Научная статья на тему 'Основные стратегии развития российских угледобывающих компаний'

Основные стратегии развития российских угледобывающих компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / STRATEGY / STRATEGIC MANAGEMENT / A DIVERSIFICATION / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссарова Мария Анатольевна

В статье затрагиваются проблемы стратегического развития угледобывающих компаний в российской промышленности, предлагается классификация стратегий, и обосновываются основные стратегии угольного производства диверсификация и ин-новационность.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article problems of strategic development of the coal-mining companies in the Rus-sian industry are mentioned, classification of strategy is offered, and the basic directions of a diversification of coal manufacture are considered.

Текст научной работы на тему «Основные стратегии развития российских угледобывающих компаний»

М.А. Комиссарова

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ

Аннотация

В статье затрагиваются проблемы стратегического развития угледобывающих компаний в российской промышленности, предлагается классификация стратегий, и обосновываются основные стратегии угольного производства - диверсификация и инновационность..

Annotation

In article problems of strategic development of the coal-mining companies in the Russian industry are mentioned, classification of strategy is offered, and the basic directions of a diversification of coal manufacture are considered.

Ключевые слова

Стратегия, стратегическое управление, диверсификация, инновации.

Keywords

Strategy, strategic management, a diversification, innovation.

В сложившихся условиях мирового кризиса экономика России находится в состоянии глубоких преобразований, связанных с переходом к новым экономическим отношениям, усилением процессов глобализации, интеграции, требующих поиска новых подходов к управлению производственными системами. При этом все более значительную роль в развитии промышленных предприятий, в том числе и угледобываю-

щих, начинает играть стратегический менеджмент, обеспечивающий инновационный путь их развития.

Стратегическое управление представляет собой принципиально новое и мощными темпами развивающееся научное и практическое направление в науке управления. Проведенный анализ теоретико-методологических подходов к управлению говорит, о том что до настоящего времени при отсутствии

2010 № 3 Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

единой теоретической базы еще не выработана универсальная структура процесса стратегического управления, а набор стратегических альтернатив, выдвигаемый в основном западными учены-ми-экономистами, не оправдал пока себя в условиях отечественной экономики. Поэтому необходим поиск альтернативных направлений стратегического развития российских промышленных компаний, позволяющий им встать на путь дальнейшего устойчивого развития.

В теории и практике стратегического управления разработаны и применяются различные модели стратегического выбора, к числу наиболее известных следует отнести матрицу возможностей И. Ансоффа [1], матрицу «рынок-продукт» А. Стейнера [4], модель конкурентоспособных стратегий М. Портера [3], модель выбора конкурентных стратегий Ф. Котлера [2], модель стратегического выбора на основе цикла развития предприятия. Однако предлагаемые в результате применения этих моделей стратегии не могут быть использованы в российских условиях.

Специфика угледобывающих компаний требует разработки стратегических групп, которые будут обеспечивать интересы как владельцев этих компаний, так и интересы экономики и социальной сферы региона и страны в целом. Основная функция стратегий, адаптированных к условиям отечественной экономики и специфике угольной отрасли, должна состоять в том, что они обеспечат развитие предприятиям в сложных процессах взаимодействия с внешней средой. При этом, говоря о функционировании предприятий топливно-добывающего комплекса, немаловажную роль играет экологический фактор, поскольку здесь затрагиваются вопросы рационального недропользования и минимизации экологического ущерба, наносимого деятельностью таких предприятий.

Результаты проведенных исследований показывают, что при отказе от государственной поддержки угледобывающих предприятий в течение ближайших пяти лет почти все они могут прекратить свое существование. Поэтому угледобывающим предприятиям необходимо разработать комплекс мероприятий, стратегий их дальнейшего существования, сформулировать группы стратегий развития данных компаний в сложных, постоянно меняющихся условиях внешней среды.

1. Стратегии пассивного существования. Предусматривают обеспечение функционирования предприятия в условиях, наиболее благоприятных для его деятельности, уже имеющихся позитивных факторов в сформировавшихся условиях внешней среды.

2. Стратегии активного существования. Направлены на активное использование имеющихся факторов внешней среды, уже существующих технологий, возможную адаптацию и поиск наиболее благоприятных путей для перехода на новые рыночные позиции. Это должно проявляться в способности компании к быстрой перестройке внутренних структур и использовании более сложных форм стратегического поведения.

