Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / САКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еркеев Ильшат Хамитович

В статье на основе анализа исследований о современных вызовах и угрозах в валютно-финансовой, торгово-экономической, социально-экономической, производственной и иных сферах дана общая характеристика основным направлениям противодействия этим негативным факторам. Автором определены цели воздействия недружественных стран на экономическую сферу Российской Федерации, проанализированы основные документы стратегического планирования в сфере экономической безопасности и представлены приоритетные направления развития государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства в современных геополитических условиях. Автор статьи считает, что приоритетным в государственно-правовом механизме обеспечения экономической безопасности является повышение роли Российской Федерации в межгосударственных объединениях и международных организациях, рассмотрение Организации Объединенных Наций в качестве главной площадки для кодификации международного права как организационной основы механизма формирования универсальных международно-правовых норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY OF THE STATE IN THE NEW GEOPOLITICAL CONDITIONS

Based on the analysis of studies on modern challenges and threats in the monetary and financial, trade, trade and economic, socio-economic, production and other spheres, the article describes the main areas of counteraction to these negative factors. The author defines the goals of the impact of unfriendly countries on the economic sphere of the Russian Federation, analyzes the main documents of strategic planning in the field of economic security and presents priority areas for the development of the statelegal mechanism for ensuring the economic security of the state in modern geopolitical conditions. It is noted that the priority in the state-legal mechanism for ensuring economic security is to increase the role of the Russian Federation in inter-state associations and international organizations, considering the United Nations as the main platform for the codification of international law, as the organizational basis for the mechanism for the formation of universal international legal norms.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ»

Теоретико-исторические правовые науки

Научная статья

УДК 338.2-049.5:346.5(470)

Ильшат Хамитович Еркеев

Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия, егкее\'Н2 а/ mail.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье на основе анализа исследований о современных вызовах и угрозах в валют-но-финансовой, торгово-экономической, социально-экономической, производственной и иных сферах дана общая характеристика основным направлениям противодействия этим негативным факторам. Автором определены цели воздействия недружественных стран на экономическую сферу Российской Федерации, проанализированы основные документы стратегического планирования в сфере экономической безопасности и представлены приоритетные направления развития государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства в современных геополитических условиях. Автор статьи считает, что приоритетным в государственно-правовом механизме обеспечения экономической безопасности является повышение роли Российской Федерации в межгосударственных объединениях и международных организациях, рассмотрение Организации Объединенных Наций в качестве главной площадки для кодификации международного права как организационной основы механизма формирования универсальных международно-правовых норм.

Ключевые слова: национальная хозяйственная система, государственно-правовой механизм обеспечения экономической безопасности государства, геополитические факторы, сакционная политика

Для цитирования: Еркеев И. X. Экономическая безопасность государства в новых геополитических условиях // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 2 (14). С. 17-21.

Original article

Ilshat Kh. Erkeev

Ufa Law Institute of the Ministry ofInternal Affairs of Russia, Ufa, Russia, [email protected]

ECONOMIC SECURITY OF THE STATE IN THE NEW GEOPOLITICAL CONDITIONS

Abstract. Based on the analysis of studies on modern challenges and threats in the monetary and financial, trade, trade and economic, socio-economic, production and other spheres, the article describes the main areas of counteraction to these negative factors. The author defines the goals of the impact of unfriendly countries on the economic sphere of the Russian Federation, analyzes the main documents of strategic planning in the field of economic security and presents priority areas for the development of the statelegal mechanism for ensuring the economic security of the state in modern geopolitical condi-tions. It is noted that the priority in the state-legal mechanism for ensuring economic security is to increase the role of the Russian Federation in inter-state associations and international organizations, considering the United Nations as the main platform for the codification of international law, as the organizational basis for the mechanism for the formation of universal international legal norms.

Keywords: the national economic system, state-legal mechanism for ensuring the eco-nomic security of the state, geopolitical factors, sanctions policy

For citation: Erkeev I. Kh. Economic security of the state in the new geopolitical conditions // Society, law, statehood: retrospective and perspective. 2023. No. 2 (14). P. 17-21.

