Научная статья на тему 'Некоторые вопросы Стратегии национальной безопасности 2015 как правовой Основы обеспечения национальной безопасности России'

Некоторые вопросы Стратегии национальной безопасности 2015 как правовой Основы обеспечения национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1356
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН РФ / NATIONAL SECURITY / BORDER SECURITY / TERRITORIAL INTEGRITY / CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерёмичев Фёдор Степанович

Анализируются понятия «национальная безопасность» в свете требований Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of the national security Strategy 2015 as a legal framework ensuring the national security of Russia

Analyzes the concept of «national security» in light of the requirements of the decree of the President of the Russian Federation from December, 31st, 2015 № 683 «On the strategy of national security of the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы Стратегии национальной безопасности 2015 как правовой Основы обеспечения национальной безопасности России»

УДК 34 ББК 67

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТРАТЕГИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 2015 КАК ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИИ

ФЁДОР СТЕПАНОВИЧ ЕРЁМИЧЕВ,

соискатель аспирантуры государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации E-mail: Fedor-eremichef@yandex. ru Научная специальность 12.00.11 - судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются понятия «национальная безопасность» в свете требований Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Ключевые слова: национальная безопасность, пограничная безопасность, территориальная целостность, Конституционные права и свободы граждан РФ.

Annotation. Analyzes the concept of «national security» in light of the requirements of the decree of the President of the Russian Federation from December, 31st, 2015 № 683 «On the strategy of national security of the Russian Federation».

Keywords: national security, border security, territorial integrity, Constitutional rights and freedoms of citizens of the Russian Federation.

Как известно нормы ч. 3 ст. 4 ФЗ «О безопасности» определяют, что «государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации»1. Таким образом, нормы данного федерального закона напрямую определяют Стратегию национальной безопасности, как концептуальный документ, который утверждается непосредственно Президентом РФ.

Вместе с тем, возникает вопрос: является ли Стратегия нормативно - правовым актом или нет. Мы полагаем, что сама стратегия не является нормативно - правовым актом, она скорее содержит положения - цели, положения - задачи.

31 декабря 2015 г. Указом Президента РФ была утверждена новая Стратегия национальной безопасности России2. Новая редакция Стратегии пришла на смену документу, который действовал с 2009 г.3.

Отметим, что новая Стратегия содержит нововведения по сравнению с ранее действовавшей Стратегией.

Эти изменения касаются даже терминологии. Так, например, ранее действовавший документ, закрепляя понятие термина «национальная безопасность», исходил из того, что национальная безопасность - это «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».

В то же время, новый документ определяет, что национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую,

транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности4.

Таким образом, исходя из определения, которое даётся новой Стратегией, целями национальной безопасности уже становится устойчивое социально -экономическое развитие Российской Федерации, но исключается, например, оборона государства.

Новая Стратегия определяет и структуру национальной безопасности, включая такие структурные элементы, как безопасность государства, личности, общества, а также информационную, экологическую, экономическую, транспортную безопасность.

При этом отдельно не выделяются такие разновидности национальной безопасности, как военная, пограничная, финансовая, таможенная, радиационная. Конечно, сама Стратегия определяет, что этот перечень неполный, определяя, что Конституция и федеральное законодательство могут предусмотреть и иные разновидности национальной безопасности. В настоящее время Конституция употребляет термин «экологическая безопасность»5. Также принята Стратегия продовольственной безопасности6. Вместе с тем, например, понятие «пограничная безопасность» определяется (и, по мнению автора, весьма неудачно) лишь в «Основах пограничной политики», которая была принята ещё в 1996 г.7.

Мы полагаем, что авторы Стратегии допустили логическую ошибку, фактически смешав основания ти-пологизации видов национальной безопасности - выделение общественной, государственной безопасности и безопасности личности осуществляется исходя из объекта, а выделение всех иных видов безопасности осуществляется в зависимости от сферы общественных отношений, в рамках которых складываются соответствующие общественные отношения.

Обратим внимание ещё на одну коллизию в самом определении: с одной стороны, в определении «национальная безопасность» говорится об обеспечении конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, но с другой, - дается такое определение, как «безопасность личности». Естественно понятия «гражданин Российской Федерации» и понятие «личность» явно не совпадают, так как категория личность не зависит от наличия или отсутствия гражданства государства. Мы полагаем, что здесь следует вести разговор об обеспечении конституционных прав личности.

