УДК 336.225
Османова Зарема Османовна,
старший преподаватель кафедры менеджмента,
Институт экономики и управления (структурное подразделение),
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация.
Черногорова Кристина Александровна,
ассистент кафедры бизнес-информатики и математического моделирования, Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация.
Osmanova Zarema,
Senior teacher of the Department of Management,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
FSAEI HE «VI. Vernadsky Crimean Federal University»,
Simferopol, Russian Federation.
Chernogorova Kristina,
Assistant of the Department of Business Informatics and Mathematical Modeling, Institute of Economics and Management (structural subdivision), FSAEI HE «V.I. Vernadsky Crimean Federal University», Simferopol, Russian Federation.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АМНИСТИЯ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ECONOMIC AMNESTY AND ITS ROLE IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Статья посвящена исследованию экономической амнистии и ее роли в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Актуальность исследования определяется множеством факторов. С одной стороны — это стремление государства к сокращению доли теневой экономики, нормализации делового климата, расширение контроля над бизнесом и достижению стратегических показателей деятельности государства и т. д. Экономическая амнистия рассматривается как источник укрепления национальной денежной единицы и источник дополнительных денежных поступлений в бюджет. С другой стороны — множество событий, усложняющих геополитические отношения, уже не гарантирует российским гражданам однозначную сохранность их иностранных активов.
Определено, что экономическая амнистия не относится к популярным научным направлениям российской науки, но, учитывая ее роль в социально-экономическом развитии государства, требует теоретического осмысления. Раскрыто содержание понятия «экономическая амнистия» и цели ее реализации. Охарактеризованы условия и особенности реализации экономической амнистии в Российской Федерации в разные периоды. Исследованы современные социально-экономические и политические события, прямо и косвенно стимулирующие российских граждан к декларированию активов, находящихся в тени.
В качестве выводов сформирован перечень направлений, обеспечивающих наиболее эффективную реализацию экономической амнистии. Выдвинуто утверждение, что сохранение заявленных в предыдущих экономических амнистиях гарантий, а также учет и анализ собственного и международного опыта способствуют росту эффективности экономической амнистии при условии ее реализации в Российской Федерации в будущем. Для достижения высоких показателей эффективности экономическая амнистия должна реализовываться в рамках стратегического развития Российской Федерации в целом.
Ключевые слова: экономическая амнистия, теневая экономика, социально-экономическое развитие Российской Федерации.
The article is devoted to the study of economic amnesty and its role in the socio-economic development of the Russian Federation. The relevance of the research is determined by many factors. On the one hand, this is the state's desire to reduce the share of the shadow economy, normalize the business climate, expand control over business and achieve strategic indicators of the state's activities, etc. Economic amnesty is considered as a source of strengthening the national monetary unit and a source of additional monetary receipts in the budget. On the other hand, the set of events complicating geopolitical relations no longer guarantees the Russian citizens the unambiguous preservation of their foreign assets.
It was determined that economic amnesty does not belong to the popular scientific areas of Russian science, but, given its role in the socio-economic development of the state, it requires theoretical understanding. The content of the concept of "economic amnesty" and the goals of its implementation are disclosed. The conditions and features of the implementation of economic amnesty in the Russian Federation in different periods are characterized. Modern socio-economic and political events that directly and indirectly stimulate Russian citizens to declare assets in the shadows are investigated.
223
As conclusions, a list of directions has been formed that ensure the most effective implementation of economic amnesty. It was asserted that the preservation of guarantees stated in previous economic amnesties, as well as the accounting and analysis of their own and international experience, contribute to the growth of the effectiveness of economic amnesty, subject to its implementation in the Russian Federation in the future. In order to achieve high efficiency indicators, economic amnesty should be implemented within the framework of the strategic development of the Russian Federation as a whole.
Keywords: economic amnesty, shadow economy, socio-economic development of the Russian Federation.
