Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2023. № 1 (104). С. 102-112. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. Vol. no. 1 (104). P. 102-112.
5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки)
Научная статья УДК 343.33
DOI: 10.55001/2312-3184.2023.55.49.009
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МИРА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА1
Авдеева Ольга Анатольевна1, Авдеев Вадим Авдеевич2
Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Российская Федерация, Avdeeva_O_A@mail .ru
2 Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Российская Федерация, vadim.avdeevich@mail.ru
Введение: статья посвящена анализу правовой политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности мира и человечества; исследованы международные нормативно-правовые акты, служащие правовой основой для развития национальной правовой политики в области обеспечения безопасности мира и человечества; раскрыты стратегические направления уголовно-правовой политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности мира и человечества; определены этапы модернизации российского законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности мира и человечества.
Материалы и методы: исследование российской правовой политики в сфере обеспечения безопасности мира и человечества проведено на основе сочетания общенаучных и частнонаучных методов, включая формально-логический, диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический методы научного познания.
Результаты исследования: сформулированы выводы относительно ключевых направлений реализации современной правовой политики Российской Федерации; обозначены цели, приоритеты и задачи в сфере обеспечения безопасности мира и человечества; определены концептуальные направления новеллизации норм современного российского уголовного закона.
Выводы и заключения: геополитическая ситуация, сложившаяся в современных условиях на международном уровне, предопределяет необходимость поиска новых правовых решений, содействующих противодействию новым угрозам и вызовам и обеспечению национальной безопасности и суверенности государства посредством принятия мер по обеспечению безопасности мира и человечества; в качестве стратегической задачи следует признать последовательное совершенствование норм российского, в том числе уголовного законодательства; в рамках новеллизации уголовного закона приоритетную роль
1 Грант РНФ. Рег. № 22-28-20133. «Стратегические направления правового обеспечения общественной безопасности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
© Авдеева О. А., Авдеев В. А., 2023
приобретает реализация «опережающего» уголовно-правового воздействия, предусматривающего модернизацию уголовно-правовых норм путем криминализации деяний, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации; в целях предупреждения рассматриваемой категории преступлений актуализируется проблема адекватизации уголовного наказания, ориентирующая законодателя на правовую оценку степени общественной опасности действий, создающих угрозу мирному сосуществованию и безопасности человечества; реализация уголовно-правовой политики предполагает проведение комплекса мер по профилактике и предупреждению деяний, направленных против национальной безопасности, мира и безопасности человечества.
Ключевые слова: правовая политика, безопасность мира и человечества, уголовный закон, преступления против мира и безопасности человечества, предупреждение преступности, международное право.
Для цитирования: Авдеева О. А., Авдеев В. А. Правовая политика Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности мира и человечества / О. А. Авдеева, В. А. Авдеев // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России : науч.-практич. журн. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. 2023. № 1 (104). С. 102-112. DOI: 10.55001/2312-3184.2023.55.49.009
5.1.4. Criminal Law Sciences (legal sciences)
Original article
LEGAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF SECURITY OF
PEACE AND HUMANITY
Olga A. Avdeeva \ Vadim A. Avdeev 2
1 East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation, Avdeeva_O_A@mail.ru
2Yugra State University Khanty-Mansiysk, Russia, vadim.avdeevich@mail.ru
Introduction: the article deals with the analysis of the legal policy of the Russian Federation in the field of peace and human security; international normative legal acts serving as a legal basis for the development of national legal policy in the field of peace and human security; strategic directions of criminal law policy of the Russian Federation in the field of peace and human security are revealed; the stages of modernization of Russian legislation in the field of security of the Russian Federation are defined
Materials and Methods: the study of the Russian legal policy in the sphere of ensuring the security of the world and humanity was carried out on the basis of a combination of general scientific and private scientific methods, including formal-logical, dialectical, formal-legal, comparative-legal, statistical methods of scientific cognition.
The Results of the Study: conclusions on the key areas of implementation of the modern legal policy of the Russian Federation are formulated; goals, priorities and tasks in the field of security of peace and humanity are outlined; conceptual directions of innovation of the norms of the modern Russian criminal law are defined.
