Научная статья на тему 'Экономические инструменты защиты окружающей среды: страхование ответственности судовладельцев за разливы нефти'

Экономические инструменты защиты окружающей среды: страхование ответственности судовладельцев за разливы нефти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1243
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ ЗА РАЗЛИВЫ НЕФТИ / СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егорова Евгения Николаевна

Рассмотрены категории инструментов защиты окружающей среды от загрязнений постоянного и аварийного характера. Показаны экономические инструменты государственного экологического регулирования. Определен институт экологического страхования как экономический механизм защиты окружающей среды от аварийных загрязнений. Вскрыты проблемы страхования ответственности судовладельцев за разливы нефти в контексте несовершенства нормативно-правовой базы РФ, которые допускают недостаточность финансового обеспечения судовладельцами ответственности за ущерб от загрязнения морских акваторий нефтью и способствуют росту нагрузки на государственный бюджет в части затрат на восстановление окружающей среды и на ликвидацию последствий загрязнения вследствие аварий. Предложены рекомендации по совершенствованию системы тарифов при страховании ответственности судовладельцев за разливы нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические инструменты защиты окружающей среды: страхование ответственности судовладельцев за разливы нефти»

Экономические инструменты защиты окружающей среды: страхование ответственности судовладельцев за разливы нефти Economic instruments of environment protection: insurance of oil spills

shipowners responsibility

Егорова Евгения Николаевна, канд. экон. наук, доцент кафедры финансов МГУ им. адм. Г.И. Невельского [email protected]

Аннотация: Рассмотрены категории инструментов защиты окружающей среды от загрязнений постоянного и аварийного характера. Показаны экономические инструменты государственного экологического регулирования. Определен институт экологического страхования как экономический механизм защиты окружающей среды от аварийных загрязнений. Вскрыты проблемы страхования ответственности судовладельцев за разливы нефти в контексте несовершенства нормативноправовой базы РФ, которые допускают недостаточность финансового обеспечения судовладельцами ответственности за ущерб от загрязнения морских акваторий нефтью и способствуют росту нагрузки на государственный бюджет в части затрат на восстановление окружающей среды и на ликвидацию последствий загрязнения вследствие аварий. Предложены рекомендации по совершенствованию системы тарифов при страховании ответственности судовладельцев за разливы нефти.

Abstract: Categories of instruments of environment pollution protection permanent and emergency character are considered. Economic instruments of the state ecological regulation are shown. The institute of ecological insurance is defined as economic mechanism to protect the environment from accidental pollution. Problems of insurance of responsibility of shipowners for oil spills in a context of imperfection of the standard and legal Russian Federation base which allow insufficiency of financial security shipowners of damage liability from

pollution of sea water areas by oil are opened and promote growth of load of the state budget regarding costs of restoration of environment and of elimination of consequences of pollution owing to accidents. Recommendations about improvement of system of tariffs at insurance of responsibility of shipowners for oil spills are offered.

Ключевые слова: экономические инструменты защиты окружающей среды, экологическое страхование, страхование ответственности судовладельцев за разливы нефти, страховые тарифы

Keywords: economic instruments of environment protection, ecological insurance, insurance of responsibility of shipowners for oil spills, insurance tariffs

Введение

Важным аспектом в сфере охраны окружающей среды в соответствии с Государственной программой РФ «Охрана окружающей среды» (на 2012 -2020 годы) является предотвращение загрязнения морских акваторий - это глобальная проблема, вызванная возрастающей антропогенной нагрузкой на окружающую среду. Возрастающее антропогенное загрязнение морских акваторий, находящихся под юрисдикцией РФ, и не отвечающие современным требованиям правовые и экономические механизмы экологического регулирования, обеспечивающих ответственность хозяйствующих субъектов за нанесение ущерба окружающей среде, являются важными проблемами развития морской деятельности и обеспечения экологической безопасности России.

Основными источниками загрязнения морей и морского побережья являются глобальные и региональные переносы загрязняющих веществ, образующиеся в результате деятельности предприятий жилищнокоммунального хозяйства, целлюлозно-бумажной промышленности, цветной металлургии и нефтегазодобывающей отрасли.

Внедрение новых экономических механизмов экологического регулирования позволит в стратегической перспективе снизить удельные

показатели негативного воздействия на окружающую среду. Наметится переход российской экономики от стадии экстенсивного развития, приводящего к усилению негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического роста, к экологически эффективному устойчивому развитию, предусматривающему снижение показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ при росте промышленного производства.

Рост во всем мире количества и масштабов инцидентов, связанных с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов на морских акваториях,

обусловлен стремительным развитием технологий, позволяющих

активизировать добычу углеводородов на шельфах морей, а также увеличением объемов транспортировок нефтяных углеводородов

посредством морского транспорта. Аварийные разливы нефти, сопровождающиеся загрязнением акватории моря и прибрежной зоны, способны наносить катастрофический ущерб экологическим системам, а также объектам хозяйственной деятельности.

Проблемы обеспечения условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращения экологических бедствий и техногенных

катастроф в соответствии со «Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537, являются важнейшими задачами государства. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р, планирует поддержание высокого уровня национальной безопасности страны, включая безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, в настоящее время государство уделяет значительное внимание вопросам регулирования экологической безопасности. Все выше перечисленное, а также фактор значительной протяженности территорий морских прибрежных зон Российской Федерации, обуславливает

необходимость обеспечения государством защиты морских акваторий от техногенных аварий и катастроф, включая разливы нефти. Система экологической безопасности морских акваторий должна опираться на мощный научно-исследовательский аппарат, формирующий систему знаний различных отраслей о всех видах воздействия на экологические риски с целью предупреждения опасности возникновения аварийных разливов нефти. Именно такая система знаний должна стать фундаментом для комплекса нормативно-законодательных документов, регулирующих использование всех возможных механизмов снижения уровня экологического риска.

Одним из эффективных механизмов воздействия на экологические риски являются экономические инструменты защиты окружающей среды от загрязнений. К числу относительно мало исследованных в рамках экономики природопользования относятся вопросы экономической мотивации деятельности по охране окружающей среды, служащей предотвращению экологических правонарушений, в том числе обусловленных нанесением вреда окружающей среде в результате техногенных аварий на морских акваториях.

