124
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Наибольшую активность учащихся всех возрастов вызывают уроки по аналогии с телевизионными играми - КВН, «Что? Где? Когда?», «Следствие ведут знатоки» и «Удивительное рядом». Их можно проводить в рамках недели естественных наук, как внеклассные мероприятия. Их цель: развитие устойчивого интереса к изучению химии.
Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения - образовательных, воспитывающих и развивающих.
Поэтому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр может дать определённые результаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.
Список литературы:
1. Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.
2. Исаев С.Д. Об использовании дидактических игр // Химия в школе. -2002. - № 6. - С. 50-54.
3. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. -М.: Народное образование, 1996. - 127 с.
4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
© Серых Е.М.*, Серкина В.И.*,
Дорохина С.В.*, Шестакова Л.Ю.*
Детский сад комбинированного вида № 15 «Дюймовочка», г. Старый Оскол
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Формирование гуманного отношения к природе -основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость.
Ключевые слова экологическое сознание, ценностная ориентация, потребительский и развлекательный характер, превалировать.
Воспитатель 1 категории.
Теория и методика обучения и воспитания
125
«Человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться к матери без должного уважения. Как и любая мать, природа многое прощала и прощает ему, но ведь не беспредельно. И чем раньше человек поймёт это, чем раньше осознает свою кровную связь с землёй, тем крепче, здоровее, счастливее он будет».
В. Владиславский
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём. Работа по экологическому воспитанию дошкольников обладает большими возможностями и перспективой. Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть. Прежде всего, научить детей видеть природу, ощущать себя её частью. А для этого необходимо общение с природой сделать постоянным. Только в результате систематического непосредственного контакта с природой маленький человек может почувствовать себя ей частью. Работа с детьми должна начинаться с правильно организованных прогулок в природу. Они должны носить не потребительский и развлекательный характер, не стоит увлекаться сбором даров природы, ловлей насекомых и т.п.
Словесное описание помогает подчеркнуть особенности наблюдаемого объекта, выделить характерные и существенные признаки. Образное и выразительное, оно способствует воспитанию чувств, формирует отношение к окружающему. Выучить с детьми основные правила поведения в природе: в лесу надо ходить по тропинкам, т.к. можно нечаянно наступить на насекомых; на утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают; нельзя разжигать костры, ломать ветви, рвать много цветов.
Особое внимания советуют обратить на сочинение с детьми загадок, песенок, коротеньких рассказов и сказок об удивительном мире природы, о том, что особенно поразило на прогулке. Этот приём способствует сближению ребёнка с природой, делает её ближе, доступнее и понятнее для него. Благодаря сказкам и забавам, песенкам, дети познают окружающий мир не только умом, но и сердцем, что особо важно для детей дошкольного возраста, ведь чувства у них часто превалируют над разумом. Эмоциональность, увлечённость детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и даёт хорошие результаты. Эта работа поможет воспитать у детей любовь к родной природе, бережное отношение к ней.
Целью экологического воспитания является:
- формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
- развитие эстетических чувств: любви, уважения, бережного отношения по отношению к миру природы;
126
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- побуждение в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Большое значение в экологическом воспитании личности занимают экскурсии, благодаря которым дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности. Во время экскурсии дети учатся взаимодействовать с окружающим миром.
Также одним из основных видов обучения дошкольников являются дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря игре ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.
За время пребывания в детском саду, дети должны:
- получить определенные знания о живой и неживой природе, а также о самых простых природных явлениях (дождь, снег, роса);
- развивать эстетические чувства и умение любоваться природой;
- научиться гуманно относиться к природе;
- уметь применять знания на практике (вырастить цветок и уметь ухаживать за ним).
Огромную роль имеет одновременное экологическое воспитание в семье. Если родители своим примером будут показывать то, как надо относиться к природе, что можно делать, а чего нельзя, то их дети обязательно будут бережно относиться окружающему их миру.
Поэтому начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе.
Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др. Эстетическое развитие сопряжено с тем, что дети учатся виден, красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма и наслаждаться ею, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях ис-
Теория и методика обучения и воспитания
127
кусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства), и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Часто на занятиях мы используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего мы используем литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми проводим беседу, задаем вопросы, видем в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
Также одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы стараемся вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
128
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы - не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседуем с родителями, даем конкретные советы, рекомендуем детям дома делать зарисовки о природе, рассматриваем картины и иллюстрации о природе, смотрим какие-то телевизионные передачи и т.д.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в котором мы личным примером демонстрируем детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуем в природоохранной деятельности.
Список литературы:
1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006.
2. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.
3. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Николаева С.Н. Юный эколог. - М., 1999.
5. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании детей. - М., 1996.
6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. -М., 1999.
7. Рыжова НА. Наш дом - природа. - М., 1996.
8. «Мы» - Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2003.
9. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: Детствопресс, 2003.