УДК 37.015.3 ББК Ю940
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.01
Л. В. Моисеева
Екатеринбург
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экологическое образование; профессионально-педагогическое образование; образование для устойчивого развития; экологический подход в образовании.
АННОТАЦИЯ. Представляет взгляд на преодоление ограниченного использования знаний экологии в психоло-го-педагогическом образовании и применение экологического подхода как методологического ориентира в стратегии подготовки кадров для обеспечения достижения устойчивого развития. В этом контексте экологическое образование приобретает новую функцию, оно становится образованием для устойчивого развития, обеспечивающим движение общества к экологически безопасному, гражданскому миру.
L. V. Moiseeva
Ekaterinburg
AN ECOLOGICAL APPROACH IN PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL EDUCATION AS THE FOUNDATION OF ACHIEVING SUSTAINABLE DEVELOPMENT
KEY WORDS: environmental education; vocational and teacher training; education for sustainable development; ecological approach in education.
ABSTRACT. This article presents a view of the author to overcome the restriction of knowledge in ecology in psychological-pedagogical education and the application of the ecosystem approach as a methodological guide in training strategy to ensure sustainable development. In this context environmental education is a new feature, it is education for sustainable development, propelling the society with environmentally sound, civil peace.
Н
а современном этапе развития общества, в эпоху развития науки и техники почти все экологические проблемы возникают в сфере взаимоотношений человека и природы. Межправительственной конференцией в Тбилиси (1977 г.) цель экологического образования определена, в частности, как «поощрение осознания взаимозависимости экономического, социального, политического и экологического аспектов окружающей среды». Один из основных документов по международному сотрудничеству в целях устойчивого развития называется «Повестка дня на XXI век», принятый в 1992 г.
Через 20 лет после исторической конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. (Рио-де-Жанейро) мир ищет пути к устойчивому глобальному обществу. Концепция устойчивого развития [1] появилась как реакция на кризис, возникший в результате неспособности общества адаптироваться к быстро меняющимся условиям окружающей среды, потери способности к саморегуляции, к эффективному управлению. Выход из кризиса видится в изменении типа взаимодействия созданных человеком систем и естественной природы через реформу социальных систем, вследствие деятельности которых возник кризис, т. е. через реформы управления, развития теории и практики устойчивого развития. Отсюда экологическое образование и образование для устойчивого развития обнаруживают много общего. Так, образование в области устойчивого развития предполагает реализацию соответствующего междисциплинарного подхода, интегрирующего вопросы окружающей среды, экономики, общества, прав и обязанностей современного человека в некоторую целостную дидактическую систему.
Эффективное решение проблемы образования для устойчивого развития требует интеграции многих специальных дисциплин и научных разработок. Однако в рамках междисциплинар-
ного подхода каждая дисциплина или каждая сторона не должна растворяться среди других. Каждой дисциплине следует продолжать разрабатывать свои собственные проблемы и, используя специфические методы, средства и приемы, вносить вклад в общее дело обеспечения устойчивого развития. При данном подходе действенность образования обнаруживается как кумулятивный эффект согласованной деятельности многих научных дисциплин и участников единого процесса достижения политической, экономической и социальной устойчивости. Такой дисциплиной выступает дисциплина «экологическая психология».
Неоценим вклад в теорию экологического образования академика Н. Н. Моисеева [2] и его системы «Учитель». Становление теории и практики экологического образования учителя связано с исследованиями И. Д. Зверева, И. Н. Пономаревой, Е. С. Сластениной, И. Т. Суравегиной и др. Последующие работы расширили, дифференцировали и углубили поле эколого-психологичес-ких исследований. Ряд работ посвящен изучению процесса подготовки педагога-психолога к экологическому воспитанию школьников. Разработаны теоретические аспекты экологической модели личностно ориентированной подготовки учителя и педагогической технологии ее реализации.
Вместе с тем очевидна слабая разработка аспекта связи вузовского психолого-педагогиче-ского образования с концепцией устойчивого развития. Сегодня ни одна научная дисциплина не может обеспечить решения всех задач, связанных с образованием для устойчивого развития. Этот тип образования возможен в результате интеграции многих научных дисциплин и самых разных педагогических и культурно-исторических систем. При реализации новой системы пси-холого-педагогического образования роль системообразующего фактора может играть Концепция устойчивого развития.