Нельзя не заметить, что формирование правового регулирования вопросов защиты окружающей среды от аварийных разливов нефти, как правило, происходит не в порядке превентивных мер, а носит, скорее, характер реакции на крупные аварийные инциденты. Подтверждением являются даты принятия международных конвенций, регулирующих ответственность за загрязнение нефтью, их новых редакций, протоколов и других документов в сопоставлении с датами крупных аварийных разливов нефти на морских акваториях. Общественное сознание привыкло действовать в форме реакции на уже произошедшие катастрофы путем принятия ряда законодательных инициатив по регулированию подобных инцидентов в будущем. Однако, такой подход к обеспечению экологической безопасности на морских акваториях не способен быть эффективным. Нарастает необходимость комплексного научного подхода к решению проблемы

принятия предупредительных законотворческих мер по регулированию эколого-экономического баланса интересов государства, бизнеса и общества.

1. Инструменты защиты окружающей среды от загрязнений постоянного и аварийного характера

В период формирования новой экологически устойчивой экономики, система государственного экологического регулирования направлена на решение перечня острых эколого-экономических проблем в сфере природопользования и природоохранной деятельности на всех уровнях - от международного до регионального.

Экологизация процесса экономического развития формирует новое сознание общественности, определяющее острую необходимость в трансформации таких понятий, как, в частности, «эффективность хозяйственной деятельности», «экономический рост» и др. Эффективность функционирования всех видов и форм хозяйственной деятельности теперь принципиально взаимосвязана с условиями благополучного существования каждого человека, как современного поколения, так и будущих поколений. Условия благополучного существования тесно связаны с концепцией устойчивого развития, базирующейся на системе социальных, экологических и экономических факторов.

Система государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды включает ряд специфических инструментов и рычагов, основывающихся на методах правовой защиты и регулирования.

Инструментарий регулирования природоохранных отношений и улучшения экологической ситуации можно условно разделить на следующие группы (рис. 1):

1) административные методы;

2) экономические методы;

3) институциональные методы.

Административные инструменты представляют собой законодательные барьеры, ограничивающие влияние предприятий природопользователей, а

также потенциальных загрязнителей на природную среду. К ним относятся методы прямого законодательного регулирования: стандарты качества

окружающей среды, нормативы выбросов, запреты/квоты на применение определенной продукции, технологические ограничения, ограничения на местоположение источников выбросов (установление санитарно-защитных зон), лицензии, государственная экологическая экспертиза, обязательная экологическая отчетность и ряд других.

Институциональные методы экологического регулирования сокращают издержки переговоров или устраняют препятствия к переговорам. К ним относятся программы раскрытия информации, программы, продвигающие сведения о производителе, добровольные инициативы бизнеса [19]. Режим раскрытия информации способствует созданию прозрачности экологической деятельности хозяйствующего субъекта, что является необходимым условием для эффективного рыночного мониторинга компаний и играет важную роль в обеспечении возможности информированного ведения хозяйствующими субъектами своей деятельности. Раскрытие информации также является важным инструментом влияния на поведение компаний и средством защиты окружающей среды. Надежный режим раскрытия информации является эффективным мотивационным инструментом экологизации хозяйственной деятельности, что в свою очередь способствует привлечению капитала и позволяет поддерживать доверие на рынках капитала. И наоборот, слабая система раскрытия информации, непрозрачность в работе порождают неэтичное поведение с точки зрения охраны окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, что влечет за собой потерю доверия на рынке, нанося существенный урон не только хозяйствующему субъекту, но и экономике в целом. Хозяйствующим субъектам и потенциальным инвесторам требуется доступ к регулярной и надежной информации, характеризующей экологическую политику ведения хозяйственной деятельности предприятиями-контрагентами для принятия информированных бизнес-решений.

ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТ (ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ)

Ведение

хозяйственной

деятельности

-I4

1--------------и

Вещественно-

энергетические

воздействия

Формирование

экономических

результатов

I

I

I

,1

>

I

I

I

I

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА

Виды загрязнений

Побочные внешние экологические эффекты хозяйственной деятельности -ЗАГРЯЗНЕНИЕ

АВАРИЙНОЕ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ

(СЛУЧАЙНОЕ)

ПОСТОЯННОЕ

ЗАГРЯЗНЕНИЕ

(НАМЕРЕННОЕ)

ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ

СУБЪЕКТ

(РЕЦИПИЕНТ)

Экологический ущерб

Единовременный экологический ущерб, как правило, больших размеров, возникающий случайно в результате аварии

>

Экономические инструменты интернализации

СЕБЕСТОИМОСТЬ

Налог на загрязнение (налог Пигу) - платежи и штрафы за выбросы, сбросы, изъятие

ПРИБЫЛЬ

1) Резервный экологический фонд предприятия

2) Страховая премия

3) Банковская гарантия покрытия экологического ущерба

!

Перманентный экологический ущерб относительно небольших размеров, имеющий тенденцию к накоплению

1. Прямое законодательное регулирование (стандарты качества окружающей среды, нормативы выбросов и др.)

2. Экономические инструменты (плата за выбросы, торгуемые разрешения)

3. Институциональные методы регулирования (стратегия раскрытия

информации и добровольных инициатив)

Инструмент ы защиты окружающей среды

1. Экологическое страхование

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Рис. 1. Инструменты защиты окружающей среды от загрязнений

Недостаточная или неточная информация не способствует нормальному функционированию предприятий на рынке, повышает стоимость капитала и ведет к неэффективному распределению природных ресурсов. Таким образом, раскрытие информации повышает осведомленность общества о структуре и деятельности предприятий, корпоративной экологической политике, включая соблюдении природоохранных стандартов и норм.

Более детального внимания заслуживают экономические инструменты, предполагающие воздействие на субъекты хозяйственной деятельности, посредством установления определённых параметров окружающей экономической среды.

2. Экономические инструменты государственного экологического регулирования

Развитие экономических инструментов государственного экологического регулирования на сегодняшний день отстает от развития системы государственного управления природопользованием в целом. В частности, это справедливо для аварийных загрязнений окружающей среды. Примером такого отставания служит отсутствие разработанных и утвержденных нормативно-методических документов (содержащих оценочные инструменты и инструктирующих процессы страхования экологических рисков) наряду с утвержденными положениями ряда Федеральных Законов об обеспечении обязательной финансовой ответственности за те или иные виды потенциальных аварийных загрязнений. Другим примером служит необратимо устаревшая на сегодняшний день нормативно-правовая база по расчету платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов, а также в случае их превышения. За последние 20 лет в Российской Федерации ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду не индексировались. При этом административные штрафы за нарушение природоохранного законодательства не сопоставимы с уровнем затрат на

устранение нарушений. В результате действующая система нормирования негативного воздействия на окружающую среду оценивается как неэффективная, не имеющая стимулирующего значения. Такая ситуация приводит к тому, что практически все крупные промышленные предприятия десятилетиями превышают установленные нормативы, выплачивая незначительные суммы в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду и не имеют никаких стимулов к модернизации [14].

