УДК 332.14
О новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
КАЗАНЦЕВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ,
д-р экон. наук, профессор, заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Новосибирск E-mail: kzn-sv@yandex.ru
Аннотация. Каждое государство заботится о своей безопасности. Организация действий по обеспечению национальной безопасности юридически закрепляется в законодательных актах. Такими законодательными актами в России в настоящее время являются Закон «О безопасности» и Стратегия национальной безопасности. После вступления в силу Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года прошло более шести лет. За это время в мире и в России многое изменилось, и назрела необходимость корректировки этой стратегии. Об этом заявил президент В.В. Путин на заседании Совета безопасности Российской Федерации 2 июля 2015 г. В настоящей статье представлены результаты анализа автором законов «О безопасности» 1992 г. и 2010 г., Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации 1992 г. и действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Опираясь на эти документы и на основе изучения современных угроз безопасности России, автор предлагает иметь в тексте новой Стратегии национальной безопасности России следующие подразделы: 1) защищаемый объект; 2) угрозы, от которых объект следует обезопасить; 3) источники этих угроз; 4) цель защиты; 5) защищающие и их ответственность; 6) силы, средства, приемы, методы защиты; 7) условия и время их применения; 8) индикаторы угроз и уровня обеспечения безопасности; 9) мониторинг угроз и обеспечения безопасности. Ключевые слова: национальная стратегия, национальная безопасность, угрозы, Российская Федерация.
On the New National Security Strategy of the Russian Federation
KAZANTSEVSERGEY VLADIMIROVICH,
Doctor of Economics, Professor, Deputy Director of Institute of Economics and Industrial Engineering, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk E-mail: kzn-sv@yandex.ru
Abstract. Each state cares about its safety. The organization of action to ensure national security is Legally enshrined in Legislation. The Law «On security» and national security Strategy are such Legislative acts in Russia at present. Already more than six years passed after «The national security Strategy of Russian Federation until 2020» became effective. Much has changed in the world and in Russia during this time much. Therefore, there is a need to adjust the strategy. The president Vladimir Putin put his finger on this point at the session of Security Council of the Russian Federation on July 2, 2015.
The results of the author's analysis of the Laws «On the safety», enacted in1992 and 2010, «The State Strategy of Economic Safety of the Russian Federation», passed in 1992, and the current «The National Security Strategy of Russian Federation until 2020». Bases himself on these documents and on the results of the study of modern threats to Russia's security, the author proposes to have in the text of the new National Security Strategy of Russia the following subsections: 1) securable object; 2) threats, from which the object should be secured; 3) the sources of these threats; 4) the aim of the protection; 5) defenders and their responsibility; 6) forces, tools, techniques, methods of protection; 7) conditions and time of their application; 8) indicators of threats and the level of security; 9) threats and security monitoring. Keywords: national strategy, national security, threats, the Russian Federation.
Выступая на расширенном заседании Совета безопасности 2 июня 2015 г., где обсуждались вопросы обеспечения безопасности и национальных интересов России в условиях санкций, введенных против нашей страны группой государств и продленных Европейским Союзом, В. В. Путин сказал о необходимости «скорректировать Стратегию национальной безопасности РФ и уточнить Концепцию внешней политики» [1]. Действительно, в 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О безопасности» № 2446-1 [2] (далее — Закон о безопасности 1992 г.), через восемь лет его заменил новый Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [3] (далее — Закон о безопасности 2010 г.).
29 апреля 1996 г. Указом Президента РФ № 608 была одобрена Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) [4]. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [5] (далее — Стратегия 2009 г.) утверждена Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 537. Она вступила в силу более шести лет тому назад.
За это время в России и в мире произошли и продолжают происходить значительные изменения, существенно влияющие на международное положение Российской Федерации, ее экономику, затрагивающие национальные интересы и предъявляющие новые требования к обеспечению национальной безопасности страны. Увеличились число и скорость протекающих процессов, возросло многообразие социально-экономического и культурно-политического мира. Часть сфер мирового сообщества и часть сфер его деятельности живет, образно говоря, в будущем (сверхсовременные технологии, пока недосягаемый уровень благосостояния, кибер-войска и т.д.), часть — в условиях средневековья, в котором использует достижения настоящего (религиозные войны, пиратство, похищения людей, рабство и т.п.).