© Моисеева Л. В., 2012
В «Повестке дня на XXI век» были определены важнейшие задачи образования для устойчивого развития:
- совершенствование базового школьного и психолого-педагогического образования;
- переориентация содержания и методов существующего образования на задачи устойчивого развития;
- развитие общественного мнения и местных инициатив.
Концепция устойчивого развития представляет собой современный этап развития теории взаимодействия природы и общества, центральное место в которой занимает вопрос о соотношении антропоцентрического и экоцентрического подходов [1].
В декабре 2009 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о проведении на высшем уровне Конференции ООН по устойчивому развитию, которая состоится 4—6 июня в 2012 г. в Бразилии.
Ряд государств приняли свои программы реализации устойчивого развития на национальном (федеральном) уровне. Логическим продолжением этого процесса могла бы стать разработка «Повестки дня на XXI век» для регионов, городов и даже школ. Это дало бы возможность преподавателям определить свое место в общем процессе и разработать междисциплинарные учебные курсы, охватывающие совокупность проблем, стоящих перед обществом. При этом высшая профессиональная школа может работать как система, деятельность которой направлена на достижение целей устойчивого развития.
Разработаны концептуальные основы российского образования для устойчивого развития в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (1992, в редакции от 13.01. 1996), Концепцией перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996), Национальной доктриной образования в Российской Федерации (2000), Экологической доктриной Российской Федерации (2002). Разработка документов осуществлена при поддержке Фонда развития Программы партнерств в некоммерческом секторе Правительства Великобритании.
Создана целостная модель образования для устойчивого развития, соответствующая обозначенным выше ценностям.
При переходе России на модель устойчивого развития вся система образования, как отмечает академик А. Д. Урсул, обретет две новые глобальные функции [6]. Первая — ноогуманистическая, которая «сводится к ориентации образовательного процесса на выживание и непрекращающееся развитие всего человечества». Вторая функция образования — экологическая. Она тесно связана с первой. «Если в первой делается акцент на выживание человечества, заботу о будущих поколениях, то экологическая функция науки и образования акцентирует внимание на сохранении биосферы, природы вообще (Земли и Космоса), обеспечении благоприятных экологических условий и достатка вещественно-энергетических ресурсов» [Там же].
Таким образом, в современных условиях на систему психолого-педагогического образования возложена приоритетная роль по формированию знаний и ценностных основ нашего общего буду-
щего, основы успеха которого закладываются в ходе подготовки педагога-психолога. Именно нравственная позиция педагога-психолога играет определяющую роль в более глубоком понимании окружающей среды и ее связи с развитием общества [5].
Надежды, возложенные на педагога-психолога, определены главным предназначением — передачи культурного, общественного опыта последующим поколениям. Опыт включает знания, мировоззренческие позиции, моральноэтические нормы и принципы. Это возможно в концептуально выстроенной системе преподавания в педагогическом вузе, что способствует осознанию студентами современных экологических ценностей, их последующей трансляции ученикам [Там же]. Необходимо изменение содержания образования в педвузах, способного обеспечить формирование целостного мировоззрения и экологической культуры студента, будущего педагога-психолога, подготовки его к выполнению новой социокультурной роли трансляции экологических ценностей, обеспечивающей переход к устойчивому развитию общества и природы.
Таким образом, важнейшим фактором устойчивого развития общества будет являться экологическое образование, направленное на кардинальное изменение сознания людей в отношении к природе Земли, сложившихся стереотипов мышления и поведения, механизмов экономики и социального развития, на принятие каждым человеком новых принципов этики, культуры и справедливости, базирующихся на системе ограничений и запретов, диктуемых законами развития биосферы. Четко и лаконично сформулировал эту мысль Н. Н. Моисеев: «Сегодня от учителя в первую очередь зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете».
В системе современного образования приоритет должен отдаваться экологическим ценностям, а педагог-психолог, являясь носителем экологических ценностей, через формирование и развитие собственной экологической культуры, экологического сознания создает предпосылки для ее передачи и развития личности обучаемых. От того, как следующие поколения смогут усвоить тревогу за будущее, понять и реализовать собственную ответственность за него, зависит будущее [2].
