Научная статья на тему 'Экологоориентированное стратегическое планирование - базис развития территориальных экономико-экологических систем'

Экологоориентированное стратегическое планирование - базис развития территориальных экономико-экологических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ. / ЕКОЛОГООРієНТОВАНЕ СТРАТЕГіЧНЕ ПЛАНУВАННЯ / ПРОГНОЗУВАННЯ / ПіДХОДИ / ПРИНЦИПИ / КРИТЕРії ФОРМУВАННЯ СИСТЕМИ іНДИКАТОРіВ / ECOLOGY ORIENTED STRATEGIC PLANS / FORECASTING / APPROACHES / PRINCIPLES / CRITERIA FOR FORMING A SYSTEM OF INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хумарова Н.И.

Розроблено теоретичні і методологічні основи формування екологоорієнтованого стратегічного планування. Обґрунтовано імператив екологоорієнтованого стратегічного планування (ЕОСП) в умовах переходу до моделі стійкого розвитку і формування принципів «зеленої» економіки. Розроблено пропозиції щодо посилення ролі стратегічного планування як інструменту реалізації політики держави і регіонів. Ключові слова: екологоорієнтоване стратегічне планування, прогнозування, підходи, принципи, критерії формування системи індикаторів.Разработаны теоретические и методологические основы формирования экологоориентированного стратегического планирования. Обоснован императив экологоориентированного стратегического планирования (ЭОСП) в условиях перехода к модели устойчивого развития и формирования принципов «зеленой» экономики. Разработаны предложения по усилению роли стратегического планирования как инструмента реализации политики государства и регионов. Ключевые слова: экологоориентированное стратегическое планирование, прогнозирование, подходы, принципы, критерии формирования системы индикаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological bases for forming ecology-oriented strategic planning are developed. Imperative of ecology-oriented strategic planning in conditions of passing to the model of steady development and formation of principles of «green» economy is grounded. The proposal on strengthening of role of the strategic planning as instrument of realization of policy of the state and regions have been worked out. Keywords: ecology oriented strategic plans, forecasting, approaches, principles, criteria for forming a system of indicators.

Текст научной работы на тему «Экологоориентированное стратегическое планирование - базис развития территориальных экономико-экологических систем»

Н.И. Хумарова

ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - БАЗИС РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Целевое и комплексное

взаимодействие, формирование

эффективных взаимосвязей по горизонтали и вертикали могут быть реализованы только на основе планирования как научного предвидения развития и результатов общественного производства,

природопользования и удовлетворения потребностей человека. Именно процесс планирования позволяет учитывать закономерности, тенденции социального и научно-технического прогресса, изменение структуры и пропорций в секторах экономики и развитии экономико-экологических систем, объективные зависимости и причинно-следственные связи в общественном хозяйстве. Однако это взаимодействие и взаимосвязи должны быть длительными, а планирование -перспективным и базироваться на стратегическом видении развития

государства и отдельных регионов.

В Программе экономических реформ «Обеспеченное общество, конкурентная экономика, эффективное государство» (2010 г.) [1] говорится о необходимости стратегического видения развития страны, в частности внедрения метода стратегического планирования. В соответствии с этой программой предусматривается разработка нового Закона Украины «О государственном прогнозировании и стратегическом планировании в Украине». Ведь в соответствии с ныне действующим Законом Украины «О государственном

прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины» (№ 1602-111 от 23.03.2000 г.) процесс планирования остался за пределами основных актов правительства [2].

В научной литературе

рассматриваются разные подходы - как к определению сущности стратегического планирования, так и к определению границ и особенностей его использования в условиях рыночных трансформаций. Одни

исследователи придерживаются идеи о том, что система планирования должна базироваться на зарубежном опыте, другие -считают целесообразным использовать с внесением корректив систему, характерную командно-административному управлению.

Именно поэтому цель данной статьи -предложить авторское видение системы стратегического планирования, которая может стать инструментом, позволящим вовремя выявлять деструктивные

экологические и экономические тенденции и заложит в основу деятельности управленческих органов наиболее рациональные методы сбалансирования потребностей и возможностей государства и его регионов.

Теоретические, методологические и прикладные аспекты стратегического планирования хозяйственной деятельности рассматриваются в работах украинских ученых А. Алымова, А. Амоши, А. Бакаева, Б. Буркинского, В. Гейца, З. Герасимчук, В. Герасимчука, В. Голикова, М. Долишнего, Я. Жалило, В. Захарченко, Г. Киндрацкой, Б. Мизюка, А. Наливайко, А. Немцова, А. Орлова, С. Писаренко, П. Подлесного, Я. Побурко, А. Старостина, В. Точилина, Н. Чумаченко, Л. Швайка, З. Шершневой, а также российских ученых А. Аганбегяна, Л. Абалкина, А. Виханского, С. Глазьева, А. Градова, В. Горемыкина, П. Забелина,

A. Илларионова, С. Кузнецова, А. Литовки,

B. Маркова, Н. Моисеевой, Н. Молчанова,

© Хумарова Нина Ипполитовна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник. Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, Одесса.

