участники программ по поддержке местных инициатив (Учалинский, Илишевский, Абзели-
по
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что в связи с развитием применения партисипаторных практик в субъектах Российской Федерации данная методика оценки развития человеческого потенциала достаточно универсальна и может быть применима во всех регионах России, показатели используемые в расчетах, в большей мере являются показателями государственного статнаблюдения, либо же открытой бюджетной информацией.
Примечания:
1. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2015 год / под ред. Л.М. Григорьева и С.Н. Бобылева. - М. : Аналитический центр при Правительстве РФ, 2015. - С. 237.
2. Там же. - С. 239.
3. "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017)-Доступ из справочно-правовой системы "Консультант плюс". - Режим доступа: http:// www.consultant.ru
4. Указ Президента РФ "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года" от 16.01.2017 N 13- Доступ из справочно-правовой системы "Консультант плюс". - Режим доступа: http://www.consultant.ru
ловский районы) имеют достаточно высокие позиции.
измы
5. Перевод статьи SintomerY., Herzberg С., Rocke А., Al leg rettî G. Transnational models of citizen participation: the case of participatory budgeting, in: Journal of Public Deliberation, Vol. 8, No. 2.
6. Котов Д.В. Материалы конференции: "Стратегия 2030: предварительные итоги комплексной научно-исследовательской работы". - Уфа, 2016. -С. 40.
7. Вагин В.В., Гаврилова Н.В., Шаповалова Н.А. Практики инициативного бюджетирования в деятельности муниципальных органов власти // Власть. -2015.-№12.-С. 42-46.
8. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 08 июня 2016г. № 230 "О реализации на территории Республики Башкортостан проектов развития общественной инфраструктуры, основанных на местных инициативах". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.npa.bashkortostan.ru/?show=1&seed=14082
9. "Об утверждении Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на софинан-сирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения" Постановление Правительства РБ от 04.05.2010 N 160 (ред. от 12.05.2017) - Доступ из справочно-правовой системы "Консультант плюс". - Режим доступа: http://www.consultant.ru
Таблица 6- Ранжирование муниципальных образований Республики Башкортостан модифицированному ИЧР с влиянием компонента, отражающим партисипаторные механ в данном муниципальном образовании
высокий выше среднего средний ниже среднего низкий крайне низкий
г. Уфа Учалинский Стерлибашевский Белебеевский Кигинский Архангельский
Уфимский Салаватский г. Кумертау Аскинский Альшеевский Караидельский
Чишминский г. Нефтекамск Калтасинский Миякинский Буздякский Бакалинский
Ишимбайский Янаульский г. Октябрьский Гафурийский Куюргазинский
Илишевский Шаранский Аургазинский Мечетлинский Мишкинский
Абзелиловский Зилаирский Нуримановский Зианчуринекий Благоварский
Вирский Дюртюлинский Бижбулякский г. Сибай Бурзянский
Благовещенский Белорецкий Чекмагушевский Кугарчинский Ермекеевский
Мелеузовский Давлекановский г. Стерлитамак Белокатайский Федоровский
Стерлитамакский Балтачевский Туймазинский
Кармаскалинский Иглинский Татышлинский
Хайбуллинский г. Агидель
Дуванский Баймакский
г. Салават Кушнаренковский
Красно камский
Бураевский
THE ROLE OF DEMOGRAPHIC SAFETY IN SYSTEM OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE AND ITS INDICATORS Krohiseva Gatina Egorovna, DSc of Economics, Professor Shumilina Vera Evgenievna, PhD of Economics, Associate Professor
Department of Economic Security, Accounting and Law, Don State Technical University, Rostov-on-Don
Such concepts as national security, economic security, demographic safety are considered in this article. The place of demographic safety in system of economic security of the Russian Federation is defined. The system of indicators of demographic safety of the Russian Federation is offered.
Keywords: demographic safety; economic security; national security; population policy.
tc
I
UJ
s
о ш
X
О X
о
rt
#
* *
188
УДК 330.1 б ВАК РФ 08.00.05
© Крохичева Г.Е., 2018 © Шумилина В.Е., 2018
КРОХИЧЕВА Галина Егоровна, доктор экономических наук, профессор даНпа-
кгокЫсИ е уа@уап dex. г и
ШУМИЛИНА Вера Евгеньевна, кандидат экономических наук, доцент
5ИитШпа. vera@Hst.ru
кафедра Экономической безопасности, учета и права, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
РОЛЬДЕМОГРА ФИЧЕСКОЙ БЕЗОПА СНОСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА ИЕЕИНДИКА ТОРЫ
В статье рассмотрены такие понятия, как национальная безопасность, экономическая безопасность, демографическая безопасность. Определено место демографической безопасности в системе экономической безопасности Российской Федерации. Предложена система индикаторов демографической безопасности РФ.