ВВЕДЕНИЕ
К одной из серьезнейших угроз развития Российской Федерации в целом относится теневая экономика, которая оказывает однозначное деструктивное влияние на социально-экономическое развитие государства. Несмотря на это теневая экономика является частью экономики многих стран и представляет собой значительные потенциальные резервы экономического роста. Согласно исследованиям [1, 2] на начало 2018 г. объем теневой экономики Российской Федерации составлял около 33,6 трлн. руб. или 39 % от объема ВВП 2017 г. В соответствии с этими данными Российская Федерация по объему теневой экономики находится на четвертом месте в мире после Азербайджана (67,04 %), Нигерии (48,37 %) и Украины (45,16 %). Согласно прогнозной экспертной информации [1, 2] схожая ситуация в нашем государстве сохранится до 2025 г. Даже при возможной противоречивости количественных значений факт наличия теневой экономики в Российской Федерации является неоспоримым.
Многие ученые, эксперты, чиновники государственные служащие акцентируют внимание на «скрытых возможностях» теневой экономики и считают ее резервом экономического роста страны. Для практического использования этих резервов требуется реализация комплекса мероприятий на уровне государства, направленных на вывод части экономики из тени и обеспечение эффективных условий для ее вовлечения и развития в рамках общегосударственной системы хозяйствования. Одним из направлений сокращения доли теневой экономики в общем объеме экономики государства является экономическая амнистия. Международный опыт доказывает эффективность экономической амнистии, несмотря на достаточно сложный механизм ее реализации. Актуальность экономической амнистии как экономического инструмента в целом повышается на фоне общемировой тенденции стремления к публичности бизнеса и его «обеления».
Экономическая амнистия в настоящее время не относится к популярным научным направлениям исследований российской науки. Большинство имеющихся по данной тематике исследований проводится аналитическими центрами. Определенный научный отклик получили исследования, направленные на изучение международного опыта проведения экономической амнистии [3, 4, 5, 6]. Учитывая, что процессы экономической амнистии реализуются, в том числе, в Российской Федерации, они требуют теоретического осмысления, особенно в контексте социально-экономического развития государства. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью исследования является анализ тенденций реализации экономической амнистии в Российской Федерации и ее роли в социально-экономическом развитии государства. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть теоретическую сущность и содержание понятия «экономическая амнистия»; исследовать различные периоды реализации экономической амнистии в Российской Федерации; проанализировать основные события, стимулирующие физических лиц к «участию» в экономической амнистии; сформулировать направления, обеспечивающие наиболее эффективное проведение экономической амнистии.
Методической основой исследования является совокупность способов, методов, приемов научного познания и принципов проведения исследования: метод обобщения и сравнения, аналитический метод, системный подход. РЕЗУЛЬТАТЫ
Понятие «экономическая амнистия» впервые начало использоваться в Европе в послевоенный период. В отличие от схожих по содержанию понятий (амнистия капитала, финансовая амнистия, налоговая амнистия), понятие «экономическая амнистия» является более широким и предполагает амнистию не только налоговых задолженностей и банковских вкладов, но и амнистию имущества. Первая практика реализации экономической амнистии была в Швейцарии и относилась к банковским вкладам. Для экономики Швейцарии данный опыт оказался положительным. К странам, которые одни из первых реализовывали экономическую амнистию, также относятся США. После отмены «сухого закона» предпринимателям США была предоставлена возможность легализировать доходы от реализации алкогольных напитков, которые в дальнейшем официально использовались для инвестирования в экономику государства. В «новой» истории имеется множество примеров реализации экономической амнистии в таких странах: США, Швеция, Швейцария, Франция, Италия, Германия, Грузия, Казахстан, Бельгия, Индия. В каждой из этих стран процесс экономической амнистии имел свои положительные и отрицательные последствия.
Понятие «экономическая амнистия» как таковое в Российской Федерации не закреплено на законодательном уровне, но активно используется в разговорной речи. В Федеральном законе [7] использует-
224
ся понятие «легализация доходов», которыми владеют физические лица-граждане Российской Федерации и в отношении которых были допущены определенные нарушения (юридические, правовые, налоговые и др.). В законе приводится следующее определение: «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления» [8]. Данное определение несколько отличается от классического содержания понятия «экономическая амнистия». Экономическая амнистия — это совокупность законодательно закрепленных административных и экономических мер, направленных на легализацию (полную или частичную) финансовых ресурсов, объектов недвижимости и определенных хозяйственных процессов теневого бизнеса, на помилование лиц, участвующих в этих незаконных действиях, а также на формирование экономических условий, стимулирующих возврат иностранного капитала и декларирование активов, находящихся как за пределами государства, так и внутри него.