Findings and Conclusions: the geopolitical situation in the current international context predetermines the need to find new legal solutions to help counter new threats and challenges and ensure national security and sovereignty of the state through measures to ensure the security of peace and humanity; consistent improvement of Russian norms, including criminal legislation, should be recognized as a strategic objective; within the framework of the novelisation of the criminal law, the priority is given to the implementation of the "anticipatory" criminal law, providing for the modernisation of the criminal law norms through the criminalisation of acts that threaten the national security of the Russian Federation; In order to prevent the category of crimes in question, the problem of adequate criminal punishment, orienting the legislator to the legal assessment of the degree of public danger of the actions threatening the peaceful coexistence and security of mankind, is actualized; the implementation of the criminal-legal policy involves a set of measures for the prevention and prevention of acts directed against national security, peace and security of mankind.
Keywords: legal policy, security of the world and humanity, criminal law, crimes against the peace and security of mankind, crime prevention, international law.
For citation: Avdeeva O. A., Avdeev V. A. Pravovaja politika Rossijskoj Federacii v sfere obespechenija bezopasnosti mira i chelovechestva [Legal policy of the Russian Federation in the field of ensuring security of the world and of humanity]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Ros-sii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023, no. 1 (104), pp. P.102-112 (in Russ.). DOI: 10.55001/2312-3184.2023.55.49.009
Государственно-правовое строительство Российской Федерации в современных условиях характеризуется формированием качественно новых отношений на внутригосударственном, межгосударственном и международном уровнях [1, с. 9-19]. Геополитическая ситуация, сложившаяся на международном уровне, предопределяет необходимость поиска новых правовых решений, содействующих противодействию новым угрозам и вызовам и обеспечению национальной безопасности и суверенности государства посредством принятия мер по обеспечению безопасности мира и человечества. В качестве стратегической задачи следует признать последовательное совершенствование национальной правовой политики по реализации «опережающего» уголовно-правового воздействия, предусматривающего модернизацию уголовно-правовых норм путем криминализации деяний, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации. В рамках новеллизации уголовного закона актуализируется проблема адекватизации уголовного наказания, ориентирующая законодателя на правовую оценку степени общественной опасности действий, создающих угрозу для безопасности мира и человечества [2, с. 13-15; 3, с. 271-277]. Качественно новый подход к реализации уголовно-правовой политики предполагает проведение комплекса мер по профилактике и предупреждению деяний, направленных против национальной безопасности, мира и безопасности человечества [4, с. 121-124; 5, с. 189-191; 6, с. 128-129].
Как указывается в Преамбуле к Уставу ООН, подписанному 26.06.1945 г. и вступившему в силу 24.10.1945 г., международная организация «Объединенные Нации» нацелена на «избавление грядущих поколений» от угрозы войны. В этой связи на основании ст. 1 Устава ООН реализации подлежат принципы, устанавливающие: разрешение и улаживание международных ситуаций и споров, способных привести к нарушению мира, мирными средствами; применение вооруженных сил исключительно в общих интересах; разработку и осуществление эффективных мер для недопустимости условий, создающих угрозу миру, и актов агрессии. Провозглашая веру в основные права человека, международное сообщество консолидирует усилия для создания условий для соблюдения справедливости и уважения к обязательствам в рамках международного права, улучшения жизни, экономического и социального прогресса,
предусматривающих при совместной жизни в мире друг с другом проявление терпимости [7, с. 505-508].
Во исполнение положений ООН Уставом Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран от 8 августа 1945 г. регламентации подлежит ответственность за совершение: 1) преступлений против мира; 2) военных преступлений; 3) преступлений против человечности (ст. 6). Осуществление ООН неотложных мер по достижению поставленной цели предопределило определение новых составов военных преступлений посредством принятия Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (09 декабря 1948 г.), Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (07 марта 1966 г.), Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него (30 ноября 1973 г.), указывающих на целесообразность разграничения ответственности за деяния, включающие: 1) взятие гражданских лиц в качестве заложников; 2) принуждение военнопленного или гражданского лица служить в вооруженных силах неприятеля; 3) проведение биологических экспериментов и др.
В соответствии с Уставами Международного трибунала, принятыми 25 мая 1993 г. и 08 ноября 1994 г. в связи судебным преследованием лиц, нарушивших на территории бывшей Югославии и Руанды нормы международного гуманитарного права, в перечне преступлений против человечности были определены: 1) терроризм; 2) изнасилование; 3) заключение в тюрьму; 4) пытки.
