ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2073-0454-2019-10195 © Р.М. Ахмедов, Ю.А. Иванова, К.Е. Шохов, 2019
Научная специальность 12.00.06 — земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ СТАНДАРТАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРЫ, ВКЛЮЧАЯ ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ
Руслан Маратович Ахмедов, начальник кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Юлия Александровна Иванова, заместитель начальника кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Кирилл Евгеньевич Шохов, курсант 411 учебного взвода международно-правового факультета, рядовой полиции Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. На протяжении последних веков наблюдается колоссальный рост развития человека в сфере экономической и исследовательской деятельности. Современный уровень технологий порой несет опасность для охраны окружающей среды, поскольку в результате иррациональных или безответственных действий различных субъектов международного права, а также юридических и физически лиц может быть нанесен вред, который сможет быть восстановлен в течение десятилетий или большего периода времени.
Признание ценности человеческой жизни не может осуществляться без признания права каждого человека на благоприятную окружающую среду. Данное право принадлежит каждому от рождения и этот нормативный смысл относится к каждому индивиду. Никто не может быть лишен данного права не только в соответствии с актами национального права, но и в соответствии со множественными актами международного права, носящими обязательный характер для субъектов международного права.
Ключевые слова: международно-правовые стандарты, охрана окружающей среды, озоновый слой, атмосферный воздух, воздушное пространство.
ON THE ISSUE OF INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS IN THE FIELD OF THE PROTECTION OF THE ATMOSPHERE, INCLUDING THE OZONE LAYER
Ruslan M. Akhmedov, the chief of department of the civil and labor law, civil process, candidate of legal sciences, associate professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Yuliya A. Ivanova, deputy head of the Department of civil and labor law, civil procedure, candidate of legal sciences, associate professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Kirill E. Shokhov, cadet 411 training platoon of the international law faculty, private of the police Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. Over the past centuries there has been a tremendous growth of human development in the field of economic and research activities. The modern level of technology sometimes poses a danger to environmental protection, since as a result of irrational or irresponsible actions of various subjects of international law, as well as legal entities and individuals, damage can be done that can only be restored for decades or more.
Recognition of the value of human life cannot be achieved without recognition of the right of every person to a favorable environment. This right belongs to everyone from birth, and this normative sense applies to each individual. No one can be deprived of this right in accordance not only with acts of national law, but also in accordance with multiple acts of international law that are binding on subjects of international law.
Keywords: international legal standards, environmental protection, the ozone layer, atmospheric air, airspace.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ахмедов Р.М., Иванова Ю.А., Шохов К.Е. К вопросу о международно-правовых стандартах в области охраны атмосферы, включая озоновый слой. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):58—62.
Атмосфера включает в себя атмосферный воздух, который состоит из смеси газов атмосферы, озонового слоя, а также воздушного пространства. Сама по себе атмосфера существует в атмосферной оболочке, которая делится на четыре сферы в зависимости от температурных характеристик: тропосферу, стратосферу, мезосферу и термосферу. По мере увеличения высоты газы в атмосфере начинают постепенно разряжаться. Тропосфера включает в себя около 80% всей воздушной массы, а стратосфера содержит около 20%. В научном понимании данные сферы находятся в нижней атмосфере, которая простирается до высоты в пятьдесят километров, Атмосфера движется сложным образом, который имеет название атмосферная циркуляции. Любые изменения в состоянии атмосферы непосредственно оказывают воздействие на среду, окружающую человека, и на саму природную среду в целом. Существуют три ключевые позиции, ведущие к деградации атмосферы.
Первая позиция заключается в изменении атмосферных условий. Это ведет к появлению в тропосфере и нижней стратосфере вредных веществ. Сильные горизонтальные ветры могут крайне быстро разносить различные возникающие вредные примеси по всей планете на значительное удаление от их первоначальных источников.
Вторая позиция состоит в выбросе хлорфторуг-лерода и галонов в воздух, что приводит к истощения озонового слоя. Озоновой слой содержит в себе значительные объемы озона, являющегося одной из форм кислорода. Для человека озоновый слой важен тем, что он является фильтром от ультрафиолетового излучения Солнца, которое способно вызывать рак кожи и другие, опасные для жизни заболевания [1].
Третья позиция непосредственно связана с изменением состава тропосферы и нижней стратосферы как единого процесса, ведущего к изменению климата. Главной причиной таких изменений является то, что происходит постоянное выбрасывание в воздух различных газовых примесей.
