ЭКОЛОГИЯ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
УДК 349.6 О. Г. Каратаев,
д-р юрид. наук, профессор, СПГУВК;
Л. А. Амелин,
СПГУВК
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ENVIRONMENTAL INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION:
LEGAL ASPECTS
В статье исследованы понятие, формы и элементы экологического страхования как одного из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Особое внимание уделено рассмотрению источников правового регулирования данного вида страхования. В статье обосновывается необходимость принятия федерального закона об экологическом страховании в Российской Федерации.
The article studies the definition, forms and elements of the environmental insurance as one of the instruments of economical regulation in the sphere of environmental protection. The special attention is given to the examination of the sources of regulatory management for this type of insurance. The article justifies the necessity of adoption of Environmental Insurance Federal Act in the Russian Federation.
Ключевые слова: экологическое страхование, экологический риск, природопользование, охрана окружающей среды.
Key words: environmental insurance, ecological risk, nature management, environmental protection.
ЗАИМОСВЯЗИ экономики и экологии постепенно начинают все более осознаваться и становиться разнообразными. Нуждаются в правовом закреплении, регулировании и стимулировании развивающиеся экологическое страхование, особенно обязательное, экологический аудит, деятельность по сбору экологических платежей и средств, особенно по их расходованию исключительно на природоохранные нужды, а также другие оправдавшие себя элементы экономического механизма охраны среды [13, с. 453-454].
Экологическое страхование является одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Использование этого метода позволяет обеспечить не только защиту жизненно важных интересов граждан, но и создает условия для рационального природопользования [3, с. 155]. Механизм экологического страхования становится инструментом регулирования и управ-
ления риском с возможностью значительного снижения ущерба окружающей среде [8, с. 25]. Экологическое страхование является наиболее оптимальным финансовым механизмом, решающим проблему компенсации экологического вреда при аварийном загрязнении окружающей среды [7, с. 8].
Под экологическим страхованием понимается, во-первых, функция государства, общества и других социальных организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима их деятельности, реализацию программ в процессе их взаимодействия с природой, во-вторых, деятельность государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, граждан и их объединений по организации (упорядочению) охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности человека и иных объектов (общества, государства),
Выпуск 3
Выпуск 3
осуществляемая на основе законодательства, в соответствии с поставленными целями и задачами [15, с. 792].
В законодательстве Российской Федерации отсутствует норма-дефиниция, раскрывающая содержание термина «экологическое страхование». Однако исходя из п. 1 ст. 2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [11] и п. 1 ст. 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [12] экологическое страхование — это отношения по защите имущественных интересов юридических и физических лиц при наступлении определенных страховых случаев (экологических рисков) за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. При этом под экологическим риском согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» понимается вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Страхование, в том числе и экологическое, регулируется Гражданским кодексом РФ (гл. 48), Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Общие требования об экологическом страховании установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 18). Основным документом в области добровольного экологического страхования является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации [14].
Отдельные аспекты экологического страхования упоминаются в ряде международных конвенций, например в Конвенции «Об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности» (Рим, 7 октября 1952 г.), Венской конвенции «О гражданской ответственности за ядерный ущерб» (Вена, 21 мая 1963 г.), Международной конвенции «О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения не-
фтью» (Брюссель, 29 ноября 1969 г.) и иных [1, с. 133-134].
Общепризнано, что экологическое страхование является специальным видом страхования, поэтому в отсутствие специального закона об этом виде страхования к отношениям по экологическому страхованию применяются общие правила о страховании, предусмотренные гл. 48 Гражданского кодекса РФ [5].
Объектами экологического страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы, связанные:
— с жизнью, здоровьем страхователя или застрахованного лица (личное страхование);
— владением, пользованием, распоряжением природными ресурсами и иным имуществом (имущественное страхование);
— возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности) [4, с. 346; 2, с. 7].
Законодательство Российской Федерации предусматривает две формы экологического страхования: обязательное и добровольное. Обязательное экологическое страхование осуществляется в силу закона, а добровольное экологическое страхование — на основе договора между страхователем и страховщиком. При этом обязательное экологическое страхование подразделяется на обязательное государственное экологическое страхование и обязательное экологическое страхование (негосударственное).