С вступлением в силу 01 июля 2002 г. Римского статута Международного уголовного суда на основании ст. 5 разграничению подлежали: 1) геноцид; 2) преступления против человечности; 3) военные преступления; 4) преступления агрессии. Определяя дефиницию геноциды, международное сообщество акцентирует внимание на деяниях, направленных на «полное или частичное уничтожение» группы лиц по признаку национальности, а также расовой, этнической, религиозной принадлежности. Вследствие этого уголовно-наказуемым следовало считать противоправные деяния в отношении указанной группы лиц, связанные с: 1) предотвращением деторождения в среде данной группы; 2) насильственной передачей детей из одной группы в другую; 3) умышленное создание в отношении представителей определенной человеческой группы «жизненных условий», влекущих частичное или полное ее «физическое уничтожение»; 4) причинением членам человеческой группы «умственного расстройства» или «серьезных телесных повреждений»; 5) убийство представителей данной группы (ст. 6).
На основании ст. 7 определению подлежали «преступления против человечности», к которым предписывалось относить «любые сознательные деяния», характеризующиеся «нападением на гражданских лиц», совершаемым: 1) систематически; 2) широкомасштабно. Исходя из данной дефиниции, к указанной категории уголовно-наказуемых деяний были причислены: 1) насильственное перемещение, депортация, насильственное исчезновение людей, истребление, порабощение или убийство населения; 2) заключение в тюрьму или «физическое лишение свободы» иным способом; 3) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация, а также иные формы сексуального насилия, сопоставимые вышеуказанным по тяжести; 4) помимо пыток и преступлений апартеида «иные бесчеловечные деяния идентичного характера», направленные на умышленное причинение «серьезных телесных повреждений», «сильных страданий», которые обусловили «серьезный ущерб физическому либо психическому здоровью».
Положения ст. 8 предписывали к военным преступлениям относить противоправные деяния: 1) в отношении гражданского населения, не принимающего участия в военных действиях, - умышленные нападение, убийство и причинение ущерба здоровью, серьезных телесных повреждений или сильных страданий, а также пытки и бесчеловечное обращение; 2) в отношении военнопленных - принуждение к службе в вооруженных силах неприятельской державы и умышленное лишение права на справедливое правосудие; 3) в отношении
материальных благ - умышленное нападение на гражданские цели, не являющиеся военными объектами; крупномасштабное, бессмысленное, незаконное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью.
В современный период наблюдается трансформация международных отношений, сопряженная со стремлением отдельных государств-лидеров изменить сложившуюся архитектонику мироустройства и структуру мирового порядка, обусловленным как реализаций цели по установлению гегемонии, так и усилением диспропорции с учетом нарастающего кризиса в экономическом развитии. Данные негативные тенденции способствовали обострению межгосударственных противоречий, снижению уровня системы глобальной безопасности, понижению роли международных институтов. Вышеуказанные факторы спровоцировали формирование условий для возрастания экстремистских и радикальных настроений, активизации национализма и неонацизма [8, с. 29-34; 9].
Проблема обеспечения мира и безопасности человечества на современном этапе также обусловлена обострением международных отношений, в том числе противостоянием Организации североатлантического договора (военно-политического блока НАТО), реализующей военно-политическую концепцию как по разрастанию внутринациональных конфликтов, создающих угрозу основам конституционного строя, так и обострению межгосударственных отношений, порождающих реабилитацию нацизма, развитие новых форм неонацизма, влекущих угрозу суверенитета и государственной целостности. Возрастание геополитической конфликтности и нестабильности, усиление межгосударственных противоречий сопровождается игнорированием устоявшихся международных норм и принципов, разрушением международных правовых институтов в сфере контроля над использованием вооружения [10, с. 171-173].
Стоит отметить, что правовая политика по обеспечению мира и безопасности человечества на международном уровне в условиях негативных последствий глобализации характеризуется разработкой на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимостью 08 сентября 2001 г. комплекса мер, включая положения Дурбанской декларации и Программу действий, ориентированных на противодействие возрождению неофашизма и неонацизма, а также указывающие с учетом ссылки на Устав и постановление Нюрнбергского трибунала, признающей организацию «Ваффен СС» ответственной за многочисленные преступления, на необходимость осуществления более решительных мер по борьбе с формированиями, пропагандирующими агрессивные националистические идеи, оскорбляющие память бесчисленных жертв, отравляющие сознание молодежи, влекущие эскалацию современных форм расовой дискриминации, рост числа групп, движений и политических партий экстремистской направленности [11, с. 26-29].
