Научная статья на тему 'Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года как важнейшее направление обеспечения национальной безопасности'

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года как важнейшее направление обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7508
1123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ДОКТРИНА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / THE NATIONAL SECURITY STRATEGY OF THE RUSSIAN FEDERATION UNTIL 2020 / THE NATIONAL SECURITY CONCEPT OF THE RUSSIAN FEDERATION / NATIONAL INTERESTS / NATIONAL PRIORITIES / DOCTRINE OF NATIONAL SECURITY / NATIONAL ECONOMY / NATIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пономарев Никита Николаевич

В статье автор анализирует Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и ее соотношение с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Рассматривает круг проблем, связанных с обеспечением национальных интересов, устранением угроз национальной безопасности, механизмы обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The National Security Strategy of the Russian Federation until 2020 as the most important area of national security

In this article the author analyzes the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020 and its relation with the Concept of National Security of the Russian Federation. We consider a range of issues related to ensuring national interests and the elimination of threats to national security, as well as security arrangements.

Текст научной работы на тему «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года как важнейшее направление обеспечения национальной безопасности»

Пономарев Никита Николаевич

старший преподаватель кафедры огневой подготовки Краснодарского университета МВД России (e-mail: nik290183@mail.ru)

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года как важнейшее направление обеспечения национальной безопасности

В статье автор анализирует Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и ее соотношение с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Рассматривает круг проблем, связанных с обеспечением национальных интересов, устранением угроз национальной безопасности, механизмы обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы, национальные приоритеты, доктрина национальной безопасности, национальная экономика, национальная политика.

N.N. Ponomarev, Senior Lecturer of the Chair of Fire Training of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: nik290183@mail.ru

The National Security Strategy of the Russian Federation until 2020 as the most important area of national security

In this article the author analyzes the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020 and its relation with the Concept of National Security of the Russian Federation. We consider a range of issues related to ensuring national interests and the elimination of threats to national security, as well as security arrangements.

Key words: the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020, the National Security Concept of the Russian Federation, national interests, national priorities, doctrine of national security, national economy, national policy.

Создание такого состояния общественной жизни, при котором отсутствуют либо сведены к минимуму угрозы государству как системе государственных органов, общественному устройству, а также нет препятствий для нормальной стабильной жизни и развития личности, обусловливается наличием нормативно закрепленных положений, на основании которых и обеспечивается национальная безопасность. В каждом государстве, в котором источником права является нормативный правовой акт, концепция национальной безопасности этого государства представляет собой совокупность определенных правил поведения, обличенных в форму закона, которые являются регуляторами поведения как отдельного человека, так и должностных лиц, государственных органов в области обеспечения национальной безопасности.

В Российской Федерации, где основным источником права является нормативный правовой акт, 12 мая 2009 г. Указом Президента

России была утверждена Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., закрепленная в одноименном нормативном правовом акте. Концепция национальной безопасности РФ (далее - Концепция), являвшаяся до этого времени основополагающим нормативным актом в области обеспечения национальной безопасности, была признана утратившей силу.

Разработка и принятие Стратегии национальной безопасности РФ явились инициативой Президента России Д.А. Медведева. Еще в сентябре 2008 г. на заседании Госсовета, посвященном войне в Южной Осетии, им было сделано заявление о необходимости принятия новой стратегии, заменяющей устаревшую, по словам Д.А. Медведева, Концепцию 1997 г. В марте 2009 г. Д.А. Медведев отметил неспособность Концепции регламентировать отношения в данной сфере, поскольку страна уже перешагнула переходный период 1990-х гг. и вышла на путь устойчивого и уверенного развития. Помимо

26

этого изменилось положение и на мировой арене, отдельные внешние угрозы потеряли свое значение, но появились и новые. В качестве основной идеи Стратегии национальной безопасности Д.А. Медведев определил создание безопасности через развитие.

Концепция и Стратегия национальной безопасности имеют структурные и сущностные отличия.

Понятие «концепция» обозначает обобщенную систему взглядов на что-либо [1, с. 209], в то время как стратегия определяется как искусство руководства общественной, политической борьбой [1, с. 542]. По смысловому наполнению данные понятия имеют различную направленность: если концепция - это система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности [2, с. 1], во многом основанная на суждении о должном положении вещей в данной сфере, то стратегия -это практически готовый план активных действий для выполнения поставленных целей. При этом Стратегия национальной безопасности не лишена теоретической основы. Сама же она определяется как официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу [3, ст. 3].

Концепция национальной безопасности более десяти лет служила практически единственным источником формирования и функционирования системы национальной безопасности. Согласно структуре данного документа национальная безопасность состояла из безопасности личности, общества и государства. Безопасность определяли национальные интересы и угрозы национальной безопасности, а также механизм обеспечения национальной безопасности.

Определение национальной безопасности в Концепции представляло собой скорее декларированный лозунг, нежели правовую категорию: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации» [2, с. 1].

