ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 349.6 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10332
ББК 67 © Ю.А. Иванова, К.Е. Шохов, 2020
Научная специальность 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОТДЕЛЬНЫХ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юлия Александровна Иванова, доцент кафедры государственного и административного права, кандидат юридических наук, доцент,
Российский технологический университет (МИРЭА) (119454 г. Москва, проспект Вернадского, дом 78) E-mail: [email protected]
Кирилл Евгеньевич Шохов, слушатель международно-правового факультета
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Принятие Конституции стало поворотным шагом в новейшей истории России. Основной закон государства был утверждён волей народа, тем самым был сделан решительный выбор в сторону прогрессивного развития государства, и, безусловно, существенного изменения социальных, политических, экономических сфер государственной деятельности. В данной статье рассматривается экологический потенциал отдельных поправок к Конституции РФ, анализируются и комментируются отдельные поправки, рассматривается роль Конституции как природоохранного акта.
Ключевые слова: поправки, Конституция Российской Федерации, экологический потенциал, благоприятная окружающая среда, природопользование, экология, развитие законодательства.
ENVIRONMENTAL POTENTIAL OF SEPARATE AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Yuliya A. Ivanova, Associate Professor of the Department of State and Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Russian technological University (MIREA) (119454, Moscow, Vernadskogo Avenue, 78)
E-mail: [email protected]
Kirill E. Shokhov, Cadet of the International Law Faculty
Moscow University of MIA of Russia named after V.Ya. Kikot (117997, Moscow, Akademika Volgina st., 12) E-mail:[email protected]
Abstract. The adoption of the Constitution was a pivotal step in the modern history of Russia. The basic law of the state was approved by the people, thus made a decisive choice in favor of progressive development of the state, and, of course, significant changes in social, political, and economic spheres of state activity. This article examines the environmental potential of individual amendments to the Constitution of the Russian Federation, analyzes and comments on individual amendments, and examines the role of the Constitution as an environmental act.
Keywords: amendments, Constitution of the Russian Federation, environmental potential, favorable environment, nature management, ecology, development of legislation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Иванова Ю.А., Шохов К.Е. Экологический потенциал отдельных поправок к Конституции Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):96-8.
Конституция Российской Федерации является одним из самых стабильных основных нормативно-правовых актов нашего государства. Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года она сохранялась неизменной вплоть до 30 декабря 2008
года — даты первых внесенных поправок.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 14 марта 2020 года подписал новый закон о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации. Отличительной чертой новых
96
Вестник Московского университета МВД России
№ 6 I 2020
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
вводимых поправок является их многосторонняя направленность. Хотелось бы акцентировать внимание лишь нате из них, которые связаны непосредственно с экологическим благосостоянием в нашем государстве.
Требуется отметить тот факт, что потребность в изменениях в данном направлении исходит от самого общества в первую очередь. Так, в связи с особой социальной значимостью темы обращения с животными в декабре 2017 года был принят закон, изменивший квалификацию статьи 245 Уголовного кодекса РФ. Данное изменение стало возможным благодаря активной позиции общества по регулированию данного вопроса. В результате этого правоохранительные органы стали регистрировать сообщения о данных преступных деяниях и принимать меры для борьбы с ними. Однако для более эффективного применения правового базиса по защите экологии в нашем государстве требуются новые конституционно-правовые возможности.
Новый закон о поправках в Конституцию 2020 года содержит в себе следующие положения, затрагивающие экологическое благосостояние. Так статью 114 Конституции РФ (об обязанностях Правительства РФ) предлагается дополнить пунктами:
• осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
• создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.
Данные изменения направлены на реализацию одной из социальной задач государства, предусмотренной статьей 7 Конституции Российской Федерации, а именно — создании благоприятной окружающей природной среды, служащей базисом здоровья, труда, отдыха, жизни человека. Следовательно, предоставленные поправки непосредственно указывают на основной вектор деятельности Правительства РФ в сфере защиты природы. Особую важность представляет собой признание любых деяний противоречащим данным пунктам антиконституционными — это сможет позволить в дальнейшем Конституционному Суду Российской Федерации, путем издания постановлений, реализовывать дополнительные правовые механизмы по защите окружающей среды.
Благодаря поправкам возникает возможность создания более выработанной единой социальной поли-
№ 6 / 2020 - Вестник Московского VI
тики государства в области охраны окружающей среды. Это будет обеспечиваться за счет повышения роли Правительства РФ в данной области. По сути, Правительство РФ станет координировать и регулировать деятельность всех остальных участников общественных отношений в большей степени, нежели раньше.
Положительный отклик среди членов различных экологических организаций получила норма о создании системы экологического образования граждан и воспитания экологической культуры. Этот долгий и длительный процесс в наше время становится неотъемлемым элементом борьбы за благоприятную окружающую среду. На данный момент экологическая культура в России находится только на этапе своего поэтапного формирования.
