Крылова. Н.Н., Курбатова С.Ю. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается необходимость экологизации профессионально-педагогического образования в условиях высшей школы. Показана эволюция экологического образования в вузе. Обосновано значение пересмотра содержания профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов с учетом интеграции экологической компоненты.
Обострение экологической ситуации в стране и в мире ставит человечество перед выбором дальнейшего пути развития. Главную роль в решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и формирование экологического сознания общества через систему экологического образования, которое находится в стадии развития с 60-х гг. ХХ века и в
настоящее время является одним из факторов модернизации всей системы образования.
В педагогике высшей школы этого периода в основном разрабатываются вопросы в русле теории и
методики экологического образования, подразумевающие преподавание биологических, географических и
экологических дисциплин.
Курс охраны природы, первоначально читаемый на биологических факультетах университетов, стал постепенно вводиться и в педагогические институты.
В это же время идеологами экологического образования (И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. За-хлебный и др.) впервые заложено определение понятия «экологическое образование», под которым понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде.
Дальнейшая конкретизация общей идеи экологического образования привела к дифференциации терминов «экологическое» и «экологизированное». Как определяет эти понятия В.А. Кобылянский.
Термин «экологическое» применяется лишь к тем случаям, когда речь идет о целенаправленной (познавательной, образовательной, воспитательной, преобразовательной и т.п.) деятельности, непосредственно связанной с оптимизацией специфических экоотношений в системе «Природа - Человек - Общество», имеющей конечной целью обеспечение коэволюции всех составляющих этой системы.
Термин же «экологизированное» применим ко всем сферам и формам деятельности людей, которые сориентированы на то или иное решение экологических проблем.
В научно-педагогической литературе получили широкое распространение такие понятия, как «экологизация мировоззрения», «экологизация производства», «экологизация наук», «экологизация сознания», «экологизация системы образования» и др.
Экологизация системы образования подразумевает не только проникновение идей, понятий, принципов, подходов экологии в другие дисциплины, но и предполагает подготовку экологически грамотных специалистов различного профиля, в ценностной системе которого заложена в качестве фундаментальной ценность природы и необходимость сохранения природного богатства.
Введение в цикл естественнонаучных дисциплин с конца 1990-х гг. предмета «Экология» (в технических вузах «Основы экологии») было определено требованиями государственного образовательного стандарта среднего и высшего профессионального образования. Особенность новой дисциплины состояла в фундаментальном характере изложения, в формировании у студентов экологического мировоззрения и воспитании способности оценивать свою профессиональную деятельность с точки зрения охраны окружающей среды.
Несмотря на многочисленность психолого-педагогических исследований, проводимых в последнее время, фактически ничего не изменилось в системе профессиональной подготовки специалистов (помимо преподавания традиционной дисциплины «Экология»).
В настоящее время экологическое образование в высших учебных заведениях предполагается осуществлять в следующих направлениях:
введение специальностей экологического профиля;
создание специализированных образовательных учреждений, факультетов для подготовки по различным отраслям экологии;
разработка, внедрение и совершенствование экологической компоненты профессионального образования, учитывающей специфику конкретной специальности и профессии.
Наиболее полно экологизация образования нашла отражение в работах В.М. Назаренко, в которых автор делает акцент на последовательной экологизации вузовских учебных дисциплин, что подразумевает установление межпредметных связей и интеграцию учебных дисциплин. Помимо учебной необходимо учитывать и внеучебную деятельность студентов.
В другой авторской концепции (Ю.И. Ефимов, В.Ю. Верещагин и др.) подчеркивается, что экологизация профессионального образования предполагает переход от репродуктивного обучения к инновационному, в рамках которого экологическое просвещение специалистов постепенно сменяется освоением экологически оптимальных технологий решения конкретных задач рационального природопользования и экофильной ориентации мировоззрения.
Поэтому в последнее время намечены пути поиска системы экологической подготовки в системе высшего профессионального образования, а особого совершенствования в высшей школе требует подготовка будущих педагогов профессионального обучения. Именно перед педагогом стоит принципиально новая задача: формирование личности, сознающей свою роль в принятии экологически обоснованных решений. Поэтому необходимо выявить и создать необходимые педагогические условия формирования экологической образованности как личностного качества. Подготовка таких выпускников возможна только в условиях широкого внедрения экологической компоненты профессионально-педагогического образования.
Анализ нормативных документов (государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050501.65 «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)» и рабочих программ) позволяет заключить следующее: экологические аспекты
практически не включены в содержание дисциплин, фактически не проводится их обсуждение с позиций экологического образования.
