УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10155
ББК 67 © Р.М. Ахмедов, Ю.А. Иванова, К.Е. Шохов, 2019
Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В АРКТИЧЕСКОМ И АНТАРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНАХ
Руслан Маратович Ахмедов, начальник кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Юлия Александровна Иванова, заместитель начальника кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru
Кирилл Евгеньевич Шохов, курсант 411 учебного взвода международно-правового факультета, рядовой полиции Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: K-Shokhov@outlook.com
Аннотация. В течение долгого времени Арктика находилась на периферии международных отношений и в стороне от геополитических интересов ряда государств. Эта область Земли привлекала к себе внимание преимущественно исследователей, моряков, рыбаков, охотников, промышленников. В середине XX в. Арктика попала в фокус внимания политиков, военных, а также экологов. Правовой статус Арктики формировался в течение длительного времени, процесс его развития продолжается и сейчас. В настоящее время правовой режим Арктики базируется, прежде всего, на нормах международного права, национального законодательства арктических государств.
Ключевые слова: окружающая среда, международно-правовые стандарты, Арктика, загрязняющие вещества.
INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE ARCTIC AND ANTARCTIC REGIONS
Ruslan Maratovich Akhmedov, the chief of department of the civil and labor law, civil process, candidate of jurisprudence, associate professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: ahmedov@list.ru.
Yuliya Alexandrovna Ivanova, deputy head of the Department of civil and labor law, civil procedure, candidate of law, associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul.
Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru
Shokhov Kirill Evgenievich, cadet 411 training platoon of the International Law Faculty, private of the police Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: K-Shokhov@outlook.com
Annotation. For a long time, the Arctic was on the periphery of international relations and away from the geopolitical interests of a number of states. This area of the Earth attracted the attention of mainly researchers, sailors, fishermen, hunters, industrialists. In the middle of the XX century. The Arctic was in the focus of attention of politicians, military, and environmentalists. The legal status of the Arctic was formed for a long time, the process of its development continues today. Currently, the legal regime of the Arctic is based primarily on the norms of international law, the national legislation of the Arctic states. Keywords: environment, international legal standards, the Arctic, pollutants.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ахмедов Р.М., Иванова Ю.А., Шохов К.Е. Международно-правовые стандарты охраны окружающей среды в Арктическом и Антарктическом регионах. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):151-3.
Говоря про Арктику требуется отметить тот факт, что современные нормы международного права незначительно уделяют внимание защите окружающей среде. На данном этапе данный регион уже претерпел значительный вред о чем свидетельствуют различные исследования ученых [1]. Также требуется подчеркнуть, что развитие норм защищающих окружающую среду Арктики отстает от развития того уровня научных исследований и разработки полезных ископаемых, которые проводятся в наши дни. Арктика — это тот регион, для которого загрязнение среды представляет критическую угрозу в связи с его суровыми климатическими условиями. Данные условия, характеризуются низкими температурами и обширными ледяными образованиями, которые в значительной степени тормозят процессы распада загрязняющих веществ и устранение последствий их попадания в воды Северного ледовитого океана и его окраинных морей.
Впервые в истории международного права вопрос о защите окружающей среды Арктики был поднят на Бернской конференции по международной охране природы 1913 г. [2], которая не выработала юридических норм, но привлекла внимание государств к опасности истребления растений и животных и необходимости «всем благоразумным людям сойтись в твердом решении положить конец этому истребительскому неистовству и сохранить, насколько возможно, то, что еще можно спасти» [3].
Лишь в 1991 году была принята «Декларация о защите окружающей среды Арктики», которая содержала в себе план необходимых действий для противодействия различным загрязнениям. Именно эти обязательства по мнению государств-участников данной декларации должны были положить начало процессу решения серьезных экологических проблем. К этим обязательствам, ставшими в дальнейшим международными стандартами стали следующие требования:
• осуществлять меры по сокращению и/или контролю за использованием загрязняющих веществ;
• развертывать системы мониторинга углеводородов;
• осуществлять меры по сокращению выбросов тяжелых металлов в результате промышленной деятельности при помощи внедрения лучших имеющихся технологий и предпринимать совместные действия согласно соответствующим международным соглашениям;
• проводить исследования различных загрязнений;
• поддерживать обмен информацией о законодательных и административных мерах, а также о политике в отношении защиты окружающей среды Арктики.
В сентябре 1996 года в городе Инувике (Канада) состоялась Третья конференция на уровне министров по защите окружающей среды Арктики, на которой была принята Инувикская декларация о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике. В данной декларации защита окружающей среды Арктики была обозначена в качестве приоритетного направления сотрудничества арктических государств [4].
Антарктика представляет из себя южную полярную область земного шара. Эта область включает в себя материк Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Первым и ключевым договором по охране окружающей среды Антарктики стал "Договор об Антарктике" 1959 года. Он вступил в силу в 1961 году и подчеркивал мирные цели данного соглашения. Несмотря на то, что основной задачей данного договора было создать нормативную базу предотвращающую возможность взять данную территорию под чей-либо суверенитет или предоставить возможность для дальнейшего военного доминирования, этот акт содержит нормы по охране окружающей среды. Примером такой нормы является запрет на осуществления ядерных взрывов в Антарктике или на удаление в этом районе радиоактивных материалов.
Данный договор предусматривал развитие сотрудничества в целях создания условий по охране окружающей среды и первым конкретизированным актом в данной области стал "Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике" от 4 октября 1991 года. В соответствии с данным договором был создан Комитет по охране окружающей среды. Его основной функцией стал сбор, хранение, обмен и оценка информации, связанной с охраной окружающей среды, а также оценка состояния окружающей среды Антарктики и проведение научных исследований, включая мониторинг окружающей среды. В целях ограничения добычи ресурсов и полезных материалов был установлен запрет на любую деятельность, связанной с минеральными ресурсами за исключением научных исследований. Данный протокол подтвердил намерения государств к защите данной территории от посягательств на экологическую безопасность региона в целях сохранения фауны и флоры.