ISSN 1562-109X

А. Петрова, Е. Уткина, М. Шмелева, Р.Фатхутдинова, М.Федоренко и др. В работах этих авторов рассматривается методология стратегического планирования и его использование в практической деятельности как отдельных предприятий, объединений, так и на уровне государства и регионов.

Среди зарубежных ученых, занимающихся теоретико-прикладными проблемами стратегического планирования, следует

отметить Д. Аакера, Ф. Абрамса, Р. Акоф-фа, И. Ансоффа, Д. Генстера, П. Друкера, М. Эванса, Д. Кеннета, У. Кинга, Д. Кли-ланда, Дж. Куина, М. Ковена, Ф. Котлера, Г. Минцберга, М. Портера, А. Стрикленда, Г. Стейнера, А. Томпсона, Д. Хана, Д. Хасси, Г. Хемела, К. Хофера, А. Чандлера.

Практически все предложенные определения стратегического планирования позволяют рассматривать его как элемент системы управления, поскольку

планирование выступает в качестве инструмента реализации политики государства или регионов, которые с точки зрения природно-общественного

взаимодействия представляют собой территориальные экономико-экологические системы (ТЭЭС). Следует отметить, что решение задач устойчивого развития в условиях рыночных преобразований нуждается в формировании новой философии планирования, в основу которой необходимо заложить экологический подход к решению проблем текущего и перспективного функционирования ТЭЭС.

В настоящее время особенную актуальность приобрело экологическое планирование, которое рассматривается учеными как инструмент сбалансированного обеспечения использования природных ресурсов с учетом приоритетов развития социально-экономической системы и ее ограничений для каждого вида хозяйственной деятельности без нанесения вреда населению [3,10].

Стратегическое планирование должно исходить из концепции единства социальных, экологических и экономических проблем. Это связано с тем, что игнорирование экологических составляющих

общей системы и пренебрежение их состоянием (критериев) выступает одним из факторов дестабилизации развития Украины, оказывающего разрушительное воздействие на производительные силы. От экологической политики зависит качество и количество природных ресурсов как действующей силы экономического роста, а от степени ее интеграции в отраслевые и секторальные политики зависит устойчивое, или экологически безопасное, развитие государства.

Таким образом, новая философия стратегического планирования заключается в определении таких направлений развития ТЭЭС, которые:

во-первых, делали бы невозможным последующее ухудшение состояния окружающей природной среды на основе баланса интересов в системе «общественное развитие - экологическая безопасность»;

во-вторых, обеспечивали

экономический рост на инновационной основе путем внедрения экологически чистых производств, энерго- и ресурсосберегающих технологий;

в-третьих, обеспечивали

воспроизводство нарушенных ландшафтов, восстановление природных ресурсов и условий и т.д. [4, 306].

А это обусловливает необходимость в стратегическом планировании с учетом экологического императива, что отображает понятие Экологоориентированное

стратегическое планирование (ЭОСП).

Разработка теоретических основ экологоориентированного стратегического планирования предусматривает обоснование приоритетов, признаков, подходов, принципов, критерия эффективности и функций (рис. 1).

Указанное выше позволяет дать определение экологоориентированного

стратегического планирования развития территориальных экономико-экологических систем как процесса обоснования, принятия и утверждения важных решений, касающихся последующего экологически безопасного и сбалансированного их развития в пределах индикативной модели, где учтены как экологические, так и экономические интересы территории

(региона) на основе принципов достижение целей с учетом внешних эффективного механизма сочетания методов, ограничений. рычагов и ресурсов, направленных на

Экологоориентированное стратегическое планирование

Приоритеты Экологическая безопасность, оздоровление и восстановление нарушенных экосистем, переход к устойчивому развитию, интеграция экологических требований в систему обеспечения жизнедеятельности общества, экологизация всех сфер жизнедеятельности, гармонизация экологического законодательства Украины

Признаки Ориентация на решение определенных проблем, органичное сочетание целей с объемом и возможностями экологобезопасного и неистощающегося использования ресурсов, учет влияния внешних факторов, многовариантность, адаптивность

Подходы Принципы Биотический, интеграционный, системный, целевой, иерархический, функциональный

Изменений, минимизации риска, упорядоченности принятия решений, рациональности действий, ограниченных возможностей, оценки действий, ответственности, экологической обратимости

