Л.Н. Рассуждай
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ
Вопросы перспективного развития угольной промышленности являются составной частью энергетической политики государства, направленной на реализацию основных стратегических ориентиров развития отрасли. К стратегическим направлениям
государственной энергетической
политики, связанным с развитием угольной промышленности, можно отнести следующие: рациональное формирование энергетического баланса страны (баланса угля); проведение взвешенной внутренней (региональной) и внешней политики по отношению к собственной угольной сфере; внедрение политики рационального
недропользования; развитие внутреннего и внешнего рынков энергетического и коксующегося углей; формирование конкурентоспособной среды в отрасли; проведение обоснованной, действенной и рациональной научно-технической,
инвестиционной, инновационной и социальной политики в угольном секторе экономики страны.
В условиях рынка проведение государственной энергетической
политики осуществляется путем формирования механизма
экономического регулирования,
элементами которого выступают как комплекс мер прямого и непрямого регулирования, так и разработка и внедрение в практику хозяйствования системы стратегического планирования.
Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют
современные методические документы, регламентирующие процесс
стратегического планирования
деятельности угледобывающих
предприятий. Шахты не имеют долгосрочных планов развития производства, а показатели текущих планов рассчитываются на старой методологической основе, т.е. по методикам, разработанным в 70-80 годах прошлого столетия, которые не учитывают рыночные условия хозяйствования [1,2]. Основная задача планирования на шахтах в современных условиях сводится к обоснованию государственной поддержки на частичную компенсацию затрат по себестоимости продукции. Только отдельные предприятия
разрабатывают бизнес-планы по обоснованию целесообразности
технического переоснащения шахт с применением
оборудования нового технического уровня, приобретаемого за счет бюджетных средств.
Действующая система организации плановой работы на угледобывающих предприятиях имеет и другие существенные недостатки, к которым можно отнести следующие:
при разработке стратегических решений отсутствует регламенция сроков их представления, т.е. не выработаны методы регулирования в этом направлении, что приводит к некачественному формированию
стратегии, долгосрочных программ,
) Рассуждай Людмила Николаевна - кандидат экономических наук. Институт экономики промышленности НАН Украины, Донецк.
ISSN 1562-109X
инвестиционных проектов и бизнес-планов;
наблюдается бессистемная
подготовка стратегических
управленческих решений, что связано с отсутствием критериев их
экономической эффективности;
наметился параллелизм и дублирование мероприятий при реализации стратегических решений, т.е. наряду с производственной программой развития предприятия разрабатывается ряд других программ (повышение технического уровня производства, экономии материальных, топливно-энергетических, трудовых и других ресурсов), которые не увязаны с производственной программой развития предприятия;
отсутствует распределение
обязанностей и полномочий среди работников экономических служб при разработке стратегических планов, программ, проектов по различным направлениям деятельности
угледобывающих предприятий, не выработаны материальные стимулы в поиске и принятии эффективных стратегических решений, а также необходимые ресурсы для их осуществления.
Вместе с тем зарубежный опыт свидетельствует о том, что в развитых странах главное внимание уделяется стратегическому планированию, которое является инструментом, помогающим в принятии стратегических решений, направленных на внедрение
нововведений и изменений на предприятии с целью достижения желаемого стратегического результата.
Разработка методологии
стратегического планирования в угольной промышленности основывается прежде всего на научных подходах и принципах, применяемых в
стратегическом менеджменте:
системном, поведенческом,
административном, маркетинговом,
воспроизводственном, нормативном, интеграционном и др.
Отсутствие системного подхода к развитию угольной отрасли, как одного из важнейших принципов
стратегического планирования,
проявляется в неэффективности принятых государственных
стратегических решений:
вопросах организационно-управленческого характера, что связано с отсутствием научно обоснованных направлений в выборе организационно-правовых форм и организационных структур управления промышленностью;
скоропалительных решениях по реструктуризации отрасли, в частности в вопросах ликвидации шахт,
необоснованности экономической и социальной эффективности таких решений, особенно это касается шахт, имеющих значительные запасы угля (свыше 30 млн. т);
бессистемном подходе к
формированию монолитных
угледобывающих комплексов, что связано с выводом из состава производственных объединений
(холдингов, государственных
предприятий) шахтостроительных,
шахтопроходческих, шахтомонтажных и ремонтно-строительных управлений.
