Научная статья на тему 'Экологизация профессионального образования в вузе'

Экологизация профессионального образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологизация профессионального образования в вузе»

Крылова Н.Н.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ «Интеллектуальное развитие студентов в вузе» № 0 606-2860 а/В

На повестке сегодняшнего дня настоятельно встал вопрос о более широкой экологизации общественного сознания, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и природы.

Сущность экологизации предполагает взаимопроникновение знаний о взаимодействии общества и природы, экологических взаимодействиях разного уровня в современные области естествознания, гуманитарные науки и технику, что невозможно без влияния целенаправленного экологического образования на сознание человека. В таком контексте задачи экологического образования становятся не только образовательными, но и социальными: предложить обществу и конкретному человеку освоить образцы поведения и совместных действий,

соответствующих принципам коэволюции природы и общества и перехода к устойчивому развитию.

В этой связи особое значение приобретает экологизация профессионального образования.

Осуществим небольшой экскурс в историю!

С 70-х гг. начинает осуществляться экологическая подготовка студентов на уровне природоохранительного просвещения (чтение необязательных спецкурсов, спецсеминаров и введение факультативов).

Наиболее благоприятной предпосылкой для развития экологического образования в высших учебных заведениях стал Закон об охране природы в РСФСР (1960 г.). В статье 18 этого Закона говорилось, что в целях воспитания у молодежи чувства бережного отношения к природным богатствам и навыков правильного пользования природными ресурсами ввести обязательные дисциплины по охране природы и воспроизводству ее ресурсов в высших учебных заведениях с учетом их профиля.

Курс охраны природы, первоначально читаемый в нашей стране на биологических факультетах университетов, стал вводиться по инициативе отдельных профессоров и педагогов в педагогических институтах. В 1970 г. Министерство просвещения СССР утвердило программу этого курса для биолого-химических факультетов. С 1970/71 учебного года в планы педагогических институтов включен обязательный курс «Охрана природы» на факультетах и специальностях «Биология и химия», «Химия и биология», «География с дополнительной специальностью «Биология», «Дошкольная педагогика», «Педагогика и методика начального обучения».

В педагогике высшей школы стал разрабатываться круг вопросов в русле теории и методики экологического образования, которое по-прежнему мыслилось в основном в русле преподавания биологических, географических и экологических дисциплин.

В период 70-80-х гг. XX века сложилось понимание универсальной значимости экологического образования и впервые была сформулирована сущность понятия «экологическое образование».

В определении И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной, А.Н.Захлебного данный вид образования понимается как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.

Закономерным шагом в экологизации профессионального образования в конце 1990-х гг. стало введение в цикл естественнонаучных дисциплин предмета «Экология» (в технических вузах «Основы экологии»), что было определено требованиями государственного образовательного стандарта среднего и высшего профессионального образования. Особенность новой дисциплины состояла в фундаментальном характере изложения, в формировании у студентов экологического мировоззрения и воспитания способности оценивать свою профессиональную деятельность с точки зрения охраны биосферы.

В настоящем работа по совершенствованию экологического образования в высших учебных учреждениях осуществляется в следующих направлениях через введение специальностей экологического профиля; создание специализированных образовательных учреждений, факультетов для подготовки специалистов по различным отраслям экологии; разработка, внедрение и совершенствование экологической компоненты профессионального образования, учитывающей специфику конкретной специальности и профессии.

С целью развития экологической компоненты в профессиональном образовании Н.Н. Моисеев указывает на актуальность следующих направлений экологического образования в вузе:

* мировоззренческое направление является своего рода продолжением образовательного направления, заложенного еще в средней школе. Независимо от той области деятельности, которую выбирает будущий специалист, он должен обладать необходимым миропредставлением, определенным философским фундаментом для своей деятельности, рационалистическим видением человека в биосфере;

* второе направление - экологический профессионализм будущего специалиста. Данное направление связано с характером будущей деятельности специалиста, с его способностью принимать наиболее рациональные, конструктивные, технологические, хозяйственные или административные решения с учетом экологических факторов. Такая подготовка должна быть дифференцированной в учебных заведениях различного профиля;

* третье направление представляет деятельность вуза, обусловленную необходимостью подготовки специалистов, способных решать многочисленные задачи, связанные с взаимоотношениями человека и окружающей среды. Это должны быть специалисты, сочетающие экологические знания с широкой гуманитарной подготовкой.