К целям реализации экономической амнистии относятся следующие [3, 4, 5, 6, 9]:
• нормализация делового климата и повышение доверия между бизнесом, государством и обществом;
• сокращение доли теневой экономики;
• расширение контроля над бизнесом;
• привлечение дополнительных финансовых средств в бюджет;
• увеличение налогооблагаемой базы государства;
• возврат капитала, находящегося за пределами страны и формирование условий для предотвращения его дальнейшего оттока;
• укрепление курса национальной валюты за счет притока в страну иностранной валюты;
• достижение определенных макроэкономических показателей.
В наиболее обобщенном виде и в зависимости от преследуемых целей экономическая амнистия может быть подразделена на полную (комплексную) и частичную. Более распространена частичная экономическая амнистия, которая реализуется выборочно: по отраслям экономики; сферам бизнеса (малый, средний, крупный); отдельным незаконным операциям (торговля оружием, наркотиками и т. п.); по субъектам (физические и юридические лица, резиденты и нерезиденты страны). В мировой практике широкое распространение получила налоговая амнистия, в рамках которой физическим и юридическим лицам предлагается погасить в установленные сроки задолженности по налогам и сборам за прошлые периоды в обмен на гарантии освобождения от уголовной ответственности и наложение штрафов и пеней за их неуплату.
В Российской Федерации первая экономическая амнистия была объявлена 27 октября 1993 г. и относилась к налоговым платежам — физическим и юридическим лицам была представлена возможность в добровольном порядке в течение 34 дней погасить задолженности по налоговым платежам, не опасаясь административной, налоговой или уголовной ответственности [10]. Эффективность этих мероприятий оказалась очень низкой, т.к. по условиям экономической амнистии было необходимо выплатить задолженность по налоговым платежам в полном объеме, в этом заключалась основная «ошибка» правительства. Представленной возможностью воспользовались только 2 тыс. физических лиц и 44,5 тыс. юридических лиц. В государственный бюджет поступило 350 млрд. руб. в качестве задолженности по налоговым платежам за предыдущие периоды. Позже предлагаемые законопроекты (1995 г., 1998 г., 2002 г.) об экономической амнистии не были поддержаны парламентом. Суть этих законопроектов заключалась в целевом использовании легализованного капитала в рамках инновационных программ (1993 г.); введении экономической амнистии с условием уплаты сбора за легализацию иностранного капитала в размере 10 % от его суммы (1998 г.); введении экономической амнистии с условием уплаты сбора за легализацию иностранного капитала в размере 3 % от его суммы и 4 % от стоимости легализованной недвижимости в Российской Федерации и за рубежом (2002 г.) [11]. Экономическая амнистия налоговых платежей 2007 г. (март-декабрь), объявленная для физических лиц и индивидуальных предпринимателей также оценивается как низкоэффективная — в бюджет было привлечено 3,7 млрд. руб., что составило лишь 0,04 % от объема налогов и сборов 2007 г. Одной из основных причин низкой эффективности мероприятия эксперты называют низкий уровень информированности населения.
Следующая экономическая амнистия в Российской Федерации была инициирована на уровне Совета Федерации, Министерства финансов, Министерства экономического развития и поддержана президентом. Согласно актуальной информации общий период действия данной экономической амнистии составляет более трех лет: с 1 июля 2015 г. до 28 февраля 2019 г. За указанный временной промежуток было объявлено два этапа декларирования для физических лиц:
• первый этап в период с 1 июля 2015 г. до 30 июля 2016 г.;
• второй этап в период с 1 марта 2018 г. до 28 февраля 2019 г.
225
Экономическая амнистия 2015-19 гг. сопровождалась утверждением (внесением изменений) достаточно широкого перечня нормативно-правовых актов Российской Федерации [7, 8, 9, 12]. Каждый из указанных этапов амнистии имел свои особенности.
Первый этап (июль 2015 г. - июнь 2016 г.) экономической амнистии был направлен на освобождение от любого вида ответственности при условии, что деяние связано с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации [7, 8, 9, 12]. При этом Закон [9] не требовал пояснения информации, представленной в декларации, т.е. раскрытия сведений об источниках денежных средств на счетах иностранных банков, об источниках приобретения объектов имущества или способах формирования этих источников и т.п.
