УДК 373.24
Малышева Юлия Анатольевна,
доцент каф. математического и естественнонаучного образования,
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь, e-mail: [email protected]
Соловьева Алена Игоревна,
МДОУ № 96, г. Тверь, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования представлений о живой природе у детей дошкольного возраста и обсуждаются результаты экспериментальной работы по формированию таких представлений у старших дошкольников на базе МДОО «Детский сад №127» г. Твери.
Ключевые слова: дошкольное образование, дети старшего дошкольного возраста, методы и средства формирования представлений о живой природе, результаты эмпирического исследования.
Malysheva Julia Anatolyevna,
associate professor of the department mathematics and science education,
Tver State University, Tver, e-mail: [email protected]
Solovieva Alena Igorevna,
MDOU № 96, Tver, e-mail: [email protected]
FORMATION OF REPRESENTATIONS ABOUT LIVE NATURE AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Abstract: The article considered the methods of formation of representations about wildlife in preschool children and discuss the results of experimental work on the formation of such representations at the senior preschool children on the basis of MDOO №127 Tver.
Keywords: pre-school education, children preschool age, methods and means of formation of representations about the wildlife, the results of empirical research.
Одним из важнейших средств воспитания является природа. По словам К.Д. Ушинского, «природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью» [3, с. 140]. Природа даёт богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Не являясь носителем общественной морали, она в тоже время учит ребёнка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, постоянному обновлению, разнообразию форм, линий, красок.
Мир природы вызывает у детей живой интерес. Однако не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой и не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Важнейшая задача педагога - сформировать реалистические представления об объектах и явлениях природы, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь и бережное отношение к ней, понимание того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении её богатства, в том числе красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, загрязнении и разрушении. Родители и педагоги не должны препятствовать непосредственному контакту ребенка с объектами живой природы, а наоборот, в тесном сотрудничестве и на собственном примере, должны стараться развить у ребенка стремление к её познанию.
Представления о живой природе формируются во всех основных комплексных программах развития и воспитания дошкольников, таких как «Детство», «Радуга», «Развитие», «Детский сад - дом радости» и др., а также в парциальных программах с экологической направленностью -«Юный эколог», «Наш дом - природа», «Паутинка», «Семицветик». Из комплексных программ, на наш взгляд, программа «Детство» [1], позволя-
ет наиболее успешно формировать представления о живой природе, так как в программе сделан особый акцент на приобщение детей к миру природы и воспитание бережного отношения к природным объектам, и представлен полный комплект методического обеспечения. Из парциальных программ, стоит выделить программу С.Н. Николаевой «Юный эколог» [2], в основе которой лежит формирование представлений, а затем трансформация этих представлений в отношение. Особенностью этой программы является то, что она позволяет начать её реализацию в любой возрастной группе детского сада и гармонично формирует основы экологической культуры на всех этапах дошкольного детства.
Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, формирует у ребенка правильные представления о природе.
Основными методами познания живой природы являются наглядные методы. Самый действенный из них - это метод наблюдения, которым руководит воспитатель. При таком наблюдении восприятие живой природы более продуктивно, так как происходит при помощи всех анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания, а в некоторых случаях и вкусового анализатора. Осмысливание ребёнком воспринимаемого и отражение результатов наблюдения в речи развивает самостоятельность его мысли, сообразительность, критичность ума, обогащает словарь дошкольника, совершенствует речь и память. Когда наблюдение в «живую» становится затруднительным, используются метод рассматривания картин, слайдов и просматривание видеофильмов.
Незаменимыми помощниками в формировании представлений о живой природе являются словесные методы (беседа, рассказ, чтение природоведческих сказок и художественной литературы, разучивание стихов и песен, прослушивание аудиозаписей), игровые методы (дидактические игры, игры с предметами и игрушками, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры), практические методы (труд в природе, опыты и эксперименты, исследование и метод проектной деятельности). Можно использовать разные формы организации образовательного процесса: занятия, экскурсии, прогулки, развлечения, праздники, утренники и повседневное общение.
Эмпирическое исследование, посвященное формированию представлений о живой природе у старших дошкольников, проводилось нами весной 2015 г. на базе МДОО «Детский сад №127» города Твери в старшей группе. На констатирующем этапе исследования была проведена диагностика уровня сформированности представлений о живой природе у детей, которая включала в себя тестирование представлений о многообразии, строении, росте и развитии живых организмов и выявление ценностного отношения дошкольников к живой природе. У 60% детей был выявлен средний уровень сформированности представлений, у 20% - высокий уровень и еще 20% детей показали низкий уровень сформированности представлений о живой природе.
