Научная статья на тему 'Экономическая безопасность как основной компонент национальной безопасности России'

Экономическая безопасность как основной компонент национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3143
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / УГРОЗЫ / THREATS / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ / SYSTEM OF NATIONAL SECURITY OF THE COUNTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сараджева Ольга Владимировна

Современное социально-экономическое положение России в условиях глобализации, изменения конъюнктуры мировых рынков и, активизации борьбы за источники сырьевых ресурсов, делает очевидной необходимость усиления деятельности государства и общества, направленной на обеспечение экономической безопасности государства как условия обеспечения стабильного состояния страны. Защита и сохранение национальных интересов в сфере экономики требует разработки и реализации стратегии экономической безопасности на краткосрочный и долгосрочный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security as main component of national security of Russia

Modern economic and social situation of Russia in the conditions of globalization, change of an environment of the world markets and, activization of fight for sources of raw material resources, does obvious need of strengthening of the activity of the state and society aimed at providing economic security of the state as conditions of providing a stable condition of the country. Protection and preservation of national interests in the sphere of economy demands development and realization of strategy of economic security for the short-term and long-term period.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность как основной компонент национальной безопасности России»

УДК 33 ББК 65

экономическая безопасность как основной компонент национальной безопасности россии

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА САРАДЖЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн

Аннотация. Современное социально-экономическое положение России в условиях глобализации, изменения конъюнктуры мировых рынков и, активизации борьбы за источники сырьевых ресурсов, делает очевидной необходимость усиления деятельности государства и общества, направленной на обеспечение экономической безопасности государства как условия обеспечения стабильного состояния страны. Защита и сохранение национальных интересов в сфере экономики требует разработки и реализации стратегии экономической безопасности на краткосрочный и долгосрочный период.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы, устойчивое развитие общества, система национальной безопасности страны.

Annotation. Modem economic and social situation of Russia in the conditions of globalization, change of an environment of the world markets and, activization of fight for sources of raw material resources, does obvious need of strengthening of the activity of the state and society aimed at providing economic security of the state as conditions of providing a stable condition of the country. Protection and preservation of national interests in the sphere of economy demands development and realization of strategy of economic security for the short-term and long-term period.

Keywords: economic security, threats, sustainable development of society, system of national security of the country.

В современных условиях низкий уровень удовлетворенности потребности в безопасности как на уровне отдельной личности, так и на уровне организации или компании как хозяйствующего субъекта, и тем более на уровне общества или государства оказывает негативное воздействие на социально-экономические развитие общества, способствуя возникновению кризисных состояний в отдельных отраслях экономики, а в иных случаях и усугубляя их.

Экономическая безопасность рассматривается в научных исследованиях под различным углом зрения в зависимости от приоритетов, находящихся в фокусе рассмотрения — региональная безопасность, безопасность предприятия, безопасность отрасли, безопасность государства, т.е. в структуре понятия «экономическая безопасность» происходит, как справедливо отметил С.В.Федораев1, происходит выделение объекта, подвергающегося опасности, т.е. внешним и внутренним угрозам.

Вне зависимости от того, на каком уровне хозяйствования (на уровне домохозяйства, предприятия или экономики страны) рассматривается вопрос экономической безопасности, ее обеспечение возможно лишь путем формирования системы отношений между субъектами хозяйствования и субъектами общественной

сферы жизни общества, которые, в свою очередь поддерживаются совокупностью правовых, силовых, административных, технических и информационных мер.

Если объединить в совокупность упомянутые выше отдельные аспекты экономической безопасности, то речь идет об экономической безопасности как компонента в составе национальной безопасности государства.

Экономическую безопасность следует рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства как концептуальной, стратегической и институционально-организационной основы защиты национально-государственных интересов страны.

Концепция национальной безопасности России как демократического суверенного государства начала формироваться в первоначальный период, сразу после распада СССР, и первые действия нашли отражение в принятом в 1992 г. законе РФ «О безопасности»2, который определил базовые понятия и элементы, т.е. детерминировал безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, определил в качестве жизненно важные интересы совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно

обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства, а основными объектами безопасности определил права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества; конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Данный концептуальный подход подразумевал факт необходимости экономической безопасности, сформулированный как «материальные ценности общества». На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны.Затем, в последующие годы, ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности был уточнен.

В 1995 г. в контексте развития представлений о системе национальной безопасности с учетом национальных интересов в области экономики была принята «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)»3, в которой напрямую говорится о том, что «без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане».

