УДК 368.8
И. А. Гусарова, А. А. Сагдеева АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Ключевые слова: экологический риск, страхование, экологический ущерб.
В мировой практике страхование в сфере природопользования возмещает убытки, наносимые окружающей среде и "третьим лицам " за счет средств самих участников рынка, а не госбюджета. Это дает возможность государству направлять больше денег на превентивные мероприятия, более четко и эффективно проводить восстановительные работы. Одним из основных мотивов развития экологического страхования является высокий размер экологических ущербов, который на два порядка превосходит ущербы, вызываемые пожарами и стихийными бедствиями.
Keywords: ecological risk, insurance, ecological damage.
In world practice insurance in wildlife management sphere pays the damages put to environment and "third parties" at the expense of means of participants of the market, instead of the state budget. It gives the chance to the state to direct more money for preventive actions, is more accurate and effectively to spend a recovery work. One of the basic motives of development of ecological insurance is the high size of ecological damages which on two order surpasses the damages caused by fires and acts of nature.
Созидающая деятельность цивилизации, как правило, влечет за собой экологические риски. Экологическое страхование - это область приложения знаний об экологическом риске и экологическом ущербе, это один из видов страхования ответственности объектов, которые являются источниками повышенного экологического риска за причинённый ущерб третьим лицам, который стал следствием внезапного, непреднамеренного загрязнения окружающей среды.
Экологическому страхованию присущи следующие особенности:
а) последствия наступления страхового случая носят катастрофический характер для страховщика и страхователя, размер возможных убытков может быть очень велик; б) эти последствия, включая размеры убытков, трудно предсказать заранее;
в) для последствий техногенной аварии, вызвавшей загрязнение окружающей природной среды и причинение в связи с этим вреда третьим лицам, характерна длительность проявления и, следовательно, установления фактов причинения вреда, которая зависит также от типов опасных веществ.
На современном этапе развития мировой экономики система экологического страхования является одним из перспективных способов обеспечения экологической безопасности.
Население нашей планеты постоянно сталкивается с выбросами вредных веществ в атмосферу, сбросами их в реки и т.д. Ведь никто не застрахован от случайностей вследствие изношенного оборудования, человеческого фактора, других трудно предсказуемых обстоятельств. Они причиняют крупный материальный ущерб, а иногда приводят к человеческим жертвам.
Состояние окружающей природной среды в Российской Федерации в настоящее время характеризуется как крайне тяжелое. Вследствие интенсивной производственной деятельности и достаточно либерального законодательства площадь территорий с острой экологической ситуацией резко возросло. И по сей день большое количество предприятий всех отраслей народного хозяйства продолжают загрязнять окружающую среду, многие из них не укладываются в установленные для них нормативы предельно-допустимых выбросов и сбросов вредных веществ. Количество аварий, приводящих к загрязнению окружающей среды в Российской Федерации на душевой объем производства ВВП в несколько раз больше,
чем в развитых странах, а масштабы ущерба, как правило, превосходят зарубежные. С переходом на рыночные экономические отношения количество аварий в нашей стране ежегодно растет вследствие увеличения степени износа оборудования, снижения общей производственной дисциплины, низкого качества ремонтных работ и в целом в результате общей либерализации законодательства.
Одним из путей возмещения ущерба, причиненного природным объектам, является введение и развитие института платности природопользования. Суть данного института заключается в том, что предприятия и организации, деятельность которых в той или иной степени связана с использованием природных объектов, производят ежегодные платежи, направляемые государству на компенсацию вреда и восстановление окружающей природной среды.
Однако институт платности природопользования рассчитан, прежде всего, на компенсацию вреда, причиненного окружающей среде промышленными и иными объектами при нормальных режимах эксплуатации. Значительно больший ущерб природной среде может быть причинен в результате аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
С переходом на рыночные условия хозяйствования потребность в экологическом страховании возникла и в России. На территории нашей страны, где расположены многочисленные промышленные объекты, представляющие серьезную экологическую опасность, экологическое страхование может и должно стать эффективной системой финансирования мероприятий по защите окружающей среды. Тем не менее, в нашей стране как добровольное, так и государственное экологическое страхование от аварийного загрязнения окружающей среды реализуется крайне медленно и с большими трудностями.
В мировой практике страхование в сфере природопользования возмещает убытки, наносимые окружающей среде и «третьим лицам» за счет средств самих участников рынка, а не госбюджета. Это дает возможность государству направлять больше денег на превентивные мероприятия, более четко и эффективно проводить восстановительные работы. Одним из основных мотивов развития экологического страхования является высокий размер экологических ущербов, который на два порядка превосходит ущербы, вызываемые пожарами и стихийными бедствиями.
