УДК 368.1:574 ББК У271.321.5
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ*
К. А. Наминова
Современный этап развития российской экономики, сопровождаемый политическими изменениями, административной реформой и децентрализацией полномочий, обусловил накопление положительных и отрицательных эколого-экономических последствий.
Отрицательные экологические изменения превысили внешние экономические результаты, и можно констатировать, что в настоящее время человечество переживает этап экологического кризиса, суть которого заключается в возникших противоречиях между безграничными возможностями человеческой деятельности и ограниченными возможностями биосферы в ресурсном обеспечении этой деятельности. То есть, эколо-го-экономические проблемы, возникшие в середине XIX века, не нашли своего решения в XX веке, обострились к началу третьего тысячелетия. Так, на рубеже XX-XXI вв. стала формироваться новая модель развития всей цивилизации [Натырова 2005: 3].
Очевидность этих процессов показала, что колоссальный рост масштабов человеческой деятельности в настоящее время придал качественно новые формы антропогенному воздействию на окружающую среду, сделав его по ряду параметров глобальным, сопоставимым по силе с геологическими процессами и ощутимо подрывающим как основы экономического воспроизводства, так и привычные условия жизнедеятельности.
Выходом из этой ситуации является общемировая реализация мировых национальных стратегий устойчивого развития, отраженных наиболее полно в «Повестке дня на XXI век», принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Данный документ включает решение наиболее острых экономических и экологических проблем государства и в перспективе, к середине XXI в. — формирование ноосферы — сфе-
ры разума, где мерилом национального богатства выступают духовные ценности и знания человека, живущего в согласии с окружающей средой и природой. Кроме того, здесь затрагивается и региональный аспект, мероприятия которого достаточно широки: осуществление природоохранных мероприятий, практическая работа по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия.
Особый интерес в рамках развития Республики Калмыкия вызывают пути развития сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почвы и ее защите от эрозии и загрязнения, создание системы социальной защиты сельского населения и др.
В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, для реализации обеспечения устойчивого природопользования выделены следующие ключевые задачи: неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов. Для чего необходимы: внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели устойчивого развития Российской Федерации, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов; сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств; сохранение разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовос-производству; максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, мини-
* Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта ФГБОУ ВПО «КалмГУ»-№ 878.
115
мизация отходов при их добыче и переработке; минимизация ущерба, наносимого природной среде при разведке и добыче полезных ископаемых, и др. [Об экологической 2002].
На основе концепции устойчивого развития ведутся интенсивные поиски методов интеграции экологических факторов в экономическое управление, в том числе использование экологических стандартов, развитие экологического страхования и др.
В зарубежных странах институт экологического страхования стал формироваться с 50 гг. XX в. и включал виды страхования рисков, связанных с загрязнением окружающей среды. Так, в Швеции по итогам ряда исков был установлен лимит страховой ответственности по экологическому страхованию в объеме 4 млн дол. Первоначально страхование ответственности за загрязнение окружающей среды в результате технической аварии являлось элементом договора страхования ответственности предприятий. В настоящее время отдельные работы посвящены методике страхования в случае не только аварийного, но и текущего загрязнения окружающей среды в рамках отдельных договоров страхования.
Хотя экологическое страхование в России существует не так давно, Министерство природы уже инициировало проведение эксперимента по развитию экологического страхования. Эксперимент проводился в соответствии с Положением о порядке проведения эксперимента по развитию экологического страхования, утвержденным приказом Минприроды России от 26 июля 1994 г., на базе Архангельской, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Иркутской областей, Краснодарского края, г. Санкт-Петербурга, Сергиево-Посадского района и г. Электростали Московской области.
Основными задачами эксперимента являлись:
- укрепление и развитие системы добровольного экологического страхования в регионах;
- экспериментальная апробация элементов обязательного экологического страхования на региональном уровне;
- поиск путей бюджетного и внебюджетного финансирования развития экологического страхования;
- разработка регионального механизма отнесения экологических страховых платежей предприятий и организаций к природоохранным мероприятиям, засчитываемым в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды;
- разработка механизма взаимодействия территориальных органов охраны природы, администраций, предприятий и страховщиков в проведении экологического аудита предприятий и производств, определении ставок и способов уплаты страховых взносов и организации превентивных природоохранных работ.
Однако в современных условиях как обязательная, так и добровольная формы экологического страхования должным образом все еще не развиты. Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации предписывает предоставление страховщиком страховой защиты гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей природной среды на территории Российской Федерации.
Страхователями являются предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории Российской Федерации. В экологическом страховании объектом страхования, в соответствии с Типовым положением, является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.