Дальнейшая активизация деятельности мирового сообщества по обеспечению безопасности наметилась с принятием Комиссией по правам человека ООН 16 апреля 2004 года, учитывая нарастающие негативные явления, резолюции № 2004/16 - «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма», в дополнение к которой 26 апреля 2005 г. была принята резолюция № 2005/5, предусматривающая консолидацию ресурсов по противодействию деятельности, направленной на прославление нацистских преступников, наносящее ущерб международной безопасности и создающей угрозу новых мировых войн и межгосударственных конфликтов.
В условиях проявления глобализационных негативных тенденций происходит активное распространение идеологии нацизма и неонацизма путем героизации нацистского режима, сопряженное с ростом числа новых неонацистских движений, политических движений, организаций и групп экстремистской направленности. В этой связи государства-члены ООН поддержали предложенную 20 декабря 2012 г. Российской Федерацией резолюцию АЖ^/67/154 - «Героизация нацизма: недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации ксенофобии и
связанной с ними нетерпимости». Необходимость разработки практико-ориентированных мер, признаваемых «жизнеспособными» на уровне внутригосударственной реализации с учетом специфики политико-правового и социально-экономического развития, обусловила принятие 18 декабря 2013 г. предложенной Российской Федерацией резолюции A/RES/68/150 -«Борьба с героизацией нацизма и других видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».
Ввиду дальнейшего наращивания негативных тенденций, вызванных транснациональным характером преступных посягательств на интересы международного сообщества с принятием резолюции - «Глобальный призыв к конкретным мерам, направленным на полную ликвидацию расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и всеобъемлющее осуществление и принятие последующих мер по выполнению Дурбанской декларации и Программы действий», поддержанной государствами-участниками 18 декабря 2014 г., пристальное внимание акцентировалось на: 1) консолидации мирового сообщества в целях исключения будущих войн и избавления грядущих поколений от связанных с ними бедствий; 2) необходимости принятия государствами мер законодательного, правоохранительного и образовательного характера, направленных на исключение любого отрицания Холокоста; 3) целенаправленной законодательной деятельности по предотвращению подстрекательства к насилию в отношении лиц уязвимых групп; 4) принятие необходимых мер по проведению более эффективной борьбы с экстремистскими и расистскими движениями, экстремистской идеологией и негативными явлениями, которые создают угрозу демократическим ценностям.
Особое значение имеет принятие Генеральной Ассамблеей ООН предложенных Россией резолюций АЖ^/70/139 17 декабря 2015 г., A/RES/72/156 19 декабря 2017 г., АЖ^/73/157 17 декабря 2018 г., A/RES/74/136 18 декабря 2019 г., A/RES/75/169 16 декабря 2020 г., A/RES/76/149 16 декабря 2021 г., A/RES/77/204 15 декабря 2022 г., содержащих комплекс мер по противодействию героизации нацизма и неонацизму. Принятие данных резолюций ориентировало законодателя на разработку на национальном уровне комплекса практико-ориентированных мер по предотвращению указанных негативных явлений.
Руководствуясь политикой мира, направленной на сдерживание уровня международной напряженности, в Российской Федерации последовательно осуществляется политика по созданию правовых средств, содействующих предотвращению военных конфликтов. Стратегическими направлениями правовой политики на международном уровне признаны: 1) осуждение использования образовательных материалов и риторики в ходе обучения, ориентированных на пропаганду расизма, насилия, ненависти, дискриминации на основе национальности, этнического происхождения, убеждений и религии; 2) осуждение инцидентов, связанных с пропагандой нацизма путем нанесения рисунков и граффити, в том числе на памятники героям войны; 3) запрет на торжественные чествования нацистского режима; 4) разработка и реализация национальных планов по ликвидации всеми возможными средствами всех форм дискриминации с целью отслеживания проявлений нацизма; 5) принятие законодательных и иных мер, в том числе в сфере образования, по предотвращению пересмотра истории и итогов Второй мировой войны.
