УДК 330.101 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-3-48-52
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
БУРМИСТРОВА АЛЕВТИНА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
КОНДРАШОВА ИННА СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
РОДИОНОВА НАТАЛИЯ КОНСТАНТИНОВНА ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Российская Федерация испытывает непростой исторический период становления новейших социально-экономических взаимоотношений. Переход к новым формам государственного управления совершается в условиях постоянного недостатка и двойственности правовой основы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в мире действий. В международных отношениях Российская Федерация встречается со стремлением промышленно развитых государств, больших зарубежных корпораций использовать обстановку в Российской федерации и странах - участниках Содружества Независимых Государств (СНГ) в своих финансовых и политических интересах. Все это без исключения создает особо значительную целеустремленную деятельность по обеспечению финансовой защищенности государства и её граждан на основе общей государственной стратегии. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является сложной составляющей государственной безопасности Российской Федерации в целом. Она нацелена на реализацию экономических переустройств в ближайшие три-пять лет. Государственная стратегия формирует и конкретизирует соответствующие утверждения разрабатываемой концепции национальной безопасности России с учетом государственных заинтересованностей в области экономики. Стратегия экономической безопасности и государственная экономическая политика - категории и инструменты государственного регулирования экономики -должны находиться во взаимозависимости и взаимодействии друг с другом. С одной стороны, стратегия экономической безопасности - часть экономической политики - отражает ее стратегические целевые ориентиры, желаемое качество регулируемой макроэкономической системы. С другой стороны, оценки количественных параметров, характеризующие желаемое состояние экономики, определяют ограничения на использование тех методов проведения экономической политики, возможные результаты применения которых способны снизить уровень экономической безопасности. В данной статье рассматриваются основные цели и задачи разработки государственной стратегии экономической безопасности РФ. Представлены принципы в соответствии с которыми разработана государственная стратегия.
Ключевые слова: государственная стратегия, экономическая безопасность, Федеральный закон, экономика
Государственная стратегия экономической безопасности РФ заключается в восстановлении в России экономического роста на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики, обеспечения гарантированной защиты национальных интересов, социальной направленности политики, достаточного оборонного потенциала даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации обусловливается тем, что
она и на сегодняшний день владеет высокоразвитым производственным потенциалом, но развитие ее зависит от того пути, по которому она пойдет.
Первый курс наиболее тяжелый, ведущий к прогрессу. Он подразумевает политическое предвидение, административную свободу, потребует применения абсолютно всех внутренних ресурсов (это обозначает неминуемое повышение общественной напряженности). Этот курс связан с непростой перестройкой элементов финансового
контроля, приведением их в соответствие со структурой гражданского сообщества.
Второй курс подразумевает применение ресурсов, поступающих извне. Неизбежное следствие (и условие) - ослабление контроля, пренебрежение интересами экономической безопасности страны. Такой конкретизации способствует классификация угроз экономической безопасности Российской Федерации, которая представлена в разделе о государственной стратегии экономической безопасности Закона РФ «О безопасности», где говорится об отсутствии иллюзий относительно общего характера этих угроз у субъектов государственно-политического управления [1].
На первый план ставятся трудности, сопряженные с ростом общественных отклонений (девиаций) и социально-политических явлений. В ситуациях упадка к давним противоречиям, рождающим социальные девиации, прибавилось большое число новейших.
Современная Российская Федерация представляет собой безупречную совокупность абсолютно всех условий: состояния экономики, резкой общественной дифференциации и поляризации, экономического упадка, общественной дезорганизации, «смены вех» в идеологии и т. п.
Цель Государственной стратегии экономической безопасности России - это предоставление такого формирования экономики, при котором организовались бы приемлемые требование для существования и формирования личности, социально-экономической и военно-политической устойчивости сообщества и сбережения единства страны, эффективного противоборства воздействию внутренних и внешних угроз. Почти ни один из вопросов, стоящих перед государством, как внутри государства, так и в международном плане, нельзя разрешить без обеспечения экономической безопасности.
Реализация Государственной стратегии обязана сформировать требуемые условия с целью достижения единых целей государственной безопасности. В частности, гарантировать:
1) защиту гражданских прав жителей, увеличение уровня и качества жизни населения, гарантирующих социальное общество в государстве и умиротворение в мире;
2) эффективное разрешение внутренних политических, финансовых и общественных вопросов, отталкиваясь от государственных интересов;
3) активное воздействие на движения в обществе, касающиеся в том числе государственные интересы Российской Федерации.