Основные положения и условия экономической амнистии первого этапа заключались в следующем [7, 8, 9, 12, 13]:
• право участия в экономической амнистии предоставлено только физическим лицам;
• основанием для участия в экономической амнистии является представленная в налоговый орган по месту регистрации или в Федеральную налоговую службу Российской Федерации в добровольном порядке заполненная в соответствии с требованиями декларация;
• от каждого физического лица может быть подана только одна декларация;
• в декларации может быть представлена информация об имуществе (земельные участки, транспортные средства, ценные бумаги) собственником или фактическим собственником которого является декларант; об открытых счетах (вкладах) в иностранных банках; о контролируемых декларантом иностранных компаниях или доле участия в уставных капиталах иностранных компаний, которые ранее не были задекларированы и по которым физическое лицо не выполняло налоговые обязательства перед государством. Все перечисленное относится не только к иностранным активам, но и к активам российского рынка, находящимся в тени;
• репатриация заявленных в декларации активов не требуется;
• гарантии экономической амнистии распространяются на незаконные действия физического лица, совершенные до 1 января 2015 г. (гарантии конфиденциальности подаваемых данных; гарантии неиспользования раскрываемой информации против физического лица, в том числе в будущем);
• участие в экономической амнистии возможно только при условии, что на дату подачи декларации в отношении физического лица и его имущества не возбуждено уголовное или административное дело и не проводится налоговая проверка;
• участие в экономической амнистии доступно резидентам и нерезидентам Российской Федерации.
Официальная информация о результатах экономической амнистии первого этапа в соответствии с
гарантиями конфиденциальности не была опубликована. Но согласно разным источникам было подано 2,5-7,2 тыс. деклараций, а объем дополнительно полученных налогов и сборов составил 6,0 млрд. руб. Косвенно оценить эффективность реализации экономической амнистии можно с помощью динамики развития теневой экономики в Российской Федерации за период 2005 - 2018 гг. согласно международным экспертным оценкам [1, 2] (табл. 1).
Таблица 1. Динамика развития теневой экономики в Российской Федерации за период 2005 - 2018 гг., % от ВВП *
Годы
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 на начало 2018
36,40 35,47 34,59 32,60 36,79 33,70 32,03 31,88 32,21 31,04 33,72 38,42 39,29 39,31
* [1, 2]
Согласно представленным данным существенных изменений в динамике развития теневой экономики в Российской Федерации за период 2016-2018 гг. не наблюдается. Однако это не означает, что могут быть сделаны однозначные выводы о неэффективности экономической амнистии первого этапа, т.к. возможный эффект от реализации экономической амнистии еще мог полностью не проявиться, а представленные экспертные данные могут иметь некоторую погрешность. Кроме этого легализация доходов одних граждан не исключает одновременного осуществление незаконных действий с капиталом со стороны других граждан и нерезидентов страны.
Второй этап (март 2018 г. - февраль 2019 г.) экономической амнистии объявлен на тех же условиях, что и первый. Различия заключаются лишь в следующих положениях: экономическая амнистия распространяется, в том числе, и на закрытые до 1 января 2018 г. банковские счета; декларация может
226
подаваться в любой налоговый орган независимо от места регистрации физического лица или в центральный аппарат Федеральной налоговой службы. Физические лица имеют право участвовать во втором этапе экономической амнистии независимо от того, участвовали они в первом этапе или нет. Гарантии второго этапа экономической амнистии распространяются на незаконные действия физического лица, совершенные до 1 января 2018 г.
Среди социально-экономических и политических событий, происходящих в современном мире, можно выделить события-катализаторы, стимулирующие, в первую очередь резидентов Российской Федерации задекларировать активы, находящиеся за пределами страны.
Первоочередным среди таких событий является присоединение в 2018 г. Российской Федерации к многосторонней Конвенции Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [14, 15], подписание Многостороннего соглашения компетентных органов (МСАА) и принятие Единого стандарта отчетности по автоматическому обмену налоговой и финансовой информацией (CRS). Суть данных действий заключается в том, что уполномоченный орган Российской Федерации будет ежегодно передавать информацию о счетах юридических и физических лиц резидентов других стран (участников МСАА) уполномоченным органам этих стран и, соответственно, получать от этих органов информацию по резидентам своей страны [16]. Одна из основных преследуемых целей данного проекта связана со снижением доли теневой экономики и расширением контроля над бизнесом.