Все это привело к тому, что назрела необходимость принятия новых вариантов Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Концепции внешней политики государства.
Ниже обсуждаются некоторые корректировки, которые могли бы быть внесены в новый вариант Стратегии национальной безопасности страны (далее — Стратегия 2015 г.).
1. Круг защищаемых объектов
О безопасности говорят не абстрактно, а относительно конкретного объекта1. В Законе о безопасности 1992 г. к основным объектам безопасности были отнесены: «личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность» [2]. В Стратегии 2009 г. очерчен довольно широкий круг защищаемых объектов, называемых в основном в подразделах раздела IV «Обеспечение национальной безопасности». В число таких объектов входят: конституционный строй, территориальная целостность, суверенитет, государственный строй, российское общество, демократия, права и свободы российских граждан, гражданский мир и политическая стабильность, обороноспособность страны, уровень и качество жизни россиян, экономический рост, наука, технологии и образование, здоровье российских граждан, российская культура, окружающая природная среда.
Все их можно объединить в группы: народонаселение, общество, государство, система технологий, инфраструктура, окружающая среда. Частично эти группы в Стратегии 2009 г. названы в определении понятий «национальная безопасность» и «угроза национальной безопасности»:
• «„Национальная безопасность" — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства;
• „угроза национальной безопасности" — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства» [5].
Считаю, что события 2014-2015 гг. дают основание предложить включить в Стратегию 2015 г. следующие объекты:
1 «Категория «безопасность» не абсолютна, а только относительна и смысловое значение приобретает только в связях с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира» [6, с. 5]. Под объектом здесь понимаем то (или того), о безопасности чего (или кого) идет речь. Так понимаемый объект охватывает и субъектов, и процессы.
• экономику;
• финансовую и банковскую системы страны;
• системы управления всех уровней;
• информационные и телекоммуникационные системы (включая киберпространство, средства массовой информации системы связи);
• субъекты Российской Федерации и регионы России;
• находящуюся в других странах собственность государства, отечественных предприятий и граждан Российской Федерации.
2. Угрозы
После того, как установлен объект, безопасность которого должна быть обеспечена, следует определить угрозы, от которых его защищают, и их источники. Перечень называемых в Стратегии 2009 г. угроз довольно обширен (см. Приложение). Часть этих угроз утратили свою остроту, часть — нет. Так, за прошедшие годы много сделано в области международно-правового оформления государственной границы РФ с отдельными сопредельными государствами, снят ряд (но не весь) территориальных претензий в Российской Федерации. Усилен контроль над национальными ресурсами. Стала жестче борьба с коррупцией и противоправными посягательствами на объекты собственности.
То, что источники всех перечисленных угроз находятся в России, еще не означает, что внутренние угрозы в целом стали менее значимыми. Так, сохраняется необоснованно высокая зависимость от внешних рынков2, чрезмерна финансовая зависимость от иностранных юридических и физических лиц3, велико имущественное расслоение общества, продолжается обезлюдивание ряда российских регионов4, не сокращается утечка из страны капитала и т.д.
Уже после вступления в действие Стратегии 2009 г. стали четче некоторые внешние угрозы5, причем не только военные. «Тенденции послед-
2 «Степень технологической зависимости у нас просто грандиозна. Причем она намного больше, чем это следует из общих цифр, что мы закупаем на 100 с лишним миллиардов долларов в год машин и оборудования» [7].
3 «70% российского фондового рынка принадлежит иностранному инвестору» [8].
4 Подробнее см. в работе: Казанцев С. В. Защищенность экономики регионов России. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014.
5 См.: Казанцев С. В. Три угрозы современной экономике Рос-
сии. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013.
них лет, — отметил секретарь Совета безопасности РФ Н. П. Патрушев, — свидетельствуют о том, что для сдерживания наших стран будет применяться в первую очередь не военное, а информационное воздействие, искусственное обострение национальных, религиозных и культурных противоречий» [11].
Антироссийские санкции, введенные группой государств в марте 2014 г., сделали явным ряд угроз финансовой сфере, инвестиционной активности и поступательному развитию экономики, ослабили позиции Российской Федерации в мировой экономической и политической системе.