Стоит отметить еще и такой факт - авторы новой Стратегии по какой-то причине отказались от использования такого термина, как «силы обеспечения национальной безопасности». Ранее действовавший документ под силами обеспечения национальной безопасности понимал «Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании за-

конодательства Российской Федерации». Такое определение, конечно, содержало определённый дефект, так как сводило перечень субъектов обеспечения национальной безопасности только лишь к Вооружённым силам, иным войскам, воинским формированиям, федеральным органам государственной власти; при этом из таких субъектов исключались органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения граждане. Действующая Стратегия вовсе отказывается от определения понятия «силы (субъекты) обеспечения национальной безопасности». Вместе с тем, новая Стратегия вводит понятие «обеспечение национальной безопасности», согласно которому под обеспечением национальной безопасности понимается «реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов».8 Таким образом, фактически называются такие субъекты обеспечения национальной безопасности, как органы государственной власти, органы местного самоуправления и институты гражданского общества, но почему-то исключаются Вооружённые силы, воинские формирования. К тому же, непонятно, что именно следунт понимать под категорией «институты гражданского общество». В политологии под категорией «гражданское общество» понимаются те сферы общества, сферы общественных отношений, которые непосредственно не подчиняются государству. Но такое определение не даётся ни в одном правовом акте. Так что новая стратегия сделала определённый шаг назад в вопросе определения субъектов обеспечения национальной безопасности РФ.

Мы полагаем, что авторы новой Стратегии повторили также ошибку своих предшественников, закрепив определение «национальная безопасность» только как состояние «защищённости» (это определение фиксирует статику), отказавшись дополнить данное определение категорией «деятельность» (эта категория характеризует динамику).

Стратегия некоторым образом меняет основные положения раздела «Россия в современном мире». Давая характеристику положению России в современном мире, авторы Стратегии отмечают, что в настоящее время создана основа для дальнейшего наращивание экономического, политического, военного, а также духовного потенциала России. Как отмечают авторы, Россия продемонстрировала способность к обеспечению всех главных составляющих государственности - обеспечение суверенитета; независимости, государственной целостности, территориальной целостности. Авторы обращают внимание на то, что Россия обеспечивает и защиту прав соотечественников за рубежом; увеличивает влияние в международных отношениях. В частности, определяется, что увеличивается рост

России в решении самых важных международных проблем, в урегулировании международных вооружённых конфликтов, в обеспечении стабильности международного права.

Особое внимание авторы Стратегии уделяют укреплению экономического потенциала России в условиях мирового экономического кризиса; позитивным тенденциям в сфере охраны здоровья граждан, а также в духовной сфере современного российского общества.

Авторы Стратегии отмечают появление новых угроз национальной безопасности России. В частности, проведение РФ самостоятельной как внешней, так и внутренней политики, вызывает противодействие со стороны США и их союзников, стремящихся сохранить свое доминирование в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.

Авторы выделяют ещё и такую угрозу, как рост глобальной и региональной безопасности. Кроме того, в международных отношениях не снижается роль фактора силы, насилия. Как отмечают авторы, «в соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений»9.

Авторы обращают внимание и на наращивание силового потенциала НАТО, на то, что «возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно снижаются при размещении в Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке компонентов системы противоракетной обороны США, в условиях практической реализации концепции «глобального удара», развертывания стратегических неядерных систем высокоточного оружия, а также в случае размещения оружия в космосе»10.

Правда, конкретные цифры не приводятся, но доктринально определяются. Так, например, как отмечает В. Кудинов, «фактическое расширение НАТО ведет к созданию сплошного военно-силового поля НАТО вдоль российских границ: от стран Балтии на северо-западе, через Польшу, Чехию и Словакию в Центральной Европе до Болгарии, Греции, Румынии и Турции на юге. Таким образом, происходит расширение геополитического и геостратегического пространства Североатлантического альянса во главе с Соединенными Штатами Америки, которое уже практически граничит с Россией. Трансформация НАТО отражает стремление США сохранить контроль над странами Европы, ограничить их суверенитет и экономические интересы. В связи с этим расширено Европейское командование. В его зону ответственности дополнительно включены Эстония, Латвия, Литва, Молдова, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан. Сейчас на европейском континенте НАТО имеет преимущество над Россией в масштабах 3:1 по бронетанковой технике, 3:1 по артиллерии, 2:1 по боевым самолетам и вертолетам»11.