© Еркеев И. X., 2023

еч

Я

го еч о

еч «

ре

И

V К

и &

V К

(в в 8

о

о №

№ щ

ре н

и &

15

о

РО

(в &

К

&

ю

О

На современном этапе развития национальная хозяйственная система России испытывает беспрецедентное давление со стороны ведущих экономически развитых государств. В этой связи многолетние нерешенные вызовы и угрозы экономической безопасности, определенные в стратегических документах, обозначили актуальность рассмотрения вопросов эффективного функционирования государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности государства.

Российская экономика функционирует в условиях жесткого геополитического давления. В отношении физических и юридических лиц введены целевые санкции, в отношении секторов экономики - секторальные санкции. Негативное влияние на финансовую сферу оказали ограничения на осуществление финансовых операций, на привлечение средств на фондовых рынках, на отрасли топливно-энергетического комплекса негативно отразился запрет экспорта современных технологий добычи углеводородного сырья. Ограничения доступа к капиталу, технологиям и внешним рынкам негативно отразились на бизнес-процессах российских юридических лиц. Однако российская экономика продемонстрировала способность оперативно адаптироваться к новым условиям: компании, ориентированные на импортные материалы и комплектующие, нашли возможности скорректировать логистические цепочки, обратились к внутренним производителям или к поставщикам из дружественных стран. Также определенную положительную роль в сохранении критически важных компонентов сыграл механизм параллельного импорта.

Очевидно, что в дальнейшем при усложнении геополитической ситуации по тем или иным причинам возможно повторение подобного сценария. Исходя из этого, представляется необходимым научное осмысление всего спектра современных угроз в валютно-финансовой, торгово-экономической, социально-экономической, производственной и иных сферах, механиз-

ма их реализации и противостояния этим угрозам.

Экономическая безопасность имеет многоаспектную направленность, которая проявляется в ее взаимосвязи с промыш-ленно-технологической, энергетической, продовольственной, финансовой и иными сферами всего хозяйственного комплекса, формирующими важнейшие аспекты правовой политики Российского государства. Исследованию вопросов влияния геополитических факторов на экономическую безопасность государства уделено внимание в работах Ю. И. Буравилиной и А. А. Сенчи-ло [1], И. В. Вякиной [2], Е. Г. Ефимовой и Т. Р. Лукашенок [3], Д. Н. Климовой [4; 5], И. С. Кондрашовой [4], С. С. Низамова [6], О. А. Степичевой [7] и других авторов.

Необходимо отметить, что активное и целенаправленное воздействие недружественных стран на экономическую сферу, экономическую безопасность Российской Федерации преследует различные цели. Во-первых, экономическая безопасность является основой национальной безопасности. Реализация экономических угроз в отношении того или иного государства предполагает ограничение его правосубъектности, эффективного выполнения функций государства, суверенитета. Во-вторых, существенная дестабилизация социально-экономической сферы увеличивает риски социальных потрясений, изменения политического режима вне правового поля. В-третьих, геополитическое давление недружественных стран связано с реализацией их национальных интересов. Экономическая сфера по своей природе является конкурентной. Глобали-зационные, интеграционные процессы, характерные для международных экономических отношений, осуществляются, как правило, в интересах наиболее развитых стран. В-четвертых, стремление наиболее развитых западных стран удержать лидирующие позиции в экономическом развитии, доминирующее положение в мире в противовес тенденциям становления многополярного мира.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации1 констатируется, что все большее распространение получает практика использования инструментов недобросовестной конкуренции, протекционистских мер и санкций, в том числе в финансовой и торговой сферах, осуществляется открытое политическое и экономическое давление на Россию и ее партнеров, ограничение доступа российских компаний к экспортным рынкам, сдерживание развития российской промышленности, установление контроля над транспортными маршрутами, воспрепятствование освоению Россией Арктики.