Оценить эффективность МСАА и CRS для экономики Российской Федерации пока практически невозможно, т.к. государство находится на начальном этапе внедрения в международную систему. Однако потенциально в соответствии с формальными признаками система должна быть эффективной, т.к. исключает возможность сокрытия иностранных активов резидентов Российской Федерации от Федеральной налоговой службы страны. При обнаружении факта сокрытия информации о личных счетах в иностранных банках от Федеральной налоговой службы Российской Федерации, физическое лицо ожидают следующие последствия [6, 17, 18]:
• штраф за неуведомление об открытии счета;
• штраф за ненаправление отчетов о движении денежных средств;
• штраф в случае наличия незаконных валютных операций 75-100 % от суммы незаконной валютной операции (срок давности привлечения к ответственности — 2 года);
• в случае наличия на счете незадекларированного дохода: доначисление НДФЛ и пеней; штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5 % за каждый месяц просрочки, но не более 30 % от суммы налога к уплате и не менее 1 тыс. руб.); штраф за неуплату налога (20 % от суммы налога).
На конец 2018 г. в автоматическом обмене налоговой и финансовой информации приняли участие 86 стран, проведя около 4500 передач сведений. К лидерам по числу стран, с которыми осуществлялся обмен информацией отнесены Финляндия, Бельгия, Ирландия, Дания, Польша, Португалия, Испания, Германия, Италия и Словения [19]. США не принимают участия в обмене информацией. Согласно данным на начало 2018 г. из 86 стран-участников МСАА 36 стран не обменивались информацией с Российской Федерацией [20]. Данная система, как и любая другая имеет свои сильные стороны и недостатки, которые станут очевидными в течение ближайших нескольких лет активизации процессов автоматического обмена налоговой и финансовой информацией между странами.
К следующей группе причин, прямо и косвенно стимулирующих задекларировать активы, находящиеся за пределами страны, является система санкций, вводимых в отношении граждан Российской Федерации в целом. Это санкции различного характера и содержания, общая суть которых связана с ограничениями в отношении граждан Российской Федерации. С этой точки зрения экономическая амнистия выступает определенным образом «защитой» от возможных несанкционированных действий граждан Российской Федерации и их имущества за пределами страны.
Одним из внутренних явлений, влияющих и стимулирующих к участию граждан Российской Федерации в экономической амнистии, является рост уровня автоматизации, в том числе автоматизация процессов налогового учета. Последовательная автоматизация (роботизация) процессов налогового учета и контроля снижает и даже практически полностью исключает возможность предпринимателей избежать неуплаты налоговых платежей и сборов за совершаемые операции.
Описанные явления и события подтверждают целесообразность и экономическую эффективность участия физических лиц в экономической амнистии Российской Федерации, которая позволит избежать уголовной, административной и налоговой ответственности и продолжить экономическую деятельности публично и в соответствии с действующим законодательством. ВЫВОДЫ
На сегодняшний день не выявлен универсальный эффективный механизм реализации экономической амнистии. Однако согласно проведенному исследованию можно выделить ряд направлений, обеспечивающих наиболее эффективную реализацию экономической амнистии:
• грамотная и всесторонняя проработка нормативно-законодательной базы;
227
• высокий уровень информированности населения о реализации экономической амнистии;
• четко сформулированные условия реализации экономической амнистии;
• оптимальный временной период. Это относится к продолжительности экономической амнистии как процедуры, а также к периоду, который она охватывает;
• комплексный подход к проведению экономической амнистии, например, одновременно с реформированием налоговой системы;
• введение льготной ставки налогообложения на легализованные средства;
• высокий уровень гарантий освобождения физических лиц от ответственности (и / или преследования в будущем) за активы и финансовые средства, задекларированные в период экономической амнистии;
• отсутствие ограничений на использование легализованных средств исходя из личных потребностей физических лиц и в рамках действующего законодательства;
• определение альтернативных направлений для инвестирования легализованных финансовых средств;
• высокий уровень гарантий конфиденциальности информации, в том числе за счет обеспечения защищенности государственных информационных баз данных на всех уровнях;
• активизация деятельности органов государственной власти в рамках увеличения частоты налоговых проверок и ужесточения административной, экономической и уголовной ответственности за налоговые нарушения;
• расширение полномочий фискальных органов, органов контроля и выявления правонарушений в фискальной сфере (особенно непосредственно после реализации экономической амнистии);
• выявление, анализ и устранение возможных барьеров, препятствующих ведению предпринимательской деятельности в стране и, в том числе, влияющих (прямо или косвенно) на развитие теневой экономики.