Объем рынка экологического страхования в США составляет порядка 1 млрд долларов. По экспертным оценкам, международный ежегодный оборот мирового рынка экологических услуг через пять лет будет составлять 148 млрд долларов. Ожидается, что Япония, Германия и государства Центральной Европы будут лидировать по объему расходов на природоохранные мероприятия. Самые большие темпы роста этого рынка ожидаются в Мексике, Индии, Аргентине и Бразилии. Расходы по созданию инфраструктуры в странах третьего мира составят 4000 млрд долларов.
Достаточно развита индустрия экологического страхования в Европе, чему способствовали создание соответствующей законодательной базы, эффективной системы судебного преследования за экологические правонарушения и формирование развитого общественного экологического сознания.
Страхование экологических рисков развито в странах-членах Евросоюза. В ряде стран, например, в Великобритании, Швеции, Испании, Дании, действует система, при которой, выдавая лицензии на хозяйственную деятельность, государство требует от компании доказательства финансовой возможности покрыть возможные ущербы окружающей среде. При этом одним из вариантов такой гарантии зачастую является страхование экологической ответственности предприятий.
Экологическое страхование постоянно совершенствуется, вносятся изменения в законодательную базу, страховые компании постепенно уменьшают число исключений, и одновременно, повышают лимит ответственности. Все больше стран стремится к созданию
системы обязательного экологического страхования, внедрению механизма совместной ответственности за ущерб, нанесенный в результате загрязнения окружающей среды.
В европейских странах система страхования экологических рисков включает в себя несколько видов страховой защиты:
— страхование ответственности за аварийное (внезапное) и постепенное загрязнение окружающей среды в рамках страхования общей ответственности;
— страхование ответственности только за аварийное (внезапное) загрязнение окружающей среды в рамках страхования общей ответственности;
— страхование ответственности за аварийное (внезапное) и постепенное загрязнение окружающей среды в рамках экологического страхования.
В настоящее время во многих европейских странах наблюдается тенденция к исключению страхования экологических рисков из договоров страхования общей ответственности и переходу к страхованию всех рисков, связанных с загрязнением окружающей среды, только в рамках договоров экологического страхования.
Вступление России в ВТО, участие в международных соглашениях, интеграция российских предприятий в мировую экономику требуют гармонизации российских норм охраны окружающей среды и природопользования с национальным законодательством зарубежных стран.
Начиная с 2000г. экологическое страхование в России рассматривается в широком смысле как деятельность, направленная на создание страховой защиты от экологических рисков в сфере хозяйственной деятельности, природопользования и охраны окружающей среды. Цель экологического страхования - образование денежных фондов для ликвидации экологических аварий и катастроф, возмещения убытков, причиненных юридическим и физическим лицам вследствие случайного негативного воздействия (например, загрязнения) на окружающую среду [1].
Необходимость введения экологического страхования обусловлена отсутствием действенных механизмов финансирования расходов на возмещение ущерба, наносимого окружающей среде за счет промышленной деятельности предприятий. В городах России в целом качество атмосферного воздуха снижается, и о размерах этого ущерба свидетельствуют следующие данные, характеризующие загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв в Российской Федерации.
В 210 городах России (где проживает более 66 млн чел.) средние концентрации одного или нескольких веществ превышают 1 ПДК. В основном наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха определяют предприятия черной и цветной металлургии, объекты нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, выбросы автотранспорта. Во многих городах высокий уровень загрязнения формирует также неблагоприятные для рассеивания примесей климатические условия. Наиболее высокий уровень фонового загрязнения атмосферного воздуха регистрировался в центральных и юго-восточных областях европейской территории России.
Качество поверхностных вод не соответствует нормативам по таким наиболее распространенным веществам, как нефтепродукты, фенолы, легкоокисляемые вещества, соединения металлов, аммонийный и нитритный азот. В крупных реках, качество воды изменяется в широком диапазоне — от «загрязненной» до «чрезвычайно грязной». Качество прибрежных вод морей России изменяется от «умеренно загрязненных» до «загрязненных». Наиболее загрязненные водные объекты расположены на территориях Центрального, СевероКавказского, Уральского регионов, Мурманской области, Дальнего Востока, Сахалина. Ежегодно в стране происходит более 30 тысяч прорывов нефте- и газопроводов. Например, на протяжении многих лет наблюдается тенденция роста загрязнения нефтепродуктами среднего и нижнего течения реки Оби и ее притоков, рек на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Коми.
В целях снижения экологического риска в Республике Татарстан реализуется организационная инновация в виде создания Нижнекамского промышленного округа, позволяющая обеспечить экологическую безопасность, что приведет к ощутимому экономическому эффекту [2].
В настоящее время пока неясно, каков будет механизм страхования экологических рисков в России, и что именно будут страховать: только ли гражданскую ответственность предприятий или, также, национальные богатства (природные ресурсы) страны в целом.
