SCIENCE TIME
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ К. Д. УШИНСКОГО, Е. И. ЧАРУШИНА
Шалаева Яна Васильевна, Киркина Елена Николаевна, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева», г. Саранск Республики Мордовия
E-mail: [email protected]
Аннотация. Данное исследование ставит перед собой цель выявления педагогический условий накопления эмоционально-положительного опыта ^ общения с природой у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с произведениями К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина.
Ключевые слова: природа, воспитание, педагогика, творчество.
Вопрос взаимоотношений человека и природы был актуальным во все времена, поскольку человеческое общество со времён своего зарождения неразрывно связано с природой. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Ведущее значение в развитии интеллектуальных и личностных процессов имеет общение ребенка со взрослым оно определяет его эмоциональное самочувствие, отношение к людям и окружающему миру в целом. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. Известно, какое большое значение придавал природе К. Д. Ушинский, он был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития [25].
Идеи К. Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е. Н. Водовозовой, Е. И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста [6;17].
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах (Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е.И.Волкова и др.).
Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина опираясь на теоретические положения Б. М. Теплова о значимости эмоциональной отзывчивости указывают, что расширению эмоционального опыта способствуют художественные произведения. Так как развитие эмоциональной отзывчивости на художественное произведение тесно связано с развитием эмоциональной отзывчивости к природе, к окружающей действительности [6].
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Сближение ребенка и природы происходит тогда, когда он начинает видеть её красоту, накапливать впечатления от встреч с великолепием природы. Это не позволит ему стать бездумным, безответственным потребителем природной среды, а наоборот, воспитает желание защищать и оберегать её, радоваться её красоте.
Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких как, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства [27, с. 5].
Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в дошкольном возрасте можно сформировать у детей систему представлений о мире природы, «обеспечив» их набором необходимых навыков и умений взаимодействия с окружающей действительностью, систему ценностных ориентации, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако, как показывает практика, реализовать эти задачи непросто.
Практическая значимость обозначенной нами проблемы с недостаточной теоретической разработанностью определяет и актуальность.
Неразработанность перечисленных вопросов обусловили выбор темы дипломного исследования «Формирование эмоционально положительного отношения к природе у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с произведениями К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина». Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления роботы по формированию
эмоционально положительного отношения к природе у детей 4-5 лет необходимо разработать систему работы, направленную на воспитание, «уточнение» чувств маленького ребенка, развитие способности ощущать единство с природой.
Выявление педагогических условий, способствующих формированию эмоционально положительного отношения к природе у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с произведениями К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина составляет проблему исследования.
Цель исследования: выявить педагогические условия накопления
эмоционально-положительного опыта общения с природой у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с произведениями К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально-
положительного отношения к природе у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
эмоционально-положительного отношения к природе у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с произведениями К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмоционально-
положительного отношения к природе у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с произведениями К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина будет протекать более эффективно, при соблюдении следующих условий:
- активизация эмоционального отклика ребенка;
- соблюдение требований к отбору произведений для дошкольников;
- систематическое и целенаправленное использование произведений К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина в воспитательно-образовательном процессе;
- стимулирования высказываний детей по определению ими эмоционального содержания произведений;
- формирование у детей познавательного интереса к красоте окружающего
мира;
- организация творческой деятельности ребенка, для воплощения чувств, возникших у него в результате эмоционального отклика.
В соответствии с предметом и целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть сущность эмоционально-положительного общения с природой.
3. Раскрыть значение произведений К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина для формирования эмоционально-положительного отношения к природе.
4. Выявить уровень сформированное™ эмоционально-положительного отношения к природе у детей 4-5 лет.
5. Разработать и апробировать систему работы по формированию эмоционально-положительного отношения к природе у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с произведениями К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина.
Методологическая основа исследования: положения классиков
педагогики о важности общения ребенка с природой (А. Дистервег, Я. Коменский, Ж. Руссо, В. Сухомлинский, К. Ушинский); идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детейдошкольного возраста (Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова,
В. Г. Фокина и др.).
В работе использовался следующий комплекс методов:
- теоретические методы, включающие изучение и анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы, включающие формирующий эксперимент, психолого-педагогическую диагностику.
Опытно-экспериментальная база: МДОУ «Центр развития ребенка -Детский сад № 58» г.о. Саранск.
Сущность эмоционально-положительного общения с природой
Важное значение во взаимном общении детей с природой имеет формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, развитие способности к душевным переживаниям.
Природа - не только великий учитель и великий воспитатель. Природа -источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятие окружающей действительности. Именно эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.
Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека. Великий критик В. Г. Белинский считал природу «вечным образцом искусства». Композитор П. И. Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал: «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства» [6].
Многоголосое звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских композиторов С. В. Рахманинова, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. Грабарь, М. Сарьян, С. Герасимов и другие [13].
Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту природы вносят свой общественно-исторический смысл.
В системе дошкольного образования большое место должно быть отведено знакомству с природой, которое способствует обогащению психики ребенка, совершенствует его органы чувств, эстетический вкус.
Воспитание любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение для эстетического развития, нравственного воспитания детей, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.
Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Исследования показывают, что у детей среднего дошкольного возраста уже отчетливо выражено как позитивное, так и негативное отношение к природе. Яркой особенностью отношения детей к живому является эмоциональность. Однако она проявляется избирательно к разным природным объектам - с большим или меньшим эмоциональным откликом, положительно или негативно. Сильный всплеск эмоций у дошкольников вызывают активные проявления жизнедеятельности животных - особенности их движений, голосовые сигналы, способы поведения, реакции на возникшую опасность, заботу о потомстве. Растения вызывают у дошкольников меньший эмоциональный отклик и преимущественно в период цветения и плодоношения. Это связано с отсутствием у растений поведения, трудностью в нахождении их сходства с человеком. В силу этого дети часто «опредмечивают» растения, относятся к ним, как к предметам [21, с. 15].
Положительные эмоциональные реакции детей чаще вызывают внешне привлекательные животные, наделенные развитыми чувствами и способностью их активно проявлять, животные, с которыми можно организовать интересную совместную деятельность. К привлекательным высокоорганизованным животным дети чаще всего относятся позитивно - охотно играют с ними, не причиняют вреда, с желанием ухаживают. В общении с ними дошкольники более
осторожны, поскольку учитывают возможность ответной реакции на свои действия.
К насекомым, пресмыкающимся и земноводным дети относятся эмоционально неприязненно, с опаской, часто допускают негативные действия. От общения с такими животными детей отталкивает их внешняя непривлекательность, нежелание вступать в контакт с человеком, связанные с ними суеверия. Подобное отношение к ряду природных объектов обусловлено тем, что дошкольник не осознает ценность жизни.
К культурным растениям отношение детей более позитивно, чем к дикорастущим. К последним отношение детей часто бездумное, в большинстве случаев не отличающееся от отношения к неживым объектам (песку, глине, снегу). Во многом это объясняется тем, что большинство дошкольников не считают растения живыми.
Большинство дошкольников остаются эмоционально «глухими» к их плохому самочувствию и страданию. Важным направлением работы по экологическому образованию дошкольников должно стать раскрытие им сущности животных, растений, людей как живых организмов. В этом случае дети смогут осознать «необычность» непривлекательных животных как целесообразность их приспособления к среде, как важное условие жизни, узнать своеобразие жизни растений, понять, что различные состояния - проявление жизни живых существ. Во взаимодействии с природными объектами проявляется познавательная направленность отношения детей к природе. Дети задают вопросы, высказывают суждения о различных сторонах жизни живых существ.
Познавательный характер отношения к природе, стремление узнавать новое - положительное приобретение дошкольника. Однако способом познания природы нередко становится экспериментирование над живыми существами [11, с. 86].
Яркой особенностью отношения дошкольников к природе является антропоморфизм - наделение природных объектов человеческими свойствами. Искренне желая помочь, дети создают для природных объектов «комфортные условия», как для человека, не учитывая своеобразия их реальных потребностей. Такое отношение дошкольников к природе называется «примитивным» гуманизмом. Современные исследования показывают, что на отношение дошкольников к окружающему самое существенное влияние оказывает поведение взрослых. Для ребенка посредником в освоении культуры, в том числе и экологической, является взрослый, который находится рядом с ним. Более того, ребенок осваивает, прежде всего, культуру этого взрослого, подражая ему в поведении, поступках [21, с. 103].
