Научная статья на тему 'К вопросу формирования стратегических ориентиров в области обеспечения экономической безопасности как важнейшего системного элемента национальной безопасности Российской Федерации'

К вопросу формирования стратегических ориентиров в области обеспечения экономической безопасности как важнейшего системного элемента национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ДОКУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / RUSSIA'S NATIONAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION / THREATS AND CHALLENGES TO ECONOMIC SECURITY / GOVERNANCE / STRATEGIC PLANNING / STRATEGIC PLANNING DOCUMENTS / STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морукова Анна Анатольевна

Представлены основные положения в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Раскрыто значение экономической безопасности как важнейшего системного элемента национальной безопасности. Определена необходимость формирования современной Стратегии обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морукова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the formation of strategic guidelines in the area of economic security as an essential element of the system of national security of the Russian Federation

The article presents the main provisions in the area of economic security of the Russian Federation at the present stage. Labeled its value as an essential element of the system of national security. The necessity of formation of the modern strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования стратегических ориентиров в области обеспечения экономической безопасности как важнейшего системного элемента национальной безопасности Российской Федерации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 33 ББК 65

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО СИСТЕМНОГО ЭЛЕМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АННА АНАТОЛЬЕВНА МОРУКОВА,

доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)

Рецензент: кандидат юридических наук С.В. Калинина

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлены основные положения в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Раскрыто значение экономической безопасности как важнейшего системного элемента национальной безопасности. Определена необходимость формирования современной Стратегии обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.

Ключевые слова: национальная безопасность Российской Федерации, экономическая безопасность Российской Федерации, угрозы и вызовы экономической безопасности, государственное управление, стратегическое планирование, документы стратегического планирования, Стратегия обеспечения экономической безопасности.

Annotation. The article presents the main provisions in the area of economic security of the Russian Federation at the present stage. Labeled its value as an essential element of the system of national security. The necessity of formation of the modern strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030.

Keywords: Russia's national security, economic security of the Russian Federation, threats and challenges to economic security, governance, strategic planning, strategic planning documents, the Strategy of economic security.

В системе национальной безопасности Российской Федерации важнейшим элементом является экономическая безопасность1, которая определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в сфере экономики.

В настоящее время российская экономика испытывает на себе воздействие большого количества вызовов и угроз, которые могут быть как внутренними, так и внешними, реальными и потенциальны-ми2. Вызовы и угрозы экономической безопасности во многом связаны с процессами, происходящими как в государственной экономике, так и в международных экономических отношениях. Потенциальную угрозу представляют процессы, связанные с

глобальной нестабильностью мировой экономики, усилением глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг и капитала. Имеет место структурная перестройка мирового хозяйства, меняется баланс между экономическими центрами, отмечается возрастание значения региональных экономических союзов и развитие новых технологий. Также в качестве потенциальной угрозы необходимо рассматривать фактор, связанный с дефицитом и качеством трудовых ресурсов экономики, необходимость роста их интеллектуализации. Реальную угрозу представляет экспортно-сырьевой тип развития экономики России, базирующийся на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта, одновременно с имеющим место рез-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ким падением цен на ресурсы. В настоящее время в России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием и некоторым износом транспортной и иных инфраструктурных сфер, а также необходимостью резкого сокращения бюджетных расходов.

В качестве реальной угрозы экономической безопасности необходимо рассматривать рост административных правонарушений и преступлений как в сфере экономики, так и в иных сферах, которые во многом исходят из проблем в области социально-экономического развития Российской Федерации3.

В решение проблем в области экономической безопасности считаем необходимым выступить с инициативой формирования современной Стратегии обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. (далее — Стратегия) как отраслевого документа системы стратегического планирования Российской Федерации. Согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации»4, который определяет рамочный контур стратегического планирования в Российской Федерации, отраслевые стратегические документы могут формироваться на период, не превышающий период действия Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации5. В настоящее время Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации принят на период до 2030 г.6; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации принята на период до 2020 г.7. В декабре 2015 г. Министерство экономического развития Российской Федерации сформировало обновленный Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017 и 2018 гг., в основе которого во многом негативные тенденции развития экономической ситуации 2015 г. Это предполагает, что Стратегия обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, разрабатываемая и принимаемая на период до 2030 г., обязательно должна содержать механизм, предусматривающий ежегодное уточнение критериев и параметров показателей экономической безопасности во взаимосвязи с реалиями в области социально-экономического развития Российской Федерации.

