ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЮПАСЮСТЬ
КИИКО М.Ю.
ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье представлена периодизация формирования и развития национальной безопасности Российской Федерации с выделением четырех основных этапов, которые отражают сущностные особенности соответствующих периодов становления российской системы национальной безопасности в процессе социально -экономических трансформаций, что значительно дополняет имеющиеся знания в этой области. Ключевые слова: национальная безопасность, государственное управление, социально-экономическая трансформация, современная парадигма.
MYU.
EVOLUTION OF THE RUSSIAN SYSTEM OF NATIONAL SAFETY: HISTORICAL-LEGAL ASPECT
The article shows periods of formation and development of the national safety of the Russian Federation specifying four main stages that reflects the essential qualities of the corresponding periods of the establishment of the Russian system of national safety in the process of social-economic transformations which significantly adds to the existing knowledge in this field.
Keywords: national safety, state administration, social-economical transformation, a modern paradigm.
Российская система национальной безопасности формировалась и развивалась параллельно с теми изменениями, которые происходили в развитии российского общества и государства под влиянием внутренних и внешних угроз на протяжении всего периода от провозглашения независимости России до настоящего времени, отражая при этом эволюцию взглядов на подходы к решению вопросов обеспечения безопасности личности, общества и государства [1].
Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность в сфере национальной безопасности, действующие в настоящее время, приведены на сайте Совета Безопасности Российской Федерации [2], хотя часть из представленных документов уже утратили силу (например, Закон Российской Федерации о безопасности от 5 марта 1992 г. № 2446-1), а часть не актуализированы (например, вместо принятой и действующей «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.» значится ее проект, представленный на обсуждение).
В таблице приведена периодизация формирования и развития национальной безопасности Российской Федерации с выделением четырех основных этапов, которые, на наш взгляд, отражают сущностные особенности соответствующих периодов становления российской системы национальной безопасности.
Первый этап развития национальной безопасности России можно обозначить в период с 1991-1996 гг.: от момента появления независимого государства «Российская Федерация» и, соответственно, проблемы безопасности России, до конца 1996 г., когда началось формирование системного представления о концептуальных основах национальной безопасности Российской Федерации.
Этот начальный период имеет исключительное значение для становления российской модели национальной безопасности, так как именно в эти годы были сформированы законодательные основы обеспечения безопасности в России. В марте 1992 г. был принят Закон Российской Федерации № 2446-1 о безопасности, который действовал с изменениями и дополнениями до конца 2010 г. Первый российский Закон о безопасности связал безопасность с состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [3], хотя при этом сам термин «национальная безопасность» в законе еще не употребляется, но по смыслу состояние защищенности интересов личности, общества и государства подразумевало национальную безопасность. В Законе о безопасности 1992 г. указывалось, что достижение безопасности обеспечивается проведением единой государ-
ственной политики с помощью системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства[3].
Этапы развития национальной безопасности России
Основные характеристики Основные документы
I этап 1991-1996 гг.
Формируются законодательные основы безопасности. Приоритетное внимание вопросам восстановления и подъема российской экономики. В центре внимания внутренние проблемы. Особое значение имеет вопрос регионального устройства федеративного государства, преодоление сепаратистских настроений. Сохранение государственного централизованного подхода к решению большинства внутренних проблем, в т. ч. и проблем безопасности. Все документы принимаются для решения существующих проблем, урегулирования текущей ситуации. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-[ о безопасности (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г.). Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) — одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608. Основные положения региональной политики в Российской Федерации (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803). Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909). Основы пограничной политики Российской Федерации (утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г.).
II этап 1997-1999 гг.
Сформированы концептуальные основы государственной политики обеспечения в стране безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности общества, хотя главная угроза все еще связывается с состоянием экономики. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 24464 о безопасности (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г.). Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ о борьбе с терроризмом. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300).
III этап 2000-2008 гг.