Согласно действующему законодательству обязательное экологическое страхование как самостоятельный вид страховой деятельности в России пока не существует и может быть введёно только после принятия специального Федерального закона «Об обязательном экологическом страховании». В связи с этим экологическое страхование в настоящее время осуществляется в добровольной форме в соответствии с положениями гражданского Кодекса Российской Федерации, федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и правилами экологического страхования, утверждёнными страховыми компаниями, имеющими соответствующие лицензии Минфина России на этот вид страхования.
В то же время страхование рисков загрязнения окружающей природной среды предусмотрено рядом федеральных законов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов, в частности:
- организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты в рамках Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- инвесторов, участвующих в разработке недр на условиях Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»;
- объектов нефтегазодобывающих производств. Согласно ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды», строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств допускаются при наличии финансовых (банковских или страховых) гарантий реализации проектов восстановления загрязнённых земель.
Развитие экологического страхования привело к превращению ряда его направлений в самостоятельные виды страхования. Вслед за страхованием радиационных рисков стало развиваться экологическое страхование в нефтяной промышленности, некоторых отраслях химической промышленности и в сфере нефтепродуктообеспечения.
Анализ техногенных воздействий на окружающую среду и опыт практической работы в различных областях экологии безоговорочно подтверждают практическую значимость и необходимость экологического страхования при осуществлении тех видов деятельности, которые могут привести к неблагоприятным экологическим последствиям.
Разрабатываемый проект закона «Об обязательном экологическом страховании» устанавливает порядок проведения обязательного экологического страхования за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной деятельности. Будет определен законом перечень видов деятельности, подлежащих экологическому страхованию. Это, конечно, химическое и нефтехимическое производство, поскольку процессу производственной, хозяйственной деятельности нефтехимических предприятий - источника повышенной опасности, сопутствуют риски причинения вреда здоровью физических лиц, имуществу юридических и физических лиц, а также окружающей среде - земельным угодьям, водной среде или воздушному бассейну.
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, например, предоставил подробную информацию об аварийности на нефтегазовых промыслах за период 2001-2006гг. как в разрезе районов, так и в разрезе отдельных нефтегазовых предприятий. Так, в этот период на нефтепроводах территории округа было зарегистрировано 15685 аварий, в окружающую среду попало более 65 тыс.т загрязняющих веществ, площадь загрязнения составила 1299,5 га, предъявлено 14 исков на 124,5 млн.руб и штрафов на 40,9 млн.руб. Только на 11 объектах
восстановительные рекультивационные работы по очищению земель и акваторий от загрязняющих веществ проведены полностью.
Данная информация подтверждает, что действующий механизм возмещения вреда работает неудовлетворительно, и не выполняет основной задачи — стимулирования природопользователей к выполнению природоохранного законодательства и компенсации причиненного окружающей среде вреда.
Страхователю, который осуществляет природоохранные мероприятия, внедряет ресурсосберегающие технологии, безотходные производства, устанавливает современные очистные сооружения, необходимо создать условия, при которых ему должно быть выгодно страховать свое предприятие от экологических рисков, т. к. его издержки по снижению экологического риска значительно выше, чем у схожего предприятия, не осуществляющего страхование или мероприятий по снижению экологического риска. Одним из таких стимулов может быть дифференцированный подход к страхователям при определении страховой суммы, страховых тарифов и размера страховых взносов, который учитывал бы не только специфику и объем производства, но и деятельность страхователя по снижению риска нанесения ущерба окружающей среде.
Современная ситуация, складывающаяся в области охраны окружающей среды в нашей стране, далека от благополучной. Спад производства, снижение объема инвестиций в природоохранную деятельность, моральный и физический износ основных фондов и связанное с ним возрастание аварийности экологически опасных объектов, - все эти негативные факторы обуславливают необходимость развития действенных экономических механизмов регулирования охраны окружающей среды.
Действующий вид страхования гражданской ответственности эксплуатантов опасных производственных объектов полностью выработал свой потенциал и давно не удовлетворяет требованиям современных социально-экономических условий.
Несмотря на ужесточающиеся требования к обеспечению безопасности, введение новых регламентов и условий декларирования промбезопасности, ущербоемкость аварий не снижается. Также растет износ производственных средств. Без правового обеспечения гарантий возмещения вреда, причиненного при аварии на опасном объекте, рассматривать защиту имущественных интересов как граждан, так и юридических лиц невозможно. Поэтому крайне важно именно сейчас разработать и использовать обязательное страхование гражданской ответственности владельцев таких объектов. Не следует забывать и о хеджировании промышленных рисков при инвестировании и при размещении акций таких предприятий на IPO. Отлаженная система страхования является достаточно эффективным механизмом управления производственными рисками и может активно использоваться для регулирования цен на акции различных производственных объектов.
