Научная статья на тему 'Отражение проблемы коррупции в стратегии национальной безопасности Российской Федерации'

Отражение проблемы коррупции в стратегии национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1737
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОРРУПЦИЯ / NATIONAL SECURITY STRATEGY / A THREAT TO NATIONAL SECURITY / CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миловидова Анастасия Сергеевна

Данная статья посвящена анализу Стратегии национальной безопасности России. Автором исследуются вопрос о закреплении в тексте документа положений, связанных с проблемой коррупции как угрозы национальной безопасности, а также перспективы дальнейшего отражения аналогичных вопросов в федеральном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of corruption in the new national security strategy of Russia

This article is devoted to the analysis of the national security Strategy of Russia. The author examines the problem of the consolidation of the issues relating to corruption as a threat to national security in the text of this document. The author also describes further possible reflection of the same question in federal legislation.

Текст научной работы на тему «Отражение проблемы коррупции в стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

УДК 343.35

Миловидова Анастасия Сергеевна Milovidova Anastasia S.

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры конституционного и международного права Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), lecturer of the chair of constitutional and international law Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, 603950).

E-mail: [email protected]

Отражение проблемы коррупции в Стратегии национальной безопасности

Российской Федерации

The issue of corruption in the new national security strategy of Russia

Данная статья посвящена анализу Стратегии национальной безопасности России. Автором исследуются вопрос о закреплении в тексте документа положений, связанных с проблемой коррупции как угрозы национальной безопасности, а также перспективы дальнейшего отражения аналогичных вопросов в федеральном законодательстве.

Ключевые слова: стратегия национальной безопасности, угроза национальной безопасности, коррупция.

This article is devoted to the analysis of the national security Strategy of Russia. The author examines the problem of the consolidation of the issues relating to corruption as a threat to national security in the text of this document. The author also describes further possible reflection of the same question in federal legislation.

Keywords: national security strategy, a threat to national security, corruption.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [1], принятая в 2015 году, за первый год своего существования была изучена весьма многосторонне. Исследователи обращались к понятию и системе национальной безопасности [2], к отдельным элементам ее содержания [3], а также к особенностям юридической техники документа [4]. С позиции отраслевых юридических дисциплин представляет интерес в большей степени изучение отдельных аспектов безопасности через призму тех угроз, которые были отмечены в рассматриваемом Указе Президента РФ. Самостоятельному исследованию в 2016 году подвергались терроризм и экстремизм [5], организованная преступность [6; 7], незаконная миграция [8], преступность в сфере информационных и телекоммуникационных технологий [9] и т. п.

Обращает на себя внимание широкий перечень работ, рассматривающих такое антисоциальное явление, как коррупция в качестве одной из угроз национальной безопасности [10—12]. Однако не всегда уточняется отноше-

ние государства к этому явлению, другими словами, не делается отсылка к непосредственным источникам, определяющим очевидный для нас негативный статус этого явления. Он был отражен в качестве следующего принципа в Национальной стратегии противодействия коррупции [13]: «признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации». Однако документ был разработан в 2010 году. В связи с этим полагаем необходимым обратиться к тому, как именно отражен прямо и косвенно вопрос о коррупции в новом основополагающем стратегическом документе о национальной безопасности нашего государства, определить — был ли дополнен, расширен или вовсе изменен данный принцип по прошествии пяти лет.

Итак, коррупция упоминается в Стратегии национальной безопасности РФ [1] в шести пунктах.

1. Она встречается среди угроз государственной и общественной безопасности (п. 43), причем выделена в этом пункте самостоятельно наряду с преступными посягательствами против государственной власти и экономической

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 1 (37)

5 9

безопасности. В такой позиции авторов прослеживается обозначенный ранее принцип — коррупция обозначается обособлено, последствия ее системны и не могут быть отнесены исключительно к одной группе противоправных деяний.

2. В направлениях обеспечения государственной и общественной безопасности указывается на необходимость совершенствования правового регулирования предупреждения коррупции (п. 44).

3. Одной из главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики названо наличие в обществе условий для совершения коррупционных деяний (п. 56). В этом пункте логический ряд продолжают теневая экономика и криминализация хозяйственно-финансовых отношений в целом.

4. Среди факторов обеспечения экономической безопасности соответственно также называется борьба с коррупцией.

5. Эта деятельность представлена и как элемент государственной социально-экономической политики, реализуемой органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества (п. 62). Интересно, что более ранний документ нашего государства по вопросам экономики, например, до сих пор действующая Стратегия экономической безопасности 1996 года [14], даже не упоминает исследуемый нами в рамках настоящей статьи термин, скрывая его за более широкой категорией — «криминализация общества и хозяйственной деятельности». Очевидно, что наличие такого документа усложняет правоприменительную практику. Обновление его необходимо и ожидается в ближайшее время. Как сообщается в официальных источниках, 7 декабря 2016 года Совет безопасности РФ «одобрил проект Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» [15].