Целевой аспект методики содействия формированию эмоционально ценностного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста подразумевает, что эколого-гуманистические ценностные ориентиры, включаясь в цели образования, влияют на становление индивидуальной аксиологической (ценностной) картины мира - целостной, многоуровневой системы ценностей, значений, отношений человека с природой, социумом, друг с другом, формируемой сознанием в виде образа (модели) мира. Содержательный аспект методики подразумевает обогащение содержания экологического образования гуманистическими идеями, понятиями, нравственными ориентирами и ценностями, вызывающими у дошкольников эмоциональные переживания. Этот процесс носит название смыслового аксиологического насыщения и происходит с учетом единства принципов экологизации и гуманизации. В содержание образования включаются идеи самоценности природы, взаимосвязи и единства природы и человека, устойчивого развития. Приоритетным становится обогащение содержания учебного материала знаниями из области экологии и умениями экологически оправданного поведения в окружающей среде. Ценностные идеи раскрываются на основе знакомства с понятиями экологии, экологическими проблемами и закономерностями. Ключевые понятия для обучающего: здоровье, качество окружающей среды, экологическая проблема, экологическая ситуация, нравственный экологический императив, конволюция общества и природы, устойчивое развитие.
Смысловое аксиологическое насыщение содержания образования происходит в значительной мере за счет опоры на духовно-нравственные ориентиры - идеалы добра, красоты, любви как факторы регуляции отношения человека к природе, обществу, другим людям. Акценты смещаются с удовлетворения материальных потребностей, роста благосостояния в сторону биоцентрической позиции, ставящей во главу угла самоценность природы, благоговение перед жизнью, самоограничение.
Процессуальный аспект методики связан с процессом усвоения эмоционально ценностного компонента содержания на основе применения соответствующих методов, форм, средств обучения.
Методы стимулирования эмоционально ценностного отношения к природе можно разделить на три группы.
1. Методы эмоционально-личностного стимулирования:
- создание экспрессивно-личностных ситуаций посредством использования метафор, фрагментов научно-популярных и художественных произведений, дополняющих знания по предмету;
- наделение личностной значимостью природных объектов и процессов;
- создание ситуаций эмоционально-нравственного переживания, способствующих осмыслению себя и других в мире отношений с природой;
- использование дидактических игр.
Эти методы содействуют развитию мотивационной и эмоциональной сфер дошкольников.
2. Методы осуществления обмена ценностями между воспитателем и ребенком: диалогическое общение и ролевые игры. Их основное назначение в том, чтобы в процессе межличностного диалога осуществлялось «свободное самооткровение личности». Особенность этой группы методов - их коммуникативная направленность, придающая изучаемому содержанию личностный смысл.
3. Методы рефлексии учебной деятельности помогают личности
осмыслять, «отражать» самое себя, свои потребности, интересы,
ценности;способствуют развитию нравственных качеств дошкольника.
Указанные методы базируются на взаимодействии воспитателя и детей, обмене ценностями, взаимном уважении и доверии, свободе самовыражения. Это методы, сближающие замыслы педагога и ожидания детей. Взаимная удовлетворенность стимулирует интерес к учению и обогащает мотивацию ребенка. Методы основаны на переживании как способе эмоционально ценностного отношения. Они предполагают соответствующие формы учебного взаимодействия: смыслотворчество, общение в диалоге, игровую и
практическую деятельность.
Управленческий аспект методики включает воспитателя и детей в деятельность, направленную на осознание своего «Я», собственной деятельности. Самопознание и самооценка на различных этапах учебного процесса ориентирована на осмысление учащимися нравственных дилемм: во имя чего? зачем? как? Это способствует осознанию ребенком себя как субъекта деятельности, помогает развитию духовно-нравственных качеств и ответственности по отношению к природе [17, с. 109].
Итак, результатом становления эмоционально ценностного отношения детей к природе может считаться их ценностная позиция (ориентация), проявляющаяся в ситуациях морального выбора, принятия экологически целесообразных поведенческих решений во благо природе и человеку. Глубина личностного усвоения эколого-гуманистического эмоционально ценностного отношения детей к природе с возрастом увеличивается.
Накопление эмоционально положительного опыта общения с природой у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с произведениями К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.
Главная задача воспитания детей 4-5 лет средствами природы - это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека
Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.
Дети 4-5 лет, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.
Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.
Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны и главенствующую роль бесспорно занимает ознакомление с детской художественной литературой.
Детская литература - неиссякаемый источник воспитания детей. Детская художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература обогащает духовный мир ребенка, помогает усвоить ценности, традиции своего народа, культуру общества, в которой ему предстоит жить.
Знакомство детей с детской литературой происходит на специально организованных занятиях, а также в совместной деятельности детей и взрослых.
Проблема развития эмоционально-ценностного отношения детей к природе нашла отражение в трудах К. Д. Ушинского [25]. Он придавал большое
значение природе - одному из могущественных элементов в воспитании человека. В его трудах «Родное слово» и «Детский мир» большое внимание уделяется воспитательному влиянию природы на детей, в них же он обращается к логике природы. Учебник «Родное слово» позволяет ребятам знакомиться с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и т.д. посредством стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок. Он считал, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально в нем существующих. К. Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: «Странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике» [25, с. 221].