Объектами экономической безопасности Российской Федерации считаются: личность, социум,
правительство и ключевые компоненты экономической концепции, в том числе и концепция институциональных взаимоотношений при муниципальном регулировании финансовой деятельности.
Государственная стратегия экономической безопасности включает:
1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности факторов и условий, формирующих угрозу для жизненно значимых экономических интересов личности, сообщества и страны.
2. Установление критериев и параметров, определяющих государственный круг интересов в сфере экономики и соответствующих условиям экономической безопасности РФ.
3. Развитие экономической политики, институциональных переустройств и требуемых элементов, ликвидирующих либо смягчающих воздействие условий, которые подрывают стабильность государственной экономики.
4. Установление и наблюдение условий, подрывающих стабильность социально-экономической концепции страны, в краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу [2].
В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую:
обеспечение устойчивости макроэкономической ситуации, стимулирование темпов роста экономики, превышающих аналогичные показатели развитых государств, поддержку реального сектора экономики [3];
- повышение эффективности и качества государственного управления экономикой, снижение издержек и неэффективных бюджетных расходов, борьбу с нецелевым использованием и хищением государственных средств, коррупцией, повышение эффективности управления принадлежащими государству активами;
- укрепление финансовой системы, обеспечение ее суверенитета, устойчивости валютного курса рубля, оптимизацию валютного регулирования и контроля, снижение инфляции, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, снижение банковских ставок, повышение уровня прямых инвестиций, доступности кредитования за счет «длинных» денег, привлечение внутренних накоплений, деофшоризацию экономики, возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж;
A. A. BURMISTROVA, I. S. KONDRASHOVA, N. Ж. RODЮNOVA
обеспечение сбалансированности бюджетной системы и совершенствование межбюджетных отношений в Российской Федерации;
- повышение привлекательности российской юрисдикции, совершенствование условий для предпринимательской деятельности, развитие конкуренции, выработку новых подходов к деятельности органов государственного контроля (надзора), обеспечение стабильности налоговой и правовой систем, гарантированную защиту права частной собственности и выполнения договоров;
- осуществление рационального импорто-замещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и фармацевтической промышленности;
развитие новых высокотехнологичных отраслей, укрепление позиций в области освоения космоса, ядерной энергетики, возвращение лидерства в традиционных промышленных отраслях (тяжелое машиностроение, авиа- и приборостроение), восстановление электронной и легкой промышленности, судо- и станкостроения, а также системы статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики;
- развитие оборонно-промышленного комплекса страны как двигателя модернизации промышленного производства, обновление производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса на новой технологической основе, совершенствование их кадрового потенциала и выпуск ими востребованной продукции гражданского назначения;
создание стратегических резервов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и потребностей экономики страны на долгосрочную перспективу;
- формирование единого транспортного пространства на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры и роста уровня транспортной связности Российской Федерации, создание транспортных коридоров и мультимодальных транспортно-логистических узлов, увеличение объема и повышение качества дорожного строительства [4];
- расширение использования инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики, завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктур, особенно в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развития Северного морского
пути, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей;
- стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов;
- сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала;
- обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов, в том числе иностранных граждан, с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, совершенствование миграционного учета, обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах;
- развитие международных деловых контактов, привлечение иностранных инвестиций и технологий, реализацию совместных проектов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать мировые рынки исходя из их политических и экономических интересов [5].
Государственная стратегия экономической безопасности России должна разрабатываться, приниматься и реализовываться в соответствии с принципами структурирования элементов экономической безопасности на основе метода системного подхода; консолидированности; эффективности государственного регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности; долгосрочности; внутренней непротиворечивости элементов системы экономической безопасности.
Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации должна устанавливать (или предполагать) систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, направленных на обеспечение экономической безопасности [6].
Экономическая безопасность - это положение экономики, при котором поддерживается надежный экономический рост, удовлетворяются нужды населения и существует результативное руководство. Обеспечение экономической безопасности государства должно иметь характер государственной политики и предполагать совокупность, концепцию граней общественно-политического, экономического,
административно-режимного, пропагандистского и особого нрава, связанных хитрым планом, едиными мишенями и проблемами.
Литература
1. Агаев И. А. Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях// Российское предпринимательство. 2014. № 13 (259).
