Научная статья на тему 'Экологическое страхование как инструмент обеспечения устойчивого развития России'

Экологическое страхование как инструмент обеспечения устойчивого развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
102
19
Поделиться
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / СТРАХОВОЕ СОБЫТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Наминова К. А.

В статье описываются преимущества возмещения экологических убытков через механизм страхования, рассматривается эволюция подхода к страхованию рисков нанесения вреда окружающей природнойсреде.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Наминова К. А.,

Environmental Insurance as a Tool of Providing of Sustainable Development of Russia

The article describes advantages of restitution of ecological negative profits through mechanism of insurance, deals with the evolution of approach to insurance of risks of harming to the environment.

Текст научной работы на тему «Экологическое страхование как инструмент обеспечения устойчивого развития России»

УДК 368.1:574 ББК У271.321.5

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ*

К. А. Наминова

Современный этап развития российской экономики, сопровождаемый политическими изменениями, административной реформой и децентрализацией полномочий, обусловил накопление положительных и отрицательных эколого-экономических последствий.

Отрицательные экологические изменения превысили внешние экономические результаты, и можно констатировать, что в настоящее время человечество переживает этап экологического кризиса, суть которого заключается в возникших противоречиях между безграничными возможностями человеческой деятельности и ограниченными возможностями биосферы в ресурсном обеспечении этой деятельности. То есть, эколо-го-экономические проблемы, возникшие в середине XIX века, не нашли своего решения в XX веке, обострились к началу третьего тысячелетия. Так, на рубеже XX-XXI вв. стала формироваться новая модель развития всей цивилизации [Натырова 2005: 3].

Очевидность этих процессов показала, что колоссальный рост масштабов человеческой деятельности в настоящее время придал качественно новые формы антропогенному воздействию на окружающую среду, сделав его по ряду параметров глобальным, сопоставимым по силе с геологическими процессами и ощутимо подрывающим как основы экономического воспроизводства, так и привычные условия жизнедеятельности.

Выходом из этой ситуации является общемировая реализация мировых национальных стратегий устойчивого развития, отраженных наиболее полно в «Повестке дня на XXI век», принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Данный документ включает решение наиболее острых экономических и экологических проблем государства и в перспективе, к середине XXI в. — формирование ноосферы — сфе-

ры разума, где мерилом национального богатства выступают духовные ценности и знания человека, живущего в согласии с окружающей средой и природой. Кроме того, здесь затрагивается и региональный аспект, мероприятия которого достаточно широки: осуществление природоохранных мероприятий, практическая работа по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия.

Особый интерес в рамках развития Республики Калмыкия вызывают пути развития сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почвы и ее защите от эрозии и загрязнения, создание системы социальной защиты сельского населения и др.

В соответствии с Экологической доктриной Российской Федерации, для реализации обеспечения устойчивого природопользования выделены следующие ключевые задачи: неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов. Для чего необходимы: внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели устойчивого развития Российской Федерации, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов; сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств; сохранение разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовос-производству; максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, мини-

* Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта ФГБОУ ВПО «КалмГУ»-№ 878.

115

мизация отходов при их добыче и переработке; минимизация ущерба, наносимого природной среде при разведке и добыче полезных ископаемых, и др. [Об экологической 2002].

На основе концепции устойчивого развития ведутся интенсивные поиски методов интеграции экологических факторов в экономическое управление, в том числе использование экологических стандартов, развитие экологического страхования и др.

В зарубежных странах институт экологического страхования стал формироваться с 50 гг. XX в. и включал виды страхования рисков, связанных с загрязнением окружающей среды. Так, в Швеции по итогам ряда исков был установлен лимит страховой ответственности по экологическому страхованию в объеме 4 млн дол. Первоначально страхование ответственности за загрязнение окружающей среды в результате технической аварии являлось элементом договора страхования ответственности предприятий. В настоящее время отдельные работы посвящены методике страхования в случае не только аварийного, но и текущего загрязнения окружающей среды в рамках отдельных договоров страхования.

Хотя экологическое страхование в России существует не так давно, Министерство природы уже инициировало проведение эксперимента по развитию экологического страхования. Эксперимент проводился в соответствии с Положением о порядке проведения эксперимента по развитию экологического страхования, утвержденным приказом Минприроды России от 26 июля 1994 г., на базе Архангельской, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Иркутской областей, Краснодарского края, г. Санкт-Петербурга, Сергиево-Посадского района и г. Электростали Московской области.

Основными задачами эксперимента являлись:

- укрепление и развитие системы добровольного экологического страхования в регионах;

- экспериментальная апробация элементов обязательного экологического страхования на региональном уровне;

- поиск путей бюджетного и внебюджетного финансирования развития экологического страхования;

- разработка регионального механизма отнесения экологических страховых платежей предприятий и организаций к природоохранным мероприятиям, засчитываемым в счет платежей за загрязнение окружающей природной среды;

- разработка механизма взаимодействия территориальных органов охраны природы, администраций, предприятий и страховщиков в проведении экологического аудита предприятий и производств, определении ставок и способов уплаты страховых взносов и организации превентивных природоохранных работ.