Стратегия же в своей структуре имеет раздел под названием «Общие положения», в котором приведены не только основные задачи и направления действия данного нормативного акта, но и основные категории, используемые в

документе. Согласно Стратегии национальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [3, ст. 6]. В данном определении уже заложены приоритетные направления политики государства в сфере обеспечения национальной безопасности государства.

Особое место в Стратегии отведено стратегическим национальным приоритетам как важнейшим направлениям обеспечения национальной безопасности, в рамках которых реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности [3, ст. 6]. Заметим, что Концепция подобной категории не содержала.

Отличительной особенностью Стратегии национальной безопасности является то, что данный документ носит открытый публичный характер, поскольку он прошел публичное обсуждение в федеральных округах и согласование со всеми заинтересованными ведомствами. Работа по созданию Стратегии национальной безопасности велась в рамках межведомственной рабочей группы при аппарате Совета безопасности, в состав которой входили представители органов государственной власти: Аппарата Правительства, Администрации Президента, аппаратов полномочных представителей Президента в федеральных округах, Российской академии наук, а также экспертного сообщества и крупных корпоративных структур.

Принципиально отличается и структура данных документов. Концепция состояла из разделов, характеризующих детерминанты национальной безопасности, в то время как Стратегия выстроена в соответствии с видами национальных приоритетов и указывает в каждой определенной сфере (в экономике, науке, здравоохранении и т.д.) цели, задачи обеспечения национальной безопасности, негативные явления, оказывающие влияние на данную сферу, которые вполне можно расценивать как угрозы и конкретные пути решения сформулированных задач. В Концепции обеспечение национальной безопасности в различных сферах жизни общества вынесено в отдельный раздел

27

и не имело детальной проработки поставленных вопросов.

Раздел, характеризующий положение России на мировой арене, присутствует в каждом из документов. Однако для Стратегии характерно не только описание места России в мировом сообществе, но и указание основных тенденций внешней политики в области развития неформальных международных институтов, а именно наращивание взаимодействия в таких многосторонних форматах, как «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) [3, ст. 13], а также долгосрочные цели выстраивания международных отношений на принципах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества государства, опоры на международное право, обеспечение надежной и равной безопасности. Также Стратегия национальной безопасности не обходит вопрос о гонке вооружений, указывая, что Россия не намерена поддерживать затратную гонку вооружений. Стоит заметить, что данные тенденции и ранее вызывали немалый интерес со стороны США и Европы, но прямого закрепления во внутригосударственных нормативных правовых актах не имели.

Категория «личная безопасность» в Стратегии упоминается только в определении национальной безопасности, закрепленном в ст. 6. Но при этом в данном определении личности отводится главенствующая роль, поскольку в рамках национальной безопасности обеспечиваются конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни каждого отдельного гражданина.

Одним из самых значимых в плане нормативной проработки Стратегии является перечень характеристик состояния национальной безопасности, включающим семь пунктов и позволяющий реально оценить степень защищенности нашего государства. Среди этих характеристик следующие:

уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);

уровень роста потребительских цен; уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;

уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.

Однако по-прежнему открытым остается вопрос, будет ли эта оценка, осуществляемая компетентными органами, носить открытый характер или же она будет защищена соответствующим грифом?

Примечательно, что в самой Стратегии национальной безопасности указывается, что ее положения базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [3, ст. 3]. Данная Концепция была утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в настоящий момент действующей редакцией является распоряжение от 8 августа 2009 г. № 1121-р). Среди целей создания данного документа указаны не только такие направления, как определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе, но и обеспечение национальной безопасности. Конечно, социально-экономическое состояние и развитие страны во многом влияет на состояние национальной безопасности, поскольку противостоять внешним и внутренним угрозам возможно, лишь обладая достаточным потенциалом, в том числе и материальным. Концепция долгосрочного социально-экономического развития содержит вызовы предстоящего долгосрочного периода. При этом первый вызов состоит в усилении глобальной конкуренции [4, гл. I, ст. 2]. Считаем неоспоримым то, что для российского рынка является обыденным фактом закупка товаров из развивающихся стран, т.к. их стоимость ниже, чем стоимость товаров, произведенных на территории Российской Федерации, при этом и качество зачастую стоит на уровне с российским производством. Многие крупные компании предпочитают создавать свое производство, например, на территории Китая, нанося тем самым прямой или опосредованный вред национальной экономике.

В долгосрочной перспективе России необходимо стремиться к привлечению капитала из-за границы на свою территорию. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ в сфере безопасности граждан и общества отмечено стремление поддерживать

28

высокий уровень национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поскольку в условиях отсутствия опасности в значимых сферах жизнедеятельности гораздо комфортнее развиваться личности, в том числе и в сфере бизнеса [4, гл. I, ст. 3]. Как и в Стратегии национальной безопасности, в данном документе отмечено, что Россия намерена продолжать политику сдерживания за счет достижения высокого уровня боеспособности Вооруженных сил РФ. Оба документа отмечают острую необходимость перехода российской экономики от экспортно-сырьевой модели к инновационному социально ориентированному типу развития, с преобладанием промышленного производства, основанного на достижениях технического прогресса и инновационных технологиях производства. Данный переход возможен только при значительном потенциале в науке, образовании, технике и высоких технологиях, что согласно Стратегии национальной безопасности должно подвергнуться жесткому реформированию, дабы достичь конкурентоспособного уровня, утерянного в послесоветское время. Итак, основной задачей Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ ставит формирование инновационного социально ориентированного типа развития экономики. К характеристикам данной модели относят:

