Научная статья на тему 'Экологоориентированное стратегическое планирование - базис развития территориальных экономико-экологических систем'

Экологоориентированное стратегическое планирование - базис развития территориальных экономико-экологических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕКОЛОГООРієНТОВАНЕ СТРАТЕГіЧНЕ ПЛАНУВАННЯ / ПРОГНОЗУВАННЯ / ПіДХОДИ / ПРИНЦИПИ / КРИТЕРії ФОРМУВАННЯ СИСТЕМИ іНДИКАТОРіВ / ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ / PRINCIPLES / CRITERIA FOR FORMING A SYSTEM OF INDICATORS / ECOORIENTED STRATEGIC PLANNING / FORECASTING / APPROACHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хумарова Н.И.

Разработаны теоретические и методологические основы формирования экологоориентированного стратегического планирования. Обоснован императив экологоориентированного стратегического планирования (ЭОСП) в условиях перехода к модели устойчивого развития и формирования принципов «зеленой» экономики. Разработаны предложения по усилению роли стратегического планирования как инструмента реализации политики государства и регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Eco-oriented strategic planning as a base for developing territorial economic-ecological systems

Theoretical and methodological bases for forming an ecooriented strategic planning have been developed. Imperative of ecooriented strategic planning is grounded in conditions of transition to a model of sustainable development and formation of principles of "green" economy. The proposals have been worked out to strengthen the role of strategic planning as an instrument for realizing the state and regional policy.

Текст научной работы на тему «Экологоориентированное стратегическое планирование - базис развития территориальных экономико-экологических систем»

УДК 338.2:504

Нина Ипполитовна Хумарова,

канд. экон. наук

Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, Одесса

ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - БАЗИС РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Целевое и комплексное взаимодействие, формирование эффективных взаимосвязей по горизонтали и вертикали могут быть реализованы только на основе планирования, как научного предвидения развития и результатов общественного производства, природопользования и удовлетворения потребностей человека. Именно процесс планирования позволяет учитывать закономерности, тенденции социального и научно-технического прогресса, изменение структуры и пропорций в секторах экономики и развитии экономико-экологических систем, объективные зависимости и причинно-следственные связи в общественном хозяйстве. Однако эти взаимодействия и взаимосвязи должны быть длительными, а планирование -перспективным и базироваться на стратегическом видении развития

государства и отдельных регионов.

В Программе экономических реформ «Обеспеченное общество, конкурентная экономика, эффективное государство» (2010 г.)

[1] говорится о необходимости стратегического видения развития страны, в частности, внедрения метода стратегического планирования. В соответствии с этой программой предусматривается разработка нового Закона Украины «О государственном прогнозировании и стратегическом планировании в Украине». Ведь в соответствии с ныне действующим Законом Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины» (№ 1602-111 от 23.03.2000 г.) процесс планирования остался за пределами основных актов правительства

[2].

В научной литературе рассматриваются разные подходы как к определению сущности стратегического планирования, так и к определению границ и особенностей его использования в условиях рыночных транс-

формаций. Одни исследователи придерживаются идеи о том, что система планирования должна базироваться на зарубежном опыте, другие считают целесообразным использовать, с внесением корректив, систему, характерную командно-административному управлению.

Именно поэтому цель данной работы -предложить авторское видение системы стратегического планирования, которая может стать инструментом, позволяющим вовремя выявлять деструктивные экологические и экономические тенденции и заложит в основу деятельности управленческих органов наиболее рациональные методы сбалансирования потребностей и

возможностей государства и ее регионов.

Теоретические, методологические и прикладные аспекты стратегического планирования хозяйственной деятельности рассматриваются в работах украинских ученых А. Алымова, А. Амоши, А. Бакаева, Б. Бур-кинского, В. Гейца, З. Герасимчук, В. Гера-симчука, В. Голикова, М. Долишнего, Я. Жалило, В. Захарченка, Г. Киндрацкой, Б. Ми-зюка, А. Наливайка, А. Немцова, А. Орлова, С. Писаренко, П. Подлесного, Я. Побурка, А. Старостина, В. Точилина, Н. Чумаченко, Л. Швайки, З. Шершневой, а также российских ученых А. Аганбегяна, Л. Абалкина,

A. Виханского, С. Глазьева, А. Градова,

B. Горемыкина, П. Забелина, А. Илларионова, С. Кузнецова, А. Литовки, В.Маркова, Н. Моесеевой, Н. Молчанова, А.Петрова, Е. Уткина, М. Шмелева, Р.Фатхутдинова, М. Федоренко и др. В работах этих авторов рассматривается методология стратегического планирования и его использование в практической деятельности как отдельных предприятий, объединений, так и на уровне государства и регионов.