В высшем образовании, по мнению Н. Н. Моисеева, есть три существенно разных направления экологического образования. Первое направление следует назвать мировоззренческим. Оно непосредственно продолжает то образовательное (скорее, воспитательное) направление, которое было заложено еще в школе. Вне зависимости от той области деятельности, которую выбирает будущий специалист, он должен обладать необходимым миропредставлением, определенным философским фундаментом для своей деятельности, эмпирически обоснованным рационалистическим видением человека в биосфере и быть способным опираться на достижения естественных наук. Но этот философский фундамент должен быть не классическим рационализмом XVШ или XIX в., который рассматривал человека в качестве постороннего наблюдателя, а рационализмом XX в.,
представляющим человека активным участником процесса развития биосферы [Там же].
Второе направление — экологический профессионализм будущего специалиста. Если первое направление достаточно универсально, то второе связано с характером будущей деятельности студента, с его способностью принимать наиболее рациональные, конструктивные, технологические, хозяйственные или административные решения с учетом экологических факторов. Такая подготовка должна быть совершенно различной в учебных заведениях различного профиля [Там же].
Третье направление деятельности связано с необходимостью подготовки специалистов, способных решать многочисленные задачи, связанные с взаимоотношением человека и окружающей среды. Это должны быть специалисты, сочетающие экологические знания с широкой гуманитарной подготовкой: в области экономики, правоведения и многих других гуманитарных проблем [Там же].
Важным звеном единой системы экологического образования специалистов должно стать послевузовское обучение и широкое экологическое образование граждан, в том числе и семейное воспитание.
Сущность экологического подхода в психоло-го-педагогическом образовании состоит в том, что предметы и явления объективной действительности рассматриваются как среда того или иного «субъекта». Экологический подход направлен на изменение приоритетов образования. Это «такое изучение собственного дома, такое изучение возможного поведения в нем человека, которое позволило бы жить ему в этом доме, то есть выжить на планете Земля» и устойчиво развиваться в согласии с Природой [Там же].
Экологический подход в естественнонаучном образовании определяет центральным понятием не просто Человека, а систему «человек — окружающая среда (с акцентом на природную составляющую) как комплекс факторов, влияющих на Человека», в которой Человек является системообразующим элементом.
Данный подход нацеливает на воспитание экологической культуры, одним из показателей которой является экологическая ответственность человека. Реализация экологического подхода предусматривает: обязательное создание образовательного пространства и использование воспитательного потенциала природной и социальной среды образовательного учреждения, микрорайона, города и т. п.; развитие студентов средствами системного освоения мира природы; организацию диалога человека и мира природы; создание условий для изучения и понимания школьниками природы и себя как целостной системы; использование «модели опережающего образования», которая созвучна идее становления ноосферы, поскольку предполагает «не отставание сознания от бытия и образования — от жизни, а их опережение».
Данный подход может быть достоянием разных наук. Однако из этого не следует, что именно экология должна разрабатывать общие принципы оптимизации природной среды и конкретные пути и способы решения этой проблемы. Разработка фундаментальных теоретических основ оптимизации природной среды — компетенция
биологических и географических наук. Остальные естественные науки решают прикладные задачи. В этом смысле экологический подход и содержание науки экологии не одно и то же. Но, пользуясь тем, что идея экологии зародилась в недрах биологической науки и биология является матерью экологии, биологи до сих пор пытаются вогнать ее в ложе своей науки. По своей общественной значимости экология давно выросла из тех рамок, которые определил для нее Э. Геккель. Современная экология уже не биологическая наука. Сегодня это цикл знаний, включающий в себя раздел биологии, географии и ряда естественных и гуманитарных наук. Предметом изучения ее является сохранение функциональной и структурной целостности природно-территориальных комплексов для выживания человеческого общества в условиях его сложных взаимоотношений с природной средой.
На современном этапе развития человеческого общества важнейшее значение приобретает экологическая грамотность населения. Сегодня каждый человек должен задуматься о своем месте и роли в окружающей среде, а у образованного человека должно быть сформировано экологическое мышление, привычка оценивать свои действия с точки зрения последствий, которые могут произойти в сфере его обитания. Педагог-психолог должен уметь не только сам охранять природу, рационально использовать ее ресурсы, но и решать качественно новые задачи — прогнозировать изменения окружающей среды и управлять ею. Для достижения этих целей нужна новая система знаний, построенная на единой теоретической основе и выходящая за традиционные рамки биологической науки. Сегодня такой фундаментальной теоретической основой служит экологический подход, который имеет широкий системный межотраслевой взгляд на все живое.