Во второй части «Детского мира», в отделе I, который называется «Из природы», К. Д. Ушинский дает систематизацию животных и растений, описывает отдельных животных (строение, способ выведения потомства). Вот как раскрывается логика природы паука. «Паука нельзя назвать красивым животным, многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у него разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы, и паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляет множество наших крылатых мучителей, - комаров и мух». Все это способствует развитию у детей эмоционально-ценностного отношения к природе, желания любоваться ею, заботиться о ней. Как писал К. Д. Ушинский: «Природа есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, а самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя, если оно не разовьется с той полностью и свежестью, к которым способна душа человеческая...» [25, с. 256].
К. Д. Ушинский стремился воспитать у детей горячее стремление утверждать красоту жизни и бороться против разрушения, бесплодного прозябания. Он побуждал детей: «Если ты увидел, что на деревце надломлена веточка, бережно подвяжи ее, смажь рану, если это сделано умело и своевременно, веточка приживется, деревцо залечит повреждения. Главное в том, чтобы у ребенка заболела душа, когда он увидел поврежденное деревцо». Писатель считал, что многократно пережитое чувство радости, сопровождающее хорошие поступки в детстве, со временем переходит в тот голос совести, который свидетельствует о высокой нравственной сознательности.
Писателя - педагога беспокоило равнодушие отдельных детей к живому и прекрасному в окружающем мире, тревожили поступки, свидетельствующие о непонятной с первого взгляда детской жестокости. «Меня поражало, что восхищение детей красотой переплеталось с равнодушием к судьбе красивого».
Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности.
К. Д. Ушинский задумывался о том, как пробудить у ребят светлые, добрые чувства, как утвердить в их сердцах доброжелательность, заботливое отношение к живому и красивому. Он предлагал проводить не только познавательные беседы, но и экскурсии, прогулки, которые помогут педагогу наглядно объяснить детям, что нужно заботиться о природе и защищать ее, а дети увидят и почувствуют отношение педагога к тому или иному явлению природы. Именно с детства нужно начинать воспитывать у детей любовь ко всему окружающему, в частности к природе: «Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, добросовестность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживаниями и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». «Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью». Педагог отмечал, что дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже главного не замечают. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит наблюдать, дети захотят узнать еще больше. Следовательно, воспитатель должен не только дать определенные знания, но и научить детей эмоционально откликаться, любить и беречь природу, родные места, свою Родину [25, с. 58].
Любить природу, обращаться с ней, как с человеком, те. уделять внимание, разговаривать, ухаживать учил детей Е. И. Чарушин. Он учил детей восхищаться, любоваться природой одним словом, принимать и ценить ее как неотъемлемую часть нашей жизни. Он писал, что эстетическая сущность явлений природы для человека обусловлена, с одной стороны, элементами прекрасного, присущими ей объективно, с другой - прекрасным, связанным с общественной жизнью человека. Объективная красота в природе связана с гармонией линий, красок, форм. Именно восприятие строгой гармонии вызывает в человеке чувство прекрасного. Восприятие прекрасного в природе необходимо неразрывно связывать с прекрасным в поведении человека, его моральным отношением к жизни, людям, животным [9].
Евгений Иванович Чарушин создал несколько десятков книг для детей. Книжки эти интересны и жизнерадостны, они понятны даже самым маленьким читателям. Его творчество эмоционально и многозначно. Оно трогательно и
восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, и сопричастно всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество Е. И. Чарушина близко не только детям, но и взрослым. Оно не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен мир.
На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота - это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому - первый показатель нравственности человека. Произведения Е. И. Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких. Свои рассказы Е. И. Чарушин не превращает в учебник, не перегружает их научными сведениями. Он говорит лишь о самом важном и интересном, о том, что понятно детям и он сам хорошо знает и чувствует. В его рассказах нет вымысла. Писатель знакомит ребят с самыми происшествиями в мире природы, но даже простое описание повадок лесного зверька или птицы дается в его рассказах настолько свежо и увлекательно, что к этому нет необходимости придумывать какую-нибудь занимательную историю.
Именно поэтому, как и в фольклоре, «между строк» и в подтексте читается больше, чем в самом произведении. Не случайно исследователи-лингвисты считают, что Е. И. Чарушин широко пользуется сказовой манерой повествования. При видимой простоте изложения его произведения требуют особой педагогической культуры преподнесения их детям. Соприкасаясь с творчеством Е. И.Ч арушина, педагог должен уметь поддержать авторскую мысль и подать произведение созвучно ей [9, с. 145].