Ключевые слова: демографическая безопасность;экономическая безопасность; национальная безопасность; демографическая политика.
I
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 о Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность трактуется как состояние защищенности личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера при обеспечении реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, подобающие качество и уровень их жизни, независимость, государственная и территориальная целостность, стабильное социально-экономическое развитие России [1].
В национальную безопасность, согласно официальному сайту Совбеза РФ, входят такие формы безопасности, как военная и оборонно-промышленная, международная, экономическая, государственная и общественная, антитеррористическая и информационная^]. В то же время Стратегии национальной безопасности США выделяет следующие главные цели: усиление военной безопасности, экономический расцвет, помощь в развитии демократии в других странах.
"Экономическая безопасность" как понятие было внедрено в США при выходе из кризиса в 1929-1933 гг. Президент США Ф.Д. Рузвельт организовал Федеральный комитет по экономической безопасности и при нем - Консультативный совет с целью борьбы в то время с безработицей. На рубеже XX и XXI веков стал употребляться этот термин в России.
В Указе Президента РФ №208 от 13 мая 2017 года "О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" закреплено понятие экономической безопасности, отражающее уровень защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз и обеспечивающее экономическую независимость страны, единство ее экономического пространства, положения для реализации национальных приоритетов Российской Федерации [2]. Обеспечение экономической безопасности представляет собой осуществление органами государственной власти, местного самоуправления и Центрального банка России целый ряд мер - политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и других, с целью отражения вызовов и угроз экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере [2].
Следует отметить, что система критериев экономической безопасности не может быть сведена только к исключительно экономическим показателям, характеризующим финансовую систему, производство и потребление продукции, экспортно-импортный обмен. По нашему мнению, большим заблуждением является отказ от рас-
смотрения в рамках экономической безопасности общества и государства проблематики демографии.
На территории СНГ впервые проблема демографической безопасности была затронута белорусскими учеными. Президент Белоруссии в 2002 году подписал закон "О демографической безопасности республики Беларусь", в котором было дано определение понятию "демографическая безопасность". Оно означает, что социально-экономическое развитие государства и общества находится в состоянии защищенности от демографических угроз, обеспечивает развитие республики Беларусь согласно с ее национальными демографическими интересами.
В России еще в 2004 году Президент В.В. Путин в своем послании отметил особую роль человеческого капитала в современных условиях и выступил за усиление качества населения Российской Федерации как основы укрепления и процветания страны.
На содержание категории "демографическая безопасность" имеются разные точки зрения, в частности, экономистов и демографов C.B. Соболевой, Н.Е. Смирновой и Л.Л. Чудае-вой; О.Н. Слоботчикова; Л.Л. Рыбаковского; А.Г. Вишневского; А.И. Кузьмина; А. Джагано-вой; Н.Д. Эпштейна, Е.А. Егоровой, М.В. Карма-нова, П.А. Смелова, A.M. Карманова.
В своем интервью к 25-летию Совета Безопасности РФ помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации А.П. Абе-лин указал, что к национальным интересам на долгосрочную перспективу, которые обозначены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, относятся повышение качества жизни, укрепление здоровья населения и обеспечение стабильного демографического развития страны [8].
Непременным условием социального благополучия и социальной стабильности в стране является высокий уровень качества жизни населения. В связи с этим проблемы повышения качества жизни россиян находятся постоянно в фокусе внимания Совета Безопасности и его Секретаря Н.П. Патрушева. Весь спектр вопросов, связанных с повышением качества жизни россиян, постоянно рассматривается в процессе деятельности Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере [8].