Страхование опасных производственных объектов более чем актуально для предприятий Республики Татарстан. Здесь сконцентрировано множество опасных нефтехимических производств, таких как ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО
«Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казанский завод синтетического каучука» и другие.
Поэтому любая, даже небольшая по интенсивности авария на таких объектах неизбежно приведет к причинению вреда жизни, здоровью или имуществу населения республики.
Следует отметить и особенности природно-климатических условий. В республике огромное количество водных объектов, которые выступают прекрасными транспортирующими элементами, существенно увеличивающими зоны распространения загрязняющих веществ. Даже незначительный аварийный сброс биологически опасных веществ в один из таких водных объектов неизбежно приведет к отравлению значительного количества людей. Подобные ситуации вызовут многочисленные имущественные требования пострадавших к предприятию - причинителю вреда.
В целях обеспечения экологической безопасности в Казанском национальном исследовательском технологическом университете одном из приоритетных коммерциализируемых проектов является «Комплексные технологии экологической безопасности разработки месторождений нефтей и природных битумов». В результате реализации данного проекта произойдет повышение нефтеотдачи пластов в среднем на 5-10%, снизятся объемы попутно-добываемой воды на 10-20%, сократятся энергозатраты при транспортировке и подготовке высоковязкой нефти. Решаются экологические проблемы нефтедобывающих регионов (утилизация углекислого газа).
Экологическое страхование представляет собой перспективное и эффективное средство создания благоприятных экономических условий для вовлечения в процесс обеспечения экологической безопасности капиталов коммерческих структур, повышения надежности работы промышленных предприятий и создания дополнительных рабочих мест. Оно является надежным инструментом экономико-правового механизма охраны окружающей среды [3].
Анализ практики и законодательной базы экологического страхования позволяет сформулировать некоторые основные задачи развития системы экологического страхования в России. По нашему мнению к ним следует отнести:
- разработку и принятие федерального закона об обязательном экологическом страховании;
- стимулирование предприятий к экологическому страхованию. Например, введение зачетов страховых взносов (премий), уплачиваемых по договорам экологического страхования, при начислении платы за загрязнение окружающей среды;
- создание страховых экологических пулов;
- разработку и принятие нормативных документов по оценке экологического ущерба и экологического риска;
- повышение эффективности системы государственного экологического контроля и судебного преследования за экологические правонарушения.
Сегодня назрела насущная необходимость в государственном масштабе решать вопросы координации и управления процессом экологического страхования и использования его преимуществ. Экологическое страхование должно выступить как оптимальный финансовый инструмент аккумуляции и перераспределения средств, позволяющий направлять действительно крупные суммы на ликвидацию последствий экологических катастроф. На территории нашей страны, где расположены многочисленные объекты, представляющие серьезную экологическую опасность, экологическое страхование может стать эффективной системой финансирования мероприятий по защите окружающей среды. Поэтому введение обязательного экологического страхования является общественно-необходимым, поскольку последствия экологических катастроф затрагивают интересы большого числа предприятий и организаций, населения и государства в целом.
Экологическое страхование бывает обязательным и добровольным. В соответствии с проектом федерального Закона «Об обязательном экологическом страховании» государственные органы выделяют экологически опасные предприятия, подлежащие обязательному страхованию.
Добровольное экологическое страхование не нормируется государством. Его можно сравнить с добровольной сертификацией продукции или с добровольным получением свидетельства об экологической безопасности предприятия (по результатам экологического аудита). Добровольная экологическая активность предприятия повышает его престиж среди населения, а потому и конкурентоспособность продукции.
Механизм экологического страхования позволит аккумулировать средства предприятий и государства для целевого возмещения затрат на восстановление природной среды, воспроизводство природных ресурсов, для возмещения ущерба имуществу и здоровью третьих лиц в результате деятельности потенциально опасных объектов природопользования,
а также для проведения превентивных мероприятий, направленных на восстановление и охрану природных ресурсов.
Литература
1. Орлов, А.И. Правовые вопросы экологического страхования./ А.И.Орлов, В.Н Федосеев.- М., Менеджмент в России и за рубежом, 2000. - №6.
2. Уразаев, Р.И. Промышленные округа как модель государственной поддержки инновационного и инфраструктурного развития региона на примере Нижнекамского промышленного округа. /Р.И. Уразаев, В.В. Авилова //Вестник Казанского технол. ун-та. - 2007. - № 6.- С.130-137.
3. Экономика природопользования: Обзорная информация. - М., 2005. - № 3. - С. 8-11.
© И. А. Гусарова - канд. экон. наук, доц. каф. экономики КГТУ, [email protected]; А. А. Сагдеева -канд. экон. наук, доц. той же кафедры.