Состояние здоровья населения современных и следующих поколений; гармонизация жизнедеятельности общества в естественной среде; экологическое сознание и ответственность всех слоев населения; экологическая чистота и культура производства и ведения хозяйства; экономия ресурсов, энергии, сохранения самовосстанавливающихся свойств и хозяйственной емкости биосферы

Оценка реализации целей стратегического планирования развития ТЭЭС. Целеполагание, установление приоритетных целей и задач развития ТЭЭС; гармонизация социального, экономического и экологического развития ТЭЭС; реализация законодательства; контроль за соблюдением требований экологической безопасности; обеспечение рационального использования природных ресурсов; согласованность действий государственных и общественных органов в сфере ООС

Рис. 1. Теоретико-методологические основы экологоориентированного стратегического планирования

Для того чтобы понять, как формируются связи и чем определяется взаимозависимость между исходными данными по планированию и конечными результатами, целесообразно использовать системный подход к определению содержательного наполнения

экологоориентированного стратегического планирования.

Экологоориентированное стратегическое планирование следует рассматривать и как совокупность

формализованных процедур, направленных на формирование модели будущего состояния ТЭЭС. Исходя из этого система ЭОСП имеет субъект, объект, которые взаимодействуют во внешней среде, обладают присущей им внутренней средой, которая на основе избранной стратегии, определяющейся миссией и системой целей, должна измениться с учетом приоритетов и результатов прогнозов развития (рис. 2).

I___________________________________I

Рис. 2. Система экологоориентированного стратегического планирования

Для этого используется комплекс инструментов, методов, рычагов, которые как составляющие экологического, экономического, организационного,

институционального механизмов призваны обеспечить реализацию целей развития, обоснование стратегии развития,

планирование ее реализации. То есть ЭОСП можно рассматривать как практическую

деятельность соответствующих субъектов управления, которая имеет свое содержание, этапы, уровни, процедуры, в контексте разработки стратегических прогнозов, программ, проектов и планов.

Объектом ЭОСП является ТЭЭС -сложная, мобильная, динамическая система, которая находится в процессе постоянного развития под действием объективных и

субъективных факторов. Действие субъективных факторов призвано обеспечить реализацию идеальной модели, которая является предметом планирования. Сложность системы обусловливает необходимость ее декомпозиции на составляющие по одному из признаков -функциональному, отраслевому или ресурсному. Мобильность и динамичность требуют применения системы эколого-экономического прогнозирования с учетом изменения состояния системы во времени. В то же время ТЭЭС характерны общесистемные свойства - упорядоченность, структура, иерархичность, целостность, взаимодействие системы и внешней среды, наличие управления, передача информации и специфические свойства - разный уровень активности элементов управляющей подсистемы, количественный и

качественный состав элементов структуры управляющей подсистемы [5, 449].

Кроме того, системный подход позволяет рассматривать ТЭЭС как территориально-административную единицу, функционирующую во внешней среде (совокупность всех других регионов, зарубежные страны, с которыми поддерживаются торговые, транспортные, экономические, культурные и другие взаимоотношения), являющуюся частью социально-экономической системы более высокого уровня. Поэтому текущее и перспективное развитие территории, формирование планов ее экономического роста тесно связаны со стратегическими целями развития национальной экономики, которая тоже функционирует в нестабильных условиях внешней и внутренней сред.

Субъекты стратегического

планирования развития ТЭЭС - это в первую очередь органы местного самоуправления того уровня, к которому относится эта система (страна, макрорегион, регион, город и тому подобное). Однако можно использовать не только территориальный признак. ТЭЭС может быть функциональной или отраслевой и тогда - это ведомственные органы управления. Кроме того, на разных этапах процесса планирования могут подключаться другие участники, которые будут выполнять специфические функции для достижения поставленной цели.

Разработка ЭОСП как специфического вида деятельности - это итерационный процесс, который включает ряд взаимосвязанных этапов в системе стратегического управления.

Система планирования является функциональной подсистемой управления, которая устанавливает желаемое и потенциально достижимое состояние выхода объекта управления (цель) и определяет способы (программу) достижения этого состояния. Процесс стратегического планирования занимает центральное место в системе стратегического управления (рис. 3).

Одним из аналитических методов, использующих инструменты процессного моделирования и позволяющих учесть межфункциональные и межорганизационные взаимодействия, а также позволяющим анализировать и оптимизировать любой вид деятельности, определять приоритеты развития относительно поставленных целей, является цепь создания стоимости Портера [6]. Стоит заметить, что эта модель поддалась существенным содержательным изменениям, однако принципиальные моменты оптимизации остались

неизменными (рис. 4).