Принцип системности способствует выявлению проблем и выработке стратегических подходов к их анализу и устранению, а именно дает возможность рассматривать проблему как единую целостную систему с выявлением всех последствий и во взаимосвязи с решением частных задач [3].
Существует множество неотложных проблем в отрасли, которые можно отнести к стратегическим, требующих решения на государственном уровне [4], а именно:
при низкой инвестиционной привлекательности отрасли возникает необходимость в разработке
инновационной модели ее модернизации и развития;
требуется уточнение политики реструктуризации, которая должна быть связана не только с закрытием шахт, но и продолжением их эксплуатации при наличии запасов угля на основе улучшения финансово-экономического положения;
низкая конкурентоспособность угольной продукции, несовершенство механизма ценообразования, отсутствие финансовых средств на
функционирование и развитие предприятий вызывает необходимость выработки государственной финансовой стратегии по отношению к угольной отрасли;
сложное финансовое состояние угледобывающих предприятий и принятый мораторий на банкротство многих из них ухудшает
взаимоотношения с другими
предприятиями, что говорит о необходимости разработки стратегии санации этих предприятий;
нерешенность многих
институциональных вопросов, а именно использование государственной
собственности, приватизация,
совершенствование организационно-правовых форм, приводит к неэффективному менеджменту на государственном уровне и,
соответственно, необходимости
выработки стратегических подходов к развитию отрасли.
Наряду с выделением проблемных вопросов принцип системности предполагает формулирование
конкретных целей развития отрасли, которые вытекают из максимально возможного удовлетворения потребностей государства в угольной продукции за счет экономически обоснованного повышения
объемов собственной добычи.
Надежность такого обеспечения отражает уровень энергетической, экономической и национальной безопасности, в контексте которой рассматриваются вопросы определения потребности в угле на перспективный период.
В то же время энергетическая безопасность может рассматриваться как защищенность основных
государственных объектов (экономики, социальной сферы, внешнего окружения и др.) от возможных угроз со стороны энергетического (угольного) сектора, которые могут привести к нарушению нормального функционирования и развития этих объектов [5]. Для принятия государственных стратегических
решений в сфере реализации энергетической политики по отношению к угольной отрасли требуется выработка критериальных показателей
энергетической безопасности, которые находят отражение в перспективных энергетических балансах разных видов и на разных уровнях иерархии (государство, отрасль, регион). Схема факторов (показателей) энергетической безопасности, на основе которых формируются энергетические балансы страны и принимаются стратегические государственные решения, приведена на рис. 1.
Из схемы видно, что для разработки стратегических планов и принятия стратегических решений с учетом энергетической безопасности требуется информация по следующим
направлениям:
а) обеспечение надежности в поставках угольной продукции в условиях роста производства за счет существенного повышения эффективности ее использования;
б) снижение уровня энергетической зависимости страны за счет увеличения собственной добычи угля;
в) обеспечение социальной стабильности в угольной сфере в части создания рабочих мест и других социальных гарантий при закрытии или перепрофилировании производств;
г) обеспечение безопасности производства и соблюдение экологических стандартов в горнодобывающей отрасли.