Одной из основных причин отрицательных явлений во взаимоотношениях человеческого общества и природы является экологическая некомпетентность хозяйствующих субъектов и отдельных личностей. В государственных образовательных стандартах подготовки специалистов всех направлений одно время присутствовала дисциплина «Основы экологии». Была утверждена типовая программа по данной дисциплине для гуманитарных, экономических сельскохозяйственных и технических направлений и специальностей, и ректорам вузов было рекомендовано обеспечить внедрение данной программы в соответствующие направления и специальности. В новых стандартах третьего поколения по подготовке бакалавров этой дисциплины нет. Однако она и не смогла бы решить задачи формирования экологической компетентности и экологического мировоззрения. Основу современного экологического мировоззрения составляют представления о взаимном дополнении, взаимном уравновешивании антропоцентризма и экоцентризма, что записано в концепции устойчивого развития. Формирование экоцентрического сознания будущих педагогов-психологов нашло воплощение в курсах «Социальная экология» и «Экологическая психология».
Основы устойчивости (закономерности и механизмы управления кризисами и процессами развития, переходов в устойчивые состояния)
рассматривают, в частности, кибернетика, общая теория систем, теория самоорганизации. Этические основы образования для устойчивого развития представляет экологическая этика, включающая ответственность не только за людей и окружающую среду, но и за будущие, еще не рожденные поколения, которые тоже имеют право на полноценную окружающую среду как основу для своего свободного развития.
В вопросе о соотношении фундаментальных и прикладных знаний концепция образования для устойчивого развития базируется на двух положениях. Во-первых, на необходимости сохранения традиционной для отечественной высшей школы ориентации студентов на приобретение фундаментальных знаний, составляющих научную основу миропонимания. В этом плане концепция предполагает знакомство с современными достижениями науки, с ее методами исследований и языком. Во-вторых, образование для устойчивого развития основывается на развитии таких сквозных направлений современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать становлению общей культуры молодого поколения в соответствии с государственными образовательными стандартами. Образование для устойчивого развития представляет собой основу практической повседневной жизни. Отсюда следует необходимость акцента в психо-лого-педагогическом образовании на содействии формированию прикладных знаний, умений, навыков, на повышении компетенции будущих педагогов в вопросах управления сложными системами. Основной потенциал концепции устойчивого развития заключается в политике и практике применения.
Образование для устойчивого развития призвано учитывать потребности местных сообществ, необходимые для обеспечения их устойчивости и уменьшения воздействия каждого человека и общества в целом на окружающую природную среду; навыки и опыт, убеждения и вовлечения в процесс принятия решений большинства представителей местных сообществ (в соответствии с развитием местного самоуправления); условия для становления постматериальной системы ценностей, основанные на осознанном ограничении потребностей, для ориентации не на количественный рост, а на качественное развитие. Предмет изучения составляют условия устойчивости социо-эколого-экономических систем, сбалансированное планирование и устойчивое управление территориальными образованиями, ресурсами, отраслями хозяйства.
Содержание психолого-педагогического образования для устойчивого развития определяется в соответствии с социальными, экономическими и экологическими целями в трех аспектах:
1) социальном — образование в области прав человека, конфликтологии, обеспечения безопасности жизни, этнографии, антропологии, ак-меологии, экологической психологии (развитие социальной активности, поведение в экстремальных ситуациях, учет местных традиций и особенностей ведения хозяйства, ценностная ориентация, повышение качества жизни);
2) экономическом — содействие формированию императива устойчивого развития в управ-
лении экономикой (ресурсосбережение и восстановление ресурсов, рассчитанное на длительную перспективу устойчивое управление территориями, ресурсами, отраслями хозяйства);
3) экологическом (сохранение целостности экосистем, несущей способности биосферы, биоразнообразия, качества окружающей среды).