Так как при ответах на вопросы и выполнении некоторых заданий у детей возникли трудности, на формирующем этапе эмпирического исследования были проведены занятия, содержание которых способствовало восполнению «пробелов» в представлениях о живой природе у детей. Занятия были направлены на формирование представлений о разнообразии, строении, росте и развитии живых организмов (и о себе, в том числе), об условиях их роста и развития, о признаках живого, о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов друг от друга, а также на формирова-
ние бережного отношения к живой природе, трудовых навыков по уходу за объектами живой природы; расширение кругозора, развитие познавательного интереса к живой природе у старших дошкольников. На занятиях мы использовали различные методы и приемы работы с детьми, такие как: словесные методы (рассказы, беседы, работу с литературными произведениями и аудиозаписями), дидактические игры, наблюдения и эксперименты, что позволило учесть психолого-педагогические и индивидуальные особенности каждого ребенка, и углубить, расширить и закрепить представления детей о живой природе.
В частности, на констатирующем этапе исследования у детей вызвали трудности вопросы о признаках живого, почему человек относится к живой природе, какие условия необходимы для роста и развития живого организма, почему нужно беречь живую природу. Поэтому нами было разработано и проведено занятие на тему «Живая и неживая природа», в ходе которого воспитатель беседовал с детьми, выделяя признаки живого на примере моделей. Дети помогали воспитателю решить две задачки, объясняя, почему камни и вода в реке неживые объекты природы. Затем дети играли в дидактическую игру «Живое-неживое» и сигнальными карточками на примере схем роста и развития котенка и человека доказывали, что человек - часть природы и что для роста и развития ему нужно то же самое: тепло, свет, питание, движение, вода, воздух и любовь близких. Далее вместе с воспитателем дети устанавливали связь и зависимость человека от природы и приходили к выводу о том, что для сохранения жизни и красоты на Земле нужно бережно относиться к природе.
При проведении начальной диагностики большинство детей не могли вспомнить названия комнатных растений, трудности вызвали задания, где нужно было разложить части растения и стадии роста и развития гороха в правильном порядке, также у детей были слабо сформированы представления и навыки ухода за комнатными растениями. Поэтому были
разработаны и проведены занятия на такие темы как: «Одуванчик полевой», «Знакомство с комнатными растениями», «Посадка семян гороха», «Уход за комнатными растениями». На первом из этих занятий дети помогали воспитателю рассказывать историю об одуванчике, его росте и развитии с помощью карточек, на которых были нарисованы части растения и стадии его роста. На следующем занятии воспитатель беседовал с детьми о строении растений, форме их листьев, размере на примере таких комнатных растений как, комнатный виноград, примула, папоротник и др. Затем дети находили сходства и отличия в росте и строении растений и играли в игру «Отгадай, что за растение». На другом занятии дети получали практические навыки посадки семян гороха и способах ухода за растением, учились правильно рыхлить землю и вели дневник роста и развития растения. Вместе с воспитателем дети проводили эксперименты по выявлению зависимости роста и развития растения от условий содержания и ухода. На занятии «Уход за комнатными растениями» у детей закреплялись навыки ухода за комнатными растениями в форме беседы и практической деятельности. В конце беседы воспитатель подводил детей к выводу о том, что, растениям, как и людям, необходимы внимание и забота. После этого, дети делились по подгруппам и под наблюдением педагога отбирали подходящее оборудование и ухаживали за растениями уголка живой природы.
Одно из занятий было посвящено теме «Птицы - наши друзья». Дети беседовали с воспитателем о строении и жизнедеятельности птиц, отгадывали загадки о них, слушали аудиозаписи их пения. Воспитатель рассказывал об особенностях внешнего вида, питания и гнездования птиц по предметным картинкам. Далее следовал рассказ о правилах поведения друзей природы во взаимодействии с птицами. В игровой форме дети узнавали о способах помощи птицам: воспитатель читал лозунги, а дети поднимали карточки, если в лозунгах действительно говорилось о помощи птицам. В конце занятия дети лепили из пластилина любую птицу на выбор.
На прогулке дети наблюдали за птицами на участке, слушали пение птиц и учились различать их по голосу и окрасу оперения, пополняли кормушки зерном, салом и др. Играли в дидактическую игру «Не сорока, не ворона», а на занятии по изодеятельности рисовали птиц.
Для формирования у детей бережного отношения к природе, закрепления взаимосвязей человека с природой было разработано и проведено занятие на тему «Природа и человек». Воспитатель прочел экологическую сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка» под композицию звуки природы («Лес»). После прочтения, дети беседовали с воспитателем о взаимосвязи всего живого в лесу и важности поддержания и сохранения природы леса. В конце занятия дети рисовали иллюстрации к сказке.
На занятии «У меня сегодня такое настроение» дети в форме беседы с воспитателем еще раз повторили, какие условия нужны живым объектам для роста и развития. Воспитатель выделил условие - любовь близких и на этом была построена беседа с детьми о влиянии этого условия на живые организмы. Дети говорили о проявлении любви в живой природе и пришли к выводу о том, что любовь близких влияет на самочувствие и настроение живых организмов. Выявили зависимость самочувствия живого объекта от проявления заботы и ухода за ним; зависимость настроения от большего или меньшего проявления любви к ближнему. Рассмотрели эти зависимости на примере растений, животных и человека. В конце занятия дети рисовали своё настроение и обсуждали свои рисунки.