Любые изменения в тропосфере крайне сильно влияют на погоду, именно поэтому необходимо создавать универсальные нормы международного права и механизмы их соблюдения, которые будут направлены на формирование условий для улучшения ситуации. На данном этапе уже сформирован право-
вой фундамент в международном экологическом плане. К охране атмосферы относятся следующие источники: конвенции универсального уровня, конвенции регионального уровня, различные двусторонние и многосторонние договоры между субъектами международного права, различные решения международных судов и арбитражей. Так, арбитражное решение по делу «Трейл смелтер» (США — Канада, 1938, 1941) является главным прецедентом международного права в сфере, касающийся трансграничных загрязнений воздуха. Данное дело подтвердило принцип добрососедства в двухсторонних соглашениях между государствами.
Первым вызовом для международного сообщества в сфере защиты экологии стало активное проведение ядерных испытаний в атмосфере в 1950-х гг. Итогом бурных дискуссий в 1996 г. Международным Судом ООН в своем консультативном заключении по итогам различных дел, была установлена обязанность государств воздерживаться от причинения ущерба окружающей среде, в том числе и в атмосфере, в связи с проводимыми тестированиями вооружений.
Одним из наиболее ярких актов универсального уровня стала «Рамочная конвенция 1992 г. об изменении климата», которая закрепила широкий перечень обязанностей для государств-участников данного соглашения. Ключевыми из них являются: оказывать содействие и осуществлять сотрудничество в разработке и распространении технологий, которые ограничивают выбросы парниковых газов во всех секторах экономики. Этот нормативно-правовой акт обязал участников коллективно решать данные вопросы для достижения целей в сфере охраны атмосферы.
Киотский протокол 1997 г. стал новым витком развития в создании международных экологических принципов. Наиболее интересной является ст. 3, устанавливающая обязанности сторон данного протокола в обеспечении выброса парниковых газов в пределах, закрепленных в приложении «В». К примеру, для Российской Федерации данный объем составляет 100, для Японии 49, для США 39 и т.д. Различные требования к государствам объясняются различными характеристиками и уровнем производства, технологий и экономики в целом. Для проверки реализации норм данного протокола создается специальная Группа экспертов, которая осуществляет тщательный и всеобъемлющий техни-
ческий ценз всех аспектов исполнения закрепленных требований.
Парижское соглашение 2015 г. является самым актуальным нормативным правовым актом в данной сфере. Изменение климата как реальная угроза человечеству была осознана многими государствами, так что создание нового документа в борьбе с этим процессом было обусловлено временем. Данный документ поставил задачу в удержания прироста 2°С сверх доиндустриальных уровней в целях сокращения рисков и воздействия изменений климата. Для этого в ст. 5 закреплен охранный принцип, заключающийся в использовании более технологичных поглотителей и накопителей парниковых газов. Механизмом содействия в сокращении парниковых газов по данному договору является Конференция сторон, осуществляющая контроль и управление и выступающая надзорным органом. Он действует как совещание Сторон Парижского соглашения и осуществляет оценивание коллективного прогресса в ранее указанном направлении всеобъемлющим и стимулирующим образом.
Стороны в своей деятельности должны стремиться к ускорению и различными способами поощрять инновации и создавать благоприятные условия для эффективного долгосрочного реагирования на изменения климата. Все предпринимаемые меры получают надлежащую поддержку, в том числе финансовую. Развивающиеся страны имеют право на получение дополнительной помощи. Таким образом, данный нормативный правовой акт сформировал конкретные задачи и сформировал институты взаимодействия и поощрения деятельности, препятствующей изменению климата в мире.
Стандарты и формы взаимодействия в указанных международных актах, наряду с иными, действуют на универсальном уровне и не препятствуют созданию актов регионального уровня для решения вопросов регионального характера в сфере охраны атмосферы и озонового слоя. Все акты регионального уровня можно поделить по территориальному принципу следующим образом: европейские, американские, азиатские и африканские акты международного права в сфере охраны атмосферы, включая озоновый слой.
В Европейском союзе отличительной чертой является тот факт, что многие ключевые изменения зафиксированы в директивах Европейского парламен-
та и Совета Европейского союза. Данные акты конкретизируют общие конвенции и протоколы к ним. Ключевой директивой европейского союза в данной области является Директива № 2008/50/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС о качестве атмосферного воздуха и мерах его очистки в Европе (Страсбург, 21 мая 2008 г.). Данный документ указывает на то, что мельчайшие твердые частицы оказывают крайне негативное воздействие на здоровье человека и, соответственно, требуется создать иной подход с целью снизить концентрацию данных загрязняющих веществ в городских районах в целях обеспечения пользы для большинства населения от улучшенного качества воздуха. Также установилась обязанность проводить постоянные измерения для зон и агломераций, с последующей целью в планировании очистки воздуха. Статья 3 данной директивы возложила на государства - члены ЕС сформировать компетентные органы на соответствующих уровнях и возложить на них ответственность за: оценку качества атмосферного воздуха, одобрение измерительных систем, обеспечение точности измерения, анализ методов оценки, координацию на своей территории программ контроля качества, сотрудничество с другими государствами - членами ЕС и Европейской Комиссией. Также в ст. 26 особо выделяется обязанность государства - членов ЕС оперативно информировать о качестве атмосферного воздуха и о планах по его очистке.