В последние десятилетия некоторые отечественные и зарубежные психологи по-новому интерпретируют раннее и дошкольное детство. Считается, что ребенок не пассивный созерцатель мира, а наоборот, его активный участник. В этом плане проза и рисунок Е. И. Чарушина - бесценный клад для педагогики, для воспитателя детей дошкольного возраста. Творчество мастера позволяет ему ввести ребенка в реалии окружающего мира. Его рассказы «Гусь», «Утята», «Лиса», «Ежик», «Дятел», книга «Большие и маленькие», миниатюры «Кошка», «Утка», «Волчишко»... - бесконечная цепочка образов животных зримых, предметных, с точным обозначением величины, цвета шерсти, оперения.
Самобытное творчество Е. И.Чарушина, так счастливо сочетающее в себе дар слова и рисунка, позволит педагогу расширить «поле видения» ребенка.
Информативные, детальные иллюстрации, показывающие тонкое восприятие мира, полные всевозможных оттенков, полутонов, внутренней экспрессии, «озвученные» словом, легко введут слушателя во «внутренний» аспект темы, обращенной к его чувствам, его логике. Чем младше ребенок, тем полезнее сочетать прозу Е. И.Чарушина с наглядностью - показом иллюстраций, рисунков, с игровыми приемами.
Переход занятия в игру - один из приемов, допустимых в педагогике раннего детства. В процессе ознакомления с творчеством писателя для дошкольников среднего и старшего возраста проводится специальный вид занятия: чтение и прослушивание текста с переходом, в закрепляющую беседу, с акцентом на гуманизм, на доброе отношение человека к «братьям нашим меньшим», ко всему живому [9, с.155].
Таким образом, произведения К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина для детей учитывают тот факт, что при формировании индивидуальных особенностей ребенка любого возраста в его основную потребность входят труд, обучение, игра. Понятно, что в зависимости от возраста преобладают те или иные виды деятельности. Писатели, учитывают этот фактор, используя его в рамках художественного произведения. Можно сказать, что произведения К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина, осмысливая мир детства, одновременно формируют представления ребенка об этом мире, то есть решают дидактические задачи, привлекая для этого в доступной форме многочисленные научнопознавательные, географические, исторические и другие сведения. Их рассказы и сказки имеют четко выраженную возрастную адресность и, конечно, учитывают уровень сложности материала, физиологические и психологические особенности развития ребенка.
Работа по ознакомлению детей 4-5 лет произведениями К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина в первую очередь должна быть направлена на развитие гуманных чувств ребенка, накопление им эмоционально положительного опыта общения с природой. Становление позитивной направленности отношения ребенка к окружающему - наиболее важный результат экологического образования в дошкольном детстве.
Выявление уровня сформированное™ эмоционально положительного отношения к природе у детей 4-5 лет
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированное™ эмоционально положительного отношения к природе у детей 4-5 лет. Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад № 58» г. о. Саранск. Количество детей, принимающих участие в эксперименте - 10 человек.
Исследование уровня сформированное™ эмоционально положительного отношения к природе у детей 4-5 лет проводилось нами по следующим критериям:
-эстетические представления - количественное накопление у детей ярких эстетических впечатлений о красоте природы в процессе общения с ней через художественные образы искусства;
-эмоциональное сопереживание - развитие у детей эмпатии по отношению к природе в её разных состояниях через образы, очеловечи-вающие природу;
-нравственно-эстетическая позиция, выраженная в игровой и
художественно-творческой деятельности, - бережное и заботливое отношение ко всему живому.
В качестве диагностического инструментария для выявления уровня сформированное™ эмоционально положительного отношения к природе у детей 4-5 летними были предложены следующие задания.
Задание № 1. «Отгадай и загадай загадку».
В ходе задания выяснялись знания детей загадок о явлениях природы. Дети отгадывают загадки, прочитанные воспитателем, а затем вспоминают текст загадок по отгадкам - картинкам с изображением сюжета.
За каждый правильный ответ ребенок получает цветную фишку.
Мы фиксировали количество правильных ответов у каждого ребенка и выставляли соответствующие баллы:
- высокий уровень (5 баллов) - 8-11 правильных ответов;
- средний уровень (3-4 балла) - 3-7 правильных ответов;
- низкий уровень (2 балла) - 0 -2 правильных ответа.
Задание №2. «Продолжи пословицу».
