Научная статья на тему 'Экологическое воспитание: работа с родителями'

Экологическое воспитание: работа с родителями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЛОБАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕМЕЙНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / GLOBAL CULTURE / STAGES OF PROJECT ACTIVITY / FAMILY ENVIRONMENT PROJECT / COOPERATION OF FAMILY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыкова Ольга Александровна

Экологическая культура как форма общественного сознания. Практическая сторона экологического воспитания. Этапы проектной деятельности. Семейные экологические проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание: работа с родителями»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: работа с родителями

Ольга Александровна Зыкова,

Институт психолого-педагогических проблем детства РАО

Практическая сторона экологического воспитания приобретает сегодня иные значения. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать глобальное воспитание. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребёнку простую и убедительную мысль: люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь.

• экологическая культура • глобальное воспитание • этапы проектной деятельности • семейный экологический проект • сотрудничество семьи и образовательного учреждения

п

равильное отношение к природе построено на интересе к природе, знании её разнообразных явлений, законов, понимании жизни растений и животных. Такое осознанное отношение появляется лишь тогда, когда у человека заложены основы экологической культуры.

Феномен экологической культуры включает знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; чувство ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. «Она охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности».

Период жизни детей до 9—10 лет является сенситивным для развития чувственного восприятия природы, положительно-эмоционального отношения к ней. Главное — не упустить момент и вовремя начать развивать осознанно-правильное отношение к природе в детском саду и начальной школе. Между тем воспитание активного и бережного отношения к природе исключительно теоретическим путём, накоплением знаний без эмоционального «заражения» ребёнка со стороны близких и авторитетных для него людей даёт недолговременный и непрочный результат.

В дошкольных учреждениях, начальной школе нередки попытки ограничиться экологическим образованием, т.е. обучать детей знаниям, умениям и навыкам в сфере охраны природы так же, как обучают чтению, математике и другим предметам. Такой подход не учитывает специфики формирования экологической культуры именно как новой формы общественного сознания.

Общественное сознание в любой своей форме возникает обязательно с участием воспитания, а не только обучения. Поэтому воспринимать проблему развития экологической культуры детей изолированно от семьи недопустимо.

Чуткое и бережное отношение к природе, элементарное знание её законов, умение правильно взаимодействовать с ней и любить всё живое сформируются у детей настолько, насколько правильно педагог сможет выстроить работу по экологическому воспитанию, заинтересовав не только детей, но и их родителей. Экологическая культура детей находится в прямой зависимости от культуры воспитывающих их взрослых.

Как вовлечь семью в экологическое воспитание детей? Какие формы взаимодействия наиболее эффективны? Каким содержанием наполнить сотрудничество образовательного учреждения и родителей? Как вовлечь в совместную работу как можно большее количество семей? В поиске ответов на эти вопросы необходим совместный поиск науки и практики, семьи и школы.

Одна из форм сотрудничества семьи и образовательного учреждения, которая на практике доказала свою эффективность, — проектная деятельность. Метод проектов относится к числу основных инновационных методов обучения в школе как метод личност-но ориентированного развития детей. Основная его цель в том, чтобы предоставить детям возможность самостоятельно приобретать знания в решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

В нашем случае проект предполагает совместную деятельность ребёнка и родителей по определённой теме. Для ребёнка это форма познания окружающего мира, а для взрослых — возможность наполнить своё времяпрепровождение с детьми интересной, полезной и занимательной деятельностью.

Этапы проектной деятельности

Подготовительный. Выбор темы исследования, поиск интересной информации для родителей по теме проекта. Родителям необходимо максимально ясно донести цель и содержание предлагаемой исследовательской деятельности, формы предоставления её результатов. Такая информация может быть оформлена в «адресные брошюры» для каждой семьи, стенгазету, папку-передвижку, листовки, письма и пр. Этот этап очень значимый, ведь необходимо заинтересовать родителей, убедить, насколько важна эта деятельность для развития ребёнка. Для большей эффективности желательно переговорить с каждой семьёй.

Практический. Непосредственная совместная деятельность родителей и детей по реализации проекта: сбор материалов, накопление свидетельств деятельности в природе — фотографий, рисунков, поделок; творческое оформление результатов работы. Этот этап самый продолжительный во времени и может длиться от месяца до нескольких лет.

Итоговый. Предполагает подведение итогов работы: открытые мероприятия, на которых родители и дети рассказывают о проводимом исследовании, организация выставки детско-родительских работ, поощрение участников.