Таким образом, рассматриваются два отдельных блока стратегических национальных приоритетов: государственная и общественная безопасность и экономический рост, в каждом из которых, наряду с прочими проблемами, указывается на коррупцию, а затем предлагаются направления устранения этой угрозы. Однако указанные выше аспекты стратегических национальных приоритетов «лежат на поверхности». С учетом того, что данный феномен проявляется во взаимоотношениях с представителями власти, имеющими полномочия в различных сферах жизни, а также, принимая во внимание один из принципов Национальной стратегии

противодействия коррупции [13], полагаем, что и другие национальные приоритеты (например, оборона страны, здравоохранение, «повышение качества жизни российских граждан» и др.) могут быть затронуты этим негативным явлением. Следовательно, коррупция должна рассматриваться как угроза и иным национальным приоритетам.

6. Особо следует выделить пункт 46 Стратегии национальной безопасности РФ [1]. Здесь впервые среди универсальных стратегических документов нашего государства (Концепция 1997 г. [16], Стратегия 2009 г. [17]) проблеме коррупции посвящен самостоятельный структурный элемент. В нем указывается на то, что это явление служит «препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов». Именно в этом пункте определяется его всеобъемлющий характер. Важно, что его положения обращают нас в большей степени к необходимости ведения предупредительной работы.

Именно здесь авторы документа отражают важность изменений в социуме, говоря об искоренении «причин и условий, порождающих коррупцию». С положительной стороны стоит отметить, что предложены, во-первых, отдельные направления такой деятельности, а также пути их юридического закрепления. Если рассматривать первое, то здесь выделяются морально-этические аспекты — формирование атмосферы неприемлемости коррупции и практические аспекты — повышение ответственности за коррупционные преступления, совершенствование правоприменительной практики. Вторая составляющая — формально-юридический аспект — представлена введением в правовое пространство таких документов, как Национальная стратегия противодействия коррупции [13] и национальные планы по тому же вопросу [18]. В предыдущей версии (в 2009 году) упоминался лишь План противодействия коррупции, который был введен в действие в 2010 году и в последующем пересматривался каждые два года. Таким образом, правовое регулирование было отчасти несистемно. Сегодня же этот вопрос весьма однозначен. Однако урегулирован он Стратегией [1], то есть политическим документом. Полагаем, для придания ему дополнительной официальности, а также для введения единообразия в использовании терминологии и методологии было бы целесообразно продублировать эти положения в федеральном законодательстве. Возможно, следует расширить положения статьи 5 Федерального закона от

25 декабря 28 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [19], включив в перечень организационных основ противодействия коррупции обязанность главы государства утверждать Национальную стратегию противодействия коррупции и национальные планы. Здесь же или в самостоятельной статье необходимо отметить цели создания этих документов, вопросы содержания, сроки их переработки и иные вопросы, которые в настоящий момент определены лишь юридической практикой.

Суммируя все вышесказанное, отметим, что нам удалось выявить соответствие положений действующей новой Стратегии национальной безопасности [1] одному из основных принципов Национальной стратегии противодействия коррупции [13], предложенному несколькими годами ранее. Хотелось бы лишь высказать пожелание о дальнейшем включении этой проблемы не только в блоки о государственной, общественной и экономической безопасности, но и в иные разделы.

Считаем важным обратить внимание на то, что ряд документов, принятых еще в XX веке, требует обновления в свете сложившегося представления о коррупции как одной из угроз национальной безопасности.

Кроме того, предлагаем внести некоторые уточнения в Федеральный закон «О противодействии коррупции» с целью формального закрепления статуса основополагающих стратегических документов по вопросам противодействия коррупции. Ведь в целях обеспечения национальной безопасности именно гармонично построенное законодательство должно стать фундаментом для последующей эффективной правоприменительной деятельности в сфере противодействия такому антиобщественному явлению, как коррупция.

Примечания

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ч. 2, ст. 212.

2. Трусов Н.А. Система национальной безопасности России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3 (35). С. 20—26.

3. Красильникова Н.А. Взаимодействие органов власти и институтов гражданского общества в новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34). C. 288—293.

4. Миловидова А.С. Новая стратегия национальной безопасности России: технико-юридическое сравнительно-правовое исследование // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34). С. 179—186.

5. Ганаева Е.Э. Терроризм, национализм и экстремизм как угрозы национальной безопасности государства // Международное научное издание: Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2016. № 1 (20). С. 200—204.

6. Тишкин Д.Н. Методологические проблемы исследования организованной преступности как угрозы национальной безопасности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 2. С. 114—121.

7. Самыгин П.С., Тишкин Д.Н. Организованная преступность в экономической сфере как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Экономические проблемы России и региона: Ученые записки. Ростов-на-Дону, 2016. С. 117—125.