В ходе задания выясняется, какие пословицы и поговорки, связанные с природными явлениями, дети знают. Мы читали пословицу и делали паузу в середине или перед последним словом. Дети завершали пословицу.
«Красна весна цветами, а осень - снопами». «Каждому овощу - свое время». «Осень на порог - на стол пирог». «А зима придет - длинный вечер приведет». «Сентябрь идет - дождь за собой ведет». «В такую погоду добрый хозяин собаки со двора не выгонит».
«Береги нос в большой мороз». «В зимний холод всякий молод». «Мороз невелик, а стоять не велит». «Лето - собериха, зима - поедиха». «Январь - году начало, а зиме - середина». «Не примечать - так и хлебушка не видать».
Те, кто отвечали первыми, получали цветные фишки.
Мы также фиксировали правильные ответы дошкольников и выставляли соответствующие баллы:
- высокий уровень (5 баллов) - 9-12 правильных ответов;
- средний уровень (3-4 балла) - 4-8 правильных ответа;
- низкий уровень (0-2 балла) - 0-3 правильных ответа.
Задание 3. Индивидуальная беседа с ребенком.
Цель: Определить уровень отношения ребенка к природе.
Детям предложили ответить на следующие вопросы:
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)?
Как бы ты стал ухаживать, если бы у тебя были домашние животные?
Как ты помогаешь ухаживать за обитателями уголка природы в детском
саду?
Чем мы можем помочь зимующим птицам?
Можно ли рвать цветы в лесу, ведь их там и так много?
Оценка результатов:
Высокий уровень (5 баллов)
Ребенок отвечает полными предложениями, знает способы ухода за домашними животными, может привести примеры из личного опыта. Без труда выражает свое отношение к животным.
Средний уровень (3-4 балла)
Ребенок отвечает на вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными, но затрудняется в помощи ухаживающим за животными уголка природы. Жалеет животных.
Низкий уровень (0-2 балла)
Ребенок затрудняется ответить на вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными. Затрудняется выразить своего отношения к природе.
Следующим этапом работы была диагностика критерия эмоционального сопереживания у детей среднего дошкольного возраста.
Диагностические игры по данному показателю предваряет короткая сказка:
«На одном большом дереве жили-были веселые зеленые листочки. Весной и летом они весело шумели, играли с ветерком и друг с другом, а большое дерево радовалось их веселой возне. Но вот пришла осень. Сначала листочки были очень рады ее приходу, ведь осень принесла для них красивые разноцветные костюмчики: красные, желтые, бардовые. И дерево радовалось осени: его листочки сверкали на солнце, как золотые, а от дуновения ветерка звенели, как колокольчики. Шло время, и на смену золотой осени пришла осень дождливая и унылая. Вместо ласкового ветерка стал прилетать холодный и резкий ветер, который срывал листья с дерева и уносил их с собой. Дерево грустило, прощаясь со своими листочками. Иногда в тихую безветренную погоду
было слышно, как звенят на нем оставшиеся листья, напевая грустную мелодию осени».
Задание № 1. Двигательная импровизация под музыку.
Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Среди предметов лоскутки материи и полоски бумаги разных цветов, разной плотности и разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребенком предмета для танца также оценивался нами при выполнении задания.
Высокой оценке соответствует выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизированного танца дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке и соответствующие движения, и соответствующие предметы.
После завершения звучания воспитатель предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу копируют движения ведущих.
Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.
Задание № 2. Рисование музыки.
Дети рисуют звучащую музыку, самостоятельно выбирая сюжет, цветовую гамму, а также и материал для рисования: краски, карандаши, мелки и т.д.
Музыкальный ряд: Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.
Задание № 3. Двигательная импровизация.
Дети делятся на две команды: «деревья» и «листья». «Деревья» встают в произвольном порядке в разных точках зала на большом расстоянии друг от друга. В руках у них инструменты для аккомпанемента (треугольники, колокольчики, маракасы, румбы). У «листьев» завязаны глаза (яркими разноцветными лоскутками, символизирующими осенние листья), и каждый из них стоит рядом со своим «деревом». С началом звучания музыки «дерево» начинает издавать звуки на своем инструменте, а «листочек» кру-житься в медленном танце вокруг него или рядом. «Листочек» должен ориентироваться на звуки своего «дерева», чтобы не заблудиться. При повторе игры дети меняются ролями.
Музыкальный ряд: N. Vanaelis «La Petite Fille De La Mer» (композиция используется в качестве музыкальной заставки к телевизионной передаче
«Женский взгляд» Оксаны Пушкиной).
Задание № 4. Рисование музыки.