На территории континента Северной Америки особое место занимает Соглашение о качестве воздуха между США и Канадой 1991 г. В 70-х гг. трансграничное загрязнение воздуха стало одной из острейших экологических проблем. Данный договор между государствами был направлен на предотвращение загрязнения воздуха, которое происходило из-за выбросов диоксидов серы и окислов азота в большом количестве. Цель договора — ограничить и сократить выбросы вышеуказанных веществ. Для реализации этой цели создаются системы постоянного мониторинга выбросов и других эффективных способов оценки выбросов. Устанавливается обязанность государств как можно раньше предупреждать партнера о том, какой непосредственный вред ему может быть нанесен в связи с выбросами загрязняющих веществ. Предоставляется возможность государству в инициации переговоров по просьбе заинтересованной стороны. В итоге перего-
воры должны привести к реализации необходимых мер по уменьшению ущерба. Также государство должно обеспечить минимальный риск возникновения таких угроз. Отдельно упоминается институт уведомления, который предполагает, что каждая сторона должна уведомить другую сторону о любых новых возникших источниках загрязнения воздуха в пределах 100 км от канадско-американской границы с указанием источника данных выбросов и их наименованием [2, с. 14-19].
Также хочется отметить наличие приложения к Соглашению об уменьшении трансграничного переноса выбросов NOx от источников, работающих на ископаемом топливе. Его цель — сократить трансграничные потоки приземного озона.
Говоря про Азию необходимо отметить тот факт, что на данном этапе процесс развития международного партнерства в сфере защиты атмосферы на данной территории только набирает силу. 2000 г. стал важным моментом в этом направлении, поскольку именно тогда, после многочисленных дебатов о разногласиях по проблеме дымового загрязнения государства - члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) приступили к переговорам относительно заключения «Соглашения о трансграничном переносе дымового загрязнения». Данное соглашение является знаковым не только для региона, но и для мира в целом. Это первое в мире региональное Соглашение, которое объединило сопредельные государства в группу по борьбе с экологическими проблемами из-за переноса дымового загрязнения. Данный нормативный правовой акт имеет обязательную силу регионального природоохранного соглашения в сотрудничестве с программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Соглашение направлено на предотвращение и контроль трансграничного переноса дымового загрязнения в результате земельных или лесных пожаров. Данная цель достигается путем совместных национальных усилий, усиленного регионального и международного сотрудничества. Эти усилия выражаются в том числе в управлении источниками пожаров, развитии системы их идентификации, мониторинге, оценке их раннего предупреждения, обмене информацией и технологиями, предоставлением совместной помощи, имплементации норм в различных отраслях национального законодательства. Существует также механизм оказания помощи при возникновении
чрезвычайных ситуаций в рамках Соглашения АСЕАН 2002 г.
В Африке было принято три субрегиональных международно-правовых документа, регулирующих охрану атмосферного воздуха. Первым из них является «Восточноафриканское региональное рамочное соглашение о загрязнении воздуха» (Найроби, 2008 г.). Второй документ носит название «Региональные основы политики по вопросам развития стран юга Африки» (Лусака, 2008 г.). Третий документ — «Региональное рамочное соглашение стран Западной и Центральной Африки о загрязнении воздуха» (Абиджан, 2009 г.). Имеет смысл анализировать данные документы совместно, поскольку данные нормативные акты схожи между собой как по содержанию, так и по структуре. Все эти документы устанавливают обязанность в гибком и широкомасштабном сотрудничестве в сфере противодействия вредных выбросов в атмосферу. Это сотрудничество заключается в развитии совместных институтов контроля выброса вредных веществ, а также в активном обмене знаниями и исследовательской информацией о качестве воздуха.