Все вышеперечисленное обуславливает острую необходимость совершенствования системы государственного экологического регулирования по всем видам и направлениям воздействия экономики на экологию.

Эффективная система экономических инструментов должна «пронизывать» все составные элементы системы государственного экологического регулирования, формируя отлаженный комплекс индикаторов и стимулирующих мер по снижению антропогенной нагрузки всех видов и уровней на экосистемы.

Внедрение экономических инструментов во все элементы системы государственных мер по природопользованию и охране окружающей среды, такие как экологическая политика государства, стратегия природопользования, и пр., повысит эффективность управления природопользованием и природоохранной деятельностью, заложит мотивационный механизм устойчивого природопользования, вскрывающий внутренние резервы системы государственного регулирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система экономических инструментов государственного экологического регулирования должна помимо всего прочего учитывать специфику взаимодействия рыночных и государственных регуляторов хозяйствования и механизмов рационального природопользования. Внедрение рыночно-ориентированных инструментов экологизации хозяйственной деятельности напрямую связано с экономическим стимулированием устойчивого развития. Концепция устойчивого развития

направлена на соблюдение условий предотвращения загрязнения и деградации природной среды, опирается на принципы экологически ориентированной хозяйственной деятельности, базируется на экологической обоснованности принимаемых хозяйственных решений, обеспечивающих приоритеты общественного интереса над частными.

Экономические инструменты экологического регулирования формируют систему управления взаимодействием общества и природы, т.е. совокупность мер (включая установленные требования экологического законодательства), направленных на обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды, соблюдение, а также защиту экологических прав юридических и физических лиц.

Абсолютное большинство видов хозяйственной деятельности, как известно, связано с воздействием на окружающую среду, свойства которой изменяются в результате нарушения ее исходного состояния. Загрязнение окружающей среды представляет собой процесс поступления в окружающую среду загрязняющих веществ (и (или) энергии и (или) микроорганизмов), свойства которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Внешние вмешательства в естественные экосистемы в ходе хозяйственной деятельности приводят к дисбалансу, результатом которого является изменение свойств окружающей среды. Под экологическими системами понимаются природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания, связанными между собой обменом веществ и энергии. Масштабы изменения окружающей среды зависят от количества загрязняющего вещества и продолжительности воздействия, а также от ассимиляционного потенциала экосистемы, т.е. ее устойчивости к внешним воздействиям, или способности поглощать и нивелировать негативные эффекты без изменения своих свойств.

Положениями Федерального Закона «Об охране окружающей среды» (2002) [11] определены методы экономического регулирования в области

охраны окружающей среды. Как видно из перечня мер, правовое поле обозначает ряд методов экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды и предпринимает попытку охватить все виды возможного негативного воздействия на окружающую среду. Однако, положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» не установлены и не определены особенности регулирования для двух принципиально отличающихся видов процесса загрязнения окружающей среды, которые классифицируются по признаку возникновения:

1) постоянное загрязнение - процесс регулярных выбросов или сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в относительно небольших количествах, в пределах установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;

2) аварийное (залповое) загрязнение - как правило, однократный случайный выброс или сброс значительного количества загрязняющего вещества в окружающую среду в результате аварии или стихийного бедствия.

Принципиальным является то, что методы эколого-экономического регулирования по каждому из выделенных видов загрязнения во многом отличаются по целям регулирования и по технологии воздействия на потенциальных загрязнителей.

Как правило, первая форма загрязнения сопряжена с теми видами хозяйственной деятельности, ведение которых невозможно без формирования сопутствующих загрязнений, поступающих окружающую среду в ходе производственного процесса. Для такого рода загрязнений в соответствии с законодательством устанавливаются нормативы и лимиты на выброс или сброс загрязняющего вещества (так называемые квоты на загрязнение окружающей среды с учетом ассимиляционных возможностей территории или акватории, устанавливаются нормативы ПДК, ПДВ, ПДС).

За загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов и лимитов взимаются платежи по установленным

законодательством нормативам платы [13]. При этом законодательством предусмотрены платежи и за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, которые многократно повышают плату за загрязнение в пределах установленных лимитов.

Вторая форма загрязнения носит случайный, вероятностный характер, возникает в результате аварии в производственном процессе, либо в ходе хранения, переработки, транспортировки большого количества загрязняющего вещества, а также в процессе добычи полезных ископаемых.

Под экономическими инструментами охраны окружающей среды понимается совокупность предусмотренных законодательством экономических мер по обеспечению экологической безопасности и по сохранению природных ресурсов.

Рассматривая понятие экономических инструментов защиты окружающей среды, необходимо подчеркнуть, что экономические регуляторы для постоянного (неизбежного в силу технологических особенностей производственного процесса) загрязнения окружающей среды отличаются по своей сущности и принципу действия от экономических инструментов защиты окружающей среды от аварийного загрязнения.

Наряду с некоторыми общими методами экономического регулирования экологической политики, представленными в ФЗ «Об охране окружающей среды» [11], можно выделить ряд мер, предназначенных исключительно либо для процессов постоянного, либо аварийного негативного воздействия на окружающую среду.

Для процессов постоянного загрязнения установлен следующий перечень экономических мер регулирования:

- плата за негативное воздействие на окружающую среду;

- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов.

Таким образом, круг экономических инструментов защиты окружающей среды от постоянного загрязнения ограничен перечнем регуляторов и директивных мер, использование которых (по отдельности или в сочетании) формирует экологическую политику в соответствии с поставленными перед государством задачами.

При этом единственно возможным механизмом экономического регулирования процессов аварийного загрязнения является экологическое страхование.

Несмотря на то, что аварийные загрязнения, носят редкий, случайный характер, они могут иметь масштабные, катастрофические негативные последствия, зачастую пролонгированные во времени, для окружающей среды.

В настоящее время система экономического регулирования охраны окружающей среды от всех видов загрязнения нуждается в совершенствовании.

Особенность использования экономических инструментов защиты окружающей среды заключается в том, что они могут выступать как в форме превентивных (предупреждающих) мер по защите окружающей среды, так и в форме репрессивной реакции (на уже произошедшее загрязнение).

Превентивные меры носят, как правило, стимулирующий мотивационный характер, побуждая хозяйствующих субъектов действовать в направлении снижения нагрузки на окружающую среду, либо вообще устранения этой нагрузки, опираясь на оценку вменяемых издержек.