Однако в современных условиях как обязательная, так и добровольная формы экологического страхования должным образом все еще не развиты. Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации предписывает предоставление страховщиком страховой защиты гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей природной среды на территории Российской Федерации.

Страхователями являются предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории Российской Федерации. В экологическом страховании объектом страхования, в соответствии с Типовым положением, является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Под страховым событием понимается внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Кроме того, перечислен перечень

загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению и оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

В соответствии со ст .18 Закона «Об охране окружающей среды», экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков [Федеральный Закон «Об охране...»]. В Законе выделены объекты охраны окружающей среды: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность; животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

По мнению Н. В. Кручининой, экологическое страхование представляет собой рыночный механизм природоохранного управления, направленный на предупреждение и возмещение ущерба окружающей среде и ее компонентам. Страхование является классическим внебюжетным финансовым источником природоохранного управления [Кручинина 2010: 98]. С. Э. Гребенщиков отмечает, что экологическое страхование проводится в отношении загрязнения атмосферы и почвы, сбросов сточных вод, либо по отдельности, либо в комплексе, если таковые носят внезапный характер, представляют реальную угрозу здоровью человека или приносят существенный вред экологическому потенциалу территории [Гребенщиков 2011:50].

На основе анализа статьи 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нами сделан вывод о том, что в экологическое страхование включается не только страхование гражданско-правовой ответственности предприятий-природо-пользователей. Экологическое страхование предполагает также страхование имущества физических и юридических лиц, в том числе страхование природных объектов. На основании изложенного предлагаем следующее определение экологического страхования. Экологическое страхование — это совокупность видов страхования, направленных на создание страховой защиты на случай причинения вреда окружающей среде, причинения убытков физическим, юридическим лицам и государству в результате загрязнения окружающей среды.

Выделим преимущества возмещения экологических убытков через механизм страхования [Батадеев 2007: 44]:

1. Страхование поможет предприятиям снизить их издержки, вызванные необходимостью удовлетворять претензии третьих лиц в связи с ущербом, нанесенным окружающей среде.

2. Оно способно дать гарантии потерпевшей стороне в получении причитающихся ей по закону сумм возмещения вне зависимости от финансового состояния причинителя вреда.

3. Страхование может частично выполнять функции контроля за выполнением требований по предупреждению случаев загрязнения.

Очевидно, что в основу системы экологического страхования положена экономическая оценка ущерба, причиненного окружающей среде.

В работе С. Э. Гребенщикова, со ссылкой на официальные данные источников Jauch &Hubener Gruppe, www.ecoguildl. narod.ru, AVP Zurich Environmental, рассмотрена эволюция подхода к страхованию рисков нанесения вреда окружающей природной среде и выделены следующие основные этапы:

— до наступления 1970-х годов. В этот период риски нанесения ущерба природной среде входят в состав страхового покрытия по умолчанию;

— 1970-е гг. После ряда резонансных судебных решений о крупных суммах по возмещению экологического ущерба названные риски исключаются из страхового покрытия;

— 1980-е гг. Страховщики выступают за отдельный страховой полис, покрывающий экологический риск;

— 1990-е гг. и первое десятилетие 2000-х гг. Страхование ущерба, причиняемого природной среде, получает широкое развитие в связи с принятием ряда законодательных актов, обязывающих возмещать экологический ущерб, в том числе причиняемый по неосторожности. Страхуют свою профессиональную ответственность и эксперты по вопросам окружающей среды. Страхуется экологическая ответственность опе-

раторов уже закрытых свалок, перевозчиков опасных материалов, владельцев гаражей и т. д.

- 2009-2010 гг. Страхование от ущер-

ба окружающей среде и внеплановых сбросов/ выбросов осуществляется как в виде комплексного страхования, так и отдельного полиса. В США в сумму экологического ущерба стали включать расходы на послеаварийную очистку территории. К классу экологических рисков относят и риски, связанные с изменением климата.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что экологическое страхование может выступать инструментом регулирования политики государства, направленным на снижение экологических рисков, способно уменьшить затраты государства на обеспечение экологической безопасности.

Литература

Батадеев В. А. Экологическое страхование — необходимый инструмент защиты окружающей среды // Финансы, 2007. № 11. С. 42-45.

Гребенщиков С. Э. Развитие экологического страхования: подходы и модели // Финансы, 2011. № 2. С. 50-54.

Кручинина Н. В. Совершенствование экономических инструментов управления охраной окружающей среды и природопользованием в условиях перехода к устойчивому развитию // Менеджмент в России и за рубежом, 2010. № 6. С. 95-101.

НатыроваК. А. Условия и факторы обеспечения экологической устойчивости региональной социоприродохозяйственной системы (На материалах Республики Калмыкия): дис. ... канд. эконом. наук / Элиста, 2005. 155 с.

Об Экологической доктрине Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. # 1225-р.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».