Стратегическая направленность мер по обеспечению национальной безопасности личности, общества и государства. Скорректирована Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Принята Концепция долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Отражено значение глобальных внешних угроз социально-экономическому развитию страны и национальной безопасности России. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 24464 о безопасности (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г.). Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ о борьбе с терроризмом (с изменениями от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.). Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300) — в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р).
IV этап 2009 г.-настоящее время
Стратегический характер принимаемых решений по реализации мер национальной безопасности России. Принятие нового Закона о безопасности. Принятие Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., отразившей появление новых вызовов и угроз. Разработка доктрин и стратегий по отдельным направлениям национальной безопасности, которые конкретизируют и дополняют Стратегию национальной безопасности. Сохранение преемственности базовых положений Концепции и их развитие в Стратегии национальной безопасности РФ. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1121-р). Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ о безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537). Военная доктрина Российской Федерации (Утверждена Указом Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146). Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120). Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ № 690 от 09.06.2010 г.).
Кийко М.Ю.
ЭЮЛЮЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИСТОРИЮ-ПРАЮЮЙ АСПЕКТ
Поскольку основные угрозы того времени были связаны с состоянием российской экономики, на первом этапе национальная безопасность России связывалась, в первую очередь, с экономической безопасностью и, по сути, отождествлялась с нею. Достаточно отметить, что Концепция национальной безопасности России была утверждена в декабре 1997 г., а Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) — почти на два года раньше: в апреле 1996 г. (кстати, формально эта стратегия остается в силе до сих пор). Во многом методологические основы разработанной ранее Стратегии экономической безопасности России послужили фундаментом при разработке Концепции национальной безопасности.
На первом этапе формирования системы национальной безопасности приоритетное внимание уделяется проблеме восстановления и подъема российской экономики, ее перевода на рыночные механизмы функционирования; особое значение отводится вопросам регионального устройства федеративного государства, преодоления сепаратистских тенденций. Поэтому в центре внимания в эти годы находятся внутренние проблемы социально-экономического развития российского общества, каждая из которых в то время могла представлять реальную угрозу национальной безопасности. При этом в рассматриваемый период можно отметить доминирование сохранившегося с советских времен централизованного государственного подхода к решению большинства проблем, включая социально-экономические и проблемы национальной безопасности. С этих позиций необходимым базисом национальной безопасности страны представлялось сохранение единого экономического пространства.
В определенной степени о роли экономической безопасности в процессе укрепления национальной безопасности России того времени можно судить по критериям экономической безопасности, которые были представлены в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608». Всего критериев было представлено одиннадцать, в их числе [4]:
- способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
- зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых может быть организовано в стране;
- уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения;
- обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения;
- устойчивость финансовой системы;
- рациональная структура внешней торговли;
- уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимых с позиции социально-экономической стабильности общества;
- доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг;
- поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, функционирования особо важных объектов науки;
- сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций;
- обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ по всем представленным критериям ответственным министерствам и ведомствам следовало разработать пороговые значения различных показателей, своего рода индикаторов, способных отразить состояние каждого критерия, несмотря на то что многие из них не имеют количественного выражения. И хотя это предписание не было выполнено, индикативный принцип был в последующем реализован при разработке «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», в виде основных характеристик состояния национальной безопасности.
Анализируя первый этап формирования национальной безопасности России, следует отметить значительное количество принятых в 1996 г. документов, регулирующих национальные и региональные отношения: «Основные положения региональной политики в Российской Федерации»; «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации»; «Основы пограничной политики Российской Федерации». Эти документы были необходимы для обеспечения внутренней и внешней безопасности с точки зрения государственного устройства и территориальной целостности страны, сохранения и укрепления единства и правового пространства Российского государства, определения ориентиров для органов государ-
ственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, совершенствования федеративных отношений.
Все указанные документы 1996 г. разрабатывались одновременно с разработкой базовых положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которая была принята годом позже. Об этом свидетельствует, в частности, некоторое хронологическое несоответствие. В «Основах пограничной политики Российской Федерации» (утверждены Президентом РФ 5 октября 1996 г.) указывается, что Основы пограничной политики являются составной частью Концепции национальной безопасности Российской Федерации и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики Российской Федерации, направленной на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве [5], в то время как сама Концепция национальной безопасности была утверждена 17 декабря 1997 г.