Однако до сих пор, как показывают многочисленные современные исследования, признается недостаточной экологическая подготовка выпускников вузов, адекватная современным потребностям общества.

В этом случае указывается на ряд внутривузовских проблем экологического образования: в содержании

экологического образования объемно представлено естественнонаучное содержание, но существенно отстает гуманитарное; недостаточная разработанность методологической основы, необходимой для прикладных исследований по экологическому образованию студентов и конкретных методических разработок; недостаточное материально-техническое обеспечение.

С этой точки зрения представляет существенный интерес схема последовательного экологического образования, предложенная

В.А. Ситаровым и В.В. Пустовойтовым. Доминантой по всей общеэкологической программе обучения авторами считается личностное развитие и саморазвитие студента.

На начальной стадии на образном и эмоциональных уровнях студенты усваивают культурные и природные ценности.

На второй стадии предлагаются необходимые образовательные и методические знания, складывается профессиональная компетентность будущего специалиста. В качестве средств рассматриваются предметы фундаментального экологического образования: общая экология, социальная экология, прикладная экология и т.д.

На третьей стадии создаются условия для профессиональной идентификации студента и выбора квалификации.

На четвертой стадии студенты усваивают мировоззренческие представления о системе «человек-общество-природа», осуществляется интеграция исследовательской и научно-педагогической деятельности в этой области; создаются ситуации, стимулирующие его творческое саморазвитие.

В соответствии с предыдущей позицией в экологической подготовке студентов предлагаем рассматривать следующие ступени:

I - формирование миропредставления студента, учитывая личностное развитие и творческое саморазвитие будущего специалиста по всем ступеням профессионального образования;

II - усвоение необходимых методических знаний, формирующих социально-гуманитарную компетентность будущего специалиста;

III - ориентация на будущую профессиональную деятельность;

IV - сочетание гуманитарной и экологической подготовки студентов, а также интеграция исследовательской и научной деятельности студентов.

Проблема формирования экоцентрического экологического сознания в противовес антропоцентрическому требует рассмотрения концептуальных основ экологического образования в вузе.

В соответствии с концепциями непрерывного экологического образования (А.А. Вербицкий) и непрерывного экологического образования населения Пензенской области (Т.А. Чернецова, А.А. Вербицкий, Т.Н. Лиханова, Е.Л. Лебедев, О.Н. Пономарева) предлагаем выделить комплексы задач экологической подготовки будущих специалистов в профессиональном образовании.

Общемировоззренческий комплекс задач подготовки студентов различных профилей включает: 1) обеспечение необходимого уровня экологических знаний на основе комплексного подхода при подготовке специалистов всех профилей; 2) интеграцию экологической, общекультурной и профессиональной составляющей компетентности будущего специалиста.

Профессионально-педагогический комплекс задач подготовки будущих педагогов профессионального обучения предполагает: 1) формирование навыков научно-исследовательской работы в области экологии и рацио-

нального природопользования посредством вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность; 2) обучение проектированию малоотходных и безотходных технологий производства.

Профессиональный комплекс задач подготовки инженеров включает: 1) формирование способностей органи-

зации работы трудового коллектива с учетом требований рационального природопользования и экологической безопасности на производстве, в научно-исследовательских и проектных организациях; 2) формирование навыков принятия экологически грамотных управленческих решений.

При выработке новой стратегии экологического образования, на наш взгляд, ведущая роль должна отводиться принципу гуманизации (С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова, Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегина и др.).

Гуманизация предполагает свободное развитие и саморазвитие личности и ее способностей, поиск индивидуализации, творческого самовыражения, приобщение человека ко всему богатству культуры (Е.И. Артамонова, М.Н. Берулава, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, В.А. Сластенин и др.).

Особую значимость имеет понимание гуманистической направленности экологического образования С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным как фактора развития и саморазвития личности.

Анализ многочисленных литературных источников указывает на то, что идеи гуманизации, начиная с 90-х гг., приобретают все большую актуальность в экологическом образовании общеобразовательной школы, но до сих пор не нашли достойного применения в профессиональной подготовке студентов.