При применении комплексного подхода в стратегическом планировании учитываются технические,
экономические, социальные,
демографические аспекты менеджмента. Следует отметить несоблюдение принципа комплексности
в принятой Энергетической стратегии Украины до 2030 года, в контексте которой разработана Стратегия развития угольной промышленности Украины, на что указывает следующее [6]:
Критериальные показатели (факторы) энергетической безопасности государства
Уровень
инновационного
развития
Энергоемкость ВВП
Масштаб производства (уровень собственной добычи)
Изношенность основных фондов
Соотношение годовых инвестиций в развитие отрасли и основных ее фондов
Мероприятия по стимулированию энергосбережения
Цена и тарифы
Кредиторские и
дебиторские
задолженности
Уровень монопольного положения данного вида топлива и уровень конкурентоспособности в отрасли
и
Запасы угольной продукции на складах
Уровень
разведанных запасов
Резерв
производственных мощностей
|
Балансы: Балансы: Балансы:
инвестиций; взаимных расчетов; разведанных запасов;
основных фондов; цены, рентабельности; произведенной
мощностей энергетической угольной продукции;
угледобывающих стоимости ВВП; топливного баланса
предприятий; топливного баланса в в натуральном
финансов предприятий стоимостном выражении выражении
Рис. 1. Факторы формирования энергетической безопасности
стратегические ориентиры, заложенные в стратегии, носят весьма амбициозный характер, а предложенные механизмы реализации не имеют не только необходимой финансовой основы, но и не учитывают объективные условия (недостаточный уровень
институционального, технологического развития, неблагоприятные внутренние инвестиционные условия, экологические требования);
отсутствие государственной
стратегии экономического и социального развития Украины, а следовательно, неопределенность национальных
приоритетов, целей и задач не позволяет обоснованно подходить к разработке стратегических планов развития угольной отрасли, что ограничивает перспективы роста экономики в целом;
наблюдается нескоординированность межотраслевого характера как в топливно-энергетическом комплексе, так и национальной экономике в целом. Это находит проявление прежде всего в механизме ценообразования на угольную продукцию, который ориентирован на уровень мировых цен на соответствующие марки угля и не отражает ожидаемого эффекта от изменения цен на электроэнергию и металлопрокат, которые являются «входящими» для предприятий угольной промышленности, а также усиливается тенденция к повышению уровня убыточности угледобывающих
предприятий и возможности ее покрытия за счет госбюджета;
неучтенность комплексных
взаимосвязей функционирования
угольной отрасли и других сфер общественной жизни, прежде всего экологической,что проявляется в отсутствии количественной оценки экологической составляющей.
Применение интегрированного подхода в стратегическом планировании
приобретает особую актуальность, если учитывать широкомасштабное
реформирование в отрасли и ее значимость для экономики страны. Интегрированный подход заключается в том, что стратегическое развитие отрасли необходимо определять на основе учета развития подсистем угледобывающего комплекса, их взаимосвязи между собой и экономикой государства в целом. Интегрированный подход, кроме проведения энергетической политики и обеспечения энергетической
безопасности, позволяет осуществлять анализ и оценку мер экономического регулирования отрасли, их влияние на ее социально-экономическое положение. Такой подход характеризуется следующими основными
составляющими:
интегрированным подходом к рассмотрению угольной промышленности, объединяющей отдельные подотраслевые структуры (обогащение,
машиностроение, шахтостроительный комплекс и др.), региональные структуры, функционирующие
непосредственно в общей экономической системе государства, на которую влияют факторы глобализации;
учетом мер государственного регулирования угольной
промышленности, исходя из
долгосрочной (стратегической) и текущей (тактической) политики, обеспечивающей согласование интересов государства, субъектов хозяйствования (шахт, разрезов, угольных компаний, акционерных обществ и других структурных подразделений), а также потребителей угольной продукции. При этом экономическую политику государства необходимо разрабатывать по следующим основным направлениям: политика структурных преобразований, инвестиционная политика,
амортизационная политика, политика институциональных преобразований,
ценовая политика, антимонопольно-конкурентная политика, налоговая политика, внешнеэкономическая
политика.
Предлагаемый процесс
интегрированного стратегического
планирования развития отрасли в отличие от существующих предполагает совместное рассмотрение и взаимное согласование концепции развития, формирования стратегии, целевых установок и программ и практического решения задач на уровне угледобывающих предприятий.
Концепция развития угольной промышленности Украины была утверждена в 2005 г., ее основная цель заключается в обеспечении организации и развитии угольной промышленности для максимально возможного
удовлетворения потребностей
государства в топливно-энергетических ресурсах за счет экономически обоснованного увеличения собственной добычи угля [7]. Концепция состоит из пяти разделов (общие положения, анализ производственного потенциала отрасли и прогноз ее развития, цели и этапы реализации, механизм реализации концепции). Реализацию концепции предлагается осуществлять в три этапа:
на первом этапе (2006-2010 гг.) предполагается объем добычи довести до 90,9 млн. тонн в год, а производственные мощности - до 105, 8 млн. тонн в год. Для этого необходимо ввести в эксплуатацию производственные
мощности объемом 17 млн. тонн за счет завершения строительства двух очередей и строительства трех шахт, а также реконструкции действующих
угледобывающих предприятий;
на втором этапе (2011-2015 гг.) предполагается увеличить объем добычи до 96,5 млн. тонн в год, а производственные мощности - до 111,2 млн. тонн в год. Для этого необходимо будет ввести в эксплуатацию
производственные мощности в объеме 8,8 млн. тонн за счет завершения строительства трех новых шахт, реконструкции действующих и закладки строительства четырех новых шахт;
на третьем этапе (2016-2030 гг.) предполагается увеличение добычи до 112 млн. тонн в год.
