Научная статья на тему 'Повышение педагогической компетенции преподавателей техникума в области экологического образования'

Повышение педагогической компетенции преподавателей техникума в области экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение педагогической компетенции преподавателей техникума в области экологического образования»

прессе, необходимо получить разрешение на выезд за пределы «Экодрома». С капитанами команд проводится конкурс «Экознаки» на знание экологических правил поведения человека в природной среде. Успешно справившимся с первым испытанием капитанам вручаются маршрутные листы, и команды расходятся по станциям. За каждой станцией закреплен дежурный и его помощник, которые инструктируют команды, следят за прохождением квеста. Самым интересным, как позже признались участники квеста, оказалось задание, по условию которого среди портретов знаменитых личностей нужно было узнаггь человека, внесшего значительный вклад в развитие экологии. На оборотной стороне правила но угаданного портрета — описание следующих шагов, необходимая подсказка: название книги, в которой находится очередной пазл. После прохождения всех станций участники возвращаются на стартовую площадку и направляются к месту заключительного этапа квеста, где складывают из найденных пазлов свое слово и закрепляют его на отведенном месте. В результате выстраивается фраза «Люби свой фай!», которая иллюстрирует один из важнейших принципов экологического поведения. Человек, который знает и любит свою землю, никогда не навредит ей, а только защитит и преумножит ее богатства.

В ходе подготовки мероприятия выяснилось, что в квесте невозможно массовое наблюдение за процессом игры. Поэтому в ожидании возвращения отважных «спасателей» гости и болельщики отправились в виртуальную экоэкскурсию по земле региона, рассмотрели основные современные экологические проблемы и пути их решения, узнали об экологических акциях, проводимых в Кузбассе, и о мероприятиях по благоустройству родного города. Индивидуальный предприниматель, руководитель организации «ЭКО-АС» Е.А. Матросова поделилась опытом работы по сбору и сортировке твердых бытовых отходов в Анжеро-Судженске. Виртуальная экскурсия сопровождалась презентацией, большая часть иллюстраций и фотографий которой взято из фотоархива колледжа. В завершении экскурсии члены творческой мастерской представили вниманию зрителей коллекцию одежды и выставку работ из полиэтиленовых пакетов «Жить в стиле ЭКО». Экскурсия может служить самостоятельным полноценным экологическим мероприятием, которое можно проводить на часах общения и классных часах со студентами и школьниками.

Библиотечный квест «Экологичекий экспресс» в колледже стал стартовой площадкой для проведения всех последующих мероприятий, посвященных Году экологии.

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИКУМА В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. Ю. Куколева, начальник учебно-методического отдела Кемеровского профессионально-технического техникума

Ухудшение экологической обстановки в мире повысило интерес к экологическим проблемам и поискам их преодоления. В системе среднего профессионального образования (СПО) экологическое образование приобретает особую значимость. Кемеровский профессионально-технический техникум уделяет большое внимание экологическому образованию и воспитанию обучающихся, потому что выпускник учреждения СПО в современных условиях должен уметь прогнозировать свой «профессиональный мир» с позиции целостности экосистемы, осознания роли человека в сохранении ее.

В техникуме большая часть обучающихся получает специальность или профессию, связан-

ную с автомобильным транспортом, в связи с чем необходимо дать им дополнительные знания о влиянии авто-

транспорта на окружающую среду, безопасном обращении с горючими и токсичными веществами при работе автомобильного транспорта, развивать у них

экологически грамотное поведение. Для получения необходимых знаний в основную образовательную программу была введена учебная дио-

циплина «Экологические требования в автомобильной отрасли».

В плане работы техникума большое количество внеурочных мероприятий экологической направленности. Преподаватели проводят классные часы, где обращаются к проблемам экологии. В техникуме созданы и работают более 20 кружков, в которых в той или иной степени занимаются экологическим воспитанием студентов. Педагог-библиотекарь формирует различные экологические выставки. Обучающие оформляют стенгазеты, принимают участие в проведение экологических акций, выпускают фоторепортажи в студенческой газете «АвтоТех-лайф». Активно ведут исследовательскую деятельность, представляют свои проекты на конкурсах, конференциях, круглых столах и семинарах различного уровня.

Для эффективной работы с обучающимися техникум придерживается поэтапного подхода. Большая ответственность ложится на преподавателей, которые должны применять разнообразные методы и приемы для совершенствования знаний обучающихся как практических, так и теоретических. Администрация техникума, осознавая важность данной проблемы, расширяет и совершенствует сотрудничество с социальными партнерами.