Принятая двумя годами позже «Концепция национальной безопасности Российской Федерации»4 акцентировала внимание на постулировании основных направлений обеспечения национальной безопасности во внутриэкономической деятельности государства в условиях формирования рыночной экономики в рамках правового государства и преодоления кризисных явлений, а именно, речь шла о правовом обеспечении хозяйственной деятельности, усилении государственного регулирования в экономике, принятии необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния населения. В качестве первоочередных задач в сфере национальной безопасности были выдвинуты устранение деформаций в структуре российской экономики, обеспечение опережающего роста производства наукоемкой продукцией и продукцией высокой степени переработки, поддержка отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, обеспечение занятости населения. В своей основе данная Концепция исходила из двух основных посылов:

• перспективы многополярного мира, в котором наряду с военно-силовыми факторами возрастает роль экономических условий (наряду с политическими, научно-техническими, экологическими и информационными условиями, т.е. наряду с другими компонентами национальной безопасности);

• обострение международной конкуренции за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта. При этом указывалось, что баланс позитивных и негативных сторон нынешней фазы становления многополярного мира подвижен, и это повышает уровень требований к экономике, тем самым акцентировалось внимание на ведущей роли экономической безопасности в системе национальной безопасности. В новой редакции Концепции национальной безопасности, принятой в 2000 г.5 были учтены внутригосударственные преобразования и международные трансформации и актуализированы угрозы и механизмы защиты национальной безопасности, в том числе и в экономической сфере; особо указано, что приоритет экономических факторов в социальной сфере принципиально важен для укрепления государства, реального обеспечения социальных гарантий, развития механизмов коллективной ответственности и демократического, социального партнерства.

В современной «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.»6, принятой в 2009 г. указано, что ее реализация должна стать стать мобилизующим фактором развития национальной экономики и улучшения качества жизни населения, а состояние национальной безопасности напрямую зависит от экономического потенциала страны. Тем самым вопросам экономической безопасности в системе национальной безопасности придано первостепенное значение.

Опираясь на системный подход, следует констатировать, объект безопасности представляет собой систему, характеризующуюся определенной структурой, т.е. состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Состояние безопасности наблюдается лишь в том случае, когда система способна защитить себя от воздействия внешних и внутренних деструктивных факторов, т.е. в случае, если каждый элемент рассматриваемой системы в отдельности способен стабильно выполнять все свои функции и осуществлять взаимодействие с другими элементами системы, обеспечивая целостность объекта. Как справедливо показано С.В.Федораевым7, «самой важной ... и одновременно самой сложной социально-экономической системой является общественная система» и поэтому «в качестве основного объекта безопасности необходимо рассматривать общество», т.е. речь идет о национальной безопасности, понимаемой в современных условиях нашего государства как состоянии защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства, и, при этом, в зависимости от содержания конкретной сферы жизнедеятельности членов общества, в ней — в национальной безопасности — вы-

деляют элементы, ее составляющие — политическая безопасность, военная безопасность, демографическая безопасность, культурная безопасность, продовольственная безопасность, научно-техническая безопасность, информационная безопасность и наряду с другими компонентами — экономическая безопасность. При этом упомянутые виды безопасности представляют собой взаимодействующие элементы системы, т.е. обеспечение одного из видов безопасности обусловлено обеспечением другого вида безопасности. Например, продовольственная безопасность в условиях современного уровня урбанизации полной объеме не может быть обеспечена без должного уровня развития пищевой промышленности, что означает обязательственность экономической безопасности — в данном случае отраслевой. Аналогичным образом, военная безопасность не может быть обеспечена в отсутствие необходимого уровня развития оборонной промышленности, включающей в себя широкий круг предприятий различных отраслей, в том числе химической, машиностроительной, текстильной и других, и суверенитета этих отраслей промышленности с точки зрения международного рынка, что требует обеспечения экономической безопасности страны.

Предыдущий период истории России и других государств показал, что применение вооруженных сил посредством демонстрации военной силы и военного присутствия в зонах политической и экономической нестабильности в целях обеспечения экономических интересов имеет четко сформировавшуюся тенденцию быть объективно обоснованно или политически мотивировано и создает предпосылки формирования условий для экономической деятельности государства или экономических структур, представляющих его интересы. В настоящее время в научных исследованиях8 уделяется большое внимание противоречиями в теории и практике взаимосвязи экономической и военной безопасности в системе национальной безопасности государства,. Принципиальным является разработка концепции противодействия угрозам экономической и военной безопасности государства, состоящей в формировании регулирующих воздействий на экономику, институциональных преобразований, способствующие повышению уровня экономической и военной безопасности государства. Избирательность воздействий обеспечивается в результате определения приоритетных направлений на основе объективных критериев, формируемых системой мониторинга экономической и военной безопасности. Матрица взаимосвязи экономической и военной безопасности государства предусматривает необходимость скоординированного функционирования механизмов мониторинга и координации, прямой и обратной связи обеспечения экономической и военной безопасности государства в системе национальной безопасности с учётом особенностей концептуального и стратегического уровня этой деятельности.

Экономический фактор оказывает существенное

влияние на состояние политической системы государства, готовность и возможность противостоять действиям деструктивных сил, которые, как показывают последние события в ряде стран, в частности Украины, все больше активизируются на базе экономических интересов. Справедливо утверждение, что «без надлежащего экономического потенциала нельзя создать и обеспечить деятельность политических, правовых и силовых структур, способных успешно защищать политические интересы страны»9.

Уровень и состояние экономической безопасности государства характеризует защитные свойства данного государства и наличие механизма противостояния влиянию опасных для национальных интересов государства факторов и воздействий, характеризует действенность и полноту исполнения охранных функций государства и его институтов.