8. Капинус О.С. Противодействие незаконной миграции как угрозе национальной безопасности России // Миграционное право. 2016. № 1. С. 29—33.

9. Мочалов И.А., Шалагинова О.Б. Преступность в сфере информационно-телекоммуникационных технологий как угроза национальной безопасности страны // Преступность в сфере информационных и телекоммуникационных технологий: проблемы предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. 2016. № 1. С. 131—136.

10. Егорова А.С. Коррупция в правоохранительных органах как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 4—7 (46). С. 147—149.

11. Бузин Р.В., Золотарев И.И., Золотарева Н.А. Коррупция как внутренняя угроза экономической безопасности национальной экономики России // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2016. № 1 (48). С. 244—250.

12. Дудник И.М. Коррупция как угроза национальной безопасности РФ // Актуальные проблемы права и экономики: сборник научных трудов. Саратов, 2016. С. 113—115 и др.

13. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010—2011 годы: указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г № 460 // Российская газета. 2010. 15 апреля.

14. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г № 608 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 18, ст. 2117.

15. О Стратегии экономической безопасности. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/1179.html (дата обращения: 07.12.2016).

16. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Прези-

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 1 (37)

61

дента от 17 декабря 1997 г № 1300 // Российская газета. 1997. 26 декабря.

17. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. 2009. 19 мая.

18. О Национальном плане противодействия коррупции на 2016—2017 годы: указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 14, ст. 1985.

19. Собрание законодательства РФ. 2008. № 52, ч. 1, ст. 6228.

Notes

1. On the national security strategy of the Russian Federation: the presidential decree of December 31, 2015 № 683 // Collection of legistative acts of the RF. 2016. № 1, p. 2, art. 212.

2. Trusov N.A. The system of the national security of Russia // Legal science and practice: Journal of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2016. № 3 (35). P. 20—26.

3. Krasylnikova N.A. The interaction between the authorities and civil society institutions in a new national security Strategy of the Russian Federation // Legal science and practice: Journal of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2016. № 2 (34). P. 288—293.

4. Milovidova A.S. The new national security strategy of Russia: technical and legal comparative research // Legal science and practice: Journal of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2016. № 2 (34). P. 179—186.

5. Ganaeva E.E. Terrorism, nationalism, and extremism as threats to national security // International scientific publication: Modern fundamental and applied research. 2016. № 1 (20). P. 200—204.

6. Tishkin D.N. Methodological problems in the study of organized crime as threats to national security // Economic and humanitarian researches of regions. 2016. № 2. P. 114—121.

7. Samygin P.S., Tishkin D.N. Organized crime in the economic sphere as a threat to national security of the Russian Federation // The economic problems of Russia and the region: Academic notes. Rostov on Don, 2016. P. 117—125.

8. Kapinus O.S. Combating illegal migration as a threat to Russia's national security // Migration law. 2016. № 1. P. 29—33.

9. Mochalov I.A., Shalaginova O.B. Crime in the sphere of information and telecommunication technologies as a threat to national security // The crime in the sphere of information and telecommunication technologies: the problems of prevention, disclosure and investigation of crimes. 2016. № 1. P. 131—136.

10. Egorova AS. Corruption in law enforcement as a threat to the national security of the Russian Federation // International research journal. 2016. № 4-7 (46). P. 147—149.

11. Buzin R.V., Zolotarev I.I., Zolotareva N.A. Corruption as an internal threat to the economic security of the national economy of Russia // Bulletin of the Voronezh state agrarian university. 2016. № 1 (48). P. 244—250.

12. Dudnik I.M. Corruption as a threat to national security of the Russian Federation // Actual problems of law and economics: collection of scientific works. Saratov, 2016. P. 113—115.

13. About National strategy of counteraction of corruption and National plan of counteraction of corruption on 2010—2011: the presidential decree of April 13 2010 № 460 // Rossiyskaya gazeta. 2010. April 15.

14. On state strategy of economic security of the Russian Federation (Main provisions): the presidential decree of April 29 1996 № 608 // Collection of legistative acts of the RF. 1996. № 18, art. 2117.

15. About strategy of economic security. URL: http:// www.scrf.gov.ru/news/1179.html (date of accessed: 07.12.2016).

16. On the Concept of the national security of the Russian Federation: the presidential decree of December 17, 1997 № 1300 // Rossiyskaya gazeta. 1997. December 26.

17. On the national security Strategy of the Russian Federation until 2020: the presidential decree of May 12 2009 № 537 // Rossiyskaya gazeta. 2009. May 19.

18. About the National anti-corruption plan for 2016— 2017: the presidential decree of April 1 2016 № 147 // Collection of legistative acts of the RF. 2016. № 14, art. 1985.

19. Collection of legistative acts of the RF. 2008. № 52, p. 1, art. 6228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.