Основные концептуальные
направления развития угольной отрасли находят отражение в Стратегии развития угольной промышленности, разработка которой осуществлялась в соответствии с Указом Президента Украины от 27 февраля 2001 г. №42 «О разработке энергетической стратегии Украины на период до 2030 г. и на дальнейшую перспективу». Необходимо отметить, что во всех угледобывающих странах -Германии, Польше, Великобритании, США, Франции, России - в энергополитических стратегиях
обосновывается роль угольной промышленности в ее реализации [8-11]. Украина такой стратегии долгое время не имела, что негативно сказалось на формировании и реализации
отечественной долгосрочной как энергетической, так и
общеэкономической политики.
В 2006 г. распоряжением правительства от 15 марта за № 145-р данный документ был принят, что является значимым результатом в экономическом контексте. Тем не менеее критический анализ содержания и программных параметров
Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г., который был сделан в Институте проблем экологии и энергосбережения, позволил выделить целый ряд проблемных вопросов, в контексте данного документа не имеющих перспектив решения, что свидетельствует о низком уровне его качества для практического пользования при принятии важных решений в области социально-экономической,
энергетической и экономической политики [12]. В Энергетической стратегии Украины угольный раздел является слабой частью этого документа. Угольная отрасль представлена небольшим разделом (пятый раздел) «Стратегия развития угольной промышленности», состоящим из нескольких подразделов, которые не раскрывают в полной мере решение существующих в отрасли проблем: повышение уровня
конкурентоспособности отечественной угольной продукции; снижение себестоимости продукции, в том числе за счет внутренних резервов, методов государственной финансовой поддержки, и др. Кроме того, в этом документе не приведены сценарии развития отрасли и объемы финансирования.
Если под стратегией понимать комплекс системных мероприятий, направленных на повышение
эффективности функционирования
угледобывающих предприятий, то все вышеперечисленные проблемы в отрасли должны найти в ней отражение, разработаны механизмы ее реализации, что также не нашло отражение в уже принятой Стратегии.
В экономической литературе существует такое понятие, как «экономическая стратегия», под которой следует понимать долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения
правительства, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов,
капиталовложений, цен, социальной защиты [13], т.е. стратегически важные цели отрасли должны быть подкреплены экономическими механизмами их реализации, а для этого требуется соответствующая методологическая база.
Разработка методологии
формирования экономической стратегии отрасли представляет собой обширный
процесс, включающий выработку целей экономической деятельности,
определение ее приоритетных
направлений развития, инвестиционной политики по наиболее важным аспектам экономической деятельности,
поддержание взаимоотношений
предприятий с внешней
макроэкономической средой.
Процесс разработки экономической стратегии угольной отрасли должен представлять собой составную часть общей системы выбора стратегического направления развития страны, состоять из системы функциональных стратегий, раскрывающих миссию отрасли, общие стратегические цели развития, способы формирования и распределения ресурсов. При этом общая стратегия находится в определенной соподчиненности с другими функциональными стратегиями. Иерархия такой соподчиненности в наиболее общем виде представлена на рис. 2.
В основу разработки стратегии отрасли должны быть положены принципы рыночной управленческой парадигмы - системы стратегического управления и стратегического
планирования, которые описаны в экономической литературе [14], а именно: рассмотрение каждого конкретного предприятия как открытой системы; учет стратегии операционной деятельности; учет
предпринимательского стиля в работе предприятий; сочетание перспективного, текущего и оперативного управления в хозяйственной деятельности;
обеспечение адаптивности
экономической стратегии к изменениям факторов внешней и внутренней среды; альтернативность стратегического
выбора; использование результатов технологического и технического прогресса; выявление и страхование от всех видов рисков в принятии стратегических решений; ориентация на
профессиональный аппарат менеджеров в принятии стратегических решений; обеспечение разработанной
экономической стратегии
соответствующей организационной
структурой.