Авторы Стратегии обращают внимание и на такую глобальную угрозу, как рост числа государств, которые или уже имеют ядерное оружие либо имеют хороший потенциал для создания такого оружия. Естественно, обращается внимание и на негативную практику свержения легитимных политических режимов фактически во всех географических регионах мира.

Следует обратить внимание и на то, что современная Стратегия несколько по-иному закрепляет основные направления обеспечения национальных интересов России, т.е. систему национальных приоритетов и оценку угроз национальной безопасности России.

Новая Стратегия фактически закрепляет те же самые национальные приоритеты, что и ранее действовавший документ, правда, вместо термина «национальная оборона», употребляется термин «оборона страны». Логически это термины - синонимы. Но содержание этих двух приоритетов с точки зрения двух документов неодинаково.

Так, например, ранее действовавшая Стратегия одним из важных направлений обеспечения национальной безопасности называла надёжную охрану и защиту Государственной границы РФ.

При этом напрямую были сформулированы и основные угрозы интересам и безопасности РФ в пограничной сфере. Такими угрозами назывались, в частности, возможная эскалация вооружённых конфликтов вблизи государственной границы, незавершенность международно- правового оформления государственной границы РФ с отдельными сопредельными государствами; деятельность международных и террористических организаций, которая направлена на переброску на территорию России эмиссаров, средств террора; активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу наркотических средств, товаров, грузов, биологических ресурсов, культурных ценностей, а также незаконная миграция. Выделялась и такая угроза как недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащённости пограничных органов.

Мы полагаем, что и этот перечень угроз в пограничной сфере был неполон, в частности не обращалось внимание на рост числа преступлений, посягающих на пограничную безопасность России, на депрессивный характер экономики приграничных регионов.

Авторы же новой Стратегии вовсе отказались от обозначения каких-то угроз в пограничной сфере. Более того, такие термины, как «пограничная сфера», «пограничной пространство» фактически ушли из документа (термин «пограничное пространство» употребляется только один раз).

Конечно, нормы действующей Стратегия в целом определяет угрозы государственной и общественной безопасности. Некоторые из них, естественно, являются и угрозами пограничной безопасности, такие, как, например: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностран-

ных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам; деятельность террористических и экстремистских организаций; деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми. Но всё же отказ авторов Стратегии от выделения угроз пограничной безопасности не может быть признан правильным.

Более того, нормы п. 42 ранее действовавшей Стратегии определяли и основные направления обеспечения пограничной безопасности, такие, как например, создание высокотехнологических и многофункциональных пограничных комплексов, прежде всего, на границах с Казахстаном, Украиной, Грузией, Азербайджаном; повышение эффективности охраны государственной границы, прежде всего, в Арктической зоне Российской Федерации, на Дальнем Востоке и на Каспийском направлении.

Действующая Стратегия в п. 48 сохраняет положение о том, что обеспечение национальной безопасности в пограничном пространстве осуществляется путем развертывания на государственной границе Российской Федерации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем, повышения эффективности пограничной деятельности, говорит о необходимости межведомственного сотрудничества, активизации процесса международно-правового оформления государственной границы и социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации.

Основные мероприятия в рамках обеспечения пограничной безопасности России сформулированы более абстрактно, чем в ранее действовавшем документе.

Таким образом, как мы полагаем, в части определения угроз в пограничном пространстве и основных направлений пограничной деятельности, авторы Стратегии делают определённый шаг назад по сравнению с ранее действовавшей Стратегией.

По мнению автора, это проявление общей тенденции отказа от подробного нормативно-правового регулирования деятельности уполномоченных субъектов по обеспечению пограничной безопасности России, что выражается, например, и в отсутствии чёткого нормативного определения даже основных понятий, таких как «пограничная безопасность», «пограничная политика», пограничная деятельность» и в других правовых актах.

Мы также полагаем, что обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации должно быть выделено как отдельный стратегический национальный приоритет.