Исследователи выделяют различные факторы, оказывающие влияние на уровень экономической безопасности отдельных территорий и страны в целом: валютно-фи-нансовые, торгово-экономические, социально-экономические [3]. Деструктивные факторы экономической безопасности принято делить на внутренние и внешние. Такая классификация является достаточно условной, так как эти угрозы взаимообусловлены, предопределяют друг друга. Так, слабое развитие отраслей и производств, основанных на высоких технологиях, низкая конкурентоспособность в условиях недостаточности внутренних инвестиций предполагают привлечение иностранных инвестиций, новых технологий. В свою очередь, неограниченный приток иностранных инвестиций и технологий усиливает влияние различных международных финансовых организаций и транснациональных компаний и при определенных условиях может негативно отразиться на суверенитете государства [8]. Это в свою очередь требует определения критериев экономической безопасности в инвестиционной политике государства. Инвестиционная политика России, отвечающая критериям экономической безопасности, способствует защите жизненно важных

интересов страны, предотвращению угроз экономической безопасности (рост безработицы, снижение жизненного уровня населения, криминализация экономики, потеря квалифицированных кадров) [9].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национальная безопасность государства определена как «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан, достойного качества и уровня их жизни, гражданского мира и согласия в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономического развития страны»2.

Одновременно в Стратегии определены национальные интересы на долгосрочную перспективу: сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе.

Экономическая безопасность определена в качестве стратегического национального приоритета, достижение целей и задач которого предполагает обеспеченность национальной безопасности. Целью обеспечения экономической безопасности Российской Федерации обозначено «укрепление экономического суверенитета страны, повышение конкурентоспособности российской экономики и ее устойчивости к воздействию внешних и внутренних угроз, создание условий для экономического роста Российской Федерации, темпы которого будут выше мировых». В Стратегии также определены 35 задач, которые необходимо решить для достижения этой цели.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http//www.consultant.ru (дата обращения: 26.03.2023).

2 Там же.

ся о

о

га

га 5* о о fr r га Г о си >13 га

0

1

<

га a 3 О-Р

Г

си р

га

0

1

<

2 О к)

3 о

(n

Я

го

<n о <n

ti PO

И щ

К

и &

V К 5 (в в S

о

о №

№ щ

ре н

и &

15

В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года1 вызовы и угрозы экономической безопасности определены с учетом геополитических факторов. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» стал во многом ответом на геополитические угрозы экономической безопасности и закрепил: Российская Федерация приоритетное внимание будет уделять развитию депо-литизированной международной платежной инфраструктуры, диверсификации экономических связей с государствами, проводящими конструктивную и нейтральную политику в отношении Российской Федерации, защите российских организаций, инвестиций, товаров и услуг за ее пределами от дискриминации, недобросовестной конкуренции, в том числе посредством применения специальных экономических мер в качестве ответной реакции на такие действия2.

Вектор развития государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности направлен на укрепление потенциала и повышение международной роли межгосударственного объединения БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Северная Африка), Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности, РИК (Россия, Индия, Китай) и других межгосударственных объединений и международных организаций.

При этом Организация Объединенных Наций рассматривается в качестве главной площадки для кодификации международного права, организационной основы механизма формирования универсальных международно-правовых норм. Международно-правовое обеспечение экономиче-

ской безопасности включает нормы всех отраслей международного права, оказывающих влияние на формирование и предотвращение деструктивных факторов экономической безопасности государства. В Концепции внешней политики особо оговаривается, что решения межгосударственных органов, основанные на произвольном толковании принципов международного права, норм международных договоров Российской Федерации, в случае противоречия Конституции Российской Федерации не подлежат исполнению в Российской Федерации.

На наш взгляд, в современных геополитических условиях необходим ряд преобразований, способствующих развитию государственно-правового механизма обеспечения экономической безопасности на институциональном уровне, в частности:

- необходимо продолжить выработку идеологии долговременной реализации в России стратегического планирования в сфере экономической безопасности;

- законодательное закрепление содержательной сущности экономической безопасности с системным обеспечением механизма ее реализации;

- переход к комплексно-координационной направленности в механизме обеспечения экономической безопасности, считая приоритетным решение стратегических вопросов перед тактическим характером проблемных аспектов, связанных с экономической деятельностью.