Среди зарубежных ученых, занимающихся теоретико-прикладными проблемами стратегического планирования, следует

©Н.И. Хумарова, 2011

отметить работы: Д. Аакер, Ф. Абрамс, Р. Акофф, И. Ансофф, Д. Генстер, П. Друкер, М. Эванс, Д. Кеннет, У. Кинг, Д. Клиланд, Дж. Куин, М. Ковен, Ф. Котлер, Г.Минцберг, М. Портер, А. Стриклинд, Г. Стейнер, А. Томпсон, Д. Хан, Д. Хасси, Г. Хемел, К. Хофер, А. Чандлер.

Практически все предложенные определения стратегического планирования позволяют рассматривать его как элемент системы управления, поскольку планирование выступает в качестве инструмента реализации политики государства или регионов, которые с точки зрения природно-общественного взаимодействия представляют собой территориальные экономико-экологические системы (ТЭЭС). Считаем, что решение задач устойчивого развития в условиях рыночных преобразований нуждается в формировании новой философии планирования, в основу которой необходимо заложить экологический подход к решению проблем текущего и перспективного функционирования ТЭЭС.

В настоящее время особую актуальность приобрело экологическое планирование, которое рассматривается учеными как инструмент сбалансированного обеспечения использования природных ресурсов, с учетом приоритетов развития социально-экономической системы и ее ограничений для каждого вида хозяйственной деятельности без нанесения вреда населению [3,10].

Стратегическое планирование должно исходить из концепции единства социальных, экологических и экономических проблем. Это связано с тем, что игнорирование экологических составляющих общей системы и пренебрежение их состоянием (критериев) выступает одним из факторов дестабилизации развития Украины, оказывающего разрушительное воздействие на производительные силы. От экологической политики зависит качество и количество природных ресурсов как действующей силы экономического роста, а от степени ее интеграции в отраслевые и секторальные политики зависит устойчивое, или экологически безопасное развитие государства.

Таким образом, новая философия стратегического планирования заключается в

определении таких направлений развития ТЭЭС, которые:

во-первых, делали бы невозможным последующее ухудшение состояния окружающей природной среды на основе баланса интересов в системе «общественное развитие и экологическая безопасность»;

во-вторых, обеспечивали экономический рост на инновационной основе путем внедрения экологически чистых производств, энерго- и ресурсосберегающих технологий;

в-третьих, обеспечивали воспроизводство нарушенных ландшафтов, восстановление природных ресурсов и условий и т.д. [4, 306].

А это обусловливает необходимость в стратегическом планировании с учетом экологического императива, что отображает понятие экологоориентированное стратегическое планирование (ЭОСП).

Разработка теоретических основ эколо-гоориентированного стратегического планирования предусматривает обоснование приоритетов, признаков, подходов, принципов, критерия эффективности и функций (рис. 1).

Указанное выше позволяет дать определение экологоориентированного стратегического планирования развития территориальных экономико-

экологических систем как процесса обоснования, принятия и утверждения важных решений, касающихся

последующего экологически безопасного и сбалансированного их развития в пределах индикативной модели, где учтены как экологические, так и экономические интересы территории (региона) на основе принципов, эффективного механизма сочетания методов, рычагов и ресурсов, направленных на достижение целей с учетом внешних ограничений.

Для того чтобы понять, как формируются связи и чем определяется взаимозависимость между исходными данными по

планированию и конечными результатами, целесообразно использовать системный

Экологоориентированное стратегическое планирование

Рис. 1. Теоретико-методологические основы экологоориентированного стратегического планирования

подход к определению содержательного наполнения экологоориентированного стратегического планирования.