Кроме общепризнанных принципов разработки экономической стратегии, характерных для любых предприятий, отраслей, необходимо учитывать специфические особенности угольной промышленности и то кризисное состояние, в котором находится отрасль:
сохранение необходимого шахтного фонда, гарантирующего энергетическую безопасность государства и развитие металлургического комплекса за счет эффективного использования имеющихся мощностей путем его обновления в процессе реконструкции и приобретения высокоэффективного горношахтного оборудования;
создание условий для проведения эффективной реальной приватизации шахт с одновременным обеспечением
необходимого государственного
контроля, который должен вытекать из специфики отрасли, формирование инвестиционной привлекательности угольных предприятий как для отечественных, так и иностранных инвесторов;
обоснованность гибкой ценовой политики в отношении угольной продукции, адекватно реагирующей на изменение ситуации на рынках коксующихся и энергетических углей;
соблюдение гарантий социального, экономического и правового обеспечения в отрасли.
Разработка общеэкономической стратегии развития угольной отрасли должна исходить из оценки ее значимости для государства по следующим критериям: обеспеченность развития экономики страны собственной угольной продукцией; устойчивость к экономическому спаду (соотношение динамики объема производства отрасли и динамики валового внутреннего продукта страны); обеспеченность развития собственными финансовыми ресурсами (удельный вес капитальных вложений за счет собственных источников, удельный вес собственного капитала в общем используемом объеме предприятий и др.); степень государственной поддержки; стадии жизненного цикла предприятий отрасли (рост, расширение, зрелость, старение); уровень среднеотраслевой
рентабельности предприятий отрасли; уровень отраслевых операционных рисков; уровень конкурентоспособности угольной продукции.
Воспроизводственный принцип в стратегическом планировании
ориентирован на постоянное
возобновление производственного
потенциала угледобывающего
предприятия, удовлетворение
потребностей конкретного угольного рынка. Производственно-материальной
основой угольной промышленности является ее шахтный фонд и его мощности. Поэтому процесс
воспроизводства в отрасли в современных условиях связан с воспроизводством шахтного фонда. В то же время процесс воспроизводства может рассматриваться как на уровне предприятия, группы предприятий, так и отрасли в целом. Понятие воспроизводства в угольной отрасли в рыночных условиях хозяйствования уточнено в работе А. Вагоновой, где воспроизводство представлено как процесс деятельности отдельных ее предприятий, который дает возможность произвести продукцию в прежнем или измененном объеме и (или) качестве [15, 111]. Исходя из этого определения следует , что при разработке стратегических планов необходимо учитывать особенности
воспроизводственных процессов прежде всего в первичном звене - угольной шахте. В конце XX ст. шахта рассматривалась как крупное промышленное предприятие,
представляющее собой сложную производственную систему. Сложность данной производственно-экономической системы предопределялась
техническими, технологическими,
организационными и горно-
геологическими параметрами, т.е. в основном внутренними факторами производства. В рыночных условиях шахта представляет собой открытую социально ориентированную систему и должна рассматриваться как
организация, функционирующая в рыночной среде, способная решать как внутренние проблемы, так и всю совокупность связей с внешней средой (маркетинговые исследования,
внешнеэкономическая деятельность, привлечение капитала в отрасль, налаживание коммуникаций и др.), т.е. на воспроизводственный процесс влияют и
внутренние, и внешние факторы рыночной среды.
В угольной промышленности , как известно, воспроизводство
производственного потенциала
осуществляется по направлениям, характерным для многих отраслей промышленности - за счет нового строительства, реконструкции,
технического перевооружения, а также поддержания производственных
мощностей действующих шахт. В то же время на воспроизводственный процесс отрасли в современных условиях влияют: массовое закрытие шахт в связи с отработкой запасов угля и других требований реструктуризации;
ухудшение горно-геологических
условий; периодическое углубление или подготовка новых горизонтов на действующих шахтах; ухудшение финансового положения предприятий, что приводит к их банкротству, а в дальнейшем и к закрытию.