Независимо от того насколько выгодные условия экономической амнистии предложены со стороны государства, одна из первопричин, препятствующих участию физических лиц в ней — недостаточно высокий уровень доверия властям, причем недоверие относится как непосредственно к самой процедуре экономической амнистии, так и к ее последствиям. Всегда остается вероятность того, что информация о легализованных финансовых средствах и активах может быть использована против физического лица, в том числе, после окончания процесса экономической амнистии. Правительство Российской Федерации на настоящее время владеет опытом реализации экономической амнистии. Сохранение заявленных в предыдущих экономических амнистиях гарантий и анализ собственного и международного опыта способствуют существенному росту эффективности экономической амнистии при условии ее реализации в будущем. Международный опыт доказывает, что при последовательной реализации и соблюдении заявленных гарантий каждая последующая экономическая амнистия является белее результативной, т.е. наблюдается кумулятивный эффект. Это особенно актуально, учитывая, что геополитическая ситуация в Российской Федерации все больше стимулирует физических лиц к участию в экономической амнистии. В тоже время существует вероятность того, что многократность реализации экономической амнистии может способствовать формированию предпосылок для перехода (частичного или полного) в теневую экономику с расчетом на объявление в будущем следующей экономической амнистии. Именно поэтому экономическая амнистия не должна использоваться как периодический инструмент (способ) возврата иностранных активов граждан Российской Федерации в государство. Экономическую амнистию необходимо использовать только в качестве одного из элементов цепочки стратегических мероприятий по нормализации делового климата, повышения доверия между правительством, бизнесом и обществом, а также социально-экономического развития Российской Федерации в целом. Необходимо сконцентрировать внимание и усилия на работе над причинами нелегального оттока капиталов за пределы Российской Федерации, а не устранять последствия этих действий путем периодического объявления экономической амнистии. Следовательно, экономическая амнистия может быть эффективной и оправданной, если реализуется комплексно и в рамках общей стратегии развития страны.
Учитывая условия конфиденциальности, информация об объемах легализованного капитала и имущества по уже реализованным экономическим амнистиям не разглашается, т.е. оценить экономическую эффективность этих мероприятий достаточно сложно. Несмотря на это, однозначно можно утверждать, что для экономики Российской Федерации объем привлеченных финансовых средств и ожидаемый от них в перспективе налоговый эффект выступают источником для социально-экономического развития страны. С учетом вышесказанного можно утверждать, что экономическая амнистия как научное направление исследований является актуальным и требует дальнейшего изучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каленов О.В. Развитие теневого сектора в российской экономике / О.В. Каленов, А.А. Касьненко, Н.С. Караванская [Электронный ресурс] // Экономика знаний: теория и практика. — 2018. — №1. — С. 15-26. — Режим доступа: шриЬе-science.ru/wp-content/uploads/2018/03/ %D0 %АБ %D0 »/o97-5_2.pdf (дата обращения: 21-24.01.2019).
2. АССА (Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.accaglobal.com/gb/en.html (дата обращения: 21-24.01.2019).
228
3. Левенков А. Международный опыт проведения экономической амнистии и предпосылки ее осуществления в Республике Беларусь / А. Левенков [Электронный ресурс] // Банкаwскi веснж. — Режим доступа: www.nbrb.by/bv/articles/ 10202.pdf (дата обращения: 21-24.01.2019).
4. Каленяк Р.В. Амшспя катталу як економжо-правовий замб нрискорення суснiльно-економiчного розвитку / Р.В. Каленяк // Сучасш нитання економжи i нрава. — 2012. — Вин. 2. — С. 86-92. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: nbuv.gov.ua/UJRN/Spep_2012_2_16 (дата обращения: 21-24.01.2019).