Экологоориентированное стратегическое планирование следует рассматривать и как совокупность формализованных процедур, направленных на формирование модели будущего состояния ТЭЭС. Исходя из этого, система ЭОСП имеет субъект и объект, которые взаимодействуют во внешней среде, обладают присущей им внутренней средой,

которая на основе избранной стратегии, определяющейся миссией и системой целей, должна измениться с учетом приоритетов и результатов прогнозов развития (рис. 2).

Для этого используется комплекс инструментов, методов, рычагов, которые как составляющие экологического, экономического, организационного, институционального механизмов, призваны обеспечить реализацию целей развития, обоснование

стратегии развития, планирование ее реализации.

Рис. 2. Система экологоориентированного стратегического планирования

То есть ЭОСП можно рассматривать как практическую деятельность соответствующих субъектов управления, которая имеет свое содержание, этапы, уровни, процедуры, в контексте разработки стратегических прогнозов, программ, проектов и планов.

Объектом ЭОСП является ТЭЭС -сложная, мобильная, динамическая система, которая находится в процессе постоянного развития под действием объективных и субъективных факторов. Действие субъективных факторов призвано обеспечить реализацию идеальной модели, которая является предметом планирования. Сложность системы обусловливает необходимость ее декомпозиции на составляющие по одному из признаков - функциональному, отраслевому или ресурсному. Мобильность и динамичность требуют применения системы эколого-экономического прогнозирования с учетом изменения состояния системы во времени. В то же время ТЭЭС характерны общесистемные свойства - упорядоченность, структура, иерархичность, целостность, взаимодействие системы и внешней среды, наличие управления, передача информации; и специфические свойства - разный уровень

активности элементов управляющей подсистемы; количественный и

качественный состав элементов структуры управляющей подсистемы [5, 449].

Кроме того, системный подход позволяет рассматривать ТЭЭС как территориально административную единицу, функционирующую во внешней среде (совокупность всех других регионов, зарубежные страны, с которыми поддерживаются торговые, транспортные, экономические, культурные и другие взаимоотношения и т.д.), являющуюся частью социально-

экономической системы более высокого уровня. Поэтому текущее и перспективное развитие территории, формирование планов ее экономического роста тесно связаны со стратегическими целями развития национальной экономики, которая тоже функционирует в нестабильных условиях внешней и внутренней среды.

Субъекты стратегического планирования развития ТЭЭС - это в первую очередь органы местного самоуправления того уровня, к которому принадлежит эта система (страна, макрорегион, регион, город и тому подобное). Однако можно использовать не

только территориальный признак. ТЭЭС может быть функциональной или отраслевой и тогда - это ведомственные органы управления. Кроме того, на разных этапах процесса планирования могут подключаться другие участники, которые будут выполнять специфические функции для достижения поставленной цели.

Разработка ЭОСП как специфического вида деятельности - это итерационный процесс, который включает ряд взаимоувязан-

ных этапов в системе стратегического управления.

Система планирования является функциональной подсистемой управления, которая устанавливает желаемое и потенциально достижимое состояние выхода объекта управления (цель) и определяет способы (программу) достижения этого состояния. Процесс стратегического планирования занимает центральное место в системе стратегического управления (рис. 3).

Оценка эффективности ЭОСП

Рис. 3. Экологоориентированное стратегическое планирование в системе стратегического

управления (процессный подход)

Одним из аналитических методов, использующим инструменты процессного моделирования и позволяющим учесть межфункциональные и межорганизационные взаимодействия, а также позволяющим анализировать и оптимизировать любой вид деятельности, определять приоритеты развития

относительно поставленных целей, является цепь создания стоимости Портера [6]. Следует отметить, что эта модель поддалась существенным содержательным изменениям, однако принципиальные моменты оптимизации остались неизменными (рис. 4).

Рис. 4. Цепь создания стоимости (адаптированная автором модель Портера)

Основой ЭОСП является стратегия развития ТЭЭС. Исследования показывают, что формирование стратегии развития ТЭЭС осуществляется по представленной на рис. 5 схеме.

В соответствии с выбранными критериями эффективности осуществляется анализ стратегических альтернатив, постановки проблемы, ориентированной на смену существующего состояния; обосновывается конечная стратегия развития ТЭЭС в контексте изменений определенного варианта развития. Перечень таких изменений должен образовывать целостную систему, что и характеризует структуру стратегии и одновременно задает целевые параметры для разработки комплекса мероприятий по ее реализации.