Что касается внутренней правовой политики Российской Федерации, то руководствуясь принципами государственно-правового строительства, закрепленными в Конституции, осуществляются меры по обеспечению суверенитета и безопасности государства. Сбалансированная и согласованная государственно-правовая политика направлена на минимизацию и нейтрализацию внутренних и внешних угроз, создание благоприятных условий для достижения политико-правовых, экономических, социальных и культурных целей. Претворяя намеченные Стратегией национальной безопасности Российской Федерации 2021 года приоритеты, интересы, задачи и цели, государство акцентирует внимание на обеспечении состояния
защищенности национальных интересов и недопустимости угроз суверенитету, независимости и целостности. Курс на повышение независимости Российской Федерации предполагает осуществление самостоятельной внутригосударственной и межгосударственной политики, характеризующейся эффективным противостоянием внешнему, в том числе санкционному воздействию со стороны недружественных стран. Эффективное противостояние санкционному давлению и других недружественных действий иностранных государств предполагает дальнейшее качественное развитие промышленного и военно-политического потенциала Российской Федерации. Правовая политика Российской Федерации предусматривает дальнейшее поступательное развитие государства, деятельность которого направлена на защиту прав и свобод человека, повышение качества жизни и уровня благосостояния народа.
Правовая политика Российской Федерации в целях укрепления обороноспособности и повышения конкурентоспособности государства ориентирует на создание качественно новой технологической основы для дальнейшего развития экономики, повышения качества человеческого потенциала и эффективности управления. Существенное значение в правовой политике отводится развитию демократического устройства, сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей, отечественной культуры и самобытности, патриотическому воспитанию детей и молодежи. Одним из глобальных проблемных вопросов как на международном, так и внутригосударственном уровнях признается сбережение физического, морального и духовного здоровья человечества.
Правовая политика Российской Федерации выступает основой для реализации уголовно-правовой политики в сфере обеспечения мира и безопасности человечества. Вследствие этого законодатель в Уголовном кодексе Российской Федерации в качестве самостоятельной выделяет 34-ю главу, в которой систематизирует преступления против мира и безопасности человечества. При этом В результате в данную категорию противоправных деяний были включены составы умышленных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность ввиду специфики объекта посягательства в виде мира и безопасности человечества и направленности действий на разрушение мирных межгосударственных отношений и сотрудничества между странами, причинение вреда или нанесение ущерба организациям либо отдельным лицам [12, с. 144-147; 7, с. 505-508].
Нарастающая тенденция героизации нацизма в мире предопределила необходимость введения в УК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 128-ФЗ нового состава преступления - реабилитация нацизма. Законодательное оформление данного состава преступления, закрепленного в ст. 3541 УК РФ, изменило представление о преступлениях против мира и безопасности человечества и ответственности за их совершение. Согласно ч. 1 ст. 3541 УК РФ реабилитация нацизма предполагает публичное отрицание перечисленных законом фактов. Содержание данной статьи подлежало новеллизации с принятием Федерального закона от 05.04.2021 г. № 59-ФЗ, внесшего ряд изменений в диспозиции и санкций ч. 1-3 ст. 3541 УК РФ и криминализировавшего в ч. 4 данной статьи ответственность за предусмотренные частью третьей деяния, совершенные в соучастии, а также с использованием средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».
Новый состав преступлений против мира и безопасности человечества был регламентирован Федеральным законом от 06 июля 2016 г. № 375-ФЗ, вследствие этого уголовно наказуемыми по ч. 1 ст. 361 УК РФ признаны различные виды и формы актов международного терроризма. Более того Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 445-ФЗ изменения были внесены в ч. 2 данной статьи, которые касались ответственности как за финансирование деяний, предусмотренных частью первой, так и за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в их совершение либо вооружение или подготовку лица в целях совершения данных деяний. На основании ч. 3 ст. 361 УК РФ регламентации подлежала ответственность за деяния, указанные в первой части статьи, но повлекшие причинение смерти человеку.
Дальнейшая модернизация связана с регламентацией в УК РФ уголовной ответственности за наемничество. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 260-ФЗ редакционные изменения и дополнения были внесены в содержание ст. 359 УК РФ. Анализ части первой указанной статьи показывает существенное увеличение с четырех до двенадцати и с восьми до восемнадцати лет лишения свободы нижнего и верхнего размера наказаний, предусмотренных за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях. В отношении части второй значительному увеличению подлежали сроки, в частности с семи до пятнадцати и с пятнадцати до двадцати лет лишения свободы нижнего и верхнего размера наказаний, регламентированных за то же деяние, реализованное лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего. Примечательным является увеличение в части третьей с трех до семи и с семи до пятнадцати лет лишения свободы нижнего и верхнего размера наказаний, предусмотренных за участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
Стоит заметить, что актуальной в современный период является проблема противодействия преступлению, регламентированному ч. 1 ст. 360 УК РФ, наказание за которое не превышает шести лет лишения свободы. Указанные в анализируемой норме деяния, реализованные в целях провокации войны или осложнения международных отношений, повышают ответственность виновных вплоть до десяти лет лишения свободы, исходя из содержания санкции нормы, регламентируемой ч. 2 ст. 360 УК РФ.