Экономическая безопасность России обеспечивается надежным функционированием государственно-правового механизма ее обеспечения. Основным критерием эффективности является готовность результативно функционировать в кризисных условиях в целях обеспечения устойчивого экономического развития.

о

ре «

& К

&

ю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

1 О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N° 208 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http//www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2023).

2 Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 229 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http//www.consultant. ru (дата обращения: 10.04.2023).

Теоретико-исторические правовые науки

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Буравилина Ю. И., Сенчило А. А. Обострение проблемы экономической безопасности в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 11. С. 15-17.

2. Вякина И. В. Безопасность экономического развития Российской Федерации в условиях нарастания геополитических угроз // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 5 (338). С.178-191.

3. Лукашенок Т. Р., Ефимова Е. Г. Экономическая безопасность: смена парадигмы в условиях трансформации мирохозяйственного уклада // Вестник экономики, права и социологии. 2022. № 3. С. 18-20.

4. Климова Д. Н., Кондрашова И. С. Обоснование новых мер по защите национальных интересов России в современной мировой экономике // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 10. С. 51-56.

5. Климова Д. Н. Геоэкономический подход формирования государственной политики обеспечения экономической безопасности страны в условиях интеграции России в мировое хозяйство // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 9. С. 68-73.

6. Низамов С. С. Критерии и показатели экономической безопасности государства // Право: ретроспектива и перспектива. 2022. № 3. С. 23-27.

7. Степичева О. А. Внешнеполитическая ситуация в Российской Федерации и экономическая безопасность государства // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 11. С. 130-134.

8. Горностаева Л. А. Безопасная экономическая политика привлечения иностранных инвестиций // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1. С. 48-52.

9. Костыря Ю. С., Трофимов М. Н. Инвестиции как фактор экономической безопасности государства // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 4. С. 248-250.

REFERENCES

1. Buravilina Yu. I., Senchilo A. A. Aggravation of the problem of economic security in the context of the geopolitical crisis and sanctions pressure of Western countries // Economics and Business: Theory and practice. No. 11. 2016. P. 15-17. (In Russ.)

2. Vyakina I. V. Security of economic development of the Russian Federation in the conditions of increasing geopolitical threats // National interests: pri-orities and security. 2016. No. 5 (338). P. 178-191. (In Russ.)

3. Lukashenok T. R., Efimova E. G. Economic security: paradigm shift in the conditions of transformation of the world economic order // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2022. No. 3. P.18-20. (In Russ.)

4. Klimova D. N., Kondrashova I. S. . Justification of new measures to protect Russia's national interests in the modern world economy // Socio-economic phenomena and processes. No. 10. 2015. P. 51-56. (In Russ.)

5. Klimova D. N. Geo-economic approach to the formation of the state policy of ensuring the economic security of the country in the conditions of Russia's integration in-to the world economy // Socio-economic phenomena and processes. No. 9. 2015. P. 68-73. (In Russ.)

6. Nizamov S. S. Criteria and indicators of economic security of the state // Society, law, statehood: retrospective and perspective. No. 3. 2022. P. 23-27. (In Russ.)

7. Stepicheva O. A. The foreign policy situation in the Russian Federation and the economic se-curity of the state // Socio-economic phenomena and processes. No. 11. 2015. P. 130-134. (In Russ.)

8. Gornostaeva L. A. Safe economic policy of attracting foreign investment // Socio-economic phenomena and processes. No. 1. 2012. P. 48-52. (In Russ.)

9. Kostyrya Y. S., Trofimov M. N. Investments as a factor economic security of the state // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 4. 2012. P. 248-250. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 17.04.2023; одобрена после рецензирования 26.04.2023; принята к публикации 23.06.2023.

The article was submitted 17.04.2023; approved after reviewing 26.04.2023; accepted for publication 23.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.