5. Baer K. Tax amnesties: Theory, Trends and some alternatives / Katherine Baer and Eric Le Borne. — IMF, 2008.
6. Schneider F. Shadow Economies All over the World / Friedrich Schneider, Andreas Buehn and Claudio E. Montenegro. — The World Bank, 2010. — 52 p.
7. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и дон., встун. в силу с 23.07.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения: 2124.01.2019).
8. О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314650/ (дата обращения: 21-24.01.2019).
9. О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180745/ (дата обращения: 21-24.01.2019).
10. О проведении налоговой амнистии в 1993 году: Указ Президента РФ № 1773 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — № 44. — Ст. 4193.
11. Александрова И.А. Амнистия капитала как элемент уголовной политики но обеспечению экономической безопасности / И.А. Александрова // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2015. — № 1 (29). — С. 60-64.
12. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»: Федеральный закон от 19.02.2018 N 34-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_291202/ (дата обращения: 21-24.01.2019).
13. Авдокушин Е. Ф. Особенности проведения экономической амнистии капиталов в России в 2015-2016 гг. / Е.Ф. Авдокушин, Н.А. Васильева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: scientificarticle.ru/images/PDF/2016/8/ osobennosti-provedeniya-ekonomicheskoj.pdf (дата обращения: 21-24.01.2019).
14. Конвенция о взаимной административной помощи но налоговым делам (заключена в г. Страсбурге 25.01.1988) (с изм. и дон. от 27.05.2010) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186124/ (дата обращения: 21-24.01.2019).
15. О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи но налоговым делам: Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 325-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: base.garant.ru/70781530/ (дата обращения: 2124.01.2019).
16. Дранкина А.В. Автоматический обмен налоговой информацией: опыт реализации в России / А.В. Дранкина // Молодой ученый. — 2018. — №44. — С. 133-135.
17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 2124.01.2019).
18. О порядке представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (вместе с «Правилами представления физическими лицами — резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации»): Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190887/ (дата обращения: 21-24.01.2019).
19. Automatic Exchange of Information Implementation Report 2018 [Electronic resource]. — Access mode: www.oecd.org/ tax/transparency/AE0I-Implementation-Report-2018.pdf (date of the application: 21-24.01.2019).
20. Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией: Приказ Федеральной налоговой службы от 1 сентября 2017 г. N ММВ-7-17/709@ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: base.garant.ru/71806684/ (дата обращения: 21-24.01.2019).
SPISOK LITERATURY
1. Kalenov O.V. Razvitiye tenevogo sektora v rossiyskoy ekonomike / O.V. Kalenov, A.A. Kas'nenko, N.S. Karavanskaya [Elektronnyy resurs] // Ekonomika znaniy: teoriya i praktika. — 2018. — №1. — S. 15-26. — Rezhim dostupa: impulse-science.ru/wp-content/uploads/2018/03/ %D0 %AD %D0 %97-5_2.pdf (data obrashcheniya: 21-24.01.2019).
2. ACCA (Assotsiatsiya diplomirovannykh sertifitsirovannykh bukhgalterov) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.accaglobal.com/gb/en.html (data obrashcheniya: 21-24.01.2019).
3. Levenkov A. Mezhdunarodnyy opyt provedeniya ekonomicheskoy amnistii i predposylki yeye osushchestvleniya v Respublike Belarus' / A. Levenkov [Elektronnyy resurs] // Bankawsfa vesnнk. — Rezhim dostupa: www.nbrb.by/bv/articles/ 10202.pdf (data obrashcheniya: 21-24.01.2019).
4. Kalenyak R.V. Amn^taya kap^alu yak yekonomнko-pravoviy zasнb priskorennya suspнl'no-yekonomнchnogo rozvitku / R.V. Kalenyak // Suchasnн pitannya yekonomнki н prava. — 2012. — Vip. 2. — S. 86-92. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: nbuv.gov.ua/UJRN/Spep_2012_2_16 (data obrashcheniya: 21-24.01.2019).