Под страховым событием понимается внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Кроме того, перечислен перечень
загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению и оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.
В соответствии со ст .18 Закона «Об охране окружающей среды», экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков [Федеральный Закон «Об охране...»]. В Законе выделены объекты охраны окружающей среды: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность; животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
По мнению Н. В. Кручининой, экологическое страхование представляет собой рыночный механизм природоохранного управления, направленный на предупреждение и возмещение ущерба окружающей среде и ее компонентам. Страхование является классическим внебюжетным финансовым источником природоохранного управления [Кручинина 2010: 98]. С. Э. Гребенщиков отмечает, что экологическое страхование проводится в отношении загрязнения атмосферы и почвы, сбросов сточных вод, либо по отдельности, либо в комплексе, если таковые носят внезапный характер, представляют реальную угрозу здоровью человека или приносят существенный вред экологическому потенциалу территории [Гребенщиков 2011:50].
На основе анализа статьи 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нами сделан вывод о том, что в экологическое страхование включается не только страхование гражданско-правовой ответственности предприятий-природо-пользователей. Экологическое страхование предполагает также страхование имущества физических и юридических лиц, в том числе страхование природных объектов. На основании изложенного предлагаем следующее определение экологического страхования. Экологическое страхование — это совокупность видов страхования, направленных на создание страховой защиты на случай причинения вреда окружающей среде, причинения убытков физическим, юридическим лицам и государству в результате загрязнения окружающей среды.
Выделим преимущества возмещения экологических убытков через механизм страхования [Батадеев 2007: 44]:
1. Страхование поможет предприятиям снизить их издержки, вызванные необходимостью удовлетворять претензии третьих лиц в связи с ущербом, нанесенным окружающей среде.
2. Оно способно дать гарантии потерпевшей стороне в получении причитающихся ей по закону сумм возмещения вне зависимости от финансового состояния причинителя вреда.
3. Страхование может частично выполнять функции контроля за выполнением требований по предупреждению случаев загрязнения.
Очевидно, что в основу системы экологического страхования положена экономическая оценка ущерба, причиненного окружающей среде.
В работе С. Э. Гребенщикова, со ссылкой на официальные данные источников Jauch &Hubener Gruppe, www.ecoguildl. narod.ru, AVP Zurich Environmental, рассмотрена эволюция подхода к страхованию рисков нанесения вреда окружающей природной среде и выделены следующие основные этапы:
— до наступления 1970-х годов. В этот период риски нанесения ущерба природной среде входят в состав страхового покрытия по умолчанию;
— 1970-е гг. После ряда резонансных судебных решений о крупных суммах по возмещению экологического ущерба названные риски исключаются из страхового покрытия;
— 1980-е гг. Страховщики выступают за отдельный страховой полис, покрывающий экологический риск;
— 1990-е гг. и первое десятилетие 2000-х гг. Страхование ущерба, причиняемого природной среде, получает широкое развитие в связи с принятием ряда законодательных актов, обязывающих возмещать экологический ущерб, в том числе причиняемый по неосторожности. Страхуют свою профессиональную ответственность и эксперты по вопросам окружающей среды. Страхуется экологическая ответственность опе-
раторов уже закрытых свалок, перевозчиков опасных материалов, владельцев гаражей и т. д.
- 2009-2010 гг. Страхование от ущер-
ба окружающей среде и внеплановых сбросов/ выбросов осуществляется как в виде комплексного страхования, так и отдельного полиса. В США в сумму экологического ущерба стали включать расходы на послеаварийную очистку территории. К классу экологических рисков относят и риски, связанные с изменением климата.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что экологическое страхование может выступать инструментом регулирования политики государства, направленным на снижение экологических рисков, способно уменьшить затраты государства на обеспечение экологической безопасности.
Литература
Батадеев В. А. Экологическое страхование — необходимый инструмент защиты окружающей среды // Финансы, 2007. № 11. С. 42-45.
Гребенщиков С. Э. Развитие экологического страхования: подходы и модели // Финансы, 2011. № 2. С. 50-54.
Кручинина Н. В. Совершенствование экономических инструментов управления охраной окружающей среды и природопользованием в условиях перехода к устойчивому развитию // Менеджмент в России и за рубежом, 2010. № 6. С. 95-101.
НатыроваК. А. Условия и факторы обеспечения экологической устойчивости региональной социоприродохозяйственной системы (На материалах Республики Калмыкия): дис. ... канд. эконом. наук / Элиста, 2005. 155 с.
Об Экологической доктрине Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. # 1225-р.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».