На основании данных актов в разных сферах были заложены задачи, направленные на улучшение экологической ситуации, связанной с выбросами вредных веществ в атмосферу. В области транспортного сектора была сформулирована задача по формированию стандартов приемлемого уровня выброса вредных веществ транспортными средствами и созданию условий по недопуску к продаже, а также нахождению таких средств передвижения на территориях государств - участников данных соглашений. К примеру, был установлен запрет на ввоз ТС, чья дата создания превышает десять лет на момент передачи через границы. В области производства и добычи полезных ископаемых устанавливается обязанность в использовании современных и более безопасных технологий, предотвращающих уровень выброса в воздух загрязняющих веществ. Особое внимание уделяется развитию чистой энергии и постепенному ее применению. Также был установлен акцент на необходимой борьбе с природными пожарами в лесах Африки путем создания эффективной системы раннего предупреждения и развития исследовательских программ, изучающих леса в данном регионе.
Таким образом, можно прийти к выводу, что региональные акты создаются в тех же целях что и ре-
гионального уровня с учетом различных региональных факторов с целью более успешной реализации поставленной цели в сфере охраны атмосферы, включая озоновый слой.
Литература
1. Анохин С.А., Ильясов М.С.З., Иванова Ю.А. и др. Правовая охрана окружающей среды: Курс лекций. М., 2017.
2. Ахмедов Р.М. Роль и значение международных конвенций (соглашений, договоров) в области природопользования и охраны окружающей среды. В сб.: Правовая охрана окружающей среды: материальные и процессуальные аспекты: Сб. ст. по мат. межвуз. круглого стола (посвящается памяти профессора И.А. Соболя). СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016.
3. Богданова Э.Ю, Копылов М.Н. Некоторые аспекты межгосударственного сотрудничества по оценке воздействия на окружающую среду в регионе НАФТА между США и Канадой // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 9.
4. Иванова Ю.А, Козлова А.А. Способы предупреждения экологических преступлений, связанных с незаконной рубкой лесов: уголовно-правовые аспекты. В сб.: Проблемы противодействия преступности в современных условиях: сб. ст. Орел, 2017.
5. Иванова Ю.А. К вопросу о правовом регулировании международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. В сб.: Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики: Мат. междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава и аспирантов. М., 2015.
6. Клишас А.А., Солнцев А.М. Кодификация и прогрессивное развитие международного права в сфере охраны атмосферы // Вестник Российского университета дружбы народов. 2012.
7. Экологическое право России: Учеб. пособие для студентов вузов / [Н.В. Румянцев и др.]; под ред.
Н.В. Румянцева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2018.
References
1. Anokhin S.A., Il'yasov M.S.Z., Ivanova Yu.A. i dr. Pravovaya okhrana okruzhayushchey sredy: Kurs lektsiy. M., 2017.
2. Akhmedov R.M. Rol' i znacheniye mezhduna-rodnykh konventsiy (soglasheniy, dogovorov) v oblasti prirodopol'zovaniya i okhrany okruzhayushchey sredy. V sb.: Pravovaya okhrana okruzhayushchey sredy: ma-terial'nyye i protsessual'nyye aspekty: sb. st. po mat. mezhvuz. kruglogo stola (posvyashchayetsya pamyati professora I.A. Sobolya). SPb.: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2016.
3. Bogdanova E.Yu, Kopylov M.N. Nekotoryye aspekty mezhgosudarstvennogo sotrudnichestva po ot-senke vozdeystviya na okruzhayushchuyu sredu v regione NAFTA mezhdu SSHA i Kanadoy // Sotsial'no-ekono-micheskiye yavleniya i protsessy. 2015. № 9.
4. Ivanova Yu.A., Kozlova A.A. Sposoby pred-uprezhdeniya ekologicheskikh prestupleniy, svyazan-nykh s nezakonnoy rubkoy lesov: ugolovno-pravovyye aspekty. V sb.: Problemy protivodeystviya prestupnosti v sovremennykh usloviyakh: sb. st. Orel, 2017.
5. Ivanova Yu.A. K voprosu o pravovom reguliro-vanii mezhdunarodnogo sotrudnichestva v oblasti okhrany okruzhayushchey sredy. V sb.: Aktual'nyye problemy yuridicheskoy nauki i pravoprimenitel'noy praktiki: Mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. profes-sorsko-prepodavatel'skogo sostava i aspirantov. M., 2015.
6. Klishas A.A., SolntsevA.M. Kodifikatsiya i pro-gressivnoye razvitiye mezhdunarodnogo prava v sfere okhrany atmosfery // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. 2012.
7. Ekologicheskoye pravo Rossii: Ucheb. posobiye dlya studentov vuzov / [N.V. Rumyantsev i dr.]; pod red. N.V. Rumyantseva. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Yuniti-Dana, Zakon i pravo, 2018.