Основой ЭОСП является стратегия развития ТЭЭС. Исследования показывают, что формирование стратегии развития ТЭЭС осуществляется по представленной на рис. 5 схеме.

В соответствии с выбранными критериями эффективности осуществляется анализ стратегических альтернатив, постановки проблемы, ориентированной на смену существующего состояния; обосновывается конечная стратегия развития ТЭЭС в контексте изменений определенного варианта развития. Перечень таких изменений должен образовывать целостную систему, что и характеризует структуру стратегии и одновременно задает целевые параметры для разработки комплекса мероприятий по ее реализации.

Стратегическое планирование

позволяет получить объективную

интерпретацию расхождениям между целями и результатами деятельности, способствует согласованности действий, использованию

ресурсов, обеспечивает оптимальность их распределения.

Стратегическое планирование можно также рассматривать как процесс формирования совокупности программных документов разного иерархического уровня,

предусматривающий определение

последовательности, подчинения,

зависимостей планов разного уровня детализации и содержательного наполнения, в соответствии с поставленными целями.

Рис. 3. Экологоориентированное стратегическое планирование в системе стратегического

управления (процессный подход)

Рис. 4. Цепь создания стоимости (адаптированная автором модель Портера)

Рис. 5. Схема формирования стратегии развития ТЭЭС

Для повышения системности регулирования развития ТЭЭС нами предлагается схема документального институционального обеспечения, которая оптимизирует процесс стратегического государственного регулирования и

управления по срокам и уровням, для эффективной трансформации

территориальных ресурсов в эндогенные факторы расширенного воспроизводства (рис. 6).

Рис. 6. Иерархическая структура ЭОСП

По основным направлениям стратегия развития ТЭЭС детализируется в национальной политике государства, которое предусматривает целенаправленное

сознательное влияние на экологические,

социальные и экономические процессы. Это влияние осуществляется посредством административных и экономических методов с учетом заданного типа эколого-экономической политики.

Благодаря четкой иерархической структуре осуществляется поэтапное планирование развития ТЭЭС, которое дает возможность на основе детализации системы показателей и индикаторов ТЭЭС реализовать поставленные задания и достигнуть стратегических целей.

ЭОСП заключается в определении долгосрочных основополагающих целей и установлении путей их достижения. При составлении стратегического плана необходимо учитывать наиболее вероятные изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта - ТЭЭС, разрабатывать комплексы мероприятий, направленных на смягчение действия негативных и усиление влияния позитивных факторов. Для этого необходима систематизация всех предлагаемых подходов к решению задач: мониторинг социально-экономического развития территории, формирование системы показателей, критериев и рейтинга территорий, совершенствования методов оценки эффективности эколого-экономической

деятельности, оценка взаимосвязей показателей концентрации и эффективности производства, разработка системы управления стойкостью развития

ТЭЭС. Решение этих задач обеспечит возможность обоснования, разработки и реализации ЭОСП развития ТЭЭС.

Литература

1. Програма економiчних реформ на 2010 - 2014 роки "Заможне сустльство, конкурентоспроможна економша, ефективна держава" вщ 2 червня 2010 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www. document.org.ua/ programa-ekonomichnih-reform-na-2010-2014-roki-zamozhne-susp-doc 45817.html

2. Про державне прогнозування та розроблення програм економiчного i

Вщомосп Верховно! Ради Украши. - 2000. -№ 25.

3. Проблеми планування в ресурсно-еколопчнш сферi / тд ред. акад. НАН Украши Б.В.Буркинського. - Одеса: 1ПРЕЕД НАН Украши, 2009. - 48 с.

4. Хумарова Н.1. Сутшсть, критери та принципи екологоорieнтованого стратепчно-го планування / Н.1. Хумарова // 1нноваци в суднобудуваннi та океанотехшщ: Матерiали мiжнар. наук.-техн. конф. - Микола1в: НУК, 2010.-С. 306-307.

5. Хумарова Н.1. Обгрунтування до-цiльностi удосконалення управлiння розвитком територiальних економшо-екологiчних систем шляхом впровадження екологоорieнтованого стратегiчного планування / Н.1. Хумарова // Шляхи та шструменти модернiзацiйного прориву економiки Украши: Матерiали наук.-практ. конф. 21-22 жовт. 2010 р. - Одеса: 1ПРЕЕД НАН Украши, 2010. - С.447-450.

6. Портер Майкл Е. Стратепя конку-ренци. Методика аналiзу галузей i дiяльностi конкурентiв / Майкл Е. Портер [пер. з англ.]. - К.: Основи, 1997. - 390 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сощального розвитку Украши: Закон Украши ид 23.03.2000 р. № 1602-III //

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.