В проектной деятельности родителей с детьми очень важна чёткая её организация:

• Необходимо доступно и подробно рассказать родителям о том, что представляет собой проект, какое содержание предусматривает и в какой форме могут быть предоставлены результаты проектной деятельности.

• Необходимо показать, зачем проект нужен детям, какие качества он развивает, как способствует интеллектуальному

и личностному развитию ребёнка.

• Рекомендовать родителям учить детей наблюдать — обращать внимание на различные явления природы, учить их высказываться, давать определения, находить причину и следствие, делать выводы; своим примером (действиями, поступками, словами, поведением) воспитывать бережное отношение ко всему окружающему.

• Целесообразно проявлять интерес к участникам проекта, их деятельности по ходу его выполнения.

• По окончании срока проекта важно своевременно собрать материалы, подготовленные его участниками, оформить выставку работ и обсудить их на занятиях с детьми, на котором каждый ребёнок-соавтор проекта рассказывает о совместном с родителями семейном исследовании.

• В завершении проекта должно быть поощрение его участников: благодарственные письма (грамоты) взрослым, небольшие подарки или сувениры детям.

При такой организации каждый проект становится значимым событием, связующим звеном в эколого-воспитательной работе образовательного учреждения и семьи.

Приведём примеры нескольких проектов для детей и их родителей. Их задачи: побудить родителей совместно с детьми к намеренному общению с природой, природонаправленной деятельности, а также развивать интерес и любовь к природе, экологическую культуру у детей и их родителей.

На страницах адресной брошюры напечатан текст проекта и обращение к семье:

Уважаемые родители (фамилия, имя, отчество)!

Вне зависимости от того, где вы планируете провести это лето, возможность общения ребёнка с природой есть везде. Мы предлагаем возможные варианты такого общения. В каждой семье могут быть свои варианты взаимодействия с природой. В сентябре мы будем рады увидеть результаты вашего совместно

с детьми проведённого на природе летнего времени. Результаты могут быть представлены в виде записанных детских рассказов, рисунков, поделок, фотографий или в другой форме.

Желаем успеха и ярких впечатлений этим летом!

Синдром дефицита общения с природой» — причина многих серьёзных проблем: ожирения, агрессии, расстройства внимания, депрессий. Природа же помогает ребёнку обрести душевное равновесие, она может стать для него источником глубоких переживаний и творческих озарений. Детям необходимо общение с природой! Их нужно учить чувствовать природу: слышать её звуки, видеть ритмы явлений, красоту растений, целесообразность процессов, происходящих в каждой травинке, в каждом листочке. Природа развивает все сферы личности ребёнка — нравственную, умственную, физическую, эстетическую и волевую.

Как же сделать общение ребёнка с природой развивающим?

С самого начала важно дать ребёнку понять, что в природе всё живое, оно не может говорить, но всё чувствует — и травинка, и букашка, и столетний дуб. Природа — это интереснейший мир, полный загадок. Растения, животные (звери, насекомые, рыбы, птицы) — такие же живые существа, как и мы, но живут они иной жизнью, и чтобы её увидеть, нужно быть очень внимательным. Умение наблюдать и делать выводы — очень полезное качество, которое пригодится ребёнку в жизни. Природа как объект наблюдения предоставляет нам безграничные возможности.

Если во время прогулки вы видите, что ребёнок остановился, его внимание что-то привлекло, постарайтесь не торопить его. Искренне поинтересуйтесь, что приметил ваш малыш. И не спешите сразу

Семейный экологический проект «Наше лето»

давать ответы на его вопросы, лучше задайте вопрос-помощник — пусть ребёнок поразмыслит и найдёт ответ сам. Например, на вопрос, почему после дождя на дорожках много червяков, можно спросить: нужен ли червячку воздух? Затем: «Может ли червяк спокойно дышать под землёй, если она вся пропиталась водой?» Возьмите с собой на прогулку лупу. Пусть малыш превратится в маленького исследователя. Одно из главнейших правил поведения в природе: «Не разрушай!» в первую очередь следует выполнять взрослому, ведь по его примеру действует и ребёнок.

Наблюдать за вечно спешащим муравьём, слушать пение птиц или шум прибоя, вдыхать пряные и сладкие запахи полевых цветов, пробежаться босиком по траве или тёплым морским камушкам — такие впечатления не только обогатят палитру ощущений ребёнка, но и помогут ему стать более восприимчивым ко всему, что его окружает.

Где бы вы ни провели это лето, пусть оно будет наполнено яркими впечатлениями и положительными эмоциями!