3. Стратегии развития, то есть стратегии воздействия на внешнюю среду. Обеспечивают функционирование предприятий с использованием новых технологий (инноваций) и способствуют непосредственному воздействию самого предприятия на окружающую среду.

В таблице 1 представлен предлагаемый автором набор возможных стратегий существования угледобывающих компаний в разрезе выделенных стратегических групп. При этом наиболее привлекательными являются стратегии развития, в том числе входящая в этот блок стратегия диверсификации имеющихся производств и инновационная

стратегия. Рассмотрим их содержание | подробнее.

Таблица 1. Основные стратегии угледобывающих компаний ___________и последствия их реализации.______________

Стратегия Цель Действия для достижения цели Результаты

на краткосрочную перспективу на долгосрочную перспективу

I. Стратегии пассивного существования

2. Стратегии ценового роста Обеспечить самоокупаемость шахт за счет увеличения цен на продукцию Повысить цены на уголь в зависимости от его качества зольности и т.д. Временное улучшение экономического состояния шахт за счет увеличения выручки Рост цен на материалы, энергоносители, снижение спроса на уголь, рост затрат

3. Стратегия ликвидации Ограничить капиталовложения в производство Прекращение деятельности по поддержанию устойчивости предприятий Закрытие большого количества убыточных шахт, рост социальной напряженности в регионе Ухудшение показателей работы шахт вследствие социальных и экологических проблем

4. Стратегия консервации убыточных шахт Сохранить производственные мощности убыточных шахт, пока не улучшится конъюнктура рынка Поддерживать предприятие в законсервированном состоянии при отсутствии добычи Поддержание шахтного фонда при относительно низкой государственной поддержке Возможность наращивания объемов добычи угля без строительства новых предприятий

II. Стратегии активного существования

1. Стратегия поддержания Повысить рентабельность действующих шахт с минимальными потерями шахтного фонда Обеспечить приток инвестиций для поддержания шахт с высоким инновационным потенциалом и постепенно законсервировать с низким потенциалом Сохранение объемов добычи, решение проблем социального характера Увеличение объемов добычи и рост числа рентабельных шахт

2. Стратегия выборочной поддержки Быстрое обеспечение роста рентабельности наиболее успешных шахт Владельцам компаний поддерживать работу шахт с высоким производственным потенциалом и закрывать с низким Поддержание объемов добычи и снижение затрат, рост социальной напряженности Увеличение объемов добычи угля при имеющемся количестве рентабельных шахт

Продолжение таблицы 1

Стратегия Цель Действие для достижения цели Результаты

на краткосрочную перспективу на долгосрочную перспективу

3. Стратегия снижения затрат Сокращение затрат на добычу Выявление внутренних резервов по всей производственной цепи Снижение себестоимости угля Увеличение объема собственных средств и уменьшение доли государственных дотаций

III. Стратегии развития

1. Стратегия интегрирован-ного роста Снизить зависимость от поставщиков горношахтного оборудования Создание владельцами компаний вертикальных интегрированных структур в рамках угледобывающего холдинга Уменьшение затрат на добычу за счет снижения статьи материальных затрат Увеличение объемов добычи угля

2. Стратеги я горизонтальной интеграции Уменьшить количество шахт с низким потенциалом внутри компании Создание шахтных объединений за счет слияния слабых и сильных предприятий Сокращение числа убыточных шахт Стабилизация работы шахт и социальной обстановки в регионах

3. Стратегия диверсификации Улучшение финансового состояния шахт за счет расширения видов деятельности Создание дополнительных производств в структуре угледобывающих предприятий Увеличение первоначальных затрат на открытие таких производств Рост рентабельности шахт, улучшение экологической обстановки, минимизация ущерба, наносимого природной среде

4. Инновационная стратегия Повышение технологического и организационнотехнического уровня шахт Использование новых технологий, различных ноу-хау, покупка нового оборудования Значительный рост инвестиций; рациональное недропользование Повышение технологического уровня угледобывающих предприятий, улучшение условий труда и повышение безопасности ведения работ

В условиях командной экономики диверсификация осуществлялась, как правило, с большими затратами и не могла обеспечить успешного развития угольного производства. В дальнейшем к важнейшим недостаткам диверсификации можно будет отнести убыточность значительной части непрофильных производств и их неспособность функционировать в условиях перехода к рынку и общего спада производства, а также отсутствие платежеспособности у потенциальных потребителей новой непрофильной продукции, появление на рынке зарубежных конкурентов и т.п.