Следующим важным актом стала "Конвенция о сохранении тюленей Антарктики" 1978 года, установившая жесткий режим направленный на сохранение популяции тюленей. Это стало ответным шагом на проблему коммерческой заготовки котиков. В соответствии с этим актом государства взяли на себя обязательства по регулированию допустимой добычи тюленей, установлению специальных районов где будет установлен запрет на ловлю тюленей, сформировать перечень охраняемых и неохраняемых видов и т.п. Главной целью этой конвенции было поддержать удовлетворительный баланс системы Антарктики.
"Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики" 1980 года детально регламентировала для каждого государства-участника конвенции так и для третьих государств меры по сохранению различных морских живых ресурсов. «Морские живые ресурсы» — означают популяции плавниковых рыб, моллюсков, ракообразных и всех других видов живых организмов, включая птиц, обитающих к югу от Антарктической конвергенции [5]. Цели данной конвенции следующие:
предотвращать сокращение численности любой вылавливаемой популяции до критического уровня
равному тому, который не позволит обеспечить наибольший чистый прирост популяции в год;
способствовать поддержанию экологических взаимосвязей различных вылавливаемых популяций морских живых ресурсов, в случае необходимости принимать участи в восстановлении популяций до необходимых уровней;
принимать во внимание состояние имеющихся данных и знаний касательно прямого или косвенного воздействия промысла на морскую экосистему в целом.
Исходя из вышеизложенного можно прийти к выводу, что международно-правовые стандарты охраны окружающей среды в Арктическом и Антарктическом регионах стали формироваться после причинения крупного ущерба в результате деятельности человека. В связи с этим требуется проводить более тщательную работу и вырабатывать новые нормы, которые будут способствовать гармоничному развитию и исследованию данных территорий без ущерба экологии региона.
Литература
1. Office of the President of the Russian Federation. Facts and problems Related to Radioactive Waste Disposal in Seas Adjacent to the Territory of the Russian Federation, in Materials for a Report by the Government Commission on Matters Radioactive Waste Disposal in Russian Seas, created 24 October 1992.
2. Анохин С.А., Ильясов М.С.З., Иванова Ю.А., Березко О.В., Левкина Е.С. Правовая охрана окружающей среды: Курс лекций. — М., 2017.
3. Ахмедов Р.М. Роль и значение международных конвенций (соглашений, договоров) в области природопользования и охраны окружающей среды. / В сборнике: Правовая охрана окружающей среды: материальные и процессуальные аспекты сборник статей по материалам межвузовского круглого стола (посвящается памяти профессора И.А. Соболя). — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2016. С. 14-19.
4. Вылегжанин А.Н. // Международное морское право. С.217. — М., 2003.
5. Иванова Ю.А. К вопросу о правовом регулировании международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. / В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. — М., 2015. С. 46 — 50.
6. Иванова Ю.А. Экологическая безопасность современного российского государства. // Закон и право, 2015. № 10. С. 62-63.
7. Инувикская декларация о защите окружающей среды и устойчивом развитии в Арктике 1996 г. // [Электронный ресурс] URL: http://library.
arcticportal.org/1272/1/The_Inuvik_Declaration.pdf.
8. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики» (Заключена в г. Канберре 20.05.1980) из информационного банка «Международное право».
9. Экологическое право России: учебное пособие для студентов вузов / [Н.В. Румянцев и др.]; под ред. Н.В. Румянцева. — 5-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2018, 351 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).
References
1. Office of the President of the Russian Federation. Facts and problems Related to Radioactive Waste Disposal in Seas Adjacent to the Territory of the Russian Federation, in Materials for a Report by the Government Commission on Matters Radioactive Waste Disposal in Russian Seas, created 24 October 1992.
2. Anokhin S.A., Ilyasov M.S.Z., Ivanova Yu.A., Berezko O.V., Levkina E.S. Legal protection of the environment: Course of lectures. — M., 2017.
3. Ahmedov R.M. Role and importance of international conventions (agreements, treaties) in the field of environmental management and protection environment / In the collection: Legal protection of the environment: material and procedural aspects Collection of articles on the materials of the interuniversity round table (dedicated to the memory of Professor I.A. Sobol). — SPb.: St. Petersburg University of the Russian interior Ministry, 2016. P. 14-19.
4. Vylegzhanin A.N. // International Maritime law. P. 217. — M., 2003.
5. Ivanova Yu.A. To the question of legal regulation of international cooperation in the field of environmental protection / In the collection: Actual problems of legal science and law enforcement practice Materials of the international scientific and practical conference of the faculty and graduate students. — M., 2015. P. 46 — 50.
6. Ivanova Yu.A. Ecological safety of the modern Russian state. // Law and right, 2015. No. 10. P. 62-63.
7. Inuvik Declaration on environmental protection and sustainable development in the Arctic 1996 // [Electronic resource] URL: http://library.arcticportal. org/1272/1/The_Inuvik_Declaration.pdf.
8. Convention on the conservation of Antarctic marine living resources (Concluded in Canberra on 20.05.1980) from the information Bank "International law".
9. Environmental law of Russia: textbook for University students / [N.V. Rumyantsev et al.]; ed. N.V. Rumyantsev. — 5th ed., edit. and add. — M.: UNITY DANA, Law and right, 2018, 351 p. (Series "Dura lex, sed lex").