Современные угрозы обеспечения мира и безопасности предопредели необходимость введения Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 365-ФЗ в содержание главы 34 уголовного закона нового состава - мародерства, регламентированного ст. 3561 УК РФ. Стоит подчеркнуть, что состав мародерства ранее подлежал регламентации в ст. 266 УК РСФСР, под которым подразумевалось похищение на поле сражения находящихся при убитых и раненых вещей. В современный период мародерством признаются совершенные с корыстной целью и не связанные с вынужденной необходимостью противоправные безвозмездные изъятие и обращение в пользу виновных либо других лиц чужого имущества в период военного положения, ведения боевых действий, в военное время или в условиях вооруженного конфликта.
Анализ криминогенной ситуации в РФ показывает, что если на протяжении 2001-2020 гг. фиксированию подлежали единичные случаи совершения преступлений, регламентированных в ст. 356, 358, 359, 360 главы 34 УК РФ, то в 2021 году наметилась тенденция роста указанных преступлений. При этом, если в период с 2009 по 2014 гг. не было зафиксировано ни одного лица, привлеченного за данные преступления к уголовной ответственности, то начиная с 2015 года по первое полугодие 2022 года осуждению подлежали: 2015 г. - 13 чел. (0,0015%); 2016 г. - 4 чел. (0,0005%); 2017 г. - 11 чел. (0,0015%); 2018 г. - 8 чел. (0,0012%); 2019 г. - 2 чел. (0,0003%); 2020 г. - 11 чел. (0,002%); 2021 г. - 37 чел (0,0065%); 2022 г. (первое полугодие) - 10 чел (0,0036%).
В частности, в 2021 году осуждению подлежали: за преступления, связанные с реабилитацией нацизма (ст. 3541 УК РФ) - 35 человек; за нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой (ст. 360 УК РФ), - 2 человека. При этом по основному составу преступления, предусмотренному ч. 1 ст. 3541 УК РФ, уголовной ответственности было подвергнуто двадцать одно виновное лицо. Если проанализировать квалифицированные виды реабилитации нацизма, закрепленные в ч. 2-4 ст. 3541 УК РФ, то по ч. 2 ст. 3541 УК РФ подлежало ответственности два лица, по ч. 3 ст. 3541 УК РФ - семь человек. Что касается осуждения в рамках дополнительной квалификации, то осуждены были семь человек, из них четверо человек - за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 3541 УК РФ, одно лицо - за деяние, регламентированное ч. 1 ст. 3541 УК РФ, два человека - за нападение на лиц или учреждения, пользующиеся международной защитой (ч. 1 ст. 360 УК РФ). В результате удельный
вес количества осужденных по основной статье УК РФ и с учетом дополнительной квалификации составил 0,0065%.
Продемонстрированная выше динамика числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за указанные преступления, характеризуется увеличением численности привлеченных к уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества в 2017, 2020, 2021 гг.
Резюмируя вышеизложенное, стоит отметить, что складывающаяся в современном по-лицентричном мире социально-экономическая и политическая ситуация актуализирует принятие новых правовых решений для противодействия преступлениям против мира и безопасности человечества. В условиях нарастающей международной напряженности правовая политика предусматривает укрепление международных отношений на основе принципов равной, всеобщей и неделимой безопасности, формирование идейной основы проецируемого нового мирового устройства и порядка, базирующейся на признании «морального лидерства».
Государственно-правовая политика РФ направлена на обеспечение национальных интересов, которыми являются: поддержание правовых основ международных отношений, стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности человечества; защита суверенитета, конституционного строя, территориальной и государственной целостности, независимости и обороны государства; поддержание согласия и гражданского мира; устойчивое развитие отечественной экономики на новой технологической основе; сохранение исторического и культурного наследия российского народа, укрепление традиционных нравственных и духовных ценностей; защита российского общества от деструктивного информационно-психологического влияния.