Лето в городе. Выключайте телевизор и отправляйтесь с ребёнком на прогулку туда, где можно подышать свежим воздухом, вживую увидеть различные виды деревьев, цветов, насекомых и птиц.

Поиграйте с ребёнком в игры «Кто больше покажет и назовёт видов деревьев (цветов, кустарников, трав)», в такой игровой форме (а не по картинкам!) ребёнок на всю жизнь запомнит названия, внешний вид, запах растений. Интересна игра в «Угадайку»: взрослый и ребёнок по очереди загадывают друг другу загадки. Например: «Я вижу то, что ты пока не видишь! Оно красивое, окрашено в сиреневый цвет». Ребёнок оглядывается, ищет глазами и, наконец, замечает грозди цветов на кустах сирени. Затем они меняются ролями. Такая игра очень занимательна, развивает наблюдательность, речевые умения.

Не забывайте привлекать внимание детей и к красоте природы, причём концентрируйте внимание на конкретном объекте — растении, цветке, облаке, так вы воспитаете в своём ребёнке чувство прекрасного. Всевозможный природный материал, который вы без труда найдёте в парках (веточки, шишки, обломки коры, камешки), поможет не скучать и в дождливый день. Изготовление поделок, предметов для игр и декора будет развивать не только творчество, но и мелкую моторику рук.

Лето на даче. Это новые впечатления, обогащение жизненного опыта и знаний об окружающем мире, польза для здоровья. На даче ребёнка можно познакомить с «волшебным семечком», в котором помещается и корень, и стебель, и листочки, и даже плоды растения. Но волшебство будет действовать, если семечко окажется неглубоко под землёй, ему будет тепло и сыро, солнышко будет светить на этот участочек земли и кто-то добрый по мере необходимости будет её поливать. Удержание в памяти сразу нескольких условий «волшебства», необходимость ждать, реальная забота о семечке развивают волевые, нравственные, умственные качества ребёнка, воспитывают интерес к явлениям природы и любознательность.

Если ребёнок проявит желание, можно выделить ему собственную маленькую грядку. Пусть малыш посадит на ней два-три вида растений. Ваша задача — подпитывать его интерес, восхищаться его успехами и переживать вместе с ним неудачи, но уход за грядкой на себя не перекладывать. Положительные эмоции, которые малыш испытает при всходах, росте, цветении растений и сборе урожая (или любовании распустившимися цветами) окупят его старания сполна. Если на грядке ничего не вырастет — не беда! Отрицательный результат — тоже результат, тогда обсудите с малышом, почему это произошло.

Лето на море. Природа здесь иная, непривычная — гладкие камни, узорчатые ракушки, зернистый песок, необычная

растительность, бесконечная даль моря. Расскажите о подводном царстве и его обитателях — разноцветных рыбах, морской траве — водорослях, о том, что ракушки, найденные на берегу, раньше служили домиком какому-нибудь морскому жителю, что в море, в отличие от реки и озера, всегда солёная вода, пресноводные обитатели не могут жить в море и наоборот. Если есть такая возможность, сводите ребёнка в океанариум, будет хорошо, если то, о чём вы рассказываете, малыш сможет увидеть собственными глазами.

Собирайте вместе интересные находки, коллекционируйте их! Вернувшись домой, вы сможете сделать морскую экспозицию. Кроме того, интересные камушки, ракушки — прекрасный материал для поделок, идеи для которых можно подсмотреть на сувенирных прилавках курорта. Не жалейте времени на совместное с детьми творчество!

Вот ещё одна листовка для родителей:

Уважаемые родители!

Предлагаем провести вместе с вашим ребёнком совместное исследование. Надеемся, что у вас появится интерес к выбранной теме исследования. Выберите наиболее интересную тему:

• Наше домашнее животное.

• Зелёная грядка на нашем окне.

• Как помочь птицам пережить зиму.

Исследования проводятся с октября по апрель этого учебного года. Итоги детско-родитель-ских исследовательских проектов мы подведём в апреле: будет организована выставка, на занятиях с детьми обсудят их домашнее исследование.

«а I

Желаем вам интересных открытий!

Если вы выбрали тему «Наше домашнее животное», то его содержанием станут совместные с ребёнком наблюдения за вашим питомцем в разные моменты жизни, поручение ребёнку частичного ли полного ухода за животным, специальное создание ситуаций, в которых животное может проявить себя по-особенному. Например, дать котёнку на выбор молоко и рыбку — что ему больше по вкусу? Или сделать из картона новый дом для хомячка —

согласится ли он в нём жить? Научить собаку выполнять новую команду или выучить попугая разговаривать — здесь уже проявляется ваша совместная фантазия. Главное условие — гуманность. Исследование домашнего питомца должно быть обширным и всесторонним.