На основе воспроизводственного принципа стратегический процесс в отрасли можно представить схематично (рис. 3). Формирование стратегии на уровне отрасли может осуществляться с помощью реализации ряда планов, увязанных между собой и отвечающих содержанию стратегии по всем основным функциональным сферам хозяйствования предприятия.
При применении динамического подхода в стратегическом планировании угледобывающие предприятия
рассматриваются в динамическом развитии, что предполагает проведение ретроспективного анализа объекта и прогнозирование его развития. В работе А.И. Амоши, А.И. Кабанова, Л.Л. Стариченко предлагается формирование программ развития отрасли осуществлять на основе анализа производственно-технического и финансово-
экономического состояния каждой шахты, вариантности будущего ее
развития (от введения в эксплуатацию, реконструкции и закрытия) и с учетом соответствующих объемов инвестиций [16, 13]. Так как развитие отрасли зависит от параметров государственного бюджета страны и объемов финансирования, выделяемых для отрасли, первый год программы предлагается утверждать, а
последующие являются индикативными, т.е. применяется итеративный порядок формирования так называемой динамической программы
(стратегических планов), которые учитывали бы все изменения, происходящие в отрасли. Такое скоординированное стратегическое
планирование развития угольной промышленности и разработка мер государственного регулирования
предполагают проведение анализа взаимосвязи между секторами экономики с позиций определения потенциальных потребностей в угольной продукции, а также с учетом возможности их удовлетворения другими видами энергоносителей (электроэнергия,
природный газ, нефть). Поскольку интегрированное
стратегическое планирование развития отрасли является существенной частью общего процесса планирования экономики государства, следует выделить три основных иерархических уровня: макроэкономический, отраслевой или средний уровень, на уровне предприятия. При этом принципиальной особенностью данного подхода является то, что на макроуровне подробного рассмотрения требуют вопросы энергетической политики, взаимосвязи с другими секторами экономики (энергетика, металлургическая отрасль, коммунально-бытовой сектор и т.д.). Этого можно добиться на основе разработки энергетического (топливного) баланса страны. Взаимосвязи угольной промышленности с другими секторами
экономики обусловливают определение потребности отрасли в финансовых, материальных, природных, трудовых ресурсах на основе целевых установок, отражающих национальные приоритеты. При этом следует учитывать влияние государственных решений в вопросах доступности к этим ресурсам,
налогообложение, систему льгот, стимулов и т.д. Все эти взаимосвязи должны находить отражение в стоимостном энергетическом балансе страны.
Функции стратегического
планирования развития угледобывающих предприятий, формирования баланса угля в натуральном и стоимостном выражении важны и должны осуществляться на практике. В настоящее время централь-
Внутренняя обстановка (факторы производства)
Внешняя обстановка (рыночные факторы)
Основные направления деятельности
Определение
миссии предприятия
Установление стратегических целей
Формировани е генеральной стратегии
С
2 этап
Внедрение стратегии
План развития организации
План реструктуризации
Ликвидационный план
План диверсификации
План санации
План развития
Финансовый план
у
Инвестиционный план
Тактические планы
Маркетинговый план
Социальный план
Инновационный план
Операционные планы
3 этап
Контроль за реализацией стратегии
Система контролинга
Определение критериев оценки
Сопоставление фактических показателей с плановыми
Внесение корректировок в стратегию
Рис. 3. Процесс стратегического управления в угольной отрасли
ным органом исполнительной власти, на который возложено выполнение этих функций, является Министерство угольной промышленности Украины. Министерство должно осуществлять функции государственного значения: учет фактического состояния и развития угольной промышленности в рамках экономического развития страны и межгосударственных отношений;
разработка и реализация программ, стратегических планов развития; их мониторинг; государственное
регулирование цен и государственная поддержка дотационной отрасли; отстаивание интересов угольной промышленности на государственном уровне.
Важнейшей функцией этого органа является разработка инструктивных материалов и методических рекомендаций по стратегическому развитию угольной отрасли. Исходя из Положения о Министерстве угольной промышленности Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 2 ноября 2006 г. № 1527, за ним закреплены следующие стратегические виды деятельности:
изучение перспективной
потребности в угле (по маркам и сортам) на внутреннем и внешнем рынках;
прогнозирование направлений
развития угольной отрасли;
обеспечение разработки прогнозов и проектов программ развития угольной отрасли;
разработка проектов
государственных целевых программ и программных мер по развитию техники и технологий производства.