К сожалению, наше государство отстает в некоторых базовых вопросах защиты окружающей среды на многие десятилетия, и разрешить их без воспитательного и образовательного процесса не представляется возможным. К примеру, в Москве с 1 января 2020 года был официально введен раздельный сбор мусора. В некоторых городах Японии его начали сортировать уже с первой половины 1970-х годов1. На сегодняшний день сортировка отходов стала неотъемлемой частью их культуры. Для лиц, которые не желают приобщаться к данной культуре, предусмотрены наказания в виде существенного штрафа или тюремного заключения до пяти лет. Возможность введения штрафов обсуждается в России с 2019 года — с момента проведения «мусорной реформы». Бывший глава «Российского экологического оператора» Денис Буцаев акцентировал необходимость в создании системы штрафов после введения системы учета разделения отходов. По состоянию на 2019 год только 7% от всего мусора было разделено2. Однако введение штрафов вне воспитательного и образовательного процесса не может изменить ситуацию в благоприятную сторону. Данные изменения в Конституции РФ крайне актуальны и значимы на сегодняшний день. Их внесение необходимо ради развития экологического благосостояния населения Российской Федерации.
Однако некоторые вопросы, рассматриваемые научными деятелями и требующие разрешения, не нашли отражения в поправках к Конституции РФ. Отдельно хочется подчеркнуть позицию Боголюбова Сергея Александровича. Он указывал, что право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или
1 От отходов на улицах до глубокой сортировки: мировой опыт борьбы с мусором // Информационное агентство «ТАСС». URL: https:// tass.ru/spec/mirovoi_musor https://tass.ru/spec/mirovoi_musor.
2 Глава РЭО назвал условие для ввода штрафов за нераздельный сбор мусора // Информационное агентство «РБК». URL: https://www.rbc.ru/ society/03/11/2019/5dbcf2229a79471be05bf32b.
[верситета МВД России- 97
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
имуществу экологическим правонарушением, тесно 5. связанное со статьей 41, а также статьей 52 Конституции РФ, крайне редко подлежит реализации из-за невозможности доказательства причинно-следственной связи между правонарушением и наступившими отрицательными последствиям [3].
К сожалению, нормотворческая деятельность го- 6. сударственных органов не направлена на разрешение данной проблемы. Конституционные изменения для разрешения данного вопроса также необходимы, иначе государство так и будет лишь декларировать такую 7. возможность, будучи не в состоянии ее обеспечить.
Для Российской Федерации одной из ключевых задач является обеспечение граждан благоприятной окружающей средой. Новые поправки, в случае их введения, смогут стать новым направлением деятельности государства в данной области. Современное регулирование не соответствует сложившимся реалиям и перемены обусловлены естественным социальным развитием. 1.
Правоприменительная практика последних лет, показывает потенциал Основного закона и дает реальную возможность, как сегодня, так и дальнейшем в целях развития Российской Федерации и благосостояния ее на- 2. селения вносить поправки. Они должны стать не только правовой основой решения экономических, политических, а также социальных вопросов и задач, но и укрепления эффективное взаимодействие всех сфер государственной деятельности имеющих прямое отношение к 3. природопользованию и охране окружающей среды.
Литература
1. Ахмедов Р.М., Иванова Ю.А. Роль и значение 4. международного сотрудничества по вопросу охраны и защиты окружающей среды // Международный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 1.
2. Ахмедов Р.М. Иванова Ю.А., Шохов К.Е. Международно-правовые стандарты охраны окружающей среды в арктическом и антаркти- 5. ческом регионах // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 3.
3. Боголюбов С.А. Экологический потенциал Конституции // Журнал российского права.
2013. №10 (202). URL: https://cyberleninka.ru/ 6. article/n/ekologicheskiy-potentsial-konstitutsii/.
4. Иванова Ю.А. Конституционное законодательство РФ в переходный период. В сборнике: 7. Конституция Российской Федерации и развитие отраслевого законодательства. Материалы межрегиональной научно-практической конференции: сборник. Белгород, 2003.
Иванова Ю.А., Ахмедов Д.Р., Захарова А.Д. Государственно-правовое противодействие загрязнению атмосферного воздуха: опыт Китайской народной Республики // Международный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 3.
Иванова Ю.А., Функции современного российского государства: актуальные аспекты. Журнал Государственная служба и кадры № 4. 2015. С. 33-35.
Экологическое право. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / [Н.В. Румянцев др.]; под ред. Н.В. Румянцева, Ф.Г. Мышко. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2018. 383 с.
References
Akhmedov R.M., Ivanova Yu.A. The role and significance of international cooperation on the issue of environmental protection // international journal of civil and Commercial law. 2019. № 1. Akhmedov R.M. Ivanova Yu.A., Shokhov K.E. International legal standards of environmental protection in the Arctic and Antarctic regions // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2019. No. 3. Bogolyubov S.A. ecological potential of the Constitution // journal of Russian law. 2013. №10 (202). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekologicheskiy-potentsial-konstitutsii/. Ivanova Yu.A. constitutional legislation of the Russian Federation in the transition period. In the collection: The Constitution of the Russian Federation and the development of industry legislation. Materials of the interregional scientific and practical conference: collection. Belgorod, 2003.
Ivanova Yu.A., Akhmedov D.R., Zakharova A.D. state-legal counteraction to atmospheric air Pollution: experience of the people's Republic of China // International journal of civil and commercial law. 2019. № 3. Ivanova Yu.A. Functions of the modern Russian state: actual aspects. Journal of Public service and personnel No. 4. 2015. Pp. 33-35. Environmental law. Textbook for University students studying in the direction of "Jurisprudence" / [N.V. Rumyantsev et al.]; edited by N.V. Rumyantsev, F.G. Myshko. 6th ed., reprint. and add. M.: UNITY-DANA, Law and law, 2018. 383 p.
98
Вестник Московского университета МВД России
№ 6/2020