Поскольку устойчивое развитие — это комплексная естественнонаучная, социальная и экономическая задача, междисциплинарность в контексте образования для устойчивого развития понимается в самом широком смысле как взаимодействие социальных, экономических и естественнонаучных знаний. Исходя из трех представленных выше аспектов, UNESCO и UNEP предложили следующие содержательные линии образования для устойчивого развития:
1) взаимосвязи в обществе, экономике и природе; между ними — на локальном и глобальном уровнях;
2) гражданственность, права и ответственность;
3) потребности и права будущих поколений;
4) разнообразие — биологическое, культурное и социальное;
5) качество жизни, равноправие и социальная справедливость;
6) «устойчивые» изменения — развитие в рамках несущей способности экосистем;
7) будущее — прогнозируемое и непредсказуемое.
Научно-методической основой образования для устойчивого развития служат: метод приоритета нравственных ценностей, призванный обеспечить готовность к моральному выбору с экологически и социально обоснованных позиций как предпосылку социальной трансформации; обучение через опыт и сотрудничество; проблемное обучение; учет различий в стилях познания — в индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальный, визуальный, кинестетический); развитие навыков стратегического и индикативного планирования, стратегического маркетинга (как метода учета разнородных потребностей всех секторов общества, различных социальных групп); получение опыта управления проектами — социально значимыми, практически ориентированными, технологичными (легко воспроизводимыми), ставящими целью достижение измеримых положительных изменений состояния социо-природно-экономических систем. Системы социально значимых проектов могут осуществляться как через личные «Повестки дня на XXI век» (реализация принципа «начни с себя»), так и через «Повестки дня на XXI век» для учебных заведений, рассматриваемых как социальные, культурные, информационные, спортивные центры местных сообществ.
Повышение квалификации специалистов в области устойчивого развития определяет необходимость применения тренингов как наиболее эффективной формы краткосрочного обучения. Требования высокой эффективности образования для устойчивого развития, личностной ориентации, сотрудничества при решении комплексных проблем определяют необходимость применения широкого спектра интерактивных методов. Ведущее место в учебном процессе должно занимать общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, предполагающих большее внимание
к личности ученика, равноправное взаимодействие студента и преподавателя. В образовательном плане концепция устойчивого развития способна оказать помощь педагогам в подготовке к инновациям и адаптации к переменам, содействовать формированию навыков оперативного и эффективного решения проблем в быстроменяющемся мире.
Теоретические, методические, справочные, информационные материалы, учебные программы и проекты в области образования для устойчивого развития:
- основываются на принципах: учета отечественного и мирового опыта, тенденций, результатов исследований в области методологии, методики и состояния развития общего образования и образования для устойчивого развития; гуманистической психологии; учета многообразия культурно-философских идей и концепций; междисциплинарности и сотрудничества педагогов разных специальностей и регионов; учета индивидуальных особенностей, потребностей и жизненного опыта учителей и учащихся;
- способствуют развитию навыков: выявления проблемных ситуаций, определения целей и постановки задач (стратегического планирования); критического мышления, самостоятельного поиска знаний и обретению опыта их использования в повседневной жизни; убедительного отстаивания своей точки зрения в сложных ситуациях; сотрудничества, разрешения конфликтов, способности воспринимать чужую позицию; решения комплексных, в том числе социальных, экономических экологических задач с учетом правовых аспектов; распространения информации, вовлечения общественности в решение проблем местных сообществ;
- обеспечивают развитие конструктивнооптимистического отношения к решению стоящих перед обществом проблем; выработку основанной на принципах экологической этики и по-стматериальных ценностях индивидуальной жизненной позиции; духовное становление учащихся, гармонизацию личности; целостное восприятие эколого-гуманистической картины мира и места в ней человека.
В связи с этим нам представляются перспективными несколько основных путей реализации образования для устойчивого развития: межпредметные проекты, в ходе реализации которых рассматриваются различные аспекты какой-либо экологической проблемы (такие проекты предполагают практическую часть, позволяющую студентам наметить вклад в решение проблемы); «экологизация» образовательных технологий и методов обучения, которую мы определяем как перспективную альтернативу «экологизации» содержания учебных дисциплин; экологический подход, который предполагает, наряду с рассмотрением вопросов устойчивого развития в различных предметах, «устойчивый образ жизни» в плане рационального расходования ресурсов, создание реально действующего самоуправления, взаимодействие с местным сообществом. Экологический подход может быть реализован в виде спецкурсов. Однако наиболее целесообразна переориентация всей системы психолого-педагоги-ческого образования.