Стратегическое планирование позволяет получить объективную интерпретацию расхождениям между целями и результатами деятельности, способствует согласованности

действий, использованию ресурсов, обеспечивает оптимальность их

распределения.

Стратегическое планирование можно также рассматривать как процесс формирования совокупности программных документов разного иерархического уровня, предусматривающий определение последовательности, подчинения, зависимостей планов разного уровня детализации и содержательного наполнения, в соответствии с поставленными целями.

Для повышения системности регулирования развития ТЭЭС нами предлагается схема документального институционального обеспечения, которая оптимизирует процесс стратегического государственного регулирования и управления по срокам и уровням для эффективной трансформации территориальных ресурсов в эндогенные факторы расширенного воспроизводства (рис. 6).

Рис. 5. Схема формирования стратегии развития ТЭЭС

Рис. 6. Иерархическая структура ЭОСП

По основным направлениям стратегия развития ТЭЭС детализируется в национальной политике государства, которое предусматривает целенаправленное сознательное влияние на экологические, социальные и экономические процессы. Это влияние осуществляется посредством

административных и экономических методов с учетом заданного типа эколого-экономической политики.

Благодаря четкой иерархической структуре осуществляется поэтапное планирование развития ТЭЭС, которое дает возможность на основе детализации системы показателей и индикаторов ТЭЭС реализовать поставленные задания и достигнуть стратегических целей.

ЭОСП заключается в определении долгосрочных основополагающих целей и установлении путей их достижения. При составлении стратегического плана необходимо учитывать наиболее вероятные изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта - ТЭЭС, разрабатывать комплексы мероприятий, направленных на смягчение действия негативных и усиление влияния позитивных факторов. Для этого необходима систематизация всех предлагаемых подходов к решению задач: мониторинг социально-экономического развития территории, формирование системы показателей, критериев и рейтинга территорий, совершенствования методов оценки эффективности эколого-экономической деятельности, оценка взаимосвязей показателей концентрации и эффективности производства, разработка системы управления стойкостью развития ТЭЭС. Решение этих задач обеспечит возможность обоснования, разработки и реализации ЭОСП развития ТЭЭС.

Литература

1. Програма eKOHOMi4H^ реформ на 2010-2014 роки "Заможне суспшьство, конку-рентоспроможна економша, ефективна держава" вщ 2 червня 2010 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: /www.docu-ment.org. ua/programa-ekonomichnih-reform-na-2010-2014-roki-zamozhne-susp-doc45817.html.

2. Закон Укра1ни «Про державне прог-нозування та розроблення програм економiчного i сощального розвитку Украши» вiд 23.03.2000 р. № 1602-III // Вiдомостi Верховно! Ради. - 2000. - № 25. -195 с.

3. Проблеми планування в ресурсно-еколопчнш сферi / тд ред. акад. НАН Украши Б.В. Буркинського. - Одеса: 1ПРЕЕД НАНУ, 2009, - 48 с.

4. Хумарова Н.1. Сутнiсть, критери та принципи екологорieнтованого стратегiчного планування / Н.1. Хумарова // 1нноваци в суднобудування та океанотехнiцi: Матерiали мiжнар. наук.-техн. конф. - Микола1в: НУК, 2010.-С. 306-307.

5. Хумарова Н.1. Обгрунтування доцiльностi удосконалення управлiння розвитком територiальних економшо-екологiчних систем шляхом впровадження екологоорieнтованого стратегiчного планування / Н.1. Хумарова // Шляхи та шструменти модернiзацiйного прориву економiки Украши// Матерiали наук.-практ. конф. 21-22 жовтня 2010 р. / 1ПРЕЕД НАН Украши. - Одеса: 1ПРЕЕД НАНУ, 2010.-С. 447-450.

6. Портер Майкл Е. Стратепя конку-ренци. Методика аналiзу галузей i дiяльностi конкурент / Майкл Е. Портер [пер. з англ.]. -К.: Основи, 1997.-390 с.

Представлена в редакцию 21.05.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.