Важнейшей целью и одновременно средством в обеспечении экономической безопасности страны является ее население. Невоз-
можно достичь благосостояния страны, не имея достаточного количества трудоспособного населения и высококвалифицированных кадров. Одновременно рост численности населения, качества его жизни и продолжительности во многом зависит от стабильного экономического роста. Население страны - это фундамент, без которого политическая, военная, экономическая, социальная и прочие укрупненные виды национальной безопасности, в том числе и их более мелкие подразделения, не имеют практического значения [5, с.9]. Отсюда следует вывод, что такие понятия, как экономическая и демографическая безопасность государства взаимно зависимые и взаимообусловленные, и изучать эти понятия нужно во взаимосвязи между собой [6]. Более того, демографическую безопасность, по нашему мнению, можно выделить как один из важнейших слагаемых национальной безопасности Российской Федерации.
Демографическая ситуация в России после развала Советского Союза продолжала ухудшаться. Далеко не полный перечень проблем, которые оказывают влияние на все сферы деятельности государства, в том числе на социальное и экономическое развитие страны - это депопуляция, снижение продолжительности жизни, старение населения, деградация института семьи и как следствие снижение рождаемости, неэффективность миграционных потоков. Поэтому обеспечение демографической безопасности государства является одной из основных задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом.
Для выполнения указанной задачи 9 октября 2007 Указом Президента РФ № 1351 (ред. от 01.07.2014)утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [3], а 14 апреля 2016 Распоряжением Правительства Российской Федерации №669-р утвержден план мероприятий, связанный с реализацией в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [4].
Для осуществления контроля за выполнением утвержденных мероприятий необходима система статистических показателей демографической безопасности.
В связи с этим представляется важным иметь адекватную статистическую информацию, т.е. количественную оценку определенных демографических явлений и процессов, их динамики, а также прогнозные результаты социально-экономических последствий их изменений.
Для отображения демографической ситуации в нашей стране в литературе авторами предлагается использовать различные системы показателей, характеризующихуровень демографической безопасности [5, с.19-33].
В соответствии с утвержденным Правительством РФ планом мероприятий по реализации ^ в 2016-2020 годах Концепции демографической ^С политики РФ на период до 2025 года, основны-^ ми индикаторами демографического состоя-5 ния Российской Федерации считаются:
- рост численности населения до 147,5 млн Ш человек;
^ - ожидаемая продолжительности жизни
^ обоих полов не менее 74 лет;
¡у, - увеличение суммарного коэффициента
рождаемости до уровня 1,87; ^Г - миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно. 0 Основными задачами демографической Т политики Российской Федерации на период до 0 2025 года являются:
сокращение уровня смертности (главным Л образом в трудоспособном возрасте от вне* шних причин) не менее чем в 1,6 раза; * - снижение уровня материнской и младен-
190 ческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
- сохранение и укрепление здоровья населения в целом, рост продолжительности активной жизни, формирование условий и мотивации для ведения здорового образа жизни, значительное сокращение уровня заболеваемости социальнозначимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни людей, имеющих хронические заболевания, и инвалидов;
- ростуровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) благодаря рождению в семьях второго и последующих детей;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
- привлечение мигрантов согласно потребностям демографического и социально-экономического развития,учитывая необходимость их социальной адаптации и интеграции [3].
Исходя из перечисленных задач, можно дополнить существующие системы демографических индикаторов (табл. 1).
Следует прокомментировать названные индикаторы.
Как считает демограф В. Борисов, основная причина депопуляции населения нашей страны приходится на падение рождаемости и
лишь совсем небольшая часть - на высокий уровень смертности [9, с.17], но, тем не менее, контролировать показатели смертности как одни из характеристик экономического и социального здоровья страны необходимо.
Главным фактором, от которого практически полностью зависит дальнейшая демографическая судьба России, по мнению В. Борисова, в настоящее время являются рождаемость, семья [9, с.17].
По мнению начальника сектора демографии, народонаселения и миграции Центра гуманитарных исследований РИСИ, кандидата социологических наук И.И. Белобородова, увеличения рождаемости за счет исключительно материально-денежного стимулирования добиться невозможно, о чем свидетельствует опыт европейских стран [9, с.З].