Ежегодно различные организации проводят большое количество мероприятий экологического направления для обучающихся, чего нельзя сказать о мероприятиях для преподавателей. Особую актуальность имел областной семинар для преподавателей общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин по теме «Методика преподавания дисциплин «Экология» и «Основы природопользования» в профессиональной образовательной организации», прошедший с 18 по 20 апреля 2017 г. на базе Кузбасского регионального института развития профессионального образования.

Цель данного мероприятия:

• формирование культуры «зеленого» потребления и экологически безопасного устойчивого образа жизни населения;

• формирование экологически сообразного здорового образа жизни;

• развитие межкультурных коммуникаций;

• трудовая и профессиональная ориентация молодежи на включение в «зеленую» экономику страны.

В ходе семинара были раскрыты вопросы экологического воспитания обучающихся техникумов с использованием различных форм, методов и технологий, современных моделей эко-

логического образования, а также рассмотрено программно-методическое обеспечение преподавания дисциплин «Экология» и «Основы природопользования» в системе ПОО в условиях реализации ФГОС.

Семинар включал теоретическую и практическую части. Информационным фоном являлась выставка литературы по теме семинара, каталог сайтов и демонстрация интерактивных форм занятий, которые формируют метапредметные результаты в подготовке специалистов СПО.

В первый день выступила кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин КРИРПО J1. В. Гридаева, познакомив слушателей с основными нормативными документами по вопросам экологического воспитания и образования.

Далее участники семинара прослушали выступление преподавателя Кемеровского техникума индустрии питания и сферы услуг Л. С. Коньковой о профессиональной направленности экологического образования при разработке программы курса «Основы природопользования». Ж. В. Рагузина, преподаватель Кемеровского профессионально-технического техникума рассказала об использовании интернет-ресурсов для обучения, таких как «Всероссийский экологический урок», «Всероссийский экологический диктант». После чего преподаватели обменялись опытом работы по экологическому воспитанию и образованию обучающихся.

Второй день семинара был не менее плодотворен и интересен. Преподаватель Мариинско-го политехнического техникума И. Б. Немеро-ва поделилась собственным опытом разработки учебно-методических документов.

В практической части второго дня Е. В. Васина, кандидат биологических наук, доцент кафедры общеобразовательных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин КРИРПО предложила преподавателям с учетом всех нормативных документов совместно разработать программу по дисциплине «Экология» для обучающихся техникумов. В ходе работы педагоги познакомились с особенностями составления данной программы.

В последний день семинара главный специалист Областного комитета природных ресурсов и экологии Кемеровской области O.A. Сухих озвучила экологические проблемы Кузбасса, а также рассказала об экологических мероприятиях, которые организует и проводит ГКУ комитет совместно с КРИРПО. Этот опыт можно использо-

вать при организации самостоятельной и внеаудиторной работы обучающихся техникумов.

Итоги семинара подвела Л. В. Гридаева, подчеркнув, что каждый из участников имел возможность свою компетентность в вопросах экологического воспитания, поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме, установить тесное сотрудничество между преподавателями учреждений.

Администрация Кемеровского профессионально-технического техникума считает, что в настоящее время нарушение экологических законов можно остановить, только подняв на должную высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать прежде всего через образование. В связи с чем нужно не забывать о необходимости непрерывного образования и самообразования преподавателей и оказывать им методическую помощь.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

Т. В. Лошакова, преподаватель Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума

Кемеровская область относится к тем регионам Российской Федерации, где экологическая проблема стоит наиболее остро. Государственной экологической экспертизой России область по степени градации окружающей среды и состоянию здоровья населения отнесена к зоне экологического бедствия. Корень проблем, конечно, угледобывающая отрасль: добыча угля открытым способом, после которой на территории области остается «лунный» ландшафт. Вносят свою лепту и знаменитый «Азот», транспорт, котельные, работающие на угле, устаревшая очистная система канализации и водозабора, растущая площадь свалок. .. Какие-то из этих проблем решить, конечно, можно. Для этого необходимо просвещение населения, формирование экологической грамотности. У подрастающего поколения необходимо воспитывать экологическую культуру и способствовать формированию навыков здорового образа жизни.

Формирование экологической культуры заключается в воспитании у студентов ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной работы профессиональной образовательной организации по формированию у студентов системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентации

В педагогической науке определены основные принципы экологического образования студентов, а именно: меедисциплинар-ный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности студентов по изучению и улучшению окружающей среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем.

Основным средством формирования экологической культуры призвана стать целенаправленная система экологического образования. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главную цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в систему образования, а стать одной из ее основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.