5. Baer K. Tax amnesties: Theory, Trends and some alternatives / Katherine Baer and Eric Le Borne. — IMF, 2008.
229
6. Schneider F. Shadow Economies All over the World / Friedrich Schneider, Andreas Buehn and Claudio E. Montenegro. — The World Bank, 2010. — 52 p.
7. O protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma: Federal'nyy zakon ot 07.08.2001 N 115-FZ (red. ot 23.04.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 23.07.2018) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (data obrashcheniya: 21-24.01.2019).
8. O vnesenii izmeneniy v stat'i 76.1 i 145.1 Ugolovnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i Ugolovno-protsessual'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 27.12.2018 N 533-FZ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314650/ (data obrashcheniya: 21-24.01.2019).
9. O dobrovol'nom deklarirovanii fizicheskimi litsami aktivov i schetov (vkladov) v bankakh i o vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 08.06.2015 N 140-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180745/ (data obrashcheniya: 2124.01.2019).
10. O provedenii nalogovoy amnistii v 1993 godu: Ukaz Prezidenta RF № 1773 // Sobraniye aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF. — 1993. — № 44. — St. 4193.
11. Aleksandrova I.A. Amnistiya kapitala kak element ugolovnoy politiki po obespecheniyu ekonomicheskoy bezopasnosti / I.A. Aleksandrova // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. — 2015. — № 1 (29). — S. 60-64.
12. O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i stat'yu 3 Federal'nogo zakona «O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii (v chasti nalogooblozheniya pribyli kontroliruyemykh inostrannykh kompaniy i dokhodov inostrannykh organizatsiy)»: Federal'nyy zakon ot 19.02.2018 N 34-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_291202/ (data obrashcheniya: 21-24.01.2019).
13. Avdokushin Ye. F. Osobennosti provedeniya ekonomicheskoy amnistii kapitalov v Rossii v 2015-2016 gg. / Ye.F. Avdokushin, N.A. Vasil'yeva [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: scientificarticle.ru/images/PDF/2016/8/osobennosti-provedeniya-ekonomicheskoj.pdf (data obrashcheniya: 21-24.01.2019).
14. Konventsiya o vzaimnoy administrativnoy pomoshchi po nalogovym delam (zaklyuchena v g. Strasburge 25.01.1988) (s izm. i dop. ot 27.05.2010) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186124/ (data obrashcheniya: 21-24.01.2019).
15. O ratifikatsii Konventsii o vzaimnoy administrativnoy pomoshchi po nalogovym delam: Federal'nyy zakon ot 4 noyabrya 2014 g. N 325-FZ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/70781530/ (data obrashcheniya: 2124.01.2019).
16. Drankina A.V. Avtomaticheskiy obmen nalogovoy informatsiyey: opyt realizatsii v Rossii / A.V. Drankina // Molodoy uchenyy. — 2018. — №44. — S. 133-135.
17. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 06.02.2019) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (data obrashcheniya: 2124.01.2019).
18. O poryadke predstavleniya fizicheskimi litsami — rezidentami nalogovym organam otchetov o dvizhenii sredstv po schetam (vkladam) v bankakh za predelami territorii Rossiyskoy Federatsii» (vmeste s «Pravilami predstavleniya fizicheskimi litsami — rezidentami nalogovym organam otchetov o dvizhenii sredstv po schetam (vkladam) v bankakh za predelami territorii Rossiyskoy Federatsii»): Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 12.12.2015 N 1365 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190887/ (data obrashcheniya: 21-24.01.2019).
19. Automatic Exchange of Information Implementation Report 2018 [Electronic resource]. — Access mode: www.oecd.org/ tax/transparency/AEOI-Implementation-Report-2018.pdf (date of the application: 21-24.01.2019).
20. Ob utverzhdenii Perechnya gosudarstv (territoriy), ne obespechivayushchikh obmen informatsiyey dlya tseley nalogooblozheniya s Rossiyskoy Federatsiyey: Prikaz Federal'noy nalogovoy sluzhby ot 1 sentyabrya 2017 g. N MMV-7-17/ 709@ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: base.garant.ru/71806684/ (data obrashcheniya: 21-24.01.2019).
Статья поступила в редакцию 19 февраля 2019 года Статья одобрена к печати 3 апреля 2019 года
230