Ныне существующая система государственной поддержки угледобывающих предприятий еще не заставляет рассматривать диверсификацию производства как путь повышения экономической устойчивости рассматриваемых предприятий и связанных с этим позитивных сдвигов в социальной области. По этим причинам диверсификация в настоящее время имеет относительно небольшие масштабы на предприятиях угольной отрасли, во многом не использующих ее потенциальных возможностей.

В перспективе очевидным эффектом диверсификации может явиться создание новых непрофильных рабочих мест в составе акционерного общества и стремление компании к возможности прибыльного функционирования, параллельно с основным, не угольного производства. Это будет иметь особое значение в обстановке экономического кризиса в целом и обостряющейся финансовой неустойчивости предприятий отрасли, в частности.

В течение последних 10 лет основными направлениями диверсификации при условии использования зданий и сооружений поверхностных комплексов ликвидируемых шахт явились:

- создание производств строительных материалов из местных источников сырья практически во всех угле-

добывающих регионах; переработка породных отвалов шахт, например, Подмосковного бассейна, в сельскохозяйственные гуминосодержащие удобрения, пигменты и накопители для пластмасс и резинотехнических изделий на базе оригинальных запатентованных технологий;

- организация производства корпусной и мягкой мебели из натуральной древесины в Кузбассе и Ростовской области;

- создание новых и расширение действующих цехов по производству товаров народного потребления и горно-шахтного оборудования на машиностроительных заводах, например, на АО «Анжеромаш» в Кузбассе;

- создание торговопромышленных комплексов и грузовых терминалов на промплощадках закрываемых шахт «Покровская» в Тульской области, «Подгородненская» и «Хасан» в Приморском крае и др. [5];

Следует отметить шахтостроительные организации, где при сокращении объемов основной деятельности и реструктуризации предприятий постоянно осуществляются меры по социальной защите трудящихся путем приоритетной гарантии их трудоустройства на вновь создаваемых новых рабочих местах за счет диверсификации производства.

В Кузбассе за последние годы на базе новых высокоэффективных технологий и оборудования введены предприятия и цеха по производству столярных изделий, кровельной черепицы, керамических изделий и кирпича из дешевого местного сырья и материалов. Кроме того, создан технологический комплекс по производству марганцевого концентрата, организована по области сеть автозаправочных станций, платных стоянок для автомобилей, цехов по их ремонту и обслуживанию, минипекарен и др.

В АО «Якутуглестрой» на базе высвобождающихся мощностей введено производство высококачественных столярных изделий европейского стандарта на импортном оборудовании, цех по выпуску резинового порошка на основе утилизации сверхкрупногабаритных шин от карьерных самосвалов и производство изделий из цветного литья.

В АО «КАТЭКуглестрой» построены заводы по выпуску щебня и керамических изделий, а также высокопроизводительный лесопильный комплекс.

В АО «Ростовшахтстрой» введены в действие щебеночный завод, столярный, камнерезный, кондитерские цеха, хлебопекарни.

Необходимость диверсификации производства в современных условиях воспринята также и руководителями некоторых научных подразделений отрасли в связи с резким сокращением спроса на научную продукцию и неизбежным сокращением численности персонала. Например, на производственных площадях АО «Кузниишахтострой» (г. Кемерово) организовано рентабельное производство противоаэрозольных респираторов. Опыт организации первых диверсификационных производств, несомненно, полезен также с точки зрения отработки рентабельных технологий с целью последующего внедрения их на вновь создаваемых непрофильных производствах при закрытии убыточных шахт отрасли.

В решение задач диверсификации предприятий угольной промышленности в первую очередь должны быть максимально вовлечены региональные и отраслевые финансовые и материальные ресурсы с эффективным использованием действующих и высвобождаемых при ликвидации предприятий основных фондов. Для этого владельцам компаний необходимо в ближайшее время выявить на всех предприятиях отрасли неисполь-

зуемые мощности и производственные площади для последующего создания на их базе эффективных рабочих мест.

