Научная статья на тему 'Программно-методическое обеспечение содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста'

Программно-методическое обеспечение содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3077
594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-методическое обеспечение содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста»

РАЗДЕЛ VII ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373. 549

О. М. Газина, О. В. Погожева

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вторая половина 1990-х гг. - это бурное проявление творческой инициативы в экологическом образовании. Исследовательскими коллективами и отдельными авторами создается множество программ.

Понять отличие отечественных программ от зарубежных молено только с учетом российского менталитета в этой области, а на его становление оказывает влияние следующее: отсутствие частной собственности на землю и природные уюдья; громадная протяженность страны с большим количеством неосвоенных (или малоосвоенных) природных территорий; большие лесные массивы, часть которых не тронута хозяйственной деятельностью; существование особого статуса охраняемых природных территорий, подавляющая часть которых является заповедниками без доступа в них населения; традиционно высокий уровень образования людей на всех его ступенях, содержательная насыщенность образовательных программ; творческий поиск и энтузиазм преданных делу специалистов; развитая и популярная у населения система общественного дошкольного воспитания; относительно низкий уровень общественного сознания людей: недисциплинированность в исполнении законов и правил поведения; неготовность чиновников взаимодействовать с общественными движениями, равнодушное отношение к инициативам; кризисное нестабильное состояние экономики, фактически полное отсутствие государственного финансирования экологических программ и слабая поддержка со стороны спонсоров и фондов.

За последнее время были созданы программы двух типов - комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, среди последних - немало экологических. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования РФ и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ - «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный

эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

«Кроха» - программа воспитания самых маленьких (детей раннего возраста) в семье и детском сад}' Е, Ф. Терентьева (автор раздела программы) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут привлечь детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения - взрослый многое может показать малышу. Прогулки также можно использовать для экологического воспитания. Автор дает рекомендации о том, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом [2; с. 97—99].

Все комплексные программы содержат разделы ознакомления с природой, но не все из них обеспечивают экологическое воспитание детей. В программе «Радуга» - «Мир природы» (подраздел программы) является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру, что создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных, о планете Земля и строении Солнечной системы. Детям дается много географических знаний и экзотических сведений (о природе Африки, о динозаврах и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но недостаточно - экологических. Дети учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут обеспечить детям понимания природы, непосредственно окружающей ребенка, выработать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частое использование словесного метода-рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

В программе «Детство», созданной в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программный материал (для каждого возраста) включает четыре содержательных блока: первый - сведения о растениях, животных как представителях живой природы; дети познают особенности внешнего строения и жиз-

ненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость. Второй блок раскрывает перед детьми механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания; дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде. Третий блок - знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных; дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса. Четвертый блок - знания экосистемного характера; дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью. Дети узнают также, что человек может по-разному воздействовать на сообщества живых организмов - может их разрушать, а может поддерживать [1, с. 106-124].

На основе данной программы у детей в старшем дошкольном возрасте формируется большое количество разных обобщений - травы, кустарники, деревья, живое, неживое, сезонные изменения, рыбы, птицы, звери, среда обитания и др. Дети подготовительной группы получают обобщенное представление о системе потребностей растений и животных, о типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека, о системе приспособительных особенностей растений и животных разных эколого-систематических групп к сезонным изменениям основных факторов среды и многие другие. Расширяются и конкретные представления детей - о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.

Комплексная программа «Детство», вне всякого сомнения, является серьезным проводником в жизнь экологического воспитания дошкольников -в ней представлены биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу. Дошкольники при реализации этой программы обретают начальное, но очень обстоятельное видение и понимание закономерных экологических явлений, взаимосвязей в природе, у них вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе -познавательное, эстетическое, бережное и гуманное. К поступлению в школу они имеют обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь.

Таким образом, «Детство» - это программа не только обогащенного многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноцен-

ного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в бьгту, на отдыхе и на производстве.

Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности — наблюдение, моделирование, труд в природе, игра, изодеятельность и конструирование. С их содержанием и результатом автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, включенная в 4-й раздел «Азбуки экологии», которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года. Это не только внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкормка птиц зимой, но и бережное отношение к ним весной (в очень ответственное время, когда они выводят птенцов), экономия ресурсов планеты (воды и электроэнергии), бережное отношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в детском саду.

В каждом разделе «Азбуки экологии» имеются подразделы «Разнообразие ценностей природы», «Нормы и правша взаимодействия живых существ в природе». Значимо то, что показаны различные аспекты ценности природы для человека - познавательные, эстетические, нравственные и средообразующие. Что касается норм и правил поведения, детей следует ориентировать на правильное взаимодействие с живыми существами, объяснять детям, почему с живыми существами надо обращаться особенно осторожно, бережно, объяснять, какое волшебное значение имеют ласковые, добрые слова утешения и сочувствия, как в них нуждается любое живое существо (растение, животное, человек), попавшее в беду. Но следует иметь в виду и другое обстоятельство: когда правил слишком много, они не выполняются, прежде всего, взрослыми (таков менталитет россиян), поэтому чувство педагогической целесообразности должно подсказать - правил может быть немного, но они должны быть всеобщими и неукоснительно выполняться [6, с. 87-89]

/■Истоки» — это еще одна комплексная программа, созданная психологопедагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную программу, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей в соответствии с уровнем возрастных возможностей и требованиями современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка со взрослым; определенной иерархией видов деятельности; психологическими достижениями ребенка, которые являются свидетельством развития его психики, сознания и личности.

Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: младший - 3-5 лет и старший — 5-7 лет. В каждом из возрастов имеется

главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развития общения ребенка со взрослым и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей [4, с. 47-50].

В целом же можно сказать, что программа «Истоки», интересная по многим параметрам, не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания - она не ставит задачи развития в детях начал экологической культуры, рассматривающей природу как ценность во всех аспектах человеческого развития - познавательного, эстетического, нравственного и физического. В программе имеются важные разделы - здоровье, музейная педагогика, художественное творчество, историко-геогра-фические представления и др., но они не связаны с разделом «Природа и ребенок», а потому не позволяют сформировать в старшем дошкольном возрасте всеобъемлющее представление о природе и взаимодействии человека с ней, не могут создать целостной картины мира, в которой человек и природа связаны крепкими узами. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность: познание природы, общение с ней, отражение ее в искусстве и творчестве детей предполагают много разных видов деятельности, которые можно включить в педагогический процесс [3, с, 89-93].

Программа «Развитие», разработанная коллективом детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые понимаются как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Развитые способности помогают ребенку самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить нужные решения, осмысленно относиться к собственной деятельности. На основе сформированных в младшем дошкольном возрасте сенсорных способностей в среднем и старшем дошкольном возрасте развивается способность к наглядному моделированию.

Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей. В программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников.

Наряду с комплексными в 1990-е гг. создано значительное количество парциальных программ, которые так или иначе выходят на экологическое воспи тание дошкольников, некоторые из них имеют определенную направленность. Ряд психологов создали авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Программа А. Вересова «Мы - земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, направленной на индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный». Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой - личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе [5, с. 79].

Программа «Паутинка» (автор Ж. Л. Васякина-Новикова) развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени).

Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить сопереживание, сочувствие, которое потом трансформируется в содействие.

Программа «Надежда» (автор Т, В. Потапова и др.) также пытается решить вопросы - концепции ребенка и его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится эколого-осознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко — как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения. У ребенка формируется потребность уважать свои права и права других живых существ [7, с. 132-133].

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру. Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на кулыурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают: от того, как научится ребенок мыслить и тонко чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит, как он будет действовать, какие совершать поступки. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, начала нравственного отношения к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных

человеком творениях и самом человеке - его внутреннем мире и созидательных поступках.

Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

Культурологический аспект экологического воспитания представлен и в программе И. Белавиной, Н. Найденской «Планета — наш дом», а также в программе Т, й. Поповой «Мир вокруг нас». К этой же группе можно отнести программу Н. А. Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4—6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы - развитие через эмоциональную сферу познавательного интереса к природе и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенность программы - в ее организации: на каждом занятии (два академических часа два раза в неделю) дети «погружаются в природу» вместе с педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей-рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). Педагог должен всегда достигать «эмоционального неравнодушия» каждого ребенка — автор убежден, что именно «чувство природы» должно стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их приспособленности к среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни людей, древних и современных; детям показывают красоту мира, учат любить его [9-11].

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Программа

Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа» наделена на воспитание гуманного, социально-активного и творческого начал в детях 5-6 лет. Занимаясь по программе, дети приобретают целостный взгляд на природу, на место чело-

века в ней, получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, практического участия в природоохранной деятельности в своем крае [8, с. 79—83].

Одной из первых в 90-х гг. появилась программа «Юный эколог», созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор - С. Н. Николаева), которая включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей. В программе одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, работающих с детьми (ведь только воспитатель, являющийся носителем экологической культуры, способен создать условия для правильного развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие [12, с. 79-81].

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России - педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных, социальных условий, национальных традиций. Такой поиск идет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, на Урале (в Перми, Екатеринбурге), в Сибири (в Тюмени), в Поволжье (в Нижнем Новгороде), в Якутии на Дальнем Востоке, в Центре и на Юге России (в Липецке, Сочи).

Примером может служить программа «Непреходящие ценности природы» (автор Е. В. Пчелинцева), а также региональная программа дошкольного образования Ставрополья «Планета детства», в которой в естественнонаучном экологическом блоке представлены программа «Азбука экологии» и ее научное обоснование (автор Л. И. Грехова). Активность регионов так велика, что уже в 1998 г. состоялась научно-практическая конференция «Региональные системы экологического образования», на которой с самых различных позиций был представлен краеведческий подход в системе непрерывного экологического образования [13, с. 127-130],

Таким образом, представленные отечественные программы экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов, понимание ими экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой, А этого не достичь без интенсивного экологического образования всех людей, начиная; с дошкольного детства.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК УСЛОВИЕ ОБОГАЩЕНИЯ...

Библиографический список

1. Мир, природа и ребенок // под ред.Л.М. Маневцевой. - СПб., 1998.

2. Педагогика раннего возраста: (Программа «Кроха»): учебное пособие // Под ред. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетковой. — М., 1998.

3. Фабри, К. Э-, Николаева С.Н. Теоретические основы ознакомления дошкольников с процессами развития в живой природе. - М., 1990.

4. Истоки: базисная программа развития ребенка— дошкольника. - М., 1997.

5. Рылеева, Е. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9.

6. Кондратьева, Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы». -СПб., 1999.

7. Потапова, Т. В., Кыкнадзе С. Г. Надежда: программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии. - Пущено, 1998.

8. Рыжова, Н. А. Я и природа: учеб. пособие. - М., 1998.

9. Белавина, И. «Планета - наш дом» // Обруч. - 1977. - № 2.

10. Попова, Г. И. Мир вокруг нас: материалы комплексной программы культурно-экологического образования нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1998.

31. Рюкбейль, Н. А. Программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Чувство природы». - М., 1999.

12. Николаева, С. Н. Юный эколог; программа и условия ее реализации в детском саду. - М., 1999.

13. Региональная программа экологического дошкольного образования «Планета детства». - Ставрополь, 1995.

УДК 37.08/31

Т Ю, Киселева

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СРЕДА, КАК УСЛОВИЕ ОБОГАЩЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Искусство на всех этапах исторического развития сохраняло особую социально-психологическую роль в трансляции содержания культуры в своеобразном эмоционально-практическом выражении и способствовало развитию личности и ее социализации.

Современная педагогическая практика общественного воспитания свидетельствует не только об отрыве воспитания от обучения, но и о явной деформации педагогического процесса в сторону однобокого доминировав ния интеллектуальных ценностей над духовными. Это связано с резким повышением социального престижа интеллекта и научного знания. Педа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.