В остальных моментах нормы новой Стратегии во многом повторяют нормы ранее действовавшей Стратегии. Отметим только, что авторы новой Стратегии,

по нашему мнению, вводят более чёткие показатели оценки состояния национальной безопасности. В отличие от ранее действовавшего документа, теперь к таким критериям относится, прежде всего, удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств; доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооружённых силах, других войсках, вооружённых формированиях; ожидаемая продолжительность жизни; доля расходов в ВВП на развитие науки, образования, культуры, обеспечение экологической безопасности.

Таким образом, мы может сделать вывод, что новая стратегическая концепция не является совершенной. Мы полагаем, что неоптимально сформулированы основные термины, игнорируется такое направление обеспечения национальной безопасности, как обеспечение пограничной безопасности. В то же самое время, авторы Стратегии более адекватно формулируют нормы о месте России в современном мире, более чётко определяют показатели оценки состояния национальной безопасности России.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 4 февраля 2014 г. № 1 -ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г.) «О безопасности» // Российская газета, 2010. 29 декабря. № 295.

3. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 4 января 2016, № 1 (ч. II), Ст. 212.

4. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 1 февраля 2010 г. № 5, Ст. 502.

5. Основы пограничной политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 1996 г.) // СПС Гарант.

6. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (ред. от 1 июля 2014 г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СПС Консультант Плюс. Утратил силу.

7. Кудинов В.В. Основные угрозы безопасности государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в условиях Таможенного союза // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1.

References

1. The Constitution Of The Russian Federation. Adopted by popular vote 12 December 1993 (as amended, amended Laws of the Russian Federation on amendments to the Con-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

stitution of the Russian Federation of 30 December 2008 № 6-FKZ dated 30 December 2008 No. 7-FKZ, dated 4 February 2014 № 1 - FKZ) // Russian newspaper. 1993. 25 Dec. No. 237.

2. Federal law of 28 December 2010 № 390-FZ (as amended on October 5, 2015) "About safety" // the Russian newspaper, 2010. 29 Dec. No. 295.

3. The decree of the President of the Russian Federation from December 31, 2015 No. 683 "On the strategy of national security of the Russian Federation" // Sz the Russian Federation. January 4, 2016, no. 1 (part II), Art. 212.

4. The presidential decree of January 30, 2010 № 120 "On approval of food security Doctrine of the Russian Federation" // Sz the Russian Federation. February 1, 2010 № 5, Art. 502.

5. Fundamentals of the border policy of the Russian Federation (UTV. The President of the Russian Federation of 5 October 1996) // ATP Garant.

6. The decree of the President of the Russian Federation 12 may 2009 No. 537 (as amended on July 1, 2014) "On the national security Strategy of the Russian Federation till 2020" // SPS Consultant Plus. No longer in force.

7. Kudinov V.V. Main threats to the security of the state in the sphere of protection and protection of the State border of the Russian Federation in the Customs Union // State power and local self-government. 2013. No. 1.

1 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 5 октября 2015 г.) «О безопасности» // Российская газета, 2010. 29 декабря. № 295.

2 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ

РФ. 4 января 2016, № 1 (ч. II), Ст. 212.

3 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (ред. от 1 июля 2014 г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СПС Консультант Плюс. Утратил силу.

4 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 4 января 2016, № 1 (ч. II), Ст. 212.

5 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 4 февраля 2014 г. № 1 - ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.

6 Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 1 февраля 2010 г. № 5, Ст. 502.

7 Основы пограничной политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 1996 г.) // СПС Гарант.

8 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ, 4 января 2016 г., № 1 (ч. II), Ст. 212.

9 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 4 января 2016, № 1 (ч. II), Ст. 212.

10 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 4 января 2016, № 1 (ч. II), Ст. 212.

11 Кудинов В.В. Основные угрозы безопасности государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в условиях Таможенного союза // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1. С. 31.

Г

s||i Академия

оДщ, Следственного комитета

7| Российской Федерации

Квалификация преступлений против личности. Учебник // Под ред. А.М. Багмета, Изд-во ЮНИТИ, 2016.

В основе материалов учебника лежат действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также обобщенный личный практический опыт авторов, полученный ими в процессе прохождения государственной правоохранительной службы в органах дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Рассмотрены и проанализированы следующие виды преступлений: преступления против личности, преступления против жизни, преступления против здоровья, преступления против свободы, чести и достоинства личности человека, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против семьи и несовершеннолетних.

Для курсантов, слушателей, студентов, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования СК России, а также для практических сотрудников СК России и других правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.