Более угрожающей стала враждебная российскому обществу деятельность в информационной сфере. Оценивая ситуацию, эксперт в области искусственного интеллекта И. С. Ашманов сказал в интервью «Российской газете»: «Мы мониторим социальные сети и СМИ, обнаруживаем вбросы и информатаки и можем сказать с уверенностью: информационная война на нашей территории идет давно, и пока «господство в воздухе» — у потенциального противника» [12].
Не может не настораживать растущая мощь Китайской Народной Республики по сравнению с Россией, грозящая перспективой превращения РФ в «младшего брата» Китая6.
Возросла активность и опасность террористических организаций. «Угроза террористической деятельности, — говорится в подготовленном Институтом экономических исследований и мира Сиднейского университета (Австралия) докладе «Индекс глобального терроризма. 2014 г.», — является главной, если не самой главной опасностью для многих стран» [15]. Авторы доклада включили Россию в число стран, в которых может произойти рост терроризма [15]. Террористические акты не только уносят человеческие жизни и наносят материальный ущерб (см. табл.), но и дезорганизуют экономическую жизнь, травмируют общество, сокращают общую и туристическую привлекательность страны.
Опасна и происходящая в последние годы подмена международного права правом одной
6 «Одной из основных геостратегических проблем России в настоящее время является то, что в общественном сознании слабо осознается факт растущей мощи Китая по сравнению с Россией» [13].
По мнению М. Г. Делягина, «Китай хочет интегрировать всех под себя. Ему совершенно не интересно, чтобы была интеграция вокруг России и без его участия» [14].
Потери застрахованного имущества в результате крупных террористических актов
в 1970-2013 гг., млрд долл.
Показатель 1970-1980 1981-1990 1991-2000 2001-2014
Число крупных терактов 2 3 9 5
Потери: всего 312 348 4609 25 497
Потери : - в среднем на один теракт - в среднем за год 156 28 116 35 512 461 5099 (194) 1821 (60)
Примечание: в скобках указаны потери без учета последствий теракта 11 сентября 2001 г. в США. Источник: рассчитано автором на основе данных сайта [16].
страны. На встрече с представителями государств БРИКС В. В. Путин сказал, что «наши страны в значительной степени сталкиваются с большими угрозами в связи с нарушениями норм международного права, в связи с нарушениями суверенитета государств в различных сферах деятельности» [17].
Все более активно проявляют себя негосударственные и международные институты (например, Бильдерберский клуб, Система глобальной идентификации юридического лица Global Legal Entity Identification System), способные регулировать законодательные, финансовые, экономические и некоторые другие протекающие в мире изменения в своих интересах и в пользу своих членов и спонсоров7. Так, на заседаниях Бильдерберского клуба высказывается недовольство позицией и действиями президента России8, строительством газопровода «Южный поток», расширением Шанхайской организации сотрудничества, стремлением России объединить страны Азии и т.д.
«Клуб особо беспокоит отстаивание Россией «неприкосновенности государственного суверенитета». Другой проблемой для Бильдербергского клуба является вопрос о том, как именно следует бороться с «российской воинственностью» в отношении окружающих Россию американских баз и противоракетной обороны США, боеголовки которой нацелены на Москву. Прямолинейное путинское "no way Jose"9 повысило градус сразу на несколько делений» [19].
7 См., например, интервью С.Н. Сильвестрова журналу «Мир новой экономики» [18].
8 «Как откровенно признал один европейский член клуба, "на мировой арене Путин, безусловно, является одним из наиболее грозных противников наших планов"» [19].
9 «Нет, нет и еще раз нет!» (англ., сленг).
Особые и пока неизученные угрозы таят в себе возрастающая скорость происходящих повсюду изменений, увеличивающаяся неопределенность их возникновения и последствий.
Полагаю, что кроме перечисленных выше, уже проявивших себя реально существующих угроз, в новой Стратегии желательно назвать и потенциальные угрозы, появление которых возможно (вероятно) в период действия Стратегии. Их следует выявлять заблаговременно (вероятные), классифицировать и ранжировать, оценивать взаимное влияние и синергетические эффекты. Этим надо заниматься специально; разработать соответствующий инструментарий поиска и отбора информации, ее обработки, классификации, ранжирования и оценки угроз.