Кроме прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, при формировании Стратегии обязательно должны учитываться положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации8, Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г.9, законодательные и иные нормативные правовые акты в области обороны и национальной безопасности Российской Федерации, основных сфер экономики. Положения Стратегии должны коррелировать с положениями Стратегии обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.10, Концепции общественной безопасности Российской Федерации11, Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.12, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.13, Энергетической стратегии России на период до 2030 г.14, и иных документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполага-ния по отраслевому и территориальному принципу на федеральном уровне.

Стратегия направлена на решение одновременно двух задач, связанных с развитием экономики и ее основных сфер, а также предусматривает механизмы обеспечения экономической безопасности этого процесса. Согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» разрабатываемая Стратегия должна обязательно содержать: оценку состояния в области экономической безопасности Российской Федерации; показатели развития, в том числе параметры и критерии их оценки, соответствующие различным вариантам развития экономики; приоритеты, цели, задачи государственного управления в обозначенной области, способы и механизмы их эффективного достижения и решения. В документе должен быть предусмотрен механизм развития основных положений Стратегии согласно территориально-административному устройству Российской Федерации. Стратегия должна иметь реализацию на всех уровнях государственного управления посредством развития данного документа в субъектах Российской Федерации и на уровне муниципальных образований путем принятия соответствующих документов на указанных уровнях.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

В системе государственного управления вопросы обеспечения экономической безопасности всегда признавались наукой и практикой в качестве его основного элемента. Становление и развитие системы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации законодательно было оформлено в 1992 г., когда был принят Закон Российской Федерации «О безопасности», который прописывал многие фундаментальные составляющие в области обеспечения безопасности — понятие безопасности, угрозы и вызовы, и т.д. В настоящее время указанный Закон «О безопасности» 1992 г. утратил силу. 7 декабря 2010 г. Государственной Думой Российской Федерации принят новый, более адаптированный к современным условиям развития общества и государства Закон «О безопасности»15. В период 1994— 1995 гг. Совет безопасности Российской Федерации разрабатывает и обнародует концептуальный документ в области экономической безопасности — Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации (основные положения); утверждена Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608. Она была принята в направлении обеспечения реализации осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований на ближайшие три-пять лет, фактически срок действия этого документа в настоящее время истек, при этом на практике он до сих пор не получил статус утратившего силу.

Современная Стратегия экономической безопасности Российской Федерации должна быть адекватна современным условиям и иметь способность выполнять роль ориентира при принятии стратегических государственных решений. Основные положения Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. должны быть развиты в документах стратегического планирования в области обеспечения экономической безопасности по субъектам Российской Федерации, положения которых, в свою очередь, должны иметь развитие в документах стратегического планирования на уровне муниципальных образований.

В качестве планируемых результатов реализации Стратегии можно обозначить обеспечение высокого уровня национальной безопасности, включая экономическую и продовольственную безопасность Российской Федерации, высокого уровня и

качества жизни личности и общества, безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, достижение высокой обороноспособности Российской Федерации; переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития.

1 Морукова А.А. Развитие механизмов сотрудничества институтов финансового контроля и правоохранительных органов при обеспечении экономической безопасности. дис. ... канд. эк. наук / М., 2004.

2 Городецкий А.Е., Морукова А.А. Институты экономической безопасности в системе противодействия современному терроризму. М.: Аудит и финансовый анализ. № 4. 2005. С. 273—284.

3 Морукова А.А. Взаимодействие органов внутренних дел и контрольно-счетных органов Российской Федерации в вопросах противодействия административным правонарушениям в области нецелевого использования бюджетных средств государственных внебюджетных фондов. Сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: 6 декабря 2012 г. С.Л. Никонов, отв. ред. Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2013. С. 56—60.

4 Федеральный закон Российской Федерации от 27 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Морукова А.А., Калинина С.В. К вопросу о формировании системы стратегического управления в правоохранительной сфере. Сборник статей / Под общей редакцией А.Г. Хабибулина. М.: Высшая школа государственного аудита МГУ 2015. С. 125—134.

6 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Источник: Минэкономразвития России. Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20131108.

7 Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Источник: Правительство Российской Федерации. Режим доступа: http://government.ru/info/6217/.

8 Перечень ежегодных посланий и бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9 Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. [Электронный ресурс]. Источник: Минэкономразвития России. /http://economy.gov.ru

10 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11 Указ Президента Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12 Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (ред. от 11 июня 2014 г.) «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об утверждении энергетической стратегии России на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15 Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности»//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, ст. 769).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.