Последним было проведено занятие-путешествие на тему «Любите и берегите живую природу». На этом занятии Фея природы обращалась к детям с просьбой помочь ей исправить ошибки и ужасные последствия неправильного, некультурного поведения людей в живой природе. Дети вместе с Феей природы обходили ее владения: лес, луг, поле, водоём, отвечали на вопросы, отгадывали загадки-обманки, выстраивали цепочку: что появится после чего, начиная с травы, в дидактической игре «Кто вернется в
лес?». После каждого выполненного игрового задания дети еще раз четко повторяли правила поведения в природе. В заключении дети брали по одному запрещающему знаку поведения в живой природе и объясняли, что он запрещает и почему нельзя так поступать, а затем наклеивали свой знак на лист ватмана и получался плакат «Правила поведения в природе». Воспитатель еще раз обращал внимание детей на необходимость любить и беречь живую природу.
В вечернее время с детьми проводились дидактические игры «Волшебный поезд», «Ухаживаем за комнатными растениями» и «У меня в огороде». Для расширения словарного запаса на прогулке воспитатель использовал дидактические игры с мячом на классификацию объектов живой природы по разным признакам: «Птицы, рыбы, звери», «Воздух, земля, вода», «Летает, плавает, бегает».
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня сформированности представлений детей о живой природе. Результаты оказались следующими: 30% детей показали средний уровень сформированности представлений о живой природе, а у 70% детей был выявлен высокий уровень, детей с низким уровнем сформированности представлений о живой природе не оказалось. Было выявлено, что дети знают (различают и правильно называют) достаточное количество комнатных растений, птиц и животных, их характерные признаки; хорошо владеют представлениями и навыками по уходу за живыми организмами. Стремятся оказать помощь нуждающимся в этом живым объектам. Самостоятельно выделяют признаки живого, относят себя к живым объектам, на основании этих признаков, и считают себя частью живой природы, могут объяснить свою точку зрения. Проявляют интерес к объектам живой природы, тянутся к общению с ними, эмоционально его переживают, проявляют гуманные чувства и дают правильную оценку очевидным нарушениям во взаимодействии «человек-природа». Большинство детей осознают не только практическую, оздоро-
вительную, эстетическую ценность живой природы, но и ее самоценность. По итогам этой работы можно сделать вывод, что в конечном итоге были получены более высокие показатели уровня сформированности представлений о живой природе, по сравнению с показателями на констатирующем этапе исследования.
Исследование позволило выявить особенности формирования представлений о живой природе у детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия, способствующие их формированию. В частности, воспитатель должен стремиться не только к тому, чтобы дети имели определенное представление о живой природе, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными, а также, чтобы дети умели разумно применять их в своей деятельности, заботится и бережно относиться к природе. На занятиях желательно больше общаться с детьми в форме беседы. В детском саду воспитатели мало используют этот словесный метод, чаще рассказывают всё сами, тем самым препятствуя качественному развитию мышления у детей. После прочтения книги, так же важно задать вопросы детям по прочитанному, выслушать их впечатления.
Нужно стимулировать активную познавательную деятельность детей и развивать у них представления о природе, опираясь на яркие и живые непосредственные наблюдения. Если живое наблюдение затруднительно, то воспитатель всегда должен как можно больше использовать на занятиях различные предметные картинки, плакаты и модели, аудио и видеозаписи, так как это способствует наглядному и более чувственному закреплению абстрактных названий предметов, понятий и процессов живой природы. Так же необходимо чаще использовать в своей работе экспериментирование с объектами живой природы и процессами, происходящими в ней. Дети лучше, эмоциональнее воспринимают и надолго запоминают эти мо-
менты.
Детей нужно чаще привлекать к трудовой деятельности, к уходу за комнатными растениями в уголке природы, подкормке птиц на участке -это способствует их личностному развитию и формированию бережного отношения к живой природе. В действительности же воспитатели часто делают всё это за детей, ссылаясь на недостаточно сформированные навыки, медлительность и неаккуратность.
Детям интересно исследовать всё вокруг, и это желание можно использовать при подготовке к занятиям. Дети с удовольствием берут на себя роль юного ученого-исследователя, что способствует активизации познавательного интереса и более эффективному формированию представлений о природе, воспитателю остается лишь направлять детей. Нужно больше давать детям дидактических игр, как подвижных на улице, так и настольных в группе, так как эта форма закрепления сформированных представлений представляется детям более привлекательной, в игре они чувствуют себя более уверенно.
Для того, чтобы дети не забывали о том, что человек является частью природы и зависит от нее, а состояние природы зависит от действий и поступков человека, мы рекомендуем чаще проводить занятия с детьми по формированию представлений о себе самом, с помощью познания себя методами самонаблюдений, самоанализа и самооценки.
Список литературы
1. Программа «Детство» [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf. (Дата обращения: 24.10.2016).
2. Программа «Юный эколог». [Электронный ресурс]. URL: http://books.google.m/books?id=fUPOf57LHUC&printsec=frontcover&hl=ru #v=onepage&q&f=false. (Дата обращения: 07.10.2016).
3. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948-1952. - Т.3. - 692 с.