Гуманизация в определении А.А. Жученко, Г.М. Романцева, Е.В.Ткаченко, В.А.Федорова выступает как принцип личностно ориентированного профессионального образования, определяющий направленность этого процесса и результата на развитие и самоутверждение личности, для обеспечения ее социальной устойчивости и социальной защиты путем самореализации в сфере профессиональной деятельности.

Гуманизация в профессиональном образовании подразумевает:

* либерализацию содержания профессионального образования (формирование учебных планов и программ внутри учреждения);

* вариативность содержания образования (обязательные и элективные дисциплины);

* интегративность содержания, пришедшую на смену межпредметным связям;

* гуманитаризацию содержания образования;

* актуализацию (углубление взаимосвязи теоретического и практического обучения).

Таким образом, гуманистическая цель экологического образования в высшей школы требует пересмотра содержания образования.

Обосновывая необходимость перехода к многоуровневой системе экологической подготовки специалистов, Ю.И. Ефимов, В.Ю. Верещагин предлагают ориентировать образовательные программы на проективные модели обучения с учетом государственного стандарта, а также усилить междисциплинарный синтез гуманитарных, естественных и технических знаний при теснейших прямых и обратных связях между наукой, практикой и обучением.

Перспективность проектно-ориентированной модели обучения в экологическом образовании в вузе авторы обозначают тремя уровнями внедрения.

Первый уровень - повторяющиеся содержательно-тематические блоки в различных дисциплинах (как профильного, так и социально-гуманитарного цикла).

Второй уровень предполагает объединение разрозненных учебных курсов в единую интегрированную дисциплину на основе новой логической последовательности изучения определенных разделов и иного структурирования научно-теоретического материала. К примеру, введение интегрированных курсов «Экология человека», «Гуманитарная экология», «Социальная экология», «Биоэтика», «Экоэтика», «Био- и экополитика», концентрирует в своем предмете гуманитарные воззрения на природу (Ю.И. Ефимов, В.Ю. Верещагин, А.П. Заостров-цев, И.К. Лисеев и др.).

Третий уровень - создание единого интегрированного цикла познания путем объединения разрозненных учебных курсов на основе системы проектов, создающих объекты окружающего и социокультурного мира с учебными целями.

Однако в этих рассуждениях отсутствует дипломное проектирование, представленное на завершающем этапе обучения, которым можно было бы дополнить данную модель и представить как последний уровень.

С целью организации содержания экологического образования А.В. Мироновым предлагается проект системы, в котором учитываются три варианта моделей: 1) реализация содержания в рамках традиционных дисци-

плин с коррекцией их содержания и структуры; 2) реализация содержания экологического образования в рамках специальных курсов с экологизацией традиционных дисциплин; 3) реализация содержания экологического образования в рамках интегрированного курса. На наш взгляд, эффективна реализация содержания экологического образования через экологизацию гуманитарных дисциплин и введение спецкурсов.

Уровни экологизации, по мнению Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной, не ограничиваются лишь повышением теоретического уровня преподавания благодаря взаимодействию естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин необходим также подбор форм, методов обучения и воспитания.

С целью развития творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека актуальны методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей).

В последнее время осуществляется реальный переход к гуманизации экологического образования, выражающийся в поиске нетрадиционных подходов (конференции, семинары, беседы, доклады студентов, диспуты, викторины, театрализованные представления, экологические проекты - экологический лагерь в городе, использование сюжетно-ролевых игр при изучении основ экологии, экологические вечера).

Анализ работ ряда авторов (В.И. Лейбсон, Н.М. Мамедов, А.В.Миронов, И.Т. Суравегина, Л.Н. Тарасов и др.) показывает, что важен не только непосредственно чувственный контакт с природой, но и воздействие на эмоциональную сферу человека посредством произведений литературы, живописи, музыки, научных источников, передач радио и телевидения.

Таким образом, в качестве ведущих направлений совершенствования экологического образования в высшей школе на сегодняшний день следует признать сочетание экологизации и гуманизации. В содержании экологического образования в профессиональной подготовке студентов необходимо существенно развить гуманитарную компоненту, что возможно осуществить через экологизацию гуманитарных дисциплин и введение спецкурсов.

Следовательно, в условиях перехода к гуманизации экологического образования в высшей школе наиболее актуальными будут активные методы обучения, в качестве средств - произведения литературы, живописи, музыки, научные источники и организация субъект-субъектного сотрудничества в системах «преподаватель-студент», «студент-студент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.