Репрессивные меры носят характер наказания путем вменения штрафов, сборов, платежей за загрязнение, либо запретов на ведение хозяйственной деятельности.

В широком смысле под защитой окружающей среды от аварийных загрязнений подразумевается применение мер по предотвращению изменения качества окружающей среды. В целом, к мерам предотвращения загрязнения окружающей среды могут быть отнесены:

- технические и технологические средства (наилучшие доступные технологии, возможности управления и организации производственного процесса);

- нормативно-правовые требования (внешние - законодательная база РФ, и внутренние (отраслевые или на предприятии) - правила, инструкции, положения);

- экономические инструменты (превентивные и репрессивные).

Все перечисленные меры тесно взаимосвязаны между собой и, как правило, носят, обязательный характер для исполнения всеми участниками хозяйственной деятельности. Например, законодательные документы, регламентирующие технические и технологические требования к производственному процессу, зачастую лежат в основе разработки внутренних правил и норм организации хозяйственной деятельности на предприятии.

Невыполнение установленных в законодательном порядке мер и требований технического характера по предотвращению загрязнения влечет за собой наказание, в том числе и в экономической форме, вплоть до запрета ведения хозяйственной деятельности.

В основе этих мер должен лежать принцип предупреждения (недопущения) аварийного загрязнения окружающей среды.

Подчеркнем, что такие экономические инструменты защиты окружающей среды от процессов перманентного загрязнения, как, к примеру, налоги и платежи, носят не предупреждающий (превентивный), а карающий (репрессивный) характер. При постоянном загрязнении, избежать которого при имеющемся уровне развития технологий не представляется возможным, экономические меры носят форму наказания - платежа за право пользования

ассимиляционным потенциалом окружающей среды, а также за отказ от возможного альтернативного использования изменяемых в результате негативного воздействия природных ресурсов. Другими словами, это плата за неизбежно наносимый ущерб окружающей среде.

Таким образом, как мы видим, в основе принципа, формирования технических нормативов и стандартов лежит требование к созданию условий для предотвращения возникновения аварийного загрязнения, т.е. формирование установленного уровня экологической безопасности. При этом экономические меры являются мерами наказания за загрязнение, а не мерами предупреждения и возникают как следствие того, что загрязнение уже произошло, или неизбежно произойдет.

В случаях аварийного загрязнения окружающей среды экономические меры также зачастую являются репрессивными и несут функциональную нагрузку инструмента наказания за невыполнение установленных норм, правил, условий труда, дисциплины, или реализации других факторов, в результате которых возникло аварийное загрязнение. При этом необходимо помнить, что когда загрязнение носит непредвиденный аварийный характер, экономические меры в форме платежей становятся уже не только мерами наказания загрязнителя за изменение свойств окружающей природной среды, но и носят компенсационный характер - покрывают ущерб, нанесенный в результате загрязнения третьим лицам.

Возникает вопрос о том, возможно ли трансформировать экономические меры защиты окружающей среды от загрязнений из репрессивной категории мер в превентивную (предупредительную) наряду с техническими и правовыми мерами защиты окружающей среды.

Превентивная форма экономических мер может быть реализована лишь в том случае, когда экономические меры будут носить мотивационный характер, представляя собой систему экономических инструментов, стимулирующих предотвращение загрязнения окружающей среды

посредством использования финансовых показателей, экономических рычагов.

В контексте обеспечения экологической безопасности экологическое страхование является базовым экономическим механизмом защиты окружающей среды от аварийных загрязнений.

3. Экологическое страхование как экономический механизм защиты окружающей среды от аварийных загрязнений

Экологическое страхование представляет собой страхование ответственности потенциальных виновников аварийного загрязнения окружающей среды за причинение ущерба третьим лицам. Цель экологического страхования - компенсация нанесенного ущерба и стимулирование его предотвращения. Одной из важнейших функции экологического страхования является реализация в полном объеме принципа «загрязнитель платит». Нанесенный в результате аварийного загрязнения ущерб должен полностью компенсироваться за счет собственных средств хозяйствующего субъекта, по вине которого произошло загрязнение, и исключать использование государственных резервов.

Анализ отраслей страхования, принятых в РФ в соответствии с законодательством, в соответствии с положениями ст. 48 Гражданского кодекса РФ [2] и ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [10] показал, что экологическое страхование занимает определенное место в системе отраслей и видов страхования РФ. Точнее говоря, экологическое страхование относится к сфере имущественного страхования рисков ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.

Институт экологического страхования гражданской ответственности за ущерб от аварийных загрязнений базируется на методическом оценочном инструментарии, в состав которого входят помимо других:

- страховая сумма, представляющая собой величину экономической оценки потенциального экологического ущерба;

- страховой тариф, как процентная ставка от страховой суммы (учитывающая уровень экологического риска).

Развитие института экологического страхования нуждается в разработке методического обеспечения двух важнейших оценочных инструментов экологического страхования: во-первых, экономического

ущерба от аварийных загрязнений и, во-вторых, уровня экологического риска возникновения аварийного загрязнения.

Таким образом, в качестве категорий, формирующих систему экономических инструментов защиты окружающей среды от аварийных загрязнений, выступаю следующие:

- экономическая оценка экологического ущерба (ущерба от загрязнения окружающей среды);

- уровень экологического риска (вероятность возникновения аварийного загрязнения окружающей среды, объединенная с последствиями загрязнения).

Под экономической оценкой ущерба от аварийного загрязнения предлагается понимать величину материальных и финансовых потерь и убытков (прямых и косвенных), возникающих в результате негативных изменений окружающей среды (снижения биопродуктивности экосистем, ухудшения потребительских свойств природных ресурсов, нарушения рекреационной ценности), а также сумму затрат на ликвидацию последствий загрязнения и восстановление их до исходного состояния, включая очистку и воспроизводство биоресурсов.

Понятие экологического риска предлагается трактовать как вероятность возникновения аварии. При этом необходимо подчеркнуть, что объективной оценкой степени экологической опасности (или безопасности) является уровень экологического риска. Уровень экологического риска возникновения ущерба в результате аварийного загрязнения окружающей среды оценивается как вероятность возникновения аварии, объединенная с возможными негативными экологическими последствиями. Другими

словами, уровень экологического риска определяется, как произведение экологического риска на величину потенциального ущерба.

Вовлечение данного инструментария в систему страхования рисков аварийного загрязнения окружающей среды, позволит задействовать мотивационные механизмы предотвращения загрязнения.

В качестве приоритетных задач системы экологического страхования выступают следующие:

- гарантия возмещения третьим лицам (реципиентам)

причиненного им ущерба от загрязнения окружающей среды;

- реализация в полном объеме принципа «загрязнитель платит» за вред, причиненный окружающей среде и третьим лицам вследствие аварий в условиях обеспечения защиты имущественных интересов виновников загрязнения, и за счет формирования страховщиками гарантированного источника денежных средств (страховых фондов), сформированных из взносов страхователей;

- снижение нагрузки на государственный бюджет в части

экономии денежных средств на восстановление окружающей среды и на ликвидацию последствий загрязнения вследствие аварий.

В целом формируется целый ряд преимуществ использования страхования как механизма защиты окружающей среды от аварийных загрязнений:

- снижение неопределенности в финансовом планировании

деятельности владельцев источников повышенной экологической опасности

- хозяйствующий субъект заменяет величину неизвестных ему будущих компенсационных платежей за ущерб на известную величину страховой премии;

- высвобождение денежных средств, которые вместо резервирования в фонде экологического риска хозяйствующего субъекта для покрытия экологического ущерба могут использоваться для инвестирования в производственную деятельность, что послужит увеличению прибыли;

- сокращение затрат хозяйствующего субъекта на управление экологическим риском путем передачи функции управления риском страховщикам, использующим богатый опыт профессионалов - страховых экспертов для оценки и управления риском.

Таким образом, экологическое страхование является эффективным экономико-правовым механизмом обеспечения экологической безопасности отдельных реципиентов и общества в целом, а также экономической безопасности хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с повышенными экологическими рисками.

Правовая сторона механизма экологического страхования заключается в том, что без законодательной поддержки в форме комплекса утвержденных нормативно-правовых документов, регулирующих нормы обязательного правового порядка и методического обеспечения страхования экологических рисков, эффективный механизм экологического страхования не может быть реализован в РФ.

В законодательной базе РФ обязательность страхования гражданской ответственности за причинение вреда окружающей среде излагается не системно, отдельными разрозненными элементами. Отсутствие законодательных норм об обязательном экологическом страховании, или страховании ущерба от аварийных разливов нефти, делает незащищенными интересы общества и государства в целом в вопросах экологической безопасности территорий и акваторий, позволяет уклониться виновникам аварийных загрязнений от финансовой ответственности и переложить обязательства по компенсации нанесенного ущерба на государственный бюджет.

Разработка и утверждение современного комплекса мер экономического регулирования экологической безопасности в правовом поле РФ является необходимым условием гармоничного развития экономики нашей страны, обеспечения сохранения окружающей среды и защиты ее от всех видов загрязнений, как постоянного характера, так и аварийного.

4. Страхование ответственности судовладельцев за разливы нефти

Законодательством РФ не предусмотрено отдельного законодательного акта об обязательном страховании ответственности судовладельцев, либо нефтедобывающих компаний, работающих на шельфах, за ущерб от аварийных разливов нефти на морских акваториях.

Страхование всех видов ответственности за любой вред, причиненный в результате аварийного загрязнения окружающей среды, относится к сфере экологического страхования. В соответствии со ст. 18 Федерального Закона от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды» [11] экологическое страхование в РФ «осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков». Именно таким объемом правовых мер ограничивается регулирование деятельности, связанной с экологическим страхованием в РФ. Другими словами, Закон «Об охране окружающей среды» лишь декларирует существование такого понятия, как «экологическое страхование» и далее никак не регламентирует вопросы его реализации. Однако, именно Закон «Об охране окружающей среды» (ст. 77) устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, обязаны возместить его в полном объеме.

В целом, нормы страховой деятельности в РФ определяются двумя основными законодательными актами: Законом РФ от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [10] и гл. 48 Г ражданского кодекса РФ (часть 2) [2].

Отдельным законодательным документом, регулирующим определенную сферу страхования гражданской ответственности за причинение ущерба, связанную исключительно с опасными объектами, является Федеральный Закон № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» [12], который вступил в силу

с 1 января 2012 года. Закон регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, однако, действие закона не распространяется на причинение вреда природной среде.

Россия продолжает занимать весомое место в мировом судоходстве с учетом длинной протяженности внутренних водных путей и наличия обширных зон рыболовства. Формирование рынка страхования морских рисков в РФ началось в 90-х гг. прошлого века параллельно с образованием большого числа страховых компаний.

Международный опыт сотрудничества в развитии морского страхования складывается на протяжении многих десятилетий. Примером тому служит Международный союз морского страхования (ШМ1), действующий с 1874 года. В 2011 году в Международный союз морского страхования вступила российская ассоциация - Союз морских страховщиков (СМС), - образованный в марте 2010 года с целью развития и совершенствования морского страхования в России.

Законодательная база РФ, регулирующая вопросы морского страхования, включает в себя следующие документы:

- Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 (ред. от

07.11.2011) [4].

- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 22.02.2001 года (ред. от 18.07.2011).

- ФЗ от 08.11.2007 №261 «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ред. от 21.04.2011).

- ФЗ от 30.11.1995 №187 «О континентальном шельфе РФ» (ред. от

28.12.2010).

- ФЗ от 31.07.1998 №155 «О внутренних морских водах,

территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ред. от

01.07.2011).

- ФЗ от 17.12.1998 №191 «Об исключительной экономической зоне РФ» (ред. от 28.12.2010).

- Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74 (ред. от 11.07.2011).

- ФЗ от 20.12.2004 №166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ред. от 28.12.2010).

- ФЗ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» (ред. от 18.07.2011).

- ФЗ от 29.11.2007 №286 «О взаимном страховании».

- ФЗ от 20.12.2005 №168 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием Российского международного реестра судов» (ред. от 14.06.2011).

Перечень основных международных актов по морскому праву в части

загрязнения окружающей среды, в которых участвует РФ, включает:

- Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. в редакции Протокола 1992 г. с поправками, внесенными резолюцией ИМО от 18.10.2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Международная Конвенция о создании международного Фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. (Дополнение к Международной Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.) в редакции Протокола 1992 г. (с поправками ИМО).

- Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом 2008 г.

- Международная конвенция по предотвращению загрязнений с судов 1973 г., МАРПОЛ-73/78 (Россия присоединилась к редакции, введенной Протоколом от 1997 г.).

- Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г.

- Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г.

- Конвенция по защите природной морской среды района Балтийского моря, 1992 г. (Хельсинкская конвенция).

- Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г.

На сегодняшний день нормативно-законодательная база РФ, регулирующая морское страхование, все еще находится в процессе гармонизации с международными конвенциями, участником которых является наше государство.

Объектом морского страхования является имущественный интерес судовладельцев, связанный с возникновением ущерба или обязательств по компенсации ущерба в результате нанесения вреда третьим лица или окружающей среде. Комплекс морского страхования состоит из следующих основных видов страхования:

1. Страхование каско - страхование корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств. Объектом страхования является судно (как транспортное средство).

2. Страхование карго - страхование перевозимых на судне грузов. Осуществляется, как правило, на условиях открытого полиса - все партии прибывающих и отправляемых грузов автоматически становятся застрахованными в интересах судовладельца, который периодически сообщает страховщику об их стоимости и оплачивает страховую премию в процентах или промилле от их стоимости.

3. Страхование фрахта - страхование доходов от фрахта, получаемых судовладельцем. Обычно заключается с судовладельцем сроком на 1 год. Страхованию подлежит валовая сумма фрахта, включающая прибыль судовладельца и расходы по страхованию.

4. Страхование гражданской ответственности судовладельцев или перевозчиков, в том числе страхование ответственности за вред, причиненный окружающей природной среде, жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате аварийного загрязнения нефтью и нефтепродуктами.

В ходе анализа нормативно-законодательной базы РФ, была предпринята попытка определить место страхования ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях в экологическом страховании,

морском страховании, а также определить точки соприкосновения этих сфер страхования (рис. 2). Сферы морского страхования и экологического страхования пересекаются непосредственно в части страхования ущерба, наносимого аварийными загрязнениями морским акваториям.

Экологическое страхование входит в сферу страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам. При этом в сфере морского страхования страхование гражданской ответственности выступает в качестве одного из видов страхования.

Необходимость финансового обеспечения ответственности за ущерб от загрязнения морских акваторий нефтью и нефтепродуктами обусловлена тем, что размер экологического ущерба может быть огромным и привести судовладельца к банкротству. При регулировании вопросов экологического страхования аварийных разливов нефти и нефтепродуктов при морских транспортировках большую роль играют гарантии обеспечения исполнения обязательств по возмещению ущерба, что защищает как интересы реципиентов, так и участников морского бизнеса.

Ратифицированная РФ в 2000 г. «Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» предусматривает для стран-участников введение обязательного страхования или иного обеспечения финансовых гарантий на случай гражданской ответственности за ущерб от загрязнения только для судов-танкеров, перевозящих свыше 2000 тонн нефти или нефтепродуктов в качестве груза.

В этой связи ст. 323 Кодекса торгового мореплавания [4] содержит четкие указания о размере ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения нефтью: собственник судна, зарегистрированного в РФ и перевозящего наливом в качестве груза более 2000 тонн нефти, должен для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности на сумму, равную пределу его ответственности за ущерб от загрязнения.

/ МОРСКОЕ ! СТРАХОВАНИЕ

ВИДЫ МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ:

КАСКО

КАРГО

ФРАХТ

СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

эКологИческоеЧ

СТРАХОВАНИЕ

СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИЙНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА МОРСКИХ АКВАТОРИЯХ

СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕЗУЛЬТАТЕ:

1. АВАРИЙНЫХ ВЫБРОСОВ

ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ

ВЕЩЕСТВ

2. АВАРИЙНЫХ

СБРОСОВ

ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ

ВЕЩЕСТВ

\

СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ / ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА /

Рис. 2. Страхование ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях в сферах экологического

страхования и морского страхования

Аналогичные требования устанавливаются к иностранным судам, перевозящим наливом в качестве груза более 2000 тонн нефти, которые заходят в порты на территории РФ, либо прибывают к прибрежным сооружениям в территориальных морях РФ.

В соответствии со ст. 320 Кодекса торгового мореплавания [4] собственник судна имеет право на ограничение ответственности по одному инциденту на сумму, исчисляемую в зависимости от вместимости судна (табл. 1, данные рассчитаны по курсу СДР на октябрь 2013 года).

Таблица 1 - Ограничение ответственности владельца судна за ущерб от

загрязнения

Вместимость судна, тонн Ограничение ответственности владельца судна

Максимальная величина финансовой ответственности На единицу вместимости (при максимальной загрузке)

Тыс. расчетных единиц (СДР) Тыс. руб. Тыс. расчетных единиц (СДР)/т Тыс. руб./т

Менее 5 000 4 510 220 990 0,902 44,198

Более 5 000 89 770 4 398 730 0,321 15,709

Все суда, транспортирующие нефть наливом делятся на две категории: вместимостью менее 5 000 т и вместимостью более 5 000 т. Для судов вместимостью менее 5 000 т в соответствии с ФЗ №41 от 14.06.2011 «О внесении изменений в кодекс торгового мореплавания РФ» [6] устанавливается ограничение ответственности владельца судна в размере 4,51 миллиона расчетных единиц. Для судов вместимостью более 5 000 т к сумме 4,51 миллиона расчетных единиц добавляется 631 расчетная единица за каждую последующую тонну при условии, если общая сумма не превышает 89,77 миллиона расчетных единиц.

Расчетная единица является единицей специального права заимствования по определению Международного валютного фонда.

Специальные права заимствования (СДР) (от англ. Special Drawing Rights, SDR) - условная денежная единица, применяемая странами-членами Международного валютного фонда как инструмент формирования валютных резервов. В валютную корзину для расчёта специальной международной

расчётной единицы входят валюты стран, имеющих наибольшую долю в уставном фонде этой организации: США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. Таким образом, стоимость СДР рассчитывается на основе средневзвешенной стоимости доллара США, евро, японской иены и британского фунта стерлингов.

Перевод в рубли осуществляется в соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования на соответствующую дату. В расчетах, представленных в табл. 1, был взят следующий курс валют: 1 единица СДР составила 49 руб.

Таким образом, судовладельцы обязаны предоставлять финансовое обеспечение покрытия потенциального ущерба от загрязнения нефтью в форме страхования или иной форме при транспортировках более 2000 тонн нефти. Результаты расчетов показали, что сумма ответственности за ущерб от загрязнения нефтью при транспортировках нефти наливом ограничена минимальным и максимальным значениями: 220,99 млн. руб. (при

количестве груза от 2000 до 5000 т нефти) и 4 398,73 млн. руб. (при количестве груза более 5000 т нефти) соответственно. При расчете размера удельной ответственности для танкеров вместимостью более 5000 т в табл. 1 была принята загрузка в количестве 280 000 т.

Одним из важнейших аспектов в вопросах страхования ответственности судовладельцев за ущерб от разливов нефти, требующих научной проработки, является тарифная политика страховщиков.

5. Совершенствование тарифов при страховании ответственности судовладельцев за разливы нефти

Тарифная ставка является базой для определения доли участия каждого страхователя в формировании страхового фонда, за счет которого должны быть осуществлены страховые выплаты, покрыты прочие расходы страховщика и получена прибыль. Поэтому основная задача, которая ставится при расчете тарифной ставки, связана с прогнозированием суммы

выплат по страховым случаям и других расходов страховщика, приходящихся на единицу страховой суммы.

При расчете страховых тарифов в сфере страхования ответственности судовладельцев за разливы нефти каждая страховая компания имеет возможность самостоятельно вырабатывать положения тарифной политики на основании актуарных расчетов. При этом получаемые страховщиками величины по результатам актуарных расчетов могут корректироваться по усмотрению страховой компании с помощью поправочных коэффициентов. По существу каждой страховой компании предоставляется возможность самостоятельно определять уровни тарифов по данному виду страхования в условиях отсутствия какой-либо регламентации уровней тарифов со стороны государства. Такое положение дел позволяет вести демпинговую тарифную политику страховым компаниям с целью привлечения клиентов, устанавливая заниженные тарифные ставки (до уровня 0,136 % от страховой суммы, как показывает практика), при условии, что адекватный уровень тарифа по страхованию ответственности не может выходить за рамки диапазона 1-3% в соответствии с актуарными расчетами. При наступлении страхового случая аварийные разливы нефти с судов, как известно, могут наносить ущерб окружающей среде в больших масштабах, в этой связи страховые суммы по данному виду страхования, как правило, измеряются десятками млн. рублей. Таким образом, зачастую занижение страховых тарифов заведомо ведет к невозможности выполнения страховщиком своих обязательств при наступлении страхового события. Финансовая ответственность по компенсационным выплатам за нанесенный окружающей среде ущерб в таких случаях не реализуется в полном объеме.

В вопросах страхования ответственности судовладельцев за разливы нефти, когда величина потенциального ущерба может носить масштабный характер, необходимы гарантии полной компенсации нанесенного вреда окружающей среде. В этих целях должны быть выработаны

регламентирующие установки по регулированию тарифообразования в страховых компаниях.

При этом, по нашему мнению, в основе формирования тарифной политики в страховании ответственности за аварийные разливы нефти наряду с актуарными расчетами должна учитываться специфика реализации экологических рисков непосредственно в сфере морских перевозок нефти и нефтепродуктов. Исследование специфики реализации экологических рисков в данном случае подразумевает изучение и оценку факторов, влияющих на возникновение аварий, влекущих за собой разлив нефти. Выявление таких факторов возможно на основе анализа статистических данных мировой статистики об аварийных разливах нефти на морских акваториях. Объективная оценка уровня экологического риска должна базироваться на исследовании специфических факторов возникновения аварийных разливов. Уровень экологического риска - характеристика, отражающая степень потенциальной экологической опасности возникновения аварийной ситуации и силу ее реализации.

Уровень экологического риска возникновения ущерба в результате аварийного загрязнения нефтью окружающей среды оценивается как вероятность возникновения аварии, объединенная с возможными негативными экологическими последствиями. Уровень экологического риска как инструмент формирования тарифной политики страховой компании в экологическом страховании - это оценочный инструмент, расчет которого предлагается осуществлять в форме балльной оценки как произведение соответствующего значения риска возникновения аварии на соответствующее значение потенциального ущерба:

LR = R х D ,

где LR - уровень экологического риска, баллы; R - риск возникновения аварийного загрязнения нефтью окружающей среды, баллы; D - ущерб окружающей среде в результате аварийного разлива нефти, баллы.

Для оценки уровня экологического риска предлагается использовать матричный подход. Матричный подход в оценке уровня экологического риска реализуется с помощью использования так называемой матрицы -таблицы, по строкам которой устанавливаются значения показателя риска возникновения аварийного разлива нефти, а по столбцам - значения показателя экологического ущерба. На пересечении строк и столбцов находятся значения показателя «уровень экологического риска» (рис. 3).

Значения уровня экологического риска (Щ), баллы

Риск возникновения аварийного загрязнения ^), баллы 5 крайне вероятно 5 10 15 20 25

4 наиболее вероятно 4 8 12 16 20

3 вероятно 3 6 9 12 15

2 маловероят но 2 4 6 8 10

1 крайне редко 1 2 3 4 5

небольшой незначитель ный значительн ый критически й катастрофи ческий

1 2 3 4 5

Экологический ущерб от аварийного разлива нефти (О), баллы

Рис. 3. Матрица распределения значений уровня экологического риска

Матричный подход рекомендуется к использованию в документации «Руководство по управлению рисками. Международный Кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)» [18] для управления всеми видами рисков на судах. Однако способ использования данного подхода в соответствии с документацией МКУБ сводится к установлению значений показателей риска и ущерба на основе экспертных оценок. Причем в роли экспертов, устанавливающих оценки, выступают специалисты по технике безопасности или экологи, ответственные за безопасность оцениваемых объектов. Таким экспертным оценкам рисков присущ субъективизм, который делает данный подход малоэффективным.

С целью совершенствования тарифной политики в экологическом страховании предлагается использовать матричный подход, базирующийся

30

на статистически обоснованных значениях показателей риска и ущерба [17]. С этой целью была обработана статистическая информация об аварийных разливах нефти на морских акваториях, и определены 4 рискообразующих фактора. По каждому фактору риска были обозначены 4 возможных значения, каждому их которых была присвоена соответствующая балльная оценка по результатам ранжирования (табл. 2).

Таблица 2 - Значения факторов экологического риска и результаты их

ранжирования

Оценка риска, баллы Факторы риска возникновения аварийного загрязнения нефтью

Тип судна Тип нефти Место разлива Сезон

1 Пассажирское судно Дистилляты Японское море, западное побережье Тихого океана Осень

2 Другой тип судна Легкая нефть Коралловое море, ВосточноКитайское море Лето

3 Сухогруз Сырая неочищенная нефть Средиземное море, ЮжноКитайское море Весна

4 Танкер Тяжелая нефть Атлантического океан (Северное море, Бискайский залив) Зима

Ранжирование проводилось на основе обработки статистических данных по двум основным показателям: количество произошедших

аварийных разливов и объем сброса нефти и нефтепродуктов в результате разлива. С помощью правил нечеткой логики на основе полученных балльных значений факторов были определены балльные значения показателя риска возникновения аварийного загрязнения (LR). Значения показателя экологического ущерба от аварийного разлива нефти (О) могут определяться на основе статистической информации о величинах компенсационных платежей за ущерб в форме страховых выплат, либо при отсутствии необходимых статистических данных, - другими научно обоснованными методами.

Показатель уровня экологического риска, определяемый по предлагаемой в данной работе методике, представляет собой индикатор вероятности возникновения аварийного загрязнения нефтью, объединенной с величиной потенциального ущерба. Использование такого индикатора в

формировании страховых тарифов в экологическом страховании позволит дифференцировать величины страховых премий, уплачиваемых страхователями для формирования страховых фондов, с учетом вероятностных аспектов возникновения аварийного загрязнения, а также с учетом размера возможного ущерба.

В том случае, когда страховые тарифы по рассматриваемому виду страхования не превосходят 1-3% от страховой суммы, предлагается принять для минимального значения уровня экологического риска (1 балл) значение тарифной ставки 1%, а для максимального значения уровня экологического риска (25 баллов) - 3%.

Для получения значений страховых тарифов для всех возможных значений уровня экологического риска установим минимальное значение страхового тарифа - 1%, максимальное значение - 3% и шаг изменения -

0,153846%. Значения показателя LR сведены в матрицу расчета соответствующих значений страховых тарифов (рис. 4). Первой категории риска (низкий) соответствует страховой тариф от 1% до 1,31% от страховой суммы, второй категории (умеренный)- от 1,46% до 1,77%, третьей категории (средний) - от 1,92% до 2,08%, четвертой категории (высокий) - от 2,23% до 2,54%, пятой категории (очень высокий) - от 2,69% до 3%.

Значения страховых тарифов, %

Риск возникновения аварийного загрязнения, баллы 5 крайне вероятно 1,62 2,23 2,54 2,85 3,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 наиболее вероятно 1,46 1,92 2,38 2,69 2,85

3 вероятно 1,31 1,77 2,08 2,38 2,54

2 мало- вероятно 1,15 1,46 1,77 1,92 2,23

1 крайне редко 1,00 1,15 1,31 1,46 1,62

неболь- шой незначи- тельный значитель- ный крити- ческий катастро- фический

1 2 3 4 5

Экологический ущерб от аварийного разлива нефти, баллы

Рис. 4. Матрица распределения страховых тарифов в зависимости от уровня экологического риска

Совершенствование тарифной политики страхования ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях с помощью развития матричного подхода, позволяет преодолеть несоответствие между принципами расчета экономических инструментов экологического страхования (страховая сумма, страховая премия, страховой тариф и страховая выплата) и оценочными показателями уровня экологического риска. Использование предлагаемого в данной статье подхода упорядочивает взаимосвязь между системой экономических инструментов экологического страхования и уровнем экологического риска, оценка которого базируется на матричном методологическом подходе с использованием методов статистики, теории вероятностей, правил нечеткой логики, а также методических инструментов экономической оценки экологического ущерба.

Подход к формированию тарифной политики страховых компаний, в основе которого лежит взаимосвязь и взаимозависимость страхового тарифа и уровня экологического риска, является перспективным и требует дальнейших научных разработок по созданию методического обеспечения. Преимуществом предлагаемого подхода к определению тарифных ставок в страховании ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях является универсальность разработанного методического инструмента, который может быть адаптирован страховыми компаниями для применения в своей деятельности.

Заключение

Развитие вопросов страхования ответственности судовладельцев за ущерб от разливов нефти приобретает приоритетную значимость в связи с активным ростом в настоящее время масштабов разведки, добычи и транспортировки нефтяных углеводородов на шельфах морей. Актуальность совершенствования экономических инструментов защиты морских акваторий от разливов нефти сопряжена с динамичным увеличением объемов добычи и транспортировки нефтяных углеводородов на шельфах, а также с ростом

объемов переработки нефтепродуктов на строящихся на морских побережьях и вводимых в эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводах. Помимо роста активности танкерного нефтяного флота в целом, значимость сформулированных в данной работе задач обусловлена повышением интереса в последнее время к арктическим территориям, развитием северных морских путей, а также к внедрению технологических процессов добычи углеводородов в условиях Арктики.

Список литературы

1. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ (ред. от 11.07.2011).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 22.02.2001 (ред. от

18.07.2011).

4. Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 №81-ФЗ (ред. от

11.01.2011).

5. О взаимном страховании: ФЗ РФ от 29.11.2007 №286-ФЗ

6. О внесении изменений в кодекс торгового мореплавания РФ: ФЗ РФ от 14.06.2011 №41.

7. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ: ФЗ РФ от 31.07.1998 №155-ФЗ (ред. от 01.07.2011).

8. О континентальном шельфе РФ: ФЗ РФ от 30.11.1995 №187-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

9. Об исключительной экономической зоне РФ: ФЗ РФ от 17.12.1998 №191-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

10.06 организации страхового дела в РФ: ФЗ РФ от 27.11.1992 № 4015-

1.

11.06 охране окружающей среды: ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от

19.07.2011).

12. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте: ФЗ РФ от 27.07.2010 №225-ФЗ.

13.Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

14.Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (на 2012 - 2020 годы), утв. 10.12.2011 // ЦКЬ: (http://www.prirodnadzordv.ru. Дата обращения: 19.12.2012).

15. Егорова Е.Н. Страхование ответственности за ущерб от аварийных разливов нефти на морских акваториях// Вестник Морского государственного университета. Серия: Теория и практика защиты моря. -Вып. 55/2012. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2012. - 146 с. С.65-73.

16. Егорова Е. Экономическая оценка ущерба от разливов нефти на морских акваториях: Монография. - LAP: 2011. - 190 с.

17.Егорова Е.Н. Полищук Е.А. Использование матричной модели в оценке экологического риска аварийных разливов нефти на морских акваториях// Региональная экономика: теория и практика. №27(210). - 2011. С. 44-48.

18. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)). Требования по управлению для обеспечения безопасности и предотвращения загрязнения. Руководство по управлению рисками. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://selet-marine.com/wp-content/uploads/2011/06/Kodeks 01.06.2010.pdf.

19.Ховавко И.Ю. Инструменты интернализации внешних экологических эффектов//Вестник Марийского государственного технического университета. Серия экономика и управление. -№3(13). -2011. С. 15-25.

20.Kiss A., Shelton D. Manual of European Environmental Law. Cambridge: Univ. Press, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.