Знание источников угроз и указание на них в Стратегии необходимо для мониторинга и своевременной нейтрализации угроз. От угроз надо не только защищаться, но и в упреждающем порядке устранять источники их возникновения. Особое внимание следует обратить на изучение новейших латентных инструментов разрушения (сдерживания развития) экономики страны в условиях мирного времени. Это, по сути, экономическое оружие уже применяется, но пока не имеет своего названия и не запрещено никакими международными организациями и договорами.
3. Другие составляющие структуры Стратегии
Цели защиты. Статья 35 Стратегии 2009 г. гласит: «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской
Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе».
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности применительно к экономическому росту в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года определены «вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах» (Ст. 53).
В выступлении на заседании Совета безопасности по вопросам обеспечения суверенитета и территориальной целостности России 22 июля 2014 г. президент Российской Федерации В. В. Путин назвал несколько приоритетных задач [20]:
• «последовательная работа по укреплению межнационального согласия, грамотная миграционная политика, жесткое реагирование на факты бездействия должностных лиц или преступления, которые могут быть спровоцированы конфликтами на межнациональной почве»;
• «защита конституционного строя»;
• «устойчивое и сбалансированное экономическое и социальное развитие. При этом принципиально важно учитывать территориальный, региональный фактор. Речь идет о том, что нам нужно обеспечить опережающее развитие стратегически важных регионов, в том числе на Дальнем Востоке и на других территориях и одновременно добиваться сокращения резких разрывов между субъектами Федерации по состоянию экономической базы, по качеству жизни людей».
Считаю, что выстраивание надежной системы национальной безопасности должно сопровождаться повышением уровня благосостояния граждан. Отсутствие роста и тем более падение последнего допустимо лишь в крайнем случае и на как можно меньший срок. Думаю, что эту цель следует включить в текст Стратегии.
Применительно к субъектам Российской Федерации стратегическими целями в рассматриваемой области могут выступать укрепление их экономического потенциала, достижение устойчивого роста и на этой основе — повышение уровня и качества жизни населения.
Защищающие и их ответственность. Достижение поставленных целей в обществе зависит от
качества управления и профессионализма лиц, занятых реализацией целей. Поэтому в Стратегии желательно охарактеризовать систему организации выполнения сформулированных в ней целей; институты, механизм и инструменты управления; ответственных за реализацию целей, обеспечение безопасности каждого защищаемого объекта, их права и обязанности. В Законе о безопасности 1992 г. эти аспекты частично затрагивала ст. 2 «Субъекты обеспечения безопасности». Глава 2 Закона о безопасности 2010 г. устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.
В Стратегии 2009 г. субъектами обеспечения национальной безопасности названы военные и правоохранительные структуры, органы государственной власти, институты гражданского общества. Координатором работы этих органов выступает Совет безопасности Российской Федерации.
Их защитные действия могут быть:
1) превентивными — осуществляются в упреждающем порядке, до реализации угроз;
2) реактивными — осуществляются во время реализации угроз;
3) рекреационными — устраняют последствия реализации угроз и восстанавливают функционирование объекта.
Перед субъектами обеспечения национальной безопасности могут стоять следующие задачи:
• защита объекта;
• защита выполняемых объектом функций;
• защита объекта и выполняемых им функций.
В новой стратегии этим вопросам можно посвятить отдельный раздел: «Силы и средства обеспечения национальной безопасности».
Коллективная защита. Опыт последних лет, начиная с разрушения Социалистической Федеративной Республики Югославии, показывает, что как военные, так и невоенные действия против неугодного некоторым странам (стране) государства осуществляются совместно и одновременно группой стран. Тем самым они, во-первых, осуществляют международную изоляцию атакуемого государства. Во-вторых, обеспечивают огромный перевес в соотношении сил с этим государством. В-третьих, одновременно распределяют затраты на борьбу с ним и потери от этой борьбы между собой, тем самым уменьшая для каждой страны
альянса собственное бремя борьбы. Последнее позволяет развивать экономику и не вызывать недовольства населения как борьбой, как и обуславливаемыми ею экономическими невзгодами.
На коллективные действия следует давать коллективный ответ: целесообразно для выявления угроз в целях нейтрализации и обеспечения безопасности привлекать союзников в лице других государств, международных организаций, хозяйствующих субъектов и т.д. То есть искать союзников и создавать систему коллективной защиты.