Уголовно-правовая политика Российской Федерации предусматривает последовательную модернизацию уголовно-правовых норм в области криминализации деяний, посягающих на национальную безопасность. Основываясь на принципах законности, справедливости, неотвратимости ответственности и гуманизма, уголовный закон устанавливает меру уголовно-правового воздействия, обеспечивая привлечение виновного лица и назначение уголовного наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности. Таким образом, системность мер правового воздействия в целях обеспечения мира и безопасности человечества Российской Федерации предполагает консолидацию международных правовых и внутригосударственных правовых средств, обусловливающих реализацию национальной политики, в рамках которой значительную роль играет уголовно-правовая политика, направленная на создание целостного правового механизма, включающего как новеллизацию уголовного закона посредством активизации законодательного ресурса, так и оптимизацию правоприменительной деятельности в контексте консолидации административно-управленческих, информационно-просветительских и иных мер по профилактике и предупреждению деяний, направленных против безопасности человечества и мира.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеева, О. А., Авдеев, В. А. Стратегические направления правового воздействия в контексте реализации концепции устойчивого развития современного общества / О. А. Авдеева, В. А. Авдеев // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 1 (100). С. 9-19.
2. Далгалы, Т. А. Преступления против мира и безопасности человечества: криминологический аспект // Военно-юридический журнал. 2020. № 12. С. 13-15.
3. Цыдыпов, Д. А., Горлачев Р. Ю. Экоцид как современная угроза миру и безопасности человечеству: международно-правовые и уголовно-правовые вопросы // Теория права и межгосударственных отношений. 2021. Т. 1. № 8 (20). С. 271-277.
4. Джоробекова, А. М., Нуриев, Д. Ш. О теоретико-правовом анализе понятийного
аппарата агрессии как сущностной характеристики преступлений против мира и безопасности человечества // Евразийское научное объединение. 2021. № 7-2 (77). С. 121-124.
5. Левашева, О. В., Баранова, М. И. Общее положение о юрисдикции регулирования преступлений против мира и безопасности человечества // Закон и право. 2022. № 12. С. 18-191.
6. Степенко, А. В. Ужесточение наказаний за преступления против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, мира и безопасности человечества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 6. С. 128129.
7. Васильев, С. С. Особенности правового регулирования преступлений против мира и безопасности человечества // Экономика и социум. 2021. № 6-1 (85). С. 505-508.
8. Невский, Р. Э. Перспектива криминализации преступлений против человечности в уголовном законодательстве России // Вестник Югорского государственного университета. 2022. № 3. С. 29-34.
9. Невский, Р. Э. Зарубежный опыт криминализации преступлений против человечности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2022. № 4. С. 26-29.
10. Нуриев, Д. Ш. Мировое сообщество о необходимости консолидированного разрешения проблем обеспечения мира и безопасности человечества // Евразийское научное объединение. 2021. № 8-2 (78). С. 171-173.
11. Малюточкин, А. В. Общественная опасность особо тяжких преступлений в системе преступлений против мира и безопасности человечества // Интернаука. 2022. № 40-5. (263). С. 26-29.
12. Бекбулатов, А. Е. Понятие преступлений против мира и безопасности человечества // Новая наука: опыт, традиции, новации. 2016. № 11-2. С. 144-147.
REFERENCES
1. Avdeeva O. A., Avdeev V. A. Strategicheskie napravlenija pravovogo vozdejstvija v kontekste realizacii koncepcii ustojchivogo razvitija sovremennogo obshhestva [Strategic directions of legal impact in the context of the implementation of the concept of sustainable development of modern society]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.2022, no. 1,(100), pp. 9-19.
2. Dalgaly T. A. Prestuplenija protiv mira i bezopasnosti chelovechestva: kriminologicheskij aspekt [Crimes against the peace and security of mankind: criminological aspect]. Voenno-ju-ridicheskij zhurnal - Military Law Journal. 2020, no. 12, pp. 13-15.
3. Tsydypov D. A., Gorlachev R. Yu. Jekocid kak sovremennaja ugroza miru i bezopasnosti chelovechestvu: mezhdunarodno-pravovye i ugolovno-pravovye voprosy [Ecocide as a modern threat to peace and security of mankind: international legal and criminal law issues]. Teorija prava i mezh-gosudarstvennyh otnoshenij - Theory of Law and Interstate relations. 2021, vol. 1, no. 8 (20), pp. 271-277.