Экономический фактор устойчивого развития общества содействует стабилизации социальной сферы, консолидации различных социальных групп, слоев, преодолению межнациональных конфликтов, улучшению качества жизни, росту благосостояния населения, в том числе посредством повышения уровня его занятости и роста его доходов.

Делая выводы, не будет преувеличением сказать, что экономическая безопасность играет ведущую роль среди других видов безопасности и занимает центральное место в системе национальной безопасности, поскольку выступает в качестве материального базиса для реализации функций других видов безопасности и предоставляет постоянный материальный ресурс для обеспечения национальной безопасности в целом как динамично функционирующей системы.

Вышеупомянутые исследования экономической безопасности — на уровне домохозяйства, региона, отрасли — по сути, представляют собой уровни декомпозиции национальной общественной системы, поэтому, из следует рассматривать субординированными элементами этой системы, угрозы их безопасности должны учитываться и ликвидироваться (нейтрализоваться) посредством принятия соответствующих решений на общегосударственном уровне.

1 Федораев С.В. К вопросу об определении понятия «экономическая безопасность страны» как научного термина // Вестник Санкт-Петербургского университета МЧС России. 2009. №2. С. 100-107.

2 Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 769 (Утратил силу)

3 Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608). URL: http:// www.scrf.gov.ru/documents/23.html

4 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в редакции Указа Президента Российской Безопасности от 10 января 2000 г. № 24

5 Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Текст Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24), находится на официальном сайте Совета Безопасности РФ:http://www.scrf.gov.ru/Documents/Decree/2000/24-1.html.

6 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 20 ст. 2444

7 Федораев С.В. К вопросу об определении понятия «экономическая безопасность страны» как научного термина // Вестник Санкт-Петербургского университета МЧС России. 2009. №2. С. 128-129.

8 Жилкина Ю.В. Экономическая безопасность России: проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 14 (71). С.53-65.; Казанцев С.В. Экономическая безопасность и оценка экономической защищенности территории // Регион: экономика и социология. — 2010. — № 3. — С.40-56.

9 Спиридонов В.В. Экономические причины политического конфликта на Украине // NB: Международные отношения. — 2014. — № 4. — С.45-78. DOI: 10.7256/2306-4226.2014.4.11528. URL:http://e-notabene.ra/wi/article_11528.html

литература

1. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 769 (Утратил силу)

2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) (одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608). URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/23.html

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в редакции Указа Президента Российской Безопасности от 10 января 2000 г. № 24

4. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Текст Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24), находится на официальном сайте Совета Безопасности РФ:http://www.scrf.gov.ru/Documents/ Decree/2000/24-1.html.

5. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 20 ст. 2444

6. Жилкина Ю.В. Экономическая безопасность России: проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 14

(71). С.53-65.; Казанцев С.В. Экономическая безопасность и оценка экономической защищенности территории // Регион: экономика и социология. — 2010. — № 3. — С.40-56.

7. Спиридонов В.В. Экономические причины политического конфликта на Украине // NB: Международные отношения. — 2014. — № 4. — С.45-78.

8. Федораев С.В. К вопросу об определении понятия «экономическая безопасность страны» как научного термина // Вестник Санкт-Петербургского университета МЧС России. 2009. №2. — 268 с.

References

1. The act of the Russian Federation of March 5, 1992 N 2446-I "About safety"//Sheets of Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation, on April 9, 1992, N 15, (Became invalid) for Art. 769

2. The state strategy of economic security of the Russian Federation (Basic provisions) (it is approved by the Decree of the Russian President of April 29, 1996 No. 608). URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html

3. Concept of national security of the Russian Federation. It is approved as the Decree of the President of the Russian Federation of December 17, 1997 No. 1300, in edition of the Decree of the President of the Russian Safety of January 10, 2000 No. 24

4. The decree of the Russian President of January 10, 2000 No. 24 "About the Concept of national security of the Russian Federation". The text of the Concept of national security of the Russian Federation approved by the Decree of the Russian President of December 17, 1997 No. 1300 (in edition of the Decree of the Russian President of January 10, 2000 No. 24), is on the official site of Security council Rf:http://www .scrf.gov. ru/Documents/Decree/2000/24-1.html.

5. The decree of the Russian President of May 12, 2009 N 537 "About Strategy of national security of the Russian Federation till 2020"//the Russian Federation Code of May 18, 2009 N 20th Art. 2444

6. Zhilkina Yu.V. Economic security of Russia: problems of its international legal providing in modern conditions//National interests: priorities and safety. 2010. No. 14 (71). Page 53-65.; S. V citizens of Kazan. Economic security and assessment of economic security of the territory//Region: economy and sociology. — 2010. — No. 3. — Page 40-56.

7. Spiridonov V V. The economic reasons of a political conflict in Ukraine//NB: International relations. — 2014. — No. 4. — Page 45-78.

8. Fedorayev S. V. To a question of definition of the concept "economic security of the country" as scientific term//Messenger of the St. Petersburg university of Emercom of Russia. 2009. No. 2. — 268 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.