Следующий иерархический уровень процесса стратегического планирования предполагает рассмотрение угольной отрасли как обособленной системы, состоящей из нескольких подсистем, обеспечивающих ее функционирование. Подобный подход позволит производить
детальный анализ каждой подсистемы, разрабатывать стратегии их развития, делать обоснованные предложения по развитию действующих и размещению новых угледобывающих производств. При этом в пределах данных стратегий определяются варианты развития отрасли в зависимости от возможностей шахтостроительных организаций и наличия инвестиций, осуществляется сравнительная экономическая оценка, выявляются объекты и мероприятия, имеющие стратегическое значение для отрасли.
Решение стратегических проблем в отрасли возможно на основе разработки отраслевой инновационной и
инвестиционной политики на
перспективный период, а также укрепления и развития
шахтостроительной базы отрасли. Однако в связи с ограниченностью финансовых средств и свертыванием шахтостроительного комплекса
формирование стратегических
направлений его развития возможно на основе сужения его функций, их направленности только на
воспроизводство и развитие шахтного фонда путем реконструкции
действующих и строительства новых угледобывающих предприятий. С этих позиций стратегия шахтного
строительства предполагает решение следующих вопросов:
прогнозирование потребности в строительных мощностях специального и общестроительного назначения;
сохранение необходимых объемов производственной базы шахтного строительства в современных условиях и создание условий для его расширения с учетом увеличения спроса на строительную продукцию;
повышение эффективности
функционирования шахтостроительного комплекса и внедрение экономических методов управления.
Наиболее детализированным
является третий уровень иерархии стратегического планирования, который характеризует этот процесс для отдельных предприятий, в частности определение структуры мощностей, формирование долгосрочных
инновационных и инвестиционных стратегий, комплексных планов развития отдельных структурных единиц.
На основе перечисленных принципов стратегического
планирования в угольном секторе экономики страны приведена
упрощенная схема государственного стратегического планирования в отрасли (рис. 4). На схеме сделана попытка воспроизвести возможную организацию планирования в отрасли в условиях трансформационной экономики. В качестве исходного момента выступает энергетическая концепция (политика) в стране, энергетическая стратегия и энергетический баланс, баланс угля и угольной продукции. Непосредственно плановая деятельность начинается с разработки концепции развития угольной отрасли и стратегии ее развития. Из графика видна роль центрального органа управления на всех этапах стратегического планирования,
направленная на развитие каждого структурного подразделения.
С практической точки зрения применение научных подходов и принципов к разработке стратегических управленческих решений в угольной отрасли обеспечивает:
определение рациональных
топливных балансов по отдельным регионам и государству в целом;
прогнозирование потребности в различных видах угольной продукции и ее производства;
установление целесообразной
структуры и объемов угледобывающего производства;
прогнозирование цен на уголь и угольную продукцию, их рациональной динамики с целью аккумулирования финансовых средств для развития отрасли;
определение наиболее
целесообразной с точки зрения экономики, экологии и энергетической безопасности структуры развития отрасли (технической, технологической, организационной).
Важным условием для организации эффективного процесса стратегического планирования является также создание системы принятия государственных стратегических решений в угольной сфере на основе экономико-математического моделирования,
состоящей из трех элементов:
прогнозирование - определение сценариев развития отрасли, увязанных со сценариями развития топливно-энергетического комплекса и экономики страны в целом исходя из существующих тенденций их развития;
анализ сценариев обеспечения потребности в угольной продукции с учетом ее конкурентоспособности, конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков. Применительно к особенностям каждого сценария обосновываются показатели развития отрасли, дается их сравнительная экономическая оценка;
ретроспективный анализ,
предполагающий определение
необходимых технико-экономических и структурных характеристик, разработку на основе обобщения результатов анализа и прогноза предложений по стратегии развития угольной отрасли, обоснование методов и средств их реализации в условиях регулируемых рыночных отношений.