Дети рисуют звучащую музыку, самостоятельно выбирая сюжет, цветовую гамму и материал для рисования. После выполнения задания все детские рисунки оформляются в виде выставки. Воспитатель проводит «обсуждение» рисунков вместе с детьми, находя слова поощрения для каждого. Высказывания детей по поводу своих работ и работ товарищей также учитывались нами при оценивании результатов.
Музыкальный ряд: N. Vanaelis. «La petite fille de la met».
Выявление уровня сформированное™ эмоционально положительного отношения к природе у детей 4-5 лет позволило нам условно объединить ребят в три группы.
Первую группу составили дошкольники с высоким уровнем развития эмоционального сопереживания. При выполнении всех заданий они набрали 35 баллов. Таких ребят 2 человека (Лена К., Катя П.), что составляет 20% от общего числа. Для детей данной группы характерны яркие эстетические представления о природе. Дети умеют чувствовать и видеть красоту природы. Дети правильно отвечали на вопросы, давали развернутые пояснения, четко улавливали смысл пословиц. Было ярко выражено понимание детьми того, что доброта проявляется в ответственности и заботе об окружающей природе.
Во вторую группу мы включили детей со средним уровнем развития эмоционального сопереживания. В эту группу вошло 5 (Вова А., Алена Б., Андрей П., Коля У, Стас Щ,) дошкольников, что составляет 50% от общего числа. При выполнении диагностических заданий они набрали 21-28 баллов. Для детей среднего уровня развития характерно то, что не со всеми предложенными заданиями дети смогли справиться самостоятельно, прибегали к помощи воспитателя. Дошкольников отличает четкая нравственно-эстетическая позиция. Дети отвечали на вопросы правильно, но не развернуто, нуждались в помощи взрослого.
В третью группу вошли дошкольники с низким уровнем развития эмоционального сопереживания. Их 3 человека (Аня О., Настя Г., Таня Г.), что составляет 30% от общего числа. При выполнении заданий ребята этой группы набрали 13 и менее баллов. Для детей данного уровня характерны некоторые эстетические представления. Дошкольники плохо чувствуют красоту природы. Нравственно-эстетическая позиция не сформирована. Дети не смогли сформулировать свое отношение к домашним животным, не понимали смысла пословиц. Предложенные задания самостоятельно выполнить не смогли, часто обращались за помощью к взрослым.
Таким образом, мы выявили, что у большинства детей 4-5-лет не
SCIENCE TIME
сформировано эмоционально-положительное отношение к природе. Знания о природе, явлениях, ее обитателях поверхностны или отсутствуют вовсе.
Методические рекомендации по формированию эмоционально положительного отношения к природе у детей 4-5 лет.
Выявленные затруднения позволили наметить пути работы с детьми 4-5 лет.С учетом основных требований нами предложена система работы по формированию эмоционально положительного отношения к природе у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с произведениями К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина, включающая в себя конспекты НОД, игр, экскурсий.
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями Е. И. Чарушина, К. Д. Ушинского представляет не только определенный интерес для педагогической практики, но и известную трудность. Это прежде всего касается умения отбирать произведения, соответствующие возрасту ребенка 4-5 лет, особенно ценные для его эмоционального и познавательного развития. Анализ произведений замечательных мастеров слова и кисти показал: их маленькие рассказы о домашних животных соответствуют программным требованиям развития детей 3-5 лет. В методическом плане их целесообразно выстроить от более близких к более далеким образам, т. е. вначале знакомить детей с рассказами, в которых описываются животные, живущие «рядом»: кошкой, собакой, птичкой. Однако, чтобы знакомство с этими самобытными писателями состоялось, ребенка-дошкольника необходимо подготовить к восприятию реалистического образа животного.
Естественно, что дети 4-5 лет уже знакомы с собачками, кошками, козочками. Однако у ребенка постепенно возникает потребность воспринимать мир реалистически, устанавливать реалистические зависимости и причинноследственные отношения в окружающем его мире. Особенно наглядно эта потребность проявляется к 4 годам, в постоянных вопросах «почему». В этом плане проза и рисунок Е. И. Чарушина, К. Д. Ушинского - бесценный клад для педагогики, для воспитателя детей дошкольного возраста. Творчество мастеров позволяет ему ввести ребенка в реалии окружающего мира.
