Научная статья на тему 'Экологическое воспитание обучающихся через индивидуальную проектную деятельность'

Экологическое воспитание обучающихся через индивидуальную проектную деятельность Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
105
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание обучающихся через индивидуальную проектную деятельность»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А. В. Худова, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума

Правительство Российской Федерации обес-покоено тем, что вот уже который год экологическая ситуация в стране ухудшается. Ведущие специалисты в области экологии уже бьют тревогу, предупреждая об угрозе экологической катастрофы. Для решения данного вопроса на должность специального представителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта назначен С. Б. Иванов.

5 января 2017 года президент страны подписал указ о том, что 2017 год станет Годом экологии. Необходимо привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с нашей природой и охраной окружающей среды, ее загрязнением и последствиями этих загрязнений. Мероприятия Года экологии призваны улучшить экологическую обстановку в стране, что должно отразиться не только на общем состоянии природных ресурсов и комплексов, но и на отношении граждан к экологическим проблемам.

К проблемам экологии в Кемеровском горнотехническом техникуме обратились задолго до этого указа. Обучающиеся нашего техникума регулярно участвовали в акциях: посадка деревьев, очистка берега Томи, уборка и вывоз мусора, сбор макулатуры и отработанных батареек и др. С 2014 года преподаватели техникума З.А. Иванникова и A.B. Худова тесно сотрудничают с Областным комитетом природных ресурсов, проводят исследовательскую работу, с ее результатами выступают на научно-пракгиче-ских конференциях, участвуют в экологических акциях различного уровня.

В декабре 2015 года в экологическом вестнике Кузбасса «ЭКОвек» была опубликована статья «Студенты КГТТ исследуют экологическую проблему», в которой З.А. Иванникова и А. В. Худова рассказали об экологической проблеме региона, включении студентов в ее решение.

19 февраля 2016 года студенты 1-го курса успешно выступили на ежегодном Кузбасском образовательном форуме на секции «Экология». Данный опыт участия положительно скажется на дальнейшем развитии ребят в области исследовательских проектов.

В 2012 году был принят Федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего общего образования, который учитывает возрастные, индивидуальные особенно-

сти и способствует самообразованию обучающихся при получении среднего общего образования. Требованием к условиям реализации основной образовательной программы и самореализации является выполнение индивидуального проекта (ИП) всеми обучающимися в рамках учебного времени и создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся». Особенно это важно сейчас, когда отмечается большое количество проблем экологического характера.

Внесение в ФГОС СОО требований по выполнению индивидуального проекта позволило расширить спектр исследований экологических проблем. Например, мы обратились к проблеме утилизации отходов. В Кемеровском горнотехническом техникуме регулярно проводятся акции «Полиэтилену — НЕТ». Целью данной акции является привлечение внимания студентов к проблемам губительного воздействия полиэтиленовых пакетов на окружающую среду, разрушения земного покрова, перенаполнения мусором в городах и проблемам формирования экологической культуры. После проведения очередной акции у обучающихся возник вопрос: «Действительно ли биодеградальные материалы разрушаются под влиянием факторов окружающей среды?».

На этот вопрос мы смогли ответить выполнением индивидуального проекта, который был осуществлен под строгим контролем преподавателя химии. Тема данного проекта — «Биодеградальные материалы. Правда или миф?». Работа над проектом выполнялась в два этапа. Первый этап исследования — физические методы воздействия на пакеты (в сравнении полиэтиленовые и биодеградальные). Обучающиеся проверяли образцы на способность к деформации, прочность и водопроницаемость. Второй этап—лабораторные методы воздействия на исследуемые образцы: высокими и низкими температурами,

26

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №3 (54) 2017

химическими реактивами (дистиллированной водой, соляной кислотой, серной кислотой (разбавленной и концентрированной) и растворителем.

В результате проведенной работы студенты убедились, что полиэтилен не изменился ни в одном из реакционных препаратов, в то время как с бисдеградальным пакетом произошли незначительные изменения. Главным критерием продуктивного завершения поставленных цепей станет сознательный подход и ответственное понимание всей остроты и важности проблем экологии. Основная цепь мероприятий — консолидация усилий по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и повышению экологической культуры населения.

Обучающиеся были воодушевлены, когда узнали, что в рамках Года экологии в России будет уделено большое внимание проблеме утилизации мусора, которую они детально изучили:

в 2017 году будет рекультивировано более 20 полигонов ТБО;

в Московской области и Казани планируется запуск инновационного пилотного проекта «Нулевое захоронение отходов»;

в десятках регионов будут открыты новые мусоросортировочные, мусороперерабатываю-щие комплексы и центры обращения с отходами;

во всех регионах страны будет продолжено внедрение системы сбора ртутьсодержащих и опасных отходов;

будет продолжено формирование рыночных условий для активного введения раздельного сбора отходов.

Это не единственный экологический проект, выполненный в рамках реализации ФГОС СОО по дисциплине «Химия». Например, обучающиеся в этом учебном году занимаются исследованиями по следующим проблемам:

• влияние ионов тяжелых металлов на биосферу;

• экологическая правда;

• автомагистраль, снег, почва, растения;

•оценка качественного состава популярных

в РФ чипсов.

В ходе работы над индивидуальными проектами мы достигли главной цепи — сформировали негативное отношение студентов к загрязнению окружающей среды. Отрицательное восприятие каждым отдельным человеком своего вклада в общую мусорную свалку и понимание возможности сокращения количества выбрасываемого мусора являются необходимыми для сохранения природы Кемеровской области и России.

ИССЛЕДОВАНИЕ СТУДЕНТАМИ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

С. А. Чеченина, преподаватель Анжеро-Судженского педагогического колледжа

Один из важнейших аспектов современной жизни — экологическая культура, которая определяется не только знаниями о природе и способах ее защиты, но и характером отношения людей к своему здоровью и к окружающей среде. Однако, как показывает статистика, все люди понимают, что здоровье зависит от наследственности, окружающей экологической среды, образа жизни, но не считают значимым влияние внешних факторов (окружающей обстановки) на состояние здоровья. Так и студенты нашего колледжа считают, что на их здоровье вли-

яют глобальные проблемы (экологическая обстановка в мире, наследственность, вредные привычки) и никак не связывают влияние внутренней обстановки в колледже на свое здоровье. Отсюда возникли противоречия между пониманием, что здоровье — это со-

<гОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» №3 (54) 2017

27

;УЗБАССКАЯ ВЫСТАВОЧНАЯ КОМПАНИЯ

ЭКСПО СИБИРЬ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.