«Рост угроз в современном мире, — сказал в интервью газете «Коммерсант» секретарь Совета безопасности РФ Н. П. Патрушев, — требует совместных усилий разных стран для противодействия вызовам безопасности. В одиночку с ними не справиться» [21].
В Законе о безопасности 2010 г. международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности отмечено как составная часть деятельности по обеспечению безопасности (Ст. 3), в статье 7 перечислены основные цели международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Возможно, дополнение о коллективной защите следует вставить в подраздел 9 «Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство» раздела IV «Обеспечение национальной безопасности».
Понятийный аппарат. Для обеспечения системности и взаимосвязи понятий «безопасность», «защищенность» и «угроза», возможно, стоит несколько изменить данное в Законе Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 понятие национальной безопасности и дать следующую группу определений в п. 6 Стратегии.
Национальная безопасность — защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющая обеспечить конституционные права, свободы, высокое качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, ее надежную обороноспособность.
Защищенность — состояние, исключающее (полностью или частично) возможность нанесения ущерба личности, обществу и государству, конституционным правам, свободам, качеству и уровню жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию Российской Федерации, ее обороноспособности.
Угроза национальной безопасности — состояние и изменение международной обстановки и ситуации внутри страны, межгосударственных и внутригосударственных отношений, которые способны нанести ущерб личности, обществу и государству, конституционным правам, свободам, качеству и уровню жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию Российской Федерации, ее обороноспособности.
Индикаторы угроз и уровня обеспечения безопасности. В число показателей уровня национальной безопасности, предназначенных для ее оценки (Ст. 114 Стратегии 2009 г.), предлагаю добавить следующие:
• состояние государственного бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
• соотношение объемов инвестиций в экономику страны из внутренних и внешних источников;
• доля импорта товаров из специально выбранного перечня в общем объеме потребления в стране этих товаров.
Мониторинг. При мониторинге состояния и прогнозировании уровня безопасности представляется целесообразным выделять следующие уровни защищенности объекта (группы объектов, системы).
Исходный — то есть уже имеющийся, существующий уровень.
Желаемый — уровень, к которому стремятся.
Достижимый — уровень, который позволяет иметь доступные средства, меры и механизмы осуществления защиты.
Достигнутый — уровень, полученный в результате выполнения намеченных мер и проведения задуманных мероприятий.
В новой Стратегии все сказанное определяет структуру подразделов самого большого раздела IV «Обеспечение национальной безопасности»10:
1) защищаемый объект;
2) угрозы, от которых объект следует обезопасить;
3) источники этих угроз;
4) цель защиты;
5) защищающие и их ответственность;
6) силы, средства, приемы, методы защиты; условия и время их применения;
10 В Стратегии 2009 г. он содержит 70 статей из 114 (61%).
7) индикаторы угроз и уровня обеспечения безопасности;
8) мониторинг угроз и обеспечения безопасности.
Материал пунктов 6 и 7 полностью или частично может быть закрытым.
Приложение
Перечень угроз национальной безопасности Российской Федерации, называемых в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Угрозы, возникающие за пределами РФ
Распространение оружия массового уничтожения и его попадание в руки террористов
Распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки
Эскалация вооруженных конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации Деструктивные действия государства-агрессора (коалиции государств) Политика ряда государств
Деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий
Транснациональная организованная преступность (наркоторговля и торговля людьми, распространение психотропных веществ, оружия, другие ее формы)
Возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза
Угрозы, возникающие как за пределами, так и внутри РФ
Неконтролируемая и незаконная миграция
Незаконное перемещение через государственную границу России товаров и грузов, биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей
Распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами Рост наркомании и алкоголизма
Повышение доступности психоактивных и психотропных веществ Дефицит пресной воды
Угрозы, возникающие внутри РФ
Незавершенность международно-правового оформления государственной границы РФ с отдельными сопредельными государствами
Сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики
Снижение конкурентоспособности и высокая зависимость важнейших сфер экономики
от внешнеэкономической конъюнктуры
Потеря контроля над национальными ресурсами
Ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики
Неравномерное развитие регионов и прогрессирующая трудонедостаточность
Низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы
Сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений,
а также незаконной миграции
Засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев Противоправные посягательства на объекты собственности
Источник: выборка автора из текста Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Перечень внутренних и внешних угроз Российской Федерации есть и в ряде государственных доктрин ^м., например: [22], [23]). Читатель найдет их также в научных работах, посвященных вопросам экономической безопасности.