Таким образом, на первом этапе было обеспечено создание необходимой исходной нормативно-правовой базы, регулирующей сферу безопасности и получила начало разработка фундаментальных концептуальных положений уже не просто безопасности, а национальной безопасности, с позиций единства интересов всех объектов национальной безопасности — личности, общества и государства.
Второй этап охватывает период с 1997 по 1999 гг.
В эти годы сформировались концептуальные основы государственной политики обеспечения в стране безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности общества, закрепленные в «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300). Этот документ содержит первое нормативное определение национальной безопасности: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации» [6], а многие базовые тезисы Концепции актуальны и в настоящее время. В частности, это относится к положению России в мировой экономике и мировом сообществе. Следует учитывать, что Концепция национальной безопасности РФ разрабатывалась в период трансформации международных отношений после окончания многолетнего противостояния двух мировых систем, что ставило вопрос о месте России в мировом сообществе, и именно этот вопрос обозначен как исходный в рассматриваемом документе. В тексте Концепции национальной безопасности РФ отмечено, что после распада СССР и социалистического лагеря наметилась ярко выраженная тенденция сформировать структуру международных отношений, основанную на ведущей роли развитых стран Запада, лидерстве США в решении ключевых мировых проблем с позиций силы. В этих условиях Россия определяет собственную позицию о необходимости формирования многополярного мира на основе совершенствования механизмов многостороннего управления международными процессами с учетом растущего значения экономических, политических, научно-технических, экологических и информационных факторов. Особо отмечена актуальность проблемы терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что требует объединения усилий всего международного сообщества для принятия безотлагательных мер по нейтрализации этой угрозы.
Исходя из этих положений, в Концепции национальной безопасности сформулированы национальные интересы России как совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах, а также обозначены внутренние и внешние угрозы национальной безопасности страны [6]. По сравнению с первым этапом в эти годы спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны расширяется, однако по-прежнему основные угрозы связываются с состоянием отечественной экономики, а также несовершенством системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политической поляризаций российского общества и криминализацией общественных отношений, что тем или иным образом обусловлено недостатками и просчетами в сфере экономики [6].
По сути, при перечислении внутренних и внешних угроз национальной безопасности в Концепции национальной безопасности обозначаются существующие социально-экономические, научно-технические, правовые, внутриполитические, демографические, национальные, внешнеполитические и международные проблемы, проблемы в военной и пограничной сферах и дается их оценка по отношению к возможности утраты страной демократических завоеваний, свободы и независимости. Вместе с тем в Концепции национальной безопасности было подчеркнуто главное — в своей совокупности внутренние и внешние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны, что требует их ком-
Кийко М.Ю.
ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИСТОРИЮ-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
плексного выявления, предупреждения и нейтрализации. Однако главный тезис Концепции национальной безопасности образца 1997 г. - это все-таки не обеспечение защищенности интересов личности и общества, хотя эти интересы декларируются в документе, а сохранение российской государственности и демократических завоеваний.
Тем не менее «Концепция национальной безопасности Российской Федерации», принятая в 1997 г., является не просто декларацией, это действенный нормативно-правовой документ, регулирующий одну из наиболее приоритетных сфер деятельности государства — сферу национальной безопасности. В тот период реализация Концепции национальной безопасности при совместном участии созданных правовых демократических институтов, органов государственной власти РФ, политических партий и общественных объединений представлялась залогом динамичного развития России в XXI в. [7]. Однако действительная реализация Концепции национальной безопасности началась в 2000-е гг.
Третий этап — 2000-2008 гг.