Концепция устойчивого развития способна играть роль системообразующего фактора для
различных отраслей знания, системообразующего фактора в системе образования, ориентированного на решение существующих и предупреждение новых социальных, экономических, экологических проблем. Экологический подход представляет собой исходную позицию, объединяющую, с одной стороны, межпредметную область знания (включающую естественнонаучные, социальные, экономические дисциплины, системные науки) и, с другой стороны, процесс обучения, воспитания, саморазвития, самореализации, самоактуализации, ориентированный на содействие становлению независимых, критически мыслящих, духовно состоятельных, социально активных граждан, основывающихся в своих действиях на принципах экологической этики и постмате-риальных ценностях, стремящихся к получению знаний об окружающей среде, проявляющих заботу о ее состоянии, лично и в сотрудничестве содействующих решению существующих и предупреждению новых социальных, экономических, экологических проблем.
В широком смысле основная цель образования для устойчивого развития состоит в содействии становлению всесторонне образованной, социально активной личности, понимающей новые явления и процессы общественной жизни, владеющей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально-ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире, помощь учащимся в развитии таких знаний, умений и ценностей, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.
Образование для устойчивого развития призвано: содействовать распространению знаний об окружающей среде и ее состоянии; предлагать критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны окружающей среды и комплексного решения социальных, экономических экологических проблем; демонстрировать возможности развития экономики при сохранении окружающей природной среды; повышать значимость экологических традиций и экологически целесообразных приемов хозяйствования разных народов для воспитания бережного отношения к природно-культурному наследию; способствовать личностному росту, саморазвитию, самореализации, самоактуализации студентов; обеспечивать возможности для становления бережного отношения к людям, природе, культурным ценностям, активной гражданской позиции, формирования ценностной ориентации и эколого-гуманистической картины мира, основанной на этике ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов для ныне живущих и будущих поколений людей. Кроме того, экологический подход, как генетически связанный с естественными науками, может являться проводником аксиологических идей в образовании.
Основной результат образования для устойчивого развития — это освоение осознанной социально значимой деятельности, направленной на гармонизацию отношений с окружающей сре-
дой. Ближайшим результатом образования для устойчивого развития должно стать понимание необходимости не только экологических, но и социально-экономических перемен управления хозяйством (в масштабе мирового сообщества, отдельных государств, регионов, населенных пунктов, организаций и учебных заведений), строго соответствующих экологическим требованиям.
В основе любой экологической проблемы лежат конфликты между людьми (представителями государственных, предпринимательских и гражданских структур общества), конфликты экономических интересов. Любая экологическая проблема имеет и социальные, и экономические причины. Однако экологические проблемы способно решить только общество в лице сотрудничающих представителей всех его секторов и именно экономические рычаги представляют собой основные инструменты комплексного решения проблем.
Отдаленный результат образования для устойчивого развития — реализация аксиологического основания, в том числе постматериальных ценностей (характеризующих общество, способ-
ное прийти на смену обществу потребления), в числе которых: гуманизм, свобода, творчество, нравственность, ориентация на диалог и сотрудничество (а не на власть, статус и иерархию), профессионализм, самореализация, качество жизни, понимание своей роли в природе и ответственности за ее восстановление и сохранение для будущих поколений.
Для выхода из кризиса необходимо усвоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы, осознать экологические императивы устойчивого взаимодействия. Очевидно, что решение экологических проблем, гармонизация взаимоотношений человека и природы, переход мирового социума к устойчивому развитию возможны только при условии использования в пси-холого-педагогическом образовании экологического подхода.
В таком контексте экологическое образование приобретает инновационную функцию, становится основой для устойчивого развития, обеспечивающего движение общества к экологически безопасному гражданскому миру.
ЛИТЕРАТУРА
1. КОНЦЕПЦИЯ перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. М. : Зеленый мир, 1996.
2. МОИСЕЕВ Н. Н. Историческое развитие и экологическое образование. М. : Наука, 1995.
3. НАЦИОНАЛЬНАЯ стратегия экологического образования Российской Федерации. М. : Зеленый мир, 2000.
4. ПРОГРАММА действия. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении : пер. с англ. / сост.М. Кинг. Женева : Центр «За наше общее будущее», 1993.
5. СМИРНОВ И. П., ТКАЧЕНКО Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. Екатеринбург : Сократ, 2005.
6. УРСУЛ А. Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова