- Теоретико-исторические правовые науки
Научная статья
УДК 323:338.2-049.5(470)
Ильшат Хамитович Еркеев
Уфимский юридический институт МВД России, Уфа, Россия, [email protected]
К ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫМ ОСНОВАМ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация. В статье с целью исследования категориальной сущности понятия экономической безопасности государства и ее связи с правовыми категориями реализации права, правопорядка, механизма правового регулирования применен методологический прием уточнения терминологии изучаемого предмета. Также предпринята попытка осмысления политико-правовых основ функционирования механизма обеспечения экономической безопасности государства.
Ключевые слова: экономическая безопасность, реализация права, механизм правового регулирования, политическая система
Для цитирования: Еркеев И. X. К политико-правовым основам механизма обеспечения экономической безопасности государства // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2022. №4(12). С. 13-18.
Original Article
Ilshat Kh. Erkeev
Ufa Law Institute of the Ministry ofInternal Affairs of Russia, Ufa, Russia, [email protected]
TOWARD THE POLITICAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE MECHANISM FOR ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Abstract. In order to study the categorical essence of the concept of economic security of the state and its connection with the implementation of law, the rule of law, the mechanism of legal regulation, the article uses a methodological technique was used to clarify the terminology of the subject under study. Alt also attempts comprehend the political and legal foundations for the functioning of the mechanism for ensuring the economic security of the state.
Keywords: economic security, realization of law, mechanism of legal regulation, political system For citation: Erkeev I. Kh. Toward the political and legal foundations of the mechanism of ensuring the economic security ofthe state // Society, law, statehood: retrospective and perspective. 2022. No. 4 (12). P. 13-18.
Экономическая безопасность имеет многоаспектную направленность, которая проявляется в ее взаимосвязи со всеми сферами хозяйственного комплекса, формирующими важнейшие аспекты правовой политики Российского государства.
Сохранение государственного суверенитета и территориальной целостности зависит от эффективности социально-демографической политики, основными направлениями
которой выступают: укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни; стимулирование рождаемости и укрепление семьи; упорядочение миграции и расселения [1].
В целом для экономического устойчивого роста и обеспечения экономической безопасности важным показателем является потенциал внутреннего рынка государства. В условиях снижения темпов роста миро-
© Еркеев И. X., 2022
Я
еч еч о
еч «
ре
И
V К
и &
V К
(в в 8
о
о №
№ щ
ре н
и &
(в
15
о
РО
(в &
К
&
ю
вой экономики одной из возможностей для развития отечественных компаний и поддержания роста экономики, минимизации последствий экономического кризиса представляется использование потенциала внутреннего рынка. Для реализации этой меры государству необходимо поддерживать платежеспособный спрос со стороны населения, контролируемый уровень инфляции и стабильность банковской системы.
Ряд исследователей отмечает, что гло-бализационные процессы в экономике провоцируют территориально-политическую фрагментацию крупных государственных образований. Так, А. В. Клеутина приходит к следующему выводу: тенденции развития современного государственно-организованного общества таковы, что территория, как существенный признак, начинает утрачивать свое значение [2, с. 18]. Территории государств сохраняют свою существенную значимость с точки зрения обладания природными ресурсами, но актуальными остаются территориальные споры. Например, Япония оспаривает принадлежность Российской Федерации нескольких островов; наличие природных ресурсов в Антарктике и возможность их разработки актуализует притязания в основном приграничных государств на эту территорию.
Во-первых, в реалиях сегодняшнего дня сохраняется ограниченность природных запасов, соответственно, высокая потребность в них, что, конечно, может повлечь не только экономическое, политическое и иное давление на те государства, в пределах территории которых они расположены, но и военное вмешательство. Во-вторых, численность населения определенного государства и ее дальнейшее увеличение, определяемое устоями, традициями общества, менталитетом, религией, идеологией, при незащищенности территории, может повлечь миграцию в менее населенные регионы.
В силу этого защищенность экономики страны от вызовов и угроз глобализацион-ных процессов является одним из экономически важных интересов государства. Глобализация и интернационализация экономических процессов порождают ряд де-
структивных факторов, негативно влияющих на государства.
Среди экономически важных интересов для государства следует выделить: экономическое благополучие нации, динамику потенциала внутреннего рынка, развитие внешнеэкономических инструментов и национальной инновационной системы, защищенность экономики страны от вызовов и угроз глобализационных процессов.
Экономическая безопасность с правовой точки зрения представляет качественное состояние законодательства, направленного на регулирование общественных отношений в экономической сфере, в котором закреплены критерии (пороговые значения) экономической безопасности, компетенция государственных органов, осуществляющих мониторинг, прогнозирование, принятие управленческих решений, правовые средства обеспечения экономической безопасности и другие компоненты. На достижение и регулирование экономической безопасности направлены все отрасли права: конституционное, финансовое, гражданское, уголовное, уголовно-процессуальное и др.
Рассмотрим категориальную сущность понятия экономической безопасности государства и ее связь с правовыми категориями реализации права, правопорядка, механизма правового регулирования. Категория осуществление (реализация) права, как отмечает А. М. Васильев, «раскрывает основные условия и способы перевода нормативно-правовых моделей поведения в фактическое, реальное поведение людей для упорядоченности общественных отношений» [3, с. 81]. Взаимосвязь основных форм реализации права (соблюдение, исполнение, использование, применение) прослеживается с аспектами экономической безопасности. Соблюдение норм права, как вида правомерного поведения, направленного на достижение устойчивого уровня социального порядка, реализацию важных целей личного, общественного, государственного развития, для экономической безопасности имеет практическое значение. Исполнение правовых норм, учитывая обязательность
их реализации, включая процессуальную форму, применяется в профилактике правонарушений в экономической сфере и противодействии им, в совершенствовании правоохранительной деятельности.
Категория механизм правового регулирования определяется С. С. Алексеевым как «взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения» [4, с. 364]. С точки зрения осмысления экономической безопасности в качестве элементов механизма правового регулирования следует выделить: юридические нормы, стадию формирования и действия; правовые отношения, стадию возникновения на основе юридических фактов субъективных прав и обязанностей, отражающих меру поведения как в общем, так и в индивидуальном плане; акты реализации прав и обязанностей, стадию их осуществления в фактической деятельности субъектов права. Можно также отметить инструментальное сопровождение механизма правового регулирования применительно к экономической безопасности, включающее: закрепление значимых целей в правовых актах; информированность о нормах права с применением элементов профессионально-юридической культуры и правового воспитания; деятельность по формированию правомерного поведения и устойчивых ценностно-правовых ориентаций; способы защиты прав, законных интересов человека и гражданина; правовой контроль.
Подводя итоги применения важного методологического приема уточнения терминологии изучаемого предмета, представляется обоснованным охарактеризовать экономическую безопасность как научную категорию.
Вектор функционирования механизма обеспечения экономической безопасности должен быть направлен на:
- диверсификацию экономики, развитие инновационной системы с целью развития ее высокотехнологичных секторов, способных производить и реализовывать товары с высокой добавочной стоимостью, усиление
взаимосвязи между наукой, производством и образованием;
- обеспечение устойчивости финансовых рынков и банковской системы;
- сокращение неформальной занятости, оптимальное распределение трудовых мигрантов с учетом особенностей специфики регионов, увеличение инвестиций в развитие человека.
Проведенный теоретико-правовой анализ понимания экономической безопасности подтверждает комплексность данного понятия, имеющего как научную, так и проблемно-практическую составляющие.
В обозначенном аспекте уровень экономической безопасности, достигнутый в конкретно-исторический период государственного развития, позволяет осмыслить способность государства и общества отвечать на кризисные ситуации в экономике, социальной и финансовой сферах, а также своевременно находить оптимальные решения по формированию системы мер, адекватных деструктивным факторам. Качественность компонентов, определяющих устойчивость уровня экономической безопасности, взаимосвязана с направлениями правовой политики по реализации интересов личности, гражданского общества и государства.
Невозможно представить функционирование механизма обеспечения безопасности, в том числе экономической, без соответствующих правовых форм, методов и средств. Следовательно, в этом смысле правовая составляющая характерна для механизма обеспечения экономической безопасности как в узком, так и широком понимании. Поскольку целью безопасности является обеспечение состояния защищенности природы объекта, то предметы, явления и процессы, способные нейтрализовать воздействие негативных деструктивных факторов, способствующие реализации интересов, выступают средствами ее достижения или активными факторами. Потенциал, который содержат различные явления, процессы, действия, учреждения, организации, режимы и средства, позволяет рассматривать их в качестве активных факторов. В связи с
сл о
о
л
п
¡3-о
о &
г
л
г
о
си >13
л
о
№
<
л а
3 О-Р
Й
си р
л
о
№
<
&
2 О к)
П о
Я
еч еч о
еч «
ре
И
V К
и &
V К
(в в 8
о
о №
№ щ
ре н
и &
(в
15
о
РО
(в &
К
&
ю
этим Р. Ф. Исмагилов справедливо отмечает, что «государственно-правовые явления имеют непосредственное отношение к экономической безопасности всегда в той мере, в какой сама экономическая безопасность зависит от оптимальности государственного воздействия на экономические отношения, правового их опосредования» [5, с. 83].
Поэтому в рамках конкретного государства экономическая безопасность обеспечивается политической системой общества, посредством которой осуществляется выявление, мониторинг, предотвращение деструктивных факторов экономической безопасности, обеспечение экономических интересов личности, гражданского общества и государства. Иными словами, политическая система общества являет собой политико-правовой механизм обеспечения экономической безопасности.
Учитывая, что экономическая безопасность государства является частью национальной безопасности, уровни их политико-правового обеспечения, а также их механизмы соотносятся как часть и целое. А. А. Сацута в политико-правовом обеспечении национальной безопасности выделяет три взаимосвязанных уровня: доктриналь-но-политический, нормативно-правовой и политико-организационный. Доктри-нально-политический уровень составляют принятые в стране концептуальные политические идеи и взгляды о национальной безопасности. Нормативно-правовой уровень представляет собой юридическое оформление и закрепление официальных доктринально-политических концепций, идей и взглядов о национальной безопасности. На политико-организационном уровне официальные политические взгляды и идеи о национальной безопасности, законы и правовые нормы, регулирующие область национальной безопасности, отражаются и реализуются в политических решениях и программах, целях и задачах деятельности субъектов национальной безопасности, в содержании мероприятий, способах и методах действий органов и сил обеспечения национальной безопасности [6, с. 335-341].
А. В. Опалев также предлагает выделять в системе обеспечения национальной безопасности концептуально-правовую и организационно-технологическую подсистемы [7, с. 167-169]. Мы считаем, что следует согласиться с исследователями, рассматривающими механизм обеспечения экономической безопасности как синтетическую
категорию (социально-юридическую систему).
По мнению Д. Буркальцевой, эффективное функционирование механизма обеспечения экономической безопасности возможно лишь при наличии и взаимодействии нормативно-правовой, организационно-управ-ляющей, финансово-экономической, научно-технической, кадровой и информационно-аналитической подсистем. Соответственно, нормативно-правовую подсистему составляют нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с обеспечением экономической безопасности на всех уровнях; организаци-онно-управляющую - государственные органы, деятельность которых направлена на обеспечение экономической безопасности; финансово-экономическую - создание и усовершенствование форм налогово-бюджетного планирования, кредитования, учета и контроля мероприятий, связанных с обеспечением экономической безопасности, а также финансирование приоритетных направлений развития национальной экономики; научно-техническая подсистема обеспечивает содействие переходу на инновационный путь развития; кадровая - комплектование органов государственной власти необходимыми специалистами, внедрение научно обоснованных методик отбора, обучения, стимулированиякадров; информационно-аналитическая подсистема направлена на анализ экономического состояния, выявление и оценку угроз экономической безопасности на всех уровнях [8, с. 32].
С положительной стороны необходимо отметить стремление автора комплексно рассмотреть и представить систему обеспечения экономической безопасности. Однако, на наш взгляд, во-первых, отсутствие
Теоретико-исторические правовые науки
концептуально-доктринальной подсистемы обеспечения экономической безопасности делает предлагаемую систему уязвимой; во-вторых, следует учитывать, что представленные подсистемы находятся на различных уровнях. Так, финансово-экономическая, научно-техническая, кадровая и информационно-аналитическая подсистемы должны быть регламентированы нормативно-правовыми актами и выражаться в деятельности субъектов обеспечения экономической безопасности.
Система обеспечения экономической безопасности государства, по мнению Л. К. Самойловой, представляет собой сочетание взаимосвязанных и взаимодополняющих структурных элементов: «функциональное назначение», «субъектно-объектный состав», «информационно-правовая база», «инструментальное обеспечение», «комплекс мероприятий», участвующих в создании эффективно функционирующего механизма защиты публичных и частных интересов в условиях динамично изменяющихся социально-экономических отношений [9, с. 211].
Полагаем, во-первых, следует разграничивать систему экономической безопасности и систему ее обеспечения, и, во-вторых, взаимосвязь институционального, технологического (функционального) и инструментального уровней в целом рассматривать как последовательность действий и мероприятий государства и общества в рамках политико-правового механизма обеспечения экономической безопасности.
Считаем, что идея, система идей и принципов или идеология играют ключевую роль как при определении цели, так и средств ее достижения. При обеспечении экономической безопасности одни и те же явления и процессы, в зависимости от воспринятой концепции (социально-политической доктрины) субъектами обеспечения безопасности, могут рассматриваться как активный фактор, т. е. как необходимое условие для обеспечения безопасности или как деструктивный фактор, определенное явление потенциально негативное для объекта безопасности. К примеру, понимание экономической безопасности с точки зрения фритредерства (политики открытости внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы) и протекционизма (защиты национальной промышленности) будет разным.
Политико-правовой механизм содержит политический аспект, т. е. процесс выявления институтами публичной власти при реализации политической деятельности различных интересов, достижение баланса интересов личности, общества, государства, определение деструктивных факторов, принятие документов, определяющих стратегию (концепцию) обеспечения экономической безопасности, наряду с правовым аспектом (определением юридических средств, правовых норм, принятием нормативно-правовых актов, содержащих комплекс правовых средств и мер, необходимый и достаточный для достижения целей).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.Волошин С. В. Политико-правовое обеспечение социальной безопасности в России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. 26 с.
2. Клеутина А. В. Сущностные характеристики современного государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2009. 151 с.
3. Васильев А. М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М. : Юридическая литература, 1976. 264 с.
4. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М. : Статут, 1999. 712 с.
5. Исмагилов Р. Ф. Экономическая безопасность России (теоретико-правовой анализ) : дис. ... д-ра юрид. наук. Санкт-Петербург, 2000. 424 с.
ся о
о
л
п
¡3-о
о &
Г
л ГГ о
си р
л
о
№
<
л а
3 О-Р
Й си Р Л о
№
<
&
2 О К)
П о
6. Сацута А. А. Политико-правовое обеспечение национальной безопасности России // Современные гуманитарные исследования. 2008. № 1. С. 335-341.
7.Опалев А. В. О концептуально-правовой подсистеме системы обеспечения национальной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 167-169.
8. Буркальцева Д. Система обеспечения экономической безопасности государства: необходимость формирования и структурные составляющие // Наука и инновации. 2013. № 5. С. 29-33.
9. Самойлова Л. К. Структурные элементы системы обеспечения экономической безопасности государства // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 1. С. 211-214.
REFERENCES
1. Voloshin S. V. Political and legal support of social security in Russia: author. dis. ... Cand. Sc. (Law). Rostov-on-Don, 2006. 26 p. (In Russ.)
2. Kleutina A. V. Essential characteristics of the modern state: author. dis. .Cand. Sc. (Law). Moscow, 2009. 151 p. (In Russ.)
3. Vasiliev A. M. Legal categories. Methodological aspects of development of the system of categories of the theory of law. Moscow: Legal Literature, 1976. 264 p. (In Russ.)
4. Alekseev S. S. Law: ABC - Theory - Philosophy: An Experience of Comprehensive Research. M. : Statut, 1999. 712 p. (In Russ.)
5. Ismagilov R. F. Economic security of Russia (theoretical and legal analysis): dis. ... Dr. Sc. (Law). St. Petersburg, 2000. 424 p. (In Russ.)
6. Satsuta A. A. Political and legal support of the national security of Russia // Modern humanitarian research. 2008. No. 1. P. 9-12. (In Russ.)
7. Opalev A. V. On the conceptual and legal subsystem of the national security system // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 1. P. 167-169. (In Russ.)
8. Burkaltseva D. The system for ensuring the economic security of the state: the need for formation and structural components // Science and innovations. 2013. No. 5. P. 29-33. (In Russ.)
9. Samoilova L. K. Structural elements of the system for ensuring the economic security of the state //
g Proceedings of the Orenburg State Agrarian University. 2014. No. 1. P. 211-214. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 10.10.2022; одобрена после рецензирования 20.10.2022; принята к
5 публикации 15.12.2022.
и The article was submitted 10.10.2022; approved after reviewing 20.10.2022; accepted for publication
g 15.12.2022.
6
v
a s
в
s 13
v
a
u
о &
о № № v ре н
и &
(в
15
о в
(в &
К
&
ю