Особое значение в процессе создания и обеспечения системы стратегического планирования имеет формирование массива исходной информации, необходимой для
моделирования, включающей
стратегическую и другую информацию, имеющую отношение к развитию отрасли.
В Украине в настоящее время существует ряд ограничений
методологического и организационного характера, препятствующих развитию стратегического планирования, а именно: требуют решения вопросы формирования институциональной
среды, необходимой для развития системы стратегического планирования в угольной отрасли;
формирование системы
нормативного регулирования,
определяющей рас-
Кабинет Министров Украины Министерство топлива и энергетики
Энергетическая концепция Энергетическая политика Энергетическая стратегия Энергетический баланс
Министерство угольной промышленности Украины
Определение потребности в угольной продукции Разработка топливно-энергетического баланса Система научных прогнозов и программ, концепция развития отрасли
Определение приоритетов и разработка стратегии развития отрасли Формирование государственной инновационной, инвестиционной и финансовой политики
Согласование и утверждение планов развития шахт „внутри ГП,
Х-
Корректировка плана по шахте
Разработка технического и финансового плана по каждой шахте
Рис. 4. Принципиальная схема стратегического планирования развития угольной отрасли
пределение полномочий и порядок взаимодействия участников
стратегического планирования.
Резюмируя, необходимо отметить, что для создания системы стратегического планирования в угольной промышленности
целесообразно осуществить следующее:
обеспечить долгосрочную
государственную поддержку процесса создания системы стратегического планирования со стороны органов, формирующих и реализующих государственную политику в отрасли;
установить порядок обеспечения указанного процесса необходимыми информационными ресурсами;
определить основных участников процесса стратегического планирования и разработать предложения по порядку их взаимодействия;
разработать проект
соответствующих нормативно-правовых документов, определяющих порядок организации стратегического
планирования отрасли.
Литература
1. Инструкция по разработке планов производственных единиц (шахт, разрезов и обогатительных фабрик). - М.: ЦНИЭИуголь, 1978. - 237с.
2. Методологические рекомендации по планированию на шахтах. - М.: ЦНИЭИуголь, 1982. - 168с.
3. Менеджмент организации: Учеб. пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Анбердин и др. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 432с.
4. Амоша А., Логвиненко В. Актуальные проблемы развития угольной промышленности Украины // Экономика Украины. - 2006. - №12. -С.5-10.
5. Шевцов А., Земляний М. та ш. Енергетична безпека Украши, стратепя
та мехашзм забезпечення. -Дншропетровськ: Пороги, 2002. - 264 с.
6. Енергетична стратепя Украши на перюд до 2030 року // Енергошформ. -2006. - № 12(351) и №13(352).
7. Концепщя розвитку вупльно! промисловосп Украши: Схв. розпоряд-женням Кабшету Мiнiстрiв Украши вщ 7 липня 2005 р. № 236-р // Урядовий кур'ер. - 2005. - №127. - С.10-11.
8. Нейп Герхард. Каменный уголь: ответственность за будущее // Глюкауф.
- 2000. - №9(1). - С. 25-31.
9. Де Мишайи Джон Д. Рынок для США, его запасы и технология добычи // Глюкауф. - 2000. - №9(1). - С. 31-37.
10. Попов В.Н., Рожков А.А. Социально-экономические аспекты реструктуризации угольной промышленности Польши // Уголь. -2000. - №4. - С. 44-48.
11. Евтушенко А.Е. Роль угля в энергетике России // Уголь. - 1998. -№9. - С. 17-24.
12. Ермилов С. Энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года: проблемные вопросы содержания и реализации // Зеркало недели. www/zerkalo-nedeli.com/.
13. Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр.
- М.:ИНФРА-М, 1998. - 479с.
14. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент: Учебный курс. - К.: Эльга-Н, НИКА-Центр, 2001. - 448с.
15. Вагонова А.Г. Воспроизводство в угольной промышленности: Монография / НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. - Донецк, 2004. -160с.
16. Амоша О.1., Кабанов А.1., Стариченко Л.Л. Перспективи розвитку та реформування вггчизняно'1 вупльно! промисловосп на фош свпових тенденцш / НАН Украши. 1н-т економши пром-сп. - Донецьк, 2005. - 32 с.