Литература
1. Равноправие без торга // Российская газета. Федеральный выпуск. 2015. № 145. С. 2.
2. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1. URL: http:// base.garant.ru/10136200/.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности». URL: http:// www.rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok.html/.
4. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) (Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608). URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html (дата обращения: 17.02.2011 г.).
5. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.htm.
6. Купрещенко Н. П. Экономическая безопасность: Учебное пособие. М.: Академия экономической безопасности МВД России, 2005. 228 с.
7. Клепан А. Н. Международные санкции и ответные меры: возможен ли позитив для российской экономики? Заседание диспут-клуба Ассоциации независимых центров экономического анализа // Мир новой экономики. 2015. № 1. С. 6-12.
8. Экономические санкции США и Евросоюза в отношении Российской Федерации и ее ответные меры. URL: http://refleader. ru/rnaqasyfsbew.html (дата обращения: 10.04. 2015 г.).
9. Казанцев С. В. Защищенность экономики регионов России. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. 180 с.
10. Казанцев С.В. Три угрозы современной экономике России. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. 52 с.
11. Егоров И. Блок нам в помощь // Российская газета. Федеральный выпуск. 2015. № 112. С. 2.
12. Елисеев И. Забил я цифрой пушку туго // Российская газета. Неделя. 2013. № 109. С. 26.
13. Баженова Е. С. Миграционная ситуация в приграничных районах КНР: перспективы миграции в регионы Сибири и дальнего Востока России // Миграционное право. 2014. № 2. С. 27-31.
14. Самая интересная история в истории человечества // Аргументы недели. 2014. № 14. С. 1, 8-10.
15. The Global Terrorism Index 2014. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Institute for Economics and Peace.
2014. 91 р. URL: http://www.slideshare. net/pierre969/global-terrorism-index-re-port-2014 (дата обращения: 08.07.2015 г.).
16. Worst terrorist acts from 1970 to 2014, by insured property losses (in 2013 million U. S. dollars)» // URL: http://www.statista. com/statistics/216901/insured-property-loss-es-due-to-terrorist-acts/ (дата обращения: 08.07.2015 г.).
17. Встреча с представителями государств БРИКС, курирующими вопросы безопасности. 26.05.2015. URL: http://www.scrf. gov.ru/news/906.html. (дата обращения: 01.06.2015 г.).
18. Выбор в условиях глобальной неопределенности // Мир новой экономики. 2015. № 2. С.6-19.
19. Daniel Estulin. Bilderberg Report 2012 // URL: http://www.danielestulin.com/bilderberg-reportinforme-2012/.
20. Стенограмма выступления президента. URL: http://www.kremlin. ru/events/president/news/46305.
21. «За дестабилизацией Украины скрывается попытка радикального ослабления России». Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев о главных угрозах для безопасности России // Коммерсанта - 22.06.2015 г. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2752250.
22. Доктрина продовольственной безопасности РФ (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведева 30 февраля 2010 г. № 120). URL: http://text.document.kremlin. ru/SESSION/PILOT/main.htm. (дата обращения: 30.01.2014 г.).
23. Доктрина информационной безопасности РФ (Утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895). URL: http://www.scrf.gov. ru/documents/5.html.
References
1. Equality without bargaining [Ravnopravie bez torga // Rossiiskaya gazeta. Federalnii vipusk.
2015. № 145. S. 2.
2. The Russian Federation law «On security», March 5, 1992, № 2446 [Zakon Rossiiskoi Federacii «O bezopasnosti» ot 5 marta 1992 g. № 2446-1.
3. The Federal law of 28 December 2010 № 390-FZ «On safety» [Federalnii zakon ot
28 dekabrya 2010 g. N 390-FZ «O bezopasnosti». 14.
4. The state strategy of economic safety of the Russian Federation (basic principles). Approved by presidential decree of 29 April 1996, № 608. [Gosudarstvennaya strategiya ekonomicheskoi 15. bezopasnosti Rossiiskoi Federacii (Osnovnie polojeniya), Odobrena Ukazom Prezidenta RF
ot 29 aprelya 1996 g. № 608.