Этот этап характеризуется значительными внутриполитическими и социально-экономическими изменениями. Так, Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX в.; введение системы назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации устранило угрозу территориальной целостности России; комплекс системных мер государственной экономической политики позволил преодолеть последствия кризиса 1998 г. и обеспечить условия для стабильных темпов экономического роста, высокая динамика которого сохранялась до 2008 г.; существенно снизилась экономическая и политическая зависимость России от Запада; система мер социальной поддержки всех менее защищенных слоев населения позволила снять социальную напряженность и смягчить остроту социальных противоречий в обществе; постепенно были минимизированы последствия военных действий на Северном Кавказе; укрепились позиции России в международных отношениях и т. д. Таким образом, во всех сферах были созданы предпосылки для начала реализации основных положений Концепции национальной безопасности.
Все изменения тех лет обусловили необходимость корректировки основных документов по обеспечению национальной безопасности, прежде всего, «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», новая редакция которой была утверждена Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24. Для рассматриваемого периода развития национальной безопасности России характерно появление стратегической направленности мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства; понимание растущего значения глобальных вызовов и угроз социально-экономическому развитию страны и национальной безопасности России, особенно в связи с развертыванием с середины 2008 г. глобального финансово-экономического кризиса. Таким образом, мы можем отметить переход к доминирующему учету внешних факторов влияния на общий уровень национальной безопасности и расширение временных горизонтов разработки мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.
Еще одной важной особенностью третьего этапа, которая имеет, на наш взгляд, принципиальное значение для всего последующего развития системы национальной безопасности России, является наметившийся переход от позиций обороны, отражения внешних и внутренних угроз объектам национальной безопасности (этот принцип характерен при разработке, как общей Концепции национальной безопасности РФ, так и доктрин, программ, стратегий, политик в отдельных сферах национальной безопасности) к пониманию и формированию системы взглядов на национальную безопасность как необходимого условия стабильного долгосрочного социально-экономического развития страны, результаты которого, в свою очередь, определяют безопасность личности, общества и государства в целом. Этот принципиально новый подход был реализован при разработке в течение 2006-2008 гг. по поручению президента РФ «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р). Поэтому мы ограничиваем третий этап в развитии национальной безопасности России принятием «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. », а начало следующего — четвертого этапа отсчитываем с 2009 г., когда данная Концепция вступила в силу на основании распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1121 -р.
Четвертый этап — с 2009 г. по настоящее время.
Этот период характеризуется сохранением прежних и появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности России. В их числе: сохранение общей нестабильности мировой экономики, большая вероятность новых волн глобального финансово-экономического кризиса, развертывание политических и военных конфликтов в разных регионах мира, усиление глобального информационного противоборства, обострение мировой демографической ситуация и проблем окружающей природной среды, рост угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Эти новые условия коренным образом отличаются от
условий выделенного нами второго этапа развития национальной безопасности, когда разрабатывалась Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Поэтому динамика изменений, происходящих в России и в мире, возникновение новых вызовов и угроз потребовали не просто очередной корректировки Концепции национальной безопасности РФ, а разработки Стратегии национальной безопасности на достаточно продолжительный период — до 2020 г. Причем, разработка Стратегии национальной безопасности осуществлялась в рамках принципиально иного подхода, как развитие соответствующих положений «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» [7] .
В числе задач по формированию качественно нового образа России к концу 2020 г. в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития» выделена «Безопасность граждан и общества». Целевые ориентиры этой задачи определены следующим образом: «Будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса. Будет достигнут высокий уровень боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации (соответствующий уровню ведущих в военном отношении стран), позволяющий эффективно осуществлять политику сдерживания, в т. ч. на основе экономического и социального развития военной организации государства» [7]. Конкретные направления достижения этих целевых ориентиров, заданных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития, определены в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» [9], которая представляет официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Таким образом, концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности и Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г.
В свою очередь, Стратегия национальной безопасности стала основой принятия Военной доктрины; Доктрины продовольственной безопасности; Стратегии государственной антинаркотической политики и других документов, углубляющих положения стратегии по соответствующим направлениям национальной безопасности страны. Благодаря этому достигается преемственность общих целей, сохранение единых подходов и общая упорядоченность правовых основ национальной безопасности России.