акцентирование внимания на модернизации традиционных секторов экономики, а это, прежде всего, сырьевой, нефтегазовый, аграрный, транспортный секторы, что позволит увеличить объем продукции отраслей высоких пределов;

улучшение качественных и количественных характеристик национальной экономики именно за счет внедрения инноваций во все сферы экономики;

формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 г. по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения) [4, гл. I, ст. 3].

Итак, Стратегия национальной безопасности действительно находится в тесной взаимосвязи, более того, базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. В части, касающейся безопасности граждан и общества, положения, относящиеся к наращиванию экономического потенциала, позволяющего противостоять как личности, так и государству внешним и внутренним угрозам, перекликаются и дополняют друг друга, позволяя придать комплексный характер решению проблем в области экономической безопасности страны.

При этом Стратегия национальной безопасности не является обособленным документом. Еще в период обсуждения проекта данного нормативного акта секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев говорил о принятии как минимум трех документов, позволяющих сформировать систему нормативных актов в области обеспечения национальной безопасности. Среди этих документов такие, как Военная доктрина РФ, Концепция государственной национальной политики РФ, Доктрина продовольственной безопасности РФ.

Доктрина продовольственной безопасности утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации [5, гл. I, ст. 1]. В данном документе развиваются положения Стратегии национальной безопасности. Подобно Стратегии национальной безопасности, данный нормативный правовой акт содержит в себе угрозы продовольственной безопасности России и механизм противодействия им с указанием стратегически важных направлений развития в различных областях производственной экономики. Под продовольственной безопасностью в данном документе понимается состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [5, гл. I, ст. 5]. Данное определение перекликается с положениями Стратегии национальной безопасности, характеризующими факторы противодействия угрозам национальной экономике [3, ст. 52].

29

Военная доктрина РФ утверждена Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации. Среди основных понятий, наряду с определением военной безопасности, существует и определение военной опасности, а также категория военной угрозы. Так, военная безопасность страны - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять [6, ст. 6]. В данном документе указаны не только военные угрозы и опасности во внешней и внутренней сферах, приемы противостояния им, но и направления развития военно-промышленного комплекса, а также основные приоритеты военно-политического сотрудничества с различными странами и союзами.

Таким образом, принятие Стратегии национальной безопасности РФ явилось актуальным и полностью обоснованным шагом, поскольку с момента принятия Концепции национальной безопасности ситуация во многом изменилась как внутри страны, так и на международной арене. Стратегия фиксирует теоретико-право-

1. Козлова Т.И. Толковый словарь. М., 2008.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 17 дек. 1997 г. № 1300 (в ред. от 10 янв. 2000 г. № 24).

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (в ред. от 1 июля 2014 г.).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р (в ред. от 8 авг. 2009 г. № 1121-р).

5. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утверждена Указом Президента РФ от 30 янв. 2010 г. № 120.

6. Военная доктрина Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 5 февр. 2010 г. № 146.

вые категории, ранее не прописанные в Концепции, обладает усовершенствованной структурой текста, содержит практически готовый план действий в рамках осуществления политики государства, направленной на обеспечение национальной безопасности в определенной сфере жизнедеятельности. Данные документы отличны и по своему формату, поскольку Концепция представляла собой лишь вектор деятельности государства в различных сферах жизнедеятельности, в Стратегии же в качестве направления обеспечения национальной безопасности определены стратегические национальные приоритеты. На основе Стратегии разработаны и приняты и другие взаимосвязанные документы, позволившие придать системный характер проблеме обеспечения национальной безопасности. Так, нормативную основу доктрины национальной безопасности Российской Федерации составляют: Фе Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Продовольственная доктрина РФ, Доктрина информационной безопасности РФ, Доктрина военной безопасности РФ и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, раскрывающие и дополняющие положения названных законов Российской Федерации.

1. Kozlova T.I. The explanatory dictionary. Moscow, 2008.

2. National security concept of the Russian Federation: appr. by Decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec. 17, 1997 № 1300 (as amended on Jan. 10, 2000 № 24).

3. National security strategy of the Russian Federation until 2020: appr. by Decree of the President of the Russian Federation d.d. May 12, 2009 № 537 (as amended on July 1, 2014).

4. Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020: appr. by order of the Government of the Russian Federation d.d. Nov. 17, 2008 № 1662-R (as amended on Aug. 8, 2009 № 1121-R).

5. Food security doctrine of the Russian Federation: appr. by Decree of the President of the Russian Federation d.d. Jan. 30, 2010 № 120.

6. Military doctrine of the Russian Federation: appr. by the Decree of the President of the Russian Federation d.d. Febr. 5, 2010 № 146.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.