4. Jorobekova. M., Nuriev D. S. O teoretiko-pravovom analize ponjatijnogo apparata agressii kak sushhnostnoj harakteristiki prestuplenij protiv mira i bezopasnosti chelovechestva [On the theoretical and legal analysis of the conceptual apparatus of aggression as an essential characteristic of crimes against the peace and security of mankind]. Evrazijskoe nauchnoe ob#edinenie - Eurasian Scientific Association. 2021, no. 7-2 (77), pp. 121-124.
5. Levasheva O. V., Baranova M. I. Obshhee polozhenie o jurisdikcii regulirovanija prestuplenij protiv mira i bezopasnosti chelovechestva [The general provision on the jurisdiction of regulating crimes against the peace and security of mankind]. Zakon i pravo - Law and Justice. 2022, no. 12, pp. 189-191.
6. Stepenko A.V. Uzhestochenie nakazanij za prestuplenija protiv obshhestvennoj bezopasnosti i obshhestvennogo porjadka, gosudarstvennoj vlasti, mira i bezopasnosti chelovechestva
[Toughening of punishments for crimes against public safety and public order, state power, peace and security of mankind]. Gumanitarnye, social'no-jekonomicheskie i obshhestvennye nauki - Humanities, socio-economic and social sciences. 2022, no. 6, pp. 128-129.
7. Vasiliev S. S. Osobennosti pravovogo regulirovanija prestuplenij protiv mira i bezopas-nosti chelovechestva [Features of legal regulation of crimes against the peace and security of mankind]. Jekonomika i socium - Economy and society. 2021, no. 6-1 (85), pp. 505-508.
8. Nevsky R.E. Perspektiva kriminalizacii prestuplenij protiv chelovechnosti v ugolovnom zakonodatel'stve Rossii [The prospect of criminalization of crimes against humanity in the criminal legislation of Russia]. Vestnik Jugorskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of the Ugra State University. 2022, no. 3, pp. 29-34.
9. Nevsky R.E. Zarubezhnyj opyt kriminalizacii prestuplenij protiv chelovechnosti [Foreign experience of criminalization of crimes against humanity]. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii - Vestnik of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022, no. 4, pp. 26-29.
10. Nuriev D. S. Mirovoe soobshhestvo o neobhodimosti konsolidirovannogo razreshenija problem obespechenija mira i bezopasnosti chelovechestva [The world community on the need for a consolidated solution to the problems of ensuring peace and security of mankind]. Evrazijskoe nauch-noe ob#edinenie - Eurasian Scientific Association. 2021, no. 8-2 (78), pp. 171-173.
11. Malyutochkin A.V. Obshhestvennaja opasnost' osobo tjazhkih prestuplenij v sisteme prestuplenij protiv mira i bezopasnosti chelovechestva [Public danger of particularly serious crimes in the system of crimes against the peace and security of mankind]. Internauka. 2022, no. 40-5. (263), pp. 26-29.
12. Bekbulatov A. E. Ponjatie prestuplenij protiv mira i bezopasnosti chelovechestva [The concept of crimes against the peace and security of mankind]. Novaja nauka: opyt, tradicii, novacii -New science: experience, traditions, innovations. 2016, no. 11-2, pp. 144-147.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Авдеева Ольга Анатольевна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин. Восточно-Сибирской институт МВД России. 664028, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110. ORCID: 0000-0002-5771-4237
Авдеев Вадим Авдеевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса Юридического института. Югорский государственный университет. 828012, Россия, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 16. ORCID: 0000-0002-8614-6996 INFORMATION ON AUTHORS
Avdeeva Olga Anatolyevna, Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of State and Legal Disciplines. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 664028, Russia, Irkutsk, st. Lermontova, d. 110. ORCID: 0000-0002-5771-4237
Avdeev Vadim Avdeevich, Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Criminal Law and Criminal Procedure of the Law Institute. Yugra State University. 828012, Russia, Khanty-Mansiysk, st. Chekhov, 16. ORCID: 0000-0002-8614-6996
Статья поступила в редакцию 01.09.2022; одобрена после рецензирования 08.09.2022; принята к публикации 28.02.2023.
The article was submitted 01.09.2022; approved after reviewing 08.09.2022; accepted for publication 28.02.2023.