Проведенный анализ становления системы национальной безопасности России позволяет сделать вывод о том, что развитие российской системы национальной безопасности осуществлялось поэтапно, в соответствии с основными целями и задачами развитии страны на том или ином этапе, отражая при этом формирование современной парадигмы национальной безопасности.
Литература
1. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х., Губин, В. А., Зоидов, З. К. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. — М. : ЦЭМИ РАН, 2012.
2. Сайт Совета Безопасности Российской Федерации. — URL : http:// www.scrf.gov.ru/documents/1. html.
3. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I о безопасности (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. — URL : http://base.garant.ru/10136200/.
4. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608»// Информационно-правовой портал ГАРАНТ. — URL : http://base.garant.ru/135355/.
5. Основы пограничной политики Российской Федерации : Утв. президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. — URL : http://www.scrf.gov.ru/documents/28.html.
1 Необходимо отметить, что принятие Концепции долгосрочного социально-экономического развития совпало по времени с распространением глобального финансового кризиса 2008 г., последствия которого российская экономика преодолевала в течение последующих двух лет. В результате резкого и глубокого падения экономических показателей достижение заданных Концепцией количественных ориентиров для первого этапа (2008-2012 гг.) оказалось невыполнимо, что потребовало разработки второго варианта Концепции. Работа экспертной группы продолжалась с декабря 2010 г. по декабрь 2011 г., был подготовлен «Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Стратегия 2020: Новая модель роста — новая социальная политика» (http://2020strategy.ru/documents/32710234.html), который обсуждается. Поэтому официально действующей является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г.», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1121-р.
Кийко М.Ю.
ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ИСТОРИЮ-ПРАБОВОЙ АСПЕКТ
6. Концепция национальной безопасности Российской Федерации : Утв. Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300. — URL : http://M>M>w.scrf.gov.ru/documents/1.html.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации : Утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1121-р) // Информационно-правовой портал КОНСУЛЬТАНТ. — URL : http:// base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601.
8. Дохолян, С. В. Управление устойчивым развитием территориальных социально-экономических систем мезорегиона // Экономика и предпринимательство. 2011. № 6, С. 14-22.
9. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. — URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/99.html.
References
1. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh., Gubin V.A., Zoidov Z.K. A Study of Social-economical Cyclic Dynamics of Russia and Upgrading ofRegulation of the Strategy of Advanced Development - M.: TsEMI ofRAS, 2012. - 207p.
2. The website of the Safety Council of the Russian Federation. URL: http:// www.scrf.gov.ru/documents/1. html.
3. The law of the Russian Federation on March 5, 1992. No. 2446-I «On safety» (with amendmends and additions) // Information and legal portal GARANT. URL: http://base.garant.ru/10136200/.
4. The resolution of the Government of the Russian Federation on February 27, 1996 No. 1569 «On top priority measures on implementing the State strategy of economic safety of the Russian Federation (Main provisions) approved by the Degree of the President of the Russian Federation on 29.04.1996 No. 608»// Information -legal portal GARANT. URL: http://base.garant.ru/135355/.
5. The basics of the customs policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on October 5 1996). URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/28.html.
6. The concept of national safety of the Russian Federation (approved by the Decree of the President of the Russian Federation on December 17, 1997. No. 1300). URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/Lhtml.
7. The concept of long-term social-economical development of the Russian Federation (approved by the order of the Government of the Russian Federation on 17.11.2008 No. 1662-r in the edition of the order of the Government of the Russian Federation on 08.08.2009 No. 1121-r) // Informational-legal portal CONSULTANT. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601.
8. 1. Dokholyan S.V. The management of stable development of territorial social-economic systems of the mesoregion //Economics and entrepreneurship - No. 6, - 2011. Pp. - 14-22.
9. The strategy of national safety of the Russian Federation up to 2020. URL: http://www.scrf.gov.ru/ documents/99.html.