Применительно к обязательному экологическому страхованию в большинстве случаев законодателем предусмотрена негосударственная разновидность обязательного экологического страхования. Так, ст. 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [10] устанавливает обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу дру-
гих лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте. В данной статье определен минимальный размер страховой суммы по этому виду страхования.
Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» [9] уста-
навливает, что риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения (ст. 15). В развитие данной законодательной нормы Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2001 г. № 876 утверждены «Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения».
Добровольное экологическое страхование является отдельной формой экологического страхования. Кроме Гражданского кодекса РФ (гл. 48) и Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», важную роль в правовом регулировании добровольного экологического страхования играет «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации». На основании данного Типового положения страховая организация (страховщик) представляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам, в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды на территории России. На основе этого Типового положения страховые организации разрабатывают свои правила по добровольному экологическому страхованию.
Страхователями в добровольном экологическом страховании выступают предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.
Объектом добровольного экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования. При этом страховым событием (случаем) служит внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.
Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования в соответствии с требованиями гл. 48 Гражданского кодекса РФ. Однако в «Типовом положении о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации» определены страховые события, по которым страховщик не несет ответственности, а именно страховые случаи: прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, гражданских волнений, диверсий, внутренних беспорядков, боевых действий, чрезвычайного, военного, осадного или особого положения, объявленного органами власти; вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива; вытекающие из обычной деятельности страхователя при условии, что он знал вредные последствия этой деятельности; связанные с умышленными действиями страхователя или третьих лиц; вызванные нарушением законов, постановлений, ведомственных или производственных правил, инструкций и других нормативных документов; связанные с управлением производства персоналом, не уполномоченным на это или просрочившим время инструктажа, переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями, эпилепсией и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность;
Выпуск 3
Выпуск 3
вызванные обстоятельствами, существенно повышающими риск страхового случая, известные страхователю или его полномочному представителю, о которых страховщик не был поставлен в известность; вследствие износа конструкционных материалов, оборудования, находящихся в эксплуатации сверх установленного нормативного срока; вследствие эксплуатации нового оборудования, а также оборудования после капитального ремонта в течение 18 месяцев после ввода в эксплуатацию, если не предусмотрено иное; происшедшие по вине руководства предприятия или организации и других должностных лиц, ответственных за проведение контроля за состоянием окружающей среды.
Договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком, является основанием возникновения страховых отношений. Договор страхования заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей реквизиты страхователя. На основании представленных данных решается вопрос о приеме на страхование и рассчитываются страховые платежи. Такие платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия. На основании данных об уплате платежей страхователю выдается страховое свидетельство (полис). С этого момента вступает в силу договор экологического страхования. Договор заключается сроком на один год с последующей пролонгацией. При его заключении страховщик производит непосредственный осмотр предприятия. Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза). Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат по одному иску, по серии исков, вытекающих из одного страхового случая.
Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством и определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом, предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя: ком-
пенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды; расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем; связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика. При этом страховщиком не возмещаются убытки: связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды; причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе); связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора; штрафы, неустойки и т. п.; ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или контролем страхователя [14].
В п. 3 ст. 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды» содержится общее положение о том, что экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. На практике закономерно возникновение у правоприменителя вопроса: «Что включает в себя “законодательство Российской Федерации”?» Представляется, что порядок осуществления экологического страхования должен быть установлен на законодательном уровне, с этой целью необходимо принятие федерального закона об экологическом страховании в Российской Федерации. Соответственно в обеспечение действия закона должны быть приняты подзаконные правовые акты, осуществляющие методическое (нормативно-техническое) регулирование экологического страхования. Такой закон призван отразить специфику данного вида страхования.
Следует отметить, что подобные попытки уже предпринимались. Еще в 1996 г. на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен проект Федерального закона «Об обязательном экологическом страховании», но в 1997 г. законопроект был отклонен [6]. Крупные страховые компании, заинтересованные в принятии подобных законов, должны их лоббировать, чего на данный момент не наблюдается [7, с. 21], ведь заинтересованность страховщика в получении максимальной прибыли лучше любого контролера обеспечивает мониторинг состояния природоохранного оборудования у страхователя [1, с. 134].