Конечно, проблему демографии необходимо решать комплексно: и поддерживать пособиями, и помогать решать жилищные вопросы; создавать рабочие места, ликвидировать безработицу. Но прежде всего необходимо произвести изменения в государственной политике, затрагивающей именно формирование сознания людей в области брачно-семейных отноше-ний[10,9 с. 3], так называемое репродуктивное поведение. В настоящее время происходит, с одной стороны, призыв к стимулированию рождаемости, обеспечение пособиями и льготами, а с другой - осуществляются все возможные неконтролируемые мероприятия, которые существенным образом сказываются на снижении рождаемости: духовно-нравственное растление детей; навязывание ювенальных технологий западного образца; пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации (которая не имеет генетической природы, как счи-таютученые, а является следствием лишь образовательной и воспитательной среды), феминизма, движения "Чайлд фри"; пропаганда контрацепции, ранних и беспорядочных половых связей, "гостевых" браков, широкое использование в СМИ, телевидении, литературе, кино сцен насилия, жестокости, агрессии, а также сцен пьянства, алкоголизма, табакокурения, наркомании; беби-боксы как пропаганда и упрощение отказа матерей от новорожденных; легальная возможность сделать аборт до 12 недель беременности; популяризация темы семейного насилия, насилия над ребенком. Необходимо, прежде всего, отрегулировать политику в области содержания телевизионных программ, кинофильмов, новостныхлент, рекламы, большинство из которых сделаны по принципу "научи плохому", отслеживать и пресекать использование технологии "Окно Овертона".
Таблица 1 - Индикаторы демографической безопасности
Наименование показателя Методика расчета
1.Коэффициент смертности общий, %« число умерших в расчете на 1000 человек населения
2. Коэффициент смертности для лиц в трудоспособном возрасте по причинам смерти, %о частное от деления числа умерших в трудоспособном возрасте от указанного класса причин смерти на среднегодовую численность лиц того же возраста
З.Коэффициент материнской смертности Частное от деления числа умерших рожениц и беременных женщин на 100000 пациентов
4. Коэффициент младенческой смертности по причинам смерти, %о Отношение числа детей, умерших до 1 года, к 1000 родившихся
5.Заболеваемость населения отдельными видами болезней - психическими расстройствами, - туберкулезом, - венерическими болезнями, - наркоманией и токсикоманией, - алкоголизмом, - СПИДом, - другими социально значимыми или опасными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, согласно Постановлению Правительства РФ №715 от 1.12.2004 г. Число заболеваний отдельными видами болезней в расчете на 100000 чел. населения
б.Суммарный коэффициент рождаемости среднее число детей у одной женщины за всю ее жизнь; рассчитывается как сумма возрастных коэффициентов рождаемости, то есть чисел рождений, распределенных по возрастным группам женщин репродуктивного возраста, отнесенных к числам женщин соответствующих возрастов. Исходя из последних Указов Президента, его величина должна быть не менее 2,1.
7. Коэффициент депопуляции Отношение числа умерших к числу рожденных
в.Интенсивностъ абортов в репродуктивном возрасте, %0 Число абортов в расчете на 1000 женщин в репродуктивном возрасте
9. Доля семей с двумя детьми, % Отношение числа семей с двумя детьми к общей численности семей
10. Доля семей с тремя и более детьми, % Отношение числа семей с тремя детьми к общей численности семей
11.Коэффициент семейности, %о коэффициент, определяемый как число семей, приходящихся наЮОО ч еловек постоянного населения (исключая разведенные семьи)
12. Коэффициент соотношения браков и разводов, % Частное от деления количества браков на количество разводов
13. Коэффициент миграционного прироста, %о Разница между прибывшими в страну и выбывшими из нее на 1000 человек населения
14. Уровень нелегальной миграции, % Количество нелегальных мигрантов к общей численности мигрантов
15. Доля выбывших в трудоспособном возрасте по уровню образования Отношения количество выбывших в трудоспособном возрасте с разбивкой по уровню образования к общему количеству выбывших
16 Средняя ожидаемая продолжительность жизни для мужчин и женщин Этот показатель отражает число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что
на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в годы, для которых вычислен
показатель. Ожидаемая продолжительность жизни для лиц, достигших возраста х - среднее число лет, которое предстояло бы прожить достигшим данного возраста при сохранении в каждом следующем возрасте современного уровня смертности.
17. Коэффициент бедности, % Отношение численности населения, имеющего уровень доходов ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны или региона
18.Коэффициент Джини (коэффициент концентрации характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде
доходов) степени отклонения фактического распределения доходов от
абсолютно равного их распределения между жителями страны.
Он рассчитывается по следующей формуле: в = где Р: - накопленные по и нтервапам 1=1 1=1 частости работников, получающих различную заработную плату; -
накопленные доли фонда оплаты труда отдельных групп работников.