Итак, начнем с пересмотра содержания профессионально-педагогической подготовки.
Рассмотрим ведущий блок подготовки педагогов профессионального обучения - блок общепрофессиональных дисциплин в системе профессионально-педагогической подготовки. На наш взгляд, особое внимание необходимо уделить вопросам, посвященным становлению отношения личности к природе, развитию экологического сознания педагогов профессионального обучения, раскрыть вопросы, касающиеся аспектов экологического образования, его содержания, используемых форм и методов.
Экологические аспекты предлагается вводить в каждую дисциплину, учитывая принципы модульной технологии.
Покажем некоторые аспекты проектирования содержания экологической компонеты профессиональнопедагогического образования на примере блока общепрофессиональных дисциплин.
Например, при изучении начальной дисциплины общепрофессионального блока «Введение в профессионально-педагогическую деятельность» необходимо рассмотреть вопросы, касающиеся особенностей формирования экологической культуры как составляющей общей профессиональной культуры и компетентности будущего педагога профессионального обучения.
В курсе «Возрастная физиология и психофизиология» предполагается показать некоторые вопросы, касающиеся психофизиологических механизмов воздействия на человека экологически вредных факторов, нарушающих деятельность и поведение человека, а также заострить внимание на вопросах профилактики психофизиологических нарушений, вызванных экологическими факторами.
При изучении дисциплины «История педагогики и философия образования» рекомендуется раскрыть вопросы, касающиеся истории экологического образования, его основных целей и задач в различные исторические эпохи.
В учебной программе курса «Общая и профессиональная педагогика» возможно рассмотрение вопросов, затрагивающих аспекты экологического обучения и воспитания и проектирования образовательной среды.
В дисциплине «Общая психология» необходимо показать особенности экологического сознания на разных возрастных этапах, а также возможности его формирования путем использования психологопедагогических технологий.
Дисциплина «Психология профессионального образования» предполагает включение аспектов экологической психологии в профессионально-педагогической деятельности. В процессе изучения курса «Методика воспитательной работы» следует уделять внимание воспитательным экологическим мероприятиям.
В курсе «Безопасность жизнедеятельности» необходимо сделать акцент на специальной теме, посвященной действиям педагога при экологических катастрофах и стихийных бедствиях.
При изучении дисциплины «Методика профессионального обучения» необходимо вовлекать студентов в научно-исследовательскую работу, в процессе которой возможна подготовка курсовых и дипломных работ, посвященных проектированию содержания, форм и методов экологической компоненты профессионально-педагогического образования.
Каждый дидактический модуль в зависимости от объема представленной экологической информации включает лекционное, семинарское (или практическое) занятие и обязательную внеаудиторную деятельность студентов.
При этом реализация поставленных целей осуществляется с помощью форм, методов и средств как традиционной, так и альтернативной педагогики.
Немало важной составляющей в подготовке будущего педагога профессионального обучения по каждой дисциплине является контроль, с помощью которого диагностируется степень усвоения экологических знаний и умений. Интерес представляет динамика отношения будущего специалиста к природе.
Таким образом, современная профессионально-педагогическая практика высшей школы в условиях экологического кризиса предполагает перестройку и обновление содержания профессиональнопедагогического образования, развитие новых форм и методов обучения и воспитания. При проектировании содержания необходимо предусматривать возможности формирования социально и профессионально важных качеств личности будущего педагога профессионального обучения и его компетентности, составляющей которой является экологическая культура личности.
Затронутую в настоящей статье проблему экологизации профессионально-педагогического образования в высшей школе возможно решить через проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки. Дальнейший научный поиск в данном направлении обозначается через подбор благоприятных педагогических условий в вузе для развития и саморазвития личности педагога профессионального обучения в экологической компоненте профессионально-педагогического образования.
При поддержке гранта РГНФ № 08-06-28608 а/В «Формирование экологической компоненты профессионально-педагогического образования в вузе»
Литература
1. Ефимов, Ю.И. Экологическая культура специалиста: образовательный аспект / Ю.И. Ефимов, В.Ю.
Верещагин; под общей ред. И.К. Лисеева // Философия экологического образования,- М.: Прогресс-
традиция, 2001.
2. Кобылянский, В.А. Экология и экологическое образование / В.А. Кобылянский; под общей ред. И.К. Лисеева // Философия экологического образования. - М.: Прогресс-традиция, 2001.
3. Назаренко, В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дисс. ...д-ра пед. наук. - М., 1994.
4. Ситаров, В.А. Социальная экология: учеб.пособие для студ. высш. пед.учеб, заведений / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.