2. Балынин И. В. Комплексный анализ долговой политики в рамках рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5.
3. Радюкова Я. Ю., Пахомов Н. Н. Формирование конкурентных преимуществ национальной экономики на основе модернизации промышленной политики // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России: сборник: Тамбов, 2015. С. 126-135.
4. Радюкова Я. Ю. Естественные монополии в системе экономических отношений национального хозяйства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 2 (48). С. 96-101.
5. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 URL: http://www.scrf.gov.ru-/docu-ments/23.html
6. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI в. / под ред. А. Г. Гранберга [и др.] М., 2014.
References
1. Agaev I. A. Osobennosti kontseptsii natsional'noj bezopasnosti v sovremennykh usloviyakh [Features of the concept of national security in modern conditions] // Ros-sijskoye predprinimatel'stvo. 2014. № 13 (259).
2. Balynin I. V. Kompleksnyj analiz dolgovoj politi-ki v ramkakh rejtingovoj otsenki sub"yektov Rossijskoj Federatsii po urovnyu riska nesbalansirovannosti region-al'nykh byudzhetov [The complex analysis of debt policy within a rating assessment of subjects of the Russian Federation according to risk level of imbalance of regional budgets] // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2014. № 5.
3. Radyukova Ya. Yu., Pakhomov N. N. Formirova-niye konkurentnykh preimushchestv natsional'noj ekono-miki na osnove modernizatsii promyshlennoj politiki [Formation of image of the company as attractive employer among young specialists: problems and ways of their decision] // V sbornike: UCHENYE ZAPISKI Tambovs-kogo regional'nogo otdeleniya Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii Tambov, 2015. S. 126-135.
4. Radyukova Ya. Yu. Estestvennye monopolii v sisteme ekonomicheskikh otnoshenij natsional'nogo kho-zyajstva [Natural monopolies in system of the economic relations of national economy] // Sotsial'no-ekono-micheskiye yavleniya i protsessy. 2013. № 2 (48). S. 96-101.
5. Gosudarstvennaya strategiya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii (Osnovnye polozheniya) odobrena Ukazom Prezidenta RF ot 29 aprelya 1996 g. № 608 [The state strategy of economic security of the Russian Federation (Basic provisions): approved by the Decree of the Russian President on April 29, 1996 № 608]. URL: http://www.scrf.gov.ru-/documents/23.html
6. Strategiya i problemy ustojchivogo razvitiya Rossii v XXI veke [Strategy and problems of the sustainable development of Russia in the XXI century] / pod red. A. G. Granberga i dr. M., 2014.
* * *
STATE STRATEGY OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: PURPOSES, TASKS, PRINCIPLES
BURMISTROVA ALEVTINA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
KONDRASHOVA INNA SERGEEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
RODIONOVA NATALIYA KONSTANTINOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The Russian Federation tests the difficult historical period of formation of the latest social and economic relationship. Transition to new forms of public administration realizes in the conditions of a constant lack and duality of the legal basis governing the economic relations, lags of the legislation from the actions which are really
A. A. BURMISTROVA, I. S. KONDRASHOVA, N. K. RODIONOVA
happening in the world. In the international relations the Russian Federation meets aspiration of industrially developed states, big foreign corporations to use a situation in the Russian Federation and the countries - participants of the Commonwealth of Independent States (CIS) in the financial and political interests. All this without exception creates especially considerable purposeful activities for ensuring financial security of the state and its citizens on the basis of the general state strategy. The state strategy of economic security of the Russian Federation is the difficult making state security of the Russian Federation in general. It aims at realization of economic reorganizations in the next three-five years. The state strategy forms and concretizes the corresponding approvals of the developed concept of national security of Russia taking into account the state interest in the field of economy. Strategy of economic security and the state economic policy - categories and instruments of state regulation of economy - have to be in interdependence and interaction with each other. On the one hand, strategy of economic security - part of economic policy - reflects its strategic target reference points, desirable quality of adjustable ma-croeconomic system. On the other hand, the estimates of quantitative parameters characterizing desirable state of the economy define restrictions for use of those methods of carrying out economic policy, possible results which applications are capable to reduce the level of economic security. In this article authors considered main objectives and problems of development of the state strategy of economic security of the Russian Federation and presented the principles according to which the state strategy is developed.
Key words: state strategy, economic security, Federal law, economy