Работа по ознакомлению с творчеством Е. И. Чарушина и К. Д. Ушинского должна строиться с использованием приемов:
- рассказы и сказки писателей желательно читать на память или близко к тексту, эмоционально, выразительно. Это важно, особенно для малышей, которые должны видеть мимику взрослого, выражение глаз, жесты, - словом, его отношение к тексту. Необходимо помнить, что проза Чарушина и Ушинского -тот благодатный материал, который дает возможность педагогу проявить себя -показать свое духовное отношение ко всему живому, свою любовь к
окружающему миру. Только так он сможет привить детям черты гуманности, толерантно сти.
- чтение и прослушивание текстов должно заканчиваться переходом в закрепляющую беседу, с акцентом на гуманизм, на доброе отношение человека к «братьям нашим меньшим».
Знакомство с творчеством писателей должно происходить как в непосредственной образовательной деятельности, так и в режимные моменты, свободное время.
Итак, произведения Е. И. Чарушина, К. Д. Ушинского должны быть использованы педагогами как на занятиях, так и в повседневной жизни, т.к. имеют воспитательную ценность, обогащают моральный опыт детей; доступны по содержанию, имеют четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий; написаны образцовым языком, без сложных грамматических форм, содержат разнообразные и точные определения, сравнения; доступны по объему.
Таким образом, произведения К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина являются одним из факторов, влияющих на формирование эмоционально положительного отношения к природе у детей 4-5 лет. Главная задача чтения детям произведений К. Д. Ушинского, Е. И. Чарушина - это пробуждение у детей эмоционального отношения к природе. Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.
Литература:
1.Алябьева, Е. А. Читаем детям 3 - 7 лет / Е. А. Алябьева. - М. : Сфера, 2009. -128 с.
2. Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учеб.для студ. вузов /И.Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. - М. : Академия, 2005. - 576 с.
3. Веретенникова, С. А. Ознакомление детей с природой : метод.рекомендации / С. А. Веретенникова. - М. : Просвещение, 1993. - 272 с.
4. Болотская, С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе / С. Болотская, Т. Сквирер // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 4. -
С. 150 - 153.
5. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг : учеб.пособие / Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова. - М. : Просвещение, 1993. - 128 с.
6. Ветлугина, Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. -М. : Просвещение, 1991. - 356 с.
7. Газина, О. Природа и дети / О. Газина // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 3.
- С. 86-89.
8. Гончарова, Е. В. Теория и технологии экологического образования дошкольников : учебное пособие / Е. В. Гончарова. - Нижневартовск : Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2008. - 335 с.
9.Гриценко, 3. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению : учеб.пособие / 3. А. Гриценко. - М. : АСАОЕМА, 2004. - 312 с.
10. Грехова, Л. И. В союзе с природой : метод.пособие / Л. И. Грехова. - М. :Илекса, 2008. - 190 с.
11. Година, Л. Природа и дети / Л. Година // Дошкольное воспитание. - 2009. - №
3. - С. 86-89.
12. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2009. -№
7. - С. 3-9.
13. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе / под ред. Т. С. Комаровой. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 257 с.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Академия, 2001. - 416 с.
15. Лопатина, А. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания / А. Лопатина, М. Скребцова. - М. :Амрита, 2010.
- 128 с.
16. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М. : Издательство политической литературы, 1990. - 416 с.
17. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средних и старших групп детского сада : метод .рекомендации / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение, 2008. - 208 с.
18. Нисканен, Л. Природа в развитии и воспитании ребенка / Л. Нисканен // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. - С. 152-158.
19. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду : метод .рекомендации / Н. А. Рыжова. - М. : Карапуз, 2001. - 432 с.
20. Саморукова, П. Г. Педагогические условия воспитания любви, бережного и заботливого отношения дошкольников к природе : учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. Г. Саморукова. - Ленинград : Просвещение, 1985. - 221 с.
21. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Серебрякова. - М. : Академия, 2011. - 208 с.
22. Соломенникова, О. Методика экологических знаний / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - С. 11-14.
SCIENCE TIME
23. Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1 / В. А. Сухомлинский / Составители: О. С. Богданова, В. 3. Смаль - М. : Педагогика, 1979. - 560 с.
24. Ушакова, О. С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : Сфера, 2003. - 222 с.
25. Ушинский, К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей / К. Д. Ушинский. - М. :Лествица, 2003. - 495 с.
26. Фокина, В. Г. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта / В. Г. Фокина // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7.
- С. 11-14.
27. Харитонова, Т. А. Формирование основ экологической культуры в ДОУ / Т. А. Харитонова // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №4. - С. 8-14.
28. Шалаева, Г. Окружающий мир: пособие для детей от 3 до 7 лет / Г. Шалаева.
- М. : ACT, Слово, 2010. - 176 с.