19. Коэффициент безработицы, % Отношение числа безработных к экономически активному населению
СО
1-Н
о си
ь-
О-<
ф си
Ё
191
Среди индикаторов демографической безопасности мы выделили также показатели миграции. Миграционный приток, помимо положительных сторон, имеет также и отрицательные стороны, такие как миграционная преступность и, как следствие, этнические конфликты, социальная напряженность; неблагоприятные изменения в эпидемиологической ситуации. Кроме того, необходимо вовремя выявить происходящие процессы демографической экспансии, в результате которой коренные жители могут утратить лидирующие позиции во всех сферах жизнедеятельности, а также часть
территории, и даже государственный суверенитет [11, с. 218].
Последние три индикатора отражают экономические факторы, оказывающие влияние на репродуктивное поведение и демографическую безопасность в целом.
Чтобы контролировать эффективность проведения мер демографической политики, своевременно вносить необходимые коррективы, следует прослеживать показатели, входящие в систему индикаторов демографической безопасности, в динамике, причем делать это в режиме мониторинга, т.е. постоянного контроля.
I
LH
s о
LÜ
z
О X
о
rt
■X ■X ■X
192
Примечания:
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года".
3.Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 (ред. от 01.07.2014) "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 г. №669-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
5. Методология анализа демографической безопасности и миграции населения / Н.Д. Эпштейн, Е.А. Егорова, М.В. Карманов, П.А. Смелов, A.M. Карманов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 168 с.
6. Акъюлов Р.И. Экономическая и демографическая безопасность государства: современные вызовы и угрозы // Вопросы управления. - 2013. -Вып. №3(24). - URL: vestnik.uapa.ru/ru/issue/2013/ 03/14/(дата обращения 02.07.2017 г.)
7. Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации.URL: http://www.scrf.gov.ru (дата обращения: 03.07.2017 г.)
8. Интервью для средств массовой информации помощника Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации А.П. Абелина к 25-летию Совета Безопасности РФ. URL: http://www.scrf.gov.ru/ news/allnews/2226/Сцата обращения: 04.07.2017 г.)
9. Белобородое И.И. Резервы семейно-демогра-фической политики в России в контексте прогнозируемой депопуляции населения: Аналит. обзоры РИСИ / И. И. Белобородое ; Рос. ин-т стратег, исслед. - М.: РИСИ, 2015,- Вып. 1.-46 с.
10. Масленникова Г. Национальная демографическая безопасность и семейное образование. Российский институт стратегических исследований. https://riss.ru/demography/demography-experts/5054/#.UxnXA_l_vS4.
11. Шумилина В.Е. Влияние нелегальной миграции на экономическую безопасность государства: Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки : материалы XII Международной научно-практической конференции. North Cherleston, USA.
ACCOUNTING IN THE HOLDING COMPANIES
Kush Elena Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit, North-Caucasian Federal University, Stavropol
Chuzhinov Sergey Vasilyevich, Postgraduate student, Department of Economics, Kuban State Agricultural University, Krasnodar
Shepelev Danii Romanovich, student, Department of Economy and Foreign Economic Activity, North-Caucasian Federal University, Stavropol
in article the holding companies, conditions of their education and structure, also the systems of accounting and submission of financial statements - the Russian standards and international are considered, their main distinctions are defined.
Keywords: holding; Russian accounting standards; International Financial Reporting Standards; reporting.
УДК 657.1.012:336.2 ВАК РФ 08.00.12
БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТ В ХОЛДИНГОВЫХ КОМПАНИЯХ
©Кущ E.H., 2018 © Чужинов С.В., 2018 © ШепелевД.Р., 2018
В статье рассмотрены холдинговые компании, условия их образования и состав, также системы бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности - российские стандарты и международные, определены их основные различия.
Ключевые слова: холдинг; российские стандарты бухгалтерского учета; международные стандарты финансовой отчетности; отчетность.
В настоящее время законодательно установлены системы учета, на основе которых организации ведут бухгалтерский учет и представляют финансовую отчетность. К таким системам учета относятся российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) и международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
По мере развития и естественного роста бизнеса предприниматели сталкиваются с вопросом упорядочения организационной структуры. Чаще всего такая необходимость возникает, когда управление бизнесом начинает выходить из под контроля. В данном случае речь идет о том, что из одного юридического лица, перера-