Результатом будет записанный и проиллюстрированный рассказ о питомце, который можно составить и от лица самого животного в виде автобиографии («Я, кот Мурзик, родился...»), это могут быть и фотографии со смешными подписями.

Важно здесь всё: и знакомство ребёнка с питомцем, и совместная исследовательская деятельность родителей и малыша, и воспитание любви и бережного отношения к животному.

Если вас привлекла тема «Зелёная грядка на нашем окне», можно выбрать любое растение для выращивания. Это могут быть цветы и огородные культуры, можно попробовать вырастить из семени дерево, например, дуб, клён или даже мандарин. Важно, чтобы ребёнок видел, как происходит «чудо» появления нового растения из маленького семечка.

Цель проекта — совместная исследовательская деятельность родителей и малыша, приобретение знаний, о том, что растения тоже живые существа, которым нужны забота, питание, тепло и свет; а также воспитание к ним любви и бережного отношения.

Этот проект предполагает, что на его осуществление потребуется определённое время. Это способствует развитию терпения, умения сосредоточиваться на долговременной цели, достигать её.

Учтите, пожалуйста, что зимой световой день короток и не все растения могут довольствоваться лишь тем светом, которое даёт им солнце. Фасоль, горох, овёс, кресс-салат, укроп, листовая

горчица не требуют дополнительного освещения, многим же овощным культурам оно необходимо. Для исследования можно посадить и несколько видов растений, ведь есть вероятность, что что-то будет расти удачно, а что-то не пойдёт. Если посадить растение в прозрачную ёмкость, малыш сможет наблюдать и корни растения.

Результатом проекта будет рассказ о том, что и как вы вырастили, рассказ может быть составлен и от лица самого растения в виде автобиографии («Я, фасоль, сначала была семечком с ноготок...»).

Тема «Как помочь птицам пережить зиму» очень интересна тем, что есть возможность помочь живым существам в трудной ситуации. Содержанием исследования станет изготовление кормушки для птиц (можно закрепить её за окном либо в парке или сквере неподалёку от дома), систематическая подкормка, наблюдение, зарисовка или фотографирование «гостей» вашей кормушки. И вам, и ребёнку доставит радость помогать пернатым в холодное и голодное для них время. Познавательно для малыша изучать виды зимующих птиц, их предпочтений в еде. Необходимо проводить исследование на протяжении всей зимы, и тогда будет достигнута цель проекта — у ребёнка появится желание помогать живым существам, заботиться о них не время от времени, а постоянно.

Результатом исследования будет рассказ «Как мы зимой кормили птиц» или «Зимующие птицы у нашей кормушки», детско-ро-дительские рисунки птиц, прилетавших к кормушке, фотографии и поделки.

Семейный экологический проект «Наше дерево»

Уважаемые родители!

Предлагаем вам принять участие в исследовательском проекте «Наше дерево».

Наши дети знают об обитателях жарких стран и морского дна, могут рассказать о пустыне и северном полюсе, но порой о том, что находится в непосредственной близости от них, они не могут сказать и двух слов. Речь идёт о. деревьях.

Этот проект ставит своей целью обогатить знания детей о растительном мире, показать ребёнку, что деревья — живые существа (о чём дети порой не догадываются!), развивать наблюдательность, умение вести длительное исследование, а также в совместной деятельности детей и родителей воспитывать любовь и осознанное отношение к окружающей природе.

Каждая семья выбирает для исследования дерево, которое находится неподалёку от дома и доступно для наблюдений в течение всего года. Начиная с лета и заканчивая поздней весной наблюдайте за деревцем, изменениями, которые с ним происходят, делайте зарисовки, фотографии, собирайте гербарий для того, чтобы по окончании проекта ребёнок мог не только рассказать о своём семейном исследовании, но и проиллюстрировать свой рассказ:

• Какое это дерево?

• Какие у него листья, кора, цветы, плоды?

• Как оно меняется в течение года?

• Кто дружит с деревом (какие птицы, насекомые, животные)?

• Когда оно цветёт? Даёт плоды? Распускает листочки?

• Что интересного об этом дереве вы узнали из своих наблюдений, книг, других источников?

Результатом проекта станут альбом, стенгазета, тетрадь с рисунками, фотографиями, гербарием, рассказами или сказками о вашем дереве, о том, что интересного вы о нём узнали. Можно придумать вашему дереву имя.

Пусть ребёнок познакомится с окружающим миром природы, который близок ему и одновременно так далёк. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.