5. The national security strategy of Russian Federation until 2020. [Strategii nacionalnoi bezo- 16. pasnosti Rossiiskoi Federacii do 2020 goda.
6. Kupreschenko N.P. Economic security: a Training manual. M. Academy of economic security 17. of the Ministry of Internal Affairs of Russia. [Ekonomicheskaya bezopasnost Uchebnoe posobie. — M. Akademiya ekonomicheskoi bezopasnosti MVD Rossii 2005. — 228 s.
7. Klepach A.N. International sanctions and retal- 18. iatory measures: is there a positive result for
the Russian economy? A meeting of the debate club of the Association of independent centers 19. of economic analysis. [Mejdunarodnie sankcii i otvetnie meri vozmojen li pozitiv dlya rossiis-koi ekonomiki Zasedanie disput kluba Associa- 20. cii nezavisimih centrov ekonomicheskogo analiza // Mir novoi ekonomiki. 2015. № 1. S. 6-12.
8. U. S. and EU economic sanctions against the 21. Russian Federation and its responses. [Ekono-micheskie sankcii SShA i Evrosoyuza v otnosh-
enii Rossiiskoi Federacii i ee otvetnie meri.
9. Kazancev S. V. Protection of Economy of Russia's Regions. [Zaschischennost ekonomiki regionov Rossii. Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2014. — 180 s.
10. Kazancev S. V. Three Threats to the Russia's Today Economy. [Tri ugrozi sovremennoi ekono- 22. mike Rossii. Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2013. — 52 s.
11. Egorov I. Block to help us. [Blok nam v pomosch // Rossiiskaya gazeta. Federalnii vipusk. 2015. № 112. S. 2.
12. Eliseev I. I scored a figure into the gun tight. [Zabil ya cifroi pushku tugo // Rossiiskaya 23. gazeta. Nedelya. 2013. № 109. S. 26.
13. Bajenova E. S. Migration situation in the China's border areas: the prospects of migration in the regions of Siberia and Far East of Russia. [Migracionnaya situaciya v prigranichnih raio-nah KNR: perspektivi migracii v regioni Sibiri
i dalnego Vostoka Rossii // Migracionnoe pravo. — 2014. № 2. S. 27-31. The most interesting story in the history of mankind. [Samaya interesnaya istoriya v isto-rii chelovechestva // Argumenti nedeli. 2014. № 14. S. 1, 8-10.
The Global Terrorism Index 2014. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Institute for Economics and Peace. 2014. — 91 p. (URL: http://www.slideshare.net/pierre969/ global-terrorism-index-report-2014). Worst terrorist acts from 1970 to 2014, by insured property losses (in 2013 million U. S. dollars)» // URL: http://www.statista.com. Meeting with representatives of the BRICS countries, responsible for security matters. [Vstrecha s predstavitelyami gosudarstv BRIKS kuriruyuschimi voprosi bezopasnosti. 26.05.2015.
The choice in the face of global uncertainty. [Vi-bor v usloviyah globalnoi neopredelennosti // Mir novoi ekonomiki. — 2015. № 2. S. 6-19. Daniel Estulin. Bilderberg Report 2012 // URL: http://www.danielestulin.com/bilderberg-re-portinforme-2012/.
Transcript of President' speech. [Stenogramma vistupleniya prezidenta // URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/46305. Behind the destabilization of Ukraine is hiding a radical attempt to weaken Russia. The Secretary of the Russian security Council Nikolai Pa-trushev about the main threats to Russia's security. [«Za destabilizaciei Ukraini skrivaetsya popitka radikalnogo oslableniya Rossii». Sek-retar Sovbeza RF Nikolai Patrushev o glavnih ugrozah dlya bezopasnosti Rossii // Kommer-sant.ru — 22.06.2015 g.
The food security doctrine of the Russian Federation. (Approved by the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev 30 February 2010, № 120). [«Doktrina prodovolstvennoi bezopasnosti RF» Utverjdena Prezidentom Rossiiskoi Federacii D. Medvedeva 30 fevralya 2010 g. № 120.
The informarion security doctrine of the Russian Federation. (Approved by the President of the Russian Federation V. Putin 9 September 2000, № np-1895). [«Doktrina informacionnoi bezopasnosti RF» Utverjdena Prezidentom Rossiiskoi Federacii V. Putinim 9 sentyabrya 2000 g. № Pr-1895.