением организационных вопросов, правовыми и экономическими проблемами, техническими аспектами, кадровыми и т.д. Особенно усложняется управление, когда предприятие является крупным, диверсифицированным производственным предприятием, которое имеет широчайшие деловые связи и значительное количество контрагентов: поставщиков, кредиторов, заемщиков, клиентов.

Система информационной безопасности - важнейшая часть обеспечения экономической безопасности предприятия в целом.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_

Как правило, организация системы экономической безопасности связана с определенными затратами. Руководство компании должно адекватно оценивать целесообразность создания на предприятии собственной службы.

Дополнительные сложности возникают при создании такой службы в связи с необходимостью тщательного выбора сотрудников: только надежные, высокомотивированные специалисты, обладающие надлежащей квалификацией, могут привлекаться к обеспечению безопасности работы предприятия. Профессиональная служба экономической безопасности предполагает наличие таких ресурсов, как:

• квалифицированный персонал,

• компьютерные системы для работы с базами данных, поддержки принятия решений, анализа факторов угроз и расчета сценариев,

• доступ к платным источникам данных (исследованиям, аналитике и пр.),

• обучение (семинары и тренинги) персонала,

• услуги внешних специалистов.

Как показывает практика, сотрудник службы безопасности должен обладать, в первую очередь, способностью стратегически мыслить и формировать целостное представление о ситуации, а также умением анализировать факты, работать в коллективе, устанавливать связи между специалистами разных подразделений на предприятии. Требуется и умение аргументировано излагать свою точку зрения: служба безопасности занимается не только и не столько сбором экономической информации, сколько ее обработкой и выдачей рекомендаций для руководства.

К факторам успеха службы экономической безопасности можно отнести следующие:

1. Руководство должно выступать в роли субъекта, задающего направление деятельности службы.

2. Работа службы должна быть основана на тщательно продуманных и удобных для применения методиках, позволяющих оперативно обрабатывать поступающую информацию.

3. Сбор информации - процесс непрерывный и начинается с систематизации уже имеющихся в распоряжении компании данных.

4. Работа службы должна носить систематический и хорошо структурированный характер.

5. Должен быть обеспечен доступ всех сотрудников к единой базе данных.

6. Наиболее эффективный принцип практической работы - разбивка целей на подзадачи и легко выполнимые операции, что обуславливает достижение наилучших результатов в кратчайшие сроки.

7. В процессе выполнения отдельных задач службы безопасности должна следовать стратегической цели.

8. С первого дня работы службы безопасности необходимо обеспечить ее взаимодействие с отделом реализации продукции предприятия.

9. Необходимо четко определить круг прав и обязанностей сотрудников службы безопасности (составить четкие должностные инструкции).

10. Служба экономической безопасности не должна находиться во враждебной оппозиции к остальному персоналу компании (хотя одной из функций и должна быть проверка лояльности сотрудников).

В идеале, система обеспечения экономической безопасности, подающая своевременные сигналы о возможных угрозах, должна быть не реактивной, а предупреждающей. Система обеспечения экономической безопасности может позволить сконцентрировать максимум усилий на инновационных процессах и стратегическом развитии предприятия.

В любом случае каждое предприятие представляет собой систему, включающую основные элементы и связи между ними. Система - это совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие интегративных качеств, не свойственных ее частям, компонентам. Как раз по линиям внутренних и внешних связей системы (предприятия) и могут реализоваться угрозы ее экономической безопасности. Для обеспечения максимальной степени защиты от этих угроз и необходима определенная деятельность, которая также должна носить системный характер.

Список использованной литературы: 1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№10/2015

ISSN 2410-700Х

2. Закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-1 «О безопасности».

3. Закон от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности».

4. Ярочкин В.И. Система безопасности фирмы. - М, ИМФРА-М, 1997.

5. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. / Под ред. Г.Б. Клейнера. - Москва: КОНСЭКО, 1998.

6. Козаченко А.В., Пономарев В.П., Ляшенко А.Н. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения. - К.: Либра, 2003.

7. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. - 1995. - №3. - С.3.

8. Петренко И.Н.. Безопасность экономического пространства хозяйствующего субъекта. - М.: АНКИЛ, 2005, с. 190.

9. Гуреева М.А. Экономическая безопасность системы многоуровневого общественного воспроизводства в период глобальных трансформационных процессов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. - 335 с.

10. Гуреева М.А. Формирование потенциала экономической безопасности многоотраслевой корпорации. // Сибирская финансовая школа. 2011. - №3 (86). - С.59-64.

© М.А. Гуреева, 2015

УДК 657

Доронина Фарида Хаметовна

канд. экон. наук, доцент МУ им. С.Ю. Витте

г. Москва, РФ E-mail: fdoronina@mail.ru

ОБ ОЦЕНКЕ СПРАВЕДЛИВОЙ СТОИМОСТИ Аннотация

Термин «справедливая стоимость» широко используется в теории и практике международных стандартов. В российских стандартах бухгалтерской отчётности употребляется понятие «текущая рыночная стоимость», при этом российские стандарты не содержат четкого определения этой стоимости, не дают рекомендаций по ее оценке. Отсутствие в российских стандартах по бухгалтерскому учёту механизма учёта стоимости денег во времени и механизма формирования отчётности в условиях инфляционной экономики, приводят к расхождениям на практике и снижают сопоставимость представленной в финансовой отчетности информации. В статье раскрываются понятие, уровни иерархии и подходы к измерению справедливой стоимости, обосновывается актуальность разработки её трактовки в российском учёте.

Ключевые слова Справедливая стоимость, РСБУ, МСФО,

Несмотря на сближение российских стандартов бухгалтерской учёта (далее - РСБУ) и международных стандартов финансовой отчётности (далее - МСФО) между ними существуют различия, в частности, существуют расхождения в требованиях по измерению справедливой стоимости и по раскрытию информации об оценках по справедливой стоимости [1, 108].

В рамках реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО на территории Российской Федерации был введен в действие Международный стандарт финансовой отчётности (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости».

МСФО (IFRS) 13- результат совместного проекта Совета по МСФО и Американского совета по стандартам финансовой отчетности, цель которого - создание единой системы требований по определению справедливой стоимости для компаний по всему миру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.