Вместе с тем ряд важных организационно-экономических аспектов обеспечения рентабельного функционирования горных предприятий и их адаптация к условиям рынка на основе проведения диверсификации производства с учетом комплексного использования углей и отходов остаются недостаточно изученными. Необходимо оптимизировать систему использования ресурсного потенциала угольного предприятия, исходя из рационального потребления сырьевых и материальных ресурсов, а также отходов угледобычи. Для этого должна быть разработана инновационная стратегия дальнейшего функционирования предприятий угледобывающей отрасли.

Принятие и реализация инновационных стратегий развития компаний угледобывающей промышленности требуют проведения дополнительных исследований с учетом возможных экономических, политических и экологических последствий. Особенно сложной является проблема, связанная с закрытием шахт. С одной стороны, есть шахты, которые добывают незначительные объемы угля, но для поддержки своей жизнеспособности требуют значительных дотаций из государственного бюджета. С другой стороны, большинство этих шахт являются градообразующими предприятиями, от жизнедеятельности которых зависит существование шахтерских поселков и городов.

Моноструктурность экономики типична для многих субъектов Российской Федерации, в том числе, и для угледобывающих регионов. При нынешнем экономическом, техническом и финансовом положении предприятий РФ процесс введения высокотехнологичных и высокорентабельных диверсифи-

цированных производств является достаточно затруднительным. В отечественной промышленности не хватает сейчас даже не инвестиций, а высокоэффективных с минимальным риском инновационных проектов. При этом только использование новых технологий позволит существенно улучшить состояние кризисных предприятий угледобывающей отрасли и даст возможность выйти на уровень мировых экономических показателей в целом по отрасли.

Реализацию инновационных стратегий угольными компаниями с целью повышения экономической эффективности и конкурентоспособности предприятий, целесообразно производить на основе:

- перестройки организационной структуры предприятия;

- выбора проектных решений угледобывающих предприятий на основе использования высоких технологий и достижений научно-технического прогресса в строительстве предприятий;

- разработки инвестиционных проектов реализации технических новшеств на угледобывающих предприятиях;

- формирования сценариев стра-

тегии реализации инноваций на основе моделирования, применения прогрессивных организационно-

технологических схем строительства угледобывающих предприятий, эффективных схем планировки горных работ и преобразования технологий разработки угольных пластов и переработки углей;

- разработки прогноза возможного развития угольной отрасли с учётом основных тенденций преобразования технологий добычи и переработки угля, а также стратегии управления инновациями;

- высокого уровня квалификации персонала за счёт целенаправленной подготовки работников для овладения

универсальными знаниями в области эксплуатации шахты;

- выбора рациональной схемы ведения очистных работ в соответствии с геологическими условиями и параметрами оборудования для очистных работ;

- применения высоких технологий на горно-подготовительных и очистных работах.

Наличие у предприятия способности к осуществлению инноваций и диверсификации является ключевой составляющей определения их конкурентоспособности и стратегической позиции на топливно-энергетическом рынке.

Библиографический список

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - Спб.: Питер,1999.

2.Котлер Ф.Маркетинг-менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. - Спб.: Питер, 2002.

3.Портер М. Международная конкуренция/Пер. с англ. под ред. И с предисловием В.Д.Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993.

4.Steiner G.A. Strategic planning: What every manager must know. - NY, Free Press, 1979.

5.Н. С. Батугина, Р.Р. Ноговицын. Возможные и допустимые направления диверсификации в хозяйственном комплексе РС//Горный информационноаналитический бюллетень, № 4, 2009.

ВШ1^гарЫс list

1. Аnsoff I. Novaja corporate strategy. -Spb.: Peter, 1999.

2. Kotler F. Marketing-management: the Analysis, planning, introduction, the control. - Spb.: Peter, 2002.

3. Porter M. Mezhdunarodnaja's malt liquor a competition/lane with English under the editorship of And with predi-sloviem V.D.ShChetinina. - М: the international relations, 1993.

4. Steiner G.A. Strategic planning: What every manager must know. - NY, Free Press, 1979.

5. N.S.Batugina, R.R.Nogovitsyn. Possible and admissible directions of a diversification in economic complex РС//Mountain

informatsion-but-analytical the bulletin, №

4, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.