В настоящее время созданы все правовые предпосылки для принятия федерального
закона об экологическом страховании в Российской Федерации. В основу такого закона можно положить Модельный закон СНГ об экологическом страховании (принятый на 15м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ постановлением № 15-6 от 13 июня 2000 г.) и Модельный закон СНГ об обязательном экологическом страховании (принятый на 22-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ постановлением № 22-19 от 15 ноября 2003 г.). Федеральный закон об экологическом страховании в Российской Федерации должен регулировать порядок осуществления не только обязательного экологического страхования (в том числе и государственного), но и добровольного экологического страхования.
Список литературы
1. Анисимов А. П. Экологическое право России: учебник / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Е. Черноморец. — М.: Изд-во Юрайт: ИД Юрайт, 2010.
2. Бажайкин А. Л. Экологическое страхование: теория, практика правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. Л. Бажайкин. — М., 2002.
3. Боголюбов С. А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (постатейный): (в ред. от 30 дек. 2008 г.) / С. А. Боголюбов, Н. И. Хлу-денева. — М.: Юстицинформ, 2009.
4. Бринчук М. М. Экологическое право: учебник / М. М. Бринчук. — 4-е изд. — М.: Эксмо,
2010.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ: принят ГД ФС РФ 22.12.1995 г. (в ред. от 08.05.2010 г.). Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
6. Об обязательном экологическом страховании: законопроект № 96700535-2 // Государ -ственная Дума Федерального Собрания Рос. Федерации: [официальный сайт] / Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNewA)?OpenAgent&RN= 96700535-2 (дата обращения: 11.04.2011).
7. Малышенко А. В. Правовое регулирование экологического страхования в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук / А. В. Малышенко. — Саратов, 2004.
8. Моткин Г. А. Основы экологического страхования / Г. А. Моткин. — М.: Наука, 1996.
9. О безопасности гидротехнических сооружений: Федеральный закон Рос. Федерации от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ: принят ГД ФС РФ 23.06.1997 г. (в ред. от 27.12.2009 г., с изм. от 27.07.2010 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон Рос. Федерацииот 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ: принят ГД ФС РФ 20.06.1997 г. (в ред. от 27.07.2010 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Выпуск 3
11. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон Рос. Федерации от 27 нояб. 1992 г. № 4015-1 (в ред. от 29.11.2010 г.). Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс».
12. Об охране окружающей среды: Федеральный закон Рос. Федерации от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ: принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г. (в ред. от 29.12.2010 г.). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов / под общ. ред. А. С. Пиголкина. — М.: ОАО «Издательский дом “Городец ”», 2003.
14. Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации: утв. Минприроды Рос. Федерации 3 дек. 1992 г. № 04-04/72-6132; Российской государственной страховой компанией 20 нояб. 1992 г. № 22. Документ опубликован не был. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Юридический энциклопедический словарь / М. О. Буянова [и др.]; отв. ред. М. Н. Марченко. — М.: ТК Велби: Изд-во Проспект, 2006.
УДК 628.511.001.57:656.62.073.28:689.46 Н. С. Отделкин,
д-р техн. наук, ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»;
Е. И. Адамов,
ФГОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта»
ОЦЕНКА ПОТЕРЬ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ ПРИ ОБРАБОТКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ГРЕЙФЕРНЫМИ КРАНАМИ
METHOD TO ESTIMATE LOSS OF BULK CARGOES WHEN HANDLING
WITH GRABBING CRANE
В статье рассматривается метод оценки потерь сыпучих грузов от пылеобразования при их перегрузке грейферными кранами.
The article considers a method of estimating the loss of bulk cargo from dust when they are overloaded with grab cranes.
Ключевые слова: грейферный кран, сыпучий груз, транспортные средства, пылеобразование.
Key words: grabbing crane, bulk cargo, vehicles, dusting.
МОРСКИХ и речных портах в основном применяются три способа перегрузки: с использованием грейферных кранов и перегружателей; конвейерным транспортом; с помощью пневмоустановок. Из перечисленных наиболее распространен способ с применением грейферных кранов и перегружателей. При этом способе перегруз-
ки потери груза только от просыпи составляют 1,0...2,3 % от грузооборота, а с учетом пылеобразования могут достигать до 3...5 %. Анализ причин, способствующих процессу пылеобразования при перегрузке сыпучих грузов